Преподобная Евфросиния скончалась в 1173 г., 23-го Мая, в Иерусалиме, когда она отправлялась для поклонения св. местам. В 1873 г. исполнится семьсот лет со времени блаженной кончины ее. К этому времени весьма прилично было бы возвратиться нетленному телу Преподобной Евфросинии в ее отечественный град Полоцк и в созданную ею Спасскую Обитель. 15) В половине XIII века перенесены были нетленные тела свв. мучеников Михаила, Князя Черниговского, и Феодора болярина его, из Орды, где они пострадали в 1245 г. от татарского хана Батыя, в Чернигов; а затем из Чернигова в Москву, где и ныне почивают в Архангельском Соборе. Память сего перенесения совершается 14-го февраля. (Пролог. Минея-Четия под 20-м числом Сентября. Месяцослов Вершинского). 16) В 1395 г., в Княжение Великого Князя Василия Димитриевича, по случаю нашествия на Россию Тамерлана, перенесена была из Владимира в Москву Чудотворная Икона Божией Матери, именуемая ныне Владимирскою. Празднование 26-го Августа. (Минея-Четия). 17) В 1404 г. последний Смоленский Князь Юрий Святославич, быв изгнан Литовским Князем Витовтом, удаляясь из Смоленска, взял с собою и принес в Москву древнюю Чудотворную икону Божией Матери. По прошествии 52 лет, жители Смоленска испросили себе у Великого Князя Василия Васильевича принадлежавшую им святыню обратно; и в 1456 г. икона Божией Матери торжественно отпущена была из Москвы в Смоленск, а для Москвы сделан был с этой иконы точный список, который и находится ныне в Новодевичьем монастыре. (Пролог под 28 ч. Июля; Месяцослов Вершинского под тем же числом). 18) В 1606 г., по воле Царя и Великого Князя Василия Иоанновича Шуйского и по совету Патриарха Гермогена, перенесены были из Углича в Москву мощи св. Димитрия Царевича, «да положатся, сказано в Минеи-Четии, со отцем его и дедом и с прочиими прародительми его на утверждение царствующему граду». Память сего события совершается Июня в 3-й день. (Минея-Четия под сим числом). 19) В 1591 г., по просьбе братии Соловецкого монастыря, перенесено было нетленное тело Филиппа, всероссийского Митрополита, из Тверского Отроча монастыря, где он скончался в 1569 г., в Соловецкую обитель, где был Игуменом; а отсюда в 1652 г., по совету Новгородского Митрополита Никона, благочестивый Царь Алексей Михайлович повелел св.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   Свт. Алексий, митрополит Московский (на митрополичьем престоле в 1354—1378 гг., память 12 февраля, 20 мая, 5 октября — вместе со свтт. Петром и Ионой). Родился в нач. XIV в. в семье черниговского боярина Федора Бяконта, переехавшего в Москву во второй половине XIII в. Свт. Алексий поддерживал московских князей в политике, целью которой являлось объединение русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства. Канонизирован в 1448 г. Житие свт. Алексия было создано пермским епископом Питиримом, а затем — Пахомием Логофетом (Сербом). В 30-х гг. XX в. после разрушения Чудова монастыря мощи свт. Алексия были перенесены в московский Богоявленский кафедральный собор. Глава 37. Об архимандрите Игнатии    Полезно будет в назидание слушающим рассказать и о таком случае.    Игнатию, мужу честному, многим известному в наше время, архимандриту Дионисиевой пещеры, пришлось однажды идти к своему монастырю. Был уже вечер, когда он достиг обители святого Сергия. Пробыв здесь ночь, он решил подняться пораньше и поскорее отправиться в путь, не поклонившись гробу Преподобного. Но когда он выходил из монастырских ворот, вдруг все члены тела его расслабились, так что он не мог сдвинуться с места, пострадав таким образом за то, что не счел нужным поклониться святому. И вот принесли его и положили у раки Преподобного, и начал он молиться со слезами о согрешении своем, и тотчас стал здоровым, как будто ничего и не было, и отправился в путь свой, хваля Бога и благодаря святого.    Тот, кто не захотел сам своими ногами прийти, тут же был принесен. Так Бог прославил Своего угодника, который милостиво исполняет прошения тех, кто поклоняется с верою мощам его, а небрежных учит иметь больше страха.    Все это мы записали со слов бывшего при этом свидетеля.    Вероятно, имеется в виду Игнатий (нач. XV в.), Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря, берущего свое начало от пещеры на берегу Волги, выкопанной свт. Дионисием, Архиепископом Суздальским († 1385, память 26 июня).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Агнии, упросила своего отца устроить церковь на месте ее упокоения. При новосозданной церкви св. Агнии царевна Констанция тогда же устроила и себе жилище, где прожила, оставаясь девой, со многими другими благородными и знатными девицами, до своей кончины. По преставлении своем, она была погребена в упомянутой крещальне, в богатом саркофаге из красного порфира, где и почивала в мире до XIII в., когда крещальня была обращена в церковь преподобной Констанции. Мощи преподобной были переложены из саркофага внутрь устроенного посредине церкви престола, где они почивают и доселе. Память сей местночтимой угодницы Божией совершается в Риме 18 февраля нов. ст. Саркофаг в 1791 г. был перенесен в Ватиканский музей, где находится и по настоящее время, рядом с подобным же порфировым саркофагом, в котором некогда покоились мощи св. равноапостольной царицы Елены, почивающие ныне в церкви во имя Божией Матери «Жертвенник Небесный» (см. 35). Место же, на котором в церкви преподобной Констанции он стоял до перенесения, отмечено фреской с изображением сего саркофага во всю его величину. 21. Церковь во имя святого мученика Лаврентия архидиакона по Тибуртинской дороге (Basilica di S. Lorenzo fuori le mura; Piazzale del Verano, 3) Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом , папой римским, четыре беседы его на Евангелии: 19-я, 24-я, 31-я и 40-я. Много раз эта церковь была перестраиваема 44 . В настоящий же вид приведена в 1848–64 гг. Главный вход в церковь устроен в западной стене. Под возвышением, на котором стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу, находится особый нижний придел (Confessione), спуск в который открывается из середины собора. В этом нижнем приделе, позади имеющегося в нем престола, стоит обнесенная решеткой белая мраморная гробница, внутри которой почивают мощи св. мученика Лаврентия архидиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ж) В Печерской летописи, как видно из сказания о Пимене многострадальном, говорилось о явлении трех огненных столпов над Печерскою церковью во время кончины преподобного. Это явление было поставлено в связь с кончиною в один и тот же день трех угодников: Пимена многострадального, Кукши и его ученика Никона. Что эти святые умерли в один день, видно из слов Симона: «и тако рек (Пимен блаженный постник) преставися во един день и час с тема святыми». Ср. празднование Пимена и Кукши в один день 27-го августа (память Пимена Великого ). А что Симонов «Пимен постник» тожествен с Поликарповым «Пименом многострадальным», видно из сопоставления Симонова рассказа о Пимене, который в день смерти своей: «многая ина пророчествовав, недужныя исцели и посреди церкви велегласно рек…», и Поликарпова рассказа о Пимене же, который в день смерти сделался здоров, исцелял больных, пошел в церковь , причастился и пророчествовал. Что в Печерской летописи было ясно сказано о том, что Пимен умер во время (или накануне) чудесного явления столпов, видно из того, что память о его смерти праздновалась, по-видимому 10-го февраля, как это показано в примечании на предшеств. стран. Ниже я еще раз вернусь к некоторым из указанных свидетельств Поликарпа 20 ), а теперь обращусь к третьему источнику наших сведений о Печерской летописи. Таким источником оказываются Кассиановские редакции Киево-печерского патерика. Во II томе Известий Отделения русского языка и словесности 1897 года, в статье, озаглавленной «Киевопечерский патерик и Печерская летопись», я попытался доказать, что ряд добавлений, сделанных уставщиком Кассианом в обеих редакциях Патерика 1460 и 1462 года, заимствован им из Печерской летописи. Эта летопись была ему известна не в той первоначальной редакции, которой пользовались в 1116 году игумен Сильвестр, в тридцатых же годах XIII столетия Поликарп, – а в более поздней редакции конца XII столетия: редакция эта соединила первоначальную летопись Печерского монастыря, доходившую до 1110 года с позднейшей летописью того же монастыря, доведенной до восьмидесятых годов XII столетия. Не стану повторять здесь доказательств этого положения, а ограничусь лишь указанием на то, что именно заимствовал Поликарп из той части Печерской летописи, которая доходила до 1110 года, и какие соображения навели меня на мысль, что источником этих заимствований могла быть Печерская летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».

http://pravicon.com/info-2680

В 1886 г. вместе с Б. Шоу подписал петицию о помиловании чикагских анархистов, в 1891 г. написал эстетический манифест «Душа человека при социализме» и роман «Портрет Дориана Грея». В нем герой, выразитель идей Уайльда, гонится за наслаждениями, пренебрегая нормами морали, по принципу: «Цель жизни – самовыражение». Роман был воспринят как проповедь эстетского аморализма. 1895–1897 гг. Уайльд провел в тюрьме по обвинению в принуждении к содомии, затем поселился в Париже; ничего значительного после тюрьмы не создал. [iv] Августин Блаженный (354–430; память 15/28 июня) – епископ Гиппонский с 395 г., прошел через увлечение манихейством, скептицизмом и неоплатонизмом. С его «Исповеди» начался поворот христианской мысли к антропологической проблематике. Боролся с манихейством, донатизмом, пелагианством, язычеством. Вплоть до Фомы Аквинского (XIII в.) был непререкаемым авторитетом в католицизме. Развил идею свт. Амвросия Медиоланского о двух градах: граде земном, основанном на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и граде Божием, зиждущемся на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Государственную власть характеризовал как «большую разбойничью шайку», тем не менее необходимую. Оставил Августин 93 сочинения в 132 книгах. [v] Святитель Василий Великий (ок. 330–379; память 1/14 января, 30 января/12 февраля) – архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский учитель. Родился в богатой и знатной семье ревностных христиан: дед Василия был мучеником, четверо из девяти братьев и сестер свт. Василия прославлены в лике святых. С детства подружился со свт. Григорием Богословом , дружба их продолжалась всю жизнь. Получив в Афинах прекрасное образование, около 357 г. свт. Василий возвратился в Кесарию и вступил на путь аскетической жизни. В 362 г., когда распространилась ересь Ария, свт. Василий вернулся из своего отшельничества в город, чтобы бороться с ересью, и принял священнический сан. Он составил чин литургии и написал множество богословских сочинений, основал два монастыря и устроил много благотворительных учреждений, все свои средства и средства своей Церкви употреблял на пользу бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

23 В первые века христианства в местах погребения мощей святых проходили богослужения. Почитание мощей святых, как и икон, было основано на чудесах, которые от них совершались. По решению V Карфагенского собора в основании каждого храма должны лежать мощи мучеников за христианскую веру. Среди мощей святых, положенных в основание Успенского собора Киево-Печерского монастыря, мощи святого Полиевкта – патриарха Константинопольского (за красноречие прозванного вторым Златоустом), который, по преданию, крестил княгиню Ольгу (память 5 февраля); Арефы Эфиопского – одного из мучеников, скончавшихся в Аравии в 523 г. (память 24 октября); святого Артемия, который перенес в Рим мощи апостолов Андрея и Луки и за распространение христианства в Египте принял в 363 г. мученическую смерть (память 20 октября). 24 Местными («наместными») называются иконы, которые имеют постоянное место в нижнем ярусе иконостаса, находятся по обеим сторонам царских врат в церкви. 26 Житие Антония Печерского, по предположению С.П. Розанова, было создано не позднее 90-х годов XI в. в Чернигове или Тмуторокани, ибо история возникновения Киево-Печерского монастыря в нем изложена иначе, чем в памятниках киевской литературной традиции (см. Розанов С.П. К вопросу о Житии преподобного Антония Печерского//ИОРЯС. 1914–1915. Т. 19. Кн. 1. С. 34–46). Житие Антония Печерского послужило источником сведений для авторов Повести временных лет и Киево-Печерского патерика («слова» о Евстратии, Агапите, Моисее Угрине, Феодоре и Василии и др.). Уже в XIII в. для составителей Патерика Житие Антония Печерского – редкий, забытый памятник; к XVI в. его не находят в русских рукописных собраниях. Малая распространенность и в дальнейшем утрата памятника связаны, видимо, с тем, что роль Антония в деле основания Киево-Печерского монастыря была со временем приписана Феодосию. В религиозно-политической борьбе эпохи победила «феодосьевская» школа монашества, занявшая прокняжескую позицию и противостоявшая греческой митрополии, активно участвовавшая в общественной жизни страны и осуждавшая крайние степени религиозного подвижничества – затворничество, отшельничество, юродство. Антоний же «обыкл един жити и не терпя всякаго мятежа и молвы». По мысли Г.П. Федотова , в Киево-Печерском монастыре в первый период его существования можно обнаружить «два потока духовной жизни: один – пещерный, аскетико-героический, другой – надземный, смиренно-послушный, социально-каритативный. Их корни восходят к святым основателям, а за ними и к двоякой традиции греческого Востока: палестино-студийской и египетско-сирийско-афонской» (см. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 76–77). История Патерика свидетельствует о нарастании в нем «феодосьевского» начала, что неизбежно вело к ослаблению «антоньевской» традиции. В первой половине XVII в. на Украине на основе летописных и агиографических источников было создано новое Житие Антония Печерского, которое вошло в Патерик издания 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий любитель безмолвия Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского 20.08.2021 986 Сегодня, в Попразднство Преображения Господня, Святая Церковь чтит память прмч. Дометия Персиянина и двух учеников его (363), мчч. Марина и Астерия (260), прп. Ора Фиваидского (ок. 390), прмц. Потамии чудотворицы (IV), прп. Феодосия Нового, врача (IX-X). Свт. Иерофея Венгерского (X) и св. Стефана I, короля Венгрии (1038), прп. Пимена Многоболезненного, Печерского (1110), прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского (1239), прп. Пимена, постника Печерского (XIII-XIV), прп. Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Рум.), сщмчч. Александра, Петра, Михаила, Иоанна, Димитрия и Алексия пресвитеров, Елисея диакона и прмч. Афанасия (1937), сщмч. Василия пресвитера (1938), прп. Антония Оптинского (1865), вспоминает обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Сегодня мы чтим память преподобного Антония Оптинского. Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путил ов) родился 9 марта 1795 года в Борисоглебске Ярославской губернии. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни преподобный Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, преподобный Моисей и преподобный Антоний 3 июня 1821 года отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита. Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. К добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/20/ve...

Британские и ирландские отшельники. Часть 3 Среди сотен святых подвижников, просиявших в Ирландии – на «острове святых и ученых», было также немало отшельников и отшельниц. Жития многих из них, к сожалению, не сохранились или сохранились в искаженном виде. Эта проблема агиографии почти всех кельтских святых, так как католики примерно в XIII веке уничтожали древние жития местных святых и писали вместо них новые, полные легенд и вымыслов. Но все же некоторые жития и многочисленные предания, а также материальные памятники сохранились. Святой Мун (Мунис) Ирландский (V в.; память 6 февраля) был одним из племянников святого Патрика, просветителя Ирландии, который рукоположил святого Муна в епископа. Подвижник закончил свои дни на островке на озере Лох-Ри отшельником. Святая Аттракта Ирландская Аттракта Ирландская – глубоко почитаемая ирландская отшельница (V в.; память 11 августа). Современница святого Патрика Ирландского, святая Аттракта была отшельницей сначала в Киларахте на озере Лох-Гара, а затем в местечке Драм недалеко от Бойла. Оба места впоследствии выросли в знаменитые женские монастыри. Святую Аттракту почитали по всей Ирландии. Она при жизни творила чудеса исцеления, прежде всего исцеляла парализованных; была щедрой и милосердной к нищим. Святая Аттракта молитвой изгнала из Ирландии чудовище, похищавшее скот у сельских жителей. Основанная ею монастырская гостиница просуществовала до 1539 года. Сейчас во имя святой Аттракты в Ирландии названы приход, множество святых источников и одна средняя школа. На протяжении веков ирландцы любили и почитали святую по имени Монинна (также Дарерка; 432 – 517 или 518; память 6 июля). Подвиг свой она несла в Ирландии, позднее стала настоятельницей в Килливи. Сначала с ней вместе подвизались только восемь монахинь, ведя очень суровую отшельническую жизнь. Их покровителями были пророк Илия и Иоанн Креститель. В ее монастыре долгое время хранилась расческа, которой святая расчесывала волосы только в Великий четверг. По ночам она имела обыкновение прочитывать всю Псалтирь в холодном источнике. Она заботилась о бедных, по ее молитвам исцелялись болезни: так, однажды она исцелила немого. В области Килливи сохранились крест и святой источник святой Монинны на предполагаемом месте ее могилы. Святой Монинне также приписывают основание нескольких церквей в Шотландии.

http://pravoslavie.ru/34541.html

Михаил Черниговский (убит в 1246 г. в Орде), князь-мученик, сын великого князя Киевского Всеволода Святославича Чермного, князь Черниговский, затем великий князь Киевский, канонизирован вскоре после 1246 г., память 14 февраля – с. 14, 67, 68; кат. 128 Михей (1385), преподобный, ученик Сергия Радонежского, память 6 мая – кат. ю, 68 Никита Новгородский (ум. 1108), святитель, епископ Новгородский, почитался с начала XIII в., канонизирован в 1558 г., память 31 января – с. 58, 63; кат. 23, 24, 66, 108 Никита Переславский (ум. 1186), преподобный, столпник, мощи обретены в 1556 г., память 24 мая – с. 35, 36, 37 Никон Радонежский (ум. 1426), преподобный, шумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 ноября – с. 32, 37, 41, 44, 50, 51, 69, 72; кат. 10, 70, 108 Пафнутий Боровский (ум. 1478), преподобный, основатель Боровского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 1 мая – с. 31, 32, 39, 45, 72; кат. 16 Петр (ум. 1326), митрополит Киевский и всея Руси, 1308–1325 гг. – во Владимире, 1325–1326 гг. – в Москве, канонизирован в 1339 г., памяти, 21 декабря – с. 15, 17, 24, 30, 32, 39, 50, 58, 59, 63, 70, 72; кат. 9, 14, 17, 18, 34, 45, 64, 66, 70, 93, 98, 108, 109, 112, 113, 115, 116, 117, 121, 122, 125, 129, 151, 154 Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, сын князя Георгия Ростиславовича, и Февронья, в иночестве Евфросинья, его супруга (ум. 1228), канонизированы в 1547 г., память 25 июня – с. 42, 53, 54 Савва (XVI в.), преподобный, игумен Спасо-Андроникова монастыря, почитается с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Савва Вишерский (ум. 1460), преподобный, основатель монастыря на реке Вишера, канонизирован в 1549 г, память 1 октября – кат. 10 (?), 108 Савва Сторожевский (Звенигородский) (ум. 1406), преподобный, основатель Сторожевского монастыря, мощи обретены в 1682 г., память 19 января и 3 декабря – с. 11, 51; кат. 101, 108 Савватий Соловецкий (ум. 1435), преподобный, почитался с начала XVI в., канонизирован в 1547 г., память 27 сентября – с. 16, 39, 63, 72; кат. 23, 25, 36, 103, 108, 133, 144, 151, 158

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010