Ксенофонт, архиепископ Подольский и Брацлавский (Троепольский) Окончил курс Севской духовной семинарии. Пострижен в монашество и вскоре назначен префектом Севской духовной семинарии. 6 июня 1796 года возведен в сан архимандрита Зеленецкого Троицкого монастыря и назначен законоучителем морского шляхетского корпуса. 1 февраля 1798 года переведен настоятелем в Казанский Спасо-Преображенский монастырь и преподавателем Казанской духовной академии. С 24 августа 1799 года – настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и ректор Казанской духовной академии. 15 января 1800 года хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии, а 24 февраля того же года назначен епископом во Владимир. С 3 июня 1821 года – архиепископ Подольский и Брацлавский. 24 января 1832 года ушел на покой и жил в Коржевецком монастыре Подольской епархии. Скончался 4 мая 1834 года. Архиепископ Ксенофонт был из числа самых просвещенных и добрых пастырей на Владимирской кафедре. Человек всесторонне образованный, он пользовался особенным уважением и любовью своей паствы. Характерной чертой его деятельности служит постоянная, в полном смысле слова неусыпная забота о духовном просвещении. Предание говорит, что его так и называли многие – «радетель духовного просвещения». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 185. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1. – С. 183, 184. Благовещенский А. А. Казанская духовная семинария с восемью низшими училищами в XVIII и XIX столетие. – Казань, 1881. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555–1885). – Казань, 1888. – С. 30. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1408. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Участию в конкурсе президентских грантов предшествовала обширная подготовительная работа, которую в последние годы вел Высоко-Петровский монастырь. Обитель стала победителем конкурса «Православная инициатива 2013-2014» с проектом «Православный монастырь — городская духовная и архитектурная доминанта», благодаря чему были разработаны и переданы в библиотеки московских школ методические материалы по истории столицы и Высоко-Петровской обители. В Культурном центре при монастыре на регулярной основе проходят просветительские мероприятия, формируется пространство и монастырского музея. В 2019 году монастырь стал партнером Российского православного университета святого Иоанна Богослова в реализации проекта «Историко-археологическая экспедиция " Московский православный некрополь XVIII-XX вв. " », поддержанного Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2019 году монастырь также стал местом апробации экскурсионного проекта для столичного студенчества Московской епархиальной комиссии по работе с вузами. На второй конкурс Фонда президентских грантов в период с 26 февраля по 6 апреля 2020 года было подано рекордное количество проектов — 11085, до независимой экспертизы было допущено 10559, 2402 из них по результатам независимой экспертизы получат поддержку на общую сумму 4,6 млрд рублей. Высоко-Петровский монастырь /Патриархия.ru за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] У пройшла розвитку Посада Кирила учасникам вечора «Жертовне : та звернення] Розпочався прийом заявок на конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровського – 2024» Розпочався прийом заявок на конкурс – 2024» Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5653197...

Амвросий, епископ Черниговский и Нежинский (Дубневин) Родился в конце XVII века в селе Подгурье на Украине. Окончил Киевскую духовную академию и оставлен в ней преподавателем младших классов. С 1727 по 1731 год – префект академии. С 1731 по 1737 год – ректор и профессор богословия и игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря. С 1733 года – архимандрит Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 1739 года – настоятель Троице-Сергиевой лавры. 8 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Черниговского. Скончался 23 февраля 1750 года. Погребен в Черниговском кафедральном соборе. Епископ Амвросий – один из лучших наставников и ректоров Киевской духовной академии. Он первый ввел трактат о десятисловии и евангельском законе, тогда как до него никто не касался нравственного богословия. По воле императора Nempa II принимал участие в дополнении Литовского статута (сборника западно-русских законов и привилегий, который был действующим законодательством по 2 сентября 1840 года – прим. ред.) на основе Магдебургского права. В 1746 году производил обследование чудес от Ахтырской иконы Божией Матери. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, ч. 2. – С. 50. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. – Киев. 1825. – С. 299. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. – С. 85–87, 95, 96, 98. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 322, 323. Маркевич. Записки. – ч. 2. – С. 181. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 154; ч. 2. – С. 181. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 21. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 625. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Булатниково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы существовала в Булатниково уже в XV веке. Она неоднократно перестраивалась. Из уцелевших документов о ней известно лишь то, что она была деревянная «о пяти верхах» и стояла на каменном фундаменте. В конце XVII века церковь была перестроена в каменную на средства князя В.В. Голицына. В первой половине XVIII века была достроена и украшена потомками молдавского господаря Дмитрия Кантемира. Церковь была разрушена в 30-е годы ХХ века. В 2004 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия была зарегистрирована община, в выделенных помещениях сельской библиотеки стали совершаться богослужения. 25 марта 2006 года по благословению митрополита Ювеналия произошла закладка храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и уже в апреле было выстроено каменное здание. Первая служба состоялась 16 апреля 2006 года. 26 июля 2008 года храм был освящен архиепископом Можайским Григорием. http://www.hrbcb.ru/ Рождественская церковь в селе Булатникове по писцовым книгам Московского уезда 1627 – 28 гг. «древянна, клетцки, в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение приходных людей…». В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г. написано: «церковь Рождества Пресвятой Богородицы в государеве дворцовом селе Булатникове, дани 6 алтын с деньгою, кормовая гривна, февраля в 28 день на нынешний 1628 год те деньги взято». За 1635 – 36 гг. – «в вотчине Федора и Степана Стрешневых да в поместье вдовы Марфы Ивановой жены Стрешнева, в селе Булатникове, дани рубль, десятильничих и заезда гривна», за 1662 г. – в вотчине Ивана Федоровича Стрешнева, 6 алтын с деньгою, заезда гривна. По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г.: «в селе Булатникове церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в вотчине боярина Ивана Федоровича Стрешнева, церковное строение боярское и мирское…». В описных книгах 1690 г. 25 сентября Богородицы Рождественская церковь описана так: «в селе Булатникове церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная о 5 верхах ветха… да в том же селе у вотчинникова двора построена вновь каменная церковь, а не довершена, да подле церкви к строению всяких припасов церковных – белый камень, лещади, кирпич и известь». В 1712 г. «в селе Булатникове, по правую сторону речки церковь деревянная во имя Рождества Богородицы, да церковь каменная не достроена, длиннику 10, поперечнику 9 сажень без чети; кругом паперти каменные, на ней другая церковь длиннику 9, поперек 4 сажени без чети».

http://sobory.ru/article/?object=45432

Любавичи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В Любавичах было 2 церкви: одна каменная, одна деревянная. С середины XVIII в. сохранилась церковь Успения Богоматери, перестроенная из униатской в православную. Боковые нефы старого храма были расширены и в них устроены приделы, но трехнефная базилика с 2 башнями на западном фасаде мало похожа на православную церковь. Прямоугольный объем главного нефа, включавший в себя алтарное помещение, возвышается над объемами боковых нефов с их небольшими апсидами. В западный фасад включены и 2 высокие башни, между которыми расположен фронтон, завершающий фасадную поверхность главного нефа. Успенская церковь в Л. выделяется особым динамизмом архитектурных масс и криволинейностью форм. Лит.: Россия: Полн. географическое описание нашего Отечества.– T.IX. – СПб, 1905. – С.387; Рябков Г.Т. Смоленский край в период феодализма. – Смоленск, 1987; Стерхова Л.П. До Нью-Йорка – Любавичи были центром хасидизма//Край Смоленский,1991. – 2 (октябрь). Л.В. Бабурченкова, Г.Т. Рябков Древнейшее поселение, расположено в бассейне р. Днепр, в 15 км на юго-запад от г. Рудни при р. М.Березина. В прошлом – форпост. До 1654 г. – в составе Речи Посполитой. Принадлежало князьям Любомирским и было центром Любавичской волости Оршанского уезда Могилевской губернии. С возвращением Смоленщины Российскому государству земля и крестьяне остались в руках тех же феодалов, если они перешли на русскую службу, или были пожалованы русским боярам и помещикам из числа ратных людей. Крестьяне Л. жаловались царю Алексею Михайловичу, что " начальные люди " его армии забрали у них скот и хлеб, пожгли дома, схватили и отправили в свои владения в глубь страны их жен и детей и что сами они скитаются по лесам, погибают от голода и холода; ждали защиты, а их заставили " острог и всякие крепости сделать, всякие панские хлеба сжать, да в скирды положить " . Крестьяне восстали, против них были посланы войска. В статистическом описании Могилевской губернии (1784 г.) Л. – местечко Бабиновичского (с 1857 г. Оршанского) уезда Могилевской губ., 2,5 тысяч жителей, в т.ч. более 1,5 тысяч евреев. Место проведения одной из самых крупных в бывшей Могилевской губ. ярмарок – с привозом товаров до 1,5 млн. руб. Ярмарок было 2: 29 июня Петрово-Павловская и с 6 января по 6 февраля – Крещенская. В 1860 г. в Л. было домов каменных – 1, деревянных – 312, кожевенный завод, 1516 душ обоего пола, из которых 978 евреев. В настоящее время в с. Л. 577 жителей (1998 г.).

http://sobory.ru/article/?object=00472

На Сенной площади Петербурга на месте взорванной церкви обнаружены захоронения 31 июля, 2013. Новостная служба Он сообщил, что следующим этапом на пути восстановления храма станет проведение историко-культурной экспертизы, после которой объект должен быть включен в список достопримечательных мест. Далее может быть получено разрешение на строительство. 31 июля. ПРАВМИР. В ходе изысканий на месте разрушенной церкви Успения Божьей Матери на Сенной площади Петербурга обнаружены захоронения. «Проведена археология, которая и была запланирована. Окончательный отчет будет готов через две-три недели. Пока уже известно, что в ходе изысканий вскрылась алтарная часть церкви, три уровня цокольных камней, некоторые захоронения», — рассказал автор проекта по восстановлению храма Рафаэль Даянов « Интерфакс-Религия». Он сообщил, что следующим этапом на пути восстановления храма станет проведение историко-культурной экспертизы, после которой объект должен быть включен в список достопримечательных мест. Далее может быть получено разрешение на строительство. «Начать строительство, как я и предполагал ранее, можно будет начать уже в 2014 году. Археологический объект будет законсервирован до зимы», — пояснил специалист. Фундамент храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) был обнаружен при проведении работ у станции метро «Сенная площадь» в центре города. Каменная церковь на Сенной площади была построена во второй половине XVIII века. Это был один из самых больших храмов «северной столицы». В начале 1960-х годов храм разрушили, а на его месте построили выход станции метро. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 февраля, 2013 20 ноября, 2012 16 ноября, 2012 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024

http://pravmir.ru/na-sennoj-ploshhadi-pe...

Общая стоимость работ составила более 11 миллионов рублей. 14 сентября. ПРАВМИР. В Вологде завершены реставрационные работы в Софийском соборе, являющемся федеральным памятником архитектуры. «В 2016-2017 годах был проделан очередной исторический ремонт собора. На двух главках храма была заменена опорная конструкция подкрестных столбов, выполнена реставрация крестов с восстановлением утраченных декоративных элементов и монтажом их на главу», – говорится в сообщении. Общая стоимость работ составила более 11 миллионов рублей. Далее планируется выполнить реставрационные работы колокольни и отдельных помещений Вологодского кремля. Кроме того, в стадии ремонтных работ в настоящее время находится Воскресенский собор. Софийский собор – древнейшее сохранившееся каменное сооружение Вологды. Был возведен в 1568-1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. В храме практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. В 1935 году собор был взят под государственную охрану. Храм и весь архитектурный комплекс вологодского архиерейского подворья отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 августа, 2022 15 июля, 2022 16 апреля, 2022 6 апреля, 2022 8 февраля, 2022 8 декабря, 2021 19 октября, 2021 18 октября, 2021 6 октября, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zavershilas-restavrats...

Рубрики Коллекции Жизнь Ксении Блаженной. История в картинках 6 февраля и 6 июня Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской. Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII века.  05.02.2024 25.01.2024 Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках Со времен Крещения Руси до конца XIII века резиденция глав Русской Церкви находилась почти все время в Киеве. Однако после нашествия Батыя в 1240 году великий город надолго запустел. Митрополит Максим избрал новой резиденцией Владимир-на-Клязьме 06.09.2023 Святая Екатерина : житие в картинках Дочь правителя Александрии Доротея знала несколько языков, изучала труды философов и медиков, упражнялась в ораторском искусстве, участвовала в диспутах ученых… Теперь мы ее знаем как святую великомученицу Екатерину, чью память Церковь празднует 7 декабря. 06.12.2018 День народного единства и 1612 год. История в картинках Каждый год 4 ноября Россия отмечает День народного единства. Это очень молодой праздник. Всего лишь в 2005 году его ввели в календарь. Но у него глубокие исторические корни. 04.11.2021 13.10.2021 40 мучеников Севастийских В 320 г. римский император Лициний (308–323), разделивший власть со своим братом Константином, разорвал отношения с императором-христианином. 21.03.2022 26.04.2020 Жизнь Святителя Николая. История в картинках 22 мая Церковь отмечает день памяти святителя Николая Мирликийского (перенесение мощей святителя и чудотворца Николая). В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал одно из первых мест среди святых по количеству посвящённых храмов и написанных икон. Его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев. 18.12.2019 Пророк, Предтеча и Креститель «Из рожденных женами не восставал пророк больший Иоанна Крестителя», — говорит о нем Спаситель (Мф 11:11). Его значение в истории спасения человечества так велико, что ему посвящено сразу несколько праздников в году. А история этого величайшего из пророков начинается задолго до его рождения.

http://foma.ru/themes/istorija-v-kartink...

Акакий, епископ Тверской и Кашинский (Александр) Родился 15 марта 1482 года. Пострижен в монашество преподобным Иосифом Волоцким , в обители которого и подвизался. 30 марта 1522 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского. 22 июля 1537 года во время пожара в Твери был в опасности и едва спасся. 19 марта 1542 года участвовал в возведении митрополита Макария на первосвятительскую кафедру. 26 февраля 1547 года присутствовал на Соборе по вопросу установления служб и празднеств святому Александру Невскому, преподобным Зосиме и Савватию Соловецким. 15 июля 1551 года преосвященный Акакий участвовал в переговорах на Стоглавом Соборе по делам новгородских священников. Скончался 14 января 1567 года. Погребен 27 января в Желтиковом монастыре. Чин погребения совершал епископ Рязанский Филофей. Преосвященный Акакий не был канонизирован, но имя его упоминается в «Книге о святых» в XVII и XVIII веках, а также и в иконописном подлиннике. Епископ Акакий обладал даром прозорливости. Иеродиакону Варсонофию предсказал, что тот будет его преемником на Тверской кафедре, что впоследствии и исполнилось. Литература: Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 184 2–1843, т. 7. – С. 97, прим. 345, 483; т. 9. – С. 96, 268. Софийский временник или Русская летопись с 862 года по 1534 год: в 2 т./Изд. Павел Строев. – М., 1820–1821, т. 2. – С. 84. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, т. 6. – С. 264, 295; т. 8. – С. 270. Акты исторические, собранны е и изданные Археографическою комиссиею : в 5 т. – СПб., 1841–1842, т. 1. – С. 333. Акты, собранны е в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии Наук: в 4 т. – СПб., 1836, т. 1. – С. 203. Строев П. М. Описание славяно-российских рукописей. – М., 1825. – С. 132. Описание рукописей Соловецкого монастыря. – Казань, 1881–1886, ч. 1. – С. 476, Л. 360. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 442.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Антоний, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Румовский или Борисов Александр Иванович) Родился в 1738 году в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Образование получил в Александро-Невской семинарии. По окончании курса духовной семинарии принял монашество. В 1762 году назначен в семинарии учителем физики. С 1763 года – законоучитель в сухопутном кадетском корпусе. В 1770 году, уже в сане архимандрита Новгородского Николо-Вяжищского монастыря, определен проповедником в Московскую духовную академию. 2 февраля 1774 года хиротонисан во епископа Переславль-Залесского. 19 сентября 1776 года переведен в Астрахань. 3 мая 1785 года возведен в сан архиепископа. Скончался 10 ноября 1786 года. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у западных дверей. Памятником деятельности архиепископа Антония в Астрахани осталась основанная им духовная семинария. Труды: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. – СПб., 1767. Слово при погребении тела графа А. Г. Разумовского . – М., 1771. Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. – СПб., 1771. Слово в день коронования императрицы Екатерины II. – СПб., 1767. Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига (прививки оспы. – прим. ред.). – СПб., 1769. Литература: Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1848, 7. – С. 81. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 41. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 637–638. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 132.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010