Память его празднуется 2 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Сильвестр был продолжателем, после прп. Нестора (память его 27 окт.),  «Русской Летописи». Святые мощи его почивали в Ближней Антониевой пещере.  Память 2 янв. установлена вместе со свт. Сильвестром, Папой Римским (+335).  Известно, что прп. Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве. (Монастырь основан первым киевским свт. Михаилом на том месте, где в последний раз низринут был в воды Днепра Перун) В службе отцам Печерским прп. Сильвестр называется блаженным и обладающим «чудесным даром прогонять бесовские прилоги» (песнь 9-го канона). •  Прп. Сильвестр переработал в 1116 г. «Повесть временных лет» Нестора, текст ее в первоначальном виде не сохранился. Эта 2-я редакция и входит в состав Лаврентьевской летописи. Преподобный Макарий Печерский (XII в.)   Память его празднуется 19 янв., 28 сент. вместе с Соборам прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских   Преподобный Савва Печерский Память его празднуется 24 апр. в день тезоименитства со св. мучеником Саввой Стратилатом, 28 сент. вместе с Собором прпп. отиев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Мощи прп. Саввы почивают открыто в Ближних Антониевых пещерах; подвизался он в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря не позднее середины XIII в. В рукописных святцах, в «Книге о святых» и в каноне службы преподобным отцам Киево-Печерским он называется чудотворцем. Так же он назван и в службе Печерским преподобным (в песне 6-й, стихе 5-м). Житие прп. Саввы в Патерике не описано. Преподобный Онисим, Затворник Печерский (XII вв.) Память его празднуется 21 июля, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Св. Герман (память 3/16 июля), возможно, был родственником св. Патрика. В 440-е гг. он принял монашество и трудился вместе со св. Патриком в Ирландии. После 450 г. он долгое время подвизался в Уэльсе под руководством св. Бриока. После 460 г. св. Герман посещал Британию и Ирландию, где тоже встречался со св. Патриком. В 466 г. он переехал на остров Мэн и до конца своих дней служил здесь епископом, изрядно преуспев в обращении жителей острова ко Христу. На острове Мэн он также известен под именами Гермон и Жарман. Ряд топонимов острова носят имя святителя. Ему посвящены некоторые церкви и на севере Уэльса и в Корнуолле. Относящаяся к XIII веку церковь в деревне Лланармон-ин-Ял уэльсского графства Денбишир также освящена в честь св. Германа – в средние века сюда приезжали паломники, чтобы помолиться перед чудотворной статуей святого, облаченной в епископские одеяния. Главным центром почитания св. Германа на острове Мэн является кафедральный собор города Пил, освященный в его честь. Обо всех этих святых, кроме св. Санктана, сведений, к сожалению, не сохранилось. Св. Санктан (VI в.; память 20 мая), вероятно, родился на севере Британии. Он был сыном одного местного правителя и непрямым учеником св. Патрика. Стал очень успешным миссионером в Камбрии, а затем епископом в местечке под названием «Церковь двух крепостей». Это место ученые отождествляют с селением Килл-на-Санктан близ Дублина или же с районом Сантон на острове Мэн, где до сего дня сохранилась церковь во имя св. Санктана. Упомянем еще нескольких связанных с островом Мэн святых, о которых сохранились некоторые сведения. Святые Ромул и Кониндр († ок. 450; память 28 декабря) были современниками и учениками св. Патрика и одними из первых миссионеров, проповедовавших Христа на острове Мэн. Св. Патрикиан (V в.; память 10 октября) был епископом в Шотландии; его оттуда прогнал язычник, и святой остаток дней прожил на острове Мэн. Св. Блад (время жизни неизвестно; память 3 июля) по традиции считается одним из ранних епископов на острове Мэн. Свв. Брадан и Орора (также Крора; время жизни неизвестно; память 20 октября) издавна почитаются на острове Мэн, о них больше ничего не известно. Святитель Конан († ок. 648; память 26 января) родился в Ирландии и, возможно, принял монашество на острове Айона. По некоторым данным, он позднее стал игуменом в Ирландии и воспитывал будущего св. Фиакра. Затем он переехал на остров Мэн, где служил епископом. Разные места и топонимы острова Мэн и Гебридских островов (где св. Конан тоже трудился и служил епископом) носят его имя. Некоторые предания называют его первым епископом Содора.

http://pravoslavie.ru/56015.html

Стоит старец, молится, точно беседует с отцом Никитой. Да и беседует. Не раз видал старца–учителя в тонком сне. Назидался, услаждался собеседованием и молитвою совместной. – Батюшка отец Пионий, расскажите, как вы отца Никиту видели? – А дело вот как было. Частенько хаживал ко мне отец Сисой. Он молитвенник был и ревнитель, все учил, как крест надлежит класть. Ну. .. а только любитель был чайку попить, и часто мы с ним за самоварчиком сиживали. А отец Никита запрещал, говорил: “Ты отца Сисоя часто не принимай ... не полезно...” Потом, как отец Никита скончался, стал отец Сисой опять ко мне захаживать, а я не смел отказывать, и мы с ним чай попивали. Ну, вот отец Никита и явился ко мне ночью... да такой выговор дал... вроде как с негодованием даже, за мое непослушание–то. А во второй раз пришел отец Никита и говорит: “Читай молитвы ...” Ну, я стал читать “Трисвятое” по “Отче наш”, а он благословил, и мы приветствовались. Тогда я понял, что он простил, и такую радость ощутил, как проснулся ... А то очень уж я скучал после первого сна, когда он меня наказал–то... » (Янсон М. Валаамские старцы. М., 1994. С. 28–29). 48 Саровская Успенская пустынь находится в Нижегородской епархии, на холме при слиянии речки Саровки с рекой Сатис, на месте древнего города Сараклича, основанного татарами, предположительно, в конце XIII столетия. С ослаблением Орды город пришел в запустение. В этих местах в XVII веке подвизались подвижники Феодосий и Герасим, предрекавшие будущую славу Саровской пустыни. Первоначальником обители считается иеросхимонах Иоанн (Исаакий) – строитель Сатисо–Градо–Саровской пустыни. Основанный в начале XVIII столетия монастырь прославился на всю Россию высокой жизнью своих иноков. Из Сарова вышел игумен Назарий († 1809; чудотворец; память28 июля/10 августа (Собор Тамбовских святых), возобновитель Валаама, здесь подвизался молчальник Марк († 1818; Саровский игумен; память совершается 28 июля/10 августа (Собор Тамбовских святых). В Саровскую пустынь семнадцатилетним юношей пришел Прохор Мошнин – будущий великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ипатий Руфинианский, прп. † 446 г. (Болланд.). Происходил из Фригии от отца схоластика. Подвизался в Вифинии в Руфинианском монастыре. Очень ценное житие, представляющее переделку и исправление (с орфографической стороны) монахом того же монастыря, ещё помнившими Ипатия, основного жития, написанного учеником святого, Каллиником (см. житие, стр. 247−248). Издано в AASS, июнь, IV, 247−282. Память 31 марта. Ирина Игумения, прп. † 920 (Сергий). Происходила из Каппадокии от знатных родителей и предназначалась в жёны Михаилу III. После избрания последним другой невесты, ушла в монастырь на Олимпе. Потом основала монастырь в Константинополе для знатных девушек. Скудное подробностями, написанное в XI в. (автор говорит о 5 поколениях Македонской династии, стр. 616) житие издано в AASS, июль, VI, 602−634. Память 28 июля. Исаакий, преп., современник им. Валента, Валентиниана и Феодосия, предшественник игумена Далмата. Происходил с Востока. Житие, написанное в VI–IX вв. (см. исследование, стр. 243), содержащее, главным образом, факты из церковной истории IV века, издано в AASS, май, VII, 247−253. Память 30 мая. Иаков Постник, прп. VI века. Происходил из Порфиреона близ Сидона. Подвизался в Палестине. Житие, представляющее позднейшую переработку аскетических легенд, издано у Migne, P.G., 114, 1013−1224. Память 4 марта. Иисус Христос, чудеса Икон Спасителя. 1) Повесть о Бейрутском Образе, одна из версий которой напечатана у Migne, P.G., 28, 797−812, а другая издана Dobschümz’oм (в «Zeitschrift für Wissenschaft Theologie», 1902 г., стр. 882−394). 2) Повесть об Эдесском Нерукотворном Образе и его перенесении, разные версии которых издали Dobschütz («Christusbilder», и 3) Чудеса икон Спасителя и Богородицы по Мюнхенскому кодексу XIII в. 108), издал он же (ibidem, 213−232). Иоаникий Великий, преп. Род. 754, † 846 г. (Болланд.). Про интересные для истории монастырской жизни и иконоборчества в IX в. жития, составленные иноком агаврского монастыря Петром, писавшим по личным воспоминаниям и рассказам знавшего Иоанникия Евстратия и Саввою, писавшим по Петрову житию и своим воспоминаниям (см. Лопарев, Греческие жития, стр. 293−295). Изданы в AASS, ноябрь, II, 384−435 и 332−383. Метафрастова переработка жития Саввы (см. AASS, стр. 315) напечатана у Migne, P.G., 116, 36−92. Память 4 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Новый государственный праздник - День Семьи, Любви и Верности в Российской Федерации - отметят в Санкт-Петербурге 8 июля, когда Православная Церковь чтит память святых Петра и Февронии. Свидетелями рождения нового праздника, начинателями доброй и красивой традиции петербуржцы и все россияне станут в год, объявленный указом президента РФ Годом семьи.   В северной столице центром торжеств станет Петропавловская крепость. Как сообщили " Воде живой " в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, символом этого дня станет цветок ромашки. Этими простыми русскими цветами будет украшена крепость, ее клумбы, вазоны и арки.   Основное действие развернется в 19.00 на Соборной площади крепости, куда прибудут молодые пары, зарегистрировавшие брак в этот день или накануне, а также петербуржцы, которые в этом году отмечают золотую и бриллиантовую свадьбы. С поздравлениями к молодоженам и юбилярам обратятся представители городской власти.   В увлекательной форме участников праздника познакомят с его духовной историей, с русскими свадебными обрядами и традициями. За каждую победу в разнообразных конкурсах их участники получат специальные призы - ромашки. Победителями станут те, кто наберет целый букет этих прекрасных летних цветов. День 8 июля объявлен государственным праздником по инициативе РПЦ. В отличие от пришедшего в России с Запада " Дня святого Валентина " он имеет глубокие национальные и духовные корни: чествуются православные святые XIII века - благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, которые издревле на Руси считались покровителями семейного счастья, супружеской любви и верности. Они скончались в один день и час, явив миру образ целомудренной любви.   " Вода живая " , 28.06.2008.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-28/8...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Рощин Георгий Евгеньевич; род. 22 окт. 1974 г., Москва), еп. Наро-Фоминский, викарий Московской епархии, управляющий патриаршими приходами в США ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИОАНН († ок. 825), митр. Халкидонский, исповедник, свт. (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН (Саакадзе Иосиф Георгиевич) (1660/66 - 1751), еп. Манглисский Восточногрузинского Католикосата, свт. (пам. груз. 28 марта) ИОАНН († 2-я четв. XIV в.?), блгв. кн. путивльский, мч. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших). ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек.) ИОАНН Власатый, Каргопольский († 1612, или 1622, или 1592), прп. (память в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) ИОАНН († 1615), затворник, Псковский, прп. (пам. в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАНН († после 1097, вероятно, ранее 1108), игум. Киево-Печерского мон-ря, прп. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИОАНН Многострадальный, пещерник (XII в.), прп. (пам. 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских прп. отцов, в Ближних пещерах почивающих) ИОАНН (XIII в.?), постник, прп., Киево-Печерский (пам. 7 дек., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских прп. отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Ближних пещерах почивающих)

http://pravenc.ru/text/Иоанн .html

Из русских праздников в Прологе F. п. 1. 47 есть Успение Феодосия, игумена Печерского, 3 мая (1073 г.), перенесение мощей св. Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая 1087 г. и перенесение мощей свв. Бориса и Глеба 20 мая (1072 г.). Так как в Восточной церкви перенесение мощей св. Николая праздновали только на Руси, соответственно здесь же был написан и текст. В Прологе утеряны не только начало и конец (кодекс начинается с 17 марта, а заканчивается 22 июля), но и отдельные листы в середине. 384 Отсутствуют и те, на которых должны были быть написаны памяти перенесения мощей свв. Бориса и Глеба 2 мая (между лл. 25 и 26 совр. пагин.), освящения церкви Богородицы 12 мая (между лл. 33 и 34), перенесения мощей св. Феодосия 31 мая (между лл. 66 и 67). Сохранившиеся память Феодосию 3 мая и особенно статья о перенесении мощей свв. Бориса и Глеба под 20 мая свидетельствуют, что перед нами фрагмент типичного Пролога 1-й редакции. Так как список F. п. 1. 47 относится к архаической традиции, особенно важно, что здесь уже есть память св. Владимиру. Рассмотрим вкратце тома Пролога 1-й редакции на сентябрьское полугодие. Им повезло больше, от XIII в. сохранились не дефектные фрагменты кодексов, а два целых экземпляра – уже упомянутый Лобковский пролог 1262 г. и рукопись РГАДА, Тип. 156 (349). 385 В ней отсутствуют только первые дни сентября и последний месяц (февраль). Лобковский пролог был переписан в Новгороде пономарем Тимофеем, владычным нотарием. Интересно, что он же переписал для уже упомянутого Пролога конца XII в. Соф. 1324 приложение – учительные слова, в числе которых были поучения св. Климента Охридского. 386 В Лобковском прологе читается память св. Глеба, который был убит 5 сентября. Этот же текст читается во всех сентябрьских Прологах I -й редакции вв. при условии, что сохранились начальные листы. 387 Так как Пролог Соф. 1324 начинается с середины 23 сентября (обрывается 28 февраля), нельзя исключить того, что здесь все же была память св. Глебу. Первые листы кодекса пропали, видимо, уже после того, как пономарь Тимофей написал для этой книги учительную часть. Иногда под 5 сентября читается только заглавие памяти ( Coф. 1325, XIV в.), так как под 24 июля неизменно помещался текст Сказания о мучении обоих братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) И. упоминается 2 хори, т. е. 11 сент. (Le Synaxaire arménien de Ter Israel/Éd. G. Bayan. P., 1911. P. 193-195. (PO; T. 6. Fasc. 2)), в Александрийском Синаксаре в его переводе на геэз (ок. 1400) - 11 маскарама, т. е. 8 сент. В составленный в XVI в. кард. Цезарем Баронием Римский Мартиролог память И. была включена под 4 авг. (MartRom. Comment. P. 322). Нек-рые исследователи отождествляют И. с мц. Евдокией на основе совпадения в ряде визант. Синаксарей дня памяти этих святых - 4 авг., а также из-за отсутствия древнего сказания о мц. Евдокии ( Assemani. Calendaria. T. 6. P. 516; ActaSS. Orient. T. 1. P. 133; ActaSS. Aug. T. 1. P. 328). Ист.: BHG, N 761-762; ActaSS. 1733. Aug. T. 1. P. 329-333; Delehaye H. Les versions greques des Actes des martyrs persans sous Sapor II. P., 1905, 1981. P. 453-461. (PO; T. 2. Fasc. 4) [анонимное Мученичество], 461-473 [Мученичество, составленное иером. Макарием]; Νικδημος. Συναξαριστς. 19933. Τ. 1. Σ. 124-125; ЖСв. Сент. С. 260-261; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομ. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20112. Τ. 1: Σεπτμβριος. Σ. 159-160. Лит.: ActaSS. 1733. Aug. T. 1. P. 328-329, 333; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 236-237, 278-279, 299; Т. 3. С. 310-311; Delehaye H. Les versions greques des Actes des martyrs persans sous Sapor II. P., 1905. P. 413-414. (PO; T. 2. Fasc. 4) [исслед.]; Janin. Églises et monastères. P. 253; Π[απαδοπολου] Σ. Γ. Ια//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 591-592; Sauget J.-M. Ia//BiblSS. 1966. T. 7. P. 616-618; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 205. И. И. Быкова Рубрики: Ключевые слова: КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/1237985.html

А. в Западной Церкви пропал; за исключением переведенного по заказу Кассиодора отрывка, его сочинения не переводились на латинский язык до XVI в. В средние века К. А. был известен на лат. Западе лишь благодаря широкому распространению сделанного Руфином лат. перевода «Церковной истории» еп. Евсевия Кесарийского, к-рый лег в основу ряда позднейших переработок и хроник. Непосредственно из лат. перевода «Церковной истории» имя К. А. было взято в IX в. монахом Узуардом, составившим собственную версию Мартиролога, к-рая впосл. получила значительное распространение в католич. Церкви. Заимствование из лат. «Церковной истории» подтверждается пояснительным текстом в Мартирологе, почти дословно совпадающим с текстом Руфина: «В Александрии, память святого Климента пресвитера, весьма прославившегося в изучении божественных наук» (см.: MartUsuard//PL. 124. Col. 765-766). Поскольку Узуард перенес совершавшуюся 4 дек. память мучеников Симфрония и Олимпия, упоминаемых в Житии сщмч. Стефана I , еп. Римского (III в.), на 27 июля, ставший вакантным день 4 дек. он заполнил именами двух новых святых, к-рые ранее не присутствовали ни в одном мартирологе: К. А. и Мелетия, «епископа понтийских церквей», современника еп. Евсевия Кесарийского (ср.: Euseb. Hist. eccl. VII 32. 26-28). Память К. А. перешла во мн. лат. мартирологи, производные от Мартиролога Узуарда, однако сведений о к.-л. литургическом почитании К. А. на лат. Западе до или после IX в. нет. При составлении офиц. Римского Мартиролога (Martyrologium Romanum) при папе Григории XIII (1572-1585) имя К. А. не было включено в список почитаемых 4 дек. святых (при этом имя еп. Мелетия сохранилось; см.: Martyrologium Romanum. R., 1583. P. 215). В последующих переработках и переизданиях Римского Мартиролога имя К. А. также отсутствовало; упорное нежелание Римских пап вносить его память в офиц. мартиролог исследователи объясняют тем, что авторитетные католич. теологи, отчасти опираясь на мнение свт. Фотия и «Декрет о принимаемых и не принимаемых книгах», а отчасти самостоятельно изучая уже опубликованные к этому времени на греч.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

В рукописи Жития из-за утраты листа повествование обрывается сведением о созыве Собора всей Болгарской земли для избрания достойного кандидата на место Тырновского архиеп. Василия I и возобновляется рассказом о возвращении Иоанна Асеня, довольного поставлением И. патриархом, в Тырнов из Лампсака, где проходил Собор греч. епископов ( Кодов. 1969. С. 46; Стара бълг. лит-ра. 1986. С. 88). Не вызывает сомнений, что на утраченном листе находился рассказ о Соборе 1235 г. в Лампсаке, созванном К-польским патриархом Германом II (1223-1240) ( Tarnanidis I. Byzantine-Bulgarian Ecclesiastical Relations during the Reigns of Ioannis Vatatzis and Ivan Asen II, up to the Year 1235//Cyrillomethodianum. София, 1975. Кн. 3. С. 28-52; Гюзелев В. Българската държава и Никея в борба срещу Латинската цариградска империя (1204-1261 г.)//Известия на НИМ (С). София, 1978. Кн. 2. С. 7; Божилов И. Фамилията на Асеневци (1186-1460): Генеалогия и просопография. София, 1985. С. 82-83; Николова Б. Устройство и управление на Българската правосл. църква (IX-XIV в.). София, 1997. С. 201). На Соборе провозгласили «патриархом благоговейного и святого мужа, прославленного в постнических делах и жизни, преждеосвященного архиепископа Иоакима не только устно, но и повелением патриарха Германа, которое все восточные епископы подписали, запечатали его печатью и дали его благочестивому царю и новоосвященному тогда патриарху Иоакиму на вечное неотъемлемое поминание» ( Попруженко М. Г. Синодик царя Борила. София, 1928. С. 87; Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в. 1987. С. 114). Помимо Борила царя синодика это подтверждают и др. источники. Так, визант. историк Георгий Акрополит без упоминания И. сообщает, что в Лампсаке «по императорскому и соборному определению архиерей терновский, подчиненный Константинопольскому патриарху, сделан был автокефальным и провозглашен патриархом» (Летопись вел. логофета Георгия Акрополита// Киннам Иоанн. Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов. Рязань, 2003. С. 305). Кратко об этом событии рассказано в повести (именуемой в болгарской исследовательской лит-ре «Летописный рассказ») о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) в Тырнов, написанной в 30-х гг. XIII в. и помещенной в серб. Минее праздничной с проложными житиями (не позднее 1346; ГИМ. Хлуд. 162) под 26 июля как чтение в память мц. Параскевы: «Послал благоверный царь Иоакима мниха, отца своего многосмиренного и преподобного, в медоточивом учении преити от Цариграда (Тырнова.- Авт.) в Никею великую, благословение приети архиерейское» (см.: Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 310-323). Также сообщается, что «и тако идущу му в Каликратию и ту приобрете себе за помена святей пение и хвалу тою и житие» (Там же. С. 314), т. е. по дороге в Никею в Каликратии (п-ов Халкидики) И. приобрел Житие св. Параскевы (Петки), Похвалу и службу ей; мощи святой ок. 1230 г. были перенесены в Тырнов.

http://pravenc.ru/text/468925.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010