Да и после гуннов через восточные славянские земли, через южную часть Руссии проходили хазары, печенеги, мадьяры, половцы, турки... Там время от времени жизнь становилась прямо-таки неуютной. И только после половецкого вторжения в конце XI столетия начинается заметный отток кочевников. Но еще в VIII веке на территории белорусской земли и в северо-восточной Залесской Руси жившее там славянское население начинает возрастать. Господствующим оно станет только с рождением следующего, русского народа. В том, что русский народ сложно устроен на субэтническом уровне - его богатство. Константин Николаевич Леонтьев, выдающийся философ и историк XIX столетия, в статье " Византизм и славянство " устанавливает великую закономерность: " Всякое упрощение системы - всегда деградация " . Следовательно, усложнение системы - это процветание, и чем из большего числа ветвей состоит народ, чем он сложнее устроен, тем выше его культурное и этнокультурное обогащение. Быть за Литвой - не быть за Ордой Почему же значительную часть истории русские люди прожили в разных государствах? XIII век - конец истории славян и начало русской истории, начало чудовищного разобщения обитателей Руси. Смерть этноса - это не смерть его людей, но утрата внутриэтнической солидарности. Чем окружающий мир и воспользовался: XIII век ознаменован рекордным числом нашествий на русскую землю. То была не только Орда, но и поляки, и мадьяры, и впервые появившиеся на исторической арене литовцы, и шведы попытались урвать свою долю, а в прибалтийских землях, где стояли русские города, долгое время удерживались датчане. Ну и самый страшный сосед, конечно, - немецкие орденские крестоносцы, продукт некогда глубоко христианской, но в XIII веке уже выродившейся крестоносной идеи. Те самые ордена немецких рыцарей, которые превращались в чудовищную машину для пожирания людей и пространств. Русский народ не только вынужден защищаться со всех сторон, но и лишается союзников: в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, главного нашего союзника и культурного лидера, и Византийской империи некоторое время фактически не было. Крайне неспокойно и у балканских славян. Черниговские земли в результате ордынского вторжения запустели - и надолго. Они будут очень медленно заполняться выходцами с запада и северо-запада. (К черниговским землям, кстати, исторически относятся и брянские, а на Брянщине и сейчас невозможно отличить великорусов, украинцев и белорусов). То есть кругом враги, друзей не предвидится. А хоть какая-то поддержка необходима. И все начинают на кого-то ориентироваться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Барт, религиозный человек греховен, именно как таковой, ибо совесть пробуждается в религиозном сознании. Он идет и дальше: «о человеке, который бы не был грешен, мы ничего не знаем». В. Душа    Термин «душа», достаточно близкий ветхозаветному пониманию, все же не есть что-то совершенно определенное. Ему в Ветхом Завете соответствует не только nephes, но отчасти и mah. Поэтому под словом «душа» и прилагательным «душевный» Апостол подразумевает разное. Он придает ему четыре значения: 1. жизнь индивидуальная в отличие от жизни вообще — ζω. (Рим. XI:3; XVI, 4; Фил. II:30; 1 Сол. II:8; 2. субъект жизни, личность (Рим. II:9; XIII, 1; 1 Кор. XV:45); 3. душа в отличие от тела (2 Кор. I:23; XÏÏ, 15; Ефес. VI:6; Колос. III:23; Фил. I:27; Евр. IV:12) и, наконец, 4. чувственная жизнь в отличие от духа (1 Сол. V:23). Впрочем, иногда эти два понятия «дух» и " душа » почти совпадают: «душа» говорится о том, что следовало бы назвать «дух (2 Кор. I:23; Кол. III:23) и обратно. Но часто они, в особенности в форме прилагательных, противополагаются, приобретая характер преимущественно этический. При этом не следует вовсе здесь видеть того различия, которое гностики полагали между людьми «психиками» и «пневматиками». Верные христиане по собственному опыту знают о той борьбе душевного и духовного, которая происходит в сердце каждого человека. Законченного типа праведников и грешников не бывает в природе. Духовная жизнь есть жестокая борьба за Царство Небесное и в этой борьбе одолевает то одно, то другое начало в человеке. Вообще же можно сказать, что «душа», как жизненное начало у животных, в приложении к человеку охватывает все, что является источником и началом его природной жизни; сюда включаются все способности человека, — и ум, и сердце. Г. Ум.    Апостол с своих антропологических построениях охотно пользуется (21 раз) и понятием «ум» νος. Это выражение, чуждое Ветхому Завету, и только три раза встречающееся в Новом (Лк. XXIV:45; Откров. XIII, 18; XVII, 9) заимствовано из антропологии эллинской. Стоит только вспомнить у Аристотеля νος παθητιχς и νος ποιητιχς и νος, как господствующее начало у стоиков. Что касается слова «логос», то оно у ап. Павла, как и вообще в Св. Писания, не имеет значения психологического.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Четьих ветхозаветных книг (или хронографов, их содержащих) в раннем славянском переводе до нас дошло немного. В «Предварительном списке славяно-русских рукописей XI-XIV вв., хранящихся в СССР...» (см.: Археографический ежегодник... С. 127–172) зарегистрировано только 2 рукописи «четьего» типа: «Пятикнижие Моисеево» с хронографическими записями в конце (2-я половина или конец XIV в.). Хронографический текст, включающий книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, Есфири (конец XIVначало XV в.; одна из копий книг датирована 1893 г.). Рукописные тексты хронографических изводов ветхозаветных книг, датируемые XV-XVI вв., представлены в следующих списках: список Ундольского, Архивный список (XV-XVI вв.), ему тождественен Виленский, далее Уваровский (XV в.) и ему тождественные Академический и Троицкий (оба XVI в. ) 319 . Нужно иметь в виду также и две «четьи» книги, которые, хотя и не считались официально церковными, но в ранний период церковной истории (XI–XV вв.) пользовались на Руси авторитетом едва ли не меньшим, чем книги Библии. Это, так называемые, «палеи» (от греч. παλαιà διαθκη – Ветхий Завет ): историческая и толковая. Их содержание представляет собой, во-первых, более или менее свободный пересказ ветхозаветной истории (начиная от сотворения мира) и, во-вторых, апокрифические сказания о ветхозаветных персонажах 320 . Местами, библейский текст передается дословно. Историческая палея доводит ветхозаветную историю до начала правления царя Давида, т. е. является переложением того, что содержится в Пятикнижии, книге Иисуса Навина, книге Судей, в 1 и 2-й книгах Царств. Толковая палея, в отличие от исторической, охватывает более широкий состав текстов Ветхого Завета, включая некоторые тексты из пророческих и других книг. До нас дошли только несколько списков обеих палей. Это, например, Александро-Невский список, Псковский, Коломенский (последний списан в 1406 г.) 321 . Дополнительная справка: Толковая палея в отличие от исторической – памятник, несомненно, русского происхождения. Не известны ни имя ее автора, ни время составления, но есть некоторые основания считать, что этот памятник так же, как и Историческая палея, относится к XI–XII в. Впрочем, В. М. Истрин , как знаток толковой палеи, относил ее происхождение к XIII в. 322

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Димы возглавлялись старейшинами, носившими различные названия: димархи, диойкеты, приматы, архигеронты и т. д. Обладая широкими военными, хозяйственными и религиозными функциями, димы в V-VII вв. играли выдающуюся роль в политической жизни Византии. Из наиболее важных работ о византийских димах см. А. П. Дьяконов . Византийские димы и факции ( τ α μρη) β V-VII вв. – «Византийский сборник», М.-Л., 1945; М. В. Левченко. Венеты и прасины в Византии в V-VII вв. - " Византийский временник», I, 1947; Н. В. Пигулевская. К вопросу о борьбе демов в ранней Византии. – «Византийский временник», V, 1952; Н. В. Пигулевская. Византия и Иран…, стр. 129–164, 169–175; М. Я. Сюзюмов. Политическая борьба вокруг зрелищ в Восточно-Римской империи IV в. – «Ученые записки Уральского ун-та», XI, 1952; Ф. И. Успенский. Партии цирка и димы в Константинополе. – «Византийский временник», I, 1894; S. Manoylovi . Le peuple de Constantinople de 400 à 800 après J. C. – «Byzantion», XI, 2, 1936; J. Janssens. Les Bleues et les Verts sous Maurice, Phocas et Heraclius. – «Byzantion», XI, 1936; H. Grégoire. Maurice le Marcioniste, empereur arménien et vert. – «Byzantion», XIII, 1938. 309 Иоанн Лид (VI в.) – византийский писатель, занимавший видные государственные должности при дворе Анастасия и Юстиниана. Из его сочинений до нас дошли «О месяцах» ( Π ερι μηνων), « Ξ должностях римского государства» ( Π ερι αρχων της Ρωμαων πολιτεας), » Ξ чудесах» ( Π ερι διοσημειων). 310 Гелланик Митиленский – древнегреческий историк V в. до н.э., автор сочинений по истории Аттики, Аргоса, Беотии, Фессалии и др.; Кадм из Милета – один из древнейших логографов VI в. до н.э.; Гекатей из Милета (конец VI – начало V в.) – греческий географ и историк. Ему принадлежат «Землеописание» и «История» в четырех книгах. Произведения названных авторов утрачены. 311 Геродот (ок. 484–425 гг.) – один из крупнейших историков древней Греции, автор «Истории греко-персидских войн» в девяти книгах. О Ниле у Геродота – II, 19–34. 313 Эфор из Кумы в Эолии (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследование текстов показывает постепенное развитие и осложнение памятника. Первоначально гадательная псалтирь представляла обыкновенную четью – псалтирь, только снабженную гадательным аппаратом – приписками при каждом псалме в таком роде: «услышит Господь молитву твою» (к 19 Пс.). Ее списки восходят к XI стол., т.е. ко времени Мономаха. В других случаях этот аппарата для гадания по псалтири является в виде отдельного от нее текста. Раннейший список такого рода гадательной псалтири относится к XIII стол. Уж в это древнее время (XI–XIII вв.) способы гадания были разные. Но все они носили тогда характер благочестивого обряда. По предположению автора, тексты гадательной псалтири и способы гадания у нас в древности ведут свое начало из Византии. В дальнейшем своем развитии гадательная псалтирь является особенной книгой, специально приспособленной для гадания. Ея списки известны пока с XVII в. Текст здесь располагается таким образом: приводится с цифрой первый стих псалма, иногда не целый, за ним следует краткое гадание, за которым идет толкование. Например: " псалом 3-й. Господи что ся умножишася стужающии ми? (Гаданье) Добро дело твое будет. Толкование. Стоит Золотая Орда грозным царем, а земля русская благоверным и великим князем, а дом стоит умным мужем. Доброе дело есть: от печали в радость совершится». Как видно, связь между частями совершенно внешняя: текст псалтири служить здесь только внешним планом гадательной книжки и, случается, в разных списках одному и тому же псалтирному стиху соответствуют разные гадания. Отгадку задуманного вопроса составляет собственно короткая фраза, следующая за стихом псалтири. Но здесь давалось собственно два гадания (во второй и в третьей части текста, т.е. в гадания и в толковании), – которые почти всегда имеют мало общего между собою, а иногда являются и просто противоречивыми. Изучение текстов показывает, что обе части соединены вместе впоследствии, а ранее они существовали отдельно: гадания соответствуют припискам из древней гадательной псалтири и заимствованы оттуда, а толкования существовали раньше в виде отдельного памятника, гадательной кни-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Принимая во внимание всё вышеизложенное, полагаю, что данный узор (повторяющийся знак) является не просто красивым «геометрическим орнаментом» (хотя, безусловно, и это его свойство учитывалось при размещении на монетах), а имеет некую древнюю праоснову, усвоенную различными культурами и религиями. При этом его истинное первоначальное значение, как и целого ряда подобных знаков и узоров, ещё не раскрыто, хотя можно встретить немало, по большей части умозрительных, предположений. Так, например, одни считают сплетённый («крюкообразный») крест древним жреческим знаком, а другие даже усматривают в нём (с учётом размещавшейся посередине «звёзды» или «точки») принятую в настоящее время в науке упрощённую модель строения атома (см., например, для сравнения: рисунок 22 – снимок скульптуры архитектора И.М. Ханова с моделью строения атома посередине, помещённой на фасаде «физического корпуса» Казанского/Приволжского/федерального университета). Вполне возможно, что одновременно он, как и «бесконечный узел», играл роль «счастливого знака» и оберега, по причине чего и помещался на деньгах. Со своей стороны, берусь также предположить, что этот узор, или – в простом начертании – знак, представляющий собой сплетённый по образу четырёхлучевой свастики (ярги) равносторонний (правильный) крест, с образованным таким образом внутренним равносторонним четырёхугольником (квадратом) и «звездой» (либо «точкой») посередине, олицетворял собой некое цельно-соразмерное сущностное (божественное) начало, выступая в качестве средоточия оберегающей силы, благодати и достатка. Исследованию и обобщению знаковых смыслов плетёных узлов посвящена, в частности, статья кандидата искусствоведения М.М. Савенковой «Узелковые знаки-орнаменты как магическая составляющая декора русского народного костюма» (2016 г.). В ней, помимо прочего, приводятся рисунки единообразных с рассматриваемыми знаков (которые автор определяет как «ромб и два овала»), помещённые на: браслете из Старой Рязани XIII в. (см.: рисунок 23 а), деревянной и костяной ложечках из Новгорода XIII и XI вв. (см., соответственно: рисунок 23 б, 23 г), семилопастном височном кольце и подвеске из курганов вятичей XIIXIII вв. (см., соответственно: рисунок 23 в, 23 д) с. 184, рисунок 2: 11 – 15].

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/15/...

Службы: Вечерня В) – Паннухис – Полунощн. – Утреня Ва) – Тритоекти. Паннухис: «молитва 1-го антифона П.» и т.д. 15 . Синай 962 (XI-XII вв.): из семьи Син. 958, 959 и 961; не епископск. (Веч. с. 52; Утр. с. 110; Час. с. 170 344 . Службы: Вечерня К) – Паннухис – Утреня D5a). Паннухис: «Молитва 1-го антифона» и т.д. 16 . Пантелеймон 162 (1890) (XI-X1I вв.) 345 . Службы: Паннухис – Утреня (вероятно, С). Паннухис: пять молитв; не хватает начала 17 . Коален 214 (XII в.) (Веч. с. 49; Утр. с. 99. Службы: Вечерня В) – Паннухис – Утреня Ва). Паннухис: «мол. П. »: пять молитв. 18 . Гротт. Г β XIV (xiii в.). (Утр. с. 109 346 . Службы: Преждеосвященные – Паннухис – Утреня D6a). Паннухис: неполная; является продолжением Литургии Преждеосвященных. Примеч.: в середине Утрени листок (попавший случайно?) с фрагментом заупокойной службы. 19 . Оттоб. 434 (XIII в.): неитальянский, восточного происхождения (Веч. с. 53; Утр. с. 97, н. 18 347 . Службы: Вечерня L) – Паннухис – Утреня Ва). Примеч.: молитва Паннухис: следует после Мол. Вечерни, как «другая молитва»; и «мол. 2-го антифона» и т.д.; «мол. отпуста Паннухис»; «мол. главопреклонения». 20 . Патриархат Александрийск. 149 (104) (XIV в.): евхологий греко-арабск., египетского происхождения (благословение Нила) 348 . Службы: Паннухис и праздничные величания после канона. Паннухис: «антифоны и молитвы П. Великого Поста»: 1 антифон: Пс. 119,1,2,7 ; припев как в Дрезден 104 (ср. ниже, с. 194). молитва (без ектении). 2 антифон: Пс. 120, 1,7,7,8 ; припев как Дрезден 104. молитва. 3 антифон: Пс. 121,1,2,7,9 ; припев как Дрезден 104. молитва; «мол. отпуста»; «главопреклонения». Далее: Евангелия « τν παννυχδων 1-ой недели Великого Поста». 21 . Пантократор 149 (XV в.) (Веч. с. 54 349 . Службы: Вечерня Ν) – Паннухис – Утреня Са). Паннухис: «Другое последование для μγα σπερινν празднуемых святых »: Каждение церкви; начало Утрени: Слава Святей... (Троице)·, Молитвы и (тайно): «творение св. Германа Константинопольского для празднуемых святых» 350 ; входные стихи Пс. 94 . «мол. входная» не издана (Описание II, 486). Затем следует великая Вечерня, по Дмитриевскому. Кутья (коливо) за святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Г. принято трактовать как единство ладово-звукорядного и формульного (попевочного) аспектов. Между тем в применении к значительной части шараканов, прежде всего архаического происхождения (принадлежащих или приписываемых авторам до IX-X вв.), точнее было бы говорить не о мелодических формулах, соединяемых друг с другом по центонному принципу, а о целостных мелодиях, адаптированных к структуре строф словесного текста. Строфа архаического шаракана, как правило, складывается из 3 (реже 2) фраз (строк). 1-й, обычно 2-строчный, раздел строфы (повествовательная часть) раскрывает тему шаракана, а в заключительной строке (вероучительной части) обобщено догматическое его содержание. В типичном случае каждая строка повествовательной части мелодически представлена в виде дуги, звуковысотное оформление к-рой определяется ладово-звукорядными характеристиками Г. Дардзвацки (за исключением дардзвацка 1-го побочного Г.) среди таких напевов встречаются лишь в единичных случаях. Заключительная строка (вероучительная часть) строфы оформляется кадансовым оборотом, устойчивым для каждого Г. В хазовых текстах над последним слогом строфы ставится знак (erkar, букв.- длинный), указывающий на необходимость продлить гласный звук. Описанная модель Г., в рамках к-рой лад, ритм, синтаксис и просодия составляют единство, действительна как для абсолютного большинства архаических шараканов, так и для значительного числа шараканов, созданных в XI-XIII вв. Начиная с XI в. это единство начало размываться, вобрав в себя новые, структурно более свободные и сравнительно более объемные мелодические модели - прежде всего дардзвацки, формально «привязанные» к тем или иным из 8 канонических Г., но по существу вполне независимые. Шараканы, построенные согласно таким модернизированным моделям (нек-рые из них несут на себе печать индивидуального авторства - в частности, католикоса Нерсеса IV Шнорали , XII в.), составляют ок. 1/3 всего корпуса текстов Шаракноца, утвержденного Церковью в XIII в. Согласно подсчетам архим. Комитаса (Согомоняна ; † 1935), всего в Шаракноце присутствует 40 мелодических моделей (помимо Г. и дардзвацков, в их число очевидно, входят модели, совпадающие с собственно Г. по ладово-звукорядным признакам, но отличающиеся от них по мелодическому содержанию).

http://pravenc.ru/text/165085.html

Рубеж X-XI в. Vaticanus Gr. 1595, f. 190v-199v. XI в. Athous Laurae Г 44 (Eustratiades 284), f. 169–175. Cambridge, Trinity College, B. 8. 7., f. 230–234. Bodleianus ROE. 28, f. 142v-144. Bodleianus Laudianus Gr. 82, f. 158–167 (приписано папе Григорию). Oxford, St. Mary Magdalene College, Gr. 4, f. 260–276v. Athous Panteleemonis 87 (Lambros 5593), f. 79v-89v. Athous Laurae Г 120 (Eustratiades 360), f. 290–298. Scorialensis Gr. 166 (T. III. 6.), f. 36v-65. XII в. Ambrosianus Gr. 366 (F 124 sup. olim О 140), f. 149–160v XIII в. Vindobonensis Theol. Gr. 123 (olim 151), f. 44v-52. Vindobonensis Hist. Gr. 62 (olim 32), f. 69–82. Marcianus Gr. VII, 29, f. 193v-201 (первая треть века). Athous Batopedii 422, f. 106–114. Parisinus Gr. 767, f. 117v-126v. Parisinus Gr. 1181A, f. 135–144. XIII –XIV в. Atheniensis 2083, f. 55–64. XIV в. Bodleianus Selden. arch, supra 9, f. 5м-13м. Oxford, Lincoln College, D.GR. I., f. 106–116. Athous Iberorum 592 (Lambros 4712), Athous Laurae H 179 (Eustratiades 834), f. 174–189. Athous Laurae K81 (Eustratiades 1368), f. 219–224. Athous Laurae I 63 (Eustratiades 1147), f. 110–122. Ambrosianus Gr. 192 (C 92 sup. olim N 155), f. 182V-187 (конец века). Parisinus Coislinianus 304, f. 140–150. Atheniensis 278, f. 83v-91v. Atheniensis 992, f. 173–183. Atheniensis 242, f. 104–117v. XV в. Marcianus Gr. 575, f. 259–264v (1426 г.). Athous Iberorum 560 (Lambros 4680), Athous Panteleemonis 92 (Lambros 5598), f. 22v-28. Athous Panteleemonis 191 (Lambros 5698), f. 272–277v. Ambrosianus Gr. 730 (S 18 sup.), f. 96–113 (начало века). Parisinus Gr. 773, f. 191v-201. Atheniensis Metochii 48, f. 337v-345. Meteoron Hagiou Stephanou 145, f. 29v-45v. Patmiacus 634, XVI в. Mosquensis Syn. Gr. 303 (Vladimir 395), f. 67–89v. Marcianus Gr. VII, 41, f. 140–153. Athous Philothei 83 (Lambros 1847), Athous Dionysii 231 (Lambros 3765), Madritensis Gr. 195 (olim O-15), f. 8–16 (ок. 1553 г.). Parisinus Gr. 1013, f. 86V-106. Atheniensis 457, f. 153–167. Meteoron Hagiou Stephanou 126, f. 94–104.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VMHH. Т. 1. Р. 303; Пашуто В. Т. Очерки... С. 300. Regesta diplomatica nec non epistolaria Bohemiae et Moraviae. Pragae, 1882. P. 2. Vol. 1. N 71. P. 69. Ibid. Vol. 2. N 558. Р. 215. Ibid. N 596. Р. 230. FRB. Т. 2. P. 315. Regesta... P. 2. Vol. 1. N 271. P. 103. Ibid. Vol. 3. N 845. P. 344. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 936; Пашуто В. Т. Очерки... С. 300–303. Alexandreida/Vyd. Vбclav Praha, 1963. S.117–118. В самом начале XIV в. куявский князь Владислав Локетек, будущий правитель объединенной Польши, выдал за галицкого князя Юрия Львовича свою сестру Евфимию, за его брата Земовита вышла замуж сестра Юрия Анастасия, позднее дочь Юрия Мария стала женой мазовецкого князя Тройдена В. Polska i S. 223, 227–228, 264). Monumenta Poloniae Historicae. Warszawa, 1970. Ser. 2. Т. 8. S. 113–114; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI–XIII вв. М., 1987. С. 184–185. Monumenta Poloniae Historicae. S. 116–117; Великая хроника... С. 188. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 852–855. Там же. Стб. 855. Предводитель русских в этом походе Остафий Константинович упоминается в другом месте летописи как убитый по приказу сына Миндовга Войшелка житель Великого княжества Литовского (Там же. Стб. 861). См. там же. Стб. 864, 867. Можно было бы предположить, что русские князья, дававшие обещания сандомирянам, сами были обмануты татарами, но хронист такого допущения не делает. См.: Ужанков А. Н. «Летописец Даниила Галицкого»: редакции, время создания//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб. 1: (XI–XVI вв.). С. 264 и сл. Об этом см.: Пашуто В. Т. Образование Литовского государства... С. 22 и сл. Тихомиров М. Н. Развитие исторических знаний в Киевской Руси, феодально-раздробленной Руси и Российском централизованном государстве (X–XVII вв.)//Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1955. Т. 1. С. 63. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 737. Даже захват Дрогичина орденом «добжиньских братьев», находившихся под патронатом Конрада Мазовецкого (1238 г.), не вызвал у летописца таких высказываний. Он ограничился словами: «Не лепо есть держати нашие отчины крижевникомь» (Там же. Стб. 776).

http://sedmitza.ru/lib/text/442958/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010