В редких случаях в рукописных богослужебных книгах (напр., Типикон XIV в.- НБКМ. Греч. 56) встречается описание торжественной службы во имя равноапостольных К. и Елены со всенощным бдением и с максимальным набором песнопений; на утрене читается Евангелие (Ин 10. 9-16). В первых изданиях греч. Минеи (напр., напечатанной в Венеции в 1569) 21 мая содержится бденная служба равноапостольным К. и Елене с добавлением песнопений сочинения Николая Малакса (см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 378-379): стихир на малой вечерне, дополнительного цикла стихир-подобнов на «Господи, воззвах», 2-го канона на утрене, цикла самогласнов для помазания елеем в конце утрени. Более поздние издания греч. Минеи (напр., 1607) уже не содержат песнопений Малакса - в них служба равноапостольным К. и Елене излагается по уставу малого праздника, как и в ранних рукописных редакциях. В XVII в. в греч. и слав. Минеях память равноапостольных К. и Елены празднуется более торжественно. 21 мая уже с XVI в., несмотря на отсутствие в уставе службы К. полиелея, в слав. богослужебных книгах отмечалось знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ): на вечерне назначается пение «Блажен муж», 3 паремии (3 Цар 8. 22-23, 27-30; Ис 61. 10-11; 62. 1-5; Ис 60. 1-16), последование включает стихиры на литии и на стиховне, на утрене поется полиелей, прокимен из Пс 88 и читается Евангелие (Ин 10. 9-16). В румын. Минеях XVIII-XX вв. на память равноапостольных К. и Елены 21 мая указана полиелейная служба, как в греч. и слав. богослужебных книгах, за исключением некоторых изданий: напр., в Минее 1804 г. 21 мая отмечена бденная служба с малой вечерней - последование включает ряд песнопений равноапостольным К. и Елене, отсутствующих в др. источниках. Греч. Типикон протопсалта Константина, изданный впервые в 1838 г., приводит варианты соединения последования равноапостольных К. и Елены с праздниками подвижного годового круга: напр., если 21 мая совпадает с Вселенской родительской субботой перед Пятидесятницей, последование К. и Елены поется в пятницу, а отдание праздника Вознесения переносится с пятницы на субботу; при совпадении с Пятидесятницей последования Триоди и Минеи соединяются, причем стихиры берутся из обоих последований, а канон на утрене и служба на литургии - только из Триоди. В последующих изданиях Типикона протопсалта Константина приводится обычный устав службы 21 мая (со входом, с чтениями на вечерне, со степенными антифонами и с Евангелием на утрене), затем описывается устав службы в случае совпадения с Неделей о самаряныне, с отданием праздника Вознесения в пятницу 7-й недели по Пасхе (отдание не переносится на четверг, как в 1-м издании Типикона), с праздником Пятидесятницы, со Всех святых неделей . В издании нового греч. Типикона 1888 г. в переработке протопсалта Г. Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 275-283) в 14 главах приведены указания о службе 21 мая в случаях различных совпадений.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Рис. 5. Прорисовка фресковой композиции «Христос во гробе» из церкви Успения Богородицы на Волотовом поле символизирующим венец), а крест в круге (ассоциирующийся с нимбом). Порховский крест датируется Вл. В. Седовым XIV–XV веками. Среди Голгофских крестов с орудиями страстей можно назвать и кресты конца XIV века, например, из церкви Успения Богородицы наВолотовом поле. Фрески этого храма датируются временем около 1390 года. Здесь, в восточной нише жертвенника, был изображен семиконечный крест, входивший в композицию «Христос во гробе» (рис. 5). Важно отметить, что он имел терновый венец на средокрестии, а не круг – его символический заместитель 232 . Как можно убедиться на основе приведенных аналогий, Молотковский крест вполне может быть датирован концом XIV века и даже 1378 годом, временем строительства Спасской церкви. Проблема только в том, что эта дата для данного храма была отвергнута еще в 1898 году В. С. Передольским 233 , мнение которого поддержали и современные исследователи 234 . Как известно, Новгородская IIIлemonucь, на сообщение которой о постройке Спасского храма опиралось большинство исследователей, грешит многими неточностями и под 6886 годом указывает: «поставиша церковь каменную святаго Нерукотвореннаго Образа, на Торговой стороне, яже близ града, на поле, Константин з братом Коровьяковичи» 235 . В данной летописной статье смешаны два разных сообщения. Начало этого текста связано с летописной статьей 6886 года (1378), Новгородской Iлemonucu, где говорится: «Свершиша церковь камену святого Образа на Добрыни улице; и святи владыка Алексей с попы и с крилом святыя Софея, на праздник его» 236 . Вторая часть сообщения – искаженный текст статьи 6704 года (1196): «Заложиста церковь камену святого Кирила в манастыре в Нелезене Костянтин и Дмитр, братеника, а мастер бяше Коров Якович с Лубянеи улице» 237 . Таким образом, становится очевидной ошибочность даты строительства Спасского храма. Тем не менее письменные источники сохранили сообщение о его постройке, причем достаточно пространное. В Летописи Авраамки под 6971 годом (1463) читаем: «Того же лета заложиша церковь Святый Образ Господень на Поли, повеленьем и тщаньем раба Божиа тысяцкого Великого Новагорода Иякова Игнатьевича, словутнаго Лозьева; сий Яков ревнуя божиим рабом церковным строителем и милостивым к нищим, также желая раб Христов Яков церковь Божию устроити во имя Образа Господня нерукотворенаго во славу Божию и Образу Господню, а собе такоже в память в сей век и в будущей, и всякому творящему благая земная и воздаются им небесная, благословеньем пресвященнаго архиепископа Великаго Новагорода и Пскова владыке Ионы, месяца Мая 29, на святыя Троици день, на память святыя мученици Федосии девици преподобныя» и несколько ниже: «Того же дни (28 августа) священна бысть церковь Святыи Образ Господень на поли…» 238

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В Москве пройдет празднование Дней славянской письменности и культуры 20 мая 2010 г. 16:07 Продолжается подготовка к празднованию Дней славянской письменности и культуры. Правительством Российской Федерации утвержден состав оргкомитета по подготовке к празднованию. Правительством Москвы разработана насыщенная программа праздничных мероприятий в Москве, сообщает Комитет по связям с религиозными организациями г. Москвы. Распоряжением Правительства РФ 730-Р от 14.05.2010 утвержден состав Российского организационного комитета по подготовке и проведению празднования во главе с председателем Правительства РФ В.В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Заместителем председателя комитета назначен мэр Москвы Ю.М. Лужков . 17 мая мэр Москвы Ю.М. Лужков подписал распоряжение Правительства Москвы 920-РП «О проведении празднования Дня славянской письменности и культуры в городе Москве в 2010 году». Этот документ, подготовленный Комитетом по связям с религиозными организациями г. Москвы, включает программу праздничных мероприятий и устанавливает порядок организации праздника в городе. Заместитель московского градоначальника в Правительстве Москвы С.Л. Байдаков сообщил: «В Дни славянской письменности и культуры в столице Российской Федерации пройдут многочисленные культурные мероприятия. Праздник будет беспрецедентным по своим масштабам. Торжественные мероприятия начались в середине мая и продлятся до конца месяца. Всего в округах и районах Москвы в 20-х числах мая пройдут около 400 культурных, развлекательных, образовательных, спортивных и других праздничных мероприятий». Центральными событиям праздника станут мероприятия 24 мая. В этот день празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей  и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершат Божественную литургию в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя . По окончанию богослужения состоится общественное шествие во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви до Красной площади. У Васильевского спуска состоится церемония открытия Дней славянской письменности и культуры, в которой примут участие Святейший Патриарх Варфоломей и Святейший Патриарх Кирилл. Вечером состоится праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце. 25-26 мая пройдет XIV Всемирный русский народный собор «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества» и международная научно-практическая конференция «Славянский мир: общность и многообразие». Празднование Дней славянской письменности и культуры продолжится до конца июня. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1162602.ht...

В средневек. западносир. Минологиях память М. встречается под 26 мая (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 78). В Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) М. с учениками поминается под 13 нояб., кроме того, под 15 дек. указана память одноименного мученика, пострадавшего в 733 г. (по селевкидской эре (?) - 421/22), а под 16 окт.- память мч. Мала, которого П. Петерс отождествил с М., хотя в визант. традиции под этим же числом совершается память прп. Мала ( Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 165, 167, 171). В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла сказание о М. и 2 его учениках помещено под 4 тре (12 нояб.; Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1924. Vol. 4: Mois de Tré. P. 16-20. (PO; T. 16. Fasc. 1)). Эпизод о наказании 2 братьев, которые убили М., практически полностью соответствует преданию о прп. Милисии (см. в ст. Милл ) из сб. Apophthegmata Patrum , которое также повторяется в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) под 28 бармуда (23 апр.). Здесь говорится о том, что святой провел всю свою жизнь в пещерах и горах Хорасана и имел 2 учеников, не названных по имени (SynAlex. Vol. 4. P. 341-343). По мнению Лабура, в лице М. произошло слияние 2 персонажей - епископа и монаха, и только 1-го из них можно считать историческим лицом ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 72 (not.)). Ассемани предположил, что память М. могла попасть в копто-араб. Синаксарь в искаженном виде под 10 амшира (4 февр.), когда поминается Фил (Нил), еп. Персидский, к-рый пострадал при персид. шахе за то, что не поклонился огню и солнцу; после многочисленных пыток он был усечен мечом (SynAlex. Vol. 3. P. 815-816). Греческая традиция Евсевий Кесарийский в панегирике «Жизнь Константина» рассказывает, что среди участников торжественного освящения храма Гроба Господня в Иерусалиме в сент. 335 г. был персидский епископ, глубоко знавший Свящ. Писание ( Euseb. Vita Const. IV 43),- возможно, речь идет о М. Рассказ о мученической кончине М. содержится в «Церковной истории» Созомена , где она датируется периодом гонений персид. шаха Шапура II и описывается на основе сир. Мученичества. По мнению А. Выыбуса , Созомен пользовался ныне утраченным греч. переводом Мученичества, к-рый, т. о., уже существовал в V в. Однако в «Церковной истории» говорится, что вначале М. служил в персид. армии, а затем, оставив военную службу, стал вести «апостольскую жизнь» ( Sozom. Hist. eccl. II 14). Как видно из арм. перевода греч. версии Мученичества М., эта деталь, очевидно, восходит к неверной интерпретации греч. переводчиком сир. текста.

http://pravenc.ru/text/2563206.html

Толковый словарь:   В начале было СЛОВО? /Автор – Юрий Пущаев . Ил.: Евангелист Иоанн Богослов и Прохор. Книжная миниатюра. Византия, XIV в.//Фома. - – май 2014. – С.44. – (раздел « Вера », рубрика « Толковый словарь »). Реклама : С.45. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Так говорил святой. 26 мая Церковь празднует память преподобномученика Макария (Телегина). Документальные фото 1884 г., конца XIX в. и 1922 года (из судебно-следственного дела), предоставленные автором//Фома. - – май 2014. – С.46-48. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Преподобномученик Макарий родился в 1876 году в селе Летниково Самарской губернии в семье крестьян Николая и Евдокии Телегиных и в крещении был наречен Павлом. С детства решил стать монахом. В 1905 году поступил в Московский кафедральный Чудов монастырь, где проходил различные послушания и окончил монастырскую школу. В 1911 году был пострижен в монашество с именем Макарий, в том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1913-м – во иеромонаха. После закрытия Чудова монастыря перешел служить в Сергиевский храм Троицкого патриаршего подворья. 3 апреля 1922 года в храм пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Члены комиссии действовали кощунственно и грубо, и отец Макарий назвал их в лицо грабителями и насильниками, за что был тут же арестован. С 26 апреля по 8 мая 1922 года в зале Политехнического музея проходил суд Московского революционного трибунала над духовенством и прихожанами московских храмов. Обвиняемые держались мужественно и с достоинством, отвергая попытки судий соблазнить их облегчением участи в обмен на показания против других. Судебно-следственные документы и стенограммы судебных заседаний донесли до нас фрагменты подлинных слов, в частности иеромонаха Макария, во всей их незатейливости и простоте. 8 мая трибунал приговорил к расстрелу одиннадцать человек (среди них иеромонаха Макария). Находясь в тюрьме, он говорил заключенным вместе с ним священникам: «Жду не дождусь встречи с Господом моим Христом». Несмотря на ходатайство патриарха Тихона о помиловании осужденных как невиновных в предъявленных обвинениях, 18 мая Политбюро вновь проголосовало за смертный приговор. Члены ВЦИК, которым нужно было подтвердить постановление Политбюро, некоторое время колебались, но 26 мая 1922 года им было указано «на недопустимость волокиты» и предложено выполнить решение Политбюро «в течение дня». После этого приговоренные были сразу же расстреляны.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-133-...

С XI в. в народном восприятии начинается смешение образов вдовы (матроны) Граты, похоронившей мч. Александра, и Г., дочери герц. Лупа. В эпитафии Г., основательнице странноприимного дома, сочиненной еп. Бергамо Амвросием II, она названа матроной. Этот же епископ по просьбе Оффиции, аббатисы мон. Пресв. Богородицы, перенес в мон-рь мощи Г., после чего он стал называться мон-рем Пресв. Девы Марии и Г. «у колонок» (ныне ц. Санта-Грата алле Колоннетте). Перенесение мощей 1 мая 1027 г. стало основным празднеством в честь Г. В Бергамском календаре XIII в. в соответствии с Пинамонте день памяти помещен под 27 авг., перенесение мощей праздновалось 1 мая. В XIV в. мон. Бранка из Гандино, основываясь на Житии, написанном Пинамонте, и на нек-рых позднейших преданиях, составил богослужебные чтения на празднества в честь Г. и поместил ее память под 9 авг. В XVI-XVII вв. с появлением частных мартирологов смешение образов усилилось. В результате к нач. XVIII в. память Граты-матроны совершалась 25 авг. по чину для вдов. Если у Барония память Г.-девы отмечена под 1 мая, то в последующих изданиях Римского Мартиролога под этим днем значится память Граты-вдовы. В 1706 г. Конгрегация богослужения установила празднество Г. по чину для дев под произвольной датой 4 сент. В нач. XVIII в. перенесение мощей Г. отмечалось 2 мая. В 1723 г. в Падуе вышло итал. «Житие Граты, девы, королевы Германии, затем герцогини Бергамо и покровительницы этого города», составленное мон. Марией Аурелией Тассо из мон-ря Пресв. Девы Марии и Г. в Бергамо. В нем собрано множество позднейших народных сказаний и представлений о святой, сложившихся уже в Новое время. Этот сюжет с XVII в. неоднократно воспроизводился в итал. изобразительном искусстве. Так, он присутствует в росписи Франческо Согго (XVII в.) в ц. Сант-Алессандро ин Колонна в Бергамо. Более известен образ Г., держащей обретенную главу св. Александра. В служебнике (Officium proprium), изданном в Бергамо в 1674 г., Г. изображена со скипетром и главой мч. Александра. К этому времени утвердилось мнение, что Г. была правящей герцогиней Бергамо. Тогда же ей стали приписывать основание церквей святых Евфимии, Иоанна Крестителя и первомч. Стефана. В XVIII в. на месте бывш. странноприимного дома Г. в Борго-Канале была воздвигнута ц. в честь Г. (ц. Санта-Грата интер Витес).

http://pravenc.ru/text/166393.html

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, А. Ю. предсказал Епифанию, что тот станет К-польским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание. Житие А. Ю. включает его беседы с Епифанием, наставления А. Ю. по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и др., а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит ок. 100 рассказов-зарисовок из жизни К-поля. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты. В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания А. Ю. встречаются в Синаксарях диак. Маврикия XII в. ( Γεδεν. Εορτολγιον. Σ.108), Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 713) и в Уставе мон-ря Гроттаферрата 1300 г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 160). В визант. синаксарях память А. Ю. приводится без жития. В совр. календарях греч. Церквей память этого святого отсутствует. Рус. описания паломничеств в К-поль называют 2 мон-ря, посвященные А. Ю. По свидетельству анонимного хождения в Царьград (кон. XIII - нач. XIV в.), мон-рь во имя А. Ю., в к-ром хранился посох святого, находился севернее храма прмч. Андрея Критского , т. е. в зап. части города. Зосима, диак. Троице-Сергиева мон-ря, совершивший в 1419-1420 гг. паломничество в К-поль, упоминает мон-рь во имя А. Ю. недалеко от Св. Софии, где получали исцеление бесноватые. Почитание на Руси Житие А. Ю. получило широкое распространение в рус. письменности. В 60-х гг. XII в. сообщение жития о видении Богоматери А. Ю. послужило основой для установления св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским нового рус. праздника - Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности А. Ю. РПЦ относит память А. Ю. ко 2 окт., приурочив ее к Покрову Богородицы. Память А. Ю. 28 мая стала известна на Руси только с появлением слав. перевода Стишного Пролога (без жития) (серб. список: ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.; рус. список: РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), но она не получила широкого распространения.

http://pravenc.ru/text/115336.html

История почитания Л. в западнорусской Киевской митрополии остается практически неизученной. Память Л. содержится в месяцесловах пергаменных Лаврского (Киев. Ин-т рукописей ЦНБ Украины. 4П/1) и Мстижского (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 2) Евангелий-апракос кон. XIV в. ( Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 346; СКСРК XIV. Вып. 1. С. 314. 177), издавна бытовавших на западнорусских землях, однако графико-орфографические особенности обоих кодексов не позволяют считать их написанными на той же территории. В Минеях служебных по Иерусалимскому уставу, получивших распространение на восточнославянских землях Речи Посполитой, служба Л. неизвестна. В редакции Стишного Пролога, бытовавшей на украинско-белорусских землях в кон. XV-XVII в. (старший список переписан в 1496 для Супрасльского монастыря - Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 100), под 23 мая помещены Житие Л. со стихом в начале текста (особенность не зафиксирована др. редакциями) и Повесть о перенесении мощей Л. в новую церковь. В кон. XV в. был известен западнорусский (восходящий ко времени митр. Феодосия) сборник Житий святых и служб им типа «Минеи новым чудотворцам», содержащий Житие Л. и службу ему. Учитывая обилие Житий великорусских святых в составе Стишного Пролога 1496 г., нельзя исключить, что появление на западнорусских землях и Пролога и «Минеи новым чудотворцам» могли быть связаны с браком в 1494 г. дочери вел. кн. Московского Иоанна III Елены и вел. кн. Литовского Александра (хотя великорус. списки подобной версии Стишного Пролога не засвидетельствованы). В 1530 г. в Луцке по инициативе еп. Макария была переписана компилятивная редакция пролога, в которой вышеупомянутая версия Стишного Пролога была соединена с древнейшей нестишной (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 98). В 1604 г. кн. К. К. Острожский прислал в подарок патриарху Московскому свт. Иову драгоценный выносной или воздвизальный хрустальный крест, украшенный, в частности, серебряными позолоченными изображениями 3 Московских святителей и Л. (РИБ. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 701).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Но Святую Гору ждало новое испытание: в 1308 году началось нашествие каталонцев. Эти западные наемники были привлечены императором для борьбы с турками, но вскоре обратили свое оружие против Византии. Многие монастыри были сожжены и разорены, драгоценные реликвии и предметы искусства разграблены. При Андронике II претерпели изменение отношения Афона с Константинопольским Патриархатом. Появившийся в XII веке статус автономных (ставропигиальных) монастырей с начала XIV века стал придаваться на Афоне каждой новооснованной обители. Это означало подчинение монастырей непосредственной юрисдикции Константинопольского Патриарха, который, таким образом, получал на Святой Горе права, каких у него не было ранее. Главным приобретением Патриарха было подчинение ему афонского прота, утвержденное императорским хрисовулом (1312 год). В нем определялось, что отныне прот должен получать поставление от Константинопольского Патриарха. Исихастская традиция на Афоне (XIV–XV века) Период XIV–XV веков известен как эпоха исихазма. Известная уже с V–VI веков практика исихии (безмолвие, покой), углубленного молитвенного делания, призванного отсечь помыслы и соединить ум с сердцем, к тому времени распространилась на Афоне. В это время преподобный Никифор Уединенник (Исихаст, память на Афоне 4 мая) создал «Слово о трезвении и хранении сердца», где подробно описана сердечная молитва. Дальнейшая история афонского исихазма связана с именами преподобного Григория-Синаита и святителя Григория Паламы, а также их учеников и сподвижников. Традиционно считается, что главным инициатором исихастского возрождения на Афоне был преподобный Григорий Синаит. В то время среди святогорцев было немало подвижников, достигших высоких степеней созерцательной жизни (например, преподобный Максим Кавсокаливит), но все они приобретали духовный опыт без наставников. Преподобный Григорий начал обучение афонских монахов практике умной молитвы. Его воспитанники предпочитали держаться в отдалении от больших обителей, в пустынных местах, кельях и скитах; наибольшее число «безмолвствующих» обитало в окрестностях Великой Лавры. Идеалом исихастов стало скитское житие, при котором братия, пребывающая в уединении в течение всей недели, по субботам, воскресеньям и во дни великих праздников собирается в храме для участия в богослужении и причащения Святых Тайн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Церковь во имя Преображения Господня преподобный создал сначала деревянную, а потом и каменную. От всех приходивших к нему преподобный требовал прежде всего взаимной любви. Он был великим прозорливцем и чудотворцем. Раз он даже воскресил умершего отрока. Прп. Варлаам принимал участие в жизни родного города. Был случай, когда он спас приговоренного к потоплению в Волхове. Провидев его способность к покаянию, он привел его в монастырь и постриг.  Среди учеников его прославились его преемники прп. Антоний Дымский (память его 17 янв.), прп. Ксенофонт Робейский (память его 28 июня), архиепископ Новгородский Антоний (память его 29 июля), прп. Корнилий Палеостровский (память его 19 мая) и блаженный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый (память его 8 июля).  Однажды архиепископ Новгородский пригласил Варлаама к себе. Он ответил, что приедет во вторую пятницу по Троице — на санях.  В этот день выпал такой обильный неожиданный снег, что преподобный приехал действительно на санях. Святитель высказал опасение за урожай. Преподобный ответил ему, что урожай не пострадает и что снег этот был послан для спасения полей от червей. И действительно, когда снег стаял, все поля оказались покрытыми подохшими червями. В память этого чуда в Новгороде до наших дней совершался крестный ход.  Свою обитель прп. Варлаам поручил прп. Антонию Дымскому, который совершил путешествие в Константинополь и Святую Землю.  Исцеления от мощей его начались с XIV в. Во время ежегодного крестного хода в память преподобного одного расслабленного положили в церкви около его раки. Вдруг он увидел исходящее от нее пламя и воскликнул: «Раб Божий, помилуй меня!» — и встал здоровым.  Были и другие чудеса.  В XV в. святые мощи прп. Варлаама были обретены нетленными и положены святителем Евфимием (память его 11 марта) в открытой раке. Известны два случая воскрешения им умерших. В первый раз это был купец, который вез милостыню в обитель и потонул уже в виду монастыря. Тело его было извлечено из воды без всяких признаков жизни. Внезапно он ожил и заявил, что жизнь ему возвратил прп. Варлаам. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010