John: Diss. R., 1998; Beckwith S., ed. Catholicism and Catholicity: Eucharistic Communities in Historical and Contemporary Perspectives. Oxf., 1999; Handbook for Liturgical Studies/Ed. A. J. Chupungco. Collegeville (Minn.), 1999. Vol. 3: The Eucharist; Heil J. P. The Meal Scenes in Luke-Acts: An Audience-Oriented Approach. Atlanta (Georgia), 1999; Σκιαδαρσης Ι., πρωτοπρ. Λειτουργικς σκηνς κα μνοι στν Αποκαλψη το Ιωννη. Θεσσαλονκη, 1999. (Βιβλικ Βιβλιοθκη; 14); Berger D. Thomas von Aquin und die Liturgie. Köln, 20002; Di Nola G., ed. La dottrina eucaristica dei secoli I-IV. Vat., 2000. Vol. 4: Da Afraate il Saggio a Didimo il Cieco; Feulner H.-J. Zu den Editionen orientalischer Anaphoren//Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics. R., 2000. P. 251-282. (OCA; 260); Koenig J. The Feast of the World " s Redemption: Eucharistic Origins and Christian Mission. Harrisburg (Penn.), 2000; Успенский Ф. И. Очерки по истории визант. образованности. История крестовых походов. М., 2001; Frank G. «Taste and See»: The Eucharist and the Eyes of Faith in the 4th Century//Church History. Yale, 2001. Vol. 70. N 4. P. 619-643; Avvakumov G. Die Entstehung des Unionsgedankens: Die lateinische Theologie des Hochmittelalters in der Auseinandersetzung mit dem Ritus der Ostkirche. B., 2002; Bayer A. Spaltung der Christenheit. Köln, 20022; Eucharistia: Encyclopédie de l " eucharistie/Éd. M. Brouard. P., 2002; Арранц М. Избр. соч. по литургике. М., 2003. Т. 1: Таинства визант. Евхология. С. 5-204; Georges (Wagner), archb. La Liturgie, Expérience de l " Église: Études liturgiques/Éd., J. Getcha, A. Lossky. P., 2003; Smyth M. La liturgie oubliée: La prière eucharistique en Gaule antique et dans l " Occident non romain. P., 2003; Τ μυστριο τς θεας Ευχαριστας: Πρακτικ Γ Πανελληνου Λειτυργικο Συμποσου. Αθνα, 2004. (Σειρ Ποιμαντικ Βιβλιοθκη; 8); Perczel I. et al., eds. The Eucharist in Theology and Philosophy: Issues in Doctrinal History in East and West from the Patristic Age to the Reformation.

http://pravenc.ru/text/351651.html

Erwin Preuschen в «Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft», I (1900), 1, S. 85–86.– H. H. Г. 13 Об этом слове см. еще у А Bischoff в «Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft», VII (1906), 3, S. 271–274,– Η. Η. Γ. 14 «Этимология» – устаревший термин, соответствующий современному термину «морфология». В дальнейшем заменен современным термином. Другие, не употребляющиеся теперь термины, сохранены, но сопровождаются современными, заключенными в квадратные скобки.– Прим, ред.-сост. 15 Средний залог – в современной терминологии «медиальный»; в XIX в. употреблялся также термин «обший залог». 17 Для εαγγελιοτς см. также А. Dieterich в «Zeitschrift fur die neutesta mentliche Wissenschaft», I (1900), 4. S. 336–338, – Н.Н.Г. 18 О Σωτ см. Р. Wendland в «Zeitschrift fur die neutestamentliche Wissenschaft», V (1904), 4. S. 335–353, a ο σζειν и его производных W. Wagner. Ibid., VI (1905), 3. S. 205–235. – Я. Я. Г. 19 Ср. к сему Я. Hausschildt Πεσβτεοι in Aegypten im I–III Jahrhundert n. Chr. в «Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft», IV (1903), 3. S. 235–242. – H.H.L 20 Эту мысль особенно настойчиво (и преувеличенно) выдвинул проф. Adolf Deissmann (Bibelstudien. Marburg, 1895. S. 187–252; Bible Studies. Edinburgh, 1901. P. 3–59; Encyclopaedia Biblica ed. by Prof. T. K. Cheyne H. London, 1901, col. 1323–1329; «Theologische Literaturzeitung», 1906,8, Sp. 231, Licht vom Osten. Tubingen, 1908. S. 157 ff.), но ее разделяют и пропагандируют теперь многие авторы: см., например, Prof. Wilhelm Soltau. Brief oder Epistel в «Neue Jahrbüecher», 1906, II. S. 17–29. Данные и замечания о них см. у проф. Н.Н. Глубоковского . Благовестив св. Апостола Павла по его происхождению и существу. T. II. – Н. Н. Г. 22 Cp. Н. Cremer. Biblisch-theologisches Wörterbuch, 9-е изд., с. 155: «У Луки μν встречается очень редко; он заменяет его посредством ληθς (9, 27; 12,44; 21, 3), π’ λθειας (4, 25), ναι (И, 51), πλν (10,14; 22,21), λγω μν, λγω σοι, где у других евангелистов стоит μν λγω μν (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Сами авторы работы (Beckers & Wagner, 2012) попытались объяснить свой анти- эволюционный результат тем, что, наверное, в популяциях континентальных сверчков половой отбор (борьба за внимание самки) имеет настолько напряженный характер, что полностью подавляет давление обычного естественного отбора. Даже в тех случаях, когда риск заражения смертельным паразитом доходит до 60% . Что же, такое предположение, может быть, смотрелось бы неплохо, если бы, во-первых, в подобных популяциях риску смертельного заражения не подвергались бы и самки тоже. 176 А во-вторых, если бы имелся хотя бы один строго установленный пример эволюционного изменения (хотя бы какого-нибудь признака) под действием пресловутого полового отбора. Но поскольку на сегодняшний день мы имеем ровно ноль таких установленных примеров, то стоит ли вообще тратить своё время на анализ чисто теоретических спекуляций, не имеющих ничего общего с реальностью? Но даже если бы пресловутый половой отбор действительно существовал в природе, то всё равно остаётся непонятным, что же мешает сверчкам (в тех местообитаниях, где высок риск заражения) заниматься своими любовными играми (и половым отбором) более активно в те часы, когда паразитические мухи уже снижают свою активность? Ведь 1–5% -ная смертность самок в результате заражения, уже сама по себе (без учета 30–60%-ной смертности самцов) могла бы эволюционно изменить поведение самок (например, передвинуть пик их половой активности на несколько часов позже) всего за 500–1000 поколений. А за изменением времени активности самок последовало бы и соответствующее изменение активности самцов. Однако ничего подобного не происходит . То есть, мы наглядно видим, что в данном случае никакой (ожидаемой) коэволюции связки «паразит-жертва» не прослеживается от слова совсем . 11. Бактерии. эволюция или адаптация? В заключение давайте рассмотрим еще и примеры «эволюции бактерий». Хотя я уже говорил выше – Вы имеете полное право вообще выкинуть такие «примеры» из рассмотрения. По той причине, что нас, прежде всего, интересует, каким образом на Земле появилось потрясающее разнообразие форм организмов. А большинство известных примеров «эволюции бактерий» не имеют к этому вопросу никакого отношения – в этих примерах изменялось что угодно, но только не морфологические признаки бактерий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

сост. Л.А. Гиндин Склавины и Анты Иордан § 1. Иордан (далее – И.) происходил из смешанной готоаланской среды и до своего обращения (ante conuersionem meam – выражение, породившее богатую литературу; наиболее правдоподобно его объясняют как указание на переход из арианства в православие) служил нотарием одного из варварских вождей (Get. 266, 316). Точные годы жизни И. неизвестны (даты написания его основных сочинение см. в § 3; биографию см.: Скржинская. Иордан, 15 и сл.). Сказать что-нибудь более определенное о его этнической принадлежности нельзя. Похоже, что родным языком И. была придунайская латынь. Моммзен убедительно показал, что И. был подданным Восточной Римской империи (MJ, VIII–X), хотя вывод о том, что его сочинения были написаны в Мёзии, уже не столь убедителен. Может быть, правы те, кто отождествляет И. с Иорданом – епископом г. Кротона. § 2. Главным трудом, посвященным И., по сей день остается издание Моммзена (MJ), содержащее ценное вступление и богатые указатели (часть комментариев принадлежит Мюлленхоффу). Обзор основных проблем, связанных с личностью и творчеством И., см.: Manitius. Geschichte, I, 210–215. Более новые работы (например: Wagner. Getica) содержат богатую библиографию, но грешат произвольностью авторских построений. Комментированное издание русского перевода (Скржинская. Иордан) содержит ошибки и не отвечает современным требованиям. При работе с текстом И. абсолютно необходимым пособием служит диссертация Ф. Вернера о языке И. (Werner. Jord.). Имя И. надежно восстановлено Моммзеном: Iordanes (MJ, V), хотя ошибочное написание Iornandes до сих пор фигурирует в литературе. Все, что нам известно о жизни И., восходит к его собственным сочинениям. Ни одна попытка отождествления его с историческими лицами, упомянутыми в других источниках, не стала общепризнанной. § 3. Сочинение И. «De summa temporum uel origine actibusque gentis Romanorum» («О сумме времен, или О происхождении и деяниях римского народа», кратко «Romana») было начато по настоянию его друга Вигилия ( Rom. I ; оба сочинения цитируются по параграфам издания Моммзена). Потом работа над ним прервалась и, по настоянию другого друга – Касталия, И. начал сотавлять эпитому сочинения Кассиодора Сенатора, названную «De origine actibusque Getarum» («О происхождении и деяниях гетов», кратко «Getica»). Закончены «Романа» (далее – Р.) были на двадцать четвертом году правления Юстиниана (550/551 г.; см. Rom. 41 а незадолго перед тем закончены и «Гетика» (далее – Г.), также обрывающиеся на событиях 550/551 г.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Taylor, Charles. A Secular Age . Cambridge, MA: Harvard University Press, 2007. Wagner, Peter. A History and Theory of the Social Sciences . London, Thousand Oakes, New Delhi: Sage, 2001. Walzer, Michael. " Drawing the Line. Religion and Politics. " In Thinking Politically: Essays in Political Theory . New Haven: Yale University Press, 2007: 147-167. Weber, Max. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism with Other Writings on the Rise of the West . Translated by Stephen Kalberg. Oxford, New York: Oxford University Press, 2009. Wilson, Bryan. Religion in Secular Society . London: Watts, 1966. Штекль, Кристина. " Постсекулярная субъективность в западной филофоской дискуссии и Православное Богословие. " Научный Богословский Портал bogoslov . ru 09.06.2010 (2010): http://www.bogoslov.ru/text/863182.html Кристина Штёкль (Kristina Stoeckl), доктор философии, родилась в Австрии в 1977 году. Живет во Флоренции (Италия), работает в качестве исследователя в Отделении философских исследований Университета Тор Вергата в Риме, где также преподает политическую философию. Получила магистерские научные степени в области сравнительного литуратуроведения и русского языка, а также в области международных отношений; докторскую степень – в области социально-политических наук. Сферы исследовательских интересов: политическая философия с акцентом на теме религии и постсекуляризма; восточно-православная традиция; европейские историко-социологические теории об отношениях Востока и Запада. Автор книги Community after Totalitarianism. The Russian Orthodox Intellectual Tradition and the Philosophical Discourse of Political Modernity. Frankfurt et al.: Peter Lang, 2008 (=Erfurter Studien zur Kulturgeschichte des Orthodoxen Christentums, edited by Vasilios Makrides) [«Община после тоталитаризма. Русская православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна»]. Peter L. Berger, " The Desecularization of the World: A Global Overview, " in The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics , ed. Peter L. Berger (Washington, D.C.: Ethics and Public Policy Center, 1999).

http://bogoslov.ru/article/1489841

Peter L. Berger, " Secularization falsified, " First Things February, (2008); Klaus Eder, " Europäische Säkularisierung. Ein Sonderweg in die postsäkulare Gesellschaft?, " Berliner Journal für Soziologie 12, (2002); David Martin, " The Evangelical Upsurge and Its Political Implications, " in The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics , ed. Peter L. Berger (Washington, D.C.: Ethics and Public Policy Center, 1999). José Casanova, Public religions in the modern world (Chicago: University of Chicago Press, 1994); José Casanova, " Religion, European Secular Identities, and European Integration, " in Religion in an Expanding Europe , ed. Peter J. Katzenstein and Timothy A. Byrnes (Cambridge: Cambridge University Press, 2006); Danièle Hervieu-Léger, Religion as a Chain of Memory (Cambridge: Polity Press, 2000). Peter Wagner, A History and Theory of the Social Sciences (London, Thousand Oakes, New Delhi: Sage, 2001). Niklas Luhmann, Religious Dogmatics and the Evolution of Societies (New York: Mellen Press, 1984). Andreas Hetzel, " Religion, oder: Eine postsäkulare Soziologie, " in Poststrukturalistische Sozialwissenschaften , ed. Stephan Moebius and Andreas Reckwitz (Frankfurt/M.: Suhrkamp, 2008), 349. Emile Durkheim, The elementary forms of religious life (New York: Free Press, 1995) [русск. пер. введения и первой главы: Max Weber, The Protestant ethic and the spirit of capitalism with other writings on the rise of the West (Oxford, New York: Oxford University Press, 2009) [русск. пер.: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990; электронный вариант: Steve Bruce and Roy Wallis, " Secularization: The Orthodox Model, " in Religion and Modernization , ed. Steve Bruce (Oxford: Clarendon Press, 1992); José Casanova, " Secularization, " in International Encyclopedia of the Social and Behavioural Sciences , ed. Neil J. Smelser and Paul B. Baltes (Amsterdam, Paris et.al.: Elsevier, 2001); David Martin, A general theory of secularization (Oxford: Blackwell, 1978); Bryan Wilson, Religion in Secular Society (London: Watts, 1966).

http://bogoslov.ru/article/1489841

Именно с началом Реформации в Трансильвании особое внимание было обращено на Православие и правосл. румын, в среде которых реформаторы пропагандировали новые теологические и церковно-политические идеи. Для того чтобы реорганизовать правосл. образ жизни, внимание было сконцентрировано на правосл. литургической традиции: согласно соч. Reformatio Ecclesiae Хонтеруса, совершенствование литургии могло быть достигнуто только через восстановление преимущественной роли Свящ. Писания в богослужении. Серия печатных изданий на румын. языке, выходивших начиная с сер. XVI в. и подготовленных правосл. румын. клириками, находившимися в интеллектуальной и духовной близости к реформаторам-саксам, демонстрирует тот факт, что магистраты городов с саксон. бюргерством инициировали по крайней мере программу катехизации православных в лютеранство. В 1544 г. в Сибиу на румын. языке вышел «Малый катехизис» М. Лютера (1-я книга, напечатанная на румын. языке). Издание нового перевода лютеран. катехизиса в 1559-1560 гг. патронировалось брашовским градоначальником Й. Бенкнером, к-рый 12 марта 1559 г. объявил реформу Православной Церкви в Брашове; эти действия были зафиксированы в хронике, к-рую составили С. Масса, М. Фухс и Й. Трауш (Quellen zur Geschichte von Braov-Kronstadt. 1903. S. 80). В 1551-1553 гг. было напечатано славяно-румын. Четвероевангелие, в котором слав. текст был заимствован из Четвероевангелия, изданного в Тырговиште (1512) иером. Макарием из Цетине (Черногория), в то время как румын. текст представлял собой адаптацию перевода на венг. язык Библии редакции Лютера. Согласно мнению нек-рых исследователей, распространение в Трансильвании лютеран. катехизической лит-ры на румын. языке следует рассматривать в общем неконфессиональном контексте обновления Церкви в XVI в., а не как попытку магистратов городов с преобладанием саксов обратить правосл. румын в лютеран-евангелистов ( Philippi. 1985). Фактически усилия трансильванских лютеран, приложенные к тому, чтобы заинтересовать правосл. население Трансильвании в церковной реформе, не были сугубо местной инициативой - проект установления связей с Вост. Церквами в интересах христианства в целом был задуман в Виттенберге (инициатива Ф. Меланхтона - сподвижника Лютера) ( Karmiris. 1966. S. 77-104, 150-173; Benga. 2003). В целях реализации этого проекта и необходимости ознакомить правосл. население с основными доктринами Евангелической церкви трансильванским реформатором В. Вагнером (уроженец Брашова, закончил Виттенбергский ун-т) под рук. Меланхтона на греческом языке был составлен катехизис (опубл. в Брашове в 1550) ( Wagner. 2000; Müller. 2001).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Острые темы евр. библейского повествования в «Завещании Иова» смягчаются: Иов не ропщет и стойко переносит страдания ( Besserman. 1979. P. 49). Совершенно иную роль играют его друзья: Иов защищает представление о Божественной справедливости (Test. Job. 38. 1-8), а его друзья сомневаются. Отрицательно изображен в «Завещании Иова» Елиуй (близко к мнению раввинов: Акива отождествляет Елиуя с языческим прор. Валаамом, врагом Израиля - Иерусалимский Талмуд. Сота. 5. 30d). Если прощение 3 друзей Иова упоминается в апокрифе (Test. Job. 42. 7-9), то прощение Елиуя нет. В «Завещании Иова» есть и др. дополнительные детали: Иов играет на инструментах и поет, чтобы подбодрить слуг (Test. Job. 14. 1-5), дарит 2 дочерям муз. инструменты (Test. Job. 52. 2). Женщины изображены только отрицательно ( Clines. 1989. P. CV-CVI). Служанки Иова и его жена просят о хлебе для Иова, но в то же время обворовывают его. «Завещание Иова» заметно повлияло на дальнейшую лит. рецепцию образа Иова как щедрого праведника ( Baskin. 1981. P. 30): он не раздает поровну свое имущество детям (как в MT), возможно, это уже не было принято в то время, когда создавалось «Завещание...». Сыновья получают собственность, а дочери - магический пояс, к-рый «Господь из бури» дал Иову после его исцеления. Включение книги в список еретических книг в Декрете папы Геласия (Decret. Gelas. 6. 4: Liber qui appellatur Testamentum Job, apocryphus) не обязательно свидетельствует о ее распространении на Западе. О связях «Завещания Иова» и раввинистической лит-ры см.: Baskin. 1981. P. 30-32, 140; о связи «Завещания Иова», LXX и таргума Иова см.: Delcor M. Le Testament de Job, la prière de Nabonide et les traditions targoumiques//Bibel und Qumran: Beitr. zur Erforschung der Beziehungen zwischen Bibel- und Qumranwissenschaft/Hrsg. S. Wagner. B., 1968. S. 63-73. Филон Александрийский редко использует И. к. В соч. «О толковании законов» он парафразирует Иов 1. 21: «...ибо нагим ты пришел и нагим уйдешь; а время между рождением и смертью ты принимаешь от Бога для пользы (χρσιν)» ( Philo.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Перенос времени О. ребенка на 8-й день жизни меняет также функцию ритуала. При О. новорожденных обряд перестает символизировать вхождение в возраст мужчины, но продолжает выполнять апотропеическую функцию (на нее намекает пассаж в Исх 4. 24-26). Быт 17 может отражать связь обряда О. с идеей плодовитости, т. к. 1-е обращение Бога к Аврааму содержит обещание многочисленного потомства. На основании свидетельств источников мн. исследователи заключают, что религ. смысл О. придается только в теологии жреческого предания (кроме Быт 17, см. также Быт 21. 4; Исх 12. 44, 48-49; Лев 12. 3) и в текстах, созданных в рамках или под влиянием этой теологии (Исх 4. 24-26; Нав 5. 2-8). В согласии с долго господствовавшим взглядом эта совокупность текстов должна показывать, что О. в период изгнания стало отличительной особенностью Израиля, установленной для обозначения идентичности народа. У этой гипотезы, однако, существуют критики ( Bernat. 2009. P. 115-121; Wagner. 2010. P. 455-457; Krause. 2014. S. 322-323). О., практикуемое в обязательном порядке не только в Израиле, но и его левантийскими соседями, едва ли было пригодно в качестве признака идентичности и в допленное время, и в начале послепленного периода. На подобную интерпретацию носители жреческой традиции не были ориентированы, и это в первую очередь отмечает Грюнвальдт ( Grünwaldt . 1992. S. 40-41). Напротив, О. задумано в Быт 17 как знак договора (    ) между Яхве и каждым отдельным израильтянином, точнее каждым отдельным отцом семейства в Израиле (Быт 17. 11). Как заповедь-договор (  ), запечатленный на плоти каждого человека (ст. 13), этот знак соответствует обязательству Бога, в согласии со ст. 7, быть Богом Израиля. Установленное Самим Яхве О. (ст. 10) становится свидетельством веры или, по выражению Проппа,- «личным знаком договора» ( Propp. 1987. P. 357; Idem. 1993). В качестве такого знака принадлежности Яхве и тем самым Израилю - народу договора Яхве - О. может рассматриваться как условие участия в Пасхе (Исх 12. 44, 48-49). Этот ритуал вводит в область культовой чистоты (см.: Лев 12. 3 в контексте; ср.: Ис 52. 1). То, что эта заповедь распространяется также на неизраильтян, проживающих в доме израильтянина (Быт 17. 12-13, 23), дополнительное свидетельство в пользу того, что О. для жреческих теологов не рассматривалось как эксклюзивный признак идентичности израильтян ( Krause. 2014. S. 323).

http://pravenc.ru/text/2578081.html

Матюшкина//БСб. 2003. 11. С. 146-168 [кн. 1, гл. 4]; он же. Богословие слова/Пер.: К. Вдовиченко//Там же. 2005. 13. С. 5-29. [кн. 4, гл. 4, § 3-4]); idem. La tradition selon Clément d " Alexandrie//Augustinianum. R., 1972. Vol. 12. N 1. P. 5-18; Mylonas G. E. Theory and Fact: The Writings of the Early Christian Fathers and Modern Interpretations// Idem. Eleusis and the Eleusinian Mysteries. Princeton, 1961. P. 287-316; Jungkuntz G. Christian Approval of Epicureanism//Church History. 1962. Vol. 32. N 3. P. 279-293; Pericoli Ridolfini F. Le origini della Scuola di Alessandria//RStO. 1962. Vol. 37. P. 211-230; Turck A. Catéchein et catéchésis chez les premiers pères//RSPhTh. 1963. T. 47. P. 361-372; Krawczynski S., Riedinger U. Zur Überlieferungsgeschichte des Flavius Josephus und Klemens von Alexandreia im 4.-6. Jh.//BZ. 1964. Bd. 57. N 1. S. 6-25; Oeyen C. Eine frühchristliche Engelpneumatologie bei Klemens von Alexandrien//IKZ. 1965. Bd. 55. S. 102-120; 1966. Bd. 56. S. 27-47; Brooks J. A. The Text of the Pauline Epistles in the Stromata of Clement of Alexandria: Diss. Princeton, 1966; idem. Clement of Alexandria as a Witness to the Development of the New Testament Canon//The Second Century. 1992. Vol. 9. P. 41-55; Steneker H. Πειθος δεμιουργα: Observations sur la fonction du style dans le protreptique de Clément d " Alexandrie. Nijmegen, 1967; Bernard J. Die apologetische Methode bei Klemens von Alexandrien: Apologetik als Entfaltung der Theologie. Lpz., 1968; M ü nch E. Παρδοσις und γραφ bei Clemens von Alexandria: Diss. Bonn, 1968; Wagner W. H. Another Look at the Literary Problem in Clement of Alexandria " s Major Writings//Church History. 1968. Vol. 37. N 3. P. 251-260; idem. A Father " s Fate: Attitudes Toward and Interpretations of Clement of Alexandria//JRH. 1971. Vol. 6. N 3. P. 209-231; Whittaker J. Επκεινα νο κα οσας//VChr. 1969. Vol. 23. N 2. P. 91-104; idem. Neopythagoreanism and Negative Theology//Symbolae Osloenses. 1969. Vol. 44. N 1. P. 109-125; idem.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010