Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВАХАРИЯ Важа Александрович (22.03.1925, Тбилиси - 25.07.1991, там же), груз. музыковед и филолог. Окончил фак-т востоковедения Тбилисского гос. ун-та (1947) и фак-т музыковедения Тбилисской гос. консерватории (1949). Д-р филологических наук (1968), профессор (1969), лауреат Международной премии Г. Ф. Генделя (1967), член правления Международного об-ва Генделя (1967), зав. отделом древневост. языков Тбилисского ин-та востоковедения (1985-1991). Занимался исследованием груз. церковной музыки. Изучал гимнографические и нотные рукописи. Полностью перевел Иадгари Микаэла Модрекили (X в.) с церковного (нусха-хуцури) на совр. груз. письмо (мхедрули) с сохранением невменной нотации. Классифицировал песнопения в груз. певч. рукописях XIX в. и предложил собственную теорию развития муз. систем в древнегруз. профессиональной музыке. Соч.: Развитие груз. муз. систем (X-XVIII вв.). Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Mehrstimmigkeit in altgrusinischen Handschriften?//BzMW. 1967. Bd. 9. S. 284-304; Муз. культура Грузии XI-XII вв.//MAAS. 1969. T. 2. P. 401-411; Муз. культура Грузии XVII-XVIII вв.//Ibid. 1972. Т. 3. P. 727-767; Муз. культура Грузии эпохи царицы Тамары и Шота Руставели//Ibid. 1975. Т. 4. P. 469-485; Die Mehrstimmigkeit in der alten grusinischen (georgischen) Musik//Beiträge z. Musikgeschichte Osteuropas/Hrsg. E. Arro. Wiesbaden, 1977. S. 414-427. (Musica Slavica); La Musique en Géorgie au temps de la grande reine Tamar//Bedi kartlisa. 1977. T. 35. P. 204-235; 1978. T. 36. P. 120-148; Гимны Микаэла Модрекили, Х в. Тбилиси, 1978. Кн. 1-3 (на груз. яз.); Древнегруз. муз. знаки (X-XIII вв.)//MAAS. 1982. T. 6. P. 765-775; «Мученичество Шушаники» и нек-рые проблемы древнегруз. гимнографии (IV-VI вв.)//Ibid. 1985. T. 7. P. 637-650. М. Андриадзе Рубрики: Ключевые слова: АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России

http://pravenc.ru/text/161775.html

В докладе «Роль церковного правосознания через призму парных категорий “культура — антикультура”» Ю.В. Ерохина проанализировала парные категории «культура — антикультура» в контексте праксеологического и аксиологического подходов на основании эмпирических фактов и корреляции с церковным правосознанием. Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры исторических наук и архивоведения Московского государственного лингвистического университета, председатель редакционной коллегии журнала «Палеоросия», действительный член Барсовского общества П.И. Гайденко поделился своими замечаниями о современных исследованиях церковного права применительно к реалиям Древней Руси XI-XIII вв. В докладе было обращено внимание на целый комплекс проблем, привлекших в последние годы внимание ученых в области изучения церковно-правовых реалий домонгольской Руси. В работе чтений приняли участие представители Казанской духовной семинарии. Первый проректор семинарии доцент кафедры литургико-канонических дисциплин иерей Никита Кузнецов представил доклад «Теологическая теория права в современном правопонимании». Проректор по учебной работе Казанской духовной семинарии диакон Андрей Зотин осветил некоторые аспекты современных дискуссий о возможности восстановления чина диаконисс в Православной Церкви. На чтениях был также представлен доклад руководителя магистерского профиля «Литургика» Московской духовной академии иеромонаха Далмата (Юдина) «Формирование традиции молитв “на сон грядущим” в Русской Церкви (по источникам XIII-XVIII вв.)». В докладе рассматриваются несколько значимых этапов становления традиции этих молитв — от начального, отразившегося в наиболее древнем источнике (древнерусский Часослов первой половины XIII в.) до закрепления традиции в изданиях Московского Печатного двора конца XVII начала XVIII в. Общецерковный статус традиция получила благодаря авторитету святителей Московских Алексия и Киприана во второй половине XIV начале XV в. Кроме состава молитв, внимание уделяется также тому, кем они использовались: хотя изначально традиция выходит из монашеской среды, однако уже с этапа общецерковного ее распространения в Русской Церкви широко использовалась и в среде образованных мирян.

http://azbyka.ru/news/v-mda-proshla-iii-...

228 Августин Блаженный (354–430) – епископ Гиппонский с 395 г., знаменитый богослов; прошел через увлечение манихейством, скептицизмом и неоплатонизмом. «Исповедь» святого Августина является выдающимся памятником христианской антропологии. Боролся с манихейством, донатизмом, пелагианством, язычеством. Вплоть до Фомы Аквинского (ХШ в.) был самым значительным авторитетом в католицизме. Развил идею свт. Амвросия Медиоланского о двух градах: граде земном, основанном на любви к себе, доведенной до презрения к Богу, и граде Божьем, зиждущемся на любви к Богу, доведенной до презрения к себе. Государственную власть характеризовал как «большую разбойничью шайку», тем не менее необходимую. После себя оставил 93 сочинения в 132 книгах. Память 15 (28) июня, 24 апреля (7 мая), 28 августа (10 сентября). 229 Миннезингеры – певцы любви – немецкие средневековые поэты-певцы, авторы-исполнители произведений рыцарской лирики XII -XV вв. Воспевали любовь и рыцарские обычаи. Поэзия была проникнута мистикой, нередко с налетом пантеизма и гностицизма, и носила изысканный, ирреальный характер культа «служения прекрасной даме». 230 Трубадуры – провансальские (Юж. Франция) поэты-певцы XI -XIII вв., пользовавшиеся европейской славой. Изысканная лирика трубадуров в основном воспевала воинские подвиги, рыцарскую куртуазную любовь и радости жизни, однако нередко под этими образами скрывались прообразы метафизического мира. В некотором смысле можно говорить о влиянии суфизма на поэзию трубадуров. 231 Иллюминаты (от лат. – просветленный) – члены тайных религиозных сект, затем религиозно-политических обществ в Испании, во Франции и Бельгии в XVII -XVIII вв Учение иллюминатов о внеземном происхождении света и его значение для человека имеет не христианский, а оккультный характер. 232 Розенкрейцеры – члены тайных обществ религиозно-мистического характера в XVII-XVIII вв. в Германии, а также в России, Нидерландах. Название происходит от легендарного основателя Христиана Розенкрейцера (ученика мусульманских магов) или по эмблеме – розе и кресту (имеющей каббалистическую зашифровку). Занимались под видом нравственного совершенствования оккультными науками: черной магией, каббалистикой, алхимией, поисками «философского камня», «жизненного эликсира» и др. Берлинские розенкрейцеры, группировав-шиеся вокруг короля Фридриха Вильгельма II, занимали государственные посты. С берлинскими розенкрейцерами были связаны масоны в России. В начале XX века гроссмейстером розенкрейцерского ордена был известный оккультист Рудольф Штайнер.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Романски. София, 1960. С. 963-991; он же. Дмитрий Ростовский (Даниил Туптало) и болг. Возрождение//Études balkaniques. 1966. 4. С. 113-139; он же. Рус. и укр. рукописи и старопеч. книги в болг. книгохранилищах//Исслед. источников по истории рус. языка и письменности. М., 1966. С. 206-225; он же. Рус. и укр. историография XVIII ст. и «История во кратце о болгарском народе славенском» Спиридона (1792)//XVIII в. Л., 1974. Сб. 10. С. 127-134; Мошин В. А. Мартовско гласник. Београд, 1951. Бр. 1/2. С. 19-57 (то же// Он же. Избр. дела. Ckonje, 2003. С. 189-236); idem (Mo š in V.). Slavenska redakcija Prologa Konstantina Mokisijskog u svijetlosti vizantijsko-slavenskih odnosa XII-XIII v.//Zbornik Historijskog instituta Jugoslavenske akademije. Zagreb, 1959. Knj. 2. S. 17-68; он же. Сербская редакция Синодика в Неделю православия//ВВ. 1959. Т. 16. С. 317-394; 1960. Т. 17. С. 278-353; 1961. Т. 18. С. 359-360; он же. О периодизации рус.-южнослав. лит. связей X-XV вв.//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 28-106 (то же//Русь и юж. славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 7-113); он же. Peboлyцuje у ucmopuje старог српског правописа//Библиотекар. 1964. Бр. 6. С. 465-475; он же. Палеографическо-орфографические нормы южнослав. рукописей//Метод. рекомендации по описанию слав.-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. Вып. 1. С. 43-75; Ангелов Б. Ст. Из историята на руското културно влияние в България (XV-XVII вв.)//ИИБИ. 1956. Т. 6. С. 291-325; он же. Стари славянски текстове//ИИБЛ. София, 1960. Кн. 9. С. 247-268; он же. Материали за проникване на руската книга в България (XV-XVIII вв.)//Изв. на Нар. б-ка «Васил Коларов» и Б-ка на Софийския държавен ун-т за 1959 г. София, 1961. Кн. 1(7). С. 262-273; он же. Самуил (Бакачич) в южнослав. лит-рах//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 293-299; он же. Из историята на руско-българските лит. връзки. София, 1972. Кн. 1. С. 71-144; 1980. Кн. 2. С. 15-47, 67-78; он же. Руско-южнослав. книжовни връзки.

http://pravenc.ru/text/180423.html

дис. Л., 1987; H annick Ch. Die byzantinischen liturgischen Handschriften//Kaiserin Theophanu: Begegnung des Ostens und Westens um die Wende des ersten Jahrtausends: Gedenkschrift des Kölner Schnütgen-Museums zum 1000. Todesjahr der Kaiserin/Hrsg. A. v. Euw, P. Schreiner. Köln, 1991. Bd. 2. S. 33-40; Герцман Е. В. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1; Хачаянц А. Г. Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII-XVIII вв. (на мат-ле собр. Зональной науч. б-ки СГУ им. Н. Г. Чернышевского). М., 2001; Заболотная Н. В. Древнерус. церковнопевч. книжность XI-XIV вв. в ист.-функциональном аспекте: АДД/ГМПИ. М., 2002; Захарьина Н. Б. История изучения рус. певч. книг// Она же. Русские богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003. С. 8-45; Пено В. Ненотированные певч. книги - источники для изучения серб. церк. пения//Гимнология. М., 2011. Вып. 6. С. 109-120; Шеховцова И. П. Греческие певч. рукописи РГБ: Опыт каталогизации//Музыковедение. 2012. 4. С. 8-20; Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие кон. XVII - сер. XVIII в.: Источниковедение, история, теория. М., 2015. И. В. Старикова На Западе На Западе под литургическими П. к. исследователи (М. Югло , Б. Штебляйн, Д. Хайли и др.) понимают, как правило, сборники литургической монодии с текстом на лат. языке. Основной массив зап. рукописных и печатных П. к. относится к самой распространенной традиции - григорианскому пению . Различаются соборно-приходские и книги различных монашеских орденов (бенедиктинцев, францисканцев, доминиканцев, цистерцианцев). Сохранились П. к. других, неримских традиций - амвросианского пения , испано-мосарабского пения , беневентанского обряда , сарумского обряда и др. В более широком смысле к П. к. относятся любые сборники богослужебного пения - как одноголосного, так и многоголосного (напр., «Большая книга органума», составленная в XII-XIII вв. в парижской Нотр-Дам школе ). Помимо собственно песнопений П. к. содержат схематически нотированные формулы (в рамках данной традиции) речитационных тонов, псалмовых тонов, тонов библейских песен и т.

http://pravenc.ru/text/2579888.html

Т. Католичество на Сев. Кавказе: (XIII-XX вв.): АКД. Владикавказ, 2007; Каров А. Х. Религии и государственно-конфессиональные отношения в совр. Кабардино-Балкарии: (опыт, проблемы и пути решения). Нальчик, 2008; Макоева А. А. Нетрадиционные религ. движения в совр. рос. обществе: на примере Кабардино-Балкарской Республики: АКД. Нальчик, 2010. В. Г. Пидгайко Христианские архитектурные и археологические памятники Алтарная часть ц. Хустос в В. Чегеме Алтарная часть ц. Хустос в В. Чегеме Основная проблема изучения христ. памятников совр. К.-Б. состоит в том, что почти все эти сооружения либо полностью разрушены, либо сильно повреждены, и судить о них можно лишь по поверхностным описаниям XVIII-XIX вв. Имеющиеся сведения о нек-рых из этих построек настолько противоречивы, что относить данные сооружения к к.-л. архитектурному типу невозможно, нет также полной уверенности в том, что они действительно являлись храмами. Начиная с XVIII в. почти все путешественники связывали древние постройки К.-Б. с христианством. В действительности многие считаются таковыми лишь в местной фольклорной традиции (напр., «папасово жилье» и «греческая лестница» в В. Чегеме (Эльтюбю)). Собственно в Кабарде (в Нальчике и его окрестностях) о существовании христ. построек известно из весьма беглых описаний, сделанных неспециалистами в XIX в.: эти «храмы и часовни» не сохранились и правильность их атрибуции проверить невозможно ( Чеченов. 1969. С. 85-87. 313, 314, 320). В основном памятники христ. культуры сконцентрированы в горной части республики, т. е. на территории Балкарии. Очевидно, у кабардинцев храмов не имелось (как вообще капитальных построек), что связано с подвижным (полукочевым) образом жизни адыго-черкесов (в позднее время это объяснялось якобы неписаным правилом, согласно к-рому нельзя молиться в рукотворных сооружениях). План ц. Хустос в В. Чегеме. Обмер М. В. Му-жухоева. 1980 г. План ц. Хустос в В. Чегеме. Обмер М. В. Му-жухоева. 1980 г. Первые здания из камня, возведенные приглашенными мастерами по заказу кабардинцев не ранее кон. XVII в.,- мусульм. погребальные постройки ( Нагоев. 2000. С. 75-76). Они отличаются более высоким качеством обработки камня по сравнению с горскими аналогами. В рус. документах XVIII в. имеются указания на существование в кабард. деревнях «благочестивых церквей», к-рые «токмо оставленные, пусты» (Кабардино-рус. отношения в XVI-XVIII вв. Нальчик, 2007. Т. 2. С. 90, 103). Однако, вероятно, речь шла о горной Балкарии (конкретно о В. Чегеме; Батчаев. 2006. С. 235. Табл. XXIV). Возможно также, что имелись в виду храмы, построенные в Кабарде до прихода туда адыгов (напр., на городище Татартуп (В. Джулат), отождествляемом с прилегающим к границам К.-Б. средневек. г. Дедяковом).

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Возникновение алфавитного письма Алфавитное письмо возникло на пересечении древних письменных культур: егип. иероглифики (нач. III тыс. до Р. Х.), шумеро-аккад. клинописи (нач. III тыс. до Р. Х.), крито-микенской (эгейской) иероглифики (нач. II тыс. до Р. Х.- не дешифрована) и слогового письма (1-я пол. II тыс. до Р. Х.), к-рое использовалось приблизительно с XV в. до Р. Х. для древнегреч. языка (т. н. линейное В), хеттской клинописи (XVIII-XIII вв. до Р. Х.) и иероглифики (XVI в. до Р. Х.) в эпоху миграций и переселений народов - исхода израильтян из Египта (1250-1200 до Р. Х.), разрушения Трои и Хеттского царства (ок. 1200 до Р. Х.), вторжения в Ханаан и Египет «народов моря», расселения колен Израилевых в Палестине. Образец клинописи. Восьмигранная призма с надписью, посвященной ассир. царю Тиглатпаласару I. 1109 г. до Р. Х. (хран.???) Образец клинописи. Восьмигранная призма с надписью, посвященной ассир. царю Тиглатпаласару I. 1109 г. до Р. Х. (хран.???) Идеографическое письмо содержит знаки-детерминативы (обозначение понятий) и т. н. фонетические комплементы со слоговым или звуковым значением; в егип. письме 23 знака со звуковым значением, к-рые могут рассматриваться как первоначальный прообраз А. Создатели первых А. использовали фонетические составляющие идеографического письма (егип. и аккад.), но отвергли идеографические и логографические знаки, связанные с религиозно-мировоззренческими представлениями Египта, Месопотамии или Крита и с конкретными языками. Тем самым алфавитное письмо стало универсальным инструментом фиксации любого языка и началось быстрое распространение письма среди народов Азии, Европы и Африки. У западносемит. народов алфавитное письмо (ханаанско-арам. группа семит. языков) сложилось на пространстве от Сев. Ливана до Синайского п-ова во 2-й пол. II тыс. до Р. Х. Древнейшее клинописное алфавитное письмо Угарита (средиземноморское побережье Сирии) датируется XV-XIII вв. до Р. Х.; оно содержит 30 (позже 22) знаков, обозначающих семит. согласные, порядок к-рых воспроизводится в последующих А., но начертания угаритских клинописных букв не соответствуют знакам др. семит. А. Памятники слогового письма Библа (XV в. до Р. Х.), синайско-палестинского письма сер.- 2-й пол. II тыс. до Р. Х. предположительно связывают с племенами филистимлян, заселивших в XIII-XI вв. до Р. Х. ряд областей Ханаана. Примерно этим же временем датируются древнейшие памятники южносемит. письма Аравии и Синая. Ханаанский, или финик., А. (22 буквы), первые памятники к-рого датируются XII в. до Р. Х., считается родоначальником греч. и арам. письма. Вост. А.

http://pravenc.ru/text/115282.html

Период готики проходит от середины XII до XV вв. XV столетие (в Италии -”кватроченто”, т.е. “четырёхсотые” годы) время раннего Ренессанса предваряемое проторенессансными эпохами (ду- и треченто), первая треть XVI называют Высоким Возрождением, а его оставшуюся часть – поздним. Своеобразный характер имеет Северное Возрождение, особенно в Германии и Голландии. Новое Время, начинающееся периодом Возрождения, продолжается периодом XVII-XX вв. с эпохами частично сосуществовавших барокко как стиля контрреформации (XVII-XVIII столетия) и классицизма (XVII-XIX вв.) с доминированием первого в католических странах и, к примеру, нетипичностью его для Англии. Середина XIX – начало XX вв. – это время эклектики и поисков национальных стилей, завершённое на рубеже веков эпохой модерна. Двадцатое столетие характеризуется разнообразием стилей, но, к сожалению, тенденции собственно храмовой архитектуры и традиции собственно христианского изобразительного искусства в западной культуре не получили в это время интенсивного развития. При этом отдельные выдающиеся произведения церковного характера вызывают определённый интерес. Русское искусство заслуживает отдельного рассмотрения. Не говоря о языческой предыстории и эпохи медленной христианизации, началом целостного процесса храмостроительства, становления живописной традиции и искусства малых форм можно считать официальное Крещение Руси, то есть конец X века. Домонгольский период включает в себя эпоху христианской Киевской Руси – до начала XII века, затем эпоху удельных княжеств в XII столетии с региональными архитектурными школами и рубеж XII-XIII вв. как время сложения общерусского по характеру храмового зодчества. Монументальная живопись известна с XI века, но первые иконы, написанные на Руси, скорее всего, связаны с XII столетием. Новгородская земля, наименее пострадавшая от монголо-татарского нашествия, и её школы архитектуры и живописи (как Новгорода, так и Пскова) характеризуются расцветом в XIV-XV и отчасти ещё в XVI веке. Первый подъём Московского государства начинается в XIV веке, продолжаясь до середины XV.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

36 Срезневский И.И. Древние памятники русского письма и языка X–XIV вв. СПб., 1882 (перепеч.: Leipzig, 1973). 37 Никольский Н.К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X–XI вв.). Корректурное изд. СПб., 1906. Настоятельно необходимо новое переработанное издание этого труда и его продолжение. 38 Позволим себе лишь следующие исключения: Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842; Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Τ.Ι–III/1. Киев, Пг., 1895–1917; Mateji Μ., Matejié Р. Hilandar Slavic Manuscripts: A Checklist of the Slavic Manuscripts from the Hilandar Monastery. Columbus/Ohio, 1972; Богданови Д. Каталог Кирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. Т. 1–2; de Santos-Otero А. Die handschriftliche Überlieferung der altslavischen Apokryphen. (PTSt. 20). Berlin, New York, 1978. Bd. 1 (см. рец. со множеством замечаний: Thomson F.J.//SIEER. 1980. Vol. 58. P. 256–268); Idem., 1981. Bd. 2 [рец.: Thomson F.J.//SIEER. 1985. Vol.63. P.73–98. – Прим. изд. (А.Η.)]. 39 Бельчиков Η.Φ., Бегунов Ю.К., Рождественский Н.П. Справочник-указатель печатных описаний славяно-русских рукописей. Μ., 1963 (позднее вышло: Бубнов Н.Ю., Лихачева О.П., Покровская В.Ф. Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР: Описание русских и славянских рукописей XI–XVI вв. Л., 1976); Grimsted Р.К. Archives and Manuscript Repositories in the USSR: Moscow and Leningrad. Princeton, New Jersey, 1972; Idem. Suppl. 1: Bibliographical Addenda. (Bibi. slav. 9). Zug, 1976 [см. также: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: X–XIII вв. Μ., 1984; Каталог славяно-русских рукописных книг XI–XIV вв., хранящихся в ЦГАДА СССР/Сост. Князевская О.А., Коваль Н.С., Кошелева О.Е., Мошкова Л.В. Μ., 1988. Ч. 1–2. – Прим. изд. (А.Н.)]. 40 словник, 1: Давня (XI–XVIII cm.) I Изд. Л.Е. Махновець, О.И. 1960 (см. рец.: Будовниц И.У.//ИСССР. 1962. С. 187–181). На немецком языке вышла библиография: Wytrzens G. Bibliographie der russischen Autoren und anonymen Werke. (Zeitschrift für Bibliothekswesen und Bibliographie. Sonderheft 19). Frankfurt/M., 1975; idem. Bibliographie der russischen Autoren und anonymen Werke, 1975–1980. Frankfurt/M., 1982.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сер. XIII в. в Б. сложился крупнейший в Италии центр переписывания и иллюминации книг, чему способствовало существование ун-та. Выделяются 2 группы мастеров. Миниатюристы т. н. «первого стиля» создали большинство рукописей XIII - нач. XIV в., как богато украшенных и дорогих (прежде всего Библии), так и рассчитанных на рядового заказчика (тексты для студентов, статуты корпораций и т. п.). Художники этого стиля работали в широком диапазоне романской традиции, обнаруживая также знакомство с франц. готикой и ретроспективное знание старой визант. миниатюры, что объясняется присутствием в Б. большого числа мастеров из Умбрии (напр. Одеризио да Губбио, 1268-1271), Тосканы (особенно из Ареццо) и Юж. Италии. Художники «второго стиля» работали в основном над украшением церковных книг, создавая Библии, Псалтири, книги хоралов, изредка тексты важнейших законов или книги для ун-та. Их миниатюры отличались чистотой цвета и классической уравновешенностью композиции (ранний пример - статут флагеллантов (1260) в конволюте с текстами для благочестивого чтения: Болонья, Bib. Com. Archiginnasio. Fondo Ospedali. Ms. 1-2). C XIII в. именно в Б. вошло в обычай распределять работу над одной рукописью между группой переписчиков и художников; сложились семьи потомственных каллиграфов и миниатюристов, что обеспечило в XIV в. как единство стиля, так и высокое социальное положение создателей манускриптов. С 70-х гг. XV в. Б. стала важным центром живописи и скульптуры: здесь работали Л. Коста и его ученики - Франча, С. Ферруччи, Якопо делла Кверча, Микеланджело, а позже Рафаэль и Дж. Вазари. Вклад в развитие европ. религ. живописи внесла болонская школа (к ней принадлежали Аннибале Карраччи, Гвидо Рени и др.), основанная в XVII-XVIII вв. В Б. сформировались новые центры обучения искусству классицистической живописи - академии (наиболее известна Accademia Clementina, позже Accademia di Belle Arti). Болонская школа живописи в XVIII-XIX вв. оказала влияние на академическое религ. искусство и иконопись России.

http://pravenc.ru/text/149693.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010