Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Подобные указания мы встречаем и в савваитском Типиконе иерусалимской редакции (Sin. gr. 1096, ΧΙΙ в.). Однако в сентябре указано только две аллилуарные службы: 25 сентября – память прп. Евфросинии Александрийской и мчч. Павла и Гаспа и 27 сентября – память мч. Калистрата. Октябрьские примеры, приведенные нами из Евергетидского Типикона, могут быть использованы и для рассматриваемого Типикона . Таким образом, в XI–XII вв. согласно указанным константинопольским и иерусалимским памятникам пение «Аллилуйя» с Троичным тропарем гласа являлось рядовой особенностью вседневного богослужения. Согласно славянским литургическим памятникам ΧΙV–XV вв. пение «Аллилуйя» на утреннем богослужении за пределами Великого поста стало утрачиваться в указанный период. Рассмотрим месяцесловы сентября и октября в сравнении с месяцесловами февраля-апреля (возможным великопостным периодом) в упомянутых литургических памятниках. Во многих славянских богослужебных рукописях в месяцесловной части присутствуют тропари в честь святых. Их наличие свидетельствует о пении «Бог Господь» на утрени в день памяти последних. Рукописный устав ΧΙV века из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ) не имеет подробного месяцеслова на каждый день (в частности, отсутствуют указания на 1-14 февраля). Однако можно отметить, что в марте пение тропарей предписывается только на память мучеников Севастийских (9 марта) и в дни Благовещения с 24 по 26 марта. В апреле первый тропарь указан 23 числа, в день памяти вмч. Георгия Победоносца . В сентябре и октябре указания на тропари встречаются чаще. Имеются редкие указания и на пение «Аллилуйя» (например, 4, 5, 10, 13, 17, 19, 27, 30 октября) . Часослов этого же века из собрания Археографической комиссии Библиотеки академии наук (БАН) содержит в своем месяцеслове минимальное количество тропарей с февраля по апрель (по сравнению с другими месяцами) . В феврале содержится тропарь на 9, 11, 24 числа. В марте – указания на пение трех тропарей (9, 17, 25 числа). В апреле до 23 числа отсутствуют указания на тропари; присутствуют же они только 23, 25 и 30 апреля .

http://bogoslov.ru/article/4484655

А еще ранее в Месяцеслове древнейшей русской датированной рукописи - Остромирова Евангелия, переписанного диаконом Григорием в 1056 года для новгородского посадника Остромира, под 14 февраля значится память святого Кирилла. Находим это указание на память св.Кирилла и в Архангельском Евангелии 1092 года. Память св. Кирилла отмечена в большинстве и позднейших Месяцесловов. Свидетельством древнего почитания святого Кирилла на Руси является и его изображение на фреске XII века вместе со святым Мефодием в жертвеннике и на столпах южного придела во имя святых Антония и Феодосия в Софийском соборе в Киеве. Впоследствии русские иконописные подлинники непременно помещали указания, как изображать святого Кирилла Философа. Как и у южных славян, святой Кирилл иногда изображался в святительских ризах и всегда седым, с небольшой бородой. В одном из иконописных подлинников читаем: " Святый отец Кирилл Философ сед вельми, брада проста аки Николина, ризы кресчаты, в правой руке еуангелие, левая молебна... " (Рукопись XVII века из собрания Тихонравова. ГБЛ, 528). Очень характерно здесь, как и в других подлинниках, уподобление святого Кирилла Святителю Николаю Мирликийскому, чтимому и особо любимому русским народом. Особенно ярким свидетельством о чествовании святых Кирилла и Мефодия и глубоком понимании святости и величия их просветительного подвига являются церковные Службы, а также похвальные Слова в их честь, содержащиеся в Прологах и Четьих-Минеях на дни их памяти: 14 февраля, 6 апреля, 11 мая и 14 октября. Жития святого Кирилла делятся на три основных разновидности: Пространное (Паннонское), Краткое и Проложное. Известна также Похвала святым первоучителям. Краткое Житие не получило распространения на Руси, тогда как остальные известны в большом числе списков. Пространные Жития входили в состав Четьих-Миней и предназначались для внебогослужебного чтения, тогда как Проложные читались в виде синаксаря на утрени, после шестой песни канона. На это есть прямое указание в одном из Типиконов XVII века из Софийского собора в Новгороде, где под 14 февраля говорится о чтении на утрени " Кириллова Жития " . Житие святого Кирилла находится в большинстве русских Прологов. Древнейшие из них относятся к XIII-XIV вв.

http://pravoslavie.ru/1455.html

Строительство храма началось в 1953 под руководством главы Северо-Африканской епархии епископа Нафанаила (Львова). Храм задумывался, как кафедральный собор для всей Северной Африки, где тогда проживало четыре тысячи русских эмигрантов. Большая часть денег на строительство поступила от русских эмигрантов – родственников моряков. Всего за полгода было собрано около 2 миллионов франков пожертвований. Участок земли в одном из лучших районов города (avenue Mohamed V, 12) русской общине бесплатно выделил муниципалитет. 11 октября 1953 был заложен первый камень в основание храма Воскресения Христова. Под этот камень была помещена частица мощей священномученика Киприана, епископа Карфагенского, знаменитого распространителя христианства на северо-африканской земле в III веке. Строительством храма безвозмездно руководил гражданский инженер В. Е. Лагодовский. Общая стоимость строительства превысила 8 млн. франков, Торжественное освящение храма состоялось 10 июня 1956, его совершил святой архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович), в то время архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский, в сослужении епископа Женевского Леонтия (Бартошевича) и настоятеля иеромонаха Митрофана (Едлинского-Мануйлова). На торжестве освящения присутствовала почти вся русская колония, представители от бея и тунисского правительства, французских властей, католического епископа, протестантских общин, многих общественных организаций. 24 августа 1956 Архиерейский Синод РПЦЗ постановил наградить благословенными грамотами за ревностный и усердный труд в деле строительства храма шестерых прихожан: архитектора М. Ф. Козмина, инженеров В. Е. Лагодовского, И. Ф. Сомова, Р. Л. Шполянского, В. Л. Сукуренко и вице-председателя приходского совета Н. М. Дорошевского. Небольшое белоснежное здание (рассчитанное на 300 человек) с покрытым глазурью куполом, увенчанным золотым православным крестом, было построено по образцу древнего памятника русской архитектуры XII века церкви Покрова на Нерли. Воскресенский храм остался не расписанным внутри из-за отсутствия необходимых художников и средств. Иконостас, большие и часть маленьких икон, а также подсвечники и хоругви храма происходили с русских кораблей: линкора «Генерал Алексеев», крейсера «Кагул» и штабного судна «Георгий Победоносец», о чем в храме имеются мемориальные надписи. Главной святыней храма является напрестольный крест, в котором содержится частица Животворящего Древа Креста Господня и частица мощей свмч. Киприана Карфагенского. Со временем в Воскресенском храме также установили две мраморные мемориальные доски: одна – на русском и французском языках с именами погибших в 1939–1943 русских эмигрантов, воевавших на стороне «Сражающейся Франции», другая – на русском языке повешена в 2002 в память о семи тысячах советских военнопленных, скончавшихся в Тунисе и Ливии в годы Второй мировой войны. Вазами для цветов в церкви служат гильзы от корабельных орудий Русской эскадры.

http://sobory.ru/article/?object=00619

Вероятно, после этого случая преподобный вернулся в Печерский монастырь. Он был возведен отсюда на кафедру епископов Туровских после кончины знаменитого духовного писателя и проповедника святителя Кирилла Туровского († до 1182; память 28 апреля/11 мая). В Ипатьевской летописи преподобный Лаврентий упоминается в сане епископа под 1182 годом, когда он участвовал в поставлении пресвитера Василия в архимандрита Киево-Печерского монастыря. Скончался преосвященный Лаврентий на епископской кафедре 29 января 1194 года. Предполагают, что последние годы своей жизни преподобный Лаврентий провел в Киево-Печерском монастыре, куда удалился из любви к затворничеству. По другим сведениям, преподобный Лаврентий преставился в Туровском Борисоглебском монастыре. Местное туровское предание гласит, что из этого монастыря в XII веке были взяты нетленные мощи преподобного Лаврентия в Киево-Печерскую обитель. В старинных рукописных святцах между святыми, почивающими в Ближних (Антониевых) пещерах, первым указан святой Лаврентий, епископ Туровский. Литература: Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 119. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 3, прим. 44. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 143–144. Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви/Под ред. Е. Поселянина (приложение к журналу Русский паломник. – 1908). – СПб., б. г. – С. 180. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901– 1902. – Т. 2. – С. 28. Германов С. На Афон и Святую Землю. – М., 1912, ч. 1. – С. 28. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 167. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1045.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По времени их подвигов, начинающихся с первой половины XII, и продолжающихся до последней половины XVII столетия, большее число их жило в XV и XVI столетиях; местами их святой жизни и деятельности по преимуществу были: Вологда, Устюг и Тотьма, с их окрестностями. Для большей наглядности прилагается при сем топографический их список, составленный митроп. Евгением. Топографичестй список святых Вологодских чудотворцев, с означением места жительства их, или иахождения их святых мощей. По городу Вологде и Вологодскому уезду: 1) Антоний, Епископ Вологодский и Великопермский, коего мощи почивают под спудом в Вологодском Софийском соборе; поставлен был из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря во епископа на Вологду, в 1586 году, преставился в 1588 году, Октября 26. Память его Октября 26. 2) Преподобный Герасим, игумен и начальник 3 Троициаго монастыря, что на Кайсарове ручье, пришедший в Вологду из Киева в 1147, а преставившийся в 1178 году, марта 4. Мощи его исчивают под спудом в приходской церкви при Кайсарове ручье. Память его Марта 4. 3) Преподобный Галактион, затворник и начальник Спасокаменского Духова монастыря, замучен от Литвы, напавшей на Вологду в 1613 году, Сентября 24. Мощи его под спудом с монастырской церкви. Память Сентября 24. 4) Преподобный Димитрий Прилуцкий, игумен и начальник Спасо-прилуцкого монастыря. Преставился 1392 года, Февраля 11. Мощи его под спудом почивают в нижней монастырской церкви. Память Февраля 11. 5 и 6) Князья: Иван, а в монашестве Игнатий, и брат его Димитрий Андреевичи Углицкие, от великого князя Ивана Васильевича заточенные в Прилуцкий монастырь; оба тут скончались, Игнатий 1522 года, Мая 19, а Димитрий неизвестно когда. Мощи их под спудом в Прилуцком монастыре. Память Игнатия Мая 19. 7) Св. благоверный князь Феодор Всеволодович. Но когда скончался и где положен, неизвестно. 8) Преподобный Петр, чудотворец Спасокаменного монастыря, жил около начала XV века, а почивает в Спасокаменном монастыре на острове Кубенского озера. 9) Блаженный Василий, Юродивый, живший в братстве Каменного монастыря на Кубенском озере. Мощи его под спудом в нижней палатке там, под церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 411 г. принимал участие в трудах карфагенской конференции православный «episcopus ecclesiae Scillitanae», Squillacius. Присутствовал на конференции и его совместник, донатист Donatus episcopus Scilitanus. – 8 октября 649 г. на латеранском соборе в было прочитано послание «concilii proconsularis» к Павлу константинопольскому; 34-м подписался под ним «Pariator, gratia Dei episcopus sanctae ecclesiae Scilitanae» 8 . – В Kalendarium Carthaginense (V-VI вв.) под (17) июля значится память «sanctorum Scilitanorum» 9 , в martyrologium ex codice Bernensi (VIII-IX в.) «et Silicitanorum» [так] 10 . Виктор витский 11  упоминает о карфагенской базилике «Celerinae vel Scillitanorum». Критический аппарат указанного места представлен только рукописями BLVR. Самая авторитетная рукопись, А, IX в., не имеет начальных листов. В – IX в., L – XII, VR – X в. «Scillitanorum» читается очевидно лишь в BR. Варианты: scilitanorum L, sicilitanorum V. – Наконец у Георгия кипрского, писателя конца VI в., читается Σκλη, что не разнится от Σκλι. – Подведем итог. Из приведенных 7 инстанций одну (Виктор витский) или и две («et Silicitanorum») следует считать нерешительными. Остаются одна Scilli против четырех Scili. Такой же результат дают и рукописи древнейшей латинской рецензии А (IX в.) В (XI в.) С (XIII в.). В С Scillitanorum, в В Scyllitanorum. Чтение A Scilitanorum Робинсон основательно принимает в текст. Рукопись A не только древнейшая из трех, но и единственная орфографически исправная, с последовательным Narzalus ­­ Νρτζαλος; и Vestia. Кто может положиться на авторитет В с его последовательными «Saturinus» вм. Saturninus и «Bistea» и переменными «Nazari Naharo Nartadus», или на чтение С с его «Bestia Narcallo Nartallus?» – Наконец, фальшивых аналогий в пользу «ll» в латинском языке достаточно много: ille, mille, всевозможные camilli camillaeque, наконец пресловутая мифологическая Scylla 12 . Естественно для рассеянного писца иностранному Scili придать более латинскую физиономию и писать «Scilli». Так утвердилась какография «Scillitanorum».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Григорий чудотворец скончался в 1093 г. и погребен в Ближних пещерах. Память ему совершается также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Исидор Пресвитер, священномученик и с ним 72 мученика в городе Юрьеве Ливонском Благоверный великий князь Ярослав, во святом крещении нареченный Георгием, сын святого равноапостольного великого князя Владимира, в 1030 году покорил своей власти чудское племя, жившее в пределах Новгородских и Псковских, потом на реке Омовже (или Эмбахе) основал город и выстроил в нем церковь во имя святого великомученика Георгия. И было наречено имя городу Юрьев. С половины XII века стали проникать в эту землю морем католики немцы, начали там селиться и, укрепившись, овладели ею, так как в Русской земле были тогда междоусобия и нестроения. Поработивши местных жителей-язычников, немцы более силою, нежели волею, обратили их в латинскую веру, которую сами содержали, и вместе с тем начали притеснять живших среди них православных христиан. Во дни великого князя московского Uoahha III Васильевича православные христиане, бывшие под властью немцев, имели в городе Юрьеве Ливонском в русском конце две церкви: святителя Николая Чудотворца и святого великомученика Георгия. Служили в тех церквах два пресвитера: один – именем Иоанн, по прозванию Шестник (то есть пришлец), из Московской земли, а другой – Исидор. Когда же немцы то ласками, то угрозами начали увлекать в латинство живущих в городе православных, тогда священник Иоанн, прослуживший в Юрьеве всего два с половиной года, ушел оттуда в Псков и вскоре после этого, приняв иночество с именем Ионы, основал в Псковской земле, на границе с Ливонией, Псково-Печерскую обитель, где прожил свято, сподобился блаженной кончины о Господе. Исидор же остался в Юрьеве и имел с немцами большие прения о православной вере. Нередко укорял он иноверцев, внушая им отступить от веры латинской, или римско-католической, и присоединиться к Православию. В 1472 году вооружились латины на православных – решили воздвигнуть гонение на богоспасаемый град Псков и подвластное ему православное население, чтобы насадить среди него латинскую веру, утверждаясь главным образом на правилах Флорентийского собора, положившего насильственно восстановить единение Церквей. Между тем уже многие годы пресвитер Исидор беспорочно служил при храме святителя Николая Чудотворца, как звезда, сияя между христианами своей паствы. И вот старейшина города Юрьева, немец по имени Юрий, прозванием Трясиголов, восстав на Исидора и на христиан православных, клеветал на них бискупу Андрею и городским начальникам латинской веры и всем посадским людям Ливонской земли, говоря, будто слышал он от иерея русского и всей его паствы хулу на веру латинскую и служение на опресноках и похвалу одной только греческой вере. Таким образом он возбудил ярость в бискупе и вельможах, и латины с того времени искали, как бы истязать православных христиан города Юрьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

, Archbp. The Church of the Ancient Councils. N. Y., 2000; Мейендорф И. , прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000; Цыпин В. , прот. Курс церковного права. М.; Клин, 2004. С. 67-70, 473-478. Прот. Владислав Цыпин Гимнография Воспоминанию Вселенских Соборов посвящены неск. дней литургического года. Близкая к совр. система празднуемых памятей Вселенских Соборов присутствует уже в Типиконе Великой ц . IX-X вв. Гимнографические последования этих дней имеют много общих чтений и песнопений В Типиконе Великой ц. есть 5 памятей Вселенских Соборов, имеющих гимнографическое последование: в 7-ю неделю (воскресенье) по Пасхе - I-VI Вселенских Соборов ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 130-132); 9 сент.- III Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 22); 15 сент.- VI Вселенского Собора (Ibid. P. 34-36); 11 октября - VII Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 66); 16 июля - IV Вселенского Собора (Ibid. T. 1. P. 340-342). С последней памятью связана память Собора 536 г. против Севира Антиохийского в неделю после 16 июля. Кроме того, в Типиконе отмечаются еще 4 памяти Вселенских Соборов, не имеющие особого последования: 29 мая - I Вселенского Собора; 3 авг.- II Вселенского Собора; 11 июля - IV Вселенского Собора (вместе с памятью вмц. Евфимии); 25 июля - V Вселенского Собора. Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Вселенские Соборы. Фрагмент иконы «Премудрость созда себе дом». Новгород. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) В студийском Синаксаре сравнительно с Типиконом Великой ц. количество памятей Вселенских Соборов было сокращено. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., память Вселенских Соборов отмечается 3 раза в год: в неделю 7-ю по Пасхе - 6 Вселенских Соборов ( Пентковский. Типикон. С. 271-272), 11 окт.- VII Вселенского Собора (вместе с памятью прп. Феофана песнописца - Там же. С. 289); в неделю после 11 июля - IV Вселенского Собора (одновременно даются указания о совершении памяти Собора в неделю до или после 16 июля - Там же. С. 353-354). В студийских Типиконах др. редакций - малоазийской и афоно-италийских XI-XII вв., а также в ранних иерусалимских Типиконах память Вселенских Соборов празднуется 1 или 2 раза в году: во всех Типиконах указывается память Вселенских Соборов в неделю 7-ю по Пасхе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 588-589; Arranz. Typicon. P. 274-275; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 301), в нек-рых южноиталийских и афонских памятниках отмечается также память IV Вселенского Собора в июле ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 267; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 860).

http://pravenc.ru/text/155488.html

прот. Владимир Сорокин Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Митрополит Григорий, в миру Николай Кириллович Чуков, происходил из старинного трудового русского рода Олонецкой губернии. «Происходя из крестьянского сословия, – писал он, – я имею среди крестьян Пудожского и Повенецкого уездов несколько родственников (двоюродных и троюродных; ни братьев, ни сестер родных у меня нет), но таких, которые не занимают решительно никакого общественного положения 3 . Олонецкая земля (современная Карелия, в древности – Обонежье) – суровая, но обильная природными богатствами область, осваивается новгородцами, начиная с XI–XII вв. Край не знал крепостного гнета, и поэтому здесь, как нигде в России, расцветает народная культура – и материальная, и духовная, – творцом которой была сама крестьянская община. Христианство на этой земле возрастало под благотворным влиянием Великого Новгорода. Важную роль в духовной жизни края имели монастыри и пустыни. Из них особое значение приобрели Валаамская 4 и Александро-Свирская 5 обители. Почитаемыми подвижниками веры и благочестия в Олонии стали преподобные Сергий и Герман Валаамские († около 1353, память 28 июня и 11 сентября); Александр Свирский († 1533, память 30 августа и 17 апреля) и его ученики: Адриан Андрусовский († 1550, память 26 августа), Афанасий Сяндемский († XVI в., память 18 января), Геннадий († около 1516) и Никифор († около 1557) Важеозерские (память 9 февраля); Пахомий Кенский († XVI в., переходящее празднование в субботу по Богоявлении); Иона Климецкий († 1534, память 6 июня); Лазарь († 1391) и Афанасий († XV в.) Муромские (память 8 марта); Иона Яшезерский († около 1590, память 5 октября) и многие другие 6 . С конца 1860-х годов было установлено совершать празднование собора Олонецких святых в пещерном храме кафедрального собора в Петрозаводске, на второй день после Покрова, а с 1913 года – в храме Петрозаводского Духовного училища, в первое воскресенье после Покрова 7 . Чтимая икона собора Олонецких святых ныне находится в петрозаводском храме св. великомученицы Екатерины, что на Неглинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010