В.В. Каширина Приложение Семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие Святителя Феофана Затворника» (в рамках XXIV Международных Рождественских чтений) Приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента, Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, председателя Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! От всего сердца вновь приветствую участников и гостей семинара «Духовное наследие святителя Феофана Затворника », который в нынешнем году проходит в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. В очередной раз святитель Феофан собрал нас, чтобы иметь возможность поделиться тем новым, что смогли по черпнуть в трудах этого великого учителя христианской жизни. Действительно, перечитывая то или иное произведение святителя, человек каждый раз находит для себя что то новое, всегда полезное для души. Сообразно с темой нынешних Чтений – «Традиции и новации: культура, общество, личность» – актуально за думаться над вопросом: кем был для своей эпохи святитель Феофан – традиционалистом или новатором? Сразу следует отметить, что, несомненно, святитель был приверженцем, более того – ревностным защитником церковной традиции, ни на йоту не отступавшим от неё. Но вместе с тем он был и новатором для административной и хозяйственной практики Церкви и для современной ему общественной мысли, в своём душепопечении о людях. Доказательством тому служат его труды в области реформы духовного образования и в других аспектах церковной и общественной жизни XIX в. Приверженность церковной традиции святителя Феофана ярко выражена в его трудах по защите православного учения от различных ересей и расколов, а также в деле толкования Священного Писания. Его перу принадлежат переводы ряда псалмов (118-го, 51-го, 33-го, 1-го и 2-го), а также толкования на Апостольские послания. Все упомянутые труды выполнены в полном согласии со святоотеческой традицией толкования Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_82728.html 25 января 2011 Выступление председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона на XIX Международных Рождественских чтениях Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/1392944.html Официальный сайт РПЦ МП Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня Рождественские чтения стали масштабным форумом, который позволяет представителям Церкви и общества обсуждать очень серьезные и значительные проблемы. Дискуссии проходят с участием средств массовой информации и выходом на большую аудиторию. Тема чтений в этом году – " Церковь и государство: соработничество в решении общих задач " – заставляет задуматься об очень многом. С одной стороны, мы можем с уверенностью констатировать, что взаимоотношения между государством и Церковью в России, а также в целом ряде других стран постсоветского пространства развиваются в добром и конструктивном ключе, что благодаря этому предпринимаются совместные усилия, направленные на улучшение жизни людей. В то же время следует признать, что нам предстоит сделать, наверное, гораздо больше, чем уже сделано. Это касается, в частности, той сферы человеческой жизни, которая сопряжена с нравственной проблематикой. Мы должны задуматься о просветительской миссии, которую призвана вести Церковь, о важности ее свидетельства людям о непреходящей правде Божией, о нравственных ценностях. Особое значение нравственная проблематика приобретает сейчас в вопросах семейной этики. В своих выступлениях на этом форуме участники чтений уже касались неблагополучной ситуации, которая складывается в социальной сфере в России и – в той или иной степени – в других государствах ближнего зарубежья. Такая ситуация является прямым следствием разрушения традиционного семейного уклада, которое происходило на протяжении многих последних десятилетий. Если говорить о России, нужно отметить, что первый мощный удар по этому укладу нанесла революция, затем были 70 лет безбожия и далее 20 лет демократии, сопряженной с насаждением в наших странах идеологии потребительского общества. Одним из последствий этого стала страшная статистика, отражающая огромное количество абортов, совершаемых в нашей стране и других странах ближнего зарубежья, – этого узаконенного преступления, которое уносит миллионы жизней.

http://religare.ru/2_82728_1_21.html

Документы Выступление митрополита Волоколамского Илариона на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях 25.01.2011 15:35 Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня Рождественские чтения стали масштабным форумом, который позволяет представителям Церкви и общества обсуждать очень серьезные и значительные проблемы. Дискуссии проходят с участием средств массовой информации и выходом на большую аудиторию. Тема чтений в этом году – «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» – заставляет задуматься об очень многом. С одной стороны, мы можем с уверенностью констатировать, что взаимоотношения между государством и Церковью в России, а также в целом ряде других стран постсоветского пространства развиваются в добром и конструктивном ключе, что благодаря этому предпринимаются совместные усилия, направленные на улучшение жизни людей. В то же время следует признать, что нам предстоит сделать, наверное, гораздо больше, чем уже сделано. Это касается, в частности, той сферы человеческой жизни, которая сопряжена с нравственной проблематикой. Мы должны задуматься о просветительской миссии, которую призвана вести Церковь, о важности ее свидетельства людям о непреходящей правде Божией, о нравственных ценностях. Особое значение нравственная проблематика приобретает сейчас в вопросах семейной этики. В своих выступлениях на этом форуме участники чтений уже касались неблагополучной ситуации, которая складывается в социальной сфере в России и – в той или иной степени – в других государствах ближнего зарубежья. Такая ситуация является прямым следствием разрушения традиционного семейного уклада, которое происходило на протяжении многих последних десятилетий. Если говорить о России, нужно отметить, что первый мощный удар по этому укладу нанесла революция, затем были 70 лет безбожия и далее 20 лет демократии, сопряженной с насаждением в наших странах идеологии потребительского общества. Одним из последствий этого стала страшная статистика, отражающая огромное количество абортов, совершаемых в нашей стране и других странах ближнего зарубежья, – этого узаконенного преступления, которое уносит миллионы жизней.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиерейский Собор Русской Церкви пройдет в Москве со 2 по 4 февраля На сегодняшнем заседании Священного Синода принят ряд решений организационного характера 31.01.2011 791 Сегодня, 31 января, в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. В заседании Св. Синода помимо Предстоятеля Русской Православной Церкви приняли участие митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир, митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, епископ Архангельский и Холмогорский Даниил, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. В ходе заседания Св. Синода было заслушано сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся в Москве пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви . По прослушании сообщения члены Св. Синода постановили выразить признательность Предстоятелю Русской Церкви за инициативы, благодаря которым деятельность Межсоборного присутствия стала носить системный характер, и считать положительным опыт работы редакционной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси, в связи с чем внести соответствующие поправки, регламентирующие деятельность этой комиссии, в Положение Межсоборного присутствия. Затем Патриарх Кирилл подвел итог состоявшимся в Москве XIX Международным Рождественским образовательным чтениям. Поблагодарив Предстоятеля и организаторов Чтений, члены Синода постановили, чтобы Синодальные учреждения, имеющие отношение к религиозному образованию и катехизации, имели в виду материалы Международных Рождественских образовательных чтений в своей работе по совершенствованию катехизации и образовательной деятельности в Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/31/ar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опыт реализации программы третичной профилактики наркозависимых на сельском приходе Доклад на XIX Рождественских Чтениях 28.01.2011 624 Время на чтение 13 минут 26 января 2011 года по благословению главы Синодального отдела по работе с молодёжью Русской Православной Церкви, епископа Игнатия (Бронницкого), на базе Дворца пионеров и школьников имени А.П. Гайдара Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы в рамках 10-го направления XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и работа с молодёжью» запланировано проведение секции «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодёжи. Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?». В процессе её проведения обсуждались наиболее актуальные вопросы реализации современных подходов ко всем видам профилактики зависимого поведения молодёжи (первичной, вторичной, третичной - социальная реабилитация) с подготовкой и утверждением итоговой резолюции, а также транслировались перспективные антинаркотические профилактические модели программ. Предлагаем вашему вниманию доклад руководителя православного реабилитационного центра «Возвращение» Кемеровской и Новокузнецкой епархии протоиерея Дионисия Пучнина с вышеуказанного секционного заседания. Ваше Высокопреосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде чем начать свое выступление, мне бы хотелось показать Вам краткий фильм о деятельности нашего центра. Как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Демонстрация фильма о деятельности центра Если быть честным, то я долго сомневался в целесообразности моего выступления. Тружусь я на данном послушании третий год, результатов высоких не отмечаю, да и как их подсчитаешь. Но слова моего с позволения сказать «духовника» в данном деле, убедили меня в необходимости данного выступления. Итак, по порядку. Началось все почти четыре года назад со «случайной» (слово случайный я поставил в скобки, т. к. моя вера не позволяет мне верить в случайности) близкой встречи с бывшим наркоманом.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/29/...

Базисные ценности — основа общенациональной идентичности. История создания 27 мая, 2011. Новостная служба «Наступает время, когда на смену диссонансу векторов развития различных групп должно прийти объединение вокруг ценностей, авторитет которых мог бы поддерживать само существование общества, страны и личности» — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл О начале создания документа «Базисные ценности основа общенациональной идентичности» было объявлено в январе 2011 года. На прошедшей, в ходе XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач», конференции «Национальная система ценностей как залог процветания России», председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин представил проект документа и сказал: «Это плод дискуссий, которые мы имели с рядом политических партий, общественных слоев нашей страны. В дальнейшем мы были бы благодарны за реакцию на этот список, что-то, может быть, в него стоит добавить, что-то в нем стоит, очевидно, модифицировать, может быть, что-то из него стоит исключить». Первоначально документ назывался: «Вечные ценности — основа российской идентичности.» Он содержал следующие формулировки: Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Предполагающая достойное место для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений. Согласно этому принципу распределение ценностей – духовных и материальных, созданных трудом людей, должно быть справедливым и заслуженным. Свобода. Личная, индивидуальная свобода — свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность, независимость, самобытность российского народа. Солидарность – способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная надклассовая солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.

http://pravmir.ru/bazisnye-cennosti-osno...

Доклад иерея Климента Нехамайя, настоятеля прихода Русской Православной Церкви в честь Живоначальной Троицы в г. Чандрапур (Индия), прочитанный на конференции «Внешняя миссия Русской Православной Церкви и миссионерский потенциал культуры» XXXII Международных Рождественских образовательных чтений 2024 г. Иерей Климент Нехамайя «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе», – так мы поем в тропаре праздника Пятидесятницы. Христос превратил простых рыбаков в ловцов человеков и повелел им, самому основанию Церкви: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28,19–20). И поэтому Фома, один из апостолов, прибыл в Индию, чтобы привести к истинному Богу других овец, о которых говорил Христос (ср. Ин. 10, 16). Так начинается история христианства в Индии, освященная кровью святого апостола. Христианство в Индии было сосредоточено в южной части страны и с века зависело от Персидской Церкви. Она оставалась Православной в течение четырех веков, впоследствии Персидская Церковь стала несторианской. С тех пор несторианство было единственной формой христианства в Индии. В XVI веке в Индию прибыли португальские католики, которые, обнаружив, что индийские христиане являются несторианами, обратили многих из них в католическую веру, положив начало первой Униатской церкви в Индии, известной как Сиро-Малабарская Католическая церковь. Многие индийские христиане протестовали против Римо-католиков и просили различных восточных Патриархов помочь им с епископом. В это же время, в XVII веке, в Индию вошли нехалкидонские сирийские якобиты, и так в Индии была основана Сирийская Якобитская церковь, а затем и Маланкарская Сирийская церковь. Позже, в XVIII–XIX веках, в Индию приезжали различные протестантские миссионеры и основывали свои деноминации. До сих пор Индия видела миссию двух православных юрисдикций в Индии, а именно Вселенского Патриархата и Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/159189.html

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий " decoding="" title="" Посткрещальная катехизация. Пути интеграции в приходскую общину архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий В Избранное Доклад Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на пленарном заседании I направления «Катехизация и таинства Церкви» XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня я хотел бы поделиться с вами мыслями о том, какие вопросы ставит перед нами возрождение древней церковной практики оглашения перед Крещением и какие можно предложить подходы в решении этих проблем. Развивая практику обязательной длительной подготовки людей к таинствам Крещения, Евхаристии, Покаяния и других, мы особенно остро столкнулись с явлениями, которые препятствуют вхождению людей в церковную, богослужебную и приходскую жизнь. Одно из таких явлений – неправильное отношение людей к Таинствам. К сожалению, подавляющее большинство наших соотечественников, приходящих в православный храм, воспринимают Таинства как некий магический обряд. Они считают, что Таинство приносит «пользу» само по себе, без внутреннего перерождения человека, и желают принять Таинство для того, чтобы не болеть, иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, считать себя православным. Таких людей очень сложно сделать постоянными и осознанными участниками Православного богослужения и, в особенности, Божественной литургии. Эта сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что одного лишь огласительного этапа для формирования полноценного члена Церкви недостаточно. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал: «Растению, чтобы жить и расти, нужен воздух – без воздуха оно замрёт, и для души нужен воздух небесный. Это – вся церковность, или все боголепные священнодействия Церкви. Тут только и бывает душа как бы в своей атмосфере, а вне её душно. Как чахнет чахоточный, так чахнет душа вне Церкви, в пространных будто бы обычаях мира». Вот это-то ощущение необходимости полновесной жизни церковного, к сожалению, многие в течение огласительного курса на получают…

http://azbyka.ru/katehizacija/postkreshh...

Служба в Бутырской тюрьме в праздник Покрова Божией Матери ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  17 февраля 2011 г. Окаянное место «Клубок проблем» — так можно было бы охарактеризовать всё, что услышал корреспондент ЦВ на секции по тюремному служению, состоявшейся в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений. Священник в «армии грешников» Юридический статус тюремных храмов и правовой статус священника в зоне должны быть определены законодательно. Требуется создание обучающей системы и центров повышения квалификации для духовенства и мирян-волонтеров, посещающих зону. Нужны церковные центры реабилитации для освободившихся осужденных. Это только часть задач, прозвучавших в докладе епископа Красногорского Иринарха, председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению. По словам владыки, сегодня в местах лишения свободы действуют около 500 храмов и 500 молельных комнат. Однако в связи с их неопределенным статусом существует вероятность использования храма сотрудниками ФСИН не по назначению. И хотя это бывает крайне редко, сотрудники ФСИН могут беспрепятственно входить в алтарь, прикасаться к престолу, разбирать его. А между тем престол надо заново освящать, если он даже сдвинут с места. Компромиссным может стать вариант, когда храм опечатывается, вызывается представитель епархии и в его присутствии проводится обыск. Если нужно, сам священнослужитель может разобрать престол в присутствии сотрудников ФСИН. Также никто, кроме священника, не может прикасаться к святым дарам. И здесь может быть вина самого пастыря, который не сумел договориться с сотрудниками. «Священнику нужно объяснять таким сотрудникам, что их действия недопустимы, это оскорбление и проступок на грани уголовного наказания», — прокомментировал ситуацию зам. директора ФСИН России Алексей Величко. Чиновник призвал в подобных случаях обращаться непосредственно к нему или его коллегам. В настоящее время число служащих в зоне священников составляет более 1100 человек. Епископ Иринарх надеется увеличить их число до полутора тысяч, причем на штатной основе. Однако не определен их правовой статус. Сегодня батюшки приходят в колонии на правах «посетителей». Бывает, им приходится ждать на входе, их могут обыскать и запретить проносить что-либо, например, кагор. «Вопрос определения правового статуса священника и культовых помещений на территории исправительных учреждений — это вопрос законодательства. И его решение должна инициировать Церковь», — пояснил корреспонденту ЦВ Алексей Величко.

http://e-vestnik.ru/reports/okayannoe_me...

  разделы   рассылка  распечатать Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ МП епископа Зарайского Меркурия на открытии XIX Международных Рождественских чтений 24 января 2011 года в Государственном Кремлевском дворце на открытии XIX Международных Рождественских образовательных чтений с докладом выступил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, представители государственной власти, уважаемые участники и гости XIX Международных Рождественских образовательных чтений! Рад приветствовать всех, кто принимает участие в нынешнем форуме, посвященном обсуждению вопросов соработничества Церкви и государства в решении общих задач. Опыт взаимодействия духовной и светской властей в течение последних 20 лет российской истории позволяет с уверенностью говорить о том, что такое соработничество является плодотворным. В переломный исторический момент, когда рухнула советская государственная система, когда в умах многих наших сограждан поселились недоумение и страх за свою жизнь и судьбу детей, обращение к Богу спасало от отчаяния, давало силы строить собственную жизнь и возрождать Отечество. За прошедшие годы стало очевидным, что любое, даже самое экономически высокоразвитое общество обречено на вырождение, если уважение друг к другу, забота родителей о детях, детей о родителях, любовь и взаимоуважение в семье вытесняются жаждой личных удовольствий, а голос собственного " Я " заглушает голоса окружающих. Потому самая важная задача, которая стоит перед каждым из нас сегодня, – помочь нынешним детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями, сохранив при этом достоинство личности. На этом поприще трудно переоценить вклад учителей и воспитателей, способствующих формированию системы знаний и ценностей у детей и юношества. Не менее важна и роль родителей, а также семейных традиций, создающих ту среду, в которой растет ребенок. В свою очередь, поддержка со стороны государства, продуманная и интегральная образовательная политика дают возможность воплотить в жизнь лучшие замыслы, сохранить и приумножить научный потенциал стран Русского мира. От нас с вами, священнослужителей, педагогов, родителей, государственных деятелей, напрямую зависит будущее грядущих поколений соотечественников.

http://religare.ru/2_82726.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010