228 Августин Блаженный (354–430) – епископ Гиппонский с 395 г., знаменитый богослов; прошел через увлечение манихейством, скептицизмом и неоплатонизмом. «Исповедь» святого Августина является выдающимся памятником христианской антропологии. Боролся с манихейством, донатизмом, пелагианством, язычеством. Вплоть до Фомы Аквинского (ХШ в.) был самым значительным авторитетом в католицизме. Развил идею свт. Амвросия Медиоланского о двух градах: граде земном, основанном на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и граде Божьем, зиждущемся на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Государственную власть характеризовал как «большую разбойничью шайку», тем не менее необходимую. После себя оставил 93 сочинения в 132 книгах. Память 15 (28) июня, 24 апреля (7 мая), 28 августа (10 сентября). 229 Миннезингеры – певцы любви – немецкие средневековые поэты-певцы, авторы-исполнители произведений рыцарской лирики XII -XV вв. Воспевали любовь и рыцарские обычаи. Поэзия была проникнута мистикой, нередко с налетом пантеизма и гностицизма, и носила изысканный, ирреальный характер культа «служения прекрасной даме». 230 Трубадуры – провансальские (Юж. Франция) поэты-певцы XI -XIII вв., пользовавшиеся европейской славой. Изысканная лирика трубадуров в основном воспевала воинские подвиги, рыцарскую куртуазную любовь и радости жизни, однако нередко под этими образами скрывались прообразы метафизического мира. В некотором смысле можно говорить о влиянии суфизма на поэзию трубадуров. 231 Иллюминаты (от лат. – просветленный) – члены тайных религиозных сект, затем религиозно-политических обществ в Испании, во Франции и Бельгии в XVII -XVIII вв Учение иллюминатов о внеземном происхождении света и его значение для человека имеет не христианский, а оккультный характер. 232 Розенкрейцеры – члены тайных обществ религиозно-мистического характера в XVII-XVIII вв. в Германии, а также в России, Нидерландах. Название происходит от легендарного основателя Христиана Розенкрейцера (ученика мусульманских магов) или по эмблеме – розе и кресту (имеющей каббалистическую зашифровку). Занимались под видом нравственного совершенствования оккультными науками: черной магией, каббалистикой, алхимией, поисками «философского камня», «жизненного эликсира» и др. Берлинские розенкрейцеры, группировав-шиеся вокруг короля Фридриха Вильгельма II, занимали государственные посты. С берлинскими розенкрейцерами были связаны масоны в России. В начале XX века гроссмейстером розенкрейцерского ордена был известный оккультист Рудольф Штайнер.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Согласно Иакову, в 978 г. закончилась междоусобица. За этим последовала серия походов на Польшу и ятвягов. Владимиру пришлось заново покорять вятичей, подчиненных Киеву еще его отцом. Именно в это время хазарам с помощью ширван-шаха удалось вернуться на свои земли. Закончив дела на западном направлении, Владимир пошел на болгар, а затем снова обрушился на хазар. Так как 987 г. отмечен как год его крещения, то эти события произошли в 985–986 гг. В 987 г. русы, очевидно, из заново захваченных хазарских городов в устье Волги, оказали помощь врагам ширван-шаха в Дербенте. В 990-е гг. Хорезм все же изгнал из низовий Волги и русов, и их союзников огузов (торков), но хазарам пришлось принять ислам . Хазария просуществовала в устье Волги еще некоторое время, а память о ней жила вплоть до середины XII в. 179 А. В. Гадло, считавший, что Владимир ходил на дунайских болгар, предположил, что поход на хазар на самом деле был направлен только на захват Тмутороканя. Оттуда и пришла в 987 г. помощь Маймуну, эмиру Дербента. На вопросе, каким образом русы прошли из Азовского моря в устье Волги, занятое врагом Маймуна, ширван-шахом Мухаммедом б. Ахмадом, исследователь не останавливается. 180 Тмуторокань действительно могла быть одной из целей хазарского похода Владимира. Все указывает на то, что она была взята еще Святославом в походе 965 г., 181 но в начале 980-х гг. ее могли потерять так же, как низовья Волги. Если принять тезис о волжской направленности войн Владимира, становится понятно и то, почему Иаков Мних поместил поход на Корсунь в этот же ряд, хотя прекрасно знал, что он состоялся после крещения. Целью князя было укрепление позиций Руси на Черноморском побережье. Как уже говорилось выше, существует предположение, что Владимир взял Корсунь как союзник императоров. Но одно не мешает другому. Под предлогом помощи будущему шурину русский князь вполне мог заняться решением собственных проблем. Результат известен – Тмуторокань еще сто лет оставалась русским владением. Крещение. Источник Иакова помещает крещение в десятый год после убийства Ярополка 11 июня 6486 (978) г. Если он применял византийский сентябрьский год, то это период 1 сентября 986 г. – 31 августа 987 г. Если отсчет велся только по годам правления Владимира, то это период с июня 987 г. по июнь 988 г. В древнерусском летописании времен НС было в ходу местное летоисчисление с 1 марта. Византийские сентябрьские датировки церковных событий встречаются во времена Ярослава. Как уже было сказано, день его смерти, Федоровская суббота первой недели Великого поста 6562 г., указан по сентябрьскому стилю и в летописи, и в современной записи о смерти князя на стене Софии Киевской (20 февраля 6562 г., воскресенье Федоровой недели). Традиция считать по годам правления императоров тоже восходит к Византии. Видимо, это и вызывало у летописцев сложности в точном определении года крещения. Дата 6495 (987) г. встречается, как уже говорилось, в «Чтении» Нестора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Если за Павла третьего говорит время его кончины в начале сентября, то за Павла четвертого говорит поставление памяти его 31 августа, в день его подвига, отречения от престола по причине гонения на св. иконы. В древнейших евангелиях константинопольских у Морчелли и в Иерусалим. библиотеке IX века и других X века память трех патриархов Александра, Иоанна и Павла нового поставлена 31 августа. Церкви он оказал великую услугу, подав мысль царице Ирине созвать вселенский собор для решения вопроса об иконопочитании. В каноне 30 авг. ясно разумеется Павел IV, ибо в 6 песни говорится: «бежати изволил еси благочестно от царского града, иконного поклонения отметающася беззаконно, Павле всечестне». Потому мы в Павле новом 2 сентября и 30 августа видим Павла IV. В Конст. уставе IX-X в. есть тропарь Павлу по выражениям сходный с каноном 30 августа, а 30 августа в этом уставе показана только память трех означенных патриархов константинопольских в святейшей великой церкви и в храме св. Акакиев Ептаскале. Служба им есть в греч. минее XII в. в Москов. Синод. библиотеке 450, та же, что и в нынешних минеях греческой и славянской. Вероятно, она составлена ранее XII века и празднование памяти трех патриархов из местного в великой церкви и в храме муч. Акакия сделалось общим не позднее XII века, когда начали вводиться минеи по синансарю иерусалимского устава. Служба, конечно, составлена в Константинополе и во всяком случае по сведениям, каким патриархам празднует великая церковь 30 августа, и не вероятно, чтобы в Великой Церкви сперва праздновали Павлу III, а потом стали праздновать Павлу IV по забвению или почему-либо другому. Впрочем остается еще некоторое сомнение. В этом евангелии нет святых и самых знаменитых первого иконоборного периода: Германа, патр. Константинопольского 740, ни Иоанна Дамаскина ок. 780 г., ни Стефана нового 767 г. Почему внесен один Павел VI, исповедавший пред смертию почитание икон в 784 г? Тем не менее служба 30 августа есть немаловажное свидетельство в пользу Павла IV. К числу особенностей календаря относится то, что 18 января он определяет причину празднования св. Афанасию и прибавляет еще Александра патриарха, именно: возвращение из ссылки св. Афанасия и память святых Кирилла и Александра; 19 мая св. Епифания и прочих патриархов (по мнению Морчелли архиепископов Констанции кипрской), 1 нояб. память праха (вместо 6 ноября).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, Митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь Владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16 мая, 26 сентября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12 июля), в Торжке –  преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15 декабря), в Твери – преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличекий († 1504; память 6 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9 сентября, 18 октября), преподобный Корнилий Комельский († l537; память 19 мая). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня, 4 октября,5 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6 ноября, 23 июня), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого Патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжедмитрием I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой Лавры († 1633; память 12 мая). Настоятельствовал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Флорентийский XI в     Из евангелия XI в. в медицейской лаврент. библиотеке XXXIV у Бандини сделаны небольшие выписки на 21 день (Catalog. р. 163).     Особенности синаксаря следующие: 9 мая сказано: в тот же день св. муч. Христофора и преп. Арсения (сей у нас 8 мая), последование одно (κολουθα μα, 19 июня ап. Трофима вместо 15 апреля. Саксо-Готаский XI в     Сей месяцеслов константинопольской церкви издан Маттеем в 1791 году из евангелия библиотеки князя Саксо-готфского, которое относится к XI веку. Содержит памяти святых на многие, но не на все дни года. В нем 11 янв. Феоктиста, патриарха (?), 22 февр. Порфирия, еп. газского, вместо 26. Синодальный при апостоле XI в     В месяцеслове греч. апостола синод. библиотеки 341 памяти не на все дни года; многих дней нет. Особенностей мало. В нем из первых 4 янв. собор 70 апостолов, попразднство крещения12 января. Последняя по временв память пренесение Убруса в 944 году. Академический 2-й, XI — XII в. Находится в библиотеке моск. дух. академии при рукописном греческ. пергаменном апостоле XI — XII в. Очень замечательный памятник агиологии. Наибольшее сходство имеет с нанианским 2, но несравненно полнее его. Имеет памяти на все дни и на многие дни по нескольку памятей (есть по 3 или даже 4 памяти). Происхождения константинопольского. В нем одном находятся памяти: прозрение Савла 15 сент., преп. Николая Триккокита 25 сентября (Трикка, город в Фессалии). Последняя по времени память Убруса 16 августа. Об нем полнее в Церковном Уставе Мансветова, стр. 228 и 242 и след. Нанинанский 3-й, XI-XII в     Сей месяцеслов находится в кодексе апостольских чтений XI-XII века, вероятно, принадлежавшем студийскому монастырю, ибо 20 июня показана память Студия патрикия, основавшего студийский монастырь, и других святых студийских в другие дни. У Мингарелли (р. 380 CLXX) сделаны выписки памятей только на 17 дней и есть замечательныяв нем особенности. Синодальный 400, XI-XII в     Сей месяцеслов при греч. евангелии в синод. москов. библиотеке за 400. Имеет характер особой редакции, т. е. вполне не сходствует ни с одним известным греч. месяцесловом, а в одних памятях сходствует с нанианским 2, в других же с иерусалимским и калиполитанским, в иных с коаленевым 2, и (ниже) с 2; святые почти на все дни; последняя память — Убрус 16 авг. 944 г. С 14 февр. смешение в числах до конца месяца. В нем одном Саввы стратилата 22 апр. вместо 24, Феодосии муч. 28 мая согласно с минеею славянскою XI века, Исаакия преп. 29 мая, а не 30, священномуч. Дорофея 4 июня, а не 5.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4/17 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1/14 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16/29 мая, 26 сентября/9 октября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12/25 июля), в Торжке — преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15/28 декабря), в Твери — преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17/30 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличский († 1504; память 6/19 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), преподобный Корнилий Комельский († 1537; память 19 мая/1 июня). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня/7 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6/19 ноября, 23 июня/6 июля), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжeдмumpueм I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой лавры († 1633; память 12/25 мая). Настоятельствевал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

    Минеи криптоферратские за сентябрь приближается к иерусалимскому уставу тем, что в ней есть 13 сентября память Обновления Иерусалимского храма Воскресения Христова, редко встречающаяся в памятниках константинопольского патриархата в XI-XII веках, но тем не менее она есть в кратком стишном синаксаре Христофора Митиленского половины XI в. и в Синайском канонаре XI в. южно-италийского происхождения. Памятями или службами она немного полнее студийских славянских миней. Укажем несколько характеристических служб, показывающих сходство этих миней со студийскими славянскими, а не иерусалимскими. Сент. 19 служба мученице Сосанне, 24 сент. муч. Епихарии (она есть и в студийском уставе патриарха Алексия), нояб. 16, кроме ап. Матфея, муч. Варлааму (он есть и в студ. уставе), нояб. 24 служба Григорию акрагантийскому, а не 23, янв. 3 муч. Гордию (он и в студ. уставе), янв. 15 служба одному Иоанну Кущнику (и по студ. уставу также), 30 янв. Ксенофонту и дружине (и по студ. уставу) вместо 26. В феврале довольно разностей от славянских студийских, но 7 февр. св. великомуч. Феодору вместо 8 со студ. Марта 14 муч. Александру вместо Венедикта, апр. 5 пр. Феодоре Солунской, а 4 Феодулу и Агафоподу, 12 Диму и Протиону, 14 Аристарху, Пуду вместо 15, а 15 Георгию в Малее, 19 Феодору в Пергии вместо 21, мая 4 муч. Ирине, а 5 Пелагии, мая 13 муч. Александру, мая 15 и пр. Феодору освященному. Если же эти минеи не согласуются в некоторых службах со студийскими, то не согласуются часто и с иерусалимскими, а имеют службы другим святым.     Греческие пергаменные минеи, находящиеся у преосв. Порфирия чигиринского, содержащие все 12 месяцев, по письму относятся к XII веку. Все они одного состава, происхождения студийского, судя по памятям и расположению служб, но с западным влиянием; ибо в них есть службы 24 марта св. Севиру, еп. катанскому, июня 22 Василию, игумену Пателарии (остров между Сицилиею и Африкою), 30 августа пр. Фантину калабрийскому. Хотя Фантин калабрийский находится в греческих евангелиях XII в., но службы ему не найдено в греческих памятниках, кроме сих миней; то же должно сказать и о Василии игумене Пателарии, принятом в греческий стишной пролог в XII веке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Святые патриархи Иоанн и Георгий. Георгий, без сомнения, разумеется здесь (I) первый (678—683); ибо Георгий II жил уже в конце XII в. (1191—1198). Георгий I был первоначально пресвитером, синкеллом и сосудохранителем в Царьграде (Ог. снг. I. 232). Но касательно Иоанна есть три мнения: Болландисты думают, что это Иоанн II каппадокианин (518— 520). Никодим в синаксаристе и Ассемана полагают, что это Иоанн V протекдик (669—674). Вершинский догадывается, что это Иоанн (712—715), ибо ему вместе с Георгием и Германом возглашена была вечная память на 7 вселенском соборе. Первое мнение не основательно. Иоанн Каппадокианин имеет особый день празднования с другими патриархами. В древнейшем месяцеслове коаленером 1, который по содержанию восходит к 7 веку, 26 августа значится: Иоанна, Епифания и Мины, в капуанском евангелии X в. 24 августа: Иоанна и Епифания патриархов. В месяцеслове Василия 25 августа Геннадия, Иоанна, Стефана и Мины. В сей день он и в стишном прологе в., но уже неверно поставлен после Епифания: Епифания, Иоанна, Мины. Это Иоанн Каппадокианин предшественник св. Епифания. Февраля 21 в стишном прологе поминается св. Иоанн III, патр. константинопольский схоластик (565—577), 2 сентября прославляется Иоанн IV постник (582—595). Он же и 30 августа. По всей вероятности ныне (18 авг.) разумеется Иоанн V. Он 1, предшествует Георгию ближе всех прочих; известно, что авторы месяцесловом располагали патриархов цареградских по группам, согласуясь с временем их правления, и чем древнее месяцесловы, тем точнее, наприм. в калиполитанском евангелии X века 20 ноября Прокла, Максима, Аноголия, Геннадия (здесь только Максим, паставлен позднее Прокла, который был его преемником), 25 августа Иоанна, Епифания, Мины, 30 августа Александра, Иоанна, Павла. 2. Православие Иоанна V засвидетельствовано на 6 вселенском соборе. (Деян. св. Aug. I. 83); 3. Он был при одном императоре с Георгием, Константине Логонате (698—686); 4. все другие ранее его предшествующие Георгию патриархи с именем Иоанна четыре (считая первого — Златоуста) имеют свои особые дни празднования, кроме сего Иоанна V. И ему надобно отдать по означенным основаниям предпочтение пред Иоанном VI.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

прот. Владимир Сорокин Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Митрополит Григорий, в миру Николай Кириллович Чуков, происходил из старинного трудового русского рода Олонецкой губернии. «Происходя из крестьянского сословия, – писал он, – я имею среди крестьян Пудожского и Повенецкого уездов несколько родственников (двоюродных и троюродных; ни братьев, ни сестер родных у меня нет), но таких, которые не занимают решительно никакого общественного положения 3 . Олонецкая земля (современная Карелия, в древности – Обонежье) – суровая, но обильная природными богатствами область, осваивается новгородцами, начиная с XI–XII вв. Край не знал крепостного гнета, и поэтому здесь, как нигде в России, расцветает народная культура – и материальная, и духовная, – творцом которой была сама крестьянская община. Христианство на этой земле возрастало под благотворным влиянием Великого Новгорода. Важную роль в духовной жизни края имели монастыри и пустыни. Из них особое значение приобрели Валаамская 4 и Александро-Свирская 5 обители. Почитаемыми подвижниками веры и благочестия в Олонии стали преподобные Сергий и Герман Валаамские († около 1353, память 28 июня и 11 сентября); Александр Свирский († 1533, память 30 августа и 17 апреля) и его ученики: Адриан Андрусовский († 1550, память 26 августа), Афанасий Сяндемский († XVI в., память 18 января), Геннадий († около 1516) и Никифор († около 1557) Важеозерские (память 9 февраля); Пахомий Кенский († XVI в., переходящее празднование в субботу по Богоявлении); Иона Климецкий († 1534, память 6 июня); Лазарь († 1391) и Афанасий († XV в.) Муромские (память 8 марта); Иона Яшезерский († около 1590, память 5 октября) и многие другие 6 . С конца 1860-х годов было установлено совершать празднование собора Олонецких святых в пещерном храме кафедрального собора в Петрозаводске, на второй день после Покрова, а с 1913 года – в храме Петрозаводского Духовного училища, в первое воскресенье после Покрова 7 . Чтимая икона собора Олонецких святых ныне находится в петрозаводском храме св. великомученицы Екатерины, что на Неглинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Заглавие связнописанием: Начаток книгам, глаголемым Стихерареви, сочиненому от года до года, еже есть от сентября месяца до августа, сл. Богом починаем, Кирие евлогисон патерь; творение Феодора Студийскаго. С л. 135 стихиры и светилны евангельские творение Леона цара, (первая под крюками.) Из русских Святых стихиры положены под 2 мая и 24 июля свв. муч. Борису и Глебу, под 3 мая препод. Феодосию киево-печерскому. Спасительное имя Иисус встречается так: л. 81. Устретение Господа нашего Ииис Хса, – л. 143. и образа самого Иисуса. Приписи, – внизу первого листа: Многогрешный раб Божий Епифан недостойный... (еще несколько слов, кои трудно разобрать,); под 6 ноября, на 40 листе: Мес. сентября, в 21 день, в пяток, на память ап. Кондрата, по литургии почата бысть... (след. строк прочесть нельзя); под 20 ноября на л. 48: В лето 6811 (1303), мес. семт. 26, на память Иоана Феолога, в среду по вечерни почата бысть, кажется, писати; под 12 мая, на память св. Епифания кипрского , на л. 98: Господине св. Епифаний кипрский, съимениче мой, елеисон ми. След. писец был Епифаний. 23. (2011). Кондакарь крюковый, устав., исх. XII века, в четверть, 115 листов, заглавная заставка с красками слиняла. По своей древности и особенному начертанию крюков рукопись сия самая достопримечательная; к сожалению, многих листов недостает в ней, именно нескольких после 23 и 31, и по одному после 7, 30, 32, 37, 39, 56. На обор. первого порожнего листа (полустертое) изображение пресв. Богородицы, исцеляющей отсеченную руку Иоанна Дамаскина . Заглавие: Кондакарь с Богом починаем. Содержит: л. 2. Дневные кондаки на весь год, начиная с сентября. Из русских Святых помещен под 24 июля (л. 43) свв. Борису и Глебу, читается так: Всия дъньсь преславная память ваю мученика Христова Романе и Давыде, созывающа нас к похвалению Христа Бога нашего, тем притекающе к раце мощей ваю, исцеления дары приемлем, вы божественая врача еста. В заглавии 1-го августа упомянут праздник (л. 47) Спаса Всемилостиваго, установленный по случаю победы, одержанной 1164 года. (Снимки сих страниц см. в Чтен. Общ. истории и древностей 1846 г. Августа 16 Образа Господня нерукотворенаго вм. кондака написан седален, какой печатается в службе по 3-й песни.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010