Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРМОЛОГИОН Ирмологион Супрасльского мон-ря. 1596–1601 гг. (ИР НБУВ. Ф. 1. 5391. Л. 317) Ирмологион Супрасльского мон-ря. 1596–1601 гг. (ИР НБУВ. Ф. 1. 5391. Л. 317) украинско-белорус. церковно-певч. сборник смешанного состава на 5-линейных нотах, включающий традиционный монодийный репертуар и сокращенно излагающий певч. циклы Обихода , Октоиха , Ирмология , Минеи и Триоди . Первые сохранившиеся экземпляры И. относятся к кон. XVI в., этот тип сборника (как и древнерус. певч. сборники с кон. XV в.) сложился под влиянием визант. и поствизант. певч. книжности (сборники Аколуфия , Пападики и Анфология ) и применялся до нач. ХХ в. Песнопения отечественной традиции ( знаменный распев Юго-Зап. Руси) и др. напевы излагались в И. т. н. киевской нотацией . В отличие от визант. и древнерус. книжности, в к-рых в X-XVII вв. было принято использовать неск. видов певч. книг, И. стал в Юго-Зап. Руси в это время единственным видом певч. сборника, своеобразной антологией монодийного репертуара. Имея в виду многочастное строение и смешанный состав южнорусских И., С. В. Смоленский назвал их «великими южнорусскими ирмолоями» ( Смоленский. 1904. С. 9). Партесные многоголосные композиции, исполнявшиеся в XVII-XVIII вв. одновременно с монодией, записывались в книгах др. типа - поголосниках , хотя иногда включались и в И. в виде «последовательной партитуры» (поочередной записи хоровых партий). Формирование И. происходило в период расцвета и существенного обновления укр. и белорус. певч. искусства в XVI - 1-й пол. XVII в. В то время возникла необходимость записи 3 различных корпусов песнопений: традиционных отечественных (южнорус. ветви знаменного пения, «киевского», «руского» и др. «напелов»), ассимилированных поствизантийских ( греческого , болгарского , сербского , молдавского («мултанского», «волоского») и др. распевов), а также появившихся в нач. XVII в. новых церковных мелодий песенно-кантового склада. Вероятно, также культивировалась запись «для памяти» ряда очень сложных и мелодически разнообразных напевов греко-южнославянского происхождения, представлявших для певцов художественный интерес, но скорее всего не исполнявшихся на богослужении. Певческий репертуар был зафиксирован в И. с помощью универсальной 5-линейной киевской нотации - первого у восточных славян типа нотного письма (его разновидность использовалась и для партесного многоголосия). И. создавались преимущественно церковными певцами, часто одновременно являвшимися учителями ирмолойного пения, с сугубо практической целью - зафиксировать местную богослужебную традицию. И. служил учебным подспорьем при освоении местной традиции, источником для ее поддержания и при необходимости восстановления на основе певческого текста. Ареал распространения

http://pravenc.ru/text/674075.html

В Вильнюсе открылась выставка памятников иконописи литовских старобрядцев Вильнюс, 14 июля 2010 г. 13 июля в вильнюсской галерее «Паменкальнио» состоялось открытие выставки «Иконы староверов Литвы: от И.И. Михайлова до Г.Г. Яковлева», сообщает Седмица.Ru . Хорошо известно, что икона является одним из самых важных символов русской культуры. Однако менее известно то, что русские староверы сыграли особую роль в сохранении и развитии поздней русской иконописи в России и за ее пределами. Веруя в духовное предназначение иконы, староверы до наших дней сохранили уважение к иконе и канонической традиции иконописи. Своеобразные традиции староверческой иконописи и почитания икон сложились в странах Балтии и Польше, где староверы поселились во второй половине XVII - XVIII вв. Самыми известными иконописцами в этом регионе в XIX и XX вв. были Гавриил Ефимович Фролов (1854-1930) и Пимен Максимович Софронов (1898-1973) из Эстонии, а также Иван Ипатьевич Михайлов (1893-1993) из Литвы. Иконопись староверов Литвы - это удивительная, богатая и до сих малоизвестная часть религиозного искусства, знакомство с которой только начинается. В Литве за три века существования староверия сложилась своя иконописная традиция. Особая роль в ней принадлежит Вильнюсу, который в ХХ в. стал важным центром староверческой иконописи в балтийском регионе. Настоящая выставка приурочена к 300-летию Древлеправославной Церкви Литвы. На выставке из частных собраний и храмов представлено более 30 икон вильнюсских мастеров Ивана Ипатьевича Михайлова и Георгия Георгиевича Яковлева. С Литвой связана значительная часть жизнь и творчество известного староверческого иконописца ХХ в. Ивана Ипатьевича Михайлова. Он родился в 1893 г. в д. Пенты (ныне северо-западная Белоруссия), с 12 лет начал обучаться иконописи у родного дяди, известного иконописца И.В. Михайлова. В 1911 г. Михайлов начал писать иконы самостоятельно, а в 1912 г. выполнил первый заказ. В 1929 г. Вильнюсская староверческая община пригласила Михайлова «на постоянное жительство в г. Вильно как необходимого и единственного специалиста-иконописца на территории Польши для исполнения работ по иконописи».

http://pravoslavie.ru/36101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Литография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев мон-рь. Литография. Нач. ХХ в. (ГИМ) в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2). Впервые В. м. упоминается в тарханной грамоте мон-рю 1614 г. царя Михаила Феодоровича , в к-рой говорится о существовании обители при вел. кн. Василии III Иоанновиче (1505-1533) (ИРИ. Т. 3. С. 500). В 1609 г. мон-рь был разорен польск. и литов. отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной кн. 1619 г. упомянут «Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким», участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 г. мон-рь назван Троицким Сергиевым, в писцовой книге 1685 г. перечислены постройки В. м.: деревянные Троицкий храм, шатровая ц. прп. Сергия Радонежского, 2 надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили 4 монаха. В кон. XVI в. в обители подвизался блж. Стефан Ростовский († после 1592), в нач. XVIII в.- блж. Стефан († после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

http://pravenc.ru/text/154305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами. Расположен на зап. берегу Охридского оз. в 10 км от г. Струга близ с. Калишта (Республика Македония). Считается, что 3 пещерных храма близ монастыря (в честь Успения Пресв. Богородицы, во имя свт. Афанасия Александрийского и св. Архангелов) и неск. келий были созданы в XIII-XV вв. монахами-отшельниками ( Снегаров. 1932. С. 431; Трайчев. 1933. С. 35-37; Кънчов. 1900. С. 79-80). Вероятно, в средневек. источниках речь идет об этом пещерном комплексе, когда сообщается, что в сер. XIV в. близ с. Радожда (соседнее с Калишта) находились владения ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде ( Снегаров. 1932. С. 425; 1964. С. 300; Грозданов. 1970. С. 339). Впосл. монашеское поселение пришло в упадок и возродилось в XVIII в. В XIX в. монастырь подчинялся греч. митрополиту Эльбасана и в нем проходили службы на греч. языке. После учреждения Болгарского Экзархата (1870) К. продолжал подчиняться К-польскому патриарху. В 1889 г. в нем проживали 2 монаха. В 1920 г. К. вошел в юрисдикцию Сербской Православной Церкви, а после провозглашения автокефалии Македонской Православной Церкви остался в составе последней. В сер. ХХ в. мон-рь был преобразован в жен. обитель и получил ставропигиальный статус. Христос Пантократор. Роспись свода ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Калишта. 2-я пол. XVI в., кон. XVII — нач. XIX в. Христос Пантократор. Роспись свода ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Калишта. 2-я пол. XVI в., кон. XVII — нач. XIX в. Монастырский комплекс состоит из 5 храмов (кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы, небольшой храм во имя св. апостолов Петра и Павла (1990) и 3 пещерные церкви), жилых и хозяйственных зданий (сер. ХХ в.). В соборном храме, возведенном в 1977 г. в неовизантийском стиле, хранится чудотворная икона Божией Матери «Црна Богородица» (Черная Богородица). Здесь 3-5 окт. 2008 г. прошел Церковно-Народный Собор Македонской Православной Церкви в честь 50-летия ее автокефалии.

http://pravenc.ru/text/1319995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ Кондинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Кондинский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (Кодинский) , находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО). Название происходит от места расположения - при впадении р. Кондушки (Коды) в р. Обь. Устроению К. м. в 1653 г. предшествовало длительное освоение рус. казаками Обского Севера. Еще в 1583 г. казаки Богдана Брязги, посланные Ермаком вниз по Иртышу, вступили в переговоры с кодским кн. Алачем. Князь признал власть русского царя. Кодские князья приняли Православие. На рубеже XVI и XVII вв. представителями кодского княжеского рода Алачевых были построены приходские Свято-Троицкая и Зосимо-Савватиевская церкви. Тем не менее кодские князья наряду с причтом и со священником при себе держали шаманов, т. н. шайтанщиков. В 1643 г. Кодское княжество было упразднено. К. м. основан грамотой царя Алексея Михайловича от 20 окт. 1653 г. по ходатайству Сибирского и Тобольского архиеп. Симеона для возрождения и распространения Православия в Кодском городке. Царская грамота была выдана, в частности, в ответ на просьбу остяков 14 волостей бывш. Кодского княжества. Первые постройки К. м. были деревянные. Мон-рю были переданы Свято-Троицкая и Зосимо-Савватиевская церкви, но к нач. 70-х гг. XVII в. они обветшали. В 1668 г. в К. м. была возведена теплая деревянная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с колокольней. В 1731 г. был заложен однокупольный каменный собор во имя Св. Троицы с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца, с 3-ярусной колокольней, имеющей шатровое завершение. Церковь построена каменщиками из далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря под рук. Акинфия Денисова Стафеева по типу «восьмерик на четверике». Главный (холодный) храм освящен 22 февр. 1758 г., теплые приделы - в 1765 г.

http://pravenc.ru/text/1841904.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Корнилий Комельский. Икона. Нач. ХХ в. (собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) Прп. Корнилий Комельский. Икона. Нач. ХХ в. (собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) находился в Ростиловской вол. Грязовецкого у. Вологодской губ., в 6 верстах от г. Грязовца. Основным источником сведений об устроении К. К. м. в 1497 г. является Житие прп. Корнилия Комельского, известное более чем в 40 списках XVI-XIX вв. и сохранившееся в неск. редакциях с нач. XVII в. Постриженик Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря мон. Корнилий пришел в Комельский лес, обнаружил «храмину разбойническу и вселися в ню, и начать отребляти место то». Вскоре к отшельнику стали приходить жители окрестных селений. На месте слияния рек Талицы и Нурмы преподобный основал монастырь. В 1501 г. он получил ставленую грамоту митр. Московского и всея Руси Симона , по к-рой был рукоположен во иерея к ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, построенной в обители. В 1515 г. Введенский храм был перестроен и освящен, затем в К. К. м. возведена ц. во имя прп. Антония Великого, построены кельи, богадельня, больница, хлебопекарня, поварня. На расстоянии версты от мон-ря, вблизи Московской дороги, соединявшей Вологду с Москвой, братия выкопала колодец (впосл. на этом месте возвели часовню). В 1530 г. прп. Корнилий уже имел сан игумена (Акты. 1994. С. 95, 97). Зимой 1528/29 г. К. К. м. в числе др. вологодских обителей посетил вел. кн. Василий III Иоаннович , к-рый пожаловал в обитель «двадесять рублев с рублем» (Житие. 1994. С. 179), а также наделил ее земельными владениями, что было закреплено выдачей тарханной грамоты. В 1544/45 г. К. К. м. посетил вел. кн. Иоанн IV Васильевич , передавший в мон-рь 50 р., а также «болшие милостыни заздравные» - еще 5 р. 26 алтын 4 деньги (Приходо-расходные книги. 1871. С. 18).

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНА (сер. IX - сер. X в.), прп. (пам. греч. 28 июля), игум. Хрисовалантского монастыря (К-поль). Источником сведений о жизни И. является ее Житие, написанное неизвестным автором. Оригинальный текст, созданный, по мнению швед. византиниста Я. У. Розенквиста, в последние 2 десятилетия X в., не сохранился. Известны 7 рукописей (XIII-XVII вв.), содержащих текст Жития. Житие открывается описанием событий, предваряющих Торжество Православия (восстановление иконопочитания в 843, подробнее см. в ст. Торжество Православия , чин): смерти имп. Феофила (829-842), начала регентства его жены, имп. св. Феодоры , К-польского Поместного Собора, осуждения иконоборческой ереси. Далее следует рассказ о том, как Феодора молилась о прощении своего покойного мужа, имп. Феофила. По ее просьбе св. отцы, принимавшие участие в Соборе и в особенности претерпевшие мучения от рук иконоборцев, составили список с именами всех причастных к иконоборческой ереси, в т. ч. и Феофила, положили документ на алтарь в храме Св. Софии и неск. дней молились о спасении души покойного императора. По истечении установленного срока документ был вскрыт и оказалось, что имя Феофила исчезло из списка еретиков. Прп. Ирина Хрисовалантская. Икона. ХХ в. (частное собрание) Прп. Ирина Хрисовалантская. Икона. ХХ в. (частное собрание) После этого Феодора задумала женить сына имп. Михаила III (842-867). Она разослала по всей империи письма знатным семьям, в которых воспитывались благочестивые красивые девушки. В К-поль на смотр невест стали съезжаться претендентки, в их числе были И. и ее старшая сестра Каллиника, которой, по сообщению агиографа, было суждено стать супругой кесаря Варды, отрицательно охарактеризованного в тексте дяди имп. Михаила по матери. И. проходила мимо горы Олимп Вифинский, где в то время подвизался прп. Иоанникий Великий , известный помимо прочего даром быть видимым только тем, кто были достойны этого. И. уговорила сопровождающих позволить ей подняться к преподобному. Увидев И., святой приветствовал ее, назвав по имени, и сообщил, что в ней нуждается Хрисовалантский мон-рь. И. удивилась, что старец говорил ей об обители, о которой она прежде ничего не слышала.

http://pravenc.ru/text/673927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО «Севмаш»»). Впервые К. м. упоминается в духовной грамоте («рукописании») новгородской боярыни Марфы. «На гробех детеи своих Онтона да Филикса» она поставила «храм святаго Николы в Корельском», дав «в дом святаго Николе куплю мужа своего Филипа». Первоначальные владения К. м. составили «на Лявле острове село, да в Конечных два села, и по Малокурьи пожни и рыбны[е] ловища, а по церковнои стороне и до Кудми, и вверх по Кудми и до озера, и в Неноксе место за сеннеком, и дворищо, и полянка» (Духовная Марфы. 1949. С. 186). Грамоту, сохранившуюся в подлиннике на пергамене (ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 27. Л. 2), датируют кон. XIV - нач. XV в. ( Шахматов. 1903. Ч. 1. С. 5, 41-42; Ч. 2. С. 133-134; Янин. 1991. С. 298; Юдин. Новгородский род. 2003. С. 153-167). Грамота Марфы, вероятно, носит учредительный характер (ранее монастырь вряд ли мог существовать без церкви и земельных владений). В церковной историографии XIX-XX вв. было принято ошибочное отождествление Марфы, жены Филиппа, со знаменитой «посадницей» Марфой (2-я пол. XIV в.), вдовой посадника Исаака Андреевича Борецкого (впервые это отмечается в грамоте 2 февр. 1540 царя Иоанна IV Васильевича игум. К. м. Ефрему: АЮБДР. Т. 2. 173. Стб. 550; затем такое понимание личности основательницы обители неоднократно фиксировалось в описях К. м. XVII в.). Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Характерно, что Марфа завещала «дом святаго Николы» своим родственникам: «...а приказываю дом святаго Николы господину своему деверю Федору Григорьевичю и его детем, и Дементею (правильно: «Левонтею» - Янин. 1991. С. 298) Обакуновичю, и зятю своему Офромею Васильевичю». Следов., К. м. находился под патронатом боярской семьи. Марфа как «Охромеева теща» указана и в духовной Остафия Ананьинича 1398-1410 гг. (ГВНиП. 110. С. 167; Янин. 1991. С. 298).

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВЧАРСКО-КАБЛАРСКИЕ МОНАСТЫРИ Кафоликон мон-ря во имя св. Троицы. Фото: Vladimir Miljailoviæ Кафоликон мон-ря во имя св. Троицы. Фото: Vladimir Miljailoviæ [Серб. Овчарско-Кабларски манастири], группа монастырей (12 действующих - Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Илине, Йоване , Кадженица, Николе, Преображене, Савине, Света-Троица, Сретене, Успене и неск. пустующих) Жичской епархии Сербской Православной Церкви, расположенных в Овчарско-Кабларском ущелье (длина ок. 20 км), вдоль течения р. Зап. Морава, близ г. Чачак (Сербия). Обители находятся на крутых склонах горных массивов Овчар (985 м над уровнем моря, 710 м над уровнем Зап. Моравы) и Каблар (885 м над уровнем моря, 610 м над уровнем Зап. Моравы). Эти монастыри часто именуются Сербским Афоном. Монастырь в честь Сретения Господня Монастырь в честь Сретения Господня Благодаря горному ландшафту Овчарско-Кабларское ущелье много веков оставалось почти непроходимым и поэтому с древних времен привлекало отшельников. Согласно народному преданию, на рубеже XII и XIII вв. здесь уже подвизались отшельники, в т. ч. свт. Савва I Сербский, а основание мон-ря Ваведене приписывается серб. жупану Стефану Немане (см. Симеон Мироточивый ) и его брату, Страцимиру. Первое письменное упоминание одного из мон-рей (Николе) в тур. документах относится к 1476/78 г. Появление в ущелье больших обителей связывают с монахами-синаитами, бежавшими с Юж. Балкан от османских завоевателей (особенно после поражения в 1371 серб. удельных правителей братьев Мрнявчевичей на р. Марица) в серб. земли, к-рыми управлял кн. Лазарь . Предания сообщают, что в тот период только в одном из местных мон-рей проживали более 200 монахов. После османского завоевания Сербии число монахов сократилось, но обители (в XVI в. упом. 5 мон-рей) остались духовными центрами. Хотя при входах в ущелье (рядом с Йоване и Благовештене) стояли башни, из к-рых при приближении врагов подавался знак тревоги, тур. отряды в XVI-XVII вв. периодически разоряли обители, особенно после победы в войне с Австрией (1689-1690), когда пострадали Йоване, Сретене, Ваведене и Преображене, из-за чего мн. монахи ушли в австр. земли. В 1-й пол. XIX в. о восстановлении О.-К. м. заботился постриженик монастыря Николе еп. Ужицкий Никифор (Максимович-Вукосавлевич). В 1820 г. почти все обители посетил В. Караджич . В 1860 г. австр. путешественник Ф. Ф. Каниц описывал ущелье как непроходимое и сообщал о 8 действующих монастырях. К нач. ХХ в. большинство обителей опустело, монахи жили только в Николе и Сретене.

http://pravenc.ru/text/2578165.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (50) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2021-05-25) Происхождение изображения: Загружено 2021-05-25, анонимно. Описание: Казанская Тобольская икона Божией Матери. Сер. XVII в. (?) Фотография. Нач. ХХ в. pravenc.ru : " Прославление К. Т. и. относится к 1661 г. и связано с древнейшим в Сибири тобольским в честь иконы Божией Матери «Знамение» муж. мон-рем. По значению его сравнивали с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лаврами, поскольку обитель являлась центром духовной жизни Сибирского края. Здесь хранилось Сказание о К. Т. и. в связи с событиями 1661 г. В наст. время оно известно в 7 списках XVII-XVIII вв. (РНБ, БАН, РГБ, РГАДА), в 2 редакциях (Ромодановская. 1968; Она же. 1989; Она же. 2001). Содержание Сказания изложено в изданиях, посвященных К. Т. и., а также в «Сибирской хронографии» («Черепановской» летописи), завершенной И. Л. Черепановым ок. 1760 г. и распространенной в списках. В Сказании говорится, что весной 1661 г. в Тобольске появились большие ядовитые жуки, «великие мухи», от укусов к-рых жестоко страдали и люди и животные. Летом шли беспрерывные дожди, грозя разливом Иртыша и Тобола. В канун празднования Казанской иконе Божией Матери дьячок Знаменского мон-ря Иоанникий читал в храме Повесть митр. Ермогена о явленной в Казани иконе. Дойдя до места, где говорилось о неверии Казанского архиепископа, Иоанникий неожиданно упал. Когда он очнулся, то рассказал настоятелю мон-ря архим. Иосифу и иером. Макарию о бывших ему ранее явлениях некоего святителя (по виду похожего на свт. Иоанна Златоуста или свт. Филиппа, митр. Московского), который повелел в 3 дня выстроить деревянный Казанский храм недалеко от монастырской Трехсвятительской ц. и перенести туда Казанскую икону Божией Матери, стоявшую в небрежении лицом к стене в чулане на паперти этой церкви (ранее образ находился в иконостасе Крестовоздвиженского храма). Святитель заповедал совершать празднование Казанской иконе в Тобольске трижды в год - 8 июля, 22 окт. и во вторник Светлой седмицы. Праведный гнев Божий на Тобольск, сказал святитель, попущен из-за согрешений людей, к-рые не воздают должное Богу и Пресв. Богородице, а вместо чтения псалмов и пения духовных песен непрестанно скверно бранятся. Эта брань не дает покоя на небесах, а на земле воздух от этого наполняется смрадным дымом. Но по молитвам Богородицы Господь спасет Тобольск от напастей.

http://pravicon.com/image-35513

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010