Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 103-105; [Лебединцев И.] Состояние Правосл. Церкви в Польше, по взятии преосв. Виктора под арест в Варшаву//Киевские ЕВ. 1861. 12. С. 372-385; Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губ. К., 1864. С. 617-618; Антонов В. Г., свящ., Воронов А. Д. Памятная книжка Киевской епархии. К., 1882. С. 93; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии: (1793-1832 гг.). СПб., 1893. С. 102; Орловский П. Харитатыва//Киевская старина. 1894. Т. 44. 3. С. 382-402; Шпачинский Н. А., свящ. Киевский митр. Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757-1770 гг.). К., 1907. С. 595-596; Титов Ф. И., прот. РПЦ в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1916. Т. 3. С. 30-31; Гайдамацький рух на Ykpaïhi в XVIII ст.: Зб. дok-mib. К., 1970. С. 359-360; Семенченко П. Ohyфpiïbcьkuй монастир//Серп i молот: Газ. 1971. 31; Кат. koлekцiï дok-mib Киïвськоï археогр. koмiciï (1369-1899). К., 1971. С. 77; Мариновський Ю. Садиба Жаботинського Ohyфpiïbcьkoro мон-ря//Черкаси: Газ. 1992. 11 вересня; он же. Дokyмehmaльhi cbiдчehhя про ocmahhi роки мoh-pib на Чepkaщuhi: 20-mi роки ХХ ст.//Украïнський археогр. щopiчhuk. К., 1993. Вип. 2. С. 68-91; Присяжнюк В. Cycniльho-npabobe становище правосл. мoh-pib на Npaboбepeжжiy XVII ст.//Poдobiд. К., 1993. 5. С. 79-82; Кривенко С. До icmopiï biдhocuh установ та Правосл. церкви Черкащини 1944-1965 рр.//Там же. 1996. 13. С. 31-56; Марченко О. В. Hobi дocлiджehhя Жаботинського Ohyфpiïbcьkoro мон-ря//Apxeoлoriчhuй лimonuc Лiboбepeжhoï Украïни. 2001. 2. С. 130-133; Cbяmi новомученики i cnobiдhuku чepkacьki: Життя, подвиги, страждання. Черкаси, 2001. С. 105-114, 237-243; Ластовський В. В. Правосл. Церква у cycniльho-noлimuчhoмy жummi Украïни XVIII ст.: (Nepeяcлabcьko-Бopucniльcьka Черкаси, 2002. С. 73-74, 127; Пашковський О. А. Обитель давня з намоленим храмом//Черкаський край. 2002. Газ. 90; он же. Господарська, ocbimhя та блaroдiйhuцьka дiяльhicmь Жаботинського Cb.-Ohyфpiïbcьkoro чoлobiчoro мон-ря//Православ " я - наука - cycniльcmbo: Проблеми Мат-ли II Всеукр. наук.-практ. конф. Черкаси, 2004. С. 111-113; он же. Жаботинський Ohyфpiïbcьkuй мон-р у cbimлi icmopiorpaфiï та джерельноï бази//Там же: Мат-ли III Всеукр. наук.-практ. конф. К., 2006. С. 21-23; он же. Жаботинський мон-р у XIX-XX ст.: Miж минулим i мaйбymhiм//Роль правосл. духовних цihhocmeй у фopмybahhi нац. cbiдoмocmi та громадянськоï noзuцiï сучасноï мoлoдi: Мат-ли 3 Miжhap. наук.-практ. конф. Киïв, 25 березня. 2005 р. К., 2006. С. 126-128; Лabpihehko Н. П. Бiorpaфicmuka чорного духовенства Киïвських губернських правосл. мoh-pib у XIX ст.: (На npukлaдi Жаботинського Ohyфpiïbcьkoro та Moшhoripcьkoro Вознесенського чoлobiчux мoh-pib)//Украïнська icmopuчha бiorpaфicmuka: Забуте i hebiдoмe: Мат-ли Всеукр. наук. конф. Tephoniль, 2005. С. 27-30.

http://pravenc.ru/text/182179.html

С.В. Андрюшина Скачать epub pdf Часть 1 Слово «библиография» древнегреческого происхождения и буквально означает «книгописание» («библион» – книга, «графо» – пишу»). В Древней Греции библиографами называли людей, которые переписывали книги. Библиограф был весьма уважаемым человеком, т. к. искусством «писания» книг, требовавшим высокого уровня грамотности и каллиграфических способностей, в те времена владели немногие. И лишь в XVII в. понятие «библиография» стали употреблять для обозначения списка книг, т. е. «книгоописания». Специалисты в области библиографоведения определяют четыре основных периода в истории библиографии. Первый, как уже было сказано выше, возникает в Древней Греции и определяется V в. до н.э. Второй период (XVII-XVIII вв,) связан с возникновением библиографии как обобщающей науки о книге и книжном деле (информационная деятельность) и как особого литературного жанра. Третий период (к. XIX – н. ХХ в.) возникновение библиографии как особой науки книговедческого (информационного) цикла. Четвёртый – современный – связан с осознанием библиографии как особой области книжного (информационного) дела со своей специфической дисциплиной – библиографоведением. Именно в античном мире появился такой определяющий признак при описании рукописных книг, как имя автора. Однако между античной и средневековой практикой книгоописания не было преемственности. Одной из самых ранних описей средневековой монастырской библиотеки 1 является запись, сделанная на заднем форзаце 2 рукописной книги «О Троице» блаженного Августина (VIII в.). Она содержит 36 коротких заглавий, к немногим из которых добавлены имена авторов, в расположении которых нет никакого упорядочения. Одним из древнейших отечественных списков книг 3 считается «Богословьца от словес» – перечень канонических и апокрифических книг, помещённый в «Изборнике Святослава», составленный в Х в. и переписанный в 1073 г. для черниговского князя Святослава Ярославича. Подобные списки книг, как замечают специалисты 4 , были распространены на Руси в течение последующих семи веков. К сожалению, почти все списки домонгольского периода погибли в огне пожаров, сопровождавших татаро-монгольское нашествие. Об их содержании и методике описания можно судить лишь по косвенным свидетельствам, сохранившимся в летописных источниках.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/k-vopr...

Состоялся официальный визит первого заместителя премьер-министра РФ Д.А. Медведева в Московскую духовную академию 21 октября 2007 г. 16:41 В пятницу 19 октября состоялся официальный визит первого заместителя премьер-министра РФ Д.А. Медведева в Московскую духовную академию . В рамках визита для Д.А. Медведева была организована экскурсия по Свято-Троицкой Сергиевой лавре . Первый заместитель премьер-министра ознакомился с архитектурным ансамблем обители, посетил библиотеку Московской духовной академии. Ему были представлены уникальные образцы печатных изданий XVI-XVII вв., которые хранятся в библиотечных фондах Московских духовных школ. Затем заместитель премьер-министра посетил Иконописную школу при МДА и встретился с руководством Информационно-аналитического центра «Богослов.Ru». Главный редактор интернет-портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов представил почетному гостю основные проекты Центра информационных технологий МДА. Д.А. Медведев отметил особое значение создания открытой общецерковной научно-образовательной интернет-площадки «Богослов.Ru», а также важности разработки и внедрения в учебный процесс современных учебно-методических комплексов, включая мультимедийные материалы и интернет-технологии. Д.А. Медведев ознакомился с выставкой облачений Патриархов Русской Православной Церкви ХХ века, а также с экспозицией работ участников фотоконкурса «Светопись Церкви». Во время встречи заместителя премьер-министра с представителями администрации и профессуры Московских духовных школ, на которой присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалов и руководитель Федерального агентства по образованию Н.И. Булаев, были затронуты актуальные вопросы признания государством дипломов духовных учебных заведений РПЦ, выстраивания партнерских отношений между светской и духовной образовательными системами, введения в школьную программу факультативного преподавания Основ православной культуры. Как отметил в завершение визита Дмитрий Медведев, подобные встречи должны проводиться регулярно не только с ознакомительной целью, но и для плодотворного совместного участия в решении вопросов взаимодействия Церкви и государства в образовательной и научной сферах. Сайт МДА /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/311275.htm...

10. Медушевский Вячеслав Вячеславович, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Эмфаза в музыке. 11. Кондрашкова-Кастелли Мария (Париж), регент, хормейстер, певица хора Парижской национальной оперы. Русская духовная музыка эпохи барокко XVII–XVIII вв. 12. Выступление ансамбля «Херсонес» (видео-концерт). Дирижер – Мария Кондрашкова-Кастелли. 4.3.2. Круглый стол «Духовно-музыкальное воспитание молодежи» Организаторы: факультет искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Председатель: Владышевская Татьяна Феодосьевна, доктор искусствоведения, профессор факультета искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Куратор: игумен Варнава (Столбиков), художественный руководитель православного хора и ансамбля Инженерных войск Вооруженных сил РФ «За веру и Отечество». Время проведения: 26 января 2021 г. 15:00–17:30. Место проведения: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, факультет искусств; ул. Большая Никитская, д. 3, стр. 1 («Дом Якоби»); вход со стороны Романова переулка в Романов двор. Проезд: м. «Александровский сад», «Арбатская», «Библиотека имени Ленина», «Охотный ряд». Вход по предъявлению документа, удостоверяющего личность. Круглый стол Начало: 15:00. 1. Журавлев Георгий Андреевич, художественный руководитель и главный дирижер Большого детского имени В.С. Попова. Патриотическое воспитание детей на основе народной и духовной музыки и песен ХХ в. 2. Ежова Оксана Федоровна, аспирантка ИМЛИ РАН. Рождественские славления детей в старообрядческом приходе г. Бендеры. (По материалам экспедиции января 2020 года.) 3. Иванова Ольга Владимировна, научный сотрудник Центра народной музыки имени К.В. Квитки. Духовные стихи Смоленской области: репертуар и контекст. 4. Ушакова Алла Анатольевна (Великобритания), педагог. Синтез музыки и сказки в освоении музыкального языка (по системе В.В. Кирюшина).

http://pravoslavie.ru/135816.html

Переселение душ – см. Реинкарнация. Пиетизм (от лат. pietas – благочестие) – мистическое течение в протестантизме (особенно в немецком лютеранстве) в XVIIXVIII вв. Пиетизм отвергал внешнюю церковную обрядность и ставил ударение на эмоциональной стороне молитвы, призывая к углублению веры и полному отказу от всего светского, выступал против светских забав и развлечений (танцы, театр, нерелигиозное чтение). В широком смысле – религиозно-мистическое настроение и поведение. Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – течение в методологии и философии науки, признающее реальным («положительным») знанием только достижения наук, прежде всего естественных, основанных на опыте и экспериментальной проверке. Основан в начале XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798–1857), получил развитие в трудах Дж. С. Милля и Г. Спенсера, в ХХ в. разрабатывался такими мыслителями, как Поппер, Карнап, Айер, Мур, отчасти Витгенштейн и др. Позитивизм отвергает философию, метафизику, религию как пустые и бессодержательные, причем философские и религиозные категории определяются как термины без реального содержания, как «языковая игра», а идеи такого рода – как нечто, что невозможно проверить научным и эмпирическим путем и что по этой причине не имеет никакого смысла. По сути, позитивизм возник как радикальная форма сциентизма – веры во всесилие науки. Но несмотря на свою сугубо научную и «положительную» ориентацию, современные разновидности позитивизма (неопозитивизм, философия языка и т. д.) весьма близки к агностицизму и субъективизму, ведь любые суждения о происхождении мира и природе реальности (в том числе и материализм, и идеализм) отвергаются как дурная «метафизика». С точки зрения позивитистов, знание может дать ответ только на вопросы «что» и «как», а не на вопрос «почему». Покаяние (греч. μετνοια – перемена ума) – глубокое сожаление о совершенных дурных поступках и дурной, неправедной жизни и обещание Богу об исправлении. Со стороны кающегося нужно искреннее раскаяние в грехах, а также твердое намерение исправить свою жизнь, твердая вера в Бога и Его милосердие и доверие к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Материалы эпохи энеолита и бронзового века в районе К. незначительны и отражают воздействие степных культур Евразии. Эпоха древнегреч. Византия археологически представлена недостаточно. Остатки античного полиса стерты мощной строительной историей города визант. и осман. периодов. Дворец Вуколеон. V–VI в. (?). Фотография. 2010 г. Археология этой эпохи представляет наибольший интерес с т. зр. христ. древностей; особенно важны V-VII и IX-XII вв., когда визант. столица переживала время наибольшей строительной активности. Вместе с тем эти древности изучены крайне неравномерно, а значительная часть их еще не открыта. С сер. XV в., после захвата К. турками, город стал малодоступен антиквариям и ученым. Кроме того, в К. не было христ. катакомб и памятников христианства до IV в.; большинство храмов было разрушено и скрыто под поздним культурным слоем. Из более 500 визант. церквей и мон-рей, согласно оценке С. Манго, к наст. времени сохранились и в той или иной мере описаны археологами ок. 30, т. е. ок. 6%. Тем не менее уже в XVII в. был издан труд Ш. Дюканжа «Христианский Константинополь», основанный на письменных источниках, изображениях, описаниях путешественников и даже нек-рых натурных штудиях. С сер. XIX в. писали очерки о церковной архитектуре К. (напр.: Salzenberg. 1885); в 60-80-х гг. XIX в. появилось много работ по визант. искусству. Архитектурно-археологическое изучение К. поддержали правительства европ. держав, стремившиеся контролировать Порту. В нач. ХХ в. землетрясения и 3 общегородских пожара (1908, 1911, 1912) привели к освобождению значительной части центральных районов Стамбула от застройки османской эпохи, а крупные инженерные проекты позволили сделать первые открытия. Однако в обзорах архитектуры К. нач. XX в. натурных материалов, особенно археологических, еще почти нет ( Van Millingen. 1912; Ebersolt, Thiers. 1913). Ипподром. Гравюра Онуфрия Панвимио из кн.: «De ludis cireensibus». Veniee, 1600. (Б-ка Фолви Мемориал в ун-те Виллановы, США) Ипподром. Гравюра Онуфрия Панвимио из кн.: «De ludis cireensibus». Veniee, 1600. (Б-ка Фолви Мемориал в ун-те Виллановы, США)

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Однако полное отсутствие объективно достоверных фактов, даже косвенно указывающих на реальность существования внеземного разума, заставляет нас несколько по иному смотреть на вопрос, казавшийся таким актуальным с XVII до середины ХХ вв.: по всей видимости, не стоит создавать искусственных проблем для богословия в областях, представляющих, во всяком случае в настоящее время, скорее лишь умозрительный интерес. Естественное («Книга природы») и Сверхъестественное (Священное Писание и Предание) Откровения в удивительном согласии свидетельствуют об ином: вероятнее всего, человечество как разумное личностное бытие уникально во Вселенной и несет всю меру ответственности перед Богом и самим собой за состояние мироздания, о чем неоднократно говорил и сам В.Н. Лосский. Василий Великий, святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Беседы на Шестоднев//Творения в 2-х тт. Т. I: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. – М.: Сибирская Благозвонница, 2008 - С.322. Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление (полностью)//Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765 гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1955. - С. 370-376. (Электронный ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/1249116.html ) В настоящее время (август 2010 г.) известны 490 экзопланет в 413 планетных системах. Подавляющее большинство из них обнаружено с использованием различных непрямых методик детектирования, а не визуального наблюдения. Большинство известных экзопланет – газовые гиганты и более походят на Юпитер, чем на Землю. Это, в частности, объясняется ограниченностью методов обнаружения – обнаружить короткопериодичные массивные планеты технически гораздо легче. – The Extrasolar Planets Encyclopaedia(Эhцukлoneдuя внесолнечных планет)– Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://exoplanet.eu/catalog.php Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006, сс. 68-71. Морозов Ю.Н. Следы древних астронавтов?//Знание. Научно-популярная подписная серия. Отдел «Знак вопроса». – М., 1991. - 2. – С. 47.

http://bogoslov.ru/article/1671247

Закрыть itemscope itemtype="" > Русофобия — фундаментальная и неотъемлемая часть западной идентичности 19.05.2017 1020 Время на чтение 9 минут О феномене традиционной западной (и не только) русофобии в интервью EADaily рассказывает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский. Олег Борисович, что такое русофобия? Каковы истоки этого явления? Русофобию можно рассматривать двояко. Можно просто как проявление нелюбви к русским и России и исходящего из этого страха. Такие негативные чувства отчасти естественны для любых соседских народов, или же народов, когда-либо друг с другом воевавших. А можно на неё посмотреть иначе и увидеть целую идеологию, во многом схожую с антисемитизмом, только в отношении русских. И тогда её можно исследовать более конкретно: как и когда она сложилась, как распространялась, какие имеет формы и какое отношение к нам задаёт. Вот исследований этого явления как раз очень не хватает - у нас, к сожалению, лишь недавно (самое раннее - в 1990-е, а на деле ещё позже) стали обращать на него внимание, а до систематического изучения дело ещё не дошло. Вокруг изучения антисемитизма - целая наука и большая политическая практика противодействия этому явлению, а до русофобии как бы никому нет дела. Могу сказать о некоторых моих выводах, которые я уже не раз описывал в своих научных статьях на эту тему. Во-первых, русофобия - это именно западная идеология. В других цивилизациях негативное отношение к России носит либо неидеологический характер, либо является продуктом прямого информационного влияния Запада. Во-вторых, в своих основных чертах эта идеология сформировалась в XVI-XVII вв., но в основном именно в годы Ливонской войны, когда Российское государство впервые столкнулось с целой коалицией западных держав. В-третьих, важнейшую роль в её создании сыграла страна, о которой у нас вообще мало кто задумывается - это Польша. Просто поляки исторически - самый близкий и крупный наш сосед из всех западных по культуре народов, на протяжении многих столетий ведший с нами многочисленные войны. Основная информация о нашей стране, которой располагал прежде Запад, передавалась именно поляками - они до сих пор считаются главными экспертами по России. И они же распространяли там свой взгляд на Россию и русских, особенно в XIX и ХХ веках, благодаря нескольким большим волнам польской эмиграции - начиная с событий разделов Речи Посполитой, потом наполеоновских войн и двух больших польских восстаний, потом в результате Первой и Второй мировых войн и формирования ПНР.

http://ruskline.ru/opp/2017/maj/20/rusof...

Мордовия Коренное население Мордовии раньше других поволжских народов столкнулось с русской экспансией. Еще в домонгольскую эпоху начинается ассимиляция и христианизация мордовских племен. Планомерно и последовательно московское правительство проводило эту политику с XVII в. Русских переселенцев размещали среди мордовского населения, которое насильно крестили в православие. К концу XIX в. все мордовские священные рощи были вырублены, священные поляны и кладбища распаханы. Но в народной культуре частично сохранялись молитвы языческим богам и духам предков, в песнях и сказках были живы образы древней мифологии. Наиболее непокорные и свободолюбивые приверженцы веры предков убегали от русского диктата на Урал. Там в мордовских поселениях до сих пор язычество сохранилось лучше. В сознании мордовского народа по сей день живет память о религиозном движении, созданном в начале XIX в. мордовским крестьянином Кузьмой Алексеевым, объявившим, что «Иисус Христос — не Бог, а чин, и чин этот низложен». Кузьма пророчествовал гибель христианства и воцарение во всем мире мордовской веры, когда «народы оденутся в мордовские платья и станут такими же, как мордва»; что молиться надо на запад, а не на восток, потому что «с запада придут спасение и свобода». Движение сторонников Кузьмы Алексеева распространялось по мордовским селениям, к нему примыкали и русские. В 1810 г. движение «мордовского бога Кузьки», было подавлено правительством, но память о нем осталась в сознании народа. Только в конце XIX – начале ХХ вв. Святейшим Синодом предпринимаются первые цивилизованные попытки миссионерства: появляются инициативы по просвещению мордвы. И. Барсов приступает к переводу Библии и богослужебных книг, однако революция прерывает эту работу в самом ее начале. Большевики впервые создают мордовскую государственность — Мордовскую АССР. При этом в самой Мордовии мордва составляет лишь треть населения республики, в то время как 2/3 мордвы оказываются на территории соседних российских областей. 1 Создание мордовской государственности спасло мордву от полной ассимиляции и способствовало возникновению национальной интеллигенции.

http://religare.ru/2_7169.html

Кроме того, начиная с декабря и до весны доски привозили в Мстеру каждую неделю, по средам и субботам, от 20 до 50 возов. По сведениям «Владимирских губернских ведомостей», в 1 859 г. только из-за Волги было привезено: в Холуй – 528 тыс. досок, в Палех – 440 тыс. и Мстеру – 176 тыс. Цены на доски были необыкновенно низкими. Легендарная дешевизна суздальских «краснушек» вполне соотносилась с дешевизной досок: даже в начале ХХ в. сто досок «десятерика» (31х25 см) обходились в 6 руб. 57 коп., а «девятерика» (27х22 см) – всего 3 руб. 70 коп. (Леонтьев, 1903, с. 34; ВГВ, 1866, 4). («От дешевизны досок дешевы и сами иконы», – замечала газета.) И. Голышев уверял, что иконники, которые «побогаче», запасали в зимнее время (особенно в Великий пост ) до 15 тыс. досок каждый (ВГВ, 1859, 15; ВГВ, 1866, 4). Этим цифрам вполне соответствовали цифры другие: в 1 8 7 9 г. по железной дороге и на лошадях только из Мстеры было отправлено 1 млн. 205 тыс. икон (ВГВ, 1881, 8)! У суздальских иконников доски назывались «деревами», а их изготовители и продавцы – «деревщиками». Как делали суздальские доски и каковы их признаки? «Деревщик» XII в. или XVI в. вначале вытесывал доску топором, а затем обстругивал теслом. Однако с появлением продольной распиловки бревен в XV11 в. время изготовления доски значительно сократилось. В последующие двести лет этот способ стал общераспространенным. Хотя рубанок стал применяться где-то с середины XVII в., можно заметить, что многие суздальские иконы XVIII–XIX вв. написаны на досках, обработанных теслом и даже топором: в суздальском иконном деле существовал специальный промысел по сбору старых досок. О его масштабах можно судить по сведениям местной газеты 1879 г. В этом году только в Мстеру было привезено более 28 тыс. собранных по всей России старых досок (ВГВ, 1881, 8). Ни на Балканах, ни на православном Востоке, надо полагать, такого промысла не было. Тыльные стороны «суздальских» икон часто имеют характерный черный или коричневый налет. Специалисты полагают, что это – следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком для защиты от жуков-точильщиков.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010