Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Власий Севастийский, сщмч. Описания иконы Власий Севастийский, сщмч. - житие Священномученик Власий, епископ Севастийский (Память 11 февраля по старому стилю) С юных лет св. Власий был кроток и благочестив. Граждане севастийские, ценя такие его качества, выбрали его в епископы, каковое звание он носил с великой честью. Но вот настало жестокое гонение Диоклетиана. Памятуя о своих обязанностях, Власий утешал страждущих и гонимых, посещал темницы, но сам он не отдавал себя добровольно мучителям, зная, что жизнь его нужна пасомым. Когда христиане ушли из города, он также удалился и поселился в одной пещере. Здесь он скрывался и во все гонение Ликиния, проводя дни в молитве и посте; здесь же и был найден языческими воинами, которые привели его к правителю. Последний сперва ласково уговаривал Власия принести жертву идолам, но, видя твердость христианского епископа, велел бить его нещадно палками и затем заключил в темницу. Когда об этом узнала одна благочестивая вдова, то она заколола своего единственного поросенка, сварила его, взяла плодов и овощей и понесла [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Власий Севастийский, сщмч. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Греция. До 1577.] Свтт. Тит, Григорий Нисский, Власий (фрагмент). Икона. Греция. До 1577 г. 47 х 32. Монастырь Дионисиат (Афон). Файл 4869.jpg:   Размер: 275x1046, 0.29 MPix, 88 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 10 (386) , (12) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 4873.jpg:   Размер: 316x1167, 0.37 MPix, 70 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (286) , (8) . Описание: [Русь. XIII.] Прп. Иоанн Лествичник со свв. Георгием и Власием. Икона. Русь. Последняя треть XIII века. Русский музей. Санкт-Петербург. Файл 4874.jpg:   Размер: 156x642, 0.1 MPix, 26 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (282) , (8) .

http://pravicon.com/icon-1457

Скачать epub pdf Октябрь 15 Лука, епископ Новогородский, святитель – преставление Святой Лука (Жидята), воспоминаемый Церковью в числе девяти святителей Новгородских, сколько известно, первый из русских был удостоен епископского сана в 1035 г. При нем и под его надзором строился Софийский собор, который и освящал он в 1049 г. В 1055 г., оклеветанный своим слугой Дудиком, епископ Лука был вызван в Киев, где после трехлетнего заключения был оправдан и освобожден, а клеветнику его в наказание были отрезаны нос и руки. Св. Лука скончался на возвратном пути из Киева в Новгород 15 октября 1058 года в г. Копысе Могилевской губернии; тело святителя было привезено в Новгород и погребено в Софийском соборе. Мощи его обретены были в 1558 г. Об этом событии говорится в житии св. Никиты, епископа Новгородского (31 января/13 февраля). «Обретоша гроб шестью досками каменными соделан, на верхней же каменной дске изображение бе честнаго креста… и отверсти его повеле (архиепископ Пимен) и абие виде мощи святительски, свидетельствующему омофору, яко быти епископу, лежащему во гробе том. Взем же мощи оны, архиепископ внесе в притвор великия церкви и положи я в епископских гробех одесную страны великия церкви, иже суть притвор с полуденныя страны. Взыскающе же помятованием и обретоша, яко ту погребен есть епископ Лука, иже бе от крещения нашего вторый епископ великому Новуграду». Святитель Лука был пастырь «учительный», от него осталось пастырское «Поучение к братии», новопросвещенной пастве, неподражаемое по простоте изложения. Память святителя Луки совершается вместе с Новгородскими святителями 4/17 октября и 10/23 февраля. Лукиан Киево-Печерский, священномученик, в Дальних Пещерах почивающий Лукиан-пресвитер жил в XIII в. На одной древней доске с иконой святого написано, что Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года; более ничего о нем не известно. Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах; память его совершается 28 августа/10 сентября (совместно с преподобными, почивающими в Дальних пещерах), особо 15/28 октября, вероятно, ради тезоименитства его, и во 2-ю Неделю Великого поста. Иоанн, епископ Суздальский, святитель – преставление

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Невольно, вспоминается Косово поле. Место, где погибла сербская свобода, отмечено огромным величественным памятником-башней. Свое поражение маленький, но, по-хорошему, гордый, бодрый духом народ, сумел превратить в нравственную и духовную победу над завоевателями. У нас нет такой красивой легенды как у сербов, есть лишь разной степени достоверности летописные варианты описания произошедшей катастрофы и из них самая известная, - ростовская версия этого события, взятая в качестве «компресса», наложенного на болезненный ушиб национального самосознания хитроумным «последним летописцем» Н.М. Карамзиным, множимая до сих пор всевозможными учебниками. Зато, ещё относительно недавно, у нашего народа была память о тысячах патриотов и их несчастливом вожде, что собрались с оружием в руках, чтобы повернуть колесо истории в обратную сторону, разгромить и выгнать с нашей земли варварскую орду пришельцев, но пали жертвой некомпетентности, жертвой, отнюдь не напрасной. Прежние церковные власти поддерживали в народе благочестивую память о национальной трагедии в храме, построенном на месте её. Существующая с XIII в. церковь с приделом в память князя Юрия Всеволодовича (память 17.02) являлась главным памятником мемориального комплекса, включавшего соседний монастырь, несколько часовен и крестов над курганами, и другими памятными местами в ближней округе. Ныне, на огромном кургане рядом с руинами церкви, поставлен новый крест. Ожидать большего от Сонковского благочиния, по-видимому, не приходится. Более на просторах «погружённого в летаргический сон Сонковского района» (выражение местного краеведа) о минувшей трагедии не напоминает уже ничего. Место, выбранное великим князем для стана и ставшее последней точкой организованного сопротивления сил Владимиро-Суздальской Руси, в настоящее время окончательно на государственном уровне не определено. Произошло это по многим понятным причинам: из которых, сейчас важно выделить основную - борьбу двух версий, привязанных, каждая к конкретным участкам местности (разделенным между собой огромными болотами), осложненную давним соперничеством двух соседних губерний, на границах коих и разыгралась Сицкая трагедия, к которой добавляется равнодушие центральных научных и властных инстанций. Это и привело к появлению двух памятников Сицкой битве: первого - в верховьях реки, у с. Божонка Сонковского района Тверской обл., в виде фрагмента кремлевской стены(?!), размером и толщиной со стандартную секцию железобетонного забора и другого - в среднем течении её у с. Лопатино Брейтовского района Ярославской, достаточно представительного, достойного события, которому посвящен. Под обеими версиями, изначально выдвинутой М.П. Погодиным, и позднее - Л.П. Сабанеевым, лежит пласт местных преданий и соответствующая топонимика. Обе повлекли шлейф достаточно убедительных доказательств.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

Но он не устрашился и продолжал проповедь. Однажды, когда на холме Виариал Хилл святой Иосиф говорил в праздник Рождества Христова о том, как Царь царей родился в хлеву и лежал в яслях, толпа стала требовать знамения. Тогда он услышал голос, говоривший ему, чтобы он воткнул свой посох в землю. Святой сделал так, и за несколько минут посох выпустил ветки, почки и расцвел. Видя такое знамение, народ уверовал. Это растение прижилось. Ботаники относят его к терновнику либо к одному из видов боярышника. Терновник Гластонбери не приживается путем посадки отростков, но его можно привить на родственное растение. Он не плодоносит, но зацветает в мае и в день Рождества Христова по юлианскому календарю. В 1582 году календарь в Англии был смещен на 11 дней в соответствии с календарем папы Григория XIII, введенным в Западной Европе. В день Рождества собралась толпа посмотреть, прореагирует ли растение на изменение даты Рождества. Однако дерево отказалось следовать календарю папы и зацвело на 11 дней позже. Так продолжается и по сей день. Протестанты уничтожили гластонберийский терновник, но побеги его сохранились, и терновник существует по сей день. Начиная с 1929 года вошло в обычай подносить эти цветы правящему монарху». Кстати, именно гластонберийский терновник держит в руке Богоматерь на Гластонберийском образе. Память праведного Иосифа Аримафейского в неделю жен-мироносиц. По другим преданиям, Гластонбери неоднократно посещал покровитель Уэльса святитель Давид (память 1/14 марта), который, возможно, основал здесь обитель, но сведений о ней почти не сохранилось. По некоторым преданиям, в Гластонбери какое-то время подвизались покровители Ирландии святитель Патрик († 493?, память 17/30 марта) и преподобная Бригитта Кильдарская († ок. 525, память 1/14 февраля). Британский миссионер и историк святой Гильдас Мудрый († 570), находясь в Бретани, писал, что обитель в Гластонбери в его время уже была известна как прославленный монашеский центр. С Гластонбери также связана память и об иных святых.

http://pravoslavie.ru/32093.html

Ростов. Церковь Димитрия Ростовского. Церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Ростовского Год постройки:1762. Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Сакко, 11 Координаты: 57.18366, 39.418815 Проезд:Вдоль стены Кремля маленькая зимняя церковь Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спускаясь от Ростовского кремля к озеру по небольшой улочке, туристы непременно видят обезображенные до неузнаваемости здания церквей: в честь святого Димитрия Ростовского, построенную в 1762 году, а рядом, Борисоглебский храм 1761 года. Уникальность этого неприметного на первый взгляд места многопланова: оно напоминает о крещении ростовцев и княжеском дворе, который существовал здесь в XII-XV веках. Принято считать, что крещение ростовцев в водах озера Неро произошло 15 июля 991 года. Тогда же на берегу небольшой речке Пижермы недалеко от впадения её в озеро был построен обыденный храм святых мучеников Кирика и Иулиты, память которых отмечается в этот день. Это был первый храм древнего Ростова. Позже здесь был княжеский двор. На его территории, на месте обыденного деревянного храма, в 1214-1218 годах была построена церковь в честь братьев-мучеников Бориса и Глеба - первых русских святых. В середине XIII века её перестроили, а в 1287 году построили заново. Следующее известное здание Борисоглебской церкви, сохранившееся до наших дней, относится к 1761 году. Разрыв в земляных валах напоминает о том, что в XVII веке здесь находился один из трёх въездов в укреплённый город. По расположенной рядом церкви он назывался Борисоглебским, так же, как и сам спуск к озеру. Удивительное открытие было сделано в период 1986-1991 годов во время работы Архитектурно-археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Было обнаружено, что под Борисоглебской церковью XVIII века сохранился до сводов храм 1287 года. Он был освящён святителем Игнатием Ростовским. По словам археологов, ими обнаружен самый ранний на территории России архитектурный памятник периода возобновления строительства после монгольского нашествия. Кроме того, к югу от него в толще земли находится, предположительно, княжеский дворец начала XIII века. Из путеводителя: Рубцова Мария, Виденеева Алла " Ростов Великий. Святыни и достопримечательности " , - издательство: Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, 2019 Комментарии и обсуждение Церковь в честь Димитрия, митрополита Ростовского. Зимний храм Борисоглебского прихода на земляном валу города Ростова. Построена в XVIII в. Помещение храма очень небольшое. В настоящее время пребывает в заброшенном состоянии. 5 февраля 2007. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=04631

Отсюда св. икона была взята в XIII веке западными христианами, когда они овладели Константинополем; после она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли её с собой на остров Родос. Когда в начале XVII века этот остров был взят турками и рыцари переселились на Мальту, то туда перенесли с собой и Филермскую икону. В конце XVIII века, когда французы овладели Мальтой, то рыцари прибегли под покровительство Русского императора Павла I и избрали его своим великим магистром и защитником Мальтийского ордена. В то же время, в 1799 году, 12 октября, они перенесли в Гатчину и чудотворную Филермскую икону Одигитрии вместе с частью древа Креста Господня и десной рукой славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта святыня внесена в Гатчинскую придворную церковь , а оттуда в С.-Петербург, в церковь Зимнего дворца. В 1800 году, 12 октября установлено празднование в память перенесения из Мальты в Россию части Креста, чудотворной Филермской иконы Богородицы и правой руки Иоанна Крестителя. 13 октября Иверская икона 13 октября празднуется Иверской иконе в память прибытия её в Москву с Афона. Икона была встречена с великим торжеством самим царём Алексеем Михайловичем с семейством, патриархом Иосифом, духовенством, боярами и множеством народа. Память же её явления празднуется 12 февраля (см. о ней там). От Иверской иконы в Москве произошло множество чудес. В 1880 году было замечательное исцеление от глухоты учителя музыки, протестанта. Это был человек ни во что не верующий; потеряв слух и прожив всё, что им было приобретено, он решился на самоубийство. «Проходя мимо Иверских ворот, – писал в газетах исцелённый, – я увидел толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неудержимое желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, дожив до 37 лет, в первый раз искренно перекрестился и упал на колени пред образом; – и что же случилось? Случилось поразительное чудо: я, считавшийся доселе врачами неизлечимо глухим, приложившись к иконе, в тот же момент получил способность слуха, так что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно...»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

В явлении мученика Феодора сказывается его особое заступничество, смысл которого, как нам представляется, заключается в следующем. В 362 году Пасха была 31 марта 6 , а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Таким образом, святой мученик явился Пред­стоятелю Византийской Церкви с предупреждением верующим людям о грозящем им бедствии в день своей памяти. Эта особенность наталкивает на некоторые размышления. У христианина бывает три рождения: пришествие в этот мир, рождение свыше водою и духом через Крещение ( Ин 3:3–5 ) и кончина – как рождение в вечную жизнь. Существуют различные формы почитания святых: мы чтим святых, имена которых мы носим; обращаемся за помощью к святым, которые имеют особую благодать помогать в определенных обстоятельствах; наконец, чтим тех святых, в дни памяти которых произошли важнейшие события 7 . Можно привести примеры особенного почитания святых, в день памяти которых совершилось важное событие. Это явление неоднократно подчеркивается в житии благоверного князя Довмонта Псковского (†1299; пам. 20 мая). Так, например, об одной его победе говорится, что она свершилась “пособием Святыа Троици, и славнаго великаго воина Георгиа, и молитвою благовернаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою в град во Псков, и бысть радость и веселие в граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина Христова мученика Георгиа” 8 . Интересен еще один пример. В 1825 году Пречистая Дева явилась преподобному Серафиму (†1833; пам. 2 янв.), пребывавшему в затворе, и повелела ему выйти из него и принимать людей. Это произошло 25 ноября, в день памяти святителей Петра Александрийского и Климента Римского , которые и сопровождали Богоматерь во время Ее чудесного явления святому подвижнику 9 . Эти два события из русской истории, относящиеся к XIII и XIX векам, свидетельствуют о почитании в земной Церкви святых, в день памяти которых произошло важное событие; знаменателен этот день также и в Церкви небесной. Подобным образом и мученик Феодор Тирон в день своей памяти явил милость христианам, которым грозило поругание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Феодоровская Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода III Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237-1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

http://pravicon.com/info-192

В первой Новгородской летописи под годом 6860: „И ключися болезнь ему (Епископу Новгородскому, Василию) тяжко в ней же и преставися на реце на Узе, в месяца Июля 3 день, на память Св. мученика Акинфа, в вторник, в 9 час дни.“ 6860 год был високос, первое Марта было в четверг, следовательно, 3 Июля приходилось во вторник. Или под годом 6883: „В лето 6883, месяца Июля 29 день, на память Св. мученика Каллиника, в день недельный, бысть Знамение в солнце“. 6883 год был простой, 1-го Марта было в четверг, следовательно, 29 Июля необходимо должно быть в воскресенье. Под годом 6884 сказано о возвращении в Новгород Владыки Алексия. „И приде Владыка в дом Св. Софии месяца Октября в 17 день на память Св. Пророка· Осеа, в пятницу“. Поскольку 17 Октября 6884 года Мартовского принадлежит уже к 1-й половине 6885 года Сентябрьского, то я отыскиваю в пасхальных таблицах 6885 Сентябрьский год, и нахожу, что в этом году 1-е Марта было в воскресенье, следовательно, 17 Октября должно приходиться в пятницу. Под годом 6896 пишется: „И взведоша Иоанна игумена Св. Спаса на сени честно весь Новгород, месяца Маиа в 7, на вознесение Господне и поставлен бысть Иоанн Архиепископом Новугороду... генваря в 17 день в неделю.... А в Новгород прииде Февраля в 7-й, в неделю Фарисейскую“. Здесь, по принятому правилу, Мартовский летописный 6896 год я делю на две половины, и дни первой половины до Сентября отыскиваю в 6896 году индиктовом, а дни второй с Сентября до Марта в 6897 индиктовом году, и нахожу, что в 6896 индиктовом году Вознесение Господне было 7-го Мая , а в 6897 индиктовом году Января 17-го было в воскресенье, ибо 1-е Марта было в понедельник, неделя же Мытаря и Фарисея приходилась 7-го Февраля. В Рязанской Кормчей книге XIII века сказано: „Почахом писати книги сия Ноября 1-го, а кончахом Декабря 19-го в лето 6792 индикта 13“. Принимая Мартовский год, видим, что здесь поставлена вторая половина Мартовского 6792 года, следовательно, первая половина Сентябрьского 6793 года, и находим по пасхальным таблицам, что 6793 год Сентябрьский точно был тринадцатым в индиктовом порядке Годов. Итак, наше правило приложимо в практике, оно открывает и ошибки в летописных числах, и показывает основание правильных чисел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/h...

Также, по словам представителя Церкви, члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха Кирилла, председателя XXXII Международных Рождественских образовательных чтений, об итогах Чтений и XII Парламентских встреч. «Синод постановил принять к сведению итоговый документ XXXII Международных Рождественских образовательных чтений и благодарить Организационный комитет за понесенные труды по подготовке и проведению XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Также члены Священного Синода постановили провести XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения в период с 26 по 30 января 2025 года на тему " 80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений " и XIII Парламентские встречи 29 января 2025 года», — проинформировал В.Р. Легойда. Кроме того, председатель Синодального отдела рассказал, что члены Синода имели суждение об изменении состава Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. «Священный Синод постановил утвердить обновленный состав Межсоборного присутствия, состав Президиума Межсоборного присутствия, распределение членов Присутствия по комиссиям, кандидатуры секретаря Межсоборного присутствия, председателей и секретарей комиссий Присутствия», — рассказал представитель Церкви. «Ввиду практической невозможности в настоящее время для архиереев, клириков, монашествующих и мирян, проживающих на территории Украины, принимать участие в трудах Межсоборного присутствия, пересмотр и восполнение состава в соответствующей части Синод постановил осуществить по возобновлении возможности беспрепятственной работы его членов, проживающих на Украине, в связи с чем до изменения обстоятельств не привлекать таковых к участию в работе комиссий», — продолжил В.Р. Легойда. Также глава Синодального отдела сообщил, что члены Синода утвердили журналы Синодов Белорусского экзархата от 27 февраля и Патриаршего экзархата Западной Европы от 12 февраля 2024 года. По предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участники заседания Синода постановили утвердить поименный список Собора всех святых, в земле Московской просиявших. Также утверждены поименные списки Собора святых Крымской митрополии и Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии.

http://radonezh.ru/2024/03/13/v-moskve-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010