Дети Смоленщины, оставшиеся без родителей. 1943 г. Отступая на запад, гитлеровцы использовали тактику выжженной земли Отступая на запад, гитлеровцы использовали тактику выжженной земли: по приказу немецкого командования специальные подразделения взрывали промышленные предприятия и крупные здания, разрушали школы, клубы, библиотеки, сжигали жилые дома в районных центрах и селах… Целые районы области обезлюдели. В 28 районах Смоленской области немцами полностью сожжены 2265 сел и деревень . Захватчики старались уничтожить и историческую память русского народа: сжигали библиотеки, уничтожили или вывезли культурные ценности, повредили Смоленскую крепостную стену и две башни, разрушили церкви – памятники древнего церковного зодчества XII– XVII веков. «Из зданий религиозного культа уцелел только собор», – сообщают нам документы . Как и французы в 1812 году, гитлеровцы не церемонились с православными храмами и верой «туземцев». Как и французы в 1812 году, гитлеровцы не церемонились с православными храмами и верой «туземцев» В Вязьме «немецкие варвары надругались над религиозными чувствами верующих и над историческими памятниками русского народа. В Троицкой церкви, имеющей историческое значение, немцы устроили скотобойню, в Пятницкой церкви – конюшню. Из 14 церквей города 13 взорваны и сожжены. Среди них архитектурные памятники старины: Богородицкая, Введенская, Ямская церкви и женский монастырь. Кафедральный собор, построенный в память освобождения от наполеоновского нашествия 1812 года, был заминирован немцами и подготовлен к уничтожению… Древний русский город Вязьма полностью уничтожен» . Вид Успенского собора с немецкого самолета (трофейное фото) Сохранился, пусть и с утратами, Смоленский кремль. Чудом уцелел – не был взорван или разбомблен – и знаменитый Успенский собор, но хранившаяся в нем древняя чудотворная икона Смоленской Божией Матери бесследно исчезла. ОСВОБОЖДЕНИЕ СМОЛЕНСКА, 1943 ГОД Освобождение Смоленска от гитлеровцев было частью стратегической наступательной операции двух фронтов – Западного и Калининского. В честь великого русского полководца эта операция получила наименование «Суворов» и проходила с 7 августа по 2 октября 1943 года. В рамках данной операции были проведены Спас-Деменская, Ельнинско-Дорогобужская, Духовщинско-Демидовская и Смоленско-Рославльская фронтовые наступательные операции.

http://pravoslavie.ru/156238.html

В это время, повинуясь Божественному велению, отроки воскресли. Им казалось, что они проспали только одну ночь, что настал день их казни. Их облик и внутреннее состояние не изменились. Придя в город за хлебом, Иамвлих почувствовал недоумение: облик города стал другим, повсюду находились изображения Христа. В хлебной лавке Иавлих дал продавцу серебряную монету, и продавец изумился, поскольку монета оказалась старинной. Вы знаете, что на монетах в старину чеканились изображения правящих императоров; на монете Иамвлиха оказался, видимо, изображен император Декий, давно к тому времени умерший, а не христианский император Феодосий. Юноша был задержан, собрался народ. Для выяснения недоразумения Иамвлиха привели к градоначальнику и епископу. Иамвлих все им чистосердечно рассказал и для уверения их предложил пойти к пещере. Он испытывал огромную радость, находясь среди христиан и видя торжество христианской веры. Правители поняли, что совершилось чудо Божие. При стечении народа они отправились к пещере и убедились в правдивости слов святого Иамвлиха. Тогда же найдены были и дощечки с именами юношей; все при этом присутствовавшие пришли в изумление и прославили Бога, открывшего через пробуждение отроков от долгого сна тайну воскресения мертвых. Вскоре в Ефес прибыл император Феодосий, извещенный о чудесном событии. Он долго беседовал с отроками и убедился в подлинности совершившегося. Бог воскресил святых отроков, чтобы явно возвестить о грядущем общем воскресении в славный день Своего второго пришествия. Во время беседы святые отроки на глазах у всех склонили головы и вновь почили – на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел совершить погребение их тел в гробах из золота и серебра, но святые, явившись ему во сне, повелели не трогать останки. Память семи святых отроков Ефесских особенно почитается святой Церковью. В XII веке русский паломник по святым местам игумен Даниил видел в пещере святые мощи семи ефесских отроков. Память их совершается также 22 октября, согласно русскому Прологу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Выпуск 2013 г. Софийско-Успенский собор - первый каменный храм Сибири, самая ранняя каменная постройка Софийского двора города Тобольска. Первый деревянный храм, посвященный Софии - Премудрости Божией, был построен в 1621 г. в связи с открытием по указу царя Михаила Федоровича Сибирской епархии. Первый храм уничтожил пожар 1643 г. Через пять лет на том же месте был построен новый Софийский собор, окруженный двенадцатью приделами. Разрешение на его строительство добился тобольский митрополит Павел первый. Собор строили Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин (при участии Василия Ларионова) по образцу Вознесенской церкви в Москве. Для строительства были приглашены кирпичники и каменщики из Устюга Великого и Москвы, прислано 682 пуда железа, богатая церковная утварь и три больших колокола. Котлован для фундамента вырыт в сентябре 1681 г., а к строительству приступили лишь в апреле 1683 г. Строили собор очень быстро, но в июне 1684 с. практически отстроенного здания рухнули: " ... падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь " . Через два года здание достроили. 27 октября 1686 г. митрополит Павел осветил собор в память Успения Божией Матери. Поэтому собор именуется Софийско-Успенским. Название Софийский перешло от названия деревянной церкви, построенной первым сибирским архиереем Киприаном в 1621 г., когда в Тобольске была создана епархия. Поскольку Киприан прибыл из Новгорода, он и назвал церковь в память Св. Великомученицы Софии Новгородской. Софийско-Успенский собор представляет собой кубической формы пятиглавый храм высотой 47 метров, одноэтажный с двумя ярусами окон, украшенными наличниками в виде кокошников. В месте алтарных выступов сооружены три апсиды. Собор построен по типу крестово-купольных храмов, распространенных на Руси еще в X–XII в.в. В это время такие храмы уже не строились и поэтому Софийско-Успенский собор является уникальным сооружением конца XVII в. Крестово-купольный храм - это храм, который в плане представляет собой квадрат с четырьмя точками в центре.

http://sobory.ru/article/?object=00976

Алексий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бяконт Елевферий Федорович) († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта. На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия. В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви. 6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден «архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха». Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре. 20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь , в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя. Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси. Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей. В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году – Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году – Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде. Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вот Владимирская Божия Матерь: эта икона (пишу по книге протоиерея Дебольского) — «знаменитейшая в нашем отечестве. Она написана святым евангелистом Лукою и принесена была к Пресвятой Деве». Богоматерь произнесла Свое изречение: «отныне ублажат Мя вси роди» и присовокупила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!» В половине XII века икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому и поставлена в городе Владимире. Празднуется она три раза в году: 21 мая, 23 июня, 26 августа. Икона «Знамение» в Новгороде. На жителей этого города напали свои же русские г.]. Икона была вынесена на градскую стену. Она обратилась лицом к городу: из очей текли слезы. Это обращение было «знамением милосердия Ее к новгородцам. Враги были отогнаны… В память этого события святитель Илия установил в 27-й день ноября праздник этой иконе. Я был в Новгороде и видел ДРУГУЮ икону — в печи: кирпичи задней стороны ясно изобразили лик Богоматери. Казанская Божия Матерь открыта была в Казани в 1579 году, 28 июня, при Иоанне Грозном. Она трижды во сне являлась девятилетней девочке Матрене. Икона была в земле. Мать и дочь 8 июля ходили ко властям, и девочка рассказывала о сне: этот день и празднуется доныне. Второй праздник установлен на 22 октября за избавление России от поляков в 1613 году. Иверская икона . Так она называется потому, что ее взял из воды монах грузин (Грузия называлась Иверией), живший к монастыре на Афоне, куда она приплыла по Средиземному морю из г. Никон, близ Константинополя. Во время иконоборческих гонений одна вдова пустила се ночью в море. Когда она прибыла на Афон, то святой монах грузин, по имени Гавриил, пошел по воде, как посуху, и принял ее на свои руки. Поставили икону в храме; но она перенеслась на ворота — трижды. Там ей и устроили место. Потому она иначе называется «Портаитиссой», — с греческого языка: Вратарницей или Привратницей; «не хочу быть хранима от вас, но буду хранительницею вашей» — так Божия Матерь объяснила свое перемещение монахам. Патриарх Никон велел снять копию для Москвы. Теперь она находится в Воскресенском храме в Сокольниках. Другую копию сняли для того же патриарха Никона, для Валдайского монастыря. Память чтится три раза в году: на Афоне и у нас — во вторник Пасхальной недели; 13 октября — в Москве; 12 февраля — на Валдае.

http://pravmir.ru/chudesnaya-pomoshh-bog...

Преподобный Геронтий жил в XIV веке. Он был иноком Киево-Печерского монастыря и совместно с прп. Леонтием исполнял послушание канонарха. Еще в отрочестве постригшись в иноческий образ, благоугождали Господу они всегдашними молитвами и воздержанием, уподобляясь совершенным святым отцам в подвигах молитвы и послушания. Преподобный Геронтий погребен в Дальних пещерах. Память святого празднуется также 28 августа/10 сентября, в день соборной памяти преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, и особо и местно 1/14 апреля. Иоанн Шавтели, грузинский Преподобный Иоанн Шавтели — выдающийся грузинский поэт, философ и ритор XII–XIII вв. В молодости он получил превосходное образование в Гелатской академии (Западная Грузия), где изучал творения святых отцов, античную и арабскую историю, философию и литературу. Впоследствии святой принял монашество и долгие годы подвизался в знаменитом пещерном монастыре Вардзия (на юге Грузии), в уединенной келлии. Здесь, прилагая труды к трудам, преподобный Иоанн вел жизнь сурового подвижника, постоянно предаваясь молитвенным размышлениям о Творце, мироздании, назначении человека и глубоко проникая в смысл Священного Писания. В постоянном подвиге он достиг высокого духовного совершенства и получил замечательный дар слова, раскрывшийся в его поэтическом творчестве. В 1210–1214 гг., в Вардзийском монастыре, преподобный Иоанн написал замечательную оду «Абдул-Мессия» («Раб Христов»), в которой воспел образ христианина, верного канонам Святой Православной Церкви. В оде преподобный именует себя самого «странником» и «рабом Христовым». Много молитвенных строф посвящено в ней святому благоверному царю Грузии Дabuдy III Возобновителю († 1125; память 26 января/8 февраля) и святой благоверной царице Грузинской Тамаре Великой († 1212; память 1/14 мая и в Неделю жен мироносиц). Шота Руставели, литературным предшественником которого был преподобный Иоанн Шавтели, восклицал: «Про Абдул Мессию пели строфы звучные Шавтели, — он в искусстве преуспел!» Богословская значительность «Абдул-Мессии» особенно очевидна в тех строфах, где поэт возносит молитвы во имя Пресвятой Троицы, благодарит Творца-Вседержителя и Благого Промыслителя, даровавшего людям спасение во Христе. Говоря об установленном Богом мироздании, преподобный Иоанн пишет, сообразуясь с трудами святого Дионисия Ареопагита († 96; память 3/16 октября) о Небесной и церковной иерархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Выслушав недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков. Предание о Семи Отроков Ефесских известно не только в христианстве. В 18 суре Корана «Пещера» рассказывается о неких спящих в пещере многие годы. Исламское предание говорит, что речь идет о шести юношах-воинах, пастухе и собаке, заснувших в пещере на 309 лет. Однако описанные в Коране события происходили не в Ефесе, а в столице Иордании Аммане. Интересно, что в пещере в Аммане находится сооружение, судя по всему, являющееся раннехристианским храмом-мартириумом (такие храмы-часовни строились над телами мучеников). Согласно католической традиции, мощи отроков покоятся во Франции, в церкви Сан-Виктуар в Марселе. Туда они были перенесены во время Крестовых походов, когда была обнаружена пещера с останками около Эфеса. Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. (По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия — 1 сентября).

http://pravmir.ru/pamyat-semi-otrokov-ef...

Почитание св. мученика в Русской церкви известно уже с XII в. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 г. В день памяти Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами, при Гангаузе в 1714 г. и в 1720 г. при Гренгаме. Великомученик Пантелеимон почитается в Русской церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя – Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при крещении – Пантелеимон, т.е. «всемилостивый», раскрывается из почитания святого как целителя. Мч. Параскева, нареченная Пятницею Память ее празднуется 28 октября/10 ноября Параскева Пятница одна из любимейших русским народом святых. С древности считалась покровительницей полей и скота, поэтому в этот день в храмах освящали приносимые крестьянами плоды, которые потом как святыню хранили весь год. А еще святая Параскева почиталась как врачевательница самых тяжелых телесных и душевных недугов. Ее житие на Руси знали и с малых лет читали детям. Родилась святая в богатой и благочестивой семье. Родители ее особенно почитали день страданий Господних – пятницу и поэтому дочь свою нарекли Параскевой, что в переводе с греческого означает «пятница». Когда девушка выросла, она решила себя посвятить Богу, дав обет безбрачия и выбрав путь приведения ко Христу язычников. За исповедание православной веры язычники предали святую великим мучениям: привязав к дереву, терзали тело святой мученицы железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей бросили в темницу. Господь не оставил своей рабы, чудесно исцелив ее за ночь. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить святую Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. Преподобная Пелагия Память ее празднуется 8/21 октября Это было в середине V века. На собор в городе Антиохии собрались епископы; обсудив важные церковные вопросы, они пожелали услышать поучения блаженного Нонна, святителя Илиопольского.

http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx...

Правители поняли, что совершилось чудо Божие. При стечении народа они отправились к пещере и убедились в правдивости слов святого Иамвлиха. Тогда же были найдены дощечки с именами юношей и все присутствовавшие пришли в изумление и прославили Бога, открывшего чрез пробуждение отроков от долгого сна тайну воскресения мертвых. Вскоре в Ефес прибыл император Феодосий, извещенный о чудесном событии. Он долго беседовал с отроками и убедился в подлинности совершившегося: Бог воскресил святых отроков, чтобы явно возвестить о грядущем общем Воскресении в славный день Своего Второго Пришествия. Во время беседы святые отроки на глазах у всех склонили головы и вновь почили на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел совершить погребение в гробах из золота и серебра, но святые, явившись ему во сне, повелели не трогать их тел. Память семи святых отроков Ефесских особенно почитается Святой Церковью . В XII веке русский паломник по святым местам игумен Даниил видел в пещере святые мощи семи Ефесских отроков. Память их совершается также 22 октября (согласно русскому Прологу): по церковному преданию, отроки вторично уснули в этот день. В греческой Минее 1870 года сказано, что они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые Ефесские отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября. Литература: 1 . Акафист святым седми отроком, иже во Ефесе. М., 1906. 2 . Канон святым семи отрокам во Ефесе. М., 1906. 3 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Жития святых, чтимых Православною Церковью . Август. СПб., 1885. Празднование Пресвятей Богородицы ради Ея иконы, именуемыя «Казанская-Пензенская» Тропарь, глас 4: Заступнице усердная,/Мати Господа Вышняго,/за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/и всем твориши спастися,/в державный Твой покров прибегающим./Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/и сокрушенным сердцем/пред пречистым Твоим образом со слезами/и невозвратно надежду имущих на Тя,/избавления всех зол,/всем полезная даруй/и вся спаси, Богородице Дево:/Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обретше милостива победителя, О немже роди православнии благоговейно вопиют: Господи Сафаофе, помилуй помиловавшего и врагов своих " Подведем итоги: 1. " Служба благодарственная Богу о великой победе, содеянной под Полтавой " представляет Северную войну, как брань за веру, апокалиптической битвой между силами добра и зла, а Карла XII как исчадие ада, лжеименного христианина, нового Навуходоносора, в конечном счете, Антихриста. Это связано с антипротестантской позицией Феофилакта Лопатинского. 2. В службе подспудно присутствует учение о главенстве императора над Церковью, представление о нем, как о " христе Господнем " . 3. В службе Мазепа изображен как " второй Иуда " , образ его, в общем соответствует исторической реальности. 4. В богослужебных текстах отражается целый ряд событий - сам бой, бегство Карла и капитуляция шведов. Диакон Владимир Василик , доцент СПбДА, доцент СПбГУ, кандидат филологических наук Примечания: 1 - О нарративности и ее значении в исторической науке см. в частности классическую работу Эверил Кэмерон. Averil Cameron. History as a text. Oxford, 1991. 2 - См. Минея. Июнь. Часть 2. М., 2002. С. 384-407 3 - Последнее издание с примечаниями см. Минея. Август. Часть 3. М., 2002. С. 244-267. Критического издания службы 30 августа, как и 27 июня не существует. Последнее издание приводится как в силу его доступности, так и полноты корпуса текстов. Орфография издания, соответствующая современной, оставлена без изменения. 4 - Византийская традиция знает всего две службы, посвященные событиям " светского характера " (т.е. не памятям святых, не реликвиям, не освящению церквей), а именно 11 мая - день рождения Константинополя и 26 октября - память землетрясения 740 года. 5 - Конечно, существует русская литургическая традиция, связанная с Куликовской битвой. Это - т.н. Дмитриевская родительская суббота, память воинов, погибших на Куликовом поле, совершаемая в субботу перед 26 октября - праздником св. великомученика Димитрия Солунского, как воспоминание сорокадневного " стояния на костях " русского войска, однако она не породила новых богослужебных текстов, на ней используется традиционная служба мясопустной Родительской субботы.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010