Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного суда, родился в середине XII века в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. После смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать ему путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовные богатства. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 году сан пресвитера. Святой Авраамий был строг к себе и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходившим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Святитель Игнатий, епископ Смоленский (память 29 января/11 февраля), построил монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 года, пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце XIII века ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Память преподобного Авраамия празднуется 21 августа/3 сентября. Преподобный Прохор Печерский родился в Смоленске и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре от игумена Иоанна (1089–1103). Был он великий подвижник по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище Лебедник. При этом никто и никогда не видел его печальным. По молитвам преподобного Прохора совершались многочисленные чудеса. Скончался преподобный Прохор в 1107 году и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется 10/23 февраля, а также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Владимирская - описание Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить чудотворную икону во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона стала называться Владимирской. В 1480 году Владимирская икона была перенесена на постоянное хранение в Москву, в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором. Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Владимирская " .

http://pravicon.com/info-265

Преподобный Климент (1050-1140) считается основателем Сагматы. Он родился в Афинах, в юном возрасте пришел в монастырь к преподобному Мелетию, и принял от него монашеский постриг. Преподобный Климент тридцать лет жил в монастыре преподобного Мелетия, а в начале XII века подвизался один в пещере на горе Сагматион. При нем же монастырь Преображения Господня начал строиться. Память преподобного празднуется 26 января и 1 мая. Преподобный Герман (1480-1540) был игуменом монастыря в тяжелые годы подчинения греков туркам. Память преподобного Германа празднуется 26 января. Преподобный Серафим (1520-1602) был учеником преподобного Германа. Родился в деревне Зели. В юном возрасте пришел в монастырь Сагмата и принял постриг. Проведя в монастыре десять лет, он удалился в Геликонскую область и подвизался там один. Впоследствии преподобный Серафим основал монастырь, названный позднее в его честь. Память преподобного празднуется 6 мая. На протяжении многих веков монастырь был духовным маяком для окрестных городов и деревень, его история знала дни духовного расцвета. К сожалению, политические перипетии не обошли его стороной. Как и многие другие монастыри, он был закрыт во время правления короля Оттона (1833-1843). После закрытия монастырь подвергся разграблению и постепенно лишился всех своих святынь и драгоценностей. Здания, долгое время находящиеся в запустении, претерпели серьезные разрушения. Монастырь, имевший некогда большую братию, оказался забытым, населенным лишь несколькими старыми монахами, которые, не имея к тому необходимых средств и постоянно сталкиваясь с трудностями, пытались спасти то, что еще оставалось. Однако с 1977 года заботами преосвященнейших митрополитов Никодима и Иеронима в монастыре начались восстановительные работы. Обновленный монастырь изменил свой облик. Сейчас монастырь Сагмата — это мужская общежительная обитель. Он открыт для посетителей каждый день с 7:30 до 13:00 и с 16:00 до захода солнца. Дни особых праздников в монастыре — это 6 августа (Преображение), 26 января и 1 мая (дни памяти преподобного Климента) и 14 сентября (Воздвижение Креста Господня). В настоящий момент игуменом является архимандрит Нектарий (Антонопулос).

http://pravoslavie.ru/41389.html

Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа благодатными дарами прозорливости и чудотворения 19 ноября. ПРАВМИР. Церковь отмечает память преподобного Варлаама Хутынского. Преподобный Варлаам, в миру Алексей, жил в XII веке, родился в знатной новгородской семье. После смерти родителей Алексей, раздав все имущество бедным и принял постриг с именем Варлаам в Лисичьем монастыре. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь. Здесь инок подолгу молился и пребывал в строгом посте. Вокруг инока стала формироваться обитель, также к нему за советом обращались миряне. За добродетельную и подвижническую жизнь Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа благодатными дарами прозорливости и чудотворения. Однажды в пустыню к преподобному прибыл князь Ярослав. Варлаам благословил его и пожелал: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Князь удивился, так как не знал о том, что у него родился сын. Получив вскоре ту весть о рождении сына, он просил преподобного быть восприемником новорожденного. Преподобный Варлаам преставился 6 ноября 1192 года. Преподобный Варлаам известен также многими посмертными чудесами, при его гробе свершалось много исцелений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pamy...

Упразднённый. См. Троицкий Минюжский. Мирожский Спасский или Спасомирожский монастырь Псковской Епархии 3 класса мужской. Находится при Губернском городе Пскове, на устье реки Мирожи, впадающей в Великую. Основан в XII веке в лето 6664/1156 и сооружена в нём церковь во имя Преображения Господня св. Нифонтом, Епископом Новгородским и Пр. Авраамием, Игуменом, скончавшимся в 6666/1158 году, Сентября 24. В настоящее время в этом монастыре здания все каменные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, первоначально построенная, как выше сказано, св. Нифонтом. Церковь сия либо возобновляема, либо вновь устрояема была в 1646 и 1713 годах, как видно из следующих надписей, в монастыре имеющихся: а) «освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголепного Преображения Спасова, в лето 7157, Сентября 17, при державе Царя Государя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея России Самодержца, и при Архиепископе Левкие богоспасаемых городов Пскова и Изборска, на память Святых мучениц Веры, Надежды и Любви и матери их Софии, при Игумене той обители Мирожского монастыря Ионе яже о Христе с братией». б) «Лета 7221 от Рождества Христова 1713, Августа в 3 день, по благословению Великого Господина Преосвященного Иосифа, Митрополита Псковского и Изборского, освятися алтарь церкви Святого Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Мирожском монастыре при державе Благочестивого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великой и Малой и Белой России Самодержца, и сына Его, благоверного Царевича и Великого Князя Алексея Петровича, и при Архимандрите той обители Аароне с братией». 2) Над святыми воротами – ЦЕРКОВЬ , во имя святого первомученика и Архидиакона Стефана, сооружена была в 1404 году каменная Игуменом Карпом, потом в 1546 году вновь построена; 3)  ЦЕРКОВЬ во имя Святого Николая Чудотворца двухэтажная. В нижнем этаже находятся братские кельи; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) Настоятельские КЕЛЬИ на каменном фундаменте деревянные; 6) ОГРАДА кругом монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преподобный Геронтий жил в XIV веке. Он был иноком Киево-Печерского монастыря и совместно с прп. Леонтием исполнял послушание канонарха. Еще в отрочестве постригшись в иноческий образ, благоугождали Господу они всегдашними молитвами и воздержанием, уподобляясь совершенным святым отцам в подвигах молитвы и послушания. Преподобный Геронтий погребен в Дальних пещерах. Память святого празднуется также 28 августа/10 сентября, в день соборной памяти преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, и особо и местно 1/14 апреля. Иоанн Шавтели, грузинский Преподобный Иоанн Шавтели — выдающийся грузинский поэт, философ и ритор XII–XIII вв. В молодости он получил превосходное образование в Гелатской академии (Западная Грузия), где изучал творения святых отцов, античную и арабскую историю, философию и литературу. Впоследствии святой принял монашество и долгие годы подвизался в знаменитом пещерном монастыре Вардзия (на юге Грузии), в уединенной келлии. Здесь, прилагая труды к трудам, преподобный Иоанн вел жизнь сурового подвижника, постоянно предаваясь молитвенным размышлениям о Творце, мироздании, назначении человека и глубоко проникая в смысл Священного Писания. В постоянном подвиге он достиг высокого духовного совершенства и получил замечательный дар слова, раскрывшийся в его поэтическом творчестве. В 1210–1214 гг., в Вардзийском монастыре, преподобный Иоанн написал замечательную оду «Абдул-Мессия» («Раб Христов»), в которой воспел образ христианина, верного канонам Святой Православной Церкви. В оде преподобный именует себя самого «странником» и «рабом Христовым». Много молитвенных строф посвящено в ней святому благоверному царю Грузии Дabuдy III Возобновителю († 1125; память 26 января/8 февраля) и святой благоверной царице Грузинской Тамаре Великой († 1212; память 1/14 мая и в Неделю жен мироносиц). Шота Руставели, литературным предшественником которого был преподобный Иоанн Шавтели, восклицал: «Про Абдул Мессию пели строфы звучные Шавтели, — он в искусстве преуспел!» Богословская значительность «Абдул-Мессии» особенно очевидна в тех строфах, где поэт возносит молитвы во имя Пресвятой Троицы, благодарит Творца-Вседержителя и Благого Промыслителя, даровавшего людям спасение во Христе. Говоря об установленном Богом мироздании, преподобный Иоанн пишет, сообразуясь с трудами святого Дионисия Ареопагита († 96; память 3/16 октября) о Небесной и церковной иерархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Так как к этим агнцам позволяется прикасаться только священнослужителям (in sacris), то посему они накрываются какою-нибудь шелковою материей, когда даются мирянам. В Православной Церкви вместо сих агнцев в субботу светлой седмицы раздается артос и притом каждогодно. В Римской Церкви верующие исповедоваются и приобщаются в продолжении осьми дней пред Пасхою и после Пасхи. От этого и самое говение у папистов называется заповедью Пасхальною (praeceptum Paschale). Впрочем, все их говение состоит лишь в том, что в какой-нибудь из указанных дней они приходят утром в Церковь , исповедуются и причащаются, весьма немногие из них на дни говения переселяются в какую-нибудь обитель. Несравненно лучше в этом отношении поступают Православные Христиане, когда целую неделю посвящают на пост и молитву и на приготовление себя к принятию Божественных Таин. В Испании и Португалии верующие причащаются в какой-нибудь день Четыредесятницы, в Далмации после средопостной недели. От Пасхи до Пятидесятницы западная Церковь не преклоняет колен так же, как и Восточная. i) Неделя Фомина (Dominica in Albis, Quasimodo, Pascha elausum). Богослужение западной Церкви в этот день не представляет в себе ничего особенного. k) Вознесение Господне (Ascensio Domini). В Галликанской Церкви пред обеднею в этот праздник бывает процессия в память шествия св. Апостолов на ту гору, с которой вознесся Господь на небо. Во время процессии поются три респонсория и два гимна. В некоторых местах в этот день благословляются хлебы и плоды новые. В Риме с галереи, находящейся при главном входе в базилику св. Петра, Папа дает благословение Риму и миру (urbi et orbi). В древних чинопоследованиях Римских (ordines romani) нет ни слова об этом благословении. В Церкви латинской нет ни Лазаревой субботы, ни преполовения Пасхи. Западная Церковь празднует кресту Господню так же, как и Восточная, с тем только различием, что первая празднует обретение и Воздвиженке креста отдельно (обрезание 3 мая, а воздвижение 14 сентября), а последняя вместе в один день (14 сентября). Кроме сего, Галликанская Церковь в первое воскресение августа празднует принятие Св. Креста (Suscep tion de la Sainte croix), присланного из Иерусалима в XII веке, а 11 августа принятие св. венца (s. couronne), присланного Балдуином II Лудовику святому. В Германских Церквах в Фоминую пятницу служится обедня св. копия и гвоздей. Но западная Церковь не празднует знамению креста, ризе Господней, нерукотворенному образу, не имеет ни крестопоклонной недели, ни праздника, известного в Православной Церкви под именем происхождения честных древ Животворящего Креста (1 авгус.). Особенные праздники Господни в западной Церкви суть:

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В XII веке во время охоты царя Баграта Великого (1072–1117) нетленные мощи святых братьев были обретены в пещере, осиянной светом. Царь выстроил в их честь церковь Мучеников (Моцамети) и основал Моцаметский монастырь. Мощи святых братьев прославились многочисленными исцелениями. Октябрь 3 Дионисий Затворник, в Дальних Пещерах почивающий, преподобный Преподобный Дионисий, по прозванию Щепа, — пресвитер и затворник Печерский. При нем в 1463 г. в княжение киевского князя Симеона Александровича, при митрополите св. Ионе и Печерском архимандрите Николае, было следующее событие в Антониевой пещере. В день св. Пасхи, во время пасхальной утрени, когда Дионисий обходил с каждением мощи святых угодников, то в избытке духовной радости и любви к ним воскликнул: «Святые отцы и братие! Сегодня есть великий день. Христос Воскресе!» Как гром, прозвучал ответ от святых мощей: «Воистину Воскресе!» С того дня преподобный Дионисий ушел в затвор и после многих трудов отошел ко Господу. Это дивное событие с преподобным Дионисием увековечено в 8–й песни канона Киево–Печерским святым. Преподобный погребен в Дальних пещерах. Память преподобному Дионисию совершается 3/16 октября, также 28 августа/10 сентября и во 2–ю Неделю Великого Поста. Октябрь 4 Иона и Нектарий Казанские, преподобные Преподобные Иона и Нектарий Казанские — в миру Иоанн и Нестор Застольские. Когда святитель Гурий († 1563 г.; память 5/18 декабря) отправлялся в новоучрежденную Казанскую епархию, то царь Иоанн Грозный дал ему для забот о житейских делах боярина Иоанна Застольского. Под духовным руководством святителя Гурия Иоанн вел добродетельную, благочестивую жизнь. Он боялся греха, любил правду и был строго честен. В страхе Божием воспитал Иоанн своего сына Нестора. Кроткий юноша с детства был аскетом: носил власяницу, соблюдал пост. Он любил молиться в храме. С согласия отца Нестор принял монашеский постриг с именем Нектарий. Скончался он в молодых годах. Отец Нестора Иоанн постригся в монашество с именем Иона. Перед кончиной он завещал похоронить его рядом со святителем Гурием, около могилы которого был погребен Нектарий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

8) Список в рукописи собрания гр. Уварова 1045 (613), лл. 185 –197, XV в. (Леонид. Систематическое описание. Ч. II, стр. 341–44). В издании этот список обозначен буквой У . 9) Список в рукописи Имп. Московского и Румянцовского Музея CLII. Сборник 1555 г., л. 144. (Востоков. Описание, 199–204). В издании этот список обозначен буквою Р . 10) Список в рукописи Новгородской Софийской библиотеки 1323, лл. 283 об. – 291. Великая Минея Четья на м. июль. (Д. И. Абрамович. Софийская библиотека. II, 131–54). В издании этот список обозначен буквой М . 11) Список в рукописи собрания гр. Уварова 1889 (162), XVII в. (Леонид. Систематич. описан. ч. IV, стр. 252–55). В издании этот список обозначен буквами Сх . 33 Сказание пользовалось широкой известностью и дошло до нас в очень значительном количестве списков. Важнейшие изменения, которым подвергся с течением времени первоначальный (основной) текст памятника, насколько мы можем судить о нём по Успенскому сборнику XII в., – сводятся к следующему. В рассказе о распределении княжений между сыновьями Владимира одни списки ограничиваются только четырьмя князьями: Святополком, Ярославом, Борисом и Глебом (28, 9–11), а другие называют ещё Вышеслава, Изяслава, Мстислава, Всеволода, Святослава (ср. рукоп. Псковско-Печерск. мон., Моск. Публ. и Рум. Муз. 435), а иногда и Станислава с Позвиздом (ср. Ими. Публ. б. Погод. 641) или Судиславом (ср. Моск. Публ. и Рум. Муз. Пискар. 577). После рассказа о смерти и погребении св. Бориса в некоторых списках (ср. ЛМРССхУп) следует вставка – рассуждение об ангелах и бесах (36, 16 – 38, 10), заимствованная из Ипатьевской летописи. Летописными подробностями (ср. Лаврент. и Ипат. л. под 6523–26 гг.) дополняется также (в списках АЛМРССхУп) рассказ о борьбе Ярослава с Святополком (44, 3 – 46, 16) 34 . После слов «месяца иулия в 24 день, прежде 9 каланд августа» (57, 6–7) и «месяца сентября в 5 день, в понедельник» (43, 1–2) многие списки добавляют: «на память святыя мученицы Крестины» и «на память святаго пророка Захарии».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

12) Св. равноапостольных Благоверных царей Константина и Елены (21 мая). 13) Ферафонта (25 мая). 14) Преподобного Дионисия Глушицкого (1 июня). 15) Память препод. отца нашего Кирилла, основателя Белозерской обители, этот день особенно торжественно празднуется здесь в обители (9 июня). 16) Святого равноапостольного Благоверного князя Владимира (15 июля). 17) Препод. отца нашего Сергия Радонежского Чудотворца (25 сентября и 5 июля). 18) Усекновение Честной Главы Иоанна Предтечи (29 августа). XII. Крестные ходы По установлению церковному издревле совершаются здесь св. крестные ходы в означенные уставом нарочитые дни: 1) В день Преполовения Пятидесятницы 133 2) В 1-й день августа 134 3) В 6-й день января 135 4) В 9-й день июня в память преподобного и Богоносного отца нашего Кирилла совершается здесь ежегодно крестный ход с св. иконами и хорухвями вокруг всей ограды монастырской – вне монастыря. В нынешнем юбилейном 1897 году 500-летия основания обители в этот день особенно торжественно совершен был крестный ход вокруг монастыря в присутствии Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Новгородского и Старорусского, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Можайского, отца настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря Никодима с братьями, со множеством сослужащего местного духовенства, сопровождаемого массой богомольцев. Молебствие продолжалось на «горе Ивановского» монастыря – на том самом месте, где была келья Преподобного и часовня, выстроенная им для молитвословия. И все это торжественное моление завершилось прочтением молитвы препод. Кириллу, и в главном Успенском храме уже закончилось обычным многолетием Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Синклиту и всем православным христианам. Молитва к преподобному Кириллу «О Богоблаженне и Преподобне отче наш Кирилле! добрый, иноком наставниче и общему житию совершителю! и ныне на небеси Святей Троице предстояй: молим убо тя, Преподобне отче наш, помяни свое стадо, еже собрал еси мудре, и соблюди своими молитвами Богодарованную ти паству, яко чадолюбивый отец. He презри и всех с верою приходящих к честному гробу твоему и чтущих пречестную и много радостную твою память; сохрани нас и соблюди от всех видимых и невидимых враг. Прииди посреде нас невидимо и всех нас моления Богови воссылаемые приими, и принеси сия ходатайственне всех Творцу и Избавителю, иже в Троице Святей поклоняемому Богу нашему, яко да согрешениям нашим оставление получим, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу слава, со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010