Достаточно значительны по количеству и интересны по содержанию письма Н. К. Никольского к Николаю Петровичу Лихачеву (15 писем за период с 1892 по 1916 г. и за 1928 г.), а также ответные письма византиниста (12 писем за 1894–1912 гг.). Так, заслуживает внимания письмо от 15 декабря 1913 г., содержащее просьбу Н. К. Никольского об участии Η. П. Лихачева в издании «Библиографической летописи». С большой теплотой и уважением к адресату он писал: «Беру на себя смелость обратиться к Вам с просьбою, не согласитесь ли Вы уделить какую-либо крупицу Ваших знаний для возникающего предприятия? Надеюсь, что мне нет надобности пояснять, насколько было бы ценно и дорого во всевозможных отношениях Ваше участие в нем». 798 В письме от 29 марта 1916 г. адресат отвечает на приглашение: «Глубокоуважаемый Николай Константинович! Я считал бы за высокую честь принять участие в «Библиографической летописи». Обстоятельства последних лет, выбившие меня из колеи, препятствовали и препятствуют, к сожалению, до сих пор проявлению научной активной деятельности. Кроме того, на мне лежит выполнение в первую очередь большого и давно начатого труда по сфрагистике. Вот причины, почему я не мог предложить Вам своих услуг». 799 29 мая 1913 г. Н. К. Никольский благодарит ученого за «добрую память» и отмечает: «С величайшим интересом прочел все пять статей Ваших, восторгаясь Вашей неутомимостью. Когда успеваете работать? Из статей о «двух митрополитах» и о генеалогии дворян Корсаковых я уже извлек сведения, полезные для моих текущих работ». 800 Сохранились также письма Н. К. Никольского к С. А. Жебелеву (3 письма, в том числе от 31 августа 1915 г.). Интересен ответ ученого на письмо С. А. Жебелева от 27 августа 1915 г., в котором шла речь о статье Н. А. Порфирьева для Журнала Министерства народного просвещения «Несколько мыслей о послании митрополита Никифора к Вл. Мономаху» с просьбой сообщить мнение Никольского об этой работе. Н. К. Никольский так ответил на запрос коллеги: «Многоуважаемый Сергей Александрович! Реферат на тему «О послании митрополита», прочитанный г. Н. А. Порфирьевым на моем просеминарии, обратил на себя мое внимание как интересная попытка сопоставить с учением древних о душе идеологию русско-греческого писателя XII века. В качестве «просеминарского» опыта сообщение г. Порфирьева не могло не вызвать моего одобрения». 801 По-видимому, искренняя дружба связывала Н. К. Никольского с Дмитрием Власьевичем Айналовым. 802 Так, в письме от 27 января 1911 г. Д. В. Айналов приглашал коллегу на вечернее чаепитие: «Многоуважаемый Николай Константинович! Давно не видал Вас, а завтра у нас четная пятница, быть может, и для Вас удобнее, чтобы посидеть и поговорить за чаем. Народу у нас бывает мало, все Ваши уже знакомые. Преданный Айналов». 803 29 марта 1916 г. он же писал: «Ждал Вас по понедельникам, жаждая любомудрия Вашего. Буду ждать еще. Остаюсь искренно преданный и глубоко уважающий Дм. Айналов». 804

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка: Вышеозначенные книги, журнал и рукописи, немедленно по получении, сданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную библиотеку. Определили: Принять к сведению. XII. Отношения: а) Г. Ректора Императорского Юрьевского Университета, от 12 ноября за 2693: «От имени Правления Императорского Юрьевского Университета имею честь обратиться в Совет Московской Духовной Академии с покорнейшею просьбою о высылке на три месяца из библиотеки Московской Духовной Академии славянской рукописи бывш. Св. Троицкие Сергиевы —336— Лавры, бумажной, отд. II, 9 (13), описанной в труде архимандрита Леонида «Сведения о славянских рукописях», вып. II, стр. 25–26. Рукопись эта необходима ординарному профессору Μ.Н. Крашенинникову для издания находящегося в ней на лист. 564–575 поучения на память Св. Константина и Елены в подготовляемом им к печати собрании житий Св. Константина и Елены». б) Совета Киевской Духовной Академии от 27 ноября за 1651: «Совет Киевской Духовной Академии имеет честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии выслать для научных занятий студента IV курса Академии свящ. Т. Лященко принадлежащую библиотеке Московской Академии книгу под заглавием: Tillemont, Mémoires pour servir a l’histoire ecclésiastique, t. XIV». в) Совета 2-го Киевского Женского Училища Духовного Ведомства, от 3 декабря за 1045: «Совет 2-го Киевского Женского Училища духовного ведомства имеет честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии, не найдет ли он возможным выслать Совету Училища из библиотеки Московской Духовной Академии на двухнедельный срок книгу – Букварь, изданный Поликарповым в 1701 году, – значащуюся в библиотеке Академии по Библиографии Ундольского и необходимую преподавателю училища Виктору Петровичу Родникову для составления курса Истории Русской Педагогики для воспитанниц педагогического класса». Определили: Выслать в Правление Императорского Юрьевского Университета и в Советы Киевской Духовной Академии и 2-го Киевского Женского Училища Духовного Ведомства означенные в отношениях рукопись и книги на испрашиваемые сроки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В один из таких приездов в дом Флоренского в ее исполнении звучала Lacrimosa из «Реквиема» Моцарта (в переложении К. Салтыкова), памятная ей внезапной утратой другого любимого и близкого человека. Вспоминая 15 декабря – день кончины, 239 – она просит прощения у Анны Михайловны: «Прошу простить, что у меня, как у неразумной девы, не оказалось в Светильнике масла... Наказана-то я сама, а в том, что Память о. П для меня священна, – была, есть и будет, мне думается, Вам не должно сомневаться, именно Вам, дорогая, дорогая Анна Михайловна» (из письма А.М. Флоренской 4.1.1969). 240 Не только воспоминание и любовь, но и постоянное «соизмерение» своей жизни с начертанными в ее памяти словами Павла Александровича о ней самой составляют ее внутреннюю опору на предуказанный им смысл жизни: «На всю жизнь я благодарю Бога за «оценку», данную мне твоим отцом, и даже написанную им в письме Вам оттуда. Это тот камень упования, на который я опираюсь в самые критические минуты жизни. Бесконечное ему спасибо за все и за Прозорливость» (из письма О.П. Трубачевой 15.1.1958). И в другом письме: «Вы даже не представляете, какой поистине великой опорой души для меня являетесь; я беру у Вас и отдаю другим, кои меня, можно сказать, «рвут на части»... но сознание дружбы со всеми Вами и близости с Вами – мне невыразимо дорого, а некое «признание» меня твоим отцом поддерживает меня в самые горькие минуты и дни самоуничтожения и разных безвозвратных сожалений о своих ошибках» (из письма О.П. Трубачевой 30.1.1957). Жизнь убеждала в правоте Флоренского, в справедливости сказанного им о Марии Вениаминовне и о той общности судьбы, которая неизбежно становится уделом «величия личности». Последнее десятилетие (19601970) стало тяжелейшим испытанием в жизни художника и неколебимого в своей вере и убежденности человека. «Я пытаюсь спасти остатки своего искусства, кое так ценил несравнимый ни с кем – П А , но это почти невыполнимая задача... Меня рвут на части и – кроме некоторых благодетельных оазисов – всюду – обман, неподъемные трудности и собственные и чужие немощи... Недаром мне раньше часто снилось, что я физически иду в шествии «Несение Креста» в картине Тинторетто, что была в Дрезденской Галерее» (из письма О.П. и С.3. Трубачевым 28.XII.1964). 241

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Господи, помилуй. (Трижды.)   По сем глаголи со умилением сия стихи: Утверждение на Тя надеющихся,/утверди, Господи, Церковь,/юже стяжал еси//честною Твоею кровию. (Поклон.) Под Твою милость/прибегаем, Богородице Дево:/молений наших/не презри в скорбех,/но от бед избави нас,/Едина Чистая и Благословенная . (Поклон.) Пресвятая Богородице, спаси нас. (Поклон.) Вси святии земли нашея, молите Бога о нас. (Поклон.)   И заключительные поклоны. Боже очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя. (Поклон.) Создавый мя Господи, помилуй мя. (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (грешную). (Поклон.) Молясь об Украине, нам уместно прибегать к заступничеству святых: Святого апостола. Андрея Первозванного (+ ок. 67, память 30 ноября), святых равноапостольных князя Владимира (+ 1015, память 15 июля)  и княгини Ольги (+ 969, память 11 июля), святых мучеников варягов Иоаннаи  Феодора (+ 983, память 12 июля), святых благоверных князей страстотерпцев Бориса (+ 1015, память 2 мая, 24 июля) и Глеба (+ 1015, память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) и благоверного великого князя и инока Игоря Черниговского, страстотерпца (+ 1147, память 5 июня, 19 сентября); святых благоверных князей. Ярослава Мудрого (+ 1054, память 20 февраля), Владимира Мономаха (+ 1125), святителей Михаила, (+ 992/998, память 15 июня, 30 сентября), Илариона (2-я пол. XI в., память 21 октября), митрополитов Киевских, святителей Московских, митрополитов Киевских Петра (+ 1326, память 24 августа, 21 декабря), Феогноста (+ 1353, память 14 марта), Алексия (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая), Киприана (+ 1406, память 27 мая, 16 сентября), Фотия (+ 1431, память 27 мая, 2 июля), Ионы (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня), Макария (+ 1497, память 1 мая), святителя Филарета (Амфитеатрова) , митрополита Киевского (+ 1857, память 21 декабря), Святителя Игнатия Мариупольского (1715-1786, память 3 февраля), святителей Исаии , епископа Ростовского (+ 1090, память 15 мая, 23 мая), Мины , епископа Полоцкого (+ 1116, память 20 июня), Феоктист а, епископа Черниговского (+ 1123, память 5 августа), Симона, епископа Суздальского (+ 1-ая пол. XII в.), Нифонта , епископа Новгородского (+ 1156, память 8 апреля), Лаврентия , епископа Туровского (+ 1194, память 29 января), Дионисия , архиепископа Суздальского (+ 1385, память 26 июня, 15 октября), Феодосия,, архиепископа Черниговского (+ 1696, память 5 февраля, 9 сентября) Димитрия , митрополита Ростовского (+ 1709, память 21 сентября, 28 октября) Иоанна , митрополита Тобольского (+ 1715, память 10 июня). Иннокентия, (+ 1731, память 9 февраля, 26 ноября), и Софрония (+ 1771, память 30 марта, 30 июня), епископов Иркутских, Иоасафа , епископа Белгородского (+ 1754, память 4 сентября, 10 декабря); священномученика Арсения (Мацеевича) , митрополита Ростовского (+ 1772, память 28 февраля), Феофана , затворника Вышенского (+ 1894, память 10 января), Иоанна Шанхайского,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, Митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь Владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16 мая, 26 сентября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12 июля), в Торжке –  преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15 декабря), в Твери – преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличекий († 1504; память 6 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9 сентября, 18 октября), преподобный Корнилий Комельский († l537; память 19 мая). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня, 4 октября,5 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6 ноября, 23 июня), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого Патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжедмитрием I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой Лавры († 1633; память 12 мая). Настоятельствовал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фанурий мученик. Чудеса его на Родосе и Кипре, записанные в VIII веке, (стр. 685). Изданы в AASS. май, VI, 686−698. Они интересны своими подробностями из быта крестьян на островах Архипелага. Филарет Милостивый, прп. Зажиточный пафлагонский помещик VIII в., на внучке которого был женат Константин VI. Житие святого, написанное его внуком и крестником Никитой на основании рассказов родителей и бедняков, которым помогал Филарет (если это признание Никиты не есть просто литературный приём, что довольно вероятно, так как по житию Никиты, Филарет перед смертью будто бы молил Бога о продлении Никите жизни, чтобы тот мог записать всё, сделанное Филаретом в воспоминание грядущим поколениям, черта довольно странная в святом). Его список найден Х.М. Лопаревым в Генуе («Греческие жития», стр. 440−441). Составленная на основании этого жития повесть о Филарете Милостивом, напечатана А. Васильевым в («Извест. Русс. Арх. Института в Константинополе», 1900 г. стр. 64−86). Память 1 декабря. Филогоний, еп. Антиохийский. † 386 г. (Болланд.). Энкомия Иоанна Златоуста , издана у Migne, P.G., 48, 747−756. Память 20 декабря. Филофей Опсикианский, прп. X в. (Болланд.). Сельский священник из Опсикианской фемы. Поздняя похвала Евстафия Солунского . Издана у Migne, P.G., 136, 141−161. Память 15 сен. Фока, прп. Собрание легенд об этом сыне синопского моряка, специальном морском святом (в некоторых легендах он назван мучеником при им. Траяне), издал Van de Vorst (Anal. Boll., XXX, 272−284). Память 22 сентября. Фотий Фессалийский, прп. Современник царя Романа Сын знатных «Фессалийцев» (из окрестностей Солуни). Поздняя энкомия святому издана арх. Арсением («Похвальное слово п. Фотию Фессалийскому», Новгород, 1897 г. стр. 5−35). Харитон Палестинский, прп. † 350 г. (Болланд.). Метафрастова обработка его жития, содержащего почти исключительно аскетические подвиги поучения святого, издана у Migne, P.G., 115, стр. 900−917. Память 28 сентября. Христодул, еп. Патмосский. † 1101 г. (Болланд.). Происходил из деревни близ Никеи. Подвизался на Олимпе в Палестине на г. Латре, островах Косе и Патмосе. Житие и чудеса святого, очень важное для истории постепенного захвата азиатских частей империи турками, и хорошо рисующие быт островов Эгейского моря в XI–XII в. Составлены Иоанном, митрополитом Родосским XII в., Афанасием, патриархом Антиохийским (XII в.) и анонимными авторами (XIII в.) на основании свежих преданий. Изданы Саккелионом в Афинах. («κολουϑα ερ το σου Хριστоδоλоυ», 3 издание, 1884). Память 16 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (3-я неделя по Пятидесятнице). Афанасий Галичский, Чухломской, преподобный ( Текст отсутствует). Июль 21 Онуфрий молчаливый и Онисим затворник, Печерские Преподобный Онуфрий молчаливый, Печерский, подвизался в Ближних (Антониевых) пещерах в XII веке. Вторично память его совершается 28 сентября/11 октября, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Преподобный Онисим Печерский (XII–XIII вв.), подвизаясь в Киево-Печерской лавре, затворился в Ближних пещерах. Святые мощи преподобного погребены на месте его подвигов. Память его совершается также 28 сентября/11 октября, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер. Анна Кашинская, преподобная, благоверная княгиня — прославление Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала супругой святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского (он был замучен татарами в Орде в 1318 году; память 22 ноября/5 декабря). После страдальческой кончины мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния. По просьбе своего сына, кашинского князя Василия Михайловича, перешла на жительство в Кашинский Успенский монастырь, где приняла схиму с прежним именем своим Анна. Св. Анна имела кроме Василия, еще трех сыновей: Димитрия и Александра, повторивших исповеднический подвиг отца своего, и Константина. Димитрий Михайлович (Грозные очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь тверской, вместе с сыном Феодором — 29 октября 1339 года. Преподобная скончалась 2 октября 1338 года (по другим источникам, в 1368 г.) и погребена в Успенском Кашинском монастыре. С годами Успенский храм обветшал, сквозь зияющий пол открылась гробница святой княгини Анны, память о которой со временем изгладилась в народе. Не зная, чья гробница находится в храме, прихожане ставили на гробницу вещи, клали одежду. В 1611 году, в Смутное время, благоверная княгиня Анна явилась тяжело больному пономарю Успенского храма Герасиму, исцелила его от болезни и велела передать соборному протопопу Василию и жителям города Кашина, что Господь по ее молитвам сохранит город от литовцев, разорявших в то время северо-западную Русь. Благоверная Анна повелела чтить ее память и возжечь лампаду пред иконой Спаса Нерукотворенного, которая находилась над местом ее упокоения. С той поры кашинцы стали благоговейно хранить и почитать гробницу святой княгини Анны. При гробе ее неоднократно совершались исцеления больных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

     Подвиг столпничества быстро и широко распространился по всей северной Сирии. Среди наиболее известных монахов-столпников, последовавших за святым Симеоном, были преподобный Даниил Столпник (409–493 гг., память 24 декабря) из Константинополя, святой Симеон Дивногорец (Младший) (517–592 гг., память 6 июня) с горы недалеко от Антиохии, святой Алипий Баглфони (VII век, память 9 декабря), преподобный Лука (879–979 гг., память 24 декабря) из Халкидона, преподобный Лазарь (968–1054 гг., память 30 июля) с горы Галицион около Эфеса. На Руси тоже были столпники, самые известные среди них – Никита Переяславский (XII век, память 6 июня) и Савва Вишерский (XV век, память 14 октября). Монастырь святого Симеона Гора в провинции Алеппо, на которой находится монастырь, также носит имя святого Симеона. Обитель была основана учениками святого еще при его жизни, неподалеку от каменного столпа, где Симеон совершал свой подвиг. Одним из этих учеников был преподобный Даниил Столпник. Святой Даниил происходил из богатых купцов Константинополя, затем оставил свое ремесло и принял монашество. Приобретя авторитет и уважение императора, после смерти святого Симеона в 459 году Даниил попросил возвести большую церковь в честь своего почившего духовного наставника. Строительство началось во время правления императора Леона. Византийский император Зенон, духовный сын преподобного Даниила, завершил строительство грандиозной церкви вокруг столпа Симеона. Строительство главного собора началось в 476 году и завершилось в 490-м. Храм имел форму креста, а в середине находилась колонна (каменный столп), на которой жил и молился святой Симеон. Такие храмы на месте мученичества или подвижничества древних святых назывались мартириями (свидетельствами). В конце V века вокруг мартирия было построено еще несколько зданий – келейные корпуса для монахов и крестильная часовня. Фрагменты столпа до сих можно видеть среди руин великого монастыря, и эта святыня привлекала паломников на протяжении столетий.      В первой половине VI века на севере Сирии произошла серия землетрясений, которые сильно разрушили города Алеппо, Антиохию и Селевкию. Пострадал и собор святого Симеона, и само основание колонны, на которой он подвизался. Когда Сирию завоевали мусульмане, они на некоторое время оставили монастырь святого Симеона Столпника христианам, так же как и другие местные церкви и монастыри. Византийская империя слабела и разделялась, но обитель святого Симеона в руках христиан на протяжении столетия оставалась чем-то вроде укрепленной крепости. С тех времен название так и сохранилось в истории – Калъат-Симъан («крепость Симеона»). В этот период пол церкви был вымощен мозаикой, и были проведены некоторые реставрации. Об этом свидетельствует надпись на мозаике, обнаруженной на полу церкви: в ней упоминается, что император Василий II (976–1026) и его брат Константин VIII (976–1028) вымостили церковь мозаикой и благоукрасили ее в 986 году.

http://pravoslavie.ru/144129.html

  Святитель Стефан Сурожский, архиеп. († ок. 750; память 28 декабря) После учебы в Константинополе принял монашеский постриг и 30 лет прожил отшельником в пустыне. Патриарх рукоположил его во епископа города Сурож (современный Судак). Император-иконоборец Лев III Исавр посадил его в темницу, откуда святой вышел в глубокой старости, только после смерти правителя, и скончался в Суроже.   Преподобный Иоанн Готфский, еп. († 790; память 1 июня, 9 июля)   Святой родом из Крыма, где местные жители выбрали его своим епископом. Участвовал в VII Вселенском Соборе против иконоборческой ереси. Вернувшись оттуда, узнал, что его епархию заняли хазары. Святителя арестовали, но верующие помогли ему бежать в Турцию, где он и скончался.   Святитель Савва Сурожский, архиеп. († XII; память 28 декабря) О святом практически ничего не известно, кроме записи на полях греческой Минеи (богослужебная книга). В ней говорится, что он был епископом города Сурож (Судак) в XII веке.   Святитель Иустин (Полянский), еп. († 1903; память 28 декабря) Святой родом из Воронежской губернии. После семинарии женился, но вскоре овдовел и принял монашеский постриг. Преподавал в семинариях, писал труды по догматике, аскетике, патрологии. После рукоположения в епископа занимал разные кафедры. В Тобольске основал типографию и возродил духовные миссии. Скончался святитель в затворе Григорьево-Бизюковского монастыря Херсонской епархии.   Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Симферопольский, ар­хи­еп. († 1961; память 11 июня) Архиепископ, врач и профессор, получивший Сталинскую премию за научную работу по гнойной хирургии. Стал епископом после революции 1917 года и 11 лет провел в лагерях и ссылках по ложным обвинениям атеистической власти. Скончался святитель в родном Крыму, где провел последние годы жизни.   Фото на зacmabke: Manmisa-anna /Wikipedia/CC BY-SA 3.0 Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/svyatyie-kryima-za-5-minu...

Пафнутий – преподобный Боровский. Около 1395 † 1 мая 1477. Память 1 мая. – 133, 176. Пафнутий – Оптинский иеромонах, скитоначальник и братский духовник, впоследствии архимандрит, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря. 1807 † 23 июня 1891. В мире Петр Мартынович Осмоловский. Из дворян. В число братства определен 29 января 1836 г., в монашество пострижен 27 мая 1839 г. Исполнял клиросное послушание. 9 сентября 1839 г. рукоположен в иеродиакона, а 30 января 1843 г. – в иеромонаха. Был уставщиком (1844 г.) и скитоначальником (с 30 ноября 1853 г.). Указом от 26 февраля 1854 г. определен духовником братии. 22 ноября 1862 г. посвящен в Калуге во игумена Малоярославецкого монастыря. 8 декабря 1862 г. приехал прощаться с обителью, в которой пробыл почти 27 лет, и 17 декабря окончательно отправился на место своего назначения. С о. Пафнутием из скита выбыли его келейники о. Георгий, его брат послушник Николай и послушник Иван Андреевич (родом из Московской губернии). 17 апреля 1886 г. о. игумен Пафнутий был посвящен в архимандрита. Перед кончиной во время продолжительной болезни был пострижен в схиму. – 114, 137, 140, 177, 261, 262, 296. Пахомий Великий – преподобный. Около 295 † около 347. Память 15 мая. – 81, 272. Передельская Дарья Михайловна (урожд. Иванова) – тетка старца Макария. – 9. Передельские – родственники старца Макария. – 10. Передельский Алексей Семенович – двоюродный брат старца Макария. – 9, 10, 13, 14. Передельский Семен Федорович – дядя старца Макария. – 9. Петр – св. первоверховный апостол. Память 29 июня. 16 января особо празднуется поклонение честным веригам апостола Петра. – 208. Петр Дамаскин – священномученик, преподобный, † около 775 или в XII в. Согласно Синаксарнику Никодима Святогорца , было два св.отца с таким именем. Преосв. Филарет (Гумилевский) считал, что этот святой жил позднее VIII в., был священноиноком и принял мученическую смерть от меча. Греческое предисловие к творениям св. Петра, изданным в Венеции в 1782 г., сообщает о другом преподобном, подвизавшемся при императоре Константине V Копрониме (VIII в.). Он вел отшельническую жизнь, не имея при себе никаких книг, даже Св.Писания, был трудолюбив, впоследствии поставлен епископом Дамаска. Его подвижничество сменилось мученичеством – за обличение манихеев и мусульман сын аравийского начальника Исима Валид урезал ему язык и отправил в заточение в Аравию, где ему чудесным образом был возвращен дар речи. Он смог священнодействовать и вскоре преставился. Священномученик Петр известен как учитель духовного ведения, ему принадлежит одна книга и 24 слова, вошедшие в греческое Добротолюбие. Славянский перевод его сочинений сделан преп. Паисием Величковским . Память 9 февраля. – 91, 215, 268, 322.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010