Пострадали в 1816 году; память их 1 мая. Дава – процесс тяжущихся о чем-либо лиц, рассматриваемый низшим судебным местом; когда же одно из тяжущихся лиц бывает недовольно решением этого места, а желает перенести свое дело в какое-нибудь высшее судилище, то, в удостоверение на это права, выдается ему из низшего судилища фетуфа (свидетельство). Даничич. Животи кральева и архиепископа ернских. Загреб. 1866. Калайдовича экзарх, стр. 164. Григоровича путеш. См. свв. южных славян. Филарета, архиеп. Черниговского, 1865, допол. стр. 250. Сербляк. Белград. 1861 г. Из Neon Eklogion. В области монастыря Филофейского. Проигумен Ватопедской обители Феофан. По греческому синаксарю память св. Саввы только 14 января; в славянских же минеях память его празднуется 12 января и, вместе с отцом его преп. Симеоном Мироточивым, 13 февраля. В славянских рукописных минеях XIV века (хранящихся в библиотеке нашей Обители) и писанных, несомненно, на Афоне, память св. Саввы положена 15 января; вероятно, вследствие того, что 14 января бывает отдание праздника Богоявления. Западная церковь также признает Савву в числе святых и празднует память его 14 января. Св. Савва родился в 1169 году (Славян.народон. Шафарик. 55). В этом же году поступила во владение русских обитель св. Пантелеймона, в которой св. Савва принял иноческое пострижение. Весьма знаменательное совпадение!.. О времени поселения русских на Афоне см. книгу: «Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на Св. Горе Афонской», М. 1886г. Пирг, или башня, с которой св. Савва сбросил одежды, цела и доселе. В ней устроена (в 1871 г.) церковь, посвященная его имени. Св. Симеон сложил с себя достоинство великого жупана Сербии 1195 г. 25 марта, а на Афон прибыл в 1197 г. 2 ноября (Слав. древн. Шафарик. Ч. II, кн. 1, 118. Dwdekabibloz Dosiqeou patr. ‘Ierousalum. кн. 2, 814. Карея в древности называлась и «Срединою» и «великою Срединою» (Mesh. megalh Meoh). Памятник сего завета существует и доныне. В главный праздник Хиландаря, именно в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, призывают настоятеля ватопедского и уступают ему начальство и первенство; ту же честь делают монахи ватопедские настоятелю хиландарскому в свой главный праздник – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. (См. об этом в «Письмах с Востока», ч. I, 194).

http://isihazm.ru/?id=1834

3 Обет посвящения ребенка Богу состоял в том, что ребенка приводили в Храм, над ним совершался особый ритуал, затем ребенок воспитывался при Храме, посещал богослужения и в течение определенного времени выполнял различные работы и послушания (уборка храмовых помещений, шитье священных одеяний и т. д.). – Авт. 4 Кровля храма была усеяна острыми золотыми иглами, чтобы птицы не садились на нее (см.: Иосиф Флавий, «Иудейские древности»). – Авт. 6 Паламиты – сторонники выдающегося православного богослова XIV столетия свт. Григория Паламы , архиепископа Солунского, в полемике с Варлаамом Калабрийским и его единомышленниками доказывавшего нетварность вечных Божественных энергий. – Ред. 7 Имеется в виду знаменитая Лавра преподобного Давида Гареджийского в Грузии. О нем см. ниже, в статье «Икона “Слава Грузинской Католикосской Церкви”», с. 242–243. – Ред. 9 Анфипат – в Римской империи – проконсул, правитель более или менее обширной провинции. – Ред. 14 Память св. блгв. Вахтанга Горгасала, царя Грузинского, совершается 30 ноября/13 декабря. – Ред. 16 Память св. Раждена Перса, Карталинского, первомученика Грузинского, совершается 3/16 августа. – Ред. 19 Память прпп. Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского – совершается 7/20 мая. – Ред. 26 Память св. мчч. Исаака и Иосифа Феодосиопольских (Эрзерумских) совершается 16/29 сентября. – Ред. 29 Память св. мч. Гоброна (в крещении Михаила) Кахетинского, князя, и с ним 133-х воинов совершается 17/30 ноября. – Ред. 33 Воски – особого рода отшельники, которые, созрев для высших подвигов, удалялись в пустыню и там вели кочевую жизнь, переходя с места на место. Покровом для них служило небо, ложем – земля или пол одинокой пещеры. Они не употребляли пищи, приготовляемой на огне, питались лишь кореньями и травами. Более всего восков было в свое время в Месопотамии; встречались примеры такого рода отшельничества в Палестине и Сирии, но значительно реже. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Следует подробнее остановиться на сравнении Богородичных праздников в Православной и Католической Церкви, где, как известно, имеется весьма дробный рубрикатор, развернутый разбор которого не предусмотрен современным курсом литургики. В Западной Церкви все Богородичные праздники (кроме, возможно, Благовещения) установлены несколько позднее, чем на Востоке, часто под восточным влиянием. Первый Богородичный праздник – Рождество Святой Марии – был введен в Риме во второй половине VI века и праздновался 1 января, в день октавы. В современном католическом месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно 19 : Рождество Богородицы 8 сентября не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV века) вообще считается малым праздником. Есть и ряд других Богородичных празднований: на следующий день после Воздвижения – память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 января (в день октавы Рождества Христова) – общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 маяпамять Посещения Пресвятой Девой Марией прав. Елисаветы. Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова – память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 августа – праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 октября – память Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 декабря (в Православной Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия прав. Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы). 7 Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – С. 132–221. Далее см. также описание паломницей Этерией конкретных праздников. 12 Ткаченко А.А., Лукашевич А.А. Богородичные праздники//Православная энциклопедия. Том 5. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – С. 509.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

к. Игоря совершается местно 5 Июня», и можно думать, что поправка сделана на основании достоверного полученного сведения. В Черниговском соборе мощи князя положены были не в самой церкви, а в башне, которая пристроена к церкви с западной стороны и которая называлась по древнему теремом, – Ипатск. лет. под 1150-м годом, стр. 288 fin. В настоящее время, вероятно, с того же нашествия Монголов, что выше, мощей князя не существует. 84 Лаврент. летопись под 1175-м годом, 2-го изд. стр. 352, Академ. летопись под 1238-м годом, стр. 493, и Ипатск. лет. под 1175-м годом, 2-го изд. стр. 403. 85 Скончавшийся по двум противоречащим между собою показаниям Патерика Печерского (у Симона о создании церкви и о зодчих) в 1072-м или 1073-м году, т. е. за два года или за один год до преп. Феодосия. 86 Называет Антония святым и как будто в точном смысле этого слова или святым формально канонизованным и помянутое выше слово в субботу сыропустную, егда память творим святых отец, написанное до нашествия Монголов, Восток. стр. 611. 87 Мощи преп. Антония, как мы сказали выше, никогда не были открываемы и до сих пор остаются под спудом, см. о них Описания Киево-печерской Лавры митр. Евгения гл. XIV (А о том, что иным поклонникам в конце XVI века показывали в Печерском монастыре мнимые главы препп. Антония и Феодосия, если только сами поклонники не сочинительствуют, см. в Описании рукописей Троицкой Лавры 734).-Память преп. Антония в Печерском монастыре и вообще Киевской Руси всегда была празднуема 7-го Мая, которое принимается за день его кончины; в старых Московских святцах она-то мод 7-м Мая, то, и большею частью, под 10-м Июля (cfr Onucahuя рукописей той же Лавры 245), а теперь, со времени Устава патр. Иоакима 1682-го года, – согласно с Печерским монастырем 7-го Мая. 88 В сказаниях о св. Леонтии говорится, что мощи его обретены в виде целого тела, но теперь они, вероятно, со времени разорения Ростова и в нем его соборного храма Поляками 14-го Октября 1608-го года, под спудом, см. сочинение гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТИАН И НИСФЕРОЕ [греч. Κατων κα Νισθερε; груз. ] (V в.), преподобные (пам. визант. и груз. 30, 31 мая), егип. подвижники. Имена святых встречаются в различных вариантах как в груз., так и в греч. традиции. В груз. Житии - Катианос и Нистереон ( ); у И. Джавахишвили в описании груз. синайских манускриптов - Катианеси () и Нестереониси (), в описании груз. рукописей груз. Иверского мон-ря на Афоне для К. приводится вариант Катанос (). Почитание К. и Н. известно по греч. служебным Минеям Sinait. gr. 637, XI-XII вв. и Sinait. gr. 672, XIV в., а также по груз. календарям; в визант. синаксарях они не упоминаются. В сб. «Иадгари песнопений...» груз. гимнографа Иоанна-Зосима (Sinait. iber. 34, X в.) память К. и Н. отмечена под 30 или 31 мая, одного Н.- под 23 мая; в груз. Большом Иадгари (Sinait. iber. 1, Х в.) и в груз. синайской Минее того же времени (Sinait. iber. 64) - только под 31 мая. В б-ке Иверского монастыря хранится грузинский перевод кименной версии Жития К. и Н. (Ath. Iber. georg. 41. Fol. 114-123, XI в.), в котором святые названы отшельниками. В тексте Жития много бесед, диалогов и молитв, однако там можно почерпнуть нек-рые конкретные сведения о жизни К. и Н. Согласно Житию, К. и Н. род. в кон. IV или нач. V в. в Египте в городе, названном в тексте Пиневлсо. К. был младшим братом, а Н.- старшим. Их мать Теона была благочестивой женщиной и воспитала сыновей в любви к Богу. После смерти матери братья избрали монашескую жизнь, а через нек-рое время решили продолжить подвижничество в горах Египта и отправились в путь. По дороге они встретили некоего молодого человека, страдавшего от злого духа. По молитве братьев дух покинул юношу, но вселился в дочь визант. имп. Маркиана (450-457). Злой дух сам повелел императору найти отшельников К. и Н., которые смогут изгнать его из девушки. Братья в это время возводили келью на горе. Они благословили всех прибывших к ним, кроме одного, по имени Анастасий. Когда уже в К-поле он спросил Н. о причине этого поступка, святой предсказал Анастасию, что тот станет императором и поддержит еретическое движение акефалов. По просьбе посланцев Маркиана Н. собрался в К-поль; он был перенесен туда чудесным образом, на облаке. По молитвам святого девушка была исцелена: злой дух вышел из нее. Император просил Н. остаться при дворе, а когда тот отказался, предлагал ему любую награду, но отшельник попросил только, чтобы им с К. помогли вырыть колодец недалеко от их кельи. В этой келье братья подвизались долгие годы, совершая множество чудес (так, К. воскресил человека, умершего 178 лет назад) и исцелений.

http://pravenc.ru/text/1683897.html

Тем временем положение в Бретани ухудшилось, осенью-зимой 1345 г. отряды англичан разграбили ряд городов, в т. ч. Трегье, пощадив однако кафедральный собор из почтения к памяти И. В 1346 г. герц. Карл был взят в плен англичанами. В это время, по свидетельству папы Климента VI, ему явился И. и упрекнул за промедление с канонизацией. Под влиянием видения папа назначил новую комиссию, к-рая рассмотрела протоколы 1330 г., вновь дав положительное заключение. 18 мая 1347 г. Климент VI объявил о своем решении причислить И. к лику святых католич. Церкви. 19 мая в церкви доминиканцев в Авиньоне состоялись торжества по случаю канонизации И. (празд. памяти И. под 19 мая объявлялось обязательным для всей католич. Церкви). Папа даровал общие индульгенции паломникам к гробнице святого в Трегье. В отдельном послании епископу и кафедральному капитулу Трегье содержалось повеление поднять мощи И., поместив их в подобающем месте. 27 окт. 1347 г. в присутствии герц. Карла де Блуа и многочисленных паломников еп. Ришар (Рауль) дю Пуарье совершил вскрытие гробницы И. в строящемся кафедральном соборе. Через 2 дня состоялось перенесение мощей, к-рые установили в кафедральном соборе после его освящения (1353). Память этого события под 29 окт. была внесена в бревиарии бретонских еп-ств, а также в мартирологи ордена францисканцев. Почитание Вместе со свт. Тугдуалом И. был признан св. покровителем бретонского еп-ства Трегье. В XIV в. почитание И. широко распространилось в Бретани и за ее пределами, преимущественно в Сев. Франции, Италии, Испании и Нидерландах. Бретонские герцоги неоднократно совершали паломничества к мощам святого. В 1420 г. герц. Иоанн VI попал в плен к политическим соперникам и дал обет в случае спасения построить во имя И. капеллу при кафедральном соборе Трегье. После освобождения он исполнил обет, а также воздвиг над прежней могилой святого скульптурный саркофаг. После обретения мощей глава И. была отделена и хранилась в ризнице собора в золотом реликварии. Согласно описям кафедрального собора XVI-XVII вв., рука святого также хранилась отдельно в серебряном реликварии. В 1503 г. герц. Анна Бретонская пожертвовала 7 тыс. ливров на изготовление серебряной раки для мощей И. Герц. Карл де Блуа испросил у соборного духовенства часть мощей святого, к-рую впосл. разделил между коллегиальной ц. Богоматери в г. Ламбаль, кафедральным собором и церквами св. Георгия и св. Мелания в Рене. Кард. Филипп Люксембургский получил в дар др. часть мощей, к-рую в 1516 г. преподнес франц. кор. Франциску I ; впосл. она хранилась в аббатстве Спасителя в Анже. Известны и др. реликвии святого, находившиеся в Бретани. Так, в мон-ре Богар был потир И., в Минии-Трегье - фрагменты бревиария святого, в приходской церкви в Луаннеке - его казула (фелонь). В народном почитании с памятью о святом был связан дольмен близ Луаннека, к-рый, по преданию, служил И. кроватью. На кладбище в Минии-Трегье сохранилась чтимая гробница И., где он якобы был первоначально похоронен.

http://pravenc.ru/text/200449.html

Храм Всех святых на Кулишках (Москва) Описание: Покровское благочиние Московской епархии Первая деревянная церковь на этом месте была построена во времена Дмитрия Донского. В русских летописях под 1365 г. при описании большого московского пожара, получившего впоследствии название Всесвятского, церковь Всех святых упоминается как уже существующая. В конце XVIII в. в путеводителях по Москве появилось предположение о связи строительства храма с увековечиванием памяти воинов, павших 8 сентября 1380 г. на Донском побоище. В XIV в. место, выбранное для церкви, было недалеко от границы Москвы и слово «кулишки» стало синонимом местонахождения «на краю земли»; теперь это исторический центр Москвы. Церковь была полностью перестроена в камне в 1488 г. и затем вновь в стиле московского барокко в 1687-1689 гг. В 1931 г. церковь была закрыта, но вместо планировавшегося сноса была приспособлена под нужды органов госбезопасности. В 1975 г. здание было передано Музею истории Москвы, в связи с чем в 1970-1982 гг. была проведена реставрация. В 1978-1979 гг. во время подготовки к празднованию 600-летия Куликовской битвы были проведены археологические исследования и обнаружены остатки фундамента первоначального храма XIV в. В 1991 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви. В 1994 г. в подвале церкви были обнаружены останки расстрелянных и в память о них у стены подвала был установлен крест с изображениями новомучеников. В 1999 г. храм Всех святых на Кулишках получил статус подворья Александрийской Православной Церкви (подворье перенесено из Одессы, где оно действовало с 1956 г.). Настоятелем московского подворья со дня его открытия был  митрополит Киринский Афанасий . По благословению Киккского монастыря владыка Афанасий привез с Кипра на подворье два ковчега с мощами святых (первый содержит частицу мощей свт. Николая Чудотворца, второй — прмц. Параскевы, мч. Трифона, мч. Маманта, мч. Мины, сщмч. Антипы, еп. Пергамского, ап. Филимона, мч. Онисифора, вмч. Артемия, сщмч. Харалампия, сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, ап. Филиппа, мч. Саввы Стратилата). Решением Священного Синода от 26 декабря 2019 г. ( журнал 151 ) деятельность представительства (подворья) Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле была приостановлена . С 29 декабря 2021 г. при храме располагалось управление Патриаршего экзархата Африки . Настоятель — протоиерей Вадим Леонов (с 27 октября 2023 г.). Страна: Россия Город: Москва Адрес: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 2 Телефон: +7 (495) 623-75-66 Web-caйm: http://hramkulishki.ru E-mail: hramkulishki@yandex.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2195529.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010