(BHG, N 2096-2097). Ф. Алькен предполагает, что еще одно, возможно, древнее, Житие цитируется в сочинениях по истории Церкви у Созомена (V в.) и Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) (BHG, N 2099h). К. посвящено 2 похвальных Слова (BHG, N 2098 и N 2099, автор последнего - Иоанн Зонара († между 1162 и 1166)). Основным днем памяти святителя является 18 янв. (совм. со свт. Афанасием I Великим), помимо этого в визант. синаксарях его память отдельно указывается также под 7, 9, 27 и 28 июня (SynC P . P. 399, 442, 592, 725, 736, 740, 773, 777, 794). Сказание в Минологии Василия II помещено под 27 июня (PG. 117. Col. 512). В Греции частицы мощей свт. К. находятся на о-ве Патмос в мон-ре св. ап. Иоанна Богослова ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S.165), а также в мон-ре Мега-Спилео на Пелопоннесе. По свидетельству еп. Порфирия (Успенского) , в сер. XIX в. частица мощей К. находилась в мощевике новопостроенной ц. свт. Николая при правосл. Александрийской Патриархии в Каире ( Порфирий (Успенский), архим. Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 г. СПб., 1856. С. 76). Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 329) Святители Афанасий и Кирилл Александрийские. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 329) В Коптской и Эфиопской Церквах память К. отмечается в 3-й день месяца абиба/хамле (27 июня); под этим числом в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии помещено краткое сказание о К. (SynAlex. Vol. 5. P. 617-618; SynAlex (Forget). Vol. 2. P. 202; Le Synaxaire éthiopien. P., 1911. Pt. 2: Le mois de Hamlê/Éd. I. Guidi. P. 223-225. (PO; T. 7. Fasc. 3)). В средневек. сиро-яковитских Минологиях память К. встречается под 30 июля (с патриархом Тимофеем Александрийским), 24 нояб. (со свт. Афанасием Александрийским, с «тремя Григориями» и со свт.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. К. устойчиво включается в состав святых на лицевых рукописных минеях под 23 янв. В мучении (усечение головы) вместе с мч. Агафангелом он изображен на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 346. К-поль, 1-я четв. XI в.); таким же образом - в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. f. 1. Fol. 44v. Фессалоника, 1322-1340 гг.). Миниатюра в Императорском минологии на янв. (Walters. 521. Fol. 207v. К-поль, 2-я четв. XI в.) буквально следует тексту Мученичества - казнь К. совершается во время Евхаристии в алтаре, усеченная голова падает на престол, окропляя его кровью, за престолом - обезглавленные тела диаконов Христофора и Харитона. В рост вместе с мч. Агафангелом К. представлен в Синаксаре (Минеях) из Давидгареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 30v (60), Афон, 1030 г.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 295, К-поль, кон. XI в.), в Минологии, происходящем из монастыря прп. Саввы Освященного в окрестностях Иерусалима (Paris. gr. 1561. Fol. 95, XIII в.), в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, под 23 янв. (РНБ. O.I.58. Л. 97, кон. XV в.; там же на Л. 157 есть еще один ростовой образ свт. Климента без уточняющей титулатуры, атрибутирован Л. М. Евсеевой как К., см.: Евсеева. С. 193). В соответствии с днем своей памяти он изображается под 23 янв. и в настенных минологиях балканских храмов; наиболее часто встречается сцена мученической кончины К. вместе с мч. Агафангелом. На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), оба святых стоят на коленях, над их головами занесены мечи, голова К. усечена. В росписи ц. Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), воин, совершив судилище, вкладывает в ножны меч, у его ног обезглавленные тела стоящих на коленях К.

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Через 7 месяцев ожоги прошли и М. решил спасаться от плотских искушений подальше от людей. Придя в гавань (Кесарии Палестинской?), он нашел корабельщика, который отвез его на необитаемую скалу посреди моря, точнее не локализуемую. Живя там под открытым небом и плетя корзины из пальмовых ветвей, М. отдавал сделанное на продажу корабельщику, который взамен привозил ему еду 2-3 раза в год. Диавол продолжал нападения на святого, пытаясь устрашить его огромными, в 15 локтей высотой волнами, грозящими захлестнуть остров, но М. не испугался стихии. Тогда бес сделал так, что через 6 лет (в нек-рых списках - 10) пребывания М. на острове у его берегов разбился корабль, с которого спаслась, уцепившись за доску, очень красивая девица 25 лет (по нек-рым спискам - 20). Поняв ухищрение диавола и то, что его ожидает новое испытание, М. все же не оставил девушку без помощи. Он вытащил ее и рассказал о своей договоренности с корабельщиком, к-рый сможет забрать ее с острова, когда приедет за корзинами. Оставив спасенной все свои запасы еды, М. бросился в бушующее море, но его подхватил дельфин и довез до берега (согласно BHG, N 1179e - к некоему храму св. Киприана). Прп. Мартиниан. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 371) Прп. Мартиниан. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 371) Оказавшись на берегу, М., чтобы избежать искушений, решил переходить из города в город, нигде не задерживаясь. Так он обошел 164 города (возможно, это заняло ок. 2 лет), пока не оказался в Афинах. Там он вошел в церковь, лег на каменную скамью и, предчувствуя близкую кончину, попросил привести к нему епископа, к-рому было видение о М. После архиерейского благословения М. мирно скончался. Девушка же, дождавшись корабельщика, поняла, что уже не хочет покидать остров. Она попросила его заботиться о ней так же, как он заботился о М. Жена корабельщика переодела девушку в муж. монашескую одежду и вместе с мужем приезжала к ней раз в 3 месяца, привозя еду и пряжу для рукоделия. Отшельница жила там в строгом постничестве и молитвах 6 лет. Она скончалась за 2 месяца (по нек-рым спискам - за 2 дня) до очередного приезда корабельщика и его жены, к-рые перевезли ее останки в Кесарию, где местный епископ с почестями похоронил их.

http://pravenc.ru/text/2562432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕСТОР Мученичество сщмч. Нестора Пергийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 427) Мученичество сщмч. Нестора Пергийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 427) [Греч. Νστωρ] (III в.), сщмч. Пергийский (пам. 28 февр.; пам. зап. 25 и 26 февр.), еп. Магиддийский. Сохранились 2 Мученичества Н.: BHG, N 1328 (издано: Aub é B. Un supplément aux «Acta sincera de Ruinart», actes inédits de l " évêque de Pamphylie Nestor, martyr le 28 févr. 250//RA. Sér. 3. 1884. T. 3. P. 215-234) и BHG, N 1328е (издано: Franchi de " Cavalieri P. Note agiografiche. R., 1909. T. 3. P. 115-117. (ST; 22); Lamyp ev. Menol. T. 1. P. 151-153). Последнее бытовало также в лат. традиции (BHL, N 6068), и, по мнению П. Франки де Кавальери и Ж. М. Соже, оно создано на основе 1-го Мученичества. Согласно источникам, Н., происходивший из г. Пергия Памфилийская (М. Азия), был епископом г. Магида (также в Памфилии). По приказу имп. Деция (249-251) в этой области началось гонение на христиан. Наместник Памфилии, Пуплий (Поплий, Поллий), отвечал за исполнение имп. указа о том, что все население должно принести жертвы языческим богам. Он понимал, что пока Н. на свободе, совладать с христ. общиной, к-рая находится под его окормлением, нельзя, поэтому за епископом были посланы войска. Н. предвидел свой арест. Он велел пастве спасаться, а сам остался один в доме и спокойно встретил посланных за ним воинов. Правитель города Иринарх под угрозой смерти принуждал Н. выполнить указ Деция о жертвоприношении, но епископ отвечал, что он выполняет только приказы Царя Небесного. Мученика отправили в Пергию, где подвергли жестоким пыткам, во время к-рых он говорил, что сколько бы ни истязали его тело, он не отвергнет Христа. Тогда его приговорили к распятию в подражание казни Спасителя, о Котором он постоянно вспоминал во время мучений. В течение мн. часов, проведенных на кресте, Н. наставлял христиан, собравшихся вокруг него. Произнеся в конце проповеди «Аминь», мученик скончался. Издатель и исследователь Мученичества Франки де Кавальери полагал, что, хотя текст изобилует агиографическими топосами, его можно считать аутентичным, по крайней мере 1-ю часть. Он также предположил, что Мученичество Н. относится к IV в. и написано тем же неизвестным автором, что и Мученичества Конона Градаря , мч. Мандонского (Памфилийского) (пам. 5 марта; пам. визант. 4, 5, 6 марта), к-рый жил близ Магида и пострадал при наместнике Пуплии, а также Папия, Диодора, Конона и Клавдиана , мучеников Памфилийских (пам. 3 февр.), живших и пострадавших в этой местности в то же время.

http://pravenc.ru/text/2565120.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕЛАГИЯ Пелагия мч. Антиохийская. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 97) Пелагия мч. Антиохийская. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 97) [Греч. Πελαγα] (кон. III - нач. IV в.), мц. Антиохийская (пам. 8 окт.), дева. Сведения о П. содержатся в Похвальном слове свт. Иоанна Златоуста , датируемом 8 окт. 386 г. (CPG, N 4350; BHG, N 1477; о датировке см.: Mayer W. The Homilies of St. John Chrysostom - Provenance: Reshaping the Foundations. R., 2005. P. 251. (OCA; 273)); существует также приписываемая свт. Иоанну стилистическая переработка данного слова (CPG, N 4509; BHG, 1477b; см. также: Voicu S. J. L " Immagine di Crisostomo negli spuri.//Chrisostombilder in 1600 Jahren: Facetten der Wirkungsgeschichte eines Kirchenvaters/Hrsg. M. Wallraff, R. Brandle. B.; N. Y., 2008. S. 61-96). Др. источником сведений о П. являются сочинение свт. Амвросия , еп. Медиоланского, «О девственницах» ( Ambros. Mediol. De virginib. 3. 7. 33//PL. 16. Col. 229) и его же письмо Симплициану ( Idem. Ep. 37 ad Simplicianum//PL. 16. Col 1139-1140). Краткое Мученичество П. (BHG, N 1477d) не издано. Существует также ряд греческих синаксарных сказаний, содержащих несколько не совпадающих между собой деталей. П. происходила из благородной антиохийской семьи и посвятила свою жизнь Богу, решив сохранить девство. Согласно Мученичеству сщмч. Лукиана , пресв. Антиохийского, П. была его ученицей (см.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 361). Во время гонения на христиан (синаксарные сказания относят его к правлению имп. Нумериана (283-284)) П., которой было 15 лет, находилась дома одна, когда солдаты по приказу антиохийского градоначальника, узнавшего, что она христианка, пришли взять ее под стражу и доставить на суд. П. вышла им навстречу и попросила солдат дать ей время, чтобы собраться. Вернувшись в дом, она поднялась на крышу, где прежде имела обыкновение совершать молитву. Опасаясь возможного насилия со стороны солдат, П. после молитвы бросилась вниз и разбилась насмерть. Она добровольно лишила себя жизни, чтобы сохранить свою чистоту. Свт. Амвросий вложил в уста П. рассуждение, оправдывающее самоубийство в подобных обстоятельствах (PL. 16. Col. 229). Он называет П. дочерью мц. Домнины, сестрой мучениц Вероники и Просдоки, руководствуясь, вероятно, сходством обстоятельств мученической кончины (см. ст. Домнина, Виринея и Просдока ): они также покончили с собой, чтобы сохранить целомудрие ( Ambros. Mediol. De virginib.//PL. 16. Col. 229-230). Но свт. Иоанн, среди творений к-рого есть также и Похвальное слово святым Домнине, Виринее и Просдоке ( Ioan. Chrysost. De s. martyribus Bernice et Prosdoce virginibus et Domnina matre earum//PG. 50. Col. 629-640), не сообщал об их связи с П.,- т. о., нет твердых оснований считать мучениц родственницами.

http://pravenc.ru/text/2579918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНАРХ И СЕМЬ СВЯТЫХ ЖЕН Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212) Мч. Иринарх. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 212) [греч. Ερναρχος κα α σν ατ πτ γιαι γυνακες] († 303), мученики Севастийские (пам. 28 нояб.). Сохранились пространное дометафрастовское и краткое синаксарное Жития И. Пространное Житие, написанное не позднее VIII в., И. Делеэ отнес к разряду «эпических» Мученичеств. Ж. Гаритт считал, что оно было составлено из 2 самостоятельных произведений - Мученичества 7 жен и рассказа об И. По мнению исследователя, Житие И. было использовано при составлении Мученичества сщмч. Власия, еп. Севастийского. Юноша И. был палачом в г. Севастия Армянская (ныне Сивас, Турция). В гонения имп. Диоклетиана 7 жен, жительниц Севастии, были приведены к судье и обвинены в том, что обратили в христианство своих супругов. Видя их стойкость на допросе, И. уверовал и объявил себя христианином. О мучении 7 жен также повествуется в Мученичестве еп. Власия (см. в ст. Власий , сщмч., еп. Севастийский). В нем правителем Севастии назван Агриколай, в пространном Житии И.- Максимиан, а в Синаксаре К-польской ц.- Максим. Жены были приведены на берег Севастийского оз., где ранее приняли мученическую кончину 40 Севастийских мучеников . Они отказались принести жертву языческим богам и утопили идолов в озере. Тогда правитель приказал предать их мучениям и затем обезглавить. С одной из жен было двое детей, которых она поручила заботам И. (или сщмч. Власия, согласно Мученичеству этого святого). После казни жен И. велели принести жертву идолам и за отказ бросили в озеро. Вода внезапно затвердела, но когда 68 воинов бросились, чтобы схватить его, они утонули (в Мученичестве сщмч. Власия это чудо произошло не с И., а с епископом). По призыву ангела И. вышел на берег, где его крестил пресв. Акакий. Вскоре И. снова схватили за изгнание демонов, живших в языческом храме, и приговорили к сожжению. И. и пресв. Акакий сами взошли на костер и молились в огне. К ним присоединились 2 отрока, которые также решили пострадать за Христа. Тела мучеников были обезглавлены. Некая благочестивая женщина собрала их останки и погребла рядом с озером. Позже на этом месте был воздвигнут храм во имя этих святых.

http://pravenc.ru/text/673981.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) Прп. Иоанн Молчальник. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 230) (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) [греч. Ιωννης συχαστς] (8.01.454 - 8.01.559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.). Источником сведений об этом святом служит его Житие, написанное при жизни И. М. Кириллом Скифопольским (557), его духовным сыном, а также Жития прп. Саввы Освященного и прп. Евфимия Великого , написанные тем же автором. И. М.- Кирилл Скифопольский точно указывает дату его рождения - происходил из богатой и влиятельной семьи, живущей в г. Никополь Армянский, члены к-рой на протяжении неск. поколений занимали высокие посты в гражданской и военной администрации империи и при дворе. После смерти родителей И. М. раздал имущество и на 18-м году жизни основал небольшую киновию, в к-рой вместе с ним подвизалось 10 иноков. Среди проч. аскетических подвигов И. М. практиковал отказ от омовений, не желая видеть своего обнаженного тела. Через 10 лет митрополит Севастийский рукоположил его во епископа г. Колония. На 9-м году его епископства муж его сестры, назначенный правителем провинции, стал вмешиваться в дела вверенной И. М. епархии, а также нарушать право убежища в церквах, особенно усугубились нестроения после смерти сестры И. М. Преподобный был вынужден отправиться в К-поль (490-491), где нашел защиту от притязаний своего родственника у свт. Евфимия I , патриарха К-польского. Устроив дела епархии, И. М. решил оставить мирскую суету и, дав распоряжения сопровождавшим его священникам, тайно отплыл в Иерусалим, откуда, ведомый небесным знамением в виде креста, отправился в лавру прп. Саввы Освященного. Он скрыл свой епископский сан и нес все обычные для новоначальных иноков послушания: носил воду, помогал на кухне, на строительстве странноприимного дома, затем стал заведовать лаврской гостиницей.

http://pravenc.ru/text/471384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРПЕТУЯ, САТУР (САТИР), РЕВОКАТ, САТУРНИН (САТОРНИЛ), СЕКУНДУЛ (СЕКУНД) И ФЕЛИЦИТАТА (ФИЛИЦИТАТА) предыдущая статья Содержание ПЕРПЕТУЯ, САТУР (САТИР), РЕВОКАТ, САТУРНИН (САТОРНИЛ), СЕКУНДУЛ (СЕКУНД) И ФЕЛИЦИТАТА (ФИЛИЦИТАТА) [Греч. Περπετοα, Στυρος, Ρεουκτος, Σατουρνλος, Σεκονδος κα Θηλικηττη; лат. Perpetua, Saturus, Reuocatus, Saturninus, Secundulus et Felecitas] († 203), мученики (пам. 1 февр.; пам. зап. 7 марта), пострадали в Карфагене (близ совр. г. Тунис). Источники Основным источником сведений о мучениках являются «Страсти святых Перпетуи и Фелицитаты», сохранившиеся на лат. и греч. языках. Лат. редакция (BHL, N 6633) была обнаружена в XVII в. нем. гуманистом Л. Хольсте (Хольстеном) в рукописи из бенедиктинского аббатства Монте-Кассино , но опубликована уже после его смерти, в 1663 г. Именно Хольсте ввел в научный оборот совр. название произведения - «Страсти святых Перпетуи и Фелицитаты», поскольку наиболее древние латинские рукописи не содержат названия и/или начала текста, а в рукописи Einsiedeln. Stiftsbibl. 250 (XII в.) произведение озаглавлено как «Страсти святых Ревоката, Сатурна, Перпетуи и Фелицитаты». В 1664 г. редакция, опубликованная Хольсте, была переиздана А. де Валуа (Валезием) с добавлением т. н. Актов (BHL, N 6634-6636). Первое критическое издание «Страстей...» на основе 9 рукописей и Актов было предпринято в 1936 г. К. ван Беком и легло в основу всех последующих публикаций текста. Мученицы Перпетуя, Фелицитата и мученики Карфагенские. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 366) Мученицы Перпетуя, Фелицитата и мученики Карфагенские. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 366) В 1889 г. Дж. Рендел-Харрис обнаружил в Иерусалиме единственную рукопись X в. (Hieros. Patr. 1) с греческой редакцией «Страстей...» (BHG, N 1482) и опубликовал ее в 1890 г., заявив, что лат. текст является переводом, к-рый был выполнен спустя полвека после появления греч.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

E 49-50 inf. Pag. 346-347, нач. IX в.) К. и И. представлены на развороте листов; в рукописи из Парижской национальной б-ки (Paris. Coislin. 239. Fol. 50, XI-XII вв.) фронтально в рост с мученическим крестом в руках изображена И., рядом слева - фигура седобородого человека, указывающего на святую, идентифицируется как образ свт. Григория Назианзина (жест святителя можно истолковать как проповеднический), 2 муж. фигуры рядом с ним символизируют слушающий народ. Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Сщмч. Киприан и мц. Иустина. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 80) Образы К. и И. вместе встречаются, как правило, в минейных циклах (в настенной живописи, в миниатюрах, на иконах и позже в гравированных святцах). На миниатюрах: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 80, 1-я четв. XI в.) и в Минологии с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского Димитрия Палеолога (Bodl. f.1. Fol. 320, 1322-1340 гг.) - в сцене мучения показано усекновение главы К.; И., взирая на казнь, стоит рядом в молитвенной позе; в греч. минологии из ГИМ (Син. греч. 175. Л. 19, посл. четв. XI в.) - И. усекают голову, К. стоит и благословляет ее (в той же рукописи. Л. 4); а также в греч. минологии (Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.), в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 80, кон. XV в.) - в рост. В настенных минологиях в росписи храмов: Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния), ок. 1386 г., и кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547 гг.,- в мучении. На иконах: на Синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - оба в мучении, на рус. минеях нач. XVII в. (ЦАК МДА) - оба в рост. На гравированных святцах: Г. П. Тепчегорского (1713, 1722) на листе на октябрь - парное изображение, К. преклонных лет, с недлинной бородой, в фелони, с митрой на голове, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, И.- с непокрытой головой, в опущенной правой руке держит пальмовую ветвь; на листе святцев на март работы И.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

E 49-50 inf. fol. 318, IX в.) и «Sacra parallela» прп. Иоанна Дамаскина (Paris. gr. 923. fol. 540-544, IX в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. В. описан следующим образом: «Старец плешивый с широкою бородою, глаголет: паки и многажды припадаем тебе» (Ч. 3. § 8. 4); в иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., об А. В. сказано: «...архиепископ Александрийский, сед, брада мало подоле Григориевы Богослова, сак [саккос], на нем кресты, амфор [омофор] и Евангелие» (С. 94). Изображения А. В. в визант. искусстве многочисленны. Одно из древнейших - в апсиде ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 2-я пол. VIII в. От X-XI вв. сохранились изображения в каппадокийских церквах: Балкан-Дерези 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре, 1-я пол. X в.; Киличлер-килисе в Гёреме, X в.; в Новой ц. Токалы-килисе, кон. X в.; Сорока мучеников Севастийских в Эрдемли, 2-я пол. XI в. С XI в. образ А. В. часто встречается в росписи апсиды в композиции «служба святых отцов» (напр., в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164). Изображения А. В. имеются в Синаксаре Захария Валашкертского (Кекел. А. 648. fol. 54v (108) 1-я четв. XI в.); в центральной апсиде и в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; в ц. Св. Софии в Охриде , 40-е гг. XI в.; в ц. Богоматери Елеусы (Милостивой) в Велюсе (Македония), ок. 1080 г.; в Служебном Евангелии с Минологием (Vat. gr. 1156. fol. 306v, 3-я четв. XI в.); в Палатинской капелле в Палермо в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в апсиде ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.; на миниатюре из Литургического свитка (Athen. Bibl. Nat. gr. 2759, XII в.); в ц. свт. Николая в Мелнике (Болгария), 1-я пол. XIII в.; в ц. Панагии Араку в Лагудере (Кипр), 1192 г.; в соборе Сан-Марко в Венеции, XII - нач. XIII в.; в алтаре ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. свт. Николая в Люботене (Македония), ок. 1348; на одном из парусов купола в ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1341 г.; ц. Таксиархов (св. Чиноначальников [Архангелов Михаила и Гавриила]) в Кастории, 1359 г.; на юж. стене ц. св. Афанасия Мусаки в Кастории, 1384-1385; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 112, XV в.). Успение Афанасия Великого. Миниатюра из " Григория Богослова 16 слов " . 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 61. Л. 181 об.) Успение Афанасия Великого. Миниатюра из " Григория Богослова 16 слов " . 3-я четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 61. Л. 181 об.) В Минологиях А. В. часто изображен вместе со свт. Кириллом Александрийским, память к-рого приходится также на 18 янв.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 329, 976-1025 гг.); Синаксаре Захария Валашкертского (fol. 28v (56)); Минее на январь (Paris. gr. 1561. fol. 73r, XIII в.); в греко-груз. рукописи (Л. 96об.).

http://pravenc.ru/text/76946.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010