Вблизи монастыря Агапия находится еще один известный женский монастырь — Вэратек. Его населяют около 500 монахинь. В конце XVIII в будущая настоятельница монастыря Олимпиада, духовная дочь прп. Паисия Величковского, возвела деревянный храм Успения Божией Матери. Позднее был возведен каменный храм, монастырские кельи, каменный кладбищенский храм и окружающие обитель мощные стены. В окрестностях этих монастырей расположен скит Дурэу, где пребывают честные останки скончавшегося несколько лет назад высоко почитаемого в Румынии старца Клеопы. Монастырь Воронец Монастырь Воронец располагается на окраине г. Гура-Хуморулуй в жудеце Сучава. В 1488 г. было положено начало монастырю возведением храма св. вмч. Георгия. Во времена св. Даниила Отшельника, чья гробница находится в пронаосе храма, монастырь был славен подвижнической жизнью монахов-исихастов. В 1547 г. наружные стены храма были расписаны под наблюдением митрополита Григория (Рошка), который впоследствии был похоронен в притворе. Уникальные фрески сохранились до наших дней. В 1991 г. монастырь был возобновлен как женский. Монастырь Тисмана, один из древнейших в Валахии, был основан в гористой местности (жудец Горж) в 70-х годах XIV в. св. Никодимом Тисманским (прп. Никодим (Румынский), память 13 декабря в РПЦ). В монастыре хранится частица мощей святого. Число насельниц — около 80. Монастырь Трех Святителей в Яссах. Построен трудами господаря Василие Лупу в 1637–1639 гг. и освящен 6 мая 1639 г. митрополитом Молдавским Варлаамом. Возведен в традиционном молдавском стиле. Фасад храма украшен богатейшим резным декором. На протяжении почти двух с половиной веков здесь находились мощи св. Параскевы Новой (память 14 ноября). Монастырь Куртя-де-Арджеш Монастырь Козия расположен на правом берегу р. Олт в предгорьях Южных Карпат в 20 км от г. Рымнику-Вылча. Основан в конце XIV в. валашским господарем Мирча Старым. В 1386–1389 гг. возведен храм Св. Троицы — один из выдающихся памятников средневековой румынской архитектуры. Триконховый план церкви и система сводов служили образцом при строительстве храмов в Валашском княжестве до середины XVIII в. В пронаосе сохранились первоначальные росписи 1391 г. в палеологовском стиле. В настоящее время Козия — мужской монастырь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Юлиана). На араб. языке известны как переводы сохранившихся копт. текстов (Мученичества, энкомия Акакия Кесарийского), так и др. произведения: сборники чудес, гомилия о перенесении части мощей М. в Каир копт. патриархом Иоанном XIII в 1488 г., приписываемая Римскому патриарху Архелиду (sic!) гомилия о перенесении мощей М. в церковь его имени в Риме (см.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 547; Esbroek. 1991. P. 1593). В копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) основное сказание о М. приводится под 25 хатура (21 нояб.). Его отличительной чертой является сюжет с антропофагами-кинокефалами (см. Кинокефалия ): дед М. был съеден 2 такими существами, а отец спасен ангельским вмешательством, после чего кинокефалы, прирученные по божественной воле, стали христианами и не покидали отца М., а позднее сопровождали святого в военных экспедициях. Об убийстве М. имп. Юлиана Синаксарь упоминает неоднократно: под 2 бауна (27 мая), 10 хатура (6 нояб.), а также под 9 бабеха (6 окт.) - в сказании о Римском папе св. Либерии , который, согласно этой версии, вместе со свт. Василием отправился из Кесарии в Антиохию, чтобы обличить Юлиана. Папа был заключен в темницу и также оказался свидетелем явления М. В одной из редакций Синаксаря под 9 бауна (3 июня) отмечена память перенесения мощей М. в Каир (1488). В календаре Абу-ль-Бараката (XIV в.) память М. отмечена под 25 абиба (19 июля), когда в копто-араб. Синаксаре значится освящение церкви его имени (очевидно, в Ст. Каире). О популярности культа М. в копт. среде свидетельствует и тот факт, что в копто-араб. Синаксаре этим именем назван мученик-мим, известный в визант. традиции как Порфирий , пострадавший 15 сент. (18 тута; SynAlex. Vol. 1. P. 279-280; SynAlex (Forget). Vol. 1. 29-30). Вмч. Меркурий. Роспись Кралевой ц. мон-ря Студеница. 1313–1314 гг. Вмч. Меркурий. Роспись Кралевой ц. мон-ря Студеница. 1313–1314 гг. В Египте было построено ок. 30 церквей во имя М., что свидетельствует о его широком почитании в этой стране (см.: The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries Attributed to Abû-Sâlih the Armenian/Ed.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Такое предположение подтверждается указанием Синаксаря Константинопольской церкви. В нем, во-первых, так же как и в Савваитском типиконе, 9 мая стоит память «святого священномученика Александра, епископа Прусского» , указание на сан которого могло быть по ошибке переписчика или даже составителя перенесено на Тимофея, также происходившего из Пруссы. Во-вторых, память святого Тимофея, приуроченная к 26 мая , сопровождается житийной заметкой, не содержит никаких сведений о его священническом или епископском сане , тогда как в кратком житийном повествовании о Тимофее, относящемся в том же синаксаре к 10 июня, он прямо называется «священномучеником» и «епископом Пруссы» . «Священномучеником» он называется и в Месяцеслове императора Василия II Болгаробойцы, датируемом XI веком, и в ряде других более поздних литургических памятников . То есть вполне возможно на основании приведенных данных сделать гипотетический вывод о сосуществовании в IX-XI веках двух традиций относительно святого Тимофея, согласно одной из которых он представлен как мученик (без священнической степени), по другой — как священномученик. Однако обоснованность такого предположения ослабляется тем фактом, что свидетельства, касающиеся отсутствия священного сана у празднуемого сегодня святого, текстологически в основном относятся к XIII-XIV вв. Это касается и Савваитских уставов, на которые ссылаются балландисты ; это же относится и к сведениям Константинопольского синаксаря . При этом, справедливости ради, стоит отметить, что данные, которые обнаруживаются, в частности, в более поздних версиях того же синаксаря, вполне могут отражать традицию гораздо более раннего времени, когда 25 мая праздновался день мученической кончины святого Тимофея из Пруссы, а не день перенесения его мощей в Константинополь. Как доказывают болландисты, последнее событие произошло и впоследствии отмечалось именно 10 июня и в конце концов вытеснило празднование 26 мая . Помимо этого, остается очень большая вероятность зрительной ошибки, которую допустил, как уже говорилось выше, либо переписчик, либо сам составитель, будь то Савваитского типикона или Константинопольского синаксаря.

http://bogoslov.ru/article/900149

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ПИДНСКИЙ († Нач. IV в.), сщмч. Солунский (пам. 13 или 14 марта). Происходил из г. Пидна в Македонии, по сообщению нек-рых источников, был священником. Сохранилось житийное повествование о мученичестве А. П. на лат. языке, хотя, возможно, и не принадлежащее к числу подлинных мученических актов. В нем рассказывается, что А. П. не только отказался принести жертву перед имп. Максимианом , но и растоптал языческого идола и опрокинул жертвенник. Бросившийся на него с мечом имп. протектор был чудесным образом обездвижен. А. П. умыл руки, воздал хвалу Богу, преклонил голову и был усечен мечом одним из воинов. Вскоре императору было видение 4 мужей в белых одеждах, принявших душу мученика и вознесших ее на небеса. Устрашенный император приказал жителям Фессалоники похоронить тело А. П. В Минологии Василия II , а из него и в греч. прологах память А. П.- 13 или 14 марта, житийных подробностей о нем не сообщается. Сведения об А. П. в Минологии находится под 9 нояб., когда отмечается память мч. Александра Солунского, пострадавшего примерно в то же самое время в городе, где А. П. был похоронен. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было трижды переведено на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие и память святому включены под 13 и 14 марта в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 23-25). Проложное сказание под 14 марта об А. П., пострадавшем при Максимиане, говорит, по всей вероятности, об Александре Римском , мч. Дризипарском (пам. 13 мая, зап. 27 марта), так же как и в ВМЧ под 14 марта. Иконография В настенных минологиях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудное изображение А. П. В ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334-1343 гг., представлено мученичество святого - усекновение мечом. В последнем и в Печской Патриархии А. П. изображен с недлинной курчавой бородой, в гиматии. Ист.: BHL, N 280; ActaSS. Mart. T. 2. P. 344-345; MartHier. P. 32. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 105-106; Kirsch J. -P. Alexandre (7)//DHGE. T. 2. Col. 174. Иконогр.: Менолог. С. 277, 311, 371. А. И. Макаров, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/64388.html

Ко дню престольного праздника в Донской монастырь Москвы будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери 22 августа, 2013. Новостная служба Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 10.00 2 сентября. Все это время будут совершаться молебны с чтением акафиста Донской иконе Божией Матери 22 августа. ПРАВМИР. Ко дню престольного праздника Донского ставропигиального мужского монастыря из Государственной Третьяковской галереи туда будет принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. Святыня будет пребывать в Большом соборе Донского монастыря с 14.00 31 августа до 10.00 2 сентября. Все это время будут совершаться молебны с чтением акафиста Донской иконе Божией Матери, сообщает пресс-служба обители . Икона XIV века предположительно принадлежит кисти преподобного Феофана Грека. В летописях сказано, что икона была передана святому благоверному князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой «казацами» — «народом христианским воинского чина». С тех пор Донская икона Божией Матери почиталась как защитница Отечества. В 1591 году в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за град Москву был основан Донской монастырь. С тех пор ежегодные крестные ходы из Московского Кремля в Донскую обитель, в которых принимали участие цари и члены царствующего дома, стали традицией. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 августа, 2016 1 сентября, 2014 27 августа, 2014 21 ноября, 2013 1 сентября, 2010 5 мая, 2024 5 мая, 2024 4 мая, 2024 4 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ko-dnyu-prestolnogo-pr...

( < < back) татары. Проложная память о блаженном Кирилле составлена несомненно во времена владычества татар над Русью. Эта память из рукописного Пролога XIV века вошла впервые в печатный Пролог издания 1642 и 1643 годов. Память святых девяти мучеников, в Кизике пострадавших пролив (в древности Геллеспонт) соединяет моря: Мраморное и Эгейское. Апостол Павел был в Троаде во время своего третьего Апостольского путешествия (Деян.20:6) «учитель языков» (или язычников) усвояется св. Апостолу Павлу потому, что он проповедывал преимущественно язычникам, в то время как Апостол Петр проповедывал преимущественно иудеям. — Память св. первоверховных Апостолов Петра и Павла совершается св. Церковью 29 июня. Великий управлял западною частью римской империи с 306 г., а западною и восточною вместе с 324 г. по 337 г. Начиная с 313 г. Константин рядом указов дал христианам различные льготы и преимущества. Константин принял св. крещение и причислен Церковью к лику святых. — Память его совершается св. Церковью 21-го мая. ( < < back) юго-западная возвышенная часть Иерусалима. Здесь в ветхозаветные времена была выстроена крепость, защищавшая Иерусалим. Сион в священном Писании часто представляется как бы жилищем Самого Бога и вообще твердынею, оплотом Израиля (Пс.73:2;75:3;98:2;109:2;145:10 и др.). ( < < back) израильский пророк, происходивший из города Фесвы в Галааде за Иорданом, живший во дни нечестивого царя Ахава и Иезавели, которых он обличал в идолопоклонстве. За свою строго-подвижническую жизнь и ревность о славе Божией был взят живым на небо. История его жизни и деятельности излагается в конце 3-ей (с 17-ой по 20-ю главы) и начале 4-ой (с 1-ой по 4-ю главы) книги Царств. — Память его совершается св. Церковью 20 июля. ( < < back) управлял восточною половиною римской империи с 337 г. по 353 г. Западною половиною империи в это время управляли: Констант (с 337 г. по 350 г.) и Магненций (с 350 г. по 353 г.) С 353 г. по 361 г. Констанций управлял уже обеими половинами римской империи. ( < < back)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В Высоко-Петровском монастыре Москвы прошли III Свято-Петровские чтения 2 февраля 2008 г. 14:41 31 января в рамках  XVI Международных образовательных Рождественских чтений состоялись III Свято-Петровские чтения, организованные при поддержке клуба «Вестник Отечества» и Исследовательского Фонда «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» (ИФ МАМИФ). Чтения были традиционно посвящены памяти святителя Петра, митрополита Московского . Перед началом конференции в Высоко-Петровском монастыре был совершен  праздничный молебен святителю Петру. Ведущим конференции стали игумен Петр (Пиголь) и протоиерей Александр Кузин. В работе конференции принимали участие  представители ГСИ, МПГУ, МГИМО МИД РФ, МТУСИ, МГОУ, общественных, научных и религиозных организаций России. Конференция началась в старинных Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря с приветственного слова архимандрита Иоанна (Экономцева) , в котором было сказано о необходимости и важности проведения подобных мероприятий в память святителя Петра. Игумен Петр (Пиголь) коснулся темы истории празднования памяти святителя Петра, дав несколько примеров из редакций его жития. Протоиерей Олег Платхий в своем сообщении коснулся проблемы феодальной раздробленности на Руси и роли митрополита Петра в общерусском единстве. Владислав Петрушко, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , кандидат исторических наук, рассказал о почитании митрополита Петра на Западной Украине через призму отношения Западнорусского епископата к Брестской унии. Декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов провел параллель между личностями святителя Петра и благоверного князя Александра Невского, оценив их роль в русской дипломатии. Преподаватель Коломенской духовной семинарии, кандидат филологических наук Андрей Мельков коснулся вопросов преемственности традиции Восточного Православия на Руси через оценку вклада святителя Петра в дело укрепления Русской Церкви и Московского государства в XIV веке. Преподаватель МПГУ Вадим Венедиктов рассказал о греческом влиянии на Русскую Церковь и государственную идеологию начиная с XIV века в контексте проблемы этнофилетизма. Впервые активистами клуба «Вестник Отечества» А. Ерешко и В. Павловым было объявлено о начале работы над архивными материалами по истории Высоко-Петровского монастыря. Было решено продолжить эту работу с целью выпуска исторической хрестоматии по проблемам предстоящих исследований.   Информационная служба ИФ МАМИФ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/359147.htm...

Количество рус. праздников естественно увеличивалось с К. новых святых, но процесс их внесения в месяцесловы не являлся регулярным и последовательным. Ни один из месяцесловов не охватывает всех установленных в этот период праздников. Есть праздники, присущие к.-л. одному типу календарей. Так, только в Прологах содержатся памяти варягов-мучеников Феодора и Иоанна (12 июля), перенесения мощей святых Бориса и Глеба (20 мая), кн. Мстислава (Феодора) Великого (15 апр.), кн. Довмонта (Тимофея) Псковского (20 мая). В служебных Минеях, Стихирарях и Кондакарях состав рус. святых значительно беднее. Часто включение имени того или иного святого в состав месяцесловов происходит значительно позже К., какой бы она ни была - местной или общецерковной (напр., кн. Владимир, кнг. Ольга, прп. Феодосий Печерский). Значительный временной разрыв между К. и внесением в календарь, свойственный месяцесловам, остается обычным явлением и в более поздний период. Напр., память митр. Петра (канонизирован в 1327), статус к-рого как общерус. святого был подтвержден К-польским патриархом в 1339 г., появляется в календарях лишь в кон. XIV в. (ГИМ. Син. 329). При малочисленности сохранившихся древнерус. месяцесловов большое значение приобретают сведения южнослав. календарей, к-рые могут восполнить пробелы и скорректировать известия рус. рукописей. Факт более раннего упоминания ряда рус. святых в южнослав. календарях, нежели в древнерусских (кнг. Ольга, мученики Феодор и Иоанн, кн. Мстислав Великий), свидетельствует о существовании утраченных ныне рус. календарей, послуживших протографами для южнославянских рукописей, и может говорить о более ранней дате К. того или иного святого или по крайней мере его внесения в календарь. За редким исключением, болг. и серб. месяцесловам известны лишь киевские праздники и совершенно незнакомы памяти святых, установленные в Ростово-Суздальской земле и в Новгороде. Богослужебные книги XIV в., принадлежавшие, как правило, князьям и высшим церковным иерархам, содержат очень немного памятей рус. святых, что свидетельствует об отсутствии стремления церковной и светской власти к обобщению и упорядочению сведений о праздниках русским святым.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Вассиан, архиепископ Ростовский Святитель Вассиан I был родственником святого Иосифа Волоцкого († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября) и любимым учеником преподобного Пафнутия Боровского († 1477, память 1/14 мая), от которого и принял пострижение. В 1455 году стал иноконастоятелем Троице-Сергиева монастыря, в 1466 — архимандритом Новоспасским, в 1467 — архиепископом Ростовским. В 1479 году святитель участвовал в перенесении мощей святых Киприана, Фотия и Ионы, святителей Московских и всея России чудотворцев (память 27 мая/9 июня). Святитель Вассиан славился даром назидательного, мудрого слова и часто выступал посредником при раздорах князей. В Ростове он строил и украшал церкви. В 1480 году святитель написал знаменитое послание великому князю Иоанну III на Угру, призывая его к решительным действиям против татар, — высокий образец христианского патриотизма. Святой Вассиан написал также житие преподобного Пафнутия Боровского. Святитель скончался в глубокой старости 23 марта 1481 года и был погребен в Ростовском Успенском соборе. Март, 24 Захария постник, в Дальних пещерах почивающий Преподобный Захария Постник, Печерский, подвизался в Дальних пещерах в XIII–XIV вв. В монастыре Печерском есть сказание о Захарии, иноке Печерском следующее: во время игуменства блаженного Никона два мужа киевские Сергий и Иоанн, увидевши однажды на чудотворной иконе Пресвятой Богородицы великий свет, заключили между собой духовное братство. Иоанн перед смертью своей вручил Сергию сына своего Захарию и тысячу гривен серебра и сто гривен золота с тем, чтобы серебро и золото он отдал Захарии, когда он придет в совершенный возраст. Захария, достигши 15-ти летнего возраста, просил у Сергия своего наследства… Отождествление преподобного Захарии Постника, Печерского, с сыном киевского жителя Иоанна — Захарией, отдавшим все свое наследство на украшение Печерского храма и постригшемся в обители, необоснованно. Иоанн перед смертью передал имущество на сохранение своему другу Сергию. Это было при игумене преподобном Никоне († 1088; память 23 марта/5 апреля), Захарии в то время было 5 лет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Иона, святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался – Киевский и всея Руси) (Одноушев) († 1461; память 31 марта/апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18 октября) Родился в 90-х годах XIV века в селе Одноушове близ города Солигалича в семье служилого землевладельца Федора Одноуша. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Галичский монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание пекаря. Однажды, утомленный работой, он уснул в пекарне. А в это время монастырь посетил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня и 2/15 июля). Он обошел все монастырские постройки и заглянул в пекарню. Увидев спящего инока Иону, он предсказал, что «сей юноша будет великим святителем земли русской». Выдающаяся ревность будущего святителя к монашеским подвигам, глубокий ум, строгое и непорочное житие выдвинули его из среды других иноков. В 1430 году (около 40 лет от роду) митрополитом Фотием он был хиротонисан в сан епископа Рязанского и Муромского, а вскоре ему уже самому пришлось возглавить управление Русской Церковью. 2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался; преемником ему был наречен епископ Иона. Первым шагом в деятельности нареченного митрополита было прославление и причисление к лику святых митрополита Алексия. Для утверждения в сане митрополита Иона должен был поехать в Константинополь, но в связи со сложившейся напряженной обстановкой из-за княжеских междоусобиц нареченный митрополит Иона выехал в Константинополь только в 1435 году. Когда в начале 1436 года Иона прибыл в Царь-град, там уже был поставлен на Московскую митрополию свой кандидат-митрополит Исидор, сторонник намечавшегося соединения Церквей. Чуждый и тени властолюбия, кроткий Иона смиренно возвратился в Россию вместе с митрополитом Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском Соборе 6 , начал вводить в Москве различные латинские новшества, был созван Собор под председательством епископа Ионы. Митрополиту Исидору было предложено отказаться от всех нововведений и покаяться. Исидор отказался это сделать и был взят под стражу, но 15 сентября 1441 года бежал из-под стражи сначала в Литву, а затем в Рим. С этого времени епископ Иона снова вступил в управление митрополией, а 15 декабря 1448 года Освященный Собор русских иерархов самостоятельно, без Константинопольского патриарха, поставил Иону митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010