Догадка, что празднование св. Архангелу перенесено с 26 марта на 13 июля ради Великого поста не имеет основания; ради Великого поста его нет в памятниках 26 марта до 10 века, но с 10 века 26 марта, судя по памятникам агиологии, постоянно до ныне совершалось празднование ему. В первый раз 13 июля сие празднество встречается также в 10 веке в месяцеслове калиполитанского евангелия константинопол. патриархата и называется собором архистратига Михаила, по всей вероятности, по ошибке писца, ибо в службе постоянно воспоминается один Гавриил кроме 9 песни и ему применена стихира Иоанна Дамаскина, написанная на 8 ноября архангелу Михаилу. Выражения службы арх. Гавриилу показывают, что она написана во время агарянских нападений и во время ересей, вероятно, иконоборческих. По ней можно заключат также, что она составлена для храмового праздника его в Царграде. Канон составлен Иосифом песнописцем († 883 г.) и в 7 песни говорится: преславное храма твоего благолепие пресветло, Гаврииле, освящает души верных, и в стихире Византия говорится: великий архистратиг в днешний день в честном его храме преславно являяся освящает. После канон Иосифа перенесен и на 26 марта; впрочем, кажется, при самом составлении его Иосиф имел в виду оба праздника. В некоторых прологах известно освящение храма арх. Гавриила в Халдах, вероятно, в Царьграде 26 июля; оно ли и здесь разумеется или другое, неизвестно. Итак праздник 13 июля не позднее 9 века. Но он из местного сделался всеобщим только с распространением иерусалимского устава в XII-XIII веках, в синаксарь коего внесен из константинопольских миней; в месяцеслове Василия и в студийских памятниках: ни в минеях, ни в прологах его нет, его нет в Петровом прологе XI века, его нет даже в стишном прологе диакона Великой церкви Маврикия XII. века, т: е: в древнейших списках его, наприм. Хлудовском 1370 года. Впрочем в XI веке он был уже в антиохийском патриархате; в сирском евангелии 1030 года 13 июля показано: Ангела Гавриила память. Евангелие 6 сентября.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 сент. отмечается начало индикта , празднуется визант. новолетие - 1-й день церковного года, что является церковным отражением соответствующего светского праздника. Исчисление времени по индиктам было установлено при имп. Константине в 312 г. Возможно, на церковное прославление новолетия указывают заключительные слова Беседы свт. Василия Великого на память мч. Маманта (2 сент., беседа 23). Этот день был праздником в К-польской Церкви и отмечен только в памятниках, относящихся к визант. обряду. Преображение. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) Преображение. Икона. Византия. XII в. (ГЭ) По крайней мере с V в. известны слова св. отцов, посвященные празднику Преображения Господня . Последование этого праздника излагается в груз. переводе иерусалимского Лекционария VII-VIII вв. ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pt. 1.] P. 27-28; [Pt. 2.] P. 25). Преполовение Пятидесятницы также отмечается в груз. переводе иерусалимского Лекционария ( Tarchnischvili. T. 1. [Pt. 1.] P. 161; [Pt. 2.] P. 128). Установление праздника Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня 1 авг. связано с местным к-польским обычаем 31 июля переносить крест из царского дворца в Великую ц. и с 1 по 14 авг. носить его по городу. Как объясняется в нек-рых позднейших источниках, т. о. старались предупредить опасность возникновения эпидемий. В этот день традиционно освящали воду (см. ст. Водоосвящение ). До перехода на Иерусалимский устав 1 авг. оставалось местным праздником К-поля, с распространением Иерусалимского устава на Востоке этот день стал праздноваться повсеместно ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 294-296). Перенесение Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в К-поль, отмечаемое 16 авг., имело место в 944 г. (при имп. Константине Багрянородном), после чего и был установлен праздник. Он отмечается в памятниках Студийского и Иерусалимского уставов. На Руси были установлены неск. новых Г. п., напр. торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресв. Богородицы. Этот праздник 1 авг. впервые отмечался в XII в. Исторические источники связывают его с 2 близкими по времени событиями: победами кн. Андрея Боголюбского над булгарами в 1164 г. и визант. имп. Мануила над сарацинами в 1160 г. Несмотря на то что в нек-рых позднейших источниках говорится об установлении праздника греками, в греч. памятниках его нет, а в русских он упоминается уже в Кондакаре кон. XII - нач. XIII в. (РГБ. Троицк. 24). Полное гимнографическое последование помещается в богослужебных книгах с XV в., составленных по Иерусалимскому уставу ( Сергий (Спасский). Т. 3. С. 296-297).

http://pravenc.ru/text/166339.html

Из Пролога Подготовка текста, перевод и комментарии С. А. Давыдовой Пролог – один из наиболее популярных сборников Древней Руси, который содержит слова на праздники и краткие жития святых, распределенные по дням года, в которые празднуется их память. Этот сборник был переведен с греческого на церковнославянский язык, по-видимому, на Руси в начале XII в. В греческой рукописной традиции он имел название Синаксарь (греч. συναξριον – сборник), первоначально был частью Церковного Устава и читался на утренней службе в церкви. Церковным употреблением объясняется небольшой размер текстов житий, что отличает их от более обширных текстов житий другого агиографического сборника – Миней Четьих. В последних сборниках, однако, общее количество поминаемых каждый день святых гораздо меньше, поскольку в нем содержатся только тексты житий отдельных святых, но отсутствуют памяти (упоминание лишь имени святого дня без текста жития), которые помещались в Прологе. Сразу после перевода сборник, получивший новое название – Пролог, стал дополняться житиями русских святых и праздников, память которых стала отмечать русская церковь . Помимо имен канонизированных святых, с текстами житий или без таковых, в Прологе отмечались такие церковные праздники, как дни освящения различных церквей, дни перенесения мощей святых и т. д. Синаксарные тексты житий греко-римских святых были, несомненно, примером составления житий для древнерусских книжников, но все же по своему изложению они тяготеют более к летописному стилю. На Руси Пролог также читался в церкви, но выполнял скорее функцию назидательную и воспитательную, поскольку в этот сборник древнерусские книжники вносили не только тексты канонических житий и похвалы праздников, но и отрывки из святоотеческой и повествовательной византийской литературы. Мы издаем тексты по древнейшим спискам Пролога: с 4 сентября по 27 января по списку РНБ, Софийское собр., 1324 (конец XII–haчaлo XIII в.), л. 2–128 об.; 1 апреля и 15 июля по списку РНБ, F.n.I.47 (начало XIII в.), л. 1 об.–2 и 79 об.–80 об. с дополнениями по списку ГИМ, Синодальное собр., 240 (1400 г.), л. 139 об.–140 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодором Эдесским ( Lamoreaux. 2002). Некоторые груз. исследователи (П. И. Ингороква, Датиашвили) приписывают авторство Мученичества М. С. груз. гимнографу Василию Сабацмидели (Савваиту) ( Датиашвили. 1967. С. 186). Кекелидзе отметил близость Мученичества М. С. к повести «Абукура», к-рая была переведена с грузинского на греч. язык прп. Евфимием Святогорцем (посл. четв. X в.). Сказание о М. С., к-рое несколько отличается от Мученичества, вошло в состав греч. Жития свт. Феодора Эдесского (BHG, N 1744; Х в.); текст известен также в груз. переводе прп. Ефрема Мцире ( Кекелидзе. 1969. С. 31) и в араб. редакции ( Vasiliev. 1942/1943). Согласно этой версии, М. С. происходил из Эдессы (Месопотамия), был родственником и учеником свт. Феодора Эдесского, который впосл. был погребен рядом с М. С. Именно эта традиция почитания М. С. совместно со свт. Феодором получила дальнейшее развитие. Их память указана под 19 июля в одной из самых ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава , содержащейся в рукописи Sinait. gr. 1096 (XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 52), а также в средневековых мелькитских Синаксарях и в календаре, составленном Антиохийским патриархом Макарием III аз-Заимом, где приводится сказание на основе Жития свт. Феодора ( Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites (XIe-XVIIe siècles). Brux., 1969. P. 411-414. (SH; 45)). О почитании мощей свт. Феодора и М. С. в лавре прп. Саввы свидетельствовал русский паломник игум. Даниил в нач. XII в. (Itinéraires russes en Orient/Trad. B. de Khitrowo. Gen., 1889. P. 34; Хождение игумена Даниила/Подгот. текста, пер. и коммент. Г. М. Прохоров//БЛДР. 1997. Т. 4. С. 61). В палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34), отражающем древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата, под 26 сент. обозначена память некоего мч. Михаила, под к-рым, возможно, следует понимать М. С. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 92, 340). В Грузинской Церкви память М.

http://pravenc.ru/text/2563764.html

Отсутствие, далее, имени св. Ольги во всех месяцесловах, какие мы имеем от до-монгольского периода, еще более подтверждает наше предположение, хотя мы имеем такие месяцесловы, составители которых имели очевидное намерение внести имен Русских святых как можно более 193 . Таким образом, установление праздника св. Ольге нужно относить к неизвестному дальнейшему, после до-монгольского периода, времени. По крайней мере, начиная в XIII и XIV в.в. имя св. Ольги уже вносится в святцы и месяцесловы, что может указывать на ее церковное прославление. Так, в Прологе XIII-XIV в.в. мы находим под 11 Июля: «преставление св. царицк рушьские Ольги, проматерь всех царей Руссских» 194 . К этому времени и нужно относить начало ее всеобщего прославления в Русской Церкви. Святой и равноапостольный князь Владимир скончался 15-го Июля 1015 года в селе Берестове, недалеко от Киева. Оплакиваемого народом князя положили в созданном им же самим храме Пресвятыя Богородицы, в мраморном гробе. Нет сомнения, что память св. Владимира свято чтилась народом со времени его погребения. Но церковное прославление памяти его или его канонизация совершилась сравнительно уже поздно. Что действительно Владимир не был долгое время причтен к лику святых, это ясно видно как из слов Иакова мниха, который доказывает, что св. Владимир, хотя и не творит чудес, но свят делами 195 (очевидно, если бы он был причтен, то такое доказательство было бы излишне), так еще яснее из слов жития его, в котором прямо говорится, что во время составления жития он не был еще не только прославлен, но не молились даже и в день преставления его: «да аще быхом имели потщание и молбу приносили Богу зань, в день преставления его, видя бы Бог тщание наше к нему прославил бы я» 196 . Таким образом, во второй половине XII века, когда появилась похвала, св. Владимир не был не только прославлен, но память его и местно церковным образом не чтилась. Точно так же и в последующее время этого периода мы нигде не находим ясных свидетельств о прославлении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сщмч. Панкратий и Кирилл, еп. Гортинский. Миниатюра из Иконописного подлинника. Сер. XIX в. (ГИМ) Сщмч. Панкратий и Кирилл, еп. Гортинский. Миниатюра из Иконописного подлинника. Сер. XIX в. (ГИМ) Краткое сказание, составленное на основе лат. Мученичества К. с большими или меньшими подробностями приведено под 9 июля в западных Мартирологах IX в.- Рабана Мавра (PL. 110. Col. 1155), Адона Вьеннского ( Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 300) и Узуарда (MartUsuard//PL. 124. Col. 239). Как правило, в них говорится, что епископ К. (без указания кафедры) пострадал в Египте при имп. Деции и правителе Луции: сначала он был брошен в огонь, а затем обезглавлен. В заметке, вошедшей под 9 июля в состав Римского Мартиролога кард. Цезаря Барония (2-я пол. XVI в.), содержатся сведения о К. из греч. и лат. источников: К. назван епископом Гортины, он пострадал во время гонений Деция при правителе Луции, к-рый сначала приказал бросить святого в огонь, а затем обезглавить. В слав. нестишных прологах сказания о К., несколько различающиеся между собой, первоначально помещались под 14 июня и 9 июля (см., напр.: РГБ. Рум. 319. Л. 133 об., 145 об., нач. XIV в.). В сказании под 14 июня приводится рассказ из греч. Синаксаря (Vat. gr. 2046) XII-XIII вв. о путешествии К. в Рим с 2 слугами и сообщаются нек-рые детали: по дороге в Рим К. видел во сне в храме прп. Филиксина (Фелоксена), к-рый предрек ему епископство (согласно греч. сказанию, К. в то время уже был епископом Крита) и мученическую кончину. Из Рима К. отправился в Иерусалим, но по дороге ему явился муж в белых одеждах и велел идти на Крит. Там в возрасте 68 лет К. был поставлен епископом Гортины. Согласно данному сказанию, К. пострадал и был казнен правителем Агрианом в Раксе при имп. Максимиане. Сказание под 9 июля содержит краткие сведения из лат. Мученичества К. В более поздних слав. Прологах память К. отмечается под 6 сент. (Пролог на сент.-февр. М., 1641. С. 65 об.- 66 об.) и приводится рассказ о путешествии К. и его слуг в Рим (согласно данной версии, К. стал епископом в 60 лет); под 14 июня (Пролог на июнь-авг. М., 16624. С. 64) обозначены императоры Диоклетиан и Максимиан; правитель, при к-ром пострадал К., назван Агрипином. Согласно данной версии, мученик был казнен в 90 лет в Раксе и занимал епископскую кафедру 25 лет (хотя стал епископом в 62 года). В слав. стишных Прологах ( Петков. 2000. С. 240, 418) и в ВМЧ память К., посвященное ему двустишие и краткое сказание о нем содержатся под 6 и 10 сент. и 14 июня ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 15, 29, 226).

http://pravenc.ru/text/1840283.html

Вполне вероятно, что в основе этого памятника лежит моравский по происхождению календарь XII в., попавший в М. Польшу с женой краковско-сандомирского кн. Казимира II Справедливого Еленой ( Wasilewski T. Helena, ksiniczka znojemska, ona Kazimierza II Sprawiedliwego//Przegld Historyczny. 1978. T. 69. S. 115). Память Г. в Вислицком календаре позволяет допустить, что он умер в Моравии, по всей вероятности, в (архи)епископском сане. Возможно, возвращение Г. на кафедру произошло после того, как в 892-893 гг. Вихинг, поддержавший кор. Арнульфа, воевавшего с кн. Святополком, был изгнан из Моравии (Bohemia sancta. S. 36-37). Но следует признать недостоверным упоминание Г. в «каталоге» Охридских архиепископов (Дюканжев список XIII в.- Cod. Paris. gr. 880. Fol. 407v-408) как 3-го из болг. архиереев, возглавлявших эту кафедру, и гипотезу о том, что он достиг Болгарии и жил в Берате (совр. Албания), где основал мон-рь ( Калев Д. Св. Горазд, слав. просветител. София, 1970). Включение имени Г. в Дюканжев список имело целью поддержать авторитет Охридской кафедры в XIII в. путем установления преемственности с иерархией эпохи 1-го Болгарского царства. Высказывалось предположение, что Г. может быть отождествлен с одним из 2 Краковских епископов (Прохором или Прокульфием), возглавлявших эту кафедру до 1000 г. и упоминаемых в Каталоге Краковских епископов, однако данных для этого недостаточно (обзор мнений и аргументацию см.: MMFH. T. 4. S. 420). Вопрос о творческом наследии Г. остается неисследованным. Предполагается его участие (возможно, в качестве одного из «попов-скорописцев», упоминаемых в Пространном Житии Мефодия) в переводе библейских книг. Нельзя исключить также причастность Г. к созданию «Закона судного людям» . Почитание Г. упоминается в каноне св. Науму Охридскому, написанном в 1355-1360 гг. архиеп. Охридским Константином II Кавасиллой . Правосл. Церковь отмечает память Г. 27 июля (приурочена к успению св. Климента Охридского) вместе со св. седьмочисленниками - слав. первоучителями и их ближайшими учениками.

http://pravenc.ru/text/166167.html

К. О. был канонизирован вскоре после кончины; центром его почитания стала Охридская епархия. Феофилакт сообщал, что прах К. О. «еще и теперь творит благодеяния, излечивая любую боль и любой недуг» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 209). О его чудотворениях складывались предания ( Романска. 1963. С. 378-380; 1982; Велинова. Климент Охридски. 1995. С. 107-108). После учреждения Охридской архиепископии святой был назван ее покровителем и за ним закрепилось наименование «Охридский». День его памяти (27 июля) рано вошел в слав. месяцесловы (напр., глаголического Ассеманиева Евангелия , среднеболг. Апостола XIII или нач. XIV в. (НБКМ. 882) и др.). Иногда в месяцесловах отмечается его память 25 (реже 23 или 24) нояб., в день памяти сщмч. Климента Римского; возможно, она отмечалась и при Феофилакте, который в конце Жития упоминает о мн. «праздниках» святого ( Райков. 1966). Собор равноап. Климента Охридского в Скопье, Македония. 1990 г. Фотография. 2009 г. Собор равноап. Климента Охридского в Скопье, Македония. 1990 г. Фотография. 2009 г. О почитании святого свидетельствуют его многочисленные изображения (самые ранние сохранившиеся фрески датируются XI в.) в храмах Охридской архиепископии и в Сербии. В средние века в Охриде ежегодно в день памяти святого совершались крестные ходы из ц. Богородицы Перивлепты в Пантелеимоново-Климентовский мон-рь. Вероятно, во главе этих шествий несли большую деревянную икону К. О., датируемую кон. XIII в. (с 1942 находится в юж. части иконостаса ц. Богородицы Перивлепты). Образы К. О. есть и в греч. храмах: в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320-1325), в храме Преображенского монастыря в Метеорах (1483) и др. Дискуссионна идентификация с К. О. образов на 2 фресках, датируемых XIII в.- в ц. Санта-Мария-аль-Баньо и в ц. Сан-Мауро обл. Апулия, Юж. Италия ( Falla Castelfranchi M. Gli affreschi della chiesa di San Mauro presso Gallipoli: Note preliminari//Byz. 1981. Vol. 51. P. 159-168; Bozilov I. L " hagiographie bulgare et l " hagiographie byzantine: Unité et divergence//Hagiographie, cultures et sociétés (IV-XII s.). P., 1981. P. 535-556; Он же (Божилов И.). Българската агиография и визант. агиография: Единство и различие// Он же. Седем етюда по средновек. история. София, 1995. С. 307-335). Фрески могли создать балканские зографы или монахи в период церковного подчинения этих мест Охриду ( Дуйчев И. За правата на Охридските архиепископи от средата на XVI в. върху някои италийски области//ИБИД. 1937. Кн. 14/15. С. 151-171; аргументацию против идентификации образов с К. О. см.: Грозданов Ц. Живописот на Охридската apxuenuckonuja. Ckonje, 2007. С. 409-410).

http://pravenc.ru/text/1841413.html

В этот же день память преподобного Анатолия Печерского, в XII в. В этот же день память святого отца нашего Антония, патриарха Цареградского, скончавшегося в 458 году. В этот же день память благоверных князей Василия и Константина Ярославских, в XIII в. В этот же день память святых мучеников Диомида, Евлампия, Асклипиодота и Голиндухи, пострадавших при Траяне во II в. В этот же день память преподобных Иоанна и Лонгина, Яренгских чудотворцев, утонувших в Белом море и обретенных у моря около 1544–1545 годов. В этот же день преставление блаженного Иоанна, юродивого Московского, в 1589 году. В этот же день преставление преподобного Никодима Кожеозерского (Хозъюгского), скончавшегося в 1640 году. В этот же день перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкой обители в Москву в 1652 году. Память 4 июля Память святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского Святой Андрей родился в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время святого причащения разрешилась его немота и он стал говорить. Христос истинный Сын Божий, совершивший Себе хвалу устами сего немотствовавшего отрока, показал, сколь великая сила таится в пречистых Тайнах. Получив чрез святое причащение дар речи, блаженный Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведен во святой град Иерусалим для служения Богу. Принявши его, святейший патриарх иерусалимский сопричислил его к клиру и со временем назначил его, как человека разумного, нотарием Святой Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми. По прошествии многих лет в Константинополе был созван шестой вселенский собор святых отцов в царствование императора Константина Брадатого против злочестивой ереси единовольников (монофелитов — относительно каковой ереси подробнее можно читать в житии преподобного Максима Исповедника На сей собор тогдашним святейшим патриархом иерусалимским Феодором был отправлен и сей блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, ибо самому патриарху нельзя было отправиться на собор в Константинополь, так как Иерусалим находился в то время под мусульманским владычеством. Блаженный Андрей по благодати Святого Духа, которой он был исполнен, в это время сделался известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем не только книжную премудрость и глубокое знание догматов православной Церкви, но и святую богоугодную жизнь. Против еретиков же он выказал себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много помогал собору святых отцов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Из русских праздников в Прологе F. п. 1. 47 есть Успение Феодосия, игумена Печерского, 3 мая (1073 г.), перенесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая 1087 г. и перенесение мощей свв. Бориса и Глеба 20 мая (1072 г.). Так как в Восточной церкви перенесение мощей св. Николая праздновали только на Руси, соответственно здесь же был написан и текст. В Прологе утеряны не только начало и конец (кодекс начинается с 17 марта, а заканчивается 22 июля), но и отдельные листы в середине. 384 Отсутствуют и те, на которых должны были быть написаны памяти перенесения мощей свв. Бориса и Глеба 2 мая (между лл. 25 и 26 совр. пагин.), освящения церкви Богородицы 12 мая (между лл. 33 и 34), перенесения мощей св. Феодосия 31 мая (между лл. 66 и 67). Сохранившиеся память Феодосию 3 мая и особенно статья о перенесении мощей свв. Бориса и Глеба под 20 мая свидетельствуют, что перед нами фрагмент типичного Пролога 1-й редакции. Так как список F. п. 1. 47 относится к архаической традиции, особенно важно, что здесь уже есть память св. Владимиру. Рассмотрим вкратце тома Пролога 1-й редакции на сентябрьское полугодие. Им повезло больше, от XIII в. сохранились не дефектные фрагменты кодексов, а два целых экземпляра – уже упомянутый Лобковский пролог 1262 г. и рукопись РГАДА, Тип. 156 (349). 385 В ней отсутствуют только первые дни сентября и последний месяц (февраль). Лобковский пролог был переписан в Новгороде пономарем Тимофеем, владычным нотарием. Интересно, что он же переписал для уже упомянутого Пролога конца XII в. Соф. 1324 приложение – учительные слова, в числе которых были поучения св. Климента Охридского. 386 В Лобковском прологе читается память св. Глеба, который был убит 5 сентября. Этот же текст читается во всех сентябрьских Прологах I -й редакции вв. при условии, что сохранились начальные листы. 387 Так как Пролог Соф. 1324 начинается с середины 23 сентября (обрывается 28 февраля), нельзя исключить того, что здесь все же была память св. Глебу. Первые листы кодекса пропали, видимо, уже после того, как пономарь Тимофей написал для этой книги учительную часть. Иногда под 5 сентября читается только заглавие памяти ( Coф. 1325, XIV в.), так как под 24 июля неизменно помещался текст Сказания о мучении обоих братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010