Наконец, и наш нынешний святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл тоже призвал превратить в общенародный праздник памяти князя Александра именно 12 июня, а не 6-е. И это совершенно правильно. – День рождения Александра Невского, таким образом, совпадает с государственным праздником – Днем России. Еще одно символическое совпадение? – Причем очевидное. С одной стороны, мы имеем государственный праздник с не очень внятным содержимым. Хотя слово «независимость» убрали из его названия, но все же помнят, в чем там дело. С другой стороны, у нас есть совершенно очевидное народное волеизъявление относительно общенародной значимости конкретного лица. Патриарх Кирилл и призвал наполнять этот праздник именно таким созидающим смыслом, праздновать его как день рождения выдающегося русского исторического деятеля. Что же касается так называемого «официального юбилея» Невской битвы 1240 года, то получилось еще смешней и печальней. «Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», в подлинности которой никто не сомневается, прямо свидетельствует: «Выступил же на них в день воскресения, 15 июля, на память 630 святых отцов Халкидонского Собора и святых мучеников Кирика и Улиты». Возьмите любой, даже самый дешевый, церковный календарь и посмотрите, на какой день выпадает память этих святых. Это и сегодня 15 июля. Ничего за девять веков не изменилось. Но по новому-то стилю это будет 28 июля! И даже если пересчитывать по григорианскому календарю, выйдет 22-е. Откуда взялось 15-е? – Может, это не так уж и важно? Главное, что вспомнили… – Хорошо, что вспомнили. Но связи опять обрываются. Например, на 15/28 июля сегодня падает день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. В XIII веке он еще не был канонизирован, иначе бы составитель жития Александра обязательно и его упомянул. Но день его успения – 15 июля 1015 года – был хорошо известен всем летописцам. Так вот, некоторые церковные историки, например Г.П. Федотов, полагают, что именно победа в Невской битве ускорила общецерковное прославление князя Владимира. Сначала в Новгороде, а потом и в остальных русских княжествах. При нынешней дате «официальных» торжеств даже разговор на эту тему выглядит странно.

http://pravoslavie.ru/38449.html

Ок. 1291 г. 1295, 8 сентября Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (8 сентября, 27 ноября). Ок. 1298 г. Св. блгв. кн. Феодор Смоленский и Ярославский (11299, память 19 сентября) благословил родовой иконой Пресвятой Богородицы (по типу Тихвинской) своего сына св. Давида († ок. 1321 г., память 19 сентября, 5 марта). Явление Пресвятой Богородицы во сне свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси († 1305, память 6 декабря), в знамение соизволения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Написание Максимовской иконы Пресвятой Богородицы (18 апреля). XIII в. Прославление Белыничской иконы Пресвятой Богородицы (13 апреля). Явление Новгород-Северской иконы Пресвятой Богородицы (20 декабря). Нач. XIV в. Св. Петр, игумен Ратский († 1326, память 21 декабря), написал Новгородскую икону Пресвятой Богородицы (20 декабря). Ок. 1307 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Петровскую икону за свт. Петра († 1326, память 21 декабря) при его путешествии в Константинополь для поставления митрополитом Киевским и всея Руси (24 августа). Явление и прославление (исцеления) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), при перенесении кафедры из Владимира в Москву перенес в Успенский собор Московского Кремля Петровскую икону (24 августа). Ок. 1326 г. Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, помещенную в Успенском соборе Московского Кремля (15 августа). Принесение в Нижний Новгород из Киево-Печерского монастыря свт. Дионисием († 1385, память 15 октября, 26 июня) списка Печерской иконы Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием – Нижегородской (3 мая). Прп. Сергий Радонежский († 1392, память 25 сентября) принес в основанную им Троицкую обитель моленную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» – родительское благословение (28 июля). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Новгородскую икону «Умиление» (вознесение на воздух, истечение слез) за г. Новгород от морового поветрия (8 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кроме хроник мы находим сведения о Г. миме в неск. более поздних визант. литургических памятниках, где этот мученик фигурирует под именем Г., а не Геласин, как у хронографов, но, несомненно, речь идет об одной и той же личности. Канон Г. (до сер. IX в.) сохранился в 4 рукописях XI-XIII вв., найденных в Юж. Италии (AHG. T. 6: Canones Feb. Р. 411-418). Имя автора в каждой из рукописей указывается по-разному: Феофан, Иоанн, Иоанн монах (и одна анонимная). Разнятся и дни памяти Г.: 26 и 29 февр., 31 марта, 31 июля. В этом каноне, где содержится рассказ обо всех перипетиях страданий Г., появляется сюжет, к-рого нет в ранних источниках: после крещения Г. раздал имущество бедным. Вероятно, имеет место смешение Г. мима с др. мч. Геласием (пам. 6 июня), о к-ром говорится, что он по принятии Крещения раздал имущество, служил христ. узникам в темнице и впосл. был обезглавлен. Смешение 2 одноименных мучеников продолжалось и далее. В 9-й песни канона февральским святым Христофора Митилинского (XI в.) о Г. миме также сказано, что он был обезглавлен. Известны также 2 ямбических стиха того же автора в честь Г. Илиопольского, вошедшие в стишные синаксари, где сказано, что Г. мим был обезглавлен, а не побит камнями. Такое смешение содержится и в позднейших памятниках, и в греч. богослужебных Минеях. В визант. агиографии подобная история чудесного обращения мима ко Христу появляется в мученичестве Порфирия , мима из Эфеса, пострадавшего в Кесарии Каппадокийской (пам. 15 сент. и 4 нояб.). В визант. календарях память Г. отмечается под разными числами: под 26 февр. - в Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 492), под 28 февр.- в ряде синаксарей (напр., Paris. gr. 1589, XII в., и Oxf. Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.), под 29 февр.- в Петровом Синаксаре 1249 г. (РНБ. Греч. 240). В греч. стишных синаксарях память Г. указана под 27 февр. (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 539), впосл. она вошла в печатные Минеи (Венеция, 1596) и в совр. календарь Греческих Церквей.

http://pravenc.ru/text/161939.html

В последующее время Мария Магдалина пребывала в Ефесе, где трудился святой Иоанн Богослов, который, в отличие от других Евангелистов, написал четвёртое Евангелие значительно позднее; в нём подробно говорится о воскресении Христа Спасителя и о Его явлении Марии Магдалине. Скончалась равноапостольная Мария Магдалина в Ефесе. Святитель Димитрий Ростовский (1709; пам. 28 окт.) сообщает, что она “положена бысть у вертепнаго входа, в коем вертепе послежде святи седмь отроцоцы уснуша” 8 . Разбирая западную версию о мощах святой Марии Магдалины в Провансе, архиепископ Сергий (Спасский) Икона равноапостольной Марии Магдалины отмечает, что “по житию святого Виллибальда (память его 7 июля) епископа Ейхштадского, путешествовавшего в VIII веке на Восток, гробница её показывалась в 745 году в Ефесе” 9 . Позднее её святые мощи были перенесены в Константинополь при императоре Льве VI Философе (886–912) 10 . Между тем игумен Даниил, путешествовавший из Киевской Руси во Святую Землю в начале XII века, в разгар крестовых походов, посетил также и Ефес. Он пишет о нём: “И ту есть близь пещера идеже лежат телеса 7-ми отроков и гроб Магдалыни Марьи и глава ея” 11 . А неизвестный русский путешественник, посетивший Константинополь в конце XIII – начале XIV века, то есть уже после падения Латинской империи, так описывает святыни в столичной обители праведного Лазаря: “Лазарь святыи друг Божии, в правом столпе запечатан, а сестра его Марфа по левои руце туто лежит; туто ж в левом столпе Марья Магдалыни замурована” 12 . Последующие путешественники, посещавшие этот монастырь, о мощах святой Марии Магдалины ничего не говорят 13 . С принятием христианства на Руси начинает почитаться Мария Магдалина. Значительна иконография последовательницы Христа. Её изображение встречается на иконах Страстного цикла: среди предстоящих у распятия Спасителя 14 , Снятия со креста 15 , Положения в гроб 16 , Не рыдай Мене Мати 17 , а также в лике Жен мироносиц 18 и др. 19 . На иконе XVII века Московской школы (?) святая держит в “правой руке — белый крест, в левой — золотой с чернью и цветными камнями алавастр” 20 . Написание святой Марии Магдалины на иконах избранных святых позволяет говорить, что её имя носила Мария Годунова, супруга первого выборного на Руси царя Бориса Годунова 21 , Мария Долгорукова, первая супруга царя Михаила из династии Романовых 22 . Строительство православных храмов также могло носить тезоименитый характер. До наших дней, например, сохранилась церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины в немецком Веймаре, построенная по завещанию дочери Павла I Марии Павловны (†1859), великой герцогини Саксен-Веймарской 23 . Проповедники XIX века в конце проповедей в день памяти равноапостольной Марии Магдалины говорили об именинницах-госуда­рынях 24 .

http://pravmir.ru/svyataya-ravnoapostoln...

ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/123220_6.html

Дек. С. 845-847. Лит.: Janin R. Constantinople byzantine. P., 19642. P. 456; idem. Églises et monastères. P. 142-143, 413-414, 581-582; Sauget J.-M. Zotico//BiblSS. Vol. 12. P. 1505-1506; ODB. Vol. 3. P. 1537; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 165-166. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память З. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 168, 190) 30, 31 дек. и 8 янв. без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава З. С. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 183), 30 дек. отмечается память З. С., мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни, память к-рой переносится на предыдущее число с 31 дек.- дня отдания праздника Рождества Христова. Согласно первопечатным греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконам, служба З. С. совершается на повечерии; в московском издании указан кондак З. С. 2-го гласа на подобен «Твердыя»       Согласно слав. изданиям богослужебных книг, включая и современные, служба З. С. также поется 30 дек. на повечерии (в совр. греч. богослужебных книгах память З. С. не отмечается). Последование З. С., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: канон З. С. (греч. оригинал известен по рукописям; см.: Ταμεον. Σ. 139) с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ανωθεν λλαμφθναι (    ) и седален. В Минее (МП) помещен тот же кондак З. С., что и в первопечатном московском Типиконе. По рукописям известны и др. песнопения З. С.: канон, предположительно составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ζσας ριστον βον (Прожив доблестнейшую жизнь) (Ταμεον. Σ. 138-139); анонимный канон, посвященный попразднству Рождества Христова и З. С., плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Νν πεπλρωται πντα (Ныне исполняются всяческие) (ibid. P. 138); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»     ( Амфилохий. Кондакарий. С. 96 (отд. паг.)). Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)

http://pravenc.ru/text/200083.html

11) Прп. Сергий Радонежский († 25.09.1392). Празднование общецерковное установлено до 1448 г., когда Московский и всея Руси митр. свт. Иона упоминает прп. Сергия в числе «великих чудотворцев Русской Земли» (АИ. Т. 1. 87). Празднование местное установлено, вероятно, в 1422 г. (пам. 5 июля), когда были обретены мощи прп. Сергия (житие святого написано монахом Троицкой обители прп. Епифанием Премудрым в 1418 г.). 12) Прп. Кирилл Белозерский († 9.06.1427). Празднование общецерковное установлено до 1448 г., когда Московский митр. Иона называет прп. Кирилла в числе «великих чудотворцев Русской Земли» (Там же). Житие написано иером. Пахомием Сербом (см. Пахомий Логофет) весной 1462 г. 13) Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 12.02.1378). Празднование общецерковное установлено митр. Московским Ионой в кон. дек. 1448 г. Мощи обретены в 1431 г., вероятно, тогда было установлено местное празднование. Житие написано Пахомием Сербом весной 1459 г. 14) Прп. Варлаам Хутынский († 6.11.1192). Празднование общецерковное установлено, вероятно, в 1461 г., а местное празднование началось в кон. XIII в.— 1й пол. XIV в. (ранняя редакция жития датируется сер. XIII – нач. XIV в.). 15–17) Благоверные князья Феодор Черный († 1299) и чада его Давид († 1321) и Константин Ярославские, пам. 19 сент. Празднование общецерковное установлено в 1467 г. по благословению митр. Московского и всея Руси Филиппа I. Первое проложное житие было создано не позднее кон. XIV в., а самые ранние дошедшие до нас списки датируются XV в. 18) Свт. Исаия, еп. Ростовский († после 1089, пам. 15 мая). Празднование общецерковное установлено архиеп. Ростовским Вассианом (Рыло) в 1474 г. на день обретения мощей (15.05.1164), когда, вероятно, и установилось местное почитание святого. 19) Свт. Игнатий, еп. Ростовский († 28.05.1288). Празднование общецерковное установлено архиеп. Ростовским Вассианом ок. 1474 г., местное празднование, вероятно, с XIV в. (память указана в Уставе XIV в.— ГИМ. Син. 328, в агиографическом сборнике XIV в. — РГБ. Троиц. 745 и более поздних).

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Ок. 1420 г. Прп. Дионисий Глушицкий († 1437, память 1 июня) написал иконы Пресвятой Богородицы: «Знамение» (27 ноября), «Одигитрия» (28 июля), в честь Успения Семигородную (Семигородскую) (15 августа). Явление Овиновской иконы в честь Успения Пресвятой Богородицы (15 августа). Прославление (истечение целебного мира – 16 сентября, а затем сохранение в пожаре) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Прп. Савватий († 1435, память 27 сентября) принес на Соловецкий остров келейную икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (28 июля). Сер. XV в. Явление Бахчисарайской (Крымской) иконы Пресвятой Богородицы (Панагия) на скале и прославление иконы чудотворениями (15 августа). Сер. XV в. Прославление (сохранение в пожаре) Выдропускской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (28 июля). Ок. 1440 г. Смоленская икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» перенесена из Смоленска в Москву (28 июля). 1442, 17 сентября явление Макарьевской иконы Пресвятой Богородицы прп. Макарию Унженскому († 1444, память 25 июля) (17 сентября). Список использованной литературы 1 . Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. 2 . Мелетий, архим. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899. 3 . Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. Одесса, 1901. 4 . Поселянин Е. Богоматерь. СПб., б. г. 5 . Сергий (Спасский) , архиеп. Владимирский. Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. СПб., 1898. Святая Русь Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (сер. XIII – сер. XV в.) 2990 Время преставления к Богу, день памяти Канонизированные святые, подвижники благочестия, мученики (в скобках указаны другие дни памятей) XIII в., после 1240 г. † 1241, 18 июля Прп. Памва иеромонах, затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий. † 1243, 8 мая Св. прмц. Евпраксия Псковская (в миру блгв. кнг. псковская Евфросиния) (16 октября). † 1244, 5 мая

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры

http://pravenc.ru/rubrics/123062_53.html

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9, тропарь 4), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7, тропарь 3). В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобного Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра (Tetaturgirna, р. 16–28). В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосии и Иоанн. Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся, в основном, в XIII–XV веках. Помимо общей памяти 28 августа, каждый преподобный имеет свою память (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Феодосии Великоименитый (†1074; память 3 мая, 14 августа и 2 сентября), преподобный Моисей чудотворец (XIII–XIV; память 28 июля), преподобный Лаврентий Затворник (XIII–XIV; память 20 января), преподобный Иларион схимник (†1066; память 21 октября), преподобный Пафнутий Затворник (XIII; память 15 февраля), преподобный Мартирий диакон (XIV; память 25 октября), преподобный Феодор, князь Острожский (†ок. 1483; память 11 августа), преподобный Афанасий Затворник (XIII; память 2 декабря), преподобный Дионисий иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010