Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Наука та / читання Спадщина преподобного Радонезького та збереження в епоху морального для друку 28 2014 р. 16:59 Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на открытии Рождественских парламентских встреч XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Ваше Святейшество! Уважаемая Валентина Ивановна! Высокопреосвященные и Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! В этом году исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, игумена и чудотворца земли Русской — величайшего подвижника в сонме русских святых, прославленных Богом. Уже много столетий не зарастает народная тропа к раке преподобного: со всех концов земли идут к нему люди как к наставнику и духовному пастырю, у которого можно получить ответ на самые важные вопросы, испросить помощи в сложных жизненных обстоятельствах. Как свидетельствует житие святого, преподобный Сергий всеми своими делами свидетельствовал окружающим, что жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Стяжав великую благодать Святого Духа, преподобный и ныне продолжает делиться ей со всеми, кто прибегает к его помощи и заступничеству. Преподобный Сергий Радонежский является примером жертвенного служения Церкви Христовой и Отечеству. Любовь к Богу, редкое трудолюбие, неустанное стремление к молитве и доброделанию — качества, присущие преподобному, — подобно магниту, притягивали в обитель тех, кто, вдохновившись его примером, возгорался желанием следовать за Христом. Светлый образ подвижника вдохновлял наших благочестивых предков на борьбу с внешним врагом и отстаивание идеалов Святой Руси во все времена: в Смутное время, в эпоху Петровских реформ, век дворцовых переворотов, в «просвещенное» XIX столетие, в годы гонений и репрессий. Таким этот образ остается и сегодня.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3545141...

Православний аскетизм у сучасного християнина. Виступ голови Ради митрополита Калузького Боровського Климента на XIX читаннях 27 2011 р. 12:45 Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом «Православный аскетизм в жизни современного христианина» на конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи, общества и государства» в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений . Каждое время по-своему уникально, и его своеобразие находит отзвук в разговорном языке. Например, с началом освоения космоса в 60-е годы прошлого века во всех языках мира звучали слова «спутник» и «космонавт». Наше время не является исключением. История человечества еще не знала столь стремительного развития информационных технологий и средств коммуникации, как в начале третьего тысячелетия. Слова «интернет», «гаджет», «коннект» сегодня понятны в любой стране. В России современный школьник знает, что такое дивайс, и следит за трафиком. Подобный наплыв иностранных слов — обычное явление в русском языке. Во времена татаро-монгольского ига, в периоды увлечения французской или немецкой культурами русский язык вбирал в себя тысячи иностранных слов. Однако со временем только небольшая их часть оставалась в культуре и языке нашего народа, остальные же исчезали или вытеснялись новыми. Так и нынешняя эпоха, добавив разнообразия в родную речь, не сохранит большую часть современных иностранных слов. Наиболее ощутимый и глубокий след в нашем языке оставило Крещение Руси. Со словами богослужебных текстов и молитвословий, Священного Писания и творений святых отцов в русском самосознании получили отражение новые для языческого народа евангельские представления и нравственные нормы, христианское вероучение и экклесиология восточного христианства. На протяжении веков эти слова были не только близки и понятны русскому народу, они регулировали его повседневную жизнь, сформировали его представления о смысле бытия и предназначении человека. Запечатленные в самых первых отечественных письменных источниках и жизненном опыте наших предков они дошли до нас в неизменности с древних времен, с момента существования Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1394151...

православний перспективи для мирян. ректора РПУ Петра на пленарному XIX читань 25 2011 р. 10:00 24 января 2011 года ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) выступил с докладом «Российский православный университет: перспективы высшего образования для мирян» на пленарном заседании XIX Международных Рождественских образовательных чтений . Уже два десятилетия Русская Православная Церковь живет в условиях свободы и, пожалуй, одним из самых важных достижений этого времени стало обновление церковного сознания. Мы научились нести свое служение в этих новых, уникальных условиях. И свобода, которую теперь мы имеем, сопряжена с бременем огромной ответственности. Ведь значение Церкви в жизни общества и государства сегодня невероятно велико. Неслучайно в публичной сфере изменилась и риторика в оценках церковной деятельности. Теперь от Церкви, от нас с вами, ждут и порой даже требуют инициатив и действий, которые послужат пользе народа и Отечества. Образование сегодня заметно выделяется из всех направлений церковной жизни. За прошедшие 20 лет Русская Православная Церковь приобрела огромный опыт развития всех видов и уровней образовательной деятельности. Сегодня наступает время анализа итогов этой работы и ее систематизации. Но самое главное, мы должны повысить качество и эффективность нашего образования. Именно с этой целью Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл первым указом в этом году принял решение об обновлении одного важных церковных образовательных проектов. Указом Предстоятеля Церкви всем известный Российский православный университет, созданный на заре новой эпохи, в силу тогдашних правовых норм, как светское учебное заведение теперь становится вузом Русской Православной Церкви, получает возможность создавать собственные уникальные, конкурентоспособные, эффективные модели образования, вложив в них гигантский богословский и культурный потенциал Церкви. Это стало возможным не только и столько благодаря изменениям в законодательстве. Изменились люди, изменилась сама структура общественной жизни, да так, что порой невозможно провести границу между Церковью и обществом. Все вместе это означает, что любой значимый церковный проект сегодня является интеграционным и его реализация возможна усилиями не только Церкви, но и общества и государства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1392871...

У рамках XIX читань «Питання побудови системи роботи» 26 2011 р. 13:49 25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений в зале Успенского собора на Крутицком Патриаршем подворье в Москве состоялась конференция «Вопросы построения общецерковной системы молодежной работы». Заседание прошло под председательством руководителя Синодального отдела по делам молодежи епископа Бронницкого Игнатия . На конференции, собравшей около 200 представителей епархий Русской Православной Церкви и православных молодежных общественных организаций, обсуждались актуальные вопросы построения целостной инфраструктуры и координации церковной молодежной работы в стране, а также взаимодействия с молодежными организациями Церкви за рубежом. Во вступительном слове епископ Игнатий особо отметил общественную значимость работы по воцерковлению молодежи. «Обычно говорят, что на молодежи строится будущее, но я убежден, что стоит говорить о том, что на ней уже строится наше настоящее», — подчеркнул архипастырь. Затем владыка представил доклад, в котором обозначил приоритетные направления миссионерской работы в молодежной среде: Основным вопросом конференции стало обсуждение путей реализации этих задач на епархиальном и общецерковном уровнях. Было принято решение о необходимости создания в каждом регионе Совета православных молодежных организаций. Как показал опыт создания такой организации в Москве , молодежные советы могут стать надежной опорой священноначалия и духовенства в работе с молодежью. По словам епископа Игнатия, молодежные советы призваны стать той средой, где ответственные за работу на приходах «смогут в рабочем порядке обмениваться опытом, совместно решать текущие проблемы, и где новые формы работы с молодежью будут проходить практическую проверку на жизнеспособность». Синодальным отделом по делам молодежи было также предложено учредить православную молодежную ассоциацию, куда на добровольной основе могли бы войти разрозненные в настоящее время православные молодежные объединения, а также создать экспертный совет по работе с молодежью из числа опытных пастырей, общественных и государственных деятелей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1394436...

  разделы   рассылка СЮЖЕТЫ Споры вокруг преподавания основ православной культуры и духовно-нравственной культуры в российских школах   тексты (767)       Архив сюжета. Документы   23 апреля 2013 Письмо директора общеобразовательной школы 15 города Миасса Челябинской области Путину В. В.   27 декабря 2012 Комментарий инокини Ксении (Чернеги) относительно содержания нового закона " Об образовании в Российской Федерации "   03 ноября 2011 Заявление Межрелигиозного совета России в связи с законопроектом " Об образовании в Российской Федерации "   06 мая 2011 Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии закрытия III Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры   24 января 2011 Выступление патриарха Кирилла на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений   24 февраля 2010 Александр Щипков Выступление Александра Щипкова, советника Председателя СФ на конференции " Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и в Германии "   24 февраля 2010 Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии конференции " Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и в Германии " (Москва, 24 – 25 февраля 2010 г.)   30 ноября 2009 Епископ Зарайский Меркурий Участие Русской Православной Церкви в федеральном проекте по введению изучения в российской школе религиозных культур и светской этики   27 ноября 2009 Приветствие Предстоятеля Русской Церкви участникам совещания по вопросам преподавания в школах Основ православной культуры   20 октября 2009 Письмо Президенту Медведеву по поводу преподавания в школах основ религиозных знаний   25 сентября 2009 Игорь Понкин Противодействие ведению основ религиозной культуры   27 июля 2009 Обращение лидеров традиционных религиозных общин РФ к президенту России Дмитрию Медведеву по вопросу о преподавании религиозной культуры в школах ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков. " Незавершённый нацизм. Часть 6 /Комплекс превосходства " Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " ,

http://religare.ru/11_5_25_318_105_1.htm...

В ПСТГУ та милосердя» 5 лютого 2020 р. 16:09 29 января 2020 года в Соборной палате Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках Международных Рождественских образовательных чтений прошла научно-практическая конференция «Война и милосердие». Представители Церкви и Свято-Димитриевского училища сестер милосердия обсуждали тему самоотверженного труда врачей и медицинских сестер во время Второй Мировой войны. Выступая перед собравшимися, председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон отметил, что каждая семья хранит память о страшной войне. «Опыт Великой Отечественной войны с примерами героизма и самоотверженности является очень важным для формирования личностного нравственного выбора для будущих медицинских работников», — подчеркнул архиерей. Развитие служения сестер милосердия в войнах второй половины XIX — начала ХХ века явилось важным этапом для формирования корпуса медицинских сестер, работавших на полях Второй Мировой войны, отметил декан исторического факультета ПСТГУ, директор Свято-Петровской гимназии протоиерей Андрей Постернак. Священник представил обзорный доклад о деятельности общин сестер милосердия, подробно останавливаясь на эпизодах Крымской войны (1853-1856 гг.), Русско-Турецкой войны (1878-1877 гг.) и Русско-Японской войны (1904-1905 гг.). В прошлом году Свято-Тихоновским университетом была издана книга «Общины сестер милосердия Российской империи в 1844-1918 гг. Энциклопедический справочник». Справочник включает статьи с описанием 127 общин, а также историографический и источниковедческий обзор и подробный исторический очерк. В книге описана деятельность общин как в мирное, так и в военное время. Было ли место милосердию в нацистских концентрационных лагерях? На этот вопрос в своем докладе ответил исполняющий обязанности директора Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, кандидат исторических наук Алексей Конопатченков. В докладе была раскрыта бесчеловечная сущность и структура пенитенциарной системы нацистской Германии, показаны этапы формирования системы принудительного труда. Алексей Конопатченков рассказал о том, как попадали в концлагерь советские военнопленные, а также детей с оккупированных территорий. Отдельно докладчик остановился на примерах проявление поддержки и милосердия в среде советских узников по отношению к соотечественникам, находящимся в критическом физическом или моральном состоянии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5588304...

Как нести людям веру? [Видео] Думается, что если бы мы в своем свидетельстве исходили из того, чем живем сами, из тех отношений, которые сложились с Богом у нас лично, и не заслонялись от живого человека вероучительными назиданиями, то и образ миссионера, как и образ всей нашей Церкви, был бы другим. 14 апреля, 2011 Думается, что если бы мы в своем свидетельстве исходили из того, чем живем сами, из тех отношений, которые сложились с Богом у нас лично, и не заслонялись от живого человека вероучительными назиданиями, то и образ миссионера, как и образ всей нашей Церкви, был бы другим. Доклад профессора Давида Гзгзяна, заведующего кафедрой богословских дисциплин и литургики Свято-Филаретовского Института, члена Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви на секции «Миссионерская ответственность мирян» XIX Международных Рождественских образовательных чтений. [flowplayer url=’http://media.pravmir.ru/video/gzgjan.flv’ urlmp4=’ http://media.pravmir.ru/video/gzgjan.mp4 ‘ img=» width=» height=» ] Давид Гзгзян Основания миссионерской деятельности , особенно среди мирян, обсуждаются не так часто, как хотелось бы. Между тем, именно в этот исходный пункт многое упирается. Прояснение его может пролить свет на то, что и как надо делать, чтобы миссионерские усилия были адекватными и достигали результата. Главным основанием всякой миссии является личный опыт человека Именно наш индивидуальный опыт должен выходить на первый план, когда мы несем людям свою веру. Миссионер, в первую очередь, предъявляет окружающим самого себя . Такого себя, который наделен даром пробуждения к вечной жизни со Христом Воскресшим, который этим даром дорожит, им питается и ответственно свидетельствует об этом. И кто может, понимая все свое несовершенство и греховность, видеть, как этот дар веры способен действовать в душе человека. Очень часто бывает, что миссионерское усилие, даже при самом благом желании, начинается не с этого, а откуда-то с середины. Метод «оглушения догматикой» Источник: Photisight.ru

http://pravmir.ru/xristianskaya-missiya-...

Монашество перед вызовами революционной эпохи 3 февраля 2017 г. 13:28 Доцент кафедры истории Церкви Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук Г.М. Запальский, выступил с докладом «Монашество перед вызовами революционной эпохи» в рамках работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Внешние характеристики российского монашества предреволюционной поры выглядели оптимистично. Число монастырей, женских общин и их насельников быстро росло, причем с ускорением. В 1914 году насчитывалось 1025 монастырей и общин и почти 95 000 монашествующих. Умножалось число школ, больниц, богаделен и других заведений при обителях. Очень большим был приток паломников в монастыри. После революции все это дало повод многим говорить о возрождении или расцвете русского монашества в XIX — начале XX века. Об этом до сих пор пишут многие российские и зарубежные исследователи. Однако, если обратиться к голосам современников — людей, живших в ту самую эпоху, то складывается совершенно другая картина. Можно даже не говорить о внешней критике, обрушившейся на монашество со страниц светской прессы, с трибуны Государственной думы и т.п. Сами монашествующие — епископы, настоятели монастырей — расценивали это время как тревожное, говорили, что иночество очень ослабело и нуждается в укреплении. Крупный мыслитель архиепископ Никон (Рождественский) с горечью писал в начале XX века: «Много, слишком много у нас монастырей, а настоящих иноков — много ли в них? Их надобно искать с фонарем Диогена! Монастырей много, а постригать некого, рукополагать в саны священнослужителей некого, ставить в настоятели некого... Жизнь монастырская едва прозябает, о духовной жизни в собственном смысле мало имеют понятия. Идут в обители не ради Иисуса, а ради хлеба куса. Даже те, которые, по-видимому, искренне ищут спасения, полагают его найти в самочинных внешних подвигах и уродуют себя так, что с ними не сладишь, не сговоришь: ими овладевает погибельная гордыня. Вериги носят, а слова обличения не терпят — это ли смиренные рабы Божии, это ли спасаемые во Христе? Знаю, есть тихие пристани духовной жизни, но — ах, как их мало — все наперечет!» Конечно, выделялись и были у всех на устах отдельные монастыри с сильными духовными традициями: Соловецкий , Валаамский , Ново-Афонский, Оптина , Саровская, Глинская пустыни и др. Как впоследствии напишет Г.П. Федотов, Оптина и Саров — «два костра, у которых отогревается замерзшая Россия» Костры — яркий образ живой духовности, но если перевести фокус с них на общий фон, то перед нами предстает замерзшая, ледяная пустыня.

http://patriarchia.ru/db/text/4800561.ht...

«Нужно иметь решимость вести борьбу с самим собой» О конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества» Ирина Обухова 25 января в Красном зале храма Христа Спасителя в рамках XXI Международных Рождественских Образовательных Чтений состоялась конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества». Свои доклады представили митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, архимандрит Платон (Игумнов), протоиерей Алексий Ющенко, иеромонах Мефодий (Капустин), монах Григорий (Кутыш), Вячеслав Леонтьев, ответственный секретарь Оптинского форума, Татьяна Батурова, профессор Московского государственного областного университета, Анна Шмелёва, кандидат филологических наук Московского государственного областного университета. В своём докладе «Роль Церкви в выборе жизненного пути русской эмиграции» архиепископ Михаил говорил о роли и деятельности Русской Православной Церкви за рубежом, не только в последние годы, но и за всё время её существования. В качестве примера влияния Церкви на судьбу наших соотечественников за рубежом и ёе неравнодушие к ним, архиепископ привёл пример отца Сергия Орлова, которого в конце XIX века назначили служить в Женеву, и на новом месте он старался поддерживать культурную жизнь эмигрантов, хотел создать школы для русских детей. Через некоторое время благодаря ему был заложен храм в Давосе, который, к сожалению, сейчас нам не принадлежит. Выступавший после него митрополит Климент отметил, что предмет доклада архиепископа Михаила интересен и близок ему, поскольку он не понаслышке знаком с темой жизни наших православных соотечественников в других странах. Несмотря на то, что доклад владыки был озаглавлен довольно просто: «Выбор духовного пути», за этим скрывался сложный разбор писаний святителя Феофана Затворника , который рассматривает одно из основных учений всех отцов-аскетов – учение о спасении. Унаследовав опыт богословов первого тысячелетия, русская святоотеческая традиция особое внимание уделяет его практическим шагам.

http://pravoslavie.ru/59061.html

Пн Круглий проблем старообрядних Церкви пройшов у 28 2023 р. 10:36 26 января 2023 года в здании Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове состоялось заседание круглого стола по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. Заседание в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений прошло под председательством архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана , члена Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. В роли модератора круглого стола выступил руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции , секретарь Комиссии протоиерей Иоанн Миролюбов. Во встрече впервые приняли участие почти все священнослужители российских старообрядных приходов Русской Православной Церкви. В ходе заседания были обсуждены вопросы современного бытия старообрядных приходов Русской Православной Церкви, их взаимодействия, издательской деятельности, регистрации самих приходов и созданных собственных приходских СМИ. Длительное обсуждение заняло принятие резолюции круглого стола, окончательный текст которой в результате был одобрен единогласно. Важной темой стала также проблематика миссионерской деятельности старообрядных (единоверческих) приходов. Было отмечено, что стремление старообрядцев к церковному единению стало весьма заметным и широким явлением задолго до появления Правил единоверия (1800). В редакции митрополита Московского Платона (Левшина) эти Правила превратили изначальный смысл единоверия, заключающийся в признании дореформенного и послереформенного обрядов равночестными и равноспасительными, в откровенно миссионерский проект, имеющий одностороннюю направленность. А поскольку осуществлялся этот проект в XIX столетии зачастую методами правового и даже силового принуждения, это оставило в сознании старообрядцев недобрую память, непреодоленную до сих пор. Сама идея существования единоверия предполагает стремление к церковному единству и преодолению раскола XVII века, но осуществляться это стремление должно исходя из реалий сегодняшнего времени, путем диалога, духовных советов в доброжелательном духе, а не методами прозелитизма или распространения противораскольнических сочинений более чем столетней давности, которые не выдерживают критики современной исторической науки.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6000469...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010