История о чуде в Вероне обрела со временем легендарный характер и, начиная приблизительно с VIII в., была широко распространена в землях «севернее Альп», в частности, в Баварии, где берущие свое начало в горах реки и ручьи часто выходили из берегов и топили большие пространства. Верующие пересказывали друг другу, что однажды в Вероне протекающая через город и широко разливавшаяся река Адидже достигла церкви Св. Зенона. Ее двери были открыты и вода, со всех сторон окружившая храм не проникла в него, где собралось много народа. Вода в глазах людей будто бы и не была водою, а напоминала какую-то жидкую и в то же время твердую массу. Однако люди в храме смело подходили к становившейся у дверей церкви воде и черпали эту пригодную для питья воду. Это примечательное событие свидетельствовало западным христианам о праведности и святости епископа Зенона, ставшего небесным покровителем Вероны. В латинских «Стихах о Вероне» (Versus de Verona; ок. 781810 г.) неизвестного автора рассказывается о разрушении св. Зеноном идолов и об обращении жителей города в христианство , сотворении им многих чудес и возведении в христианских церквей. Название базилики «Св. Зенона» упоминает Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» (Песнь XVIII: «Io fui abate in San Zeno a Verona/sotto lómperio del buon Barbarossa,/di cui dolente ancor Milan ragiona...»). Многие поздние источники, среди них и житие святого, пишут о мирной кончине епископа Зенона. В других текстах его называют «исповедником» и даже «мучеником», однако это всего лишь предположения ( 4 ). Согласно немецким источникам, св. Зенон окончил земную жизнь 11 или 12 апреля 370/371 ( также –372 ) года, а по другим данным, это случилось в конце III-ro – начале IV века. В V-м веке на месте захоронения св. Зенона появилась небольшая церковь , а в 807 – 810 гг. при участии епископа Радольфа ( Ратольд) Веронского (ок. 770 – между 840 и 858), построено новое здание (11, с.181), где поместили мощи св. Зенона. В течение последующих нескольких столетий его мощи несколько раз переносили из одной веронской церкви в другую, из-за чего с останками святого и местами их нахождения произошла довольно запутанная история.

http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronski...

Wash., 1970; idem. Prose Artistry and Birth of Rhyme in St. Zeno of Verona. N. Y., 1972; Marchi G. P., Orlandi A., Brenzoni M. Il culto di S. Zeno nel Veronese. Verona, 1972; Malunowicz L. De Zenonis Veronensis ratione scribendi//Eos: Comment. Societatis Philologae polonorum. Warsz., 1973. T. 61. P. 273-288; L ö fstedt B., Packard D. W. A Concordance to the Sermons of Bischop Zeno of Verona. N. Y., 1975; Padovese L. La dottrina ecclesiologica di S. Zeno da Verona//Laurentianum. R., 1979. Vol. 20. N 2. P. 247-273; idem. Eresia e verità nel pensiero di Zeno da Verona//Ibid. 1981. Vol. 22. N 3. P. 477-485; Truzzi C. La liturgia di Verona al tempo di San Zeno (ca. 360-380): Riti. Usanze. Teologia//Studia Pataviana. Padova, 1980. Vol. 27. N 3. P. 539-564; idem. Zeno, Gaudenzio e Cromazio: Testi e contenuti d. predicazione cristiana per le chiese di Verona, Brescia e Aquileia (360-410 ca.). Brescia, 1985; Banterle G. I Sermoni di S. Zeno De Abraham//Atti e Memorie della Accademia di Agricoltura, Scienze e Lettere di Verona. Ser. 6. Verona, 1980/1981. Vol. 32/157. P. 241-261; Vicentini O. La morale nei sermoni di S. Zeno vescovo di Verona//Studia Pataviana. 1982. Vol. 19. N 2. P. 241-284; Boccardi V. Quantum spiritaliter intelligi datur: L " esegesi di Zenone di Verona//Augustinianum. R., 1983. Vol. 23. N 3. P. 453-458; Galli A. Zénon de Vérone dans l " antiphonaire de Bangor//RBen. 1983. Vol. 93. N 3/4. P. 293-301; Sgreva G. L " uso della Sacra Scrittura nei sermoni di Zenone di Verona//Annuario storico zenoniano, 1984. Verona, 1984. P. 11-19; idem. La teologia di Zenone di Verona: Contributo per la conoscenza dello sviluppo del pensiero teologico nel Nord Italia (360-380). Vicenza, 1989; Vecchi A. I luoghi comuni dell " agiografia: Saggio sulla leggenda veronese di S. Zeno//Augustinianum. 1984. Vol. 24. N 1/2. P. 143-166; Dolbeau F. Zenoniana: Rech. sur le texte et sur la tradition de Zénon de Vérone//Recherches Augustiniennes. P., 1985. Vol. 20. P. 3-34; Simonetti M. Zeno// Quasten.

http://pravenc.ru/text/199839.html

Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1905. Vol. 1. P. 154-156; Vol. 3. P. 365-371; D ö lger F. J. Das Sonnengleichnis in einer Weinachtspredigt des Bischofs Zeno von Verona: Christus als wahre und ewige Sonne//Antike und Christentum. Münster, 1940/1950. Bd. 6. S. 1-56; Grazioli A. S. Zenone di Verona//La Scuola Cattolica. Mil., 1940. Anno 68. P. 174-199; idem. Il culto di S. Zenone//Ibid. P. 290-301; idem. La giurisdizione metropolitana di Milano a Verona all " epoca di S. Ambrogio//Ibid. P. 372-379; Pesci B. De Christianarum antiquitatum institutionibus in sancti Zenonis Veronensis episcopi sermonibus//Antonianum. R., 1948. Vol. 23. P. 33-42; Stepanich M. The Christology of Zeno of Verona. Wash., 1948; Bardy G. Zénon de Vérone//DTC. 1950. T. 15. Col. 3685-3690; Ederle G. San Zeno: La vita e le opera. Verona, 1954; Pighi G. B., ed., comment. Versus de Verona: Versum de Mediolano civitate. Bologna, 1960; idem. Sancti Zenonis Veronensis episcopi historica popularisque persona//Latinitas. R., 1972. Vol. 20. P. 121-134; Rosini R. Il primato di Cristo secondo S. Zeno, vescovo di Verone//Studia Pataviana. Padova, 1963. Vol. 10. P. 3-36; Duval Y. M. Les sources grecques de l " exégèse de Jonas chez Zénon de Vérone//VChr. 1966. Vol. 20. P. 98-115; idem. L " influence des écrivains africains du IIIe siècle sur les écrivains chrétiens de l " Italie du Nord dans la seconde moitié du IVe siècle//AAAd. 1974. Vol. 5. P. 191-225; Vokes F. E. Zeno of Verona, Apuleius and Africa//StPatr. 1966. Vol. 8. P. 130-134; De Paoli G. P. L " iniziazione nei Sermoni di S. Zeno di Verona//Riv. Liturgica. Padova, 1967. Vol. 54. P. 407-417; idem. I sermoni di San Zeno di Verona: Contributo alla storie d. catechesi e d. liturgia d. iniziazione cristiana: Diss. R., 1969; L ö fstedt B. Zur Sprache des Zeno Veronensis//AClass. 1969. Vol. 12. P. 87-102; idem. Zwei Patristica//Arctos. Helsinki, 1975. Bd. 9. S. 57-60; Palanca L. The Prose Rhythm and Gorgianic figures in the sermons of St. Zeno of Verona: Diss.

http://pravenc.ru/text/199839.html

(ок. 520–7.02.535…537) Феодосии I, монофизит (с 535…537) Гайна (Гайан), монофизит (с 535…537) Павел Тавеннисиот (ок. 539–540/41) (ок. 541 – июль 551) свт. Аполлинарий (551 – ок. 568) Иоанн IV (ок. 569 – ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580–13.02.607/08, пам.13 февр.) Феодор (Феодосии) Скрибон (607/08–3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20,пам. 12 нояб.) Георгий I ((ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит ((630/31–642…644) Петр IV (642…644–651…654) вдовство кафедры Иоанн VI Евтихий Петр VI (?) (кон. VII b.) Косма I (727…731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II Христофор I (ок. 805–836…841) Софроний I (836…841–17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859–871/72) Михаил II (871/72–21.08.903) Иоанн VII Майюма Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907–21.11.932) Евтихий II (Сайд) (6 или 7.02.933–11 или12.05.940) Софроний II (авг. или сент. 941–954) Иов (Иаков) (ок. 954–7.09.960) свт. Uлuя I (июнь или июль 964-нач. 972) Илия II (после 972–12.05.1000) свт. Арсений I (17.06.1000–4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021–1036 или 1052) Леонтий (1052–1059) Александр II (1059–1062) Иоанн VIII Кодонат (1062–1100) (после 1100–1122) Феодосии П (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (упом. в 1166) Илия III (ок.1171-ок. 1175) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175–1180) (ок. 1180–1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263–1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок.1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459) (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487–1565 или 1567, с перерывом)

http://azbyka.ru/shemy/aleksandrijskie_p...

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

XV в. Епископы Г.: Афанасий (?), Ипатий (ок. 1-й пол. IV в.?), Дий (ок. 340), Василид (ок. 375-376, арианин), Воспорий (431), Каллиник (434-446), Петр (между 446 и 459), Феодот (ок. 518), Прокопий (ок. 536), Александр (ок. 553), Алипий (ок. 681), Сергий (ок. 691), Иоанн (VIII в.), Маркеллин (ок. 742), Константин (ок. 787), Мефодий (ок. 860), Василий (ок. 870), Николай (ок. 879), Стефан (ок. 879), Николай (ок. 932), Христофор (ок. 941), Петр (ок. 997), Иоанн (ок. 1030), Никифор (ок. 1079), неизвестный (ок. 1143), неизвестный (ок. 1164), Иоанн (ок. 1166-1192), Феодор (ок. 1197), Калогеропул (ок. 1224-1225), Фока (ок. 1285-1294), неизвестный (ок. 1309), Константин (ок. 1315-1319), Арсений (ок. 1385), Герман (ок. 1400-1401), Дорофей (ок. 1467), Пахомий (ок. 1499), Парфений (ок. 1604-1610), Даниил (ок. 1622-1626), неизвестный (ок. 1630), Христофор (ок. 1643-1645; митр. Неокесарии и Г.), Самуил (1645-1655), Кирилл (1655-1677), Арсений (1677), Тимофей (1913-1918). Лит.: Magie D. Roman Rule in Asia Minor to the End of the 3d Cent. Princeton, 1950; Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamization from the XIth through XVth Cent. Berkeley, 1971; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 85-86; Darrouz è s. Notitiae; Janin R. , Stiernon D. Gangres//DHGE. T. 19. Col. 1091-1103; TIB. Bd. 9: Paphlagonien und Honorias/Hrsg. K. Belke. W., 1996. Рубрики: Ключевые слова: АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви ПАФЛАГОНИЯ историческая область на севере М. Азии (совр. Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ)

http://pravenc.ru/text/161639.html

Л. Фразиер, К. А. Панченко, Б. А. Нелюбов Хронологический список Антиохийских Патриархов составлен на основе перечня, предложенного К. Каралевским и дополненного В. Грюмелем, к-рый был проверен по доступным источникам с учетом датировок архим. Порфирия (Успенского) и совр. исследователей. Даты предстоятельства для раннего периода (I-III вв.), а также для XIII в., как правило, предположительны. Принятые обозначения: «?» отмечены имена Патриархов, чье время пребывания на престоле неизвестно; - имена претендентов, оспаривавших престол; свт. - Патриархи, почитающиеся в АПЦ (дни памяти указаны только для святых, упоминаемых в совр. календаре РПЦ). св. ап. Петр (ок. 45 - ок. 53, пам. 29 и 30 июня, 16 янв.) свт. Евод (ок. 53 - ок. 68, пам. 4 янв., 7 сент.) сщмч. Игнатий Богоносец (ок. 68 - ок. 107, пам. 20 дек., 29 янв.) Ирон (? - ок. 136) Корнилий (ок. 137 - ок. 149) Ерос (ок. 150 - ок. 175) свт. Феофил (ок. 176 - ок. 188) Максимин (ок. 190 - ?) свт. Серапион (до 202 - после 211) свт. Асклипиад (ок. 227 - ок. 233) Филит (ок. 234 - ок. 235) Зевина (ок. 236 - ок. 238) сщмч. Вавила (238 - ок. 250) Фавий (251-253) свт. Димитриан (Димитрий) (ок. 255 - ок. 260?) Амфилохий (?) Павел Самосатский (ок. 260-272, низложен в 268) свт. Домн I (ок. 268 - ок. 272) Тимей (ок. 274 - ок. 279) Кирилл I (ок. 279/80-303) Тиранн (ок. 304 - ок. 314) Виталий (ок. 314 - ок. 320) свт. Филогоний (ок. 320-324) свт. Евстафий (324/25-330) Павлин Тирский (330, 6 месяцев) Евлалий (331-332) Евфроний (332-333) Флакилл (Плакент) (333-342) Стефан I (342 - лето 344) Леонтий (344-357) Евдоксий (358 - сент. 359) Аниан (Ананий) (сент. 359) свт. Мелетий (кон. 360-381, с перерывами) Евзоий (360/61-376) Павлин (362-388), глава евстафиан Виталий (375?) Дорофей (376-381?) свт. Флавиан (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан Евагрий (388-392/93), преемник Павлина Порфирий (404-414?), преемник Флавиана Александр I (414-424) Феодот (424-428) Иоанн I (428-441/42) Домн II (Домнин I) (441/42-450) Максим (451-455) Василий (457-458) Акакий (458-459) Мартирий (ок.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Стара-Загорская. Кафедра—Стара-Загора .II. За пределами Болгарии Нью-Йоркская. Кафедра—Нью-Йорк Епископии I. В пределах Болгарии 1. Агатонийская 2. Браницкая 3. Величская 4. Главиницкая 5. Драговитийская 6. Знепольская 7. Крупнишская 8. Левкийская 9. Макариопольская 10.Проватская 11. Смолянская 12. Стобийская 13. Траянопольская II. За пределами Болгарии 1. Акронская 2. Детройтская Предстоятели Болгарской Православной Церкви Архиепископы Св. Иосиф I.......................................870-? Георгий Леонтий I Димитрий I Сергий I Григорий I Патриархи Дамиан 927 - ? Герман Филипп кон. X в. Давид 1015-1018 Архиепископы (Охридские) Иоанн I 1018-1037 Лев I XI в. Феодул I 1065 Иоанн II Лампин. . . 1078 или 1079 Иоанн III Трезвый Феофилакт I . ок. 1085 -1108 Лев II Мунг ок. 1120 Михаил Иоанн IV Комнин (брат импер. Алексия I Комнина) сер. XII в. Евстафий Константин I ок. 1160 - 1170 Иоанн V Коматир ок. 1213 Димитрий II Хоматен ок. 1216 - 1234 Иоанникий Сергий II Константин II Кавасила 2-я пол. XIII в. Иаков Проархий Адриан Геннадий кон. XIII в. Макарий ок. 1295 -ок. 1299 Григорий II ок. 1317 Анфим Метохит ок. 1341 Николай I ок. 1347 Григорий III ок. 1364 Матфей ок. 1408 Никодим ок. 1452 Дорофей ок. 1466 Марк Ксилокорав 1467 Николай II Захария Прохор 1529 -1550 Симеон ок. 1550 Григорий IV Никанор ок. 1557 Паисий ок. 1566 Парфений Софроний ок. 1572 Гавриил ок. 1582 -1587 Феодул II ок. 1588 Иоаким ок. 1593 Афанасий I ок. 1596 Валаам ок. 1598 Нектарий I 1598, tl626 Митрофан ок. 1614 Нектарий II ок. 1622 Порфирий ок. 1624 Георгий Иоасаф I ок. 1628 Авраамий 1629 -1634 Мелетий I ок. 1637 Харитон ок. 1643 -1651 Даниил Афанасий II ок. 1653 -1658 Дионисий I. 1665 Пафнутий ок. 1692 Игнатий I ок. 1660 Арсений Зосима I ок. 1663 -1670 Панарет 1671 Нектарий III ок. 1673 Игнатий II ок. 1676 Григорий V Феофан 1676 Мелетий II 1676 Парфений 1677 -1683 Герман II 1688 -1695 Григорий VI 1691 -1693 Игнатий III 1693 -1695 Зосима II 1695 -1699 Рафаил 1699-1702 Мефодий 1708 Дионисий II 1709 -1714 Филофей 1714 -1718 Иоасаф II 1719 -1745 Иосиф II 1746-1751 Дионисий III 1752 -1756 Мефодий II 1757 -1758 Кирилл 1759-1762 Иеремия 1763 Анания 1763 Арсений ............1763 -1767 Архиепископы (Тырновская Церковь) 1.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

Versus 7. «Ego Deus, qui eduxi te de regione Chaldaeorum». Hoc est, quod paulo ante diximus in Hebraeo haberï qui eduxi te de ur chesdim, id est, de incendio Chaldaeorum. Versus 10 et 11. «Et posuit ea contra faciem invicem: aves vero non divisit. Descenderunt autem volucres super cadavera et super divisiones eorum, et sedit cum eis Abram». Non pertinet ad praesens opusculum ejus expositio sacramenti. Hoc tantum dicimus, quia pro his, quae posuimus, in Hebraeo habet: Et descenderunt volucres super cadavera, et abigebat eas Abram. Illius enim merito saepe de angustiis libe-ratus est Israel. Versus 12. «Ad occasum autem solis ecstasis cecidit super Abram». Pro ecstasi in Hebraeo thardema, id est, καταορ, legitur, quam supra vertimus in soporem. Versus 16. «Generatione autem quarta revertentur huc». Haud dubium quin hi, qui de semine fuerint Abrahae. Quaeritur quomodo in Exodo scriptum sit: Quinta autem generatione egressi sunt filii Israel de terra Aegypti (Exod. XIII, 18). Super quo capitulo parvum volumen edidimus. Capitulum XVI Versus 2. «Ecce conclusit me Dominus, ut non pariam: ingredere ergo ad ancillam meam, ut habeam filios ex ea». Diligenter nota, quod procreatio filiorum, in Hebraeo aedificatio scripta est. Legitur enim ibï Ingredere ad ancillam meam, si quo modo aedificer ex ea. Et vide, ne forte hoc sit, quod in Exodo dicitur: Benedixit Deus obstetricibus, et aedificaverunt sibi domos (Exod. I, 20). Versus 7. «Et invenit eam Angelus Domini super fontem aquae in deserto ad fontem in via Sur». Consequenter Aegyptia in via Sur, quae per eremum ducit ad Aegyptum, ire festinabat. Versus 11. «Et vocavit nomen ejus Ismael; quia exaudivit Deus humilitatem meam». Ismael interpretatur, exauditio Dei. Versus 12. «Hic erit rusticus homo. Manus ejus super omnes, et manus omnium fratrum suorum habitabit». Pro rustico in Hebraeo scriptum habet phara, quod interpretatur onager. Significat autem semen ejus habitaturum in eremo, id est, Sarracenos vagos, incertisque sedibus, qui universas gentes, quibus desertum ex latere jungitur incursant, et impugnantur ab omnibus. Capitulum XVII

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Versus 2. «Et consummavit Deus in die sexto opera sua quae fecit». Pro die sexto, in Hebraeo habet diem septimum. Arctabimus igitur Judaeos, qui de otio sabati gloriantur, quod jam tunc in principio sabbatum dissolutum sit, dum Deus operatur in sabbato, complens opera sua in eo, et benedicens ipsi dieï quia in illo universa compleverit. Versus 8. «Et plantavit Dominus Deus paradisum in Eden, contra orientem». Pro paradiso, in Hebraeo hortum habet, id est, gan Porro eden «deliciae» interpretantur. Pro quo Symmachus transtulit «paradisum florentem». Necnon quod sequitur, «contra orientem», in Hebraeo mecedem scribitur, quod Aquila posuit π ρχ: et nos, «ab exordio», possumus dicere. Symmachus vero, ν πρτη, et Theodotion, ν πρτοι, quod et ipsum non «orientem», sed «principium» significat. Ex quo manifestissime comprobatur, quod priusquam caelum et terram Deus faceret, paradisum ante condiderat, sicut et legitur in Hebraeö «Plantaverat autem Dominus Deus paradisum in Eden, a principio». Versus 11. «Nomen uni Phison». Hunc esse Indiae fluvium Gangen putant. Versus 12. «Ubi (Al. ibi) est carbunculus et lapis prasinus». Pro carbunculo et lapide prasino, bdellion et onycha alii transtulerunt. Versus 15. «Et sumpsit Dominus Deus hominem, et posuit eum in paradiso voluptatis». Pro voluptate, in Hebraeo habet eden. Ipsi igitur nunc Septuaginta eden interpretati sunt voluptatem. Symmachus vero qui florentem paulo ante paradisum transtulerat, hic posuit ν τ παρα­ δε σ τ κτ, quod et ipsum amoenitatem et delicias sonat. Versus 17. «In quacumque autem die comederis ex eo, morte morieris». Melius interpretatus est Symmachus dicens, mortalis eris. Versus 21. «Et misit Dominus Deus ecstasim super Adam». Pro ecstasi, id est, mentis excessu, in Hebraeo habetur thardema, quod Aquila καταορν, Symmachus κρον, id est, gravem et profundum soporem interpretati sunt. Denique sequitur: «Et dormivit». Idipsum verbum et in Jonae (1,5) stertentis somno positum est. Versus 23. «Hoc nunc os ex ossibus meis, et caro de carne meä haec vocabitur mulier, quoniam ex viro sumpta est». Non videtur in Graeco et in Latino sonare, cur mulier appelletur, quia ex viro sumpta sit: sed etymologia in Hebraeo sermone servatur. Vir quippe vocatur is, et mulier issa. Recte igitur ab is, appellata est mulier issa. Unde et Symmachus pulchre etymologiam etiam in Graeco voluit custodire, dicens: «Haec vocabitur νδρ τι π νδρς λ μφθη», quod nos Latine possumus dicerë «Haec vocabitur virago, quia ex viro sumpta est». Porro Theodotio aliam etymologiam suspicatus est, dicens: «Haec vocabitur assumptiö quia ex viro sumpta est». Potest quippe issa secundum varietatem accentus et assumptio intelligi. Capitulum III

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010