Детские санатории в России — забытый опыт благотворительности. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Май Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Детские санатории в России — забытый опыт благотворительности Доктор Рассел и рождение первого санатория 31.03.2011 18:34 Версия для печати Век XVIII только вступил в свои права. Врачи широко назначают такие средства, как кровопускания и клизмы. Если не поможет,— ртуть и серу. Разумеется, внутрь! Если и они не помогут, то используем более сильные средства — яды, а также можно искусственно вызвать у больного абсцесс, для оттока «вредных соков». Когда болеет ребенок, средства мало отличаются, ведь ребенок — это маленький взрослый, и только крамольные молодые врачи начинают в этом сомневаться. Впрочем, перед большинством болезней (золотуха, костный туберкулез...) медицина бессильна....Королевское медицинское общество гудит в возмущении: какой-то неизвестный доктор Рассел только что сделал доклад о лечении золотухи у детей — тяжелого, хронического, вяло текущего заболевания лимфатических узлов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сортировать по Исключить новости Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 В православных изданиях XIX–XXI веков можно встретить жизнеописания монаха Авеля (в миру крестьянина Василия Васильева), жившего в конце XVIII — начале XIX века. Во многих из них монах Авель предстаёт перед нами как истинный христианин-подвижник, обладавший даром пророчества и страдавший от властей за свои предсказания. Ряд источников относит его к подвижникам благочестия 1 и даже к преподобным отцам 2 . Некоторые авторы считают, что его предсказания имели и продолжают иметь важное значение для исторических судеб России 3 . Что же достоверно известно нам об этом человеке? Прежде чем пытаться отвечать на этот вопрос, не рассматривая сочинений тех авторов, которые писали об Авеле, опираясь на разного рода сведения о нём, рассмотрим опубликованные первичные источники информации о жизни монаха Авеля. Монах Авель 1. Опубликованные первичные источники сведений 1) Воспоминания современников Авеля Это краткие воспоминания А. П. Ермолова, записанные с его слов неким его родственником 4 , известного поэта и героя войны 1812 года Д. Давыдова 5 , воспоминания известного историка М. В. Толстого 6 , “Записки” И. П. Сахарова 7 , а также воспоминания Л. Н. Энгельгардта 8 . Отдельно нужно указать на краткое упоминание о предсказаниях Авеля святителя Игнатия (Брянча­ни­но­ва) 9 . 2) Документы и их фрагменты В ряде статей, опубликованных в исторических журналах в XIX веке, анализируются и цитируются документы, относящиеся к жизни монаха Авеля. К ним относятся следующие: А) Статья под названием “Прорицатель Авель. Новые подлинные сведения о его судьбе”, опубликованная в журнале “Рус­ский Архив” в 1878 г. 10 , представляет, по словам анонимного автора, “извлечение из” архивного “Дела о крестьянине Василии Васильеве, находящемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, и потом названном Авелем, и о сочиненной им книге. Начато марта 17 ого 1796 года, 67 листов”. В статье приводятся: 1) Извлечения из секретного письма генерал-губернатора Заборовского к генерал-прокурору графу А. Н. Самойлову в связи с арестом монаха Авеля от 19 февраля 1796 г. 2) Протокол допроса Авеля от 5 марта 1796 года в Тайной экспедиции. Следователь А. Макаров. 3) Судебное решение о заключении Авеля в Шлиссельбургскую крепость. 4) Рескрипт императора Павла генерал-прокурору князю А. Б. Куракину об освобождении Авеля из Шлиссельбургской крепости от 14 декабря 1796 г. 5) Выдержки из писем Авеля императору Павлу, князю А. Б. Куракину, митрополиту Амвросию. 6) Выдержки из писем митрополита Петербургского Амвросия генерал-прокуро­ру Обольянинову от 19 марта и 29 мая 1800 года и из других писем и документов.

http://pravmir.ru/monah-avel-mifyi-i-ist...

А.А. Половцов Байер, Готлиб-Зигфрид Байер , Готлиб-Зигфрид, филолог, ориенталист и историк. Род. 6-го января 1694 г. в Кенигсберге. С 3-го декабря 1725 г. занимал кафедру древностей и восточных языков в петербургской академии наук и заведовал одно время академической гимназией. Ум. 10-го февраля 1738 г. в Петербурге. Отец его, бедный живописец, поселился в Кенигсберге, после того как бежал из Венгрии, спасаясь от преследования за религиозные взгляды. Первоначальное воспитание Готлиб-Зигфрид Байр получил в одной из кенигсбергских школ, где, между прочим, понуждаемый бедностью, писал за своих более богатых товарищей латинские упражнения и для этого изменял выражения, употребляемые им в своих собственных работах. Это было для него, как он сам говорит, полезным упражнением «ad copiam verborum acquirendam». Дальнейшее его учение в кенигсбергской фридриховой коллегии (collegium Frideri cianum) под руководством способного и широко образованного для того времени преподавателя возбудило в нем интерес к чтению латинских классиков, так что скоро Байер стал выделяться своим искусством писать по-латыни под немецкую диктовку. «Чрез это, говорит он, я отвык мало-помалу мыслить по-немецки и начал думать по-латыни, когда писал». Эти познания в латинском языке пригодились Байеру, когда он поступил в кенигсбергский университет (1710 г.). С этого времени в нем развивается любовь к истории, литературе; он посещает усердно различные библиотеки, и мало-помалу из него вырабатывается типичный немецкий ученый-специалист начала XVIII в., отличающийся огромною начитанностью, не придающий большого значения методу, интересующийся вопросом тем больше, чем к более древним временам этот вопрос относится. Любовь к научным занятиям не уменьшается в Байере и тогда, когда ему пришлось тяжелым трудом самому зарабатывать себе кусок хлеба: он получил место учителя в низшем классе фридриховой коллегии, где ему приходилось заниматься по семи часов в день более, чем с 150-ю учениками. В это время он начинает изучение еврейской библии, и таким образом вступает в новую сферу науки – в восточные древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Терновский, Филипп Алексеевич Терновский , Филипп Алексеевич, профессор Киевской духовной академии и доцент по кафедре церковной истории в университете св. Владимира, доктор русской истории, сын дьякона (впоследствии священника церкви Воздвиженья на Острожках в Москве), родился 11 августа 1838 г., умер 23 мая 1884 г. Среднее образование получил в Московской духовной семинарии (1852–1858) и высшее в Московской же духовной академии, курс которой окончил 1862 г. со степенью магистра богословия, удостоенный ею за диссертацию «Местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский и Димитрий Тверитинов» («Прибавления к Творениям св. отец», 1862, т. XXI, кн. 3); два года спустя эта работа вышла в дополненном и расширенном виде под названием «Митрополит Стефан Яворский ; биографический очерк» («Труды Киевск. Дух. Академии», 1864, т. I и II, кн. 1, 3 и 6) – один из значительнейших трудов в исторической литературе о деятельности Яворского. Еще на студенческой скамье Т. опубликовал несколько работ, большею частью за подписью «Ф. Алексеев», – таковы «Современное религиозное движение в Италии» («Прав. Обозр.», 1860, кн. 8), «Положение протестантских партий в Пруссии» (там же, 1860, кн. 11), «Германский богослов Христиан Бунзен и его литературные труды» (там же, 1861, кн. 5), «Обозрение материалов для истории русской духовной литературы» (там же, 1862, кн. 3), «Из истории наших духовных школ в XVIII стол.» (там же, 1862, кн. 10) и «О монашестве и безбрачии по отношению к избранию в сан епископа» (там же). За эти работы и диссертацию Т. был назначен бакалавром Киевской духовной академии по кафедре обличительного богословия (с 30 окт. 1862 г.), а через год (в декабре 1863) на кафедру русской гражданской истории, на которой до февраля 1866 г. числился бакалавром, а с этого времени повышен в экстраординарного профессора, коим состоял 17 лет. Одновременно с профессурой в духовной академии Т. соединял должность одно время (1868–1870) преподавателя немецкого языка в академии же и учителя русской истории в Киевском епархиальном училище (1863–1873); 28 марта 1869 г. он был приглашен приват-доцентом в университет св. Владимира по кафедре церковной истории и в 1872 г. утвержден в звании штатного доцента. За работу «Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение к древней Руси» («Киевск. Унив. Известия», 1875–1876, и отд.: Киев 1877, 2 вып., стр. 214301) он был удостоен в 1877 г. университетом доктора русской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Звезда заветная над Босфором К 100-летию казни А.В. Колчака 04.02.2020 1206 Время на чтение 12 минут По мне, русский романс «Гори, гори, моя звезда» - наиболее популярен у нас. Хотя сочинители слов и музыки известны, молва упорно приписывает авторство адмиралу Колчаку, который в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года был отправлен в его последнее плавание под речным льдом к океану своей давней мечты. Особенно рвёт душу последняя строфа романса : Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я - ты над могилою Гори, сияй, моя звезда! Видимо, молву об авторстве знаменитого полярного исследователя и морского военачальника, героя Балтики во Вторую Отечественную войну (1-я Мировая) породило чьё-то воспоминание: мол, Александр Васильевич, бывало, напевал полюбившиеся ему слова в морских походах и уж точно – ведомый к расстрельной проруби… Партийная пропаганда советской поры вылепила из адмирала Колчака фигуру злодейскую. Неудивительно: Победители судят (простите за вольную трактовку известной поговорки). Но «Столетняя война» между белыми и красными закончилась победой первых массовым переходом к ним красно-линялых. И в условиях гласности можно вслух вносить поправки в облик Адмирала, который, конечно же, не ангельский, но… но… Однако сейчас, в сотую годовщину его гибели, чтобы не раздражать хулителей одного из Героев гражданской войны, перед лицом торжествующей смерти, я вспоминаю не о несчастном Верховном правителе. Обращаюсь не к полярному исследователю, не к умельцу минной войны на воде. Обратим внимание на ту звезду заветную, что всходила для вице-адмирала Колчака над Босфором – самым желанным призом России на протяжении двух веков. Всходила, уже почти достигла зенита и вдруг сорвалась, погасла. УПУЩЕННАЯ ПОБЕДА В 2017 году исполнилось 100 лет проекту Босфорской военно-морской операции, проведение которой решило бы последнюю из трёх главнейших задач нашей государственности. Таковыми я называю выход России к Балтийскому морю, предотвращение английской экспансии с индийского и афганского плацдармов на север от Памира и Гиндукуша и овладение проливами Босфор и Дарданеллы с возрождением христианского Константинополя-Царьграда. Первые две задачи были решены военными и дипломатическими усилиями империи в XVIII и XIX веках. Третья, самая трудная, созрела для воплощения в жизнь в начале века ХХ. Будь она реализована, её исполнителей ждала бы слава, равная славе регулярной армии Петра, Екатерининских орлов, чудо-богатырей графа Рымникского и солдат Белого Генерала, покорителя Геок-Тепе. А командир черноморцев, добытчиков долгожданного приза, стал бы во мнении народном равновеликим адмиралу Ушакову.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/04/...

Профессор Петр Семёнович Смирнов Пользовался профессор большим уважением и среди своих академических коллег. Это следует хотя бы из того факта, что Совет Санкт-Петербургской Духовной Академии трижды (!) избирал (не назначал) Смирнова на должность редактора академического журнала – как сейчас принято в подобных случаях говорить, флагмана богословской науки – «Христианское чтение». Значит, члены корпорации не просто Смирнову доверяли, а знали, что он – профессионал высокого уровня. С другой стороны, при попытке обратиться к материалам, связанным с жизнеописанием этого профессора, приходится с удивлением столкнуться с практически полным отсутствием какой бы то ни было подробной информации 1 . Не без труда удаётся узнать какие-то хотя бы общие сведения. Родился Пётр Семёнович Смирнов в 1861 году. Окончил сначала Рязанскую духовную семинарию, затем, в 1887 году, Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 16 августа 1888 года, то есть только через год после окончания академии, был назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в родной ему Рязанской духовной семинарии. После кончины профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, научного руководителя П. С. Смирнова Ивана Фёдоровича Нильского самого Петра Семёновича избирают в 1894 году на академическую кафедру истории и обличения русского раскола. Эту кафедру Смирнов будет занимать вплоть до закрытия академии в 1918 году. В 1899 году он защищает магистерскую диссертацию «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным» (СПб., 1898). С 24 марта 1899 года – доцент, с 30 января 1900 года – экстраординарный профессор. В ноябре 1909 года удостоен степени доктора церковной истории за представленное исследование «Споры и разделения в расколе в первой четверти XVIII века» (СПб., 1909). С 9 июня 1910 года – ординарный профессор. С 1 января 1903 года по 31 декабря 1911 года – редактор «Христианского чтения». После закрытия академии, с 1 декабря 1918 года по 1 февраля 1922 года – сотрудник 2-го отделения 6-й секции Единого государственного архивного фонда 2 . Что касается времени смерти, то обычно указывалось – после 1917 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

ред. Ю.А. Лимонов П.С. Паллас. Путешествия по разным провинциям Российского государства Путешествие по Сибири к востоку, лежащей даже и до самой Даурии, 1772 года Красноярск По прибытии моем в Красноярск, чем я заключил вторую часть моего путешествия 158 , погода стояла чрезвычайно тихая и приятная; но сколь в полуденной стороне Сибири оная непостоянна бывает, столь почти во всех к востоку лежащих гористых землях обыкновенно ясною осенью наслаждаются. Во всем октябре 1771 года хотя разные пасмурные и холодные, однако по большей части приятные и благорастворенные дни стояли, но жестокие ночью морозы продолжались беспрерывно, и потому в средине еще сего месяца река Кача замерзла, а на Енисее 22(-го) дня стал лед появляться. В последней же половине октября по большей части бури случались, которые даже и до 19 ноября с великою жестокостью беспрестанно стояли. Таковым ненастьям Красноярский уезд из году в год столь часто бывает подвержен, что в Сибири, где обыкновенно по гористому ее состоянию ветры чаще и сильнее держатся, нет почти другого места, где б воздух так был в беспрестанном движении, как здесь. По 18(-е) число ноября было несколько снежно и дождливо; потом легким морозом так закрепило, что 20(-го) дня Енисей весь льдом покрылся. Обыкновенно за быстрым реки течением сие не прежде случается, как в последней ноября половине, а вскрытие в апреле бывает. Сибирская зима еще только в декабре и январе появилась, какая, однако, здесь редко столь долго и сильно бывает. Термометр в ночи с седьмого на восьмое число декабря стоял на 196 (-м) градусе 159 , 9 (-го) д(ня) поутру – на 194 (-м) гр(адусе), 10 (-го) д(ня) – на 203 (-м) гр(адусе), 11(-го) д(ня) – на 209 (-м) гр(адусе), а 12 (-го) д(ня) – на 202 (-м) гр(адусе), потом переменилась в оттепель; в начале нового года опять чрезвычайная стужа настала, так что 5 января – 201 гр(адус), 6 (-го) дня – 206 гр(адусов), 8 (-го) дня – 212 гр(адусов), а 9-го еще 196 гр(адусов) термометр показывал. Ужасный северо-западный ветер 19 (-го) числа прекратил сию жестокую погоду, а после настали продолжительные с запада ненастья, кои снег от часу умножали. Таким образом, зима стояла умеренно и одинаково, только что в конце февраля несколько сильных было морозов, которые после в теплые солнечные дни переменились, отчего по сторонам песчаных здешних гор снегу много стаяло, и верхи довольно оголились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марциальные Воды. Церковь Петра апостола. Сортировка: Карта и ближайшие объекты 20 марта 1719 года Петром I были изданы специальные правила лечения: «Объявление о лечительных водах, сысканных на Олонце, а от каких болезней, и как при том употреблении поступать, тому дохтурское определение. Также и указ Его Царского Величества на оные дохтурские правилы». Это был первый документ, посвященный Олонецким минеральным водам, поэтому 20 марта 1719 года считается датой рождения первого российского бальнеологического курорта, который сегодня называется «Марциальные воды» (Кондопожский район, Республики Карелия). По данным «Походных журналов», император приезжал на воды четырежды. Первый раз он посетил курорт в 1719 году и был на них 21 день (с 28 января по 17 февраля). Вторую поездку в Петрозаводск, в 52 км на северо-запад от которого находятся минеральные источники, император совершил с 29 февраля по 27 марта 1720 года. Непосредственно на водах Петр I был с 6 по 22 марта (17 дней). Третья поездка началась 6 февраля 1722 года. Лечение на водах продолжалось с 15 по 26 февраля (12 дней). В четвертую и последнюю поездку императора лечение на водах проходило 22 дня (с 23 февраля по 15 марта). Во время своей третьей поездки, 18 февраля 1722 года, Петр I присутствовал на освящении церкви святого апостола Петра. По преданию, он же выполнил и проект храма. Ну, как минимум, в эскизах. Император уделял самое пристальное внимание церкви своего святого. Во время пребывания на курорте им собственноручно на токарном станке были выточены паникадило из слоновой кости и напольные деревянные подсвечники. Последние и сегодня можно увидеть в храме. А вот паникадило, вместе с вышитым его супругой, Екатериной Алексеевной, покрывалом для алтарного стола, «переехало» в Эрмитаж. К сожалению, после смерти Петра I курорт долгое время был заброшен и сейчас церковь святого апостола Петра – практически единственный архитектурный памятник, дошедший до нас от построек первого российского курорта. Сохранилось и внутреннее убранство храма, датируемое началом XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=00181

иеромонах Агапит (Юрков) Преподобный Феодор Санаксарский как самобытный возродитель русского монастырского старчества второй половины XVIII века Скачать epub pdf Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонаха Агапита (Юркова) Свято–Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 2002 Содержание Введение Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Глава 2. Образ старчествования преподобного Феодора, его прижизненное и посмертное почитание и прославление в лике святых Глава 3. Гимнография, посвященная преподобному Феодору Заключение Библиография     Введение Прославленный 10–11 июля 1999 года первым из теперь уже целого сонма святых Саранской и Мордовской епархии преподобный старец Феодор Санаксарский (1718–1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) никогда не был обделен вниманием писателей, издателей и ученых. Его славное имя, строгая подвижническая жизнь, ревностное старческое служение и удивительные по самоотверженности подвиги были отмечены и деятелями церковно–исторической науки. Достаточно упомянуть таких ученых мужей, как Игорь Корнильевич Смолич (27.01.1898–2.11.1970), подобно святому Феодору бывший в свое время офицером и писавший о нем в своих широко известных трудах «Жизнь и учение старцев» (1936) и «Русское монашество. 988–1917» (1952); протоиерей Сергий Четвериков , наиболее глубоко исследовавший жизнь, учение и влияние на православное монашество Молдавского старца Паисия Величковского и упоминавший о заслугах старца Феодора Ушакова в своем фундаментальном труде «Правда христианства», в разделе о росте православного старчества в XVIII и XIX веках; и Иван Михайлович Концевич (13.10.1893–6.07.1965), также бывший офицер, выпускник Парижского Богословского института, преподававший затем Патрологию в Свято–Троицкой Духовной Семинарии, и автор вышедшей в 1952 году книги «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси», которая стала впоследствии первой главой задуманного им большого труда «Оптина пустынь и ея время», увидевшего свет уже после его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

С. Снессорева Алфавитный список 152 чудотворных икон пресвятой богородицы, с указанием года явления или перенесения в Россию и дней празднования их + Абалацкая – Знамение, 1636 г., 20 июля Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Абульская, 11 июня + Адриановская, 15 августа + Акафистная-Зографская, 10 октября Акафистная-Хилендарская, 12 января Аксайская Албазинская – Знамение, 27 ноября Александрийская, 1 сентября + Антиохийская, 28 мая + Аравийская, или Арапетская, 6 сентября Арматийская, 17 августа Ахренские Шахматицы + Ахтырская, 1739 г., 2 июля + Ацкурская, 15 августа Байбузская, 1852 г., 26 декабря + Балыкинская, 30 июня + Бардовская, или Блаженное Чрево, 1392 г., 26 дек. + Барская, 1 октября Беловежская Белоцерковская + Белыничская, 1876 г., 12 апреля Беседная, 14 августа + Благовещение – в Киеве: Прядущая, 25 марта Благовещение – Московская, 1731 г., 25 марта + Благодатное Небо, в неделю Всех святых 153 Благоуханный цвет, 15 ноября Блаженно чрево, носившее Тя + Боголюбская (Боголюбивая), 1157 г., 18 июня Боголюбская – в Козлове, 18 июня + Боголюбская – в Москве, 18 июня Боголюбская – в Угличе, 18 июня Боголюбская – в Усмани, 18 июня Боголюбская-Зимаровская, 1771 года, 25 марта Божия Матерь избиенных младенцев от Ирода, 29 декабря + Борколабовская, 11 июля Борская Взыскание погибших, XVIII в., 5 февраля Браиловская, 1 октября +Братская-Киевская, 10 мая Братская-Киевская, 1654 года, 6 сентября + В скорбях и печалях утешение, 19 ноября Васильковская при храме Святая Вода, 24 октября + Ватопедская, Отрада, или Утешение, 807 г., 21 января + Введение во храм Пресвятой Богородицы в Серпухове, 21 ноября + Венская, что в Уграх, 15 февраля + Взыграние, 1793 г., 7 ноября + Взыскание погибших, 1835 г., 5 февраля + Византийская, 732 г., 7 апреля и 1 мая Виленская, 1341 г., 14 апреля + Виленская-Остробрамская, 26 декабря + Вифлеемская, 15 августа + Владимиро-Волыиская Мстиславова + Владимирская, 1155 г., 21 мая Владимирская, 1480 г., 23 июня Владимирская – в Астрахани, 23 июня Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни, 23 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010