Архив Д. м. во 2-й пол. XIX в. поступил на антикварный рынок, в результате чего сохранился в крайне раздробленном состоянии. Документы кон. XV - 1-й трети XX в. к 2007 г. находятся в РГАДА (Ф. 196, 237, 281, 1429), РГБ (Ф. 711), ОПИ ГИМ (Ф. 61, 226, 440), АрхСПбИИ РАН (Ф. 271), ОР РНБ (Собр. ОЛДП), ГАВО (Ф. 496, 512, 1260) и др. собраниях. Настоятели и братия Со времени основания Д. м. управляли игумены, с 1651 г.- архимандриты. Впервые игумен Д. м. упоминается в купчей грамоте 20-х гг. XV в. На Соборе 1589 г. об учреждении Патриаршества присутствовал игум. Галактион (Яковлев). Игум. Гурий в 1598 г. подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова , игум. Кирилл в 1613 г. подписал утвержденную грамоту на царство Михаила Феодоровича Романова. В 1652 г. архим. Серапион (Казанец) был послан сопровождать Новгородского митр. Никона в Соловецкий мон-рь и участвовал в перенесении мощей свт. Филиппа, митр. Московского, из Соловецкого мон-ря в Москву. Настоятель Димитриева Прилуцкого мон-ря архиеп. Анатолий (Смирнов) у могилы К. Н. Батюшкова. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Настоятель Димитриева Прилуцкого мон-ря архиеп. Анатолий (Смирнов) у могилы К. Н. Батюшкова. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) До 1740 г. настоятели Д. м. были 12-ми в списке настоятелей степенных мон-рей, с 1727 г. имели право «при священнослужении полицу и набедренник надевать и сулок держать и служить на ковре», совершать праздничные богослужения в кафедральном соборе при отсутствии правящего архиерея, а также были благочинными мон-рей центрального благочиния. В 1805-1867 гг. в Д. м. настоятельствовали ректоры Вологодской ДС, в 1867-1876 гг.- епископы Тотемские, викарии Вологодской епархии. В 1908 г. мон-рем временно управлял буд. архиеп. сщмч. Антоний (Быстров) . Последние архимандриты Неофит (Следников; впосл. епископ Измаильский) и Нифонт (Курсин) были участниками Всероссийских монашеских съездов 1909 и 1917 гг. Согласно Житию, при прп. Димитрии братия была многочисленной.

http://pravenc.ru/text/172064.html

текстом («Не скорбите убо братия…»). Лоб и щеки К. изрезаны морщинами, нос прямой, брови дугообразные, глаза широко раскрыты, усы сливаются с широкой округлой бородой, имеющей графичную коричневую разделку прядей по основному светлому тону; волосы волнистые, надо лбом 4 завитка и небольшие кудрявые локоны под ушами. На каймах вязью пряденым золотом вышит тропарь и кондак преподобному, вверху, над нимбом,- образ Божией Матери «Знамение» («Воплощение»), который нередко дополнял и иконы К. (см., напр.: Переписные книги. 2011. С. 317). Моление прп. Корнилия Комельского Пресв. Богородице. Икона. Посл. треть XVII в. (ВГИАХМЗ) Моление прп. Корнилия Комельского Пресв. Богородице. Икона. Посл. треть XVII в. (ВГИАХМЗ) В местном ряду иконостаса собора Введения во храм Пресв. Богородицы и его приделов находились единоличные образы К., а над сев. дверями - «образ Пречистыя Богородицы Введения да чюдотворцов Антония Великаго да Корнилия на одной дске» (Там же. С. 311-312, 314). В описи упоминаются иконы с изображением К. среди припадающих святых: 3-фигурный ростовой Деисус с образами «в подножии Антония Великаго да Корнилия чюдотворца» и «образ Спасов Вседержителя, по странам… два ангела парящих, а в подножии образа Кирил Белоозерский да Корнилий чюдотворец» (Там же. С. 312). Из-за посвящения одного из храмов обители прп. Антонию Великому К. часто писали в паре с этим святым в составе различных композиций: на хоругви «образ Спасов во облаце, а по странам преподобные Антоний Великий да Корнилий чюдотворец»; на запрестольных иконах с изображением свт. Николая Чудотворца, прп. Антония Великого и К.; на образе Спаса с херувимами и припадающими прп. Антонием Великим и К.; на образе «Знамения Пречистыя Богородицы, по странам Антония Великаго да Корнилия чюдотворца»; на иконе «Антония Великаго да Корнилия чюдотворца, во облаце Спасов образ»; прп. Антоний и К. были изображены возле св. ворот и др. (Там же. С. 313, 315, 317-318, 330, 342). Образ К. упоминается также среди приписных святых на иконах и выносных крестах, один из к-рых, судя по надписи с датой 7112 (1604) г., был изготовлен вскоре после прославления святого (Там же.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

R., 1998; Pennington K. et. al. Bischofsamt//LexMA. 1999. Bd. 2. Sp. 228-238; Kretschmar G. Das bischöfliche Amt: Kirchengeschichtliche und ökumenische Studien zur Frage des kirchlichen Amtes. Gött., 1999; Sabw Kanyang J.-A. Episcopus et Plebs: L " évêque et la communauté ecclésiale dans les conciles Africains (345-525). Bern etc., 2000; Sullivan F. A. From Apostles to Bishops: The Development of the Episcopacy in the Early Church. N. Y., 2001; Avril J. Évêque//Dictionnaire du Moyen Âge/Publ. sous la dir. de C. Gauvard, A. de Libera, M. Zink. P., 2002. P. 503-505; Doyle D. E. The Bishop as Disciplinarian in the Letters of St. Augustin. N. Y., 2002. (Patristic stud.; 4); Sullivan F. A., Wood S. K. Bishop (in the Church)//NCE. 20032. Vol. 2. P. 411-417; Quinn A. J. Bishop, Diocesan (canon law)//Ibid. P. 419-422; Kelty E. J. The Qualities Requested of Episcopal Candidates in the Early Church and in the Middle Ages: The First Fonts for Canon 378 CIC. R., 2007; Norton P. Episcopal Elections 250-600: Hierarchy and Popular Will in Late Antiquity. N. Y., 2007; Orlita K. Il vescovo diocesano e l " esercizio del «munus sanctificandi» nei confronti del proprio clero: Nel magistero d. Chiesa e nella normativa canonica. R., 2008; Remedia R. La visita del vescovo diocesano ad limina apostolorum (can. 399-400): Diss. R., 2008. А. Г. Бондач Чин рукоположения во Е. Поставление в епископы. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XV в. (ВГИАХМЗ) Поставление в епископы. Клеймо иконы «Свт. Николай Чудотворец, с житием». 2-я пол. XV в. (ВГИАХМЗ) Хотя о поставлении, или рукоположении, Е. говорится уже в христ. памятниках I в. (ср.: Деян 20. 28; Тит 1. 5, 7; Didache. 15. 1), самые ранние описания чина епископской хиротонии содержатся в источниках III в.- «Апостольском предании» и «Дидаскалии апостолов» . Автор «Дидаскалии апостолов» пишет, что Е. избирается всем народом по воле Св. Духа и рукополагается в воскресный день (см. ст. Воскресенье ) епископами из соседних епархий в присутствии всех пресвитеров города (гл.

http://pravenc.ru/text/190033.html

Е . В . Романенко Иконография А. Г. обычно изображался вместе с прп. Дионисием Глушицким и уподоблялся ему, что отмечено и в иконописных подлинниках: «Подобием аки Дионисий Глушицкий, надсед, брада аки Василия Кесарийского, ряска вохра» (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205. Л. 83 об., посл. четв. XVII в.); указывается, что святой «подобием надсед, брада аки Василия Великаго, покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток» ( Филимонов. С. 35). В Строгановском лицевом подлиннике А. Г. изображен дважды (11 окт. и 1 июня - вместе с прп. Дионисием в день его памяти): в монашеском одеянии, с благословляющей десницей, с левой покровенной рукой или со свитком. В среднике вологодской иконы 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят в молении Спасителю, вокруг 18 клейм с сюжетами жития прп. Дионисия, в нек-рых изображен А. Г. На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный - преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, у А. Г. в руке свернутый свиток. На прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) молящиеся Спасу Эммануилу преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие поддерживают руками обитель с пятиглавым собором (ср. изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ). Редкий пример введения образа А. Г. в деисусный чин иконостаса - икона кон. XVII в. (ВГИАХМЗ) из деревянной ц. Успения Богородицы Александрова Куштского мон-ря . Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35; Чугреева Н. Н. Преподобный Сергий Радонежский. М., 1992. С. 192-193. Ил. 104, 105; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. С. 49. Кат. 103; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 48-49, 289. Я . Э . Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/114640.html

XVI в., «ездили к государю к Москве с мощми чюдотворцовыми и святыми водами» ( Корецкий. 1981. С. 236). Игум. Филипп, будучи вызван в Москву для поставления на митрополичью кафедру, не принимал участия в освящении Преображенского собора и в перенесении мощей З. и С. Став главой Церкви, свт. Филипп построил на митрополичьем дворе в Кремле ц. во имя соловецких чудотворцев (1568). Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Александр Свирский. Икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Александр Свирский. Икона-таблетка. 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Богоматерь с младенцем на престоле, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецким. Икона. Посл. терть XVI в. (ВГИАХМЗ) Богоматерь с младенцем на престоле, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецким. Икона. Посл. терть XVI в. (ВГИАХМЗ) В 1583-1585 гг., при игум. Иакове, для рак Соловецких чудотворцев были изготовлены лицевые покровы З. и С., вышитые в московском Новодевичьем в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ре . 2 др. покрова были вышиты в 90-х гг. того же столетия в мастерской царицы Ирины Годуновой; сохранился только 1 из них - с изображением З. В 1660 г. резные стенки рак З. и С. были закрыты позолоченными серебряными пластинами чеканного дела, изготовленными в Амстердаме из серебра, вложенного в Соловецкий мон-рь боярином Б. И. Морозовым. В 1662 г. в Соловецкий мон-рь поступил значительный вклад от именитых людей Строгановых: «...два покрова шиты в лицах на чудотворцовы раки Зосимы и Савватия». Оба покрова были исполнены в Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) в мастерской А. И. Строгановой в 1660-1661 гг. ( Лихачёва Л. Д. Строгановское шитье в собр. ГРМ//Искусство строгановских мастеров в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1987. С. 129, 130). В 1694 г. в мон-ре случился пожар, во время к-рого пострадали гробницы З. и С. и сгорела древняя икона Соловецких чудотворцев, находившаяся «промеж раками на стене». Царь Петр I, побывавший на Соловках в том же году, сделал щедрый вклад на восстановление гробниц Соловецких преподобных и иконостаса Преображенского собора.

http://pravenc.ru/text/200051.html

зубчатой короны, визант. венца закрытого типа и короны российских самодержцев XVIII в. На плечах И. В. подбитая горностаем шуба с застежкой-фибулой на груди, поверх надето оплечье, осыпанное жемчугом и запонами с драгоценными камнями. Некоторые детали одежды (горностаевый мех, зубчатый венец) указывают на то, что создатели портрета ориентировались не только на Титулярник, но и на западноевроп. образцы. Царь Иоанн IV. Портрет. 1827 г. Худож. А. Березин (ВГИАХМЗ) Царь Иоанн IV. Портрет. 1827 г. Худож. А. Березин (ВГИАХМЗ) К типу вымышленных портретов принадлежат также различные по деталям иконографии живописные изображения И. В. кон. XVII-XVIII в. из собраний СПГИАХМЗ, Гос. историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода». В собрании УИХМ есть 2 поясных портрета И. В. сходной иконографии (в легком развороте, с державой и со скипетром в руках, в шапке Мономаха), различающиеся лишь мерой условности изображения. Оба портрета датируются 2-й пол.- кон. XVIII в. и, очевидно, были написаны в Угличе местными мастерами (сохр. документальное подтверждение в отношении одного). Портрет царя в сложном ракурсе, со скипетром и с Судебником в руках (ВГИАХМЗ), согласно подписи, «копирован в 1827 году декабря 21-го дня по приказанию присутствующих мещанином Андреем Березиным», представителем династии вологодских художников XVIII-XIX вв. ( Даен М. Е. Еще одно произведение художника Березина//ПКНО, 1998. М., 1999. С. 339-340). Вероятно, в одну из династических серий входил некогда и небольшой поясной портрет И. В. с нимбом в круге и раме с резным изображением двуглавого орла. И. В. держит в руках скипетр и державу (нач. XIX в., частное собрание; см.: Светильник: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2004. 1(5). С. 26. Ил. 22). Царь Иоанн IV. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Царь Иоанн IV. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Серия рельефных инталий на зеленой сибир. яшме с изображениями рус.

http://pravenc.ru/text/469782.html

Можно со значительной уверенностью говорить, что решение комиссии принималось в первую очередь из-за полного отсутствия у Антония (Флоренсова) столь необходимых для архиерея синодального периода административных талантов, о чём также мы находим подтверждение в свидетельствах современников. Вместе с тем, даже приведённые нами по большей части отрицательные характеристики и свидетельства людей, относившихся к епископу Антонию без особого расположения, дают нам почувствовать, притягательность личности Антония (Флоренсова): его открытость и доброжелательность к малознакомым людям, его гуманистический подход к педагогике, проницательность и значительную эрудицию. Явно вредили его служению нервно-болезненное устроение духа и неловкость епископа как начальника над множеством пасомых. Впрочем, народное почитание и уважение епископа Антония со стороны большинства верующих прослеживается уже с Волыни и особенно из Вологды.   Архивные материалы Ильинский Н. А. Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1–2. Лебедев В. К. Воспоминания//ВГИАХМЗ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 7. Письма Н. И. и И. Н. Суворовым//ВГИАХМЗ. Ф. 13. Оп.1. Д. 25. Симеон ( Покровской ). Письма архиепископу Савве (Тихомирову)//ОР РГБ. Ф. 262. Оп. 1. Д. 53. Формулярный список епископа Антония (Флоренсова)//РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 115. Клировые ведомости села Александров Гай за 1892 г.//ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 19. Д. 132. Клировые ведомости села Тяглое Озеро за 1894 г.//ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 17. Д. 247. Клировые ведомости села Кобельма за 1903 г.//ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 18. Д. 213. Источники Арсений ( Стадницкий ), митр. Дневник. Т. 2. 1902–1903. М.: ПСТГУ, 2012. Вологда (от нашего корреспондента)//Московский листок. 1895. 192. С. 3. Вологжанин . Из Вологды. (От нашего корреспондента. Письмо в редакцию)//Русское слово. 1897. 121. С. 3. Ельчанинов А. Епископ-старец. (Воспоминания об епископе Антонии Флоренсове)//Путь. 1926. 4. С. 121–128. Известия и заметки //Церковный вестник. 1894. 17. С. 269–270. Матюшенский М. И. От бурсы до снятия сана. СПб.: Север, 1908.

http://bogoslov.ru/article/6174623

Рамс – карточная игра, разновидность игры мушка. Дмитрий Дмитриевич Вилинский (22.03.1865-03.09.1909) – сын священника села Борисо-Глебского, что на реке Соге Пошехоского уезда Ярославской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888) по 2-му разряду. Несколько месяцев преподавал в Димитриевской земской школе Пошехонского уезда Ярославской губернии. С декабря 1888 г. преподаватель пения в Вологодской духовной семинарии. Преподавал пение также в Вологодской духовном училище, Мариинской женской гимназии и приходских городских училищах г. Вологды, управлял архиерейским хором. С 1889 по 1895 г. состоял псаломщиком вологодской Гавриило-Архангельской церкви (ВЕВ. 1899. 16. С. 340; ВЕВ. 1909. 18. С. 332; Клировая ведомость Вологодской градской Гавриило-Архангельской церкви, что в Троицкой улице за 1893 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 12. Д. 30. Л. 258 об.) О Д.Д. Вилинском и его родственниках см. также: Е.С. Петровых. Мои воспоминания//Моя родина – Норский посад. Ярославль, 2005. Василий Константинович Лебедев (23.04.1859-17.11.1940) – окончил Вологодскую духовную семинарию (1881), Санкт-Петербургскую духовную академию (1885), в 1890 г. защитил магистерскую диссертацию «Славянский перевод книги Иисуса Навина по сохранившимся рукописям и Острожской Библии. Исследование текста и языка». С сентября 1885 г. преподаватель латинского языка в Тотемском духовном училище, с 21 мая 1886 г. преподаватель Священного Писания Вологодской семинарии. С 7 декабря 1905 г. смотритель Вологодского духовного училища. Участвовал в Соборе 1917-1918 гг. После революции заведовал хозяйственной частью лазарета, затем библиотекой воинов Красной армии, размещавшейся в здании Вологодского духовного училища. В начале 1919 г. был назначен губернским архивариусом. См. далее в воспоминаниях Н. А. Ильинского, а также: ВЕВ. 1899. 15. С. 318; ВЕВ. 1908. 12. С. 215; Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель. Ч. 4. Вып. 3. Документы XVI-haчaлa XX веков ВГИАХМЗ. Вологда, 1998. С. 200.

http://bogoslov.ru/article/6175449

руствелолог: Очерк из истории руствелологии. Тбилиси, 1978 (на рус. и груз. яз.); Козлов В. П. Колумбы рос. древностей. М., 19852 (по указ.); Евфимий Алексеевич Болховитинов и его творческое наследие: Тез. докл. конф. Воронеж, 1992; Зорин А. Л. Евгений (Болховитинов)//Рус. писатели, 1800-1917: Биогр. слов. М., 1992. Т. 2. С. 207-209; Митр. Евгений: Жизнь и творчество: 8-е Болховитиновские чтения: Сб. ст. Воронеж, 1993; Е. А. Болховитинов: Иерарх Церкви, ученый, просветитель: 10-е Болховитиновские чт. Воронеж, 1996; Руковицина Е. Е. Бiблuomeka i apxib митр. O. Бoлxobimihoba): Дис. К., 1996; Рус. писатели-богословы: Биобиблиогр. указ. М., 1997. Вып. 1: Историки Церкви. С. 41-53 [Библиогр.]; Митр. Евгений (Е. А. Болховитинов, 1767-1837): Жизнь и творчество: Энцикл. слов. Воронеж, 1998; Акиньшин А. Н. Воронежский круг общения Е. А. Болховитинова//Из истории Воронежского края: Сб. ст. Воронеж, 2000. Вып. 8. С. 44-56; Шмидт С. О. Е. А. Болховитинов и становление науки рос. истории//Там же. 2001. Вып. 9. С. 4-15; Казакова Л. А. Евфимий Алексеевич Болховитинов//Псковский край в лит-ре. Псков, 2003. С. 117-120; Болховитинов - выдающийся ученый XVIII-XIX вв.: Исслед. и мат-лы. Воронеж, 2004. Э. П. Р. Иконография Е. включает немало живописных и графических портретов, относящихся в основном ко времени его пребывания на Киевской кафедре. Наиболее ранним, запечатлевшим Е. в сравнительно молодом возрасте, в период его служения в Вологодской епархии, является поясной портрет на холсте 1-й пол. XIX в. (ВГИАХМЗ), происходящий из Димитриева Прилуцкого мон-ря. Изображение принадлежит к изводу, представляющему иерарха вполоборота влево, с русыми волосами и небольшой вьющейся бородой, в довольно редком облачении - в архиерейской мантии, омофоре и митре, с панагией, крестом и орденом св. Анны на груди, в правой руке - жезл с навершием в виде посоха, на сулоке вышит вензель Е (еп. Евгений). В иконографии Е. этот тип облачения практически не встречается, уступив место «кабинетному» варианту.

http://pravenc.ru/text/186969.html

17 клейм подробного житийного цикла расположены 2 регистрами в верхнем правом углу иконы и 2 регистрами в нижней ее части: рождение кн. Андрея Димитриевича; крещение кн. Андрея; обучение кн. Андрея грамоте; прошение кн. Андрея о пострижении; исповедь И.; И. за чтением Псалтыри; И. с игум. Кассианом; явление Христа И.; чудо о кн. Борисе Ржевском; явление диавола И.; болезнь И.; преставление И.; исцеление Тимофея от лихорадки; исцеление немого; исцеление слабоумного; исцеление одержимого бесом; исцеление Марии от слепоты. Клейма отличаются по размерам и пропорциям, действие развивается на едином архитектурном фоне, иногда композиция состоит из неск. сцен. Так, изображение встречи И. с кн. Борисом Ржевским включает не только встречу и отказ И. принять предлагаемые деньги, но и бесовское прельщение кн. Бориса, а также предшествовавший встрече князей разговор И. с игум. Кассианом, во время к-рого И. высказывал желание не встречаться ни с кем из родственников до самой смерти, чтобы не подвергнуться через них искушению. В клеймах, посвященных детским годам святого, он изображается в княжеском красном платье с золотыми оплечьем, поясом, зарукавьями и краем подола, декорированными драгоценными камнями и жемчугом. В светло-охристой рясе И. представлен на исповеди, в остальных клеймах - в розовой рясе и темно-вишневой мантии, в большинстве случаев в куколе. На иконе-пяднице из вологодской ц. св. Екатерины (1-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. представлен в рост, с обителью, окруженной водами оз. Кубенского, в облачном сегменте - поясное изображение благославляющего Спасителя. И. показан в левой части композиции, вполоборота вправо, руки сложены в молении, в левой держит свернутый свиток, облачен в монашескую мантию, рясу и параман, куколь на плечах. Иконография святого близка к изображению в Сийском иконописном подлиннике 2-й пол. XVII в. Отсутствие усов и бороды свидетельствует о юном возрасте святого; в отличие от др. образов, на к-рых волосы И. спускаются до плеч, здесь они короткие.

http://pravenc.ru/text/578044.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010