Ист.: ActaSS. Iul. T. 7. P. 148; PG. 117. Col. 179 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 855-856; SynAlex (Forget). 1963. Vol. 2. P. 251; ЖСв. Июль. С. 680. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 357; Sauget J.-M. Giovanni//BiblSS. Vol. 6. P. 593-594; Aubert R. Jean//DHGE. T. 26. Col. 1190-1191; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 237; Иванов О. А. К истории церкви Иоанна Воина//Моск. журн. 1999. 7. C. 28. О. Н. А. Гимнография Память И. В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 312, 352) 12 июня и 30 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском 1034 г. и Евергетидском 2-й пол. XI в. Типиконах И. В. не упоминается. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 172) и Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 268) память И. В. отмечается 30 июля; служба подробно не описана. В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.), в первопечатном греч. (Венеция, 1545) и московском (М., 1610) Типиконах, а также в совр. греч. богослужебных книгах И. В. не упоминается. Тем не менее в 1695 г. в Москве была издана кн. «Служба и житие Иоанна Воина». В совр. Минее (Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 311-330) под 30 июля помещено праздничное последование в честь И. В., к-рое включает: отпустительные тропари 4-го гласа «Всеблагаго Бога и Царя...» и 8-го гласа «Блаженство евангельское возлюбив...»; кондаки 3-го гласа «Великая скорбным людем радость...» и 6-го гласа «Благочестиваго воина Христова...»; канон 2-го гласа, ирмос:     нач.: «Светлое празднество твое»; канон 1-го гласа, ирмос:           нач.: «Иисусе, Спасе наш»; 4 цикла стихир-подобнов, неск. самогласнов, 5 седальнов, 2 светильна. По рукописям известен канон И. В., составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Χριστο σε μλπω στρατιτην, παμμκαρ. Ιωσφ (Христова тебя пою воина, всеблаженне. Иосифово), 4-го гласа, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Χαρμονικς διοδεσας (Радостно прошел); канон содержит 2-ю песнь (Ταμεον. Σ. 259). Иконография

http://pravenc.ru/text/471095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мц. Ипомона. Икона. 2009 г. (мон-рь Ватопед) мц. (пам. визант. 3, 5, 9, 10 апр.). Место и время мученической кончины неизвестны. В Синаксарях и других разновидностях византийских календарей указано только имя мученицы. В большинстве рукописей память И. отмечена 5 апр., в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) - 9 апр., в Синаксаре Vat. gr. 2046. Fol. 212b, XII-XIII вв.,- 10 апр. Служба И., составленная прп. Феофаном Начертанным , сохранилась в одной из служебных Миней монастыря Ватопед - Ath. Vatop. 1104. Fol. 99-101, X в. В заглавии канона И. названа преподобной. В славяно-рус. нестишных Прологах под 10 апр. указана память мц. Терпены (РГАДА. Тип. 177. Л. 45-45 об., нач. XIV в.; Тип. 175. Л. 32, 1-я треть XIV в.; Тип. 173. Л. 48 об., 1-я пол. XIV в.; Тип. 174. Л. 34, 1-я пол. XIV в., и др.). Архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что речь идет о Трифене , мц. Кизической, память которой отмечается 11 апр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 104). Однако упоминание мц. Трифены под этой датой не встречается в тех редакциях визант. Синаксарей, к-рые послужили источниками Пролога, а имеется только в стишных Синаксарях. Наиболее вероятно, «Терпена» является слав. переводом имени Ипомона (πομον - терпение). Память И. не вошла в греческие печатные Минеи и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и отсутствует в современных календарях греческих Церквей и РПЦ. Имя Ипомона приняли в монашестве Елена Кантакузина († 1397), дочь визант. имп. Иоанна VI Кантакузина и жена Иоанна V Палеолога, ее невестка Елена Драгаш († 1450), супруга Мануила II Палеолога, и ее внучка Елена († 1473), дочь Фомы Палеолога, жена серб. деспота Лазаря Бранковича. Ист.: SynCP. Col. 596; Ταμεον. Ν 559. Σ. 186. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 97, 99, 103; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Θεοφνης Γραπτς//Να Σιν. 1936. Τ. 31. Σ. 533; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 457; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 93. О. В. Л. Гимнография В древних и совр. богослужебных книгах И. не упоминается, однако по рукописям известен канон И., составленный прп. Феофаном Начертанным, с акростихом Τος σος γνας, Υπομον, θαυμσω (Твоим подвигам, Ипомона, подивлюсь) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τρνωσν μου τν γλσσαν (Уясни мой язык) (Ταμεον. Σ. 186). Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/673773.html

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.,- память К. и Д. отмечается 1 нояб. и 1 июля ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32, 51); устав и последование К. и Д. для этих дней одинаковы (см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 222). В Типиконе серб. архиеп. Никодима 1139 г. 1 нояб. на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры-подобны К. и Д., на «Славу» - самогласная стихира; отпустительный тропарь тот же, что и в Типиконах студийской традиции; на утрене канон Октоиха поется вместе с каноном К. и Д., по 6-й песни - кондак святым, на хвалитех - самогласны К. и Д., на стиховне на «Славу» - самогласен К. и Д.; на литургии те же указания, что и в Типиконах студийской традиции; 1 июля содержится отсылка к 1 нояб. ( Миркович. Типикон. С. 55а, 112б - 113а). В таком же виде последование К. и Д. 1 нояб. и 1 июля излагается в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В этом источнике 17 окт. также упоминаются К. и Д. Аравийские, но служба в этот день поется прор. Осии и прмч. Андрею Критскому , чьи памяти 17 окт. отмечаются «под числом», т. е. имеют приоритет. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 1 нояб. и 1 июля отмечены знаком , предполагающим совершение в честь К. и Д. шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Богослужебное последование К. и Д. 1 нояб. в целом то же, что и в Типиконе Никодима и первопечатном греч. Типиконе. В Типиконе 1610 г. последование К. и Д. 1 июля отличается от службы 1 нояб. набором стихир: на «Господи, воззвах» поются 2 цикла самогласнов; кроме того, на утрене указан канон 4-го, а не 6-го гласа, как 1 нояб. К. и Д. Аравийские упоминаются 17 окт., но без богослужебного последования, как и в первопечатном греч. Типиконе. В пореформенных московских изданиях Типикона 1682 и 1695 гг. (последнее с незначительными изменениями перепечатывается вплоть до наст. времени) 1 нояб. и 1 июля указания о службе К. и Д. те же, что и в первопечатном Типиконе 1610 г.; память К. и Д. Аравийских 17 окт. в этих изданиях не зафиксирована.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

   16. Во 2 ред. и печ. Слав. еще память 6 вселен. соборов. Евер. Петра критского.    17. Евер. еще перенесен. Лазаря галисийск.    19. Порф. и печ. Слав. и пр. Дию.    21. Во 2 ред. и печ. Слав. и Евер. еще пр. Симеона юродивого.    22. Во 2 ред. и печ. Слав. еще священномуч. Фоке, в Греч. печ. св. Фоке 23 июля.    23. Во 2 ред. и печ. Слав. Порф. ныне мучч. Трофима, Феофила и друг. В тип. М. XII в. 1259, кроме Симеона и Трофима, еще Поликарпу (т. е. Апполинарию), еп. раввеннийскому. В Греч. печ. одному священномуч. Фоке. Унд. М. XIV в. 1205 одному прор. Езекиилю. Евер. одному Аполлонию.    24. Тип. М. XII в. 1259, еще Борису и Глебу.    26. В Греч. печ. М. еще служба преподобномуч. Параскеве (14 ок.). В Евер. и М. XII в. 16. II. 129 Иоанну ветхие лавры.    29. Во 2 ред. и печ. Слав., Порф. и Евер. муч. Феодотии нет, а есть муч. Каллинику; в печ. Греч. и Феодотии и Каллинику.    30. М. XII в. Iб. II. 131 Агне и Лукии (неизвестны).     Примеч. У Срезневского числа июля с 28 по 31 показаны своеобразно с указанием на синод. минею, именно: 28 июля Евстафия, 29 Каллиника, 30 Иоанна воина, 31 Евдокима и Иулитты. (См. христ. памятн. археол. Прохорова, 1863 г. кн. VII). Но мы такой минеи не нашли. Служб Евстафию и Иулитте и в греч. минеях нет. В одной минее славянской видели Иоанна воина 31 июля. Если есть где-либо такая минея, то она есть исключение.    31. Во 2 ред. и в печ. Слав. и Порф. еще препразднство кресту. Тип. М. XIV в. Иоанна воина.    1. Во 2 ред. и печ. Слав. еще происхождение Честного и Животворящего Креста.    2. М. Кр. еще 7 отрокам в Ефесе.    4. Во 2 ред. и печ. Слав. свв. 7 отроков в Ефесе, а пр. Евдокии нет. М. Кр. пр. Иезекииля. В Евер. одного Иоанна игумена Паталареи.    5. Во 2 ред. и печ. Слав. М. Кр., Порф. и Евер. еще муч. Евсигнию.    7. Во 2 ред. и печ. Слав. М. Кр. и Евер. муч. Дометию. Порф. пр. о. Донату еп. (у нас 30 апр.).    8. Во 2 ред. и печ. Слав. муч. Дометия 7 авг.    9. Обновлению храма 40 мучч. Муз. Мин. XIII в. 79.    11. В М. Кр. и Хлуд. М. XIV в. 156 еще Фотию и Аниките (12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ, ИРАКЛИЙ, ФАВСТ И МИНА мученики (пам. греч. 12 и 13 июля, 31 авг.). Место и время их жизни неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, привязаны к коням и разорваны. А. С. отличен от Андрея Стратилата (пам. 19 авг.). Память мучеников указывается только в источниках к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. P. 338), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 818), Петровом Прологе XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212). Эти святые редко указываются в рус. и слав. календарях. Первые упоминания о них встречаются в Апостолах кон. XIII - нач. XIV в.: под 13 июля - в рус. Синайском Апостоле (Sinait. Slav. 39. Л. 39); под 12 июля - в болг. Апостолах (ГИМ. Хлуд. 35. Л. 181 и НБКМ. 882 - Коцева, Атанасов. С. 224). При переводе на Руси в 1-й пол. XII в. нестишного Пролога в его состав под 13 июля была включена память мучеников. В 1-й пол. XIV в. был осуществлен (по-видимому, сербами на Афоне) перевод Стишного Пролога. В разных списках Стишного Пролога память этих святых упоминается или 13 июля (РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), или 31 авг. (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). В ВМЧ память святых без жития внесена 31 авг. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 446). В совр. календарях греч. Церквей и РПЦ память мучеников не указывается. Ист.: Коцева Е., Атанасов А. Цариградският месецослов от Х век и календари в български письмени паметници//Хиляда и осемдесет години от смъртта на св. Наум Охридски. София, 1993. С. 224. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 40. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115328.html

Вслед за погребением Глеба вместе с Борисом последовали знамения и в особенности чудо над варягом; после чуда «по мале днии», говорит Иаков, сгорела церковь святого Василия и тела князей вырыты и поставлены в клетке. Зимою приготовлено было дерево для церкви над ними, а следующим летом она сооружена и освящена 24 июля. По всей вероятности, это случилось в 1021 г. «Пришед же (Изяслав) в един день, видев церковь святую ветху сущу, призвав старейшину древоделей, повеле ему церковь возградити во имя святою» (Нестор. в том же житии Степ. кн. 1. 205 Составитель Степенной книги выражает это довольно ясно, когда, обращаясь к святому Владимиру вместе с бабкою его святою Ольгою и чадами — святыми Борисом и Глебом, говорит, что Церковь прияла праздновать память всех их в один и тот же месяц (именно: Ольги — 11 июля, Владимира — 15, Бориса и Глеба — 24): «Якоже купно, честно и купно время от Бога прославлени бысте» (Степ. кн. 1. 43 Снес.: Гизел. Синопс. Л. 46. Киев, 1680 В XIII в. память святого Владимира 15 июля несомненно чтилась (Собр. р. лет. 1. 205; 5. 177 подобно памяти святой Ольги и святых Бориса и Глеба, хотя в месяцесловах того времени, доселе известных, память эта еще не упоминается. Впрочем, касательно наших месяцесловов древних надобно заметить вообще, что в одних из них, писанных в XII и XIII стол., есть уже имена некоторых русских святых (Опис. Рум. муз. С. 171–175 зато в других даже XIV, XV и XVI вв. нет ни одного русского святого и праздника (там же. С. 177, 180, 184, 187, 188). Иларион. в Прибавл. к Тв. св. отц. 2. 277, 278, 281 мних Иаков в приложен. 1; Нестор. П. собр. р. лет. 1. 57 «Встань от гроба твоего, честная главо! Встань, отряси сон! Ты не умер, но спишь до общего всем восстания... Отряси сон, возведи очи и посмотри, как Господь, сподобив тебя почестей небесных, не оставил тебя без памяти и на земле в сыне твоем» (Приб. к Тв. св. отц. 2. 279 М. Евген. Опис. К.-Печер. лавры. С. 112–114. Изд. 2-е Опис. К.-Соф. собора. С. 49 Левшин. Москов. Успен. собор. С. 37 Частицы мощей святого Владимира есть, например, в одном из напрестольных крестов святой Александро-Невской лавры, о котором мы упомянули в прим. 145.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИСК И МАМАНТ [греч. Βασιλσκος, Μμας], мученики (пам. греч. 29 июля). Время и место их мученической кончины не известны. В. был усечен мечом. В визант. календарях он назван старцем. М. был утоплен в море. Согласно Типикону Великой ц . X в. их синаксис совершался в к-польской местности Ксироцирк ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 98; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 354). В Синаксаре К-польской ц. X в. говорится, что в Дариевом квартале в К-поле в их честь был построен храм (SynCP. Col. 856). В визант. рукописных календарях память мучеников указывается под 30 июля (напр., Paris. gr. 1587, XII в.; Paris. Coislin. 223, 1301 г.) или 31 июля (напр., Mess. 103, XII в.; Paris. gr. 1624, XIII в.), а в печатную Минею (Венеция, 1591) и совр. календарь греч. Церквей она внесена под 29 июля. Ист.: SynCP. Col. 853-858; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 129. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 229, 231; Janin. Églises et monastères. P. 326-331; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 732; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 77. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149795.html

В рукописных и печатных книгах Г. обычно состоит из 2 стихов одного и того же псалма: 1-й называется responsum, 2-й - versus. В книгах, изданных после Тридентского Собора , 4 Г. состоят из стихов 2 разных псалмов (на память св. Стефана; в воскресенье De Passione и в следующие за ним четверг и субботу). В 14 случаях стихи Г. заимствуются не из Псалтири (напр., на праздник Непорочного зачатия - Иф 12. 23; 15. 10; в день Св. Троицы - Дан 3. 55-56; в Великий четверг - Флп 2. 8-9; на вигилию Рождества Христова - Исх 16. 6-7; Ис 35. 4 и проч.), включая нек-рые БЮогородичные праздники, когда поются Г. церковного сочинения (напр., на Визитацию (Посещение) прав. Елисаветы (2 июля)). Во 2-й пол. IX в. Г. исполнялся следующим образом: кантор пел responsum, а весь хор отвечал, повторяя его, затем кантор пел стих Г. (Ordo Romanus V 30). Вероятно, еще в XII-XIII вв. респонсорий повторялся хором и после стиха ( Robert. Paulul. De caerem. 2. 18; 3. 17; Sicard. Mitrale. 3. 3). Гонорий Августодунский (1-я пол. XII в.) писал, что хор первым поет респонсорий, к-рый затем повторяется кем-то одним из хора, а потом один певец поет стих, к-рый повторяется хором ( Honor. August. Gemma anim. 1. 96). В кон. XIII в. на стих уже не отвечали ( Durand. Rationale. 4. 19. 9). Поскольку певч. книги обычно не содержали рубрик, указывающих образ исполнения песнопений, в Новое время пение Г. было упрощено и стало терять респонсорный характер. Согласно Graduale Romanum 1886 и 1908 гг., респонсорий начинают петь 1 или 2 певца, исполняя первые слова до знака а народ или хор допевает, потом 2 певца поют стих до астериска, а хор допевает или повторяет весь респонсорий (De Ritibus servandis in Cantu Missae. 4). Согласно новому изданию 1974 г., респонсорий поют хор или певцы, стих - певцы, а повторяют респонсорий снова или хор, или певцы (в строгом смысле респонсорное исполнение полагается только, «когда есть возможность»). Градуал. XVII в. (РГБ. Ф. 240. Iб. 4. Л. 5) Градуал. XVII в. (РГБ. Ф. 240. Iб. 4. Л. 5)

http://pravenc.ru/text/166365.html

Священномуч. Елевферия . Филим. (15 дек.). Пр. Игнатия углицкого . 51. 201 (19 мая). 24 I. Рождество честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна . Все за Конст. М. Р. Иерон. Карф. Б. Англ. и все западные. М. 12 в. Каноны и стихиры I. монаха и Андрея критского . В греч. минее 2 канон в Богородичных Георгия. Служба. Свв. мучч. седми братий по плоти: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина , † при Диоклитиане и Максимиане на юговосточных берегах Черного моря. Вас. Петр. Сирл. 1370. М. Р. (МГр. Сирм. и др. 25 июня. Ерос † 22 июня, Орентий † 24 июня, Фарнакий 3 июля, Фирмос 7 июля, Кириак 14 июля, Лонгин 28 июля). II. Собор Захарии и Елисаветы . (М. 12 в. Захарии пророка). Муч. Панатиота кесарийского, пострадавшего от турок в Константинополе в 1765 году. Солов. III. Свв. Иакова и Иоанна менюжских. Мощи в Троицком храме в 40 верстах от Новгорода, на берегу реки Менюги, где прежде била обитель. 209. Филим. † Тропарь и кондак есть. Св. Никиты , еп. города Ремесианы. (Ремешек, ныне Нирот; он был славянин и писатель, † ок. 420 года: Св. южн. славян). V. Мефодия , патриарха константинопольского. Коал. 2. (14 июня). 25 I. Св. муч. Февронии в Нисивии в Месопотами при Диоклитиане, † 310. Все почти за Син. 1 и Неап. М. Р. М. 12 в. Канон Феофана. Служба. (Ев. 2 XIII в. Арханг. собора 26 июня). Св. благоверных чудотворцев муромских князя Петра и супруги его княгини Февронии , нареченных в иночестве Давида и Евфросинии , † 1228. Собор 1547. У. 336, 1625. 1639. Служба. Первой канон Пахомия мниха (ок. 1547), другой Михаила монаха XVI в. Сн. Опис. Рум. музея стр. 596 51 сент. 25). Мощи их в Муроме в соборной церкви. Попразднство Иоанна Предтечи. Канон I. монаха. В М. 449 канон в Богородичных Георгия. В У. XII в. студийском канон Андрея. УКр. Память избавления от срацын по суше и морю обложивших Царьград. 240. Петр. Акад. и др. См. 5 июня заметку. Преподобномучч. Леониды, Ливии, Евтропии . 1370. В жизни Фемронии. Пр. Симона в 5 веке. 1370. Достопамн. Сказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ [греч. Εφραμ] (IV в.?), сщмч. (пам. визант. 10 нояб.), исп., еп. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) отмечена память Е., еп. Ονας, что переведено в древнерус. Прологе как «Оуниискаго» (РНБ. Соф. 1324. Л. 54, кон. XII - нач. XIII в.) и в таком виде вошло в агиографический свод архиеп. Сергия (Спасского) «Полный месяцеслов Востока» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 350). По всей видимости, имеется в виду Ефрем, один из Херсонесских священномучеников , посланный на проповедь христианства к скифам (по др. версиям, к венграм или гуннам (οννοι), как называли венгров визант. авторы Х в.). Венгры были вытеснены из Причерноморья печенегами в 90-х гг. IX в. Т. о., выражение «епископ Ονας» следует переводить как «епископ Гуннии». Епархия «гуннов» (Ονων) известна в составе Готской митрополии в Крыму ( Darrouzè s. Notitiae. P. 242). Помимо общего дня празднования 7 епископов-миссионеров (7 марта) память каждого из священномучеников могла отмечаться отдельно, как, напр., память сщмч. Капитона, еп. Херсонесского, совершавшаяся 18, 19 и 22 дек. Ист.: BHG, N 265z, 266, 267; PG. 117. Col. 344; SynCP. Col. 212, 517; Латышев В. В. Жития св. епископов Херсонских: Исслед. и тексты//ЗИАН. Сер. 8: По ист.-филол. отд. 1906. Т. 8. 3. С. 58-62; Лавров П. Жития херсонских святых в греко-слав. письменности. М., 1911. Т. 2. С. 154-158. (Памятники христ. Херсонеса; 2). Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля)

http://pravenc.ru/text/182095.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010