(Corpus Catholicorum; 7); отдельные произведения: De magistratibus et republica Venetorum libri V. Parisiis, 1543. (рус. пер.: Гаспаро Контарини . О магистратах и устройстве Венецианской республики/Пер. с лат., вступ. ст. и коммент.: М. А. Юсим; ред.: М. М. Кром, О. В. Хархордин. СПб., 2013); Quattro lettere di monsig[nor] Gasparo Contarino Cardinale. In Fiorenza, 1558; Κατχησις, sive Christiana instructio//Il processo inquisitoriale del cardinal Giovanni Morone/Ed. M. Fipro, D. Marcatto. R., 1985. Vol. 3: I documenti difensivi. P. 190–221; [= Contarini. Catechismus]; Donnelly J. P., ed. The Office of a Bishop: De officio viri boni et probi episcopi. Milwaukee (Wisc.), 2002. Ист.: Epistolarum Reginaldi Poli et aliorum ad ipsum. Brixiae, 1744-1757. Pt. 1-5; Beccadelli L. Vita del cardinale Gasparo Contarini scritta da monsignor Lodovico Beccatello alle quale si fanno succedere alcune aggiunte spettanti alla medesima. [Brescia, 1746]; Le Plat J. Monumentorum ad historiam Concilii Tridentini potissimum illustrandam spectantium amplissima collectio. Lovanii, 1782. Vol. 2; Lettere del Cardinale Gasparo Contarini//Monumenti di varia letteratura tratti dai manoscritti di monsignor Lodouico Beccadelli. Bologna, 1799. T. 1. Pt. 2. P. 61-216; Calendar of State Papers and Manuscripts, Relating to English Affairs Existing in the Archives and Collection of Venice, and in Other Libraries of Northern Italy/Ed. R. Brown. L., 1869. Vol. 3; 1871. Vol. 4; Dittrich F., Hrsg. Regesten und Briefe des Cardinals Gasparo Contarini (1483-1542). Braunsberg, 1881; Sanuto M. I diarii. Venezia, 1890-1903. Vol. 29-58; Akten der deutschen Reichsreligionsgespräche im 16. Jh./Hrsg. K.-H. zur Mühlen e. a. Gött., 2007. Bd. 3. Hbd. 1-2: Das Regensburger Religionsgespräch 1541 [=ADRG]; Hanbridge P., ed. Cardinal Gasparo Contarini (1489-1542): A Coll. of Published Correspondence. R., 2008. 20112//www.capdox.com/files/contarini.pdf [Электр. ресурс]. Библиогр.: Fragnito G. Bibliografia Contariniana//Gasparo Contarini e il suo tempo.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

В сочинениях этого периода М. М. называет себя «слугой Христовым» (servus Christi), а к нек-рым адресатам обращается как к «сослужителям» (см.: ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 5, 23, 28, 65); поскольку такая форма обращения была обычной для монахов, мн. исследователи считают, что М. М. после отъезда из Рима начал вести монашескую жизнь. Возможно, М. М. жил в одном из мон-рей диоцеза Фракия; этот диоцез располагался недалеко от К-поля, и в нем были латиноязычные монашеские общины, основанные выходцами с Запада (см.: Schwartz. 1924-1925. P. XIII-XIV). Против предположения о том, что М. М. жил в К-поле и был там неофиц. наблюдателем, исполнявшим поручения Римского епископского престола, свидетельствуют как отсутствие к.-л. упоминаний о М. М. в письмах и др. документах того времени, так и замечание самого М. М., согласно которому место, где он находился, отличалось от К-поля (см.: ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 67). В трудах М. М. встречается лишь одно имя адресата его сочинений - «пресвитер Пиентий» (Ibid. P. 7); предположительно речь идет о Пиентии (Πιντιος), подпись к-рого как «пресвитера и архимандрита Мартириона отроков» в К-поле стоит под актами К-польского Собора 448 г. (ACO. T. 2. Vol. 1. Pt. 1. P. 147; ДВС. 1996. Т. 2. С. 132). Вероятнее всего, мон-рь, в к-ром жил М. М., поддерживал связи как с Римом, так и с к-польскими мон-рями и монахами; последним объясняется достаточно хорошая осведомленность М. М. о происходивших в столице событиях (см.: Konoppa. 2005. S. 46-47). То, что М. М. трудился в монашеской среде, определило специфику его сочинений и переводов: предполагается, что почти все они были адресованы монахам; при этом грекоязычным монахам М. М. стремился продемонстрировать ошибочность и опасность пелагианства, а латиноязычным - несостоятельность несторианства и его связь с пелагианством. Вероятно, получив сообщения о том, что в К-поле находятся единомышленник Пелагия Целестий, а также другие приверженцы пелагианства, которые упорно пытались добиться от К-польского архиеп.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

Histoire des Patriarcats Melkites. R., 1909-1911. 3 t. (англ. пер.: History of the Melkite Patriarchates. Fairfax (Virginia), 1998-2000. 3 vol. in 4); idem. (Karalevskij C.) Antioche//DHGE. 1924. T. 3. Col. 563-703; al-Ba   š a   Q. Ta " rkh ta   " ifat ar-ru  m al-malikiyya wa-r-ruhba  niyya al-Mukhallisiyya=[История общины румов-мелькитов и ордена аль-Мухаллисия]. Sayda  , 1938. 2 pt.; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 172-298; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 11: Conciles des Orientaux catholiques. Pt. 1: 1575-1849; Pt. 2: 1850-1949; Hajjar J. Les chrétiens uniates du Proche-Orient. P., 1962; Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society: An Interpretation. Princeton (N. J.), 1970; idem. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Za‘im (1672-1720)//Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y.; L., 1982. Vol. 2. P. 67-90; Nasrallah. Histoire. Vol. 4. T. 1: 1516-1724; T. 2: 1724-1800; Крымский А. Е. История новой арабской литературы, XIX - нач. XX в. М., 1971; Patelos C. Vatican I et les évêques uniates: Une étape éclairante de la politique romaine à l " égard des orientaux, 1867-1870. Louvain-la-Neuve, 1981; Raheb A. Conception de l " union dans le Patriarcat Orthodoxe d " Antioche, 1622-1672. Beyrouth, 1981; Na   waf t u   s Idilb . Asa  qifat ar-ru  m al-malikiyyn bi-Halab f al-‘asr al-hadth=[Епископы румов-мелькитов в Халебе в Новое время]. Halab, 1983; Philipp T. The Syrians in Egypt, 1725-1975. Stuttg., 1985; Descy S. Introduction à l " histoire et l " ecclésiologie de l " Église melkite. Beyrouth; Jounieh, 1986 (англ. пер.: The Melkite Church: An Historical and Ecclesiological Approach. Newton (Mass.), 1993); Chammas J. The Melkite Church. Jerus., 1992; Dick I. Les Melkites Grecs-Orthodoxes et Grecs-Catholiques des Patriarcats d " Antioche, d " Alexandrie et de Jérusalem. Turnhout, 1994 (англ. пер.: Melkites: Greek Orthodox and Greek Catholics of the Patriarchates of Antioch, Alexandria and Jerusalem. Roslindale (Mass.), 2004); Heyberger B.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

190 См.: De Vogüé A. Saint Pachme et son oeuvre d’après plusieurs études récentes//Revue d’Histoire Ecclésiastique. T. 69. 1974. P. 430. 192 См. суждение: «...the formal establishment of a communal way of life did not represent a sudden lurch in a new direction» (Rousseau Ph. Pachomius. The Making of a Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley: Los Angelos; London, 1985. P. 65). 193 См.: Bacht H. Antonius und Pachomius. Von der Anachorese zum Cönobitum//Antonius Magnus Eremita. S. 91. 194 «Пойди, собери всех молодых монахов, живи с ними и управляй ими по уставу, какой дам тебе. Потом он дал ему медную доску, на которой написано было следующее...» (Палладия, Епископа Еленопольского, «Лавсаик» , или Повествование о жизни св. и блаженных отцев. Почаево-Успенская Лавра на Волыни, 1914. С. 77). 201 См.: Gribomont J. Saint Basile. Évangile et l’Église. Melanges. T. 1. Abbaye de Bellefontaine, 1984. P. 3–20. 203 См.: Gribomont J. Saint Basile//Commandements du Seigneur et libération évangélique. Études monastiques proposées et discutées à Saint-Anselme, 15–17 Février 1976/Ed. par J. Gribomont. Roma, 1977. P. 94–96; Idem. Saint Basile et monachisme enthousiaste//Irénikon. T. 53. 1980. P. 123–144. 204 См. замечание Ж. Грибомона относительно того, что аскетизм Евстафия не заключал в себе никакой вероучительной ереси («il est fort probable qu’à Gangres deja lascetisme eustathien nimpliquait aucune heresie doctrinale») (Gribomont J. Le Monachisme au IVe s. En Asie Mineure: de Gangres au Messalianisme//Studia Patristica. Vol. II, pt. 2. 1957. P. 406). 205 См.: Amand de Mendieta D . L’Ascèse monastique de saint Basile. Essai historique. Maredsous, 1948. P. 52–61. 206 См.: Meyendorff J. St. Basil, Messalianism and Byzantine Christianity//St. Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 24 . 1980. P. 221–225. 207 См.: Gribomont J. Les Règies Morales de saint Basile et le Nouveau Testament//Studia Patristica. Vol. II, pt. 2. P. 416–426. 209 См.: Spidlik Th. L’idéal du monachisme basilien//Basil of Caesarea. Christian, Humanist, Ascetic. A Sixteen-Hundredth Anniversary Symposium/Ed. by P.J. Fedwick. Pt. 1. Toronto, 1981. P. 373.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

119 Cyrillus Alexandrinus. Libri V contra Nestorium IV, 5//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 6. P. 84:38–40. Англ. пер.: S. Cyril, archbishop of Alexandria. Five Tomes Against Nestorius; Scholia on the Incarnation; Christ is One; Fragments Against Diodore of Tarsus, Theodore of Mopsuestia, the Synousiasts/trans. Ph.-E. Pusey. Oxford, 1881. (A Library of Fathers of the Holy Catholic Church; vol. 47). P. 142. 121 Относительно communicatio idiomatum см.: Loon H., van. The Dyophysite Christology. P. 429– 431. О. Кирилл (Говорун) (Hovorun C. Will, Action and Freedom. P. 122) говорит о communicatio operationum, но этот термин относится к спору между лютеранскими и реформатскими теологами XVI в. Поэтому я буду использовать термин communicatio idiomatum и тогда, когда это касается νργειαι. 122 Cyrillus Alexandrinus. Oratio ad Theodosium imp. de recta fide//T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 67:17– 20. Англ. пер.: St. Cyril of Alexandria. Three Christological Treatises/ed. D. King. Wa shington, D. C., 2014. (The Fathers of the Church: A New Translation; vol. 129). P. 74. Тот же греческий текст можно найти и в более ранней редакции этого трактата: Cyrillus Alexandrinus. De in car na ti one Unigeniti 707ab//SC. 97. P. 278. Ср. рус. пер.: Кирилл Александрийский , свт. Диалог о вочеловечении Единородного/пер. с др.-греч., вступ. ст. и примеч. К. Б. Юлаева//БВ. 2006. 5–6. С. 136–137. 123 Loon H., van. Eucharist and Fellowship. S. 95–97. Gebremedhin E. Life-giving Blessing: An Inqui ry into the Eucharistic Doctrine of Cyril of Alexandria. Uppsala, 1977. (Studia doctrinae chris tia nae Upsaliensia; vol. 17). P. 48–58. 127 Cyrillus Alexandrinus. Scholia de incarnatione Unigeniti 9//ACO. T. 1. Vol. 5. Pars 1. P. 221:23– 26. Англ. пер.: McGuckin J. A. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy. P. 301–302. В трактате «Против Нестория» (Cyrillus Alexandrinus. Libri V contra Nestorium II. Prooem.//ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 6. P. 33:33–35) свт. Кирилл употребляет такую же фразу в отношении образа огня и дерева: εσδεδυκς γρ τ ξλ τ πρ ες οκεαν ατ μεταστοιχειο τρπον τιν δξαν τε κα δναμιν, κατοι τετηρηκς περ ν («ибо проникнув в дерево, огонь некоторым образом претворяет его в собственную славу и силу, хотя оно и сохраняется тем, чем было»). Это место в «Схолиях» позднее было неверно истолковано. См. о той роли, которую оно сыграло в споре между Севиром Антиохийским и Юлианом Галикарнасским: Grillmeier A., Hainthaler Th. Christ in Christian Tradition. Vol. 2. Pt. 2. P. 82–89.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Источники называют разные поводы опалы Н., в т. ч. его отказ выдать замуж за шаханшаха свою дочь и месть сына Ади ибн Зайда, имевшего влияние при дворе Хосрова II, за отца, по приказу Н. брошенного в темницу и там убитого. Вызванный в Ктесифон, Н. после неудачной попытки скрыться явился к шахскому двору; он попал в заточение, где, по одной из версий, умер (возможно, был отравлен), по другой - был брошен под ноги слонам и растоптан ими. Власть в Хире получил араб-христианин Ияс ибн Кабиса. После смерти Н. сасанидские власти заявили претензии на его наследство (конские табуны, ценное оружие и амуницию), оставленное племени бакритов, когда Н. решил сдаться шаханшаху. Сасанидское войско, состоявшее из персов и их араб. союзников, преследуя бакритов, прижало их к пустыне и вынудило ок. 604 г. принять бой при Зу-Каре, в котором иран. войско было наголову разбито. Отсутствие лахмидского буфера облегчило мусульманам в 633 г. вторжение в область Хиры, которое явилось прелюдией арабских завоеваний . Ист.: христ.: Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 22; Hist. Nestor. Pt. 2. P. 478–481; Chronica minora. Pars 1/Ed., interpr. I. Guidi. Parisiis; Lipsiae, 1903. Vol. 1. P. 17–20 [текст]; Vol. 2. P. 16–19 [пер.]. (CSCO. Syr. Ser. 3; 4); мусульм.: Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 111–112; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 86–88; Jacut’s geographisches Wörterbuch/Hrsg. F. Wüstenfeld. Lpz., 1867. Bd. 2. S. 707–709; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1881/1882. T. 2. P. 913–914, 1016–1031; Ibn Wdhih qui dicitur al-Ja‘qub Historiae/Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. Pars 1. P. 241–244; Ab anfa ad-Dnawar. Kitb al-abr a-iwl/Ed. V. Girgas. Leiden, 1888. P. 113, 115; Caskel W. amharat an-nasab: Das genealogische Werk des Hišm ibn Muammad al-Kalb. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 452; Ab-l-Fara al-Ibahn. Kitb al-aghn. Blq , 1285 [=1868]. Pt. 2. P. 17–43; Muammad ibn abb. Kitb Al-muabbar/Hrsg. I. Lichtenstädter. Hyderabad, 1942. S. 354–355; Caskel W. amharat an-nasab: Das genealogische Werk des Hišm ibn Muammad al-Kalb. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 452; Ab-l-Fara al-Ibahn. Kitb al-aghn. Blq , 1285 [=1868]. Pt. 2. P. 17–43; Muammad ibn abb. Kitb Al-muabbar/Hrsg. I. Lichtenstädter. Hyderabad, 1942. S. 354–355; Ab al-Baq’ Hibatallh al-ill. Kitb al-manqib al-mazyadiyya f abr al-mulk al-asadiyya. ‘Ammn, 1984. P. 266–269.

http://pravenc.ru/text/2577985.html

Gött., 1916. (FRLANT. N. F.; 7); Murphy F. X. Rufinus of Aquileia (345-411): His Life and Works. Wash., 1945. (The Catholic Univ. of America. Studies in Mediaeval History. N. S.; 6); Festugi è re A.-J. Le problème littéraire de l " Historia Monachorum//Hermes. 1955. Vol. 83. P. 257-284; Chitty D. J. The Desert a City: An Introd. to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Oxf., 1966 (рус. пер.: Читти Д. Град пустыня: Введ. в изуч. егип. и палестинского монашества в христ. империи. СПб., 2007); Lorenz R. Die Anfänge des abendländischen Mönchtums in 4. Jh.//ZKG. 1966. Bd. 77. S. 1-61; Devos P. Les nombres dans l " «Historia monachorum in Aegipto»//AnBoll. 1974. Vol. 92. P. 97-108; Hammond C. P. The Last Ten Years of Rufinus " Life and the Date of his Move South from Aquileia//JThSt. N. S. 1977. Vol. 28. N 2. P. 372-429; eadem (Bammel C. P.). Problems of the «Historia monachorum»//Ibid. 1996. Vol. 47. N 1. P. 92-104; Guillaumont A. Aux origines du monachisme chrétien: Pour une phénoménologie du monachisme. Bégrolles en Mauges, 1979. (Spiritualité Orientale; 30); idem. Historia monachorum in Aegipto//CoptE. Vol. 4. P. 1237-1238; Hunt E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire, AD 312-460. Oxf., 1982; Bunge G. Palladiana//StMon. 1990. Vol. 32. P. 79-129; Clark E. A. New Perspectives on the Origenist Controversy: Human Embodiment and Ascetic Strategies//Church History. Camb., 1990. Vol. 59. N 2. P. 145-162; Goehring J. E. The Encroaching Desert: Literary Production and Ascetic Space in Early Christian Egypt//JECS. 1993. Vol. 1. N 3. P. 281-296; Vog üé A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l " Antiquité. P., 1996. Pt. 3: Jérôme, Augustin et Rufin au tournant du siècle (391-405); Cox Miller P. Strategies of Representation in Collective Biography: Constructing the Subject as Holy//Greek Biography and Panegyric in Late Antiquity/Ed. T. Hägg, Ph. Rousseau. Berkeley; Los Ang.; L., 2000. P. 209-254; Frank G. The Memory of the Eyes: Pilgrims to Living Saints in Christian Late Antiquity.

http://pravenc.ru/text/1237677.html

164 Brind’Amour P. La Date du martyre de saint Polycarpe (le 23 février 167)//Analecta Bollandiana. Vol. 98.1980. P. 457. 165 Г. Кампенхаузен считает этот пассаж поздней вставкой (Campenhausen H., von. Bearbeitungen und Interpolationen des Polykarpmartyriums), но многие исследователи полагают, что если он и не относится к оригинальной версии текста, то был добавлен вскоре ее создания (Frend W. Н. С. Note on the Chronology of the Martyrdom of Polycarp and the Outbreak of Montanism//Oikoumene: Studi Paleocristani/Ed. J. Courcelle et al. Rome, 1964. P. 501 et al.). 166 Безоговорочно доверять указанию Евсевия не стоит хотя бы потому, что он отнес к тому же времени – началу правлению Марка Аврелия – мученичество Пиония, явно произошедшее при Деции (НЕ, IV, 15, 46–47). 167 Wake W., Burton Е. The Apostolic Fathers: The Epistles of St. Ignatius and St. Polycarp; with a History of the Christian Church. Vol. II. Edinburgh, 1909. P. 41. 168 Grégoire H., Orgels P. La veritable date du Martyre de S. Polycarpe (23 Fevier 177) et le «Corpus Polycarpianum»//Analecta Bollandiana. Vol. 69.1951. P. 1–38; Grégoire H., Orgeles P., Moreau J. Les martyres de Pionios et de Polycarpe//Bulletin de l’Académie royale de Belgique, classe des lettres et des sciences marales et politiques. Vol. 47.1961. P. 73–83. 169 Waddington W. H. Memoire sur la chronologie de la vie du rheteur Aelius Aristide//Les mémoires de l’instituts de France, Academie des inscriptions et Belles-lettres. 1867. Vol. XXVI, pt. 1. P. 232 ff. 170 Barnes Т. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19.1968. P. 510–514. 172 Buschmann G. Martyrium Polycarpi 4 und der Montanismus//Vigilia Christianae. Vol. 49. 1995. S. 130; Jefford C. N. Reading the Apostolic Fathers: An Introduction. Peabody, 1996. P. 90; Ehrman B. D. Apostolic Fathers. Vol. 1. 1 Clement, 2 Clement, Ignatius, Polycarp, Didache. Cambridge, 2003. P. 357 et al. 173 Waldner K. “Was wir also gehört und berührt haben, verkünden wir auch euch”. Zur narrativen Technik der Körperdarstellung im Martyrium Polycarpi und der Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis//Die Christen und die Körper: Aspekte der Körperlichkeit in der christlichen Literatur der Spätantike/Hrsg. von F. Feichtinger, H. Seng. Münich, 2004. S. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

62       Эделби предлагает производить вторую часть топонима не от несуществующего греческого γρ, а от персидского girda (круг) или gird (вокруг), получая в итоге значение «округ ромеев». 65       Последним дошедшим до нас свидетельством о сосуществовании двух католикосатов является указание Notitia patriarchatuum, составленной в первой пол. XII в. (Parthey. Op. cit. Р. 271). 66       Впоследствии аутентичность сведений Жития по этому вопросу подверг критике Ж.-М. Фие (Fiey J.-M. «Rum» a Test de l’Euphrate//Le Mu- s£on. Louvain, 1977. Vol. 90. P. 365–420), но его доводы в целом опровергли Ж. Насралла (Nasrallah J. R6ponse a quelques critiques recentes au sujet des catholicosats melchites de Bagdad et de Romagyris//РОС. 1983. Vol. 33. P. 160– 170) и В. Клайн (Klein W. Das orthodoxe Katholikat von Romagyris in Zentralasien 11 PdO. 1999. Vol. 24. P. 235–265). 67       Fragmenta historicorum arabicorum. Lugduni Batavorum, 1871. T. 1. Отд. изд.: The Tajarib al-Umam or History of Ibn Miskawayh (Abu Ali Ahmad b. Muhammad) ob. A. H. 421/Reproduced in facsimile from the MS. at Constantinople in the Aya §ufiyya library with a summary and index by L. Caetani. L., [S. a.]. (E. J. W. Gibb Memorial Series). 68       Ibn-el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur/Ed. C. J. Tornberg. Lugduni Batavorum, 1862. Vol. 8. 69       Kamal al-DTn ‘Umar ibn Ahmad Ibn al-Adim. Zubdat al-halab ft ta’rlkh Halab. Dimashk, 1951. Pt.l. 70        al-Dn ibn Saddad. Description de la Syrie du Nord/Trad, annotee: A.-M. Edd6-Terrasse. Damas, 1984. Арабский текст главы, посвященной пограничным областям, в число которых входит Антиохия, опубликован в: Mashrik. Bayrut, 1935. Vol. 33. P. 161–223, 586–608. 71       См. о нем: Graf. Op. cit. S. 49–51; Nasrallah. Histoire... P. 167–172. Издание летописи Яхьи с французским переводом: Histoire de Yahya-ibn-Sa " id dAntioche... Pt. 1–2; русский перевод отрывков см.: Розен В. Р. Император Василий II Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам//ППС. 1903. Т. 17. Вып. 2(1). С. 328–390; Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 1. Ч. 2. С. 58–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Насколько можно судить по сохранившимся фрагментам из «Защитительной речи», Н. являлся одним из основоположников неохалкидонского богословия, представлявшего собой синтез учения Халкидонского Собора и христологии свт. Кирилла , архиеп. Александрийского († 444). Прежде всего Н. стремился согласовать 2 богословские формулы, занимавшие центральное место в христологических спорах V-VI вв.: «из двух природ» (κ δο φσεων) и «в двух природах» (ν δο φσεσιν). Первая формула, указывавшая на божественную и человеческую природы, из к-рых составлен единый Христос, встречается в произведениях свт. Кирилла; она же была одной из центральных для Севира и его сторонников. Вторая формула, содержащаяся в Халкидонском оросе (ACO. T. 2. Vol. 1(2). P. 129-130; ДВС. Т. 4. С. 48), не использовалась Александрийским святителем, однако признавалась его противником Несторием , архиеп. К-польским. По этой причине формула «в двух природах» отвергалась антихалкидонитами: она казалась им недостаточно выражающей единство Христа и близкой к несторианству . Н., будучи неохалкидонитом и признавая обе формулы, ввел также промежуточную - «в двух соединенных природах» (сир.       греч. ν δο φσεσιν νωθεσιν; см.: Sever. Antioch. Orationes ad Nephalium. II (CSCO. Vol. 119: [Textus]. P. 11-12, 17, 29-30; Vol. 120: [Versio]. P. 9, 13, 22-23)). По мнению Н., фраза «в двух соединенных природах» равнозначна утверждению «из двух - Единый [Христос]» (κ δο ες). Севир возражал против формулы, введенной Н., приведя неск. доводов: 1) она противоречит богословию Халкидонского Собора и, следов., не может использоваться халкидонитами; 2) она является недостаточной для выражения единства Христа в отличие от формул «из двух природ» и «единая природа Бога Слова воплощенная» (μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνη). Сведения о деятельности Н. вне контекста христологических споров отсутствуют. Ист.: Severi Antiocheni Orationes ad Nephalium/Ed. J. Lebon. Louvain, 1949. 2 vol. (CSCO; 119-120. Syr. 64-65); Zach. Rhet. Hist. eccl.; Liberat. Breviar.; Sévère, Patriarche d " Antioche, 512-518/Éd. M.-A. Kugener. P., 1903. Pt. 1: Vie de Sévère par Zacharie le Scholastique; 1904. Pt. 2: Vie de Sévère par Jean sup é rieur du monast è re de Beth-Aphtonia. (PO; T. 2. Fasc. 1, 3).

http://pravenc.ru/text/2577701.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010