Архив Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская Празднование 9/22 октября Икона Божией Матери Корсунская, или Ефесская, празднование 9/22 октября. Привезли в Россию святую икону Ефесскую «Одигитрию» в царствующий град Москву. Поставили драгоценную святыню в своих боярских палатах и устроили малую домовую церковь в честь принесенного образа Ефесской «Одигитрии». Предание История этого святого образа уходит в седую древность. Существуют две версии его происхождения. Согласно одному преданию, сей образ написан самим евангелистом Лукой. На Русь Ефесская, или Корсунская, икона попала в 988 году, — была принесена крестителем Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром из Корсуни в Киев. Позднее образ попал в Великий Новгород, затем в Москву и до 1918 года находился в Успенском соборе Московского Кремля, за престолом. Другое же предание гласит, что икона была принесена на Русь в конце XII столетия святой Евфросинией Полоцкой, в миру Предиславой, дочерью полоцкого князя Георгия, с юных лет избравшей путь подвижничества. Она основала в Полоцке женскую обитель с храмами во имя Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Вторую из церквей обители княжна решила украсить древним образом Пречистой. Род Комнинов, царствовавший в то время в Византии, состоял в родстве с полоцкими князьями. Евфросиния отправила к императору Мануилу Комнину (1143—1169) и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу (1156—1169) гонца с богатыми дарами, и владыки Второго Рима поднесли в дар полоцкой обители дивный образ, украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями. В 1173 году эта икона была торжественно установлена в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы, прославившись подаваемыми ею чудесными исцелениями. В 1239 году святой князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. Венчание состоялось в городе Торопце; в память об этом константинопольский образ был перенесен туда и до начала ХХ пребывал в иконостасе торопецкого Воскресенского собора. Какая же из двух версий происхождения Корсунской иконы верна? В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника была найдена рукописная книга на двенадцати страницах из холста. Рукопись повествует об истории обретения Ефесской «Одигитрии». Сия икона, — сказано в рукописи, —написана в Византии в 1134 году «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» с древнего первоначального образа письма самого апостола Луки.

http://pravoslavie.ru/put/051021152843.h...

1.10. Кукузелисса 109 Кукузелисса На Афоне, в лавре св. Афанасия, находится чудотворная икона, названная по имени святого подвижника Иоанна Кукузеля (XII в.). Однажды в субботу после бдения, пропевши акафист Пресвятой Богородице, он сел против иконы, и тонкий сон успокоил утомлённого старца. «Радуйся, Иоанн! – вдруг произнёс кроткий голос. – Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел златницу в руке своей. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы. В церкви села Мятина Дубенского уезда Волынской епархии находится благодатная икона Божией Матери, снимок с чудотворной, написанная «благоверным иконописцем Григорием». Икона Кукузелисса прославилась чудесными знамениями, особенно с 1796 г. Празднество ей совершается 1 октября и в 10-ю пятницу по Пасхе. 1.10. Псково-покровская Псково-покровская Чудотворная икона находится в Псковоградской Покровской церкви; точный с неё снимок – в Московском Успенском соборе над южными дверями придела во имя свв. апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королём Стефаном Баторием. Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу Дорофею изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица с преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским, Гавриилом и Тимофеем, и Николаем, юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда. Икона прославилась многими чудотворениями и стала известна под именем Псково-Покровской по церкви, в которой находится; празднество ей совершается 1 октября. В Московском Успенском соборе совершается празднование сей иконе в благодарность за победу над турками и татарами после войны с ними (1736–1740). 1.10. Крупецкая

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков. Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 1 сентября).

http://pravicon.com/info-2391

Он построил в обители в 1025 году прекрасный храм во имя Богоматери, существующий с некоторыми изменениями до настоящего времени. Этому игумену и приписывается типиконом 1300 года составление и введение в богослужебную практику особого ктиторского типикона. Но игумен Власий II (1282—1303), подчинившийся папе римскому, не мало изменил устав Варфоломея и в дисциплинарной и в синаксарной части, хотя основа его оставалась еще прежняя. Позднейшие произвольные прибавления в синаксаре этого устава особенно бросаются в глаза в мае; есть памяти в последние 14 дней мая, взятые из лаврентьевской четьей минеи, один экземпляр которой находился в Лаврентьевской медицейской библиотеке в Милане, которым пользовались болландисты (Acta SS. май). Поэтому проф. Дмитриевский называет этот устав Власия грекоуниатским, тогда как прочие восемь списков называет православными. Но до нас дошли и описаны у Тоскани криптоферрат. служебные минеи XII и даже XI века с годами, по которым можно составить понятие о синаксаре первоначального криптоферратского устава, но об этом будет речь в отделе о служебных минеях. Замечательные восточные памяти святых устава криптоферратского 1300 года внесены нами еще в первое издание Полного Месяцеслова по описанию его у Тоскани.     Профессором Дмитриевским изданы синаксари уставов касулявского монастыря и Богородицы Мили.     Касулянский синаксарь написан не на все дни, с пропусками многих чисел в каждом месяце. Особенностей против восточных почти не имеет. Сентября 13 есть праздник обновления храма Воскресения, что взято из Иерус. типикона, 14 сент. чин воздвижения креста на утрени подобен нашему с возглашением: Господи помилуй пять раз по 100. 25 октября Нотарей и Нестора, 27 окт. Капетолины и Иеротиды и опять Нестора. Это указывает на сводный характер. В минее криптоферратской память Нестора только 27 октября, 7 дек. отдание св. Николаю, 8 дек. препразднство зачатия св. Анны. Февр. 2 о празднике Сретения замечено: если праздник случится в неделю, ничего воскресного не поем; это вопреки другим уставам: студийскому, евергетидскому, иерусалимскому и настоящему греческому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А еще ранее в Месяцеслове древнейшей русской датированной рукописи - Остромирова Евангелия, переписанного диаконом Григорием в 1056 года для новгородского посадника Остромира, под 14 февраля значится память святого Кирилла. Находим это указание на память св.Кирилла и в Архангельском Евангелии 1092 года. Память св. Кирилла отмечена в большинстве и позднейших Месяцесловов. Свидетельством древнего почитания святого Кирилла на Руси является и его изображение на фреске XII века вместе со святым Мефодием в жертвеннике и на столпах южного придела во имя святых Антония и Феодосия в Софийском соборе в Киеве. Впоследствии русские иконописные подлинники непременно помещали указания, как изображать святого Кирилла Философа. Как и у южных славян, святой Кирилл иногда изображался в святительских ризах и всегда седым, с небольшой бородой. В одном из иконописных подлинников читаем: " Святый отец Кирилл Философ сед вельми, брада проста аки Николина, ризы кресчаты, в правой руке еуангелие, левая молебна... " (Рукопись XVII века из собрания Тихонравова. ГБЛ, 528). Очень характерно здесь, как и в других подлинниках, уподобление святого Кирилла Святителю Николаю Мирликийскому, чтимому и особо любимому русским народом. Особенно ярким свидетельством о чествовании святых Кирилла и Мефодия и глубоком понимании святости и величия их просветительного подвига являются церковные Службы, а также похвальные Слова в их честь, содержащиеся в Прологах и Четьих-Минеях на дни их памяти: 14 февраля, 6 апреля, 11 мая и 14 октября. Жития святого Кирилла делятся на три основных разновидности: Пространное (Паннонское), Краткое и Проложное. Известна также Похвала святым первоучителям. Краткое Житие не получило распространения на Руси, тогда как остальные известны в большом числе списков. Пространные Жития входили в состав Четьих-Миней и предназначались для внебогослужебного чтения, тогда как Проложные читались в виде синаксаря на утрени, после шестой песни канона. На это есть прямое указание в одном из Типиконов XVII века из Софийского собора в Новгороде, где под 14 февраля говорится о чтении на утрени " Кириллова Жития " . Житие святого Кирилла находится в большинстве русских Прологов. Древнейшие из них относятся к XIII-XIV вв.

http://pravoslavie.ru/1455.html

1, 4). Скончался преподобный Никон в середине XII века и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Декабрь 12 Ферапонт Монзенский, преподобный Не сохранилось никаких известий о происхождении и ранних годах жизни угодника Божия преподобного Ферапонта. Место и время его рождения, звание и имена родителей остались неизвестны. Можно только догадываться, что он происходил не из Москвы, потому что сам говорил о себе, что он был пришельцем в Москве, и не из Костромской и Галичской областей, в которых подвизался после, так как на месте его подвигов не знали о его происхождении. По своему смирению преподобный ничего не говорил об этом. Он сказал только своему духовному отцу преподобному Адриану Монзенскому († 1619; память 5/18 мая), что был пришельцем в царствующем граде Москве и жил близ дома Василия Блаженного († 1552; память 2/15 августа), рядом с его тыном; другому заявил, что он был сожителем блаженного. Но так как известно, что Василий Блаженный не имел постоянного места жительства и даже ходил нагой, то слова прп. Ферапонта о соседстве и сожитии с ним следует понимать так, что он Христа ради юродствовал по Москве, подражая подвигам Василия Блаженного. Иноческое пострижение прп. Ферапонт принял в Воздвиженском Костромском монастыре (около 1580 года) и после пострижения пробыл там тринадцать с половиной лет. За свою подвижническую жизнь, за послушание игумену и всей братии, за кротость и смирение он был любим и славим всеми. Преподобный служил образцом добродетели для иноков обители, подавая им пример великого воздержания, которым изнурял свое тело. Слава о святой жизни подвижника быстро распространилась по всему городу. Миряне во множестве сходились к нему и просили его молитв и благословения. Приходили воеводы, дьяки и разных чинов люди от мала до велика. Не всех своих посетителей одинаково принимал подвижник: для одних он приветливо произносил молитвы и подавал им благословение, иных же сурово обличал за слабую, распущенную жизнь, за пристрастие к мирской суете и особенно за порок пьянства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Статья кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Елизаветы Васильевой раскрывает актуальную для современности тему сложной политической, общественной и религиозной обстановке в Западной Руси XVI–XVII вв. на примере «Жития» одной из древнейших чудотворных Богородичных икон, относящейся к XII в. – Купятицкой Одигитрии. 22 марта 2022 Житие св. Александра Невского, датируемое концом XIII века, неоднократно перерабатывали русские книжники. Они создали несколько редакций жития, объединенных раскрытием проблемы — Русь между Востоком и Западом как в военно-политическом, так и в конфессиональном смысле. Главная цель статьи — проследить формирование антилатинского полемического содержания агиографических произведений, посвященных Александру Невскому. Детальный анализ различных редакций жития показал, что даже при наличии сюжетов о военных или дипломатических контактах с латинским миром антилатинский пафос в житии отсутствовал полностью до конца XV века. Тема противопоставления православного Востока и латинского Запада намечена в «лихачевской редакции», в редакции Миней Четьих она получает заметное развитие и окончательно складывается в редакции Василия-Варлаама, созданной между 1547 и 1555, то есть незадолго до начала Ливонской войны. Эссе преподавателя МДА священника Сергия Кима, посвященное дню памяти всех святых, в земле Русской просиявших 30 января 2020 Это очередная конференция из серии " Славянский мир: Забытые перекрестки различных культур " , которая проводится в память профессора Йозефа Поппе. Она будет проходить с 30 января по 1 февраля 2020 года. 28 октября 2019 19 ноября 2019 года заканчивается прием заявок на выступление на первой конференции цикла " Мир славян. Забытое место встречи разных культур " . Тема конференции: " Становление христианской Руси " .

http://bogoslov.ru/tag/История Русской ...

Васильково. Церковь Илии Пророка. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Пятиглавая Ильинская церковь построена в 1808 году. Бесстолпный двухъярусный четверик храма, завершённый глухими тонкими барабанчиками с изящными луковицами глав, является интересной постройкой начала 19 века. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 Васильково, владельческое село, при прудах, в 20 верстах от Ростова. В нем 94 двора, 226 душ и столько же наделов. Местная каменная, 5-главая, в связи с колокольнею, церковь во имя Илии, Боголюбской Богородицы и преп. Сергия построена в 1808 г. усердием прихожан, при усердии помещика А. Анзбукова. До того времени существовала церковь деревянная, неизвестно когда построенная, которая в 1808 г. и была разрушена. Ни древних и особо чтимых икон, ни каких древних предметов в здешней церкви не находится. Крестных ходов совершается четыре: 18 июня, установленный в память скотского падежа; 20 июля, в день храмового праздника, 28 июля - установлен по случаю холеры 1853 г., 24 октября - установленный издавна, по случаю скотского падежа. При церкви числится 36 десятин земли, приход состоит из одного села. В рукописи Артынова значится, что на месте этого села находился городок Васили, построенный ростовским князем Василием Константиновичем (XII век). Во время Батыева нашествия этот городок был разорен совершенно, вследствие чего супруга кн. Василька княгиня Мария и построила новый терем, назвав его именем мужа. В XV столетии это место принадлежало уже князю Вас. Фед. Бахтеярову, а от него перешло к его племяннику князю Вас. Вас. Приимкову – Волку; а этот последний отдал это место в приданое за своей дочерью Феклой, выданной за князя Д. Б. Щепина – внучка (XVI в.) А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10015

На стыке цивилизаций Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 13-20 октября. – Покров Богородицы. – На духовных рубежах. – Эффективные посредники. – Необъяснимое строительство. – Земля и Дума. – Безальтернативная толерантность. – Феномен религиозности. – Заказная любовь. – Человек из Церкви. – 130-летие Ивана Шмелева. Во вторник на прошлой неделе Русская Православная Церковь отмечала один из самых любимых в народе праздников – Покрова Пресвятой Богородицы. Кратко история этого праздника изложена в сообщении РИА «Новости» : «Этот праздник установлен в память о чудесном явлении Божией Матери в середине Х веке во Влахернской церкви Константинополя. По церковному преданию, в ту ночь собравшиеся в храме усердно молились об избавлении Константинополя от угрозы нашествия мусульман. Среди молившихся был и блаженный юродивый Андрей/славянин, плененный и проданный в Константинополь в рабство/. Подняв глаза к небу, святой Андрей вдруг увидел идущую по воздуху Пречистую Деву, окруженную сонмом Ангелов и святых. Увидел Ее и ученик блаженного, Епифаний. Преклонив колена, Богородица долго молилась. Затем сняла со Своей головы омофор/покров, покрывало/и распростерла его над молившимися в храме, знаменуя тем самым защиту от врагов видимых и невидимых, подаваемую по Ее молитвам христианскому миру. Изумленные Андрей и его ученик Епифаний поведали народу о чудесном видении. А враги без кровопролития отступили от Константинополя». Как сообщает агентство «Регионы России» , «на Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова-на-Нерли. Покрову Божией Матери посвящен собор, возведенный Иваном Грозным на Красной Площади и известный также под названием собора Василия Блаженного». Сообщение «Интерфакса» сдобрено фольклорными и этнографическими данными : «На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров - предвестник снежной и холодной зимы».

http://pravoslavie.ru/4856.html

В Неделю Торжества Православия архиепископ Тираспольский Юстиниан зачитал текст анафемы гетману Мазепе 10 марта 2009 г. 16:56 8 марта, за богослужением в Неделю Торжества Православия, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан зачитал в Преображенском соборе приднестровского города Бендеры текст анафемы гетману Ивану Мазепе, отлученному от Православной Церкви в 1708 году. Гетман предал российского царя и перешел на сторону противника России в Северной войне — шведского короля Карла XII. За «измену Православному Государю и православному государству», «отступничество от благочестивой державы, предательство и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня» Мазепа был лишен всех титулов, предан символической гражданской казни и анафематствован Православной Церковью. Анафема гетману Мазепе возглашается в день Торжества Православия впервые за много лет. 3 марта владыка Юстиниан заявил в эфире приднестровского телеканала «Телевидение свободного выбора», что это необходимо сделать именно в этом году. «К установке памятника украинскому гетману Ивану Мазепе я отношусь отрицательно. Считаю, что этот шаг разъединит людей», — заявил тогда архиепископ Юстиниан. «Не стоит ссылаться на то, что Мазепа некогда топтал эту землю и поэтому нужно увековечить его память плитой. Все это является аргументами, притянутыми за уши. Из-за сиюминутной, тактической конъюнктуры, не стоит вбивать клин между взаимоотношениями братских славянских народов», — подчеркнул иерарх. По мнению владыки, все общественно значимые действия, которые происходят в Приднестровье, должны объединять людей, а не разъединять. 14 октября 2008 года на территории Бендерской крепости представители местных украинских общественных организаций, ряд политиков и представители посольства Украины в Молдавии заложили плиту в основание будущего памятника гетману Ивану Мазепе, умершему в крепости 22 сентября 1709 году. Отмечалось, что это стало «еще одним свидетельством последовательной политики Украины в деле восстановления исторических, культурных и духовных связей с соседними регионами».

http://patriarchia.ru/db/text/579122.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010