13. Священноисповедник Николай, Митрополит Алма-Атинский (Могилевский; +1955, память 12/25 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1919-1920 гг. был Епископом Стародубским, викарием Черниговской Епархии. Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 14. Священномученик протоиерей Александр (Левицкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 15. Священномученик протоиерей Митрофан (Корницкий; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 16. Священномученик протоиерей Варлаам (Попов; +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 17. Священномученик иерей Стефан (Грачев; +1938, память 25 января/7 февраля и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 18.Священномученик иерей Алексий (Тютюнов; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 19. Священномученик иерей Иоанн (Никольский; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 20. Священномученик иерей Корнилий (Удилович; +1937, память 24 ноября/7 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). 21. Священномученик протодиакон Серафим (Василенко; +1937, память 30 сентября/13 октября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Благоверные князья: 22. Благоверный князь Давид Черниговский (+1123, память в Соборе Всех Святых, в земли Российской просиявших). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 23. Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский Чудотворец, в Ближних пещерах (+1143, память 14/27 октября и в Соборах Волынских, Печерских, Печерских в Ближних пещерах почивающих и Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества. 24. Благоверный великий князь Игорь Черниговский и Киевский, страстотерпец (+1147, память 19 сентября/2 октября, 5/18 июня ив Соборе Тульских Святых). В XII веке город Брянск входил в состав Черниговского княжества.

http://pravicon.com/info-1882

Числа: Декабрь (Церковные даты декабря)/Подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.44-45. – (рубрика « Числа »). Весь декабрь Церкви предстоит провести в покое, соблюдая Филиппов пост, украшенный праздниками в честь великих святых: Названы и кратко прокомментированы (С.44) следующие даты: 2 декабря – день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (XIX век); 8 декабряпамять священномученика Климента , папы Римского, жившего на рубеже I и II веков от Р. Х.; 10 декабря – праздник в честь иконы Божией Матери « Знамение » (XII век от Р.Х.); 13 декабряпамять апостола Андрея Первозванного (I век от Р. Х.); 18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного (VI век от Р. Х.); 19 декабря – празднование в честь святителя Николая Чудотворца , архиепископа Мир Ликийских (IV век от Р. Х.); 25 декабряпамять святителя Спиридона , епископа Тримифунтского (IV век от Р. Х.). Более подробно рассказано о трех церковных торжествах: 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины (начало IV века от Р. Х.). – С.44; 17 декабряпамять святой великомученицы Варвары (IV век от Р. Х.). – С.44; 20 декабря – день памяти святителя Амвросия Медиоланского (конец IV века от Р. Х.). – С.45. Протоиерей Петр Перекрестов , ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). Так заживает рана. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2007. – С.45. – (рубрика « Числа »). Рассказ о найденной в конце XIII века в курских лесах Курской-Коренной иконе Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник. Эта икона, вывезенная из России в 1919 году, стала самой великой святыней Русской Православной Церкви заграницей. Разрубленная когда-то на две части Курская-Коренная икона однажды чудесным образом срослась (остался лишь след на тыльной стороне образа). В этом автор видит прообраз воссоединения Русской Церкви (акт о каноническом общении подписан 17 мая 2007 года), возрождения ее во всей своей полноте: «Божия Матерь вымолила перед Своим Сыном наше духовное единство».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

S – тексты о св. Капитоне (под 22 декабря) и 7 епископах (под 7 марта) из основной редакции, так называемого, «Синаксаря Константинопольской Церкви». 15 Эта редакция основывается на тексте т. н., cod. Sirmondianus (XII в.) и большинства других синаксарей, протограф которых восходит к Х столетию. Сохранился также славянский перевод, в том числе в составе Макарьевской минеи-четьей 16 (далее разночтения под сиглом Sl). Вместе с остальными текстами синаксаря, данные параграфы были созданы по всей вероятности где-то в 1-й половине Х века. От 4 предыдущих полных житий их отличает краткость изложения, не мешающая, однако, сохранить практически полностью сюжет жития, иногда они даже содержат дополнительные детали. Особенностью синаксарной версии является как разделение сюжета жития на две части (см. выше), так и ошибочное помещение истории Капитона не только в параграф собственно о нем, но и в пассаж о Евгении, Елпидии и Агафодоре, которое произошло, вероятно, из-за желания поместить под 7 марта память всех семи епископов и случилось, возможно, позднее. D – синаксарная статья под 7 марта из рукописи Par. gr. 1587 (XII в., сигл D в издании И. Деле 17 ). Эту версию отличает от S как общая для всех епископов статья под 7 марта (так что здесь отсутствует ошибка со св. Капитоном, см. выше), так и различия в повествовании: в отношении 6 первых епископов и пребывании св. Капитона в печи, более полном, а в отношении остальной жизни св. Капитона – напротив, сокращенном. Эта версия представляет собой независимое от S сокращение полного протографа и возникла до середины XI века, так как ее пассаж о пребывании св. Капитона в печи содержится также в cod. Par. gr. 1617, написанном в 1071 году. 18 G – синаксарная статья под 7 марта из рукописи Mosq. GIM gr. 296 (XVI в.). Она представляет собой более пространное, чем в остальных синаксарях, сокращение жития, обогащенное, к тому же, редакторскими вставками (например, двукратное мученичество свв. Евгения, Елпидия и Агафодора, мученичество св. Еферия). Однако при составлении текста, автор G пользовался, возможно, не только полным протографом, но и текстом других синаксарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом. Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей. В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь. На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. По приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел. Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира. Читайте также: Стих о святой Варваре Варвара – Невеста Христова прекрасная Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 апреля, 2021 19 декабря, 2020 24 декабря, 2023 31 декабря, 2022 7 декабря, 2022

http://pravmir.ru/pravoslavnye-chtut-pam...

17 августа 2020 года на заседании Синода Украинской Православной Церкви было принято решение провести сбор средств в епархиях для помощи братской Антиохийской Православной Церкви , верующие и храмы которой существенно пострадали в результате взрывов в порту г. Бейрут. За три месяца было собрано более 2 миллионов гривен. Собранные средства уже переданы Антиохийской Церкви.  Установлено общецерковное почитание блаженного Иоанна Босого, Христа ради юродивого, который был местночтимым святым Киевской епархии . Память угодника Божия установлена 29 декабря по новому стилю. Священный Синод благословил местное почитание пяти подвижников благочестия в Сумской и Александрийской епархиях: преподобномученика архимандрита Аристарха (Ситала), а также священномучеников пресвитеров Василия Слотвинского, Феодора Статкевича, Александра Балануцы и Иакова Ильичевского. Епископом Новобугским, викарием Николаевской епархии , избран клирик Николаевской епархии архимандрит Варнава (Гладун). Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5732715.ht...

церкви, т. I, стр. 198). В этом же житии сообщается, будто св. Сильвестр «вместо языческих названий дней недели установил названия христианские. Так, первый день недели у язычников назывался днем солнца, а св. Сильвестр велел называть его днем Господним, потому что в этот день Господь Иисус воскрес из мертвых», и что он же будто бы «запретил поститься в субботы», за исключением единой великой субботы, «в нюже Христос умре, и вниде в ад разорити его и извести оттуду прародителя Адама со праотцы» (Чет.-Мин. Дим. Рост., указ. изд., л. 348; Филарет, жития святых, 2-е янв.). Празднование первого дня недели, вместо субботы, – «дня Господня», как он назывался, – в воспоминание воскресения Господа и явления Его ученикам, идет от времен апостольских ( Ин. 20:26 ; Деян. 20:7 ; Апок. 1:10 ), со 2-го в. становится всеобщим обычаем и при Константине В. получает гражданскую санкцию. Соблюдение поста в субботу было в обычае с древнейших времен отчасти и на Востоке, преимущественно же на Западе, хотя и здесь обычай этот не был повсюдным, и потому возможно, что св. Сильвестр, имея в виду практику Востока и некоторых еретиков, постившихся в субботу (Epiph. Haeres. XLII, 3), воспрещал пост в этот день. Как известно, пост в субботу для Запада был окончательно узаконен декретом Иннокентия I (402–417) и послужил одним из отличий Западной церкви от Восточной (см. Martigny, Ditcionaire des Antiqu. chret., 1889 г. 247 и 392; Kraus, Real-Encykl. d. Christl. Alterh. s. v. Fasten n. Sabbat). Кроме указанного жития, Димитрий Ростовский воспользовался житием св. Сильвестра, составленным Метафрастом; этим же житием пользуется и составитель «Legenda Aurea» – этого западного средневекового Пролога (см. в издании. Grässe, L. Aur., cap. XII). – В Остромировом Евангелии память св. Сильвестра записана под 31 декабря: «Страс. стго мчка Сельвестра папежа». Под этим числом память папы Сильвестра значится только в римском мартирологе, как и до настоящего времени у римо-католиков. В греческих же месяцесловах, прологах и минеях, равно и в славянских, память его полагается 2 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

7 декабря 2022 5 декабря 2022 Что общего между монашеством и коммунизмом? Нужно ли менять богослужение под современные реалии? Чем плохи литургические реконструкции? Зачем молодой выпускник МИФИ бросил всё и ушёл в монастырь? Отвечает благочинный Покровского академического храма, инженер МДА иеромонах Варнава (Лосев). 24 ноября 2022 Вниманию читателя предлагается перевод первой главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885—1968). В статье Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко рассматривается история поминовения живых и усопших за проскурмисанием. Автор приходит к выводу, что XII в. стал переломным моментом в переходе от древней практики служения на многих Агнцах к совершению Евхаристии только на одной Агничной просфоре. Жертвенный характер приношений верующими просфор в чью-либо память сохранялся, но их употребляли для служения уже не целиком, а изымали некоторую часть, которую располагали на дискосе с произнесением особой молитвенной формулы. В статье Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко рассматриваются различные богословские подходы к поминовению Божией Матери и святых угодников во время проскомидии. В статье Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко раскрывается история возникновения и развития чинопоследования проскомидии. На взгляд автора, трансформация отношения клириков к совершению протесиса является одной из ярчайших иллюстраций к так называемому пятому литургическому закону А. Баумштарка, когда обычные и утилитарные действия священнослужителей во время богослужения со временем приобретают символическое значение, подвергаются сакрализации и дальнейшей кодификации. В очерке профессора Николая Дмитриевича Успенского рассказывается об истории возникновения и содержании чина Воздвижения Креста, который ежегодно совершается на Всенощном бдении праздника Воздвижения Креста Господня в соборных и некоторых приходских храмах.

http://bogoslov.ru/topic/315975

Ноября 7/20 1956 г. Д. 18. Л. 129–130. Подлинник. Машинопись и рукопись. 5. 20 декабря 1956 г. Дорогой Владыко Афанасий! До чего Вы утешили меня своим письмом. В дополнение к нему сообщаю, что у меня помянники разделены на след[ующие] отделы: личный (вся жизнь моя в соприкосновении с подвижниками), общий (прошения о всех в мире †), подвижнический и агиологический, архиерейский помянник. Я постепенно буду подбрасывать Вам эти помянники с просьбою направить два экз[емпляра] и один оставить себе на память. Особенно радуюсь за фото иконы всех св[ятых] новгородских. Почему-то не нашел многих новгородских святителей, п[атриарха] Иоакима 801 пререкаемого. Но разберусь в присланных двух стопах. Храни Вас Господь на многие лета. Горячо любящий Вас богомолец и о Христе собрат Мануил. 20.XII.56 Д. 19. Л. 68. Подлинник. Автограф. 6. 28 марта 1957 г. Дорогой Владыка АФАНАСИЙ! Письмо Ваше получил и извиняюсь, что задержал у себя магистерку прот[оиерея] Прилуцкого 802 . Высылаю ее. За пользование ею приношу Вам глубокую благодарность. От отца Павла получил 24 марта письмо, в котором он пишет: как утешительно, что все члены Комиссии не возражают против идеи чина архиерейского отпевания, но скорбное для меня, что все они имеют пожелания и предложения к исправлению текста моего чина, то есть иначе и короче говоря, после Пасхи приступят к серьезной операции над чином, думаю, главным образом, в области текстологии. Между тем я располагаю в данный момент партитурой 12 песнопений чина, переложенных на ноты одним близким мне духовным композитором. До отъезда в Москву я располагал партитурой десяти песнопений, из них самые сильные шесть занесены были на пленку магнитофона «Эльфа» (фирма Вильнюс). По приезде из Москвы дополнительно получил песнопения 11–12 (последние). При свидании со Святейшим 12 марта я передал ему партитуру на 10 первых песнопений и пластинку магнитофонную с записью 6 песнопений. Он принял это от меня с «любопытственною» благодарностью. Он просто не ожидал музыкального оформления Чина. Тут же я просил его передать эти ноты регенту Патриаршего хора Комарову, чтобы он пропел со своим хором и дал бы свой отзыв Святейшему. О дальнейшей судьбе этой партитуры я до сего дня не осведомлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Как и многие храмы в советской России, алуштинский храм долгие годы не оглашался молитвой, она зазвучала под его сводами только в 1989 году. Вскоре после восстановления храм св. Федора Стратилата получил новое освящение — его небесными покровителями стали не только древний святой воин-мученик, но и все крымские святые. Уместно здесь привести имена святых покровителей Крыма. В Собор крымских святых входят: — св. апостол Андрей Первозванный (f 62; память 20 июня, 30 ноября); — сщмч. Климент I Римский (f 101; память 30 января, 22 апреля, 10 сентября, 25 ноября); сщмч. Ефрем Херсонесский, епископ (f нач. IV в.; память 7 марта); сщмч. Василий Херсонесский, епископ (f 309; память 7 марта); сщмч. Агафодор Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Евгений Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); сщмч. Елпидий Херсонесский, епископ (f 311; память 7 марта); свт. Еферий Херсонесский, епископ (f 324; память 7 марта); — сщмч. Капитон Херсонесский, епископ (f после 326; память 7 марта); — свт. Мартин I Римский (f 655; память 14 апреля); — свт. Стефан Сурожский, архиепископ (f ок. 750; память 15 декабря); — прп. Иоанн Готфский, епископ (f 790; память 19 мая, 26 июня); — свт. Савва Сурожский, архиепископ (f XII век; память 28 декабря); — свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ Симферопольский (f 1961; память 29 марта); — свт. Иустин (Полянский) , епископ (f 1903). Этот список был утвержден по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1 988 году. К нашему времени он пополнился именами новомучеников, прославленных на Архиерейском Соборе 2000 года и в последующие годы. В их числе и последний до его закрытия настоятель храма св. Федора Стратилата в Алуште сщмч. Тимофей Изотов. А теперь позволю себе поделиться личными впечатлениями от жизни в Алуште в сентябре 2017 года. Наверное, это странные впечатления и, надо сказать, для меня самой неожиданные. Неожиданным было то, что долгожданная (после большого перерыва) встреча с Черным морем не принесла той радости, которая переживалась в молодости, а тем более в детстве.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-yu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010