и. типа «Умиление», была написана на железном листе (29×22 см), и празднование ее приходится на 30 июня. В XIX в. встречается мнение, что именно Торопецкая икона была позднее перенесена в Москву, где как «Корсунская» поставлена за престолом Успенского собора Московского Кремля рядом с «корсунскими» запрестольными крестами. В 60-х гг. XVII в. в Кремле в ц. прмц. Евдокии стоял «образ Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем, что принесена ис Полоцка», называемый Корсунским ( Забелин И. Е. Мат-лы по истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1232). Возможно, это была др. полоцкая святыня, перенесенная в Москву в XVII в. и позже оказавшаяся в ц. Воскресения Христова в Кремлевском дворце, где в нач. XX в. ее видел Н. П. Кондаков (РАН (СПб). Ф. 115. Оп. 1. Д. 15. Л. 4. См.: Пятницкий Ю. А. Византийские и поствизант. иконы в России//ВВ. 1993. Т. 54. С. 155). Иконографический тип К. и. Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Архиерейского дома в Вологде. 2-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из Архиерейского дома в Вологде. 2-я четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) История почитаемых списков К. и. показывает, что, несмотря на предания, а также письменные «летописцы», повествующие о древнем явлении или написании большинства таких икон, ни одна из них не относится ко времени ранее XVI в. Более того, наряду с широко распространенными «корсунскими» по происхождению и бытованию иконами Божией Матери существовал самостоятельный иконографический тип Богородичных икон, сформировавшийся на Руси также в XVI в. и только не ранее 2-й пол. XVII в. получивший название «Корсунский». Название закрепилось за композицией с оплечным (или погрудным) изображением Богоматери и Младенца, неизменно представленными в типе «Умиление». Трудно сказать, с чем было связано появление и распространение такой иконографии. Кондаков и Н. П. Лихачёв видели ее истоки в проникновении на Русь итало-визант. образцов, заимствовавших извод из флорентийской или сиенской живописи, где он известен с XIV в.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Тесная связь Н. с историей новгородской святости отражена в программе изображений шитой пелены 50-60-х гг. XVI в., происходящей из архиерейского погребения в вологодском Софийском соборе (ВГИАХМЗ; см.: Силкин. 2004; Он же. Пелена «София Премудрость Божия» из собр. ВГИАХМЗ: К вопросу атрибуции и датировки//VI Грабарёвские чт. М., 2005. С. 65-74). Вокруг средника пелены с композицией «София Премудрость Божия» помещены многочисленные фигуры святых, в т. ч. прп. Сергия Радонежского и блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Псковского, а на нижнем поле представлены новгородские святые прп. Варлаам Хутынский, святители Никита и Иоанн (по сторонам свт. Иоанна Златоуста, в публикациях памятника ошибочно названного новгородским еп. Иоакимом), прп. Александр Свирский и Н. («Никола»). Характеристика его облика отклоняется от установившейся традиции: святой имеет относительно короткую округлую бороду, одет не в шубу, а в кафтан с отложным воротником, руки продеты в рукава, а в левой руке - 3 жезла или кочерги. Вероятно, знаменщик пелены, плохо представлявший иконографию Н. или желавший показать суть его юродского подвига, заимствовал эти атрибуты из довольно распространенных изображений более широко почитавшегося рус. блаженного - Прокопия Устюжского ( Силкин. 2004. С. 11). В лит-ре встречается утверждение о том, что Н. представлен в центре нижнего поля иконы «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» 1565 г. (?) из собрания Д. И. Силина, к-рую традиционно связывают с Новгородом (ныне в ГРМ; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. ГРМ. СПб., 1995. Кат. 115. С. 191; Святые Земли Русской. 2010. Кат. 286); по иной версии, это изображение мч. Никиты, но слева от него показан новгородский блж. Феодор или, менее вероятно, Н. ( Туминская. 2012. С. 183-184; Она же. 2013. С. 318; Она же. 2016. С. 162, 286, 334-336). Обе гипотезы, как и новгородская атрибуция памятника, не соответствуют действительности: в центре нижнего поля, занятого фигурами мучеников, в красном плаще и с крестом в руке изображен вмч. Никита, а слева от него в незастегнутом зеленом плаще и также с крестом - вероятно, св. Евстафий или св. Мина. Столь же безоснователен вывод о присутствии фигуры Н. на полях иконы «Положение ризы Пресв. Богородицы» из Христорождественского собора в Каргополе (ВГИАХМЗ) ( Туминская. 2016. С. 161), поскольку на этом образе 1-й пол. XVI в., созданном до прославления Н., из рус. святых представлены только преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. Кат. 56. С. 356-363).

http://pravenc.ru/text/2565936.html

с Ростово-Суздальской земли, ГТГ; икона XVI в., РИАМЗ), но иногда один из святых представлен юным, другой - средовеком (миниатюра из Пролога XIV-XV вв.- РГБ. Погод. 59. Л. 103; икона 1-й пол. XV в. из Пятницкой ц. Дмитрова (ЦМиАР)). В этом же ряду памятников двусторонняя икона-таблетка со святыми Киром и Иоанном на обороте (XV в., ГТГ); подписная икона «Аги Козма агио Дамиан иже в Агосе» (1601, ГТГ), созданная иконописцем Семейко Бороздиным для храма в Сольвычегодске «на посаде»,- без ковчежцев в руках. Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. XIX в. (частное собрание) Св. бессребреники Косма и Дамиан Асийские, в житии. Икона. XIX в. (частное собрание) Образы св. целителей присутствуют в мелкой пластике и шитье: на новгородской каменной иконке (сер. XIV в., ГТГ); на медной мощехранительнице мастера Самуила из краковского собора Божией Матери (XIV в.; прорисовка - Толстой, Кондаков. 1899. С. 187; Рыбаков. 1948. С. 755); среди 88 святых на епитрахили митр. Фотия (нач. XV в., ГММК); на обороте иконы-мощевика (70-е гг. XV в., ГММК) - по сторонам образа Богоматери «Знамение», нек-рые врачи - среди святых разных чинов святости. Особый интерес представляют рус. житийные иконы К. и Д. Асийских, наиболее ранняя из к-рых относится к кон. XIV - нач. XV в. и происходит из Вологды (ВГИАХМЗ). В среднике К. и Д. представлены в рост, оба средовеки, с традиц. атрибутами (ковчежцы, скальпель и лжица). Средник окружен 14 клеймами (рождение близнецов, крещение, приведение в учение, Д. принимает от исцеленной Палладии в дар яйца, явление Христа К., исцеление верблюдов, верблюд уговаривает людей похоронить К. рядом с Д., погребение К. рядом с Д., вселение змея во чрево некоего мужа, К. и Д. изгоняют змея из чрева некоего мужа, Малх поручает свою жену Феклу под покровительство К. и Д., чудеса исцеления (3 клейма)). Несколько иной иконографический извод представлен на иконе «Святые Косма и Дамиан, в житии» из Ипатиевского мон-ря (2-я пол. XVI в., КГОИАМЗ). В среднике изображены св.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

(сер. XVI в., ВГИАХМЗ). В случае, когда неск. икон были написаны на одной доске, предназначавшейся, напр., для небольшого храма или часовни, образ Н. в деисусном чине мог помещаться за образом ап. Петра (икона из Тотемского у., сер. XVI в., Тотемское музейное объединение) или же замыкать Деисус (икона 3-й четв. XVI в., ГРМ). В памятниках искусства Др. Руси изображение Н. представлено в такой вариативности иконографии, какой не знало визант. искусство, а в средневек. искусстве не имел ни один святой: это оглавные, поясные и ростовые образы, единоличные или с избранными святыми, в различных сочетаниях с отдельными святыми или с композициями. Продолжал использоваться и древнейший вариант с поясной фигурой Н., облаченного в пурпурного цвета фелонь. Так он изображен среди избранных святых на верхнем поле новгородской иконы «Рождество Пресв. Богородицы» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). В сочетании с т. н. Никейским чудом - на храмовой иконе из псковской ц. Николы «от Кожи», датируемой сер. XIV (?) в., но использующей более ранние образцы, на что указывают, в частности, благословляющее перстосложение, утонченность ладони при общей монументальной распластанности фигуры, золоченые гребнеобразные пробела (ГТГ); на храмовой иконе из древнего, еще домонгольского по времени основания собора мон-ря в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в псковском Завеличье (ГТГ). Встречаются и варианты, отклоняющиеся от сложившейся в Византии традиции: святой - средовек с черными как смоль волосами и бородой в среднике житийной иконы из Борисоглебской ц. Борисоглебского Каргачского погоста близ Грязовца Вологодской обл. (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Но и для раннемосковской эпохи образ святителя визант. происхождения - поясное изображение благообразного старца в пурпурных ризах, с благословляющим перстосложением изящной десницы и с украшенным крупными камнями и жемчужинами кодексом Евангелия - оставался непререкаемым авторитетом, как в среднике чудотворной житийной иконы из Николо-Угрешского мон-ря (кон.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

(Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII - нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках - на иконе Божией Матери «Благодатное небо» , 40-е гг. XVII в. (ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва),- в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАМЗ),- в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Г[оспо]ди призри с небесе». Иконография А. как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия , митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв.? - с остроконечной бородой; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон»,- в белом клобуке; на иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Рекклингхаузене); на иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР),- с раскрытой книгой в руках. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает А. как «старца с седою бородою» - среди святителей, говорящего: «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч.

http://pravenc.ru/text/115200.html

XIV в., ГММК); образы на Е., вложенной кн. Иваном Сицким («дробницы серебряны золочены да 8 святых на серебре…» - Опись строений и имущества Кириллова Белозерского монастыря. 1998. С. 148); изображения апостолов (в т. ч. от 70) на серебряных круглых дробницах с выемчатой эмалью новгородской работы (посл. четв. XIV - нач. XV в., перенесены во 2-й пол. XVII в. на новую Е., возможно, с повторением порядка их расположения на древнем произведении (СПГИАХМЗ)); композиции праздников (Рождество Христово, Воскресение; Благовещение, Распятие;Крещение, Вознесение) на той же Е. в киотчатых резных дробницах; парные фигуры святителей Василия Великого и Григория Богослова, Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, а также образы священномучеников Игнатия Богоносца и Климента, папы Римского (там же); ангельские чины (херувимы и серафимы), изображения которых исполнены в технике чеканки, на Е., находившейся в 1577 г. в ризнице Успенского собора в Коломне («потрахиль бархат чорной на золоте с площами с сереряными з золочеными, а на них выбиваны херувимы и серафими…» - Города России. 2002. С. 12). На рус. Е. XVI-XVII вв. использовали тканые полосы с лицевыми изображениями святых и Господских праздников, распространенные в церковном шитье Зап. Европы XV-XVI вв. (Средневек. сокровища из Нидерландов: Собр. музея мон-ря вмц. Екатерины г. Утрехт: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 78-109. Кат. 26-49). Подобные предметы в рус. церковном быту могли появиться в эпоху Реформации в XVI в. в странах Зап. и Центр. Европы. Фоны таких полос с готическими кивориями и «шахматными» полами использованы на неразрезной Е. (без иордани) из Павлова Обнорского во имя Св. Троицы монастыря (XVI в., ВГИАХМЗ). Е., составленная из полос с изображениями святых в зап. иконографических изводах, была сфотографирована в нач. XX в., вероятно, в ризнице Успенского мон-ря г. Старицы Тверской губ. ( Катасонова Е. Ожившее время: Россия 1908-1915 гг. в фотографиях С. М. Прокудина-Горского//Убрус: Церк.

http://pravenc.ru/text/190057.html

В миниатюрах Физиолога из Евангелической школы в Смирне (B 8. Pl. 70, 3-я четв. XI в.) А. В. изображен во время проповеди; в рукописи гомилий свт. Григория Богослова (ГИМ. Греч. 61. Л. 181, 3-я четв. XI в.; Paris. gr. 543. fol. 260v) - композиция «Успение Афанасия Великого». Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции: в житийном цикле свт. Кирилла Александрийского в Кирилловской ц. в Киеве, 2-я пол. XII в.; в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на новгородской иконе «Свт. Николай Чудотворец, с деисусом и избранными святыми», кон. XIV в. (ГТГ); в ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на иконе «святые Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Игнатий Богоносец», XV в. (НГОМЗ), на минейной иконе на январь 1-й пол. XVI в. (ГРМ), на дробнице на епитрахили 1546 г. из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ), на единоличных иконах 1-й пол.- сер. XVI в. (ЦАК МДА) - в рост, и сер.- 2-й пол. XVI в. (ГИМ) - поясной образ, на левом столбике царских врат 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - изображен в саккосе; на дробнице кон. XVI в. на окладе для иконы «Св. Троица» прп. Андрея Рублева из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ) - вкладе царей Бориса Годунова, Михаила Романова; на минейных иконах на январь и май кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе А. В. из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске, ок. 1606 г., строгановской мастерской (ГТГ); на иконе кон. XVII в. из иконостаса ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве (ГИМ) - оплечное изображение. Лит.: Ерминия ДФ. С. 159; Большаков. Подлинник иконописный. С. 94; Stransky A. Les ruines de l " eglise de St. Nicolas de Melnic//Atti del V Congresso intern. di studi bizantini. R., 1940. Vol. 2. P. 422-427; Менолог. С. 194-195, 204-205; Блиндерова Н. В. Житие Кирилла и Афанасия Александрийского в росписях Кирилловской церкви Киева//ДРИ: Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980. С. 52-60; Pelekanidis S. , Chatzidakis M. Kastoria. Athena, 1985. P. 68, 95; Jolivet-L é vy C. Les Églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. S. 103, 138, 203, 274; Евсеева. Афонская книга. С. 194, 270, 299.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

и. Ведущие техники обработки дерева - резьба и точение. Деревянные произведения церковного Д.-п. и. близки к произведениям архитектуры (царские и входные врата, напр. «Златые» врата для юж. входа в собор Св. Софии в Новгороде (60-е гг. XVI в., фрагменты в ГРМ), тябла и иконостасы XVII-XVIII вв., амвоны, напр. новгородский амвон (1533, ГРМ)) и скульптуры (статуи, распятия, вотивные кресты, напр. Людогощинский крест (1359, НГОМЗ)), к «иконам на рези» («Никола Можайский», XIV в., ГТГ; «Никола Можайский», XIV в., Никольская ц. Высоцкого мон-ря в Серпухове). Из дерева изготовлялись служебные сосуды, а также деревянные кресты, четки, плошки, производимые монастырскими мастерскими для паломников наряду с написанием образов почитаемых святых, копий чтимых в обители икон и с переписыванием житий. В XVI-XVII вв. деревянной резьбой обильно украшали 2-сторонние кресты, оправленные драгоценными окладами. Приемам резьбы по дереву близки приемы обработки кости: слоновая (хрисоэлефантинная техника) была известна с античности, позже в Византии, а также в Зап. Европе. Рус. мастера резали из моржовой кости (Киликиевский крест (1569, ВГИАХМЗ), резная икона «Свт. Петр, митрополит, с житием» (нач. XVI в., ГОП), по изводу аналогичная живописной иконе Дионисия). История изучения Д.-п. и. Др. Руси идет параллельно с развитием истории и филологии ( Стерлигова. 1996. С. 11-20). Этому процессу способствует начало крупных изменений сложившихся средневек. комплексов церковного убранства (Петровский указ 1722 г. о привесах, влияние искусства Зап. Европы, идей протестантизма). Формируются первые светские собрания - древлехранилища, частные коллекции. До 2-й пол. XIX в. именно памятники Д.-п. и., а не живопись привлекают внимание ученых и ценителей национальных художественных древностей. Первое монографическое исследование Д.-п. и. было посвящено Магдебургским (Корсунским, Сигтунским) вратам новгородского Софийского собора ( Аделунг Ф. П. Корсунские врата, находящиеся в новгородском Софийском соборе.

http://pravenc.ru/text/171620.html

Кон. XIV в. (НХГ) Богоматерь и ап. Иоанн Богослов. Двухсторонняя икона «Богоматерь Катафиги». Кон. XIV в. (НХГ) Распространение житийных икон И. Б. в кон. XV - нач. XVI в. было, вероятно, обусловлено особым интересом к Откровению и его автору в связи с ростом эсхатологических настроений по истечении 7 тыс. лет от сотворения мира в 1492 г. О таком интересе свидетельствуют, в частности, 2 клейма иконы из Дмитрова, в к-рых отражены события, связанные с созданием Откровения: моление И. Б. в пещере и видение им «сил великих». Этот интерес сохранился и в более позднее время. Так, на иконе 1559 г. из Богоявленского мон-ря в Костроме (КГОХМ) изображение И. Б. с Прохором в среднике окружено 68 клеймами, иллюстрирующими текст Откровения. Как создателю Откровения, И. Б. посвящен особый, достаточно редкий иконописный сюжет, известный под названием «Видение Иоанна Богослова». В рус. искусстве он появился со 2-й пол. XVI в., причем самое раннее датированное изображение такого типа, возможно, повторяющее еще более ранний образец, известно уже на многочастной иконе Дионисия Гринкова 1567/8 г. из ц. прор. Илии в Вологде (ВГИАХМЗ). Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Фреска ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле. Кон. XVII в. Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Фреска ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле. Кон. XVII в. Иконы «Видение Иоанна Богослова» обычно включали 4 сцены, 2 из к-рых - видение Сына Человеческого И. Б. на о-ве Патмос (Откр 1. 9-20) и благовестие 7 Церквам (Откр 2; 3) - соответствовали начальным эпизодам Откровения. К ним прибавлялись традиционное изображение И. Б. с пишущим Прохором и сцена, иллюстрирующая получение И. Б. книги от слетающего с небес ангела. Главным содержанием подобной иконографии было, по-видимому, прославление И. Б., к-рому исключительный опыт Богообщения и причастность к Премудрости Божией позволили поведать о наиболее таинственной и сокровенной части Божественного Промысла. Не меньшее значение имела тема благовестия 7 Церквам - поскольку Церковь, основанная Христом на земле по завершении Его спасительного служения, понималась как прообраз торжествующей Церкви Небесной, Церкви буд.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

1502). Образ И. часто встречается в близкой к пророческому ряду композиции «Похвала Богоматери», напр. на иконах «Похвала Богоматери, с Акафистом» (сер. XVI в., ГРМ, и посл. треть XVI в., ВГИАХМЗ); на напрестольной пелене «Похвала Богоматери» (кон. XVI в., ГИМ). Иногда И. изображают среди святых на полях Богородичных икон: «Богоматерь Знамение» (Курская-Коренная) (Знаменская ц. в Нью-Йорке, 1597), «Знамение-Курская с пророками» (сер. XVII в., Музей икон в Рекклингхаузене), «Богоматерь Знамение Курская-Коренная» (1871, ГМИР). В многофигурной композиции «Сошествие во ад», согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), И. принято изображать стоящим рядом с пророками Ионой, Исаией и прав. Авелем. На «Малом» и «Большом» саккосах (Византия, сер. XIV в., ГММК) образ И. находится рядом с «Распятием». В разных списках Христианской топографии Космы Индикоплова на миниатюре, открывающей текст, изображен Голгофский крест, по сторонам которого представлены погрудные изображения пророков Исаии и И. (Vat. gr. 699, посл. четв. IX в.). По мнению Е. К. Редина ( Редин. 1916. С. 11-16), эти пророки, считавшиеся прообразами евангелистов, особо почитались среди старших пророков уже в VI в. На рус. иконах имя И. иногда изменяли и писали Еремей или Еремея: на иконе «Пророк Иеремия» из Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве (XVI в., СПГИАХМЗ), на окладе Евангелия (1577, ГИМ), на иконе «Богоматерь Одигитрия, с прор. Иеремией и св. Иоанном Предтечей» (3-я четв. XVI в., ГВСМЗ). В иконописном подлиннике новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. под 1 мая И. представлен следующим образом: «Прор. Иеремия: сед, брада Иоанна Богослова, власы с ушей, риза вохра с белилы, испод лазорь; в свитце у него глаголет: Господи, силам суди праведный» (Иконописный подлинник. 1873. С. 28). Образ И. может быть помещен справа от центра пророческого ряда следом за прор. Ионой: «Аки Андрей апостол, риза вохра, испод лазорь, в свитке пишет. Путь тя видех, Израиле, жизни отроковице ко стези ведущей стое руко» ( Большаков.

http://pravenc.ru/text/293630.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010