Муч. Аргира селунского в 1806 г. III. Св. Никодима , архиепископа сербского, † 1395 г. В Сербляке служба. Еще 30 августа с другими сербскими святителями. Освящение церкви св. Софии в Киеве в лето 6460 (952). Синод. ап. 1307 года. Следов. при Ольге освящ. деревянной церкви. IV. Панкратия . Соф. ев. 7 XIV в. (сн. 12 мая). Муч. Армодия и иже с ним. МКр. V. Пр. Пахомия . Син. 1. Конст. Кап. Иер. Акад. и др. (15 мая). Илариона монаха. Неап. (28 марта). Муч. Исихия . Мак. (10 мая). Св. о. Епифания . Муз. 891 (12 мая). Симона блаженного юрьевского на Волге. Филим. (4 нояб.). 12 I. Св. Епифания , еп. кипрского, † 403 г. Все за Конст. и 42. М. Р. Р. А. У. Н. МКр. М. 11 и 12 в Канон I. монаха. Служба. (Муз. 891 мая II. 240. 243 июля 14. В Копт. 1425 пренесение мощей его в Кипр 23 мая. Умер в апреле, погребен в Кипре 12 мая). Св. Германа , патриарха константинопольского (715–730), † 740 г. Все за 42, (кроме Неап. Коал. 1). М Р. МКр. М. Типогр. XII в. Соф. М. XII-XIII в. Канон Феофана. Служба. (Син. 1 марта 2). Пр. Савина , архиеп. кипрского, преемника св. Епифания, V века. 246. Мак. Рум. 321. Пр. Полуния , еп. ринокирского, ученика св. Епифания, V в. Мак. Рум. 321 и др. (Неап. 13 мая. Тур. Дон. Маз. 14 мая). II. Иоанна Влаха, замученного турками в 1662 году. Солов. III. Пр. Дионисия , архимандрита Сергиевой лавры, † 10 мая 1633 г. Память его ныне празднуется местно. (Сийск. 1670. 201 и 209 мая 10). Мощи в Троицкой лавре. Освящение церкви Богородицы на Десятине в Киеве в лето 6504 совершена (т. е. 996 г.). 240. Рун. Белоз. 493 и др. (сн. Истор. Русск. Ц. Преосв. Макария изд. 2. Т. 1 стр. 49). IV. Муч. Панкратия . Син. 1 и 2 (из Фригии отрок 14 лет пострадал в Риме при Диоклитиане в 304 г. См. Р. М. Сн. 11 мая). Очень чтится на западе. В V веке была ему построена церковь в Риме. Об нем говорят Григорий турский и Григорий В. Мощи его и ныне в ней. Св. Епифания и прочих патриархов . Конст. По мнению Морчели это автокефальные архиепископы Констанции кипрской после Епифания (Т. II. 105). Один из них Савин ныне же в позднейших памятниках. Может разуметься и Герман патриарх константинопольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

243 Из лиц нерасположенных к Никону: ростовского митроп. Ионы, рязанского архисписк. Илариона, Паисия газского, Одоевского, Салтыкова, Елизарова, Алмаза Иванова и дьяка Голосова (Гиббенета I, 137, ср. II, 1). 244 «Да будут дни его мали и епископство (надзор, власть) его да приимет ин; да будут сынове его сиры и жена его вдова... Да будут чада его в погубление.. и да потребится от земли память их... Возлюби клятву и приидет ему и т. д. 245 См. Каптерева Приезд Никона в Моск. Успенский собор и дело ростовского митр. Ионы. Приб. в Твор. Св. От. 1887 кн. IV. 248 Другая панагия, не замеченная, осталась на Никоне; осталась пока (до приезда в монастырь) и мантия. 250 Соборные деяния см. в отд. издании Братства св. митр. Петра. М. 1881 г. «Деяния Моск. соборов 1666 и 1667 год.»; в Матер. для Ист. раскола т. II; в Дополн., к Ист. Акт. V, 102. Статья: Определения Моск. собора 1666 – 1667 г. – Правосл. Собес. 1863 г., II, 3; III. 3, 211, 348. 254 См. Истор. иерархии I, 43 – 44 (с 7 июля 1672 г. по 18 марта 1673 г.); ср. Полн. собр. зак. 625; у Филарета Черниг. в Ист. Русской Церкви IV, 168 (с июля 1672 по апрель 1673 г.); у П. Смирнова в Исслед. «Патр. Иоаким» –Чт. в Общ. Люб. Дух. Пр. 1879 февр. стр. 206 (с июля 1672 по 19 апреля 1673). 255 В датах относительно этого опять разногласия. См. у Смирнова «Патр. Иоаким», Чт. в Общ. Люб. Дух. Пр. 1879 г. февр. 206. ср. Полн. собр. зак. 584. 257 История Р. иерархии I стр. 321 – 353; Акт. эксп. IV, 204; Акт. Ист. V, 75. Определения Моск. собора 1675 г. – Прав. Собес. 1864 г. I, 416 – 446; о Московском соборе 1681 – 1682 г. Опыт историч. исследования Гр. Воробьева. Спб. 1885. 265 Из ответной грамоты восточных патриархов по делу Никона. Гл. 2. См. . Гиббенета ч. II прилож. XXIX стр. 673 – 674. 267 Не даром Никон писал Алексею Михайловичу: «... по твоему указу и владык посвящают, и архимандритов, и игуменов, и попов поставляют, и в ставленных грамотах пишут так: по благодати Св. Духа и по указу велик. Государя» (см. § 15). 269 Гл. II и XIII свитка см. у Гиббенета ч. II прилож. стр. 672 – 674. 681 – 685; ср. Макария XII, 754 – 758.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [греч. Ιωσφ], прмч. или мч. (пам. визант. 28 июня). Время и обстоятельства жизни святого неизвестны. В нек-рых греч. служебных Минеях 28 июня содержится канон в честь И. и пострадавших с ним, не названных по имени святых, составленный прп. Иосифом Песнописцем . Древнейший список канона - Hieros. Patr. Sabbait. 70, X-XI вв. ( Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Πετροπολις, 1894. Τ. 2. Σ. 127; Ταμεον. Σ. 229. N 704). В визант. Синаксарях память И. встречается редко: в Синаксаре Vat. gr. 2046, XII-XIII вв., он назван мучеником; состав его дружины не уточнен: «Святого мученика Иосифа и иже с ним» (Fol. 276). Этот Синаксарь лег в основу древнерус. переводного Пролога, в к-ром повторена формулировка синаксарной статьи. В совр. календарях греч. Церквей и РПЦ память И. не указана. По предположению архиеп. Сергия (Спасского), И. одно лицо с диак. Иосифом, память к-рого отмечена 15 февр. в Римском Мартирологе (см. ст. Иосип (Иосиф) диакон, Зинон, Аполлон, Феб, Роман, Зосим, Варал, Зок пресвитер, Руфин ). Ист.: SynCP. Col. 777-778. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 194-195. О. С. Гринченко Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/578441.html

Десница великомученика Димитрия Солунского посетила Сретенский монастырь Москва, 14 июля 2016 г.      В среду 13 июля к вечернему богослужению в Сретенский монастырь была привезена десница мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Мощи привезла делегация Элладской Православной Церкви во главе с Высокопреосвященнейшим Пантелеимоном, митрополитом Верейским, Наусским и Кампанийским. До этого мощи побывали на Алтае, в Санкт-Петербурге, Тобольске, Тюмени и других городах России и Украины. Прихожане Сретенского монастыря имели возможность приложиться к мощам во время вечернего богослужения.      Справка. По житию, после казни великомученика Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь – базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.      Мощи поместили в серебряный киворий, который был утрачен при пожаре в VII веке. После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII – начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году – честная глава, а в 1980 году – основная часть мощей.      Фото: В. Байков 14 июля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95361.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН [Антоний, Антон; лат. Antoninus, Antonius, Antonus] († нач. IV в.?), мч. Плацентийский (пам. зап. 4 июля, 13 нояб.). Точное время мученичества неизвестно. По сообщению средневек. жития (XII-XIII вв.), А. был воином Фиваидского легиона (см. Маврикий и др. , мученики Агаунские). Житие умалчивает, каким образом А. смог избежать смерти в Агауне (совр. Сен-Морис, Швейцария) вместе с др. воинами-христианами этого легиона и оказался в Плаценции (совр. Пьяченца, Сев. Италия). В кон. IV в. еп. Плацентийский Сабин обрел мощи А. и перенес их в кафедральную базилику св. Виктора. В 396 г. по просьбе Виктриция Ротомагского (Руанского) часть мощей А. была перенесена в сев. Галлию. Имя А. содержится уже в 1-й (Италийской) редакции Мартиролога Иеронима под 30 сент. С XI в. память А. празднуется 4 июля и 13 нояб. (день 2-го обретения мощей в XI в.). Ист.: BHL, N 580-581; ActaSS. Iul. T. 2. P. 7-19; Mai. T. 3. P. 10-18; Victricius Rotomagensis. De laude sanctorum. 11//PL. 20. Col. 453. Лит.: Wilmart A. Antonin (8)//DHGE. T. 3. Col. 852-853. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/116134.html

к Акт. истор.”, I, 7 (Распросн. речи 1613 г. о действ. литовцев; статья XI); II, 27 (Отписка 1614 г. о вестях про казаков); IV, 1 (Гр. 1655 г. об отправл. в Смоленск из м-ря хлебн. запасов; игум. Афанасий), 14 (Память 1655 г. о сборе лошадей), 32 (Отписка 1656 г. о сборе денег; игум. Варлаам), 118 (Гр. 1662 г. о непричинении обид Кирилов. м-рем игумену с братиею; келарь старец Корнилий); V, 26 (Выходы патриар., 1666 г.; ссылка патр. Никона); VI, 74 (Акты 1673 г. о рыбн. ловлях на р. IX, 99 (Отписка 1682 г. игум. Дионисия о рыбн. делах); X, 43 (Подрядная запись 1682 г. крестьян на постр. тюрьмы и губной избы в Белозерске); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.”, 3 (Правая гр. 1485–1505 г. по спорн. делу с крестьян. Южской волости о пустошах; старец Кирилл), 5 (Правая гр. 1490 г. на дер. Крохинскую; старец Евстрат), 11 (Судный список 1504 г. по спорн. делу с крестьян. о земле; старец Феогност Батман), 20 (Правая гр. 1534 г. о завладении крестьянами Есюнинской вол. земель, принадлеж. м-рю), 116 (Данная 1568 г. кн. Андр. Кемского на Коневский луг; игум. Игнатий), 122 (Вкладная 1484 г. отчин- ника Гр. Нерхушкова на дерев. и пожни), 154 (Отдельная 1530 г. на земли), 231 (Выпис. 1674 г. из Белозер. писцов книг), 421 (Духовн. 1568 г. Мясоеда Вислого); “Собр. госуд. грам. и договор.”, I, 121 (Духов. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского), 122 (тоже, см. II и VII), 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 147 (Духов. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.), 200 (Духовн. собор 1580 г. о недвижим. собств. м-рей; игум. Евфимий); II, 59 (Освящен. собор 1589 г.); IV, 52 (Выписка 1666 г. из Соборн. суда над патриар. Никоном, отпрявлен. в м-рь 14 декабря); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 416 (влад. в Федосьине городке); “Временник Общ. ист.”, 1852 г., XIII, 55 (расход. кн. 1652 г. митр. Никона; пребывание его с мощами св. Филиппа 25 июня); Горчаков, “Монаст. Приказ”, прилож. докум., 62, 15 (Промемория 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об окладн. сборах); “Чтения в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗАЗАИЛ [сир.  ,  ], мч. Римский († ок. 304; пам. сир. 12 мая). Его житие содержится в сир. рукописи XV в. из Иерусалима. А. впервые упоминается в хронике Михаила Сирийца (XII в.). В XIII в. в сир. рукописях встречаются упоминания мон-ря и храма, носящих его имя; известно также сообщение о захвате образа этого святого курдами в ц. Кафарза (1416). Несмотря на достаточно широкое почитание А. на Востоке, достоверных сведений о нем нет. Возможно, что имя А. просто перевод греч. имени Панкратий (всесильный, всемогущий), т. к. обстоятельства его жития схожи со сказанием о мученичестве св. Панкратия Римского, фригийского отрока, память к-рого (тоже 12 мая) праздновалась в Риме с VI в. Согласно житию, А. был доставлен из Самосаты в Рим в возрасте ок. 15 лет по обвинению в исповедании христианства. Видя его юность и красоту, имп. Максимиан Геркулий обещал спасти ему жизнь, если он почтит языческих богов, но А. вступил с ним в спор о вере и за свою твердость был обезглавлен. В Риме были сооружены мон-рь и храм, где покоились мощи А. Неизвестный редактор жития сообщает, что эти мощи чудесно уцелели в огне, когда Никейский еп. Абхай подверг их испытанию. Ист.: Histoire de saint Azazaïl/Texte syriaque inédite avec introd. et trad. franç. des actes grecs de St. Pancrace par fr. Macler. P., 1902; Behnsch O. Rerum saeculo quinto decimo in Mesopotamia gestarum librum. Vratislaviae, 1838. P. 8. Лит.: Nau F. Azazail//DHGE. T. 5. Col. 1340-1341; Baumstark. Geschichte. S. 96-97; Ortiz de Urbina. PS. P. 185-186. А. И. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/63654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРАСИЯ [греч. Εφρασα], мц. (пам. визант. 14, 16 марта, 18 сент.). Упоминание о Е. без к.-л. сведений встречается 16 марта в синаксарях семейства В по классификации И. Делеэ (PG. 117. Col. 356) и 14 марта в ряде синаксарей семейства D, в Петровом синаксаре 1249 г. РНБ. Греч. 240 (архетип XI в.), Минеях Paris. gr. 1575, XII в.; Paris. Suppl. gr. 152, XIII в. (SynCP. Col. 536, 540). Архиеп. Сергий (Спасский) отождествляет эту святую с Евфрасией , мц. Никомидийской, хотя в др. месте оговаривает, что это может быть и прп. Евпраксия (пам. 25 июля), к-рая упоминается в зап. календарях под именем Евфрасии 13 марта (см.: Aubert R. Euphrasie (2)//DHGE. T. 15. Col. 1411-1412). Ж. М. Соже также отождествляет Е. с прп. Евпраксией, хотя во всех источниках она названа мученицей, а не преподобной. Канон, составленный в честь Е. гимнографом Георгием, помещен в рукописи Sinait. gr. 608 (Х в.) под 15 марта, а в Sinait. gr. 552 (XI в.) - под 18 сент. (Ταμεον. Σ. 46). В совр. календарь греческих Церквей память Е. не была внесена. Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 262; PG. 117. Col. 356 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 536, 540. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 74, 77; Sauget J.-M. Eufrasia, vergine di Nicomedia//BiblSS. Vol. 5. P. 168-169. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187825.html

1063 Акт. Южн. и Зап. Рос. VI, 41, стр. 104, ср. VIII, 20, стр. 90. Виленск. Археогр. Сбор. V, стр. 219. 1075 Соловьев. Ист. России III, XII, стр. 473, 476. Еще в 1673 г. царь писал Тукальскому, чтобы он отступил от союза с турками. (Акт. Ю. и З. Р. XI, 57). 1076 Амвросий. Ист. Рос. Uep. I, 61 . Вил. Археогр. Сбор. V, стр. 219. Приложение. Историч. известие о иерархии могилевской до 1845 года. Здесь сказано, что Тукальский умер 26 июля 1676 г. Тоже у м. Евгения (Опис. Киев.-Соф. соб. стр. 196) и у Строева (Списки, стр. 4); у Амвросия вернее. В 1675 г. боярину Матвееву особым сверточком, припечатанным хлебом, донесли, что 18-го августа 1675 г. гетман со всем войском вышел из Батурина на соединение с Ромодановским и сообщил, что «м. Тукальский подлинно умре и без надгробнаго пения в церкве в гробе положен есть» (Акт. Юж. и Зап. Рос. XII, 71). Ясно, что митрополит недавно умер, именно в 1675 году. В том же году в августе Антоний Винницкий просил себе митрополию, ссылаясь на то, что Тукальский умер. (Соловьев. Ист. Рос. III, XII, стр. 518). 1077 Акт. Юж. и Зап. Рос. XI, 121; XII, 112, 124, 127, 130, 132, 206, ср. 211, 213... XIII, 9, 17, 24, 30 и др. 1080 При поступлении Шумлянского на львовской кафедре вышли замешательства. По смерти Афанасия Желиборского (1667 г.) латинец Симеон через волошского господаря просил себе у константинопольского патриарха Мефодия освободившуюся кафедру. Мефодий не согласился сделать этого без ведома львовских православных. Латинец отправился в волошскую землю и там нашел двух запрещенных митрополитов, которые посвятили его в епископа в Сочеве и отпустили во Львов. Львовские жители не приняли самозванца. Они сами выбрали набожного и доброго человека монаха Иосифа, послали его в Константинополь. Патриарх поставил избранного. Симеон обратился к Дорошенке и Тукальскому; эти рекомендовали его патриарху, а когда п. Мефодий отказал, обратились к Султану. Султан приказал отдать кафедру Симеону. Патриарх повиновался и отставив Иосифа, поставил Симеона. (Соловьев. III, XII, 45), но кажется ненадолго. В 1673 г. набожный инок, епископ львовский отправляется в Чигирин к Дорошенке и Тукальскому склонять их поддаться польскому королю (Акт. Юж. и Зап. Р. XI, 86–87). В 1675 г. Дорошенко заточил было Шумлянского в чигиринский замок, когда тот в качестве друга польского короля явился послом от Собесского с предложением польского владычества людям, стремившимся к национальной самостоятельности (Акт. Юж. и Зап. Р. XII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Военные поражения и отсутствие консолидации в Андалусе привели к восстаниям в 1144-1145 гг., фактически уничтожившим власть Альморавидов в И. В 1145-1172 гг. в мусульм. И. к власти вновь пришли правители отдельных тайф. С 50-х гг. XII в. началось постепенное завоевание Андалуса Альмохадами. Основой державы Альмохадов стало зародившееся в горах Атлас на территории совр. Марокко в 20-х гг. XII в. религ. движение в рамках ислама, идеологом к-рого был бербер Ибн Тумарт (ок. 1082-1130). После долгого противостояния с Альморавидами преемник Ибн Тумарта, Абд аль-Мумин, смог в 1147 г. захватить африкан. столицу Альморавидов г. Марракеш и вскоре распространить власть на всю Сев.-Зап. Африку. В 70-х гг. XI в. Альмохады под предводительством Абу Якуба Юсуфа (1163-1184) начали активные военные действия в Андалусе. К 1172 г. они подчинили пиренейские мусульм. территории. 11 июля 1195 г. в битве при Аларкосе (близ совр. г. Сьюдад-Реаль) войска Альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура, имея значительный перевес, разгромили армию кастильского кор. Альфонсо VIII и захватили большую часть Нов. Кастилии, включая Гвадалахару и Мадрид (за Альфонсо VIII остался город Толедо). Альмохады придерживались жестких позиций в управлении страной и большое внимание уделяли военным вопросам. При них во мн. крупных городах И. появились крепостные сооружения. В нач. XIII в., после поражения в 1212 г. при Лас-Навас-де-Толоса от объединенного войска нескольких христианских королевств, Альмохады начали терять власть; к сер. XIII в. на Пиренейском п-ове мусульманам подчинялась лишь область на самом юге с центром в Гранаде. Здесь сложился Гранадский эмират (существовал до кон. XV в.), где правила династия Насридов. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. В XII-XIII вв. Андалус стал центром философской мысли, во многом благодаря изучению и переосмыслению мусульм. мыслителями древнегреч. философии. К этому периоду относится творчество основоположника аверроизма Ибн Рушда (Аверроэс, 1126-1198), богословов Абу Мухаммада Абдаллы из Бадахоса и Абуль-Аббаса Ахмада (Ибн аль-Банны), развивавших учение Газали (1058-1111) об основах суфизма.

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010