Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАИДА Мученичество св. Ираиды. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 62) Мученичество св. Ираиды. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 62) [Раиса; греч. Ηρας, Ιερας, Ρας] († нач. IV в.), мц. (пам. 5 и 23 сент., 5 марта). Источником сведений об И. являются краткие сказания в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.). Согласно заметке, помещенной в Синаксаре К-польской ц. под 5 сент., И. была дочерью священника и с 12 лет избрала для себя монашескую жизнь. Однажды она увидела арестованных связанных женщин и, подойдя к ним, спросила, за что их арестовали. Узнав, что они пострадали за христ. веру, святая открыто заявила, что и она христианка, и была схвачена. Вместе с другими ее доставили к епарху Александрии Кулькиану. Он, подвергнув арестованных тщательному допросу, приказал усечь их мечами, что и было исполнено. Кулькиан упоминается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. IX 11) в связи с гонениями имп. Максимина (305-313), это позволяет датировать кончину святой нач. IV в. В Синаксаре К-польской ц. память И. приводится также под 23 сент. с указанием, что святая происходила из местности Тама в Египте. Сказания под 23 сент. из Минология имп. Василия II и Синаксарей семейства С немного отличаются от сказаний из Синаксаря К-польской ц. В этих источниках сообщается, что И. была родом из Александрии. Выйдя однажды из обители, в к-рой она подвизалась, чтобы набрать воды, И. увидела корабль, подходящий к берегу. На корабле был правитель города, а с ним множество связанных христиан: пресвитеров, диаконов, святых жен и дев. И. открыто объявила, что верует во Христа, и попросила стражей забрать ее вместе с остальными. Мученики были доставлены в Антинополь (Антиною), где их подвергли различным истязаниям. Однако никто из них не поклонился идолам, и тогда они были обезглавлены. Первой была казнена И. В этих сказаниях имя правителя города не указано.

http://pravenc.ru/text/673817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТРОНА Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 169) Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 169) [Греч. Ματρνα] († ок. 492 или 510-515), прп. К-польская (пам. 9 нояб.). Источники Житие М. (т. н. Vita prima - BHG, N 1221) содержится в рукописи Paris. gr. 1519, XI в., изданной И. Делеэ (ActaSS. 1910. Nov. T. 3. P. 790-813). Исследователь предположил, что это произведение написано монахом к-польского монастыря прп. Вассиана, автор использовал записи подвизавшейся вместе с М. мон. Евлогии (Ibid. P. 786, 789). Гипотеза Э. Топпинг о том, что Житие написано одной из насельниц монастыря Матроны ( Catafygiotu-Topping. 1988. P. 223-224), опровергается употреблением автором по отношению к себе грамматических форм мужского рода. Делеэ датирует написание Жития М. не ранее сер. VI в., т. к. в тексте упоминается иерусалимская ц. св. Марии Новой, построенная имп. Юстинианом I и освященная в 543 г. По неизвестным причинам в Житии не говорится о том, что в последние годы жизни М. выступала против монофизитской политики императоров Зинона (474-475, 476-491) и Анастасия I (491-518). В «Церковной истории» Феодора Чтеца (нач. VI в.) мон-рь Матроны упоминается в числе не принявших «Энотикон» (482) имп. Зинона. Имп. Анастасий и К-польский патриарх Македоний II попытались оказать давление на эти мон-ри. Действовавший по поручению Македония диак. Хрисаорий счел за лучшее оставить в покое М., которая «сотворила много необыкновенных вещей», когда тот принуждал ее принять этот документ. С принявшими «Энотикон» насельницами М. прекратила общение ( Theodoros Anagnostes. 1971. S. 129). Все эти сведения известны из пересказа в «Хронографии» Феофана ( Theoph. Chron. Vol. 1. P. 141-142). Они помещены в ней под 498/9 г., но хронология Феофана не всегда точна; напр., С. Манго относит это событие к 500 г. ( Mango. 1996. Р. 16).

http://pravenc.ru/text/2562592.html

Изображение святых в сцене мучения или в полный рост (реже поясное) обычно включают в состав святых на сентябрь в минологии рукописные, настенные и иконные. В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), описание мученичества святых содержится в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 10 сент.: «Святые мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора засечены были прутьями. Изображение: Святые жены лежат на земле, обнаженные до пояса, головы их повязаны платками; три воина секут их прутьями» (Ерминия ДФ. С. 198). В сохранившихся памятниках сцены мучения сестер не только отличаются от описанной, но и разнятся между собой. Так, напр., на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 26, 1-я четв. XI в.): мученицы в скрывающих их фигуры мафориях и разного цвета платьях падают на землю от ударов палками, наносимых им 2 палачами; в росписи притвора ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1350) мученицам отрубают головы; эта же сцена мучения представлена на миниатюре в Минологии деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v, 1322-1340 гг., Фессалоника); плохая сохранность настенного минология в мон-ре Козиа не позволяет рассмотреть нюансы сцены мучения. Вариант изображения святых в рост представлен на миниатюрах в Минологии на сент. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 84r. К-поль, кон. XI в. ) и в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 248r. К-поль, кон. XI в.); в росписи нартекса ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320). Мученичество Митродоры, Минодоры и Нимфодоры. Миниатюра из Минология деспота Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44r) Мученичество Митродоры, Минодоры и Нимфодоры. Миниатюра из Минология деспота Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44r) В рус. иконописных подлинниках указание к изображению святых дев дано уже в Софийском списке подлинника Новгородской редакции (кон. XVI в.). Из его текста следует, что предпочтительным является образ мучениц, характеристика их монашеского чина отсутствует: «Святых мучениц: Минодоры, Митродоры и Нимфодоры.

http://pravenc.ru/text/2563270.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР АПСЕЛАМ Мученичество Петра Апселама. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 309) Мученичество Петра Апселама. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 309) [Греч. Πτρος Αψλαμος; сир.  ] († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.). Исторические сведения о П. А. скудны. Краткое описание его страданий содержится в 1-й редакции (греч. оригинал) соч. «О палестинских мучениках» Евсевия, еп. Кесарийского (BHG, N 1193; Euseb. De mart. Palaest. 10). В более развернутом виде сказание о П. А. имеется во 2-й редакции, сохранившейся в сир. переводе (BHO, N 927; Bedjan. Acta. T. 1. P. 255-257; Eusebius of Caesaria. History of the Martyrs in Palestine/Ed., transl. W. Cureton. L.; P., 1861. P. 35-36 [англ. пер.]; 37-38 [др. пагинация; сир. текст]). Также о П. А. повествует сохранившееся на сир. языке Мученичество, близкое по тексту ко 2-й редакции сочинения еп. Евсевия (BHO, N 928; Assemani J. S. Sanctorum Martyrum Orientalium et Occidentalium. R., 1748. Vol. 2. P. 208-209). Согласно этим источникам, П. А., бывший уроженцем сел. Анея близ Элевтерополя (совр. Юж. Израиль), отличался большой физической силой, был красив, тверд в христ. вере. Сир. Мученичество сообщает, что П. А. казнили «на седьмой год гонения», т. е. в 309 г., в правление имп. Максимина II Дайи . Суд над ним состоялся, согласно греч. оригиналу соч. «О палестинских мучениках», «за три дня до январских ид» (11 янв.). В сир. версии говорится о 10-м числе месяца кануна (лунный месяц, дек.-янв.). Та же дата содержится и в сир. Мученичестве; вероятно, так было передано 10 янв. Юноша вызвал большое сочувствие как в судье, так и во всех присутствовавших, так что многие убеждали П. А. «пощадить свою молодость и красоту» и отречься от Христа (Мученичество также говорит о том, что среди собравшихся были и христиане, напротив призывавшие его к мужественному исповеданию истинной веры). П. А. предпочел отречению смерть и был сожжен заживо. Вместе с ним той же казни был подвергнут маркионитский еп. Асклепий. Еп. Евсевий называет мученика также «подвижником» (σκητς, аскетом) за смелость и стойкость в страданиях; в этом эпитете не следует видеть указания на особый образ жизни П. А.

http://pravenc.ru/text/2580366.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК Мученичество свт. Павла, еп. К-польского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 163) Мученичество свт. Павла, еп. К-польского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 163) († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах. Согласно традиц. представлениям о преемственности предстоятелей Константинопольской Православной Церкви , П. был 25-м епископом К-поля после св. ап. Андрея Первозванного . П.- уроженец Фессалоники ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 16; Sozom. Hist. eccl. III 9). Историк Геласий Кизический сообщает, что, еще будучи чтецом, в 325 г. П. сопровождал свт. Александра на Никейский (Вселенский I) Собор ( Gelasii Cyzicensis Historia consilii Nicaeni. II 27//PG. 85. Col. 1312; Phot. Bibl. 256). П. оставался секретарем Александра до его смерти, уже имея сан пресвитера. Сведения древних источников о событиях епископства П. весьма многочисленны, но сбивчивы и противоречивы. Хронология событий зачастую не может быть определена бесспорно. Известно, что П. стал главой никейской (православной) общины К-поля после смерти свт. Александра К-польского. Однако неизвестен год смерти свт. Александра. По свидетельству свт. Афанасия I Великого , в 336 г. свт. Александр отказался принять в церковное общение Ария, вернувшегося в К-поль из ссылки ( Athanas. Alex. De morte Arii//PG. 25. Col. 687). Тем не менее неясно, как долго Александр занимал кафедру после этого. Свт. Афанасий в своей «Истории ариан» указывает на то, что П. в 1-й раз был изгнан из К-поля в Понт (М. Азию) по приказу св. равноап. имп. Константина Великого († май 337) ( Idem. Hist. arian. 7). Т. о., кончина свт. Александра и рукоположение П. должны быть отнесены к периоду до мая 337 г. ( Спасский. 1914. С. 285). Однако в таком случае избрание П. не могло остаться незамеченным для императора, который в те годы большую часть времени проводил в К-поле. Церковные историки Сократ Схоластик и Созомен (V в.) рассказывают об этих событиях иначе. Согласно их версии, П. был избран без ведома императора, и этому предшествовали большое возмущение и борьба среди к-польской паствы. По косвенным данным Сократа Схоластика можно заключить, что свт. Александр умер только в 340 г. Сократ помещает рассказ о его кончине сразу после описания междоусобной войны 340 г. между сыновьями Константина Великого, имп. Константином II и Константом I ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 6). И Сократ, и Созомен относят 1-е изгнание П. к первым годам правления имп. Констанция II (337-361). Т. о., вероятно, П. стал епископом К-поля в первый раз ок. 340 г. Однако и в этом случае период его епископства был недолгим, т. к. не позднее 341 г. епископом К-поля стал еп. Евсевий Никомидийский.

http://pravenc.ru/text/2578509.html

В 3 рукописях из коллекций мон-ря во имя Пресв. Богородицы на о-ве Патмос, мон-ря во имя вмц. Екатерины на Синае и Ватикана дошел канон, нач.: Τ ναδεξαντι ν τ κσμ τν ερρχην θλητν (Провозглашенному в мире священным борцом...) с ирмосом Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ) и со 2-й песнью. В рукописи из коллекции метеорского Преображенского мон-ря сохранился канон, нач.: Τν κλσιν κα ζλον πεπλουτηκς (Восхвалением и ревностью разбогатев...) с ирмосом Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ) и с акростихом [Ιω]σφ (Иосиф - имя автора канона) в 9-й песни. В парижской рукописи дошел канон, нач.: Τν ερν τς ληθεας κρυκα (Истины священного глашатая...) с ирмосом Αρματηλτην Θαρα βθισε. В рукописи из коллекции афонской Великой Лавры сохранился канон, нач.: Χαροις, ερομρτυς, π γς βισας ς σματος (Радуйся, священномучениче, на земле живущий как бестелесный...) с ирмосом Ασωμεν τ Κυρ и с акростихом Χαροις, Πτρε πνσοφε, ερομρτυς (Радуйся, Петре премудрый, священномучениче) (Ταμεον. Σ. 105-106. N 273-277). Н. Н. Крашенинникова Иконография Мученичество сщмч. Петра I Александрийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 205) Мученичество сщмч. Петра I Александрийского. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 205) Самый ранний сохранившийся образ П. представлен на фреске в левом нефе ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (705-706). П. включен в состав 22 святых, изображенных фронтально в рост по сторонам тронного образа Спасителя, и идентифицируется благодаря указанию справа от нимба имени ΠΕΤΡΟΣ (вертикально) и частично сохранившейся при нем надписи «...ΑΝΔ» (горизонтально), вероятно фрагмента сокращенного слова «ΑΛΕΞΑΝΔΡΕΙΑΣ». П. находится в группе св. отцов вост. ветви христ. Церкви - справа от трона Спасителя (слева - особо чтимые в Риме и в Италии святые зап. ветви) - и занимает место вслед за святителями Иоанном Златоустом, Григорием Назианзиным, Василием Великим и перед святителями Кириллом Александрийским, Епифанием Кипрским, Афанасием Александрийским, Николаем Мирликийским.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН СОТНИК Мученичество Лонгина Сотника. Обретение его главы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 117) Мученичество Лонгина Сотника. Обретение его главы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 117) [греч. Λογγνος κατοντρχης] (I в. по Р. Х.), мч. (пам. 16 окт.; пам. зап. 15 марта). В Евангелиях сотник, присутствовавший при крестных страданиях Спасителя, не назван по имени: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27. 54; ср.: Мк 15. 39; Лк 23. 47). Св. отцы также не упоминают имени сотника. При этом о его почитании в IV в. свидетельствовал свт. Григорий, еп. Нисский, который писал, что жители Месопотамии особо чтут ап. Фому, критяне - ап. Тита, иерусалимцы - ап. Иакова «и мы, каппадокийцы,- сотника, который при Страстях исповедал Божественность Господа» ( Greg. Nyss. Ep. 17). Наиболее раннее упоминание имени Лонгин встречается в апокрифических «Актах Пилата» нач. V в. (Écrits apocryphes chrétiens/Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli. P., 2005. Vol. 2. P. 277), но оно относится не к сотнику, а к тому воину, который «копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19. 34). Греческая агиографическая традиция впосл. устойчиво связала имя Лонгин с сотником, к-рый при Кресте исповедал Христа Сыном Божиим. Долгое время было принято считать, что древнейшее Мученичество Лонгина Сотника BHG, N 988 ( Hesych. Hieros. Hom. fest. 1980. Vol. 2. P. 817-844) написано прп. Исихием Иерусалимским на основании найденных им в б-ке храма Воскресения Христова актов. Имя Исихий названо в заглавии Мученичества и в послесловии к нему. Однако исследователь произведений Исихия Иерусалимского M. Обино опроверг эту атрибуцию и датировал данное Мученичество VI-VII вв., предполагая, что оно было написано в Иерусалиме или в Каппадокии (Ibid. P. 793-800). С нек-рыми сокращениями это Мученичество было переведено на слав. язык ( Иванова К. Bibliotheca hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. C. 250-251; ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 1048-1057).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРФЕНИЙ Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 380) Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 380) [Греч. Παρθνιος] (IV в.), прп., чудотворец (пам. 7 февр.), еп. Лампсакийский. Сохранилось Житие П., написанное Криспином, видимо спутником или учеником святого (BHG, N 1422), Житие Симеона Метафраста (X в.) (BHG, P. 1423; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 303-317) и неск. его редакций: BHG, N 1423a (изд.: Laty š ev. Menol. T. 1. P. 20-208) и BHG, 1423b. Согласно Житию Криспина, П. род. при имп. Константине I Великом (306-337) в г. Мелитополь (Милетополь) в пров. Геллеспонт. Его отец, Христофор (в некоторых редакциях Христодул), был диаконом в одной из местных церквей, но сыну образования не дал. П. приобщался к свящ. текстам на богослужениях, к-рые он с усердием посещал. С юных лет П. освоил профессию рыбака, однако рыбу и деньги от ее продажи раздавал бедным. Милосердие сделало П. популярным и любимым в городе человеком. В 18 лет у П. проявился духовный дар изгонять бесов. Епископ Мелитопольский Филипп (Филит) обратил внимание на добродетельного юношу и велел обучить его грамоте, а вскоре против воли П. рукоположил его во священника, поручил ездить по всей епархии и проповедовать. В это время к дару изгнания бесов у П. добавился дар исцеления. Однажды он встретил человека, к-рому только что выбили глаз, вставил глаз на место, помолился и исцелил увечье. Тяжелобольную женщину П. исцелил крестным знамением, а набросившегося на него цепного пса святой смог умертвить дуновением. Слава о П. распространилась по округе, и вскоре митрополит Кизический Асхолий (в нек-рых редакциях Ахиллий) рукоположил его во епископа г. Лампсака, где были сильны языческие позиции. Святой образ жизни епископа и личный пример соблюдения христ. заповедей обратил ко Христу многих жителей города. П. побывал при дворе имп. Константина и получил разрешение, а также деньги на строительство христ. церкви. Когда здание храма было почти готово и нужно было доставить один большой камень для устройства престола, бесы вселились в перевозивших камень волов, и буйные животные раздавили погонщика. Узнав о несчастье, П. помолился, и умерший воскрес. Святой воскресил также самоубийцу, к-рый будучи одержим, повесился в притворе храма, и др. умершего юношу.

http://pravenc.ru/text/2579065.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИАМНА Прав. Мариамна. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 408) Прав. Мариамна. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 408) [Греч. Μαριμνη] († I в.), прав. (пам. 17 февр.). В Синаксаре Макария Симонопетрского названа равноапостольной ( Μακριος Σιμωνοπετρτης. 2006). Сведения об М. содержатся в апокрифических «Деяниях ап. Филиппа» (CANT, N 250), видимо составленных в IV в. (см. ст. Филиппа деяния ). На их основании было создано краткое Житие М., включенное в византийские Синаксари (напр., в Минологий имп. Василия II - PG. 117. Col. 317; в Синаксаре К-польской ц. память М. указана без Жития - SynCP. Col. 469). В ряде рукописных визант. и древнерус. календарей сведения о М. содержатся под 15, 16 и 19 февр. Дева М. была сестрой апостола от 12 Филиппа . Ее брат был огорчен тем, что получил по жребию область для проповеди, где живут люди, почитающие ехидну, мать змей. М. пришла к Спасителю и получила благословение вместе с ап. Варфоломеем сопровождать брата, «изменив свой женский вид и сущность» (λλαξν σου τν δαν κα λον τ εδος τ γυναικεον - Acta Philippi. 1903. Р. 37). Во время путешествия по Лидии и Мизии она помогала Филиппу и Варфоломею в апостольских трудах. Крестным знамением они умертвили в пустыне большого дракона и змей. Придя в Иераполь Фригийский, апостолы и М. возвестили там слово Божие и усердно искореняли в городе идолопоклонство. Судя по словам противников их деятельности, М. проповедовала женщинам («всех женщин вводит в заблуждение» - Ibid. Р. 54). Увидев совершаемые ими чудеса (в т. ч. прозрение слепца Стахия, исцеление жены градоначальника Никаноры), многие жители крестились. Градоначальник схватил апостолов и М. и велел бичевать их, а затем подвесить вниз головой, крестообразно приковав тела. Во время их казни в Иераполь пришел ап. Иоанн Богослов . Все вместе они обратились ко Христу, земля разверзлась и поглотила градоначальника, боготворимую местными жителями ехидну, ее жрецов и множество язычников, которые стали молить апостолов о спасении. По молитве ап. Филиппа земля исторгла живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и ехидны. Жители Иераполя прославили Христа и освободили Варфоломея и М. Но когда хотели снять распятого ап. Филиппа, то увидели, что он уже скончался. Новообращенные с честью похоронили его тело. Утвердив в вере Христовой вновь основанную Церковь, ап. Варфоломей отправился с проповедью Евангелия в Ликаонию, а М.- к реке Иордан (в синаксарном Житии утверждается, что это она проповедовала в Ликаонии). После успешной проповеди М. мирно скончалась.

http://pravenc.ru/text/2562000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКИЯ [Греч. Λουκα] († 303 или 304), мц. Сиракузская (пам. 13 дек.). Источники Мученичество Лукии Сиракузской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 242) Мученичество Лукии Сиракузской. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 242) Греч. Мученичество BHG, N 995 было написано в первые десятилетия V в. ( Joanne. 1758; Barreca. 1902; Martirio di S. Lucia. 1959). Сохранились также его переработанные и сокращенные версии: вариант с кратким предисловием BHG, N 995c ( Halkin. 1975. P. 289-293), эпитома BHG, N 995е ( Idem. 1956), эксцерпция BHG, N 995f ( Barreca. 1902. P. 25-26). В IX в. на основе Мученичества BHG, N 995 сиракузским агиографом был создан панегирик BHG, N 995d ( Costanza. 1957). В XII в. Иоанн Цец посвятил Л. Похвальное слово BHG, N 996 ( Пападопуло-Керамевс. 1909). Неизданной остается «Похвала городу Сиракузам по причине святой Лукии» BHG, N 995g. Лат. Мученичество BHL, N 4992, переработка греческого, было создано в VI в. ( Beaugrand. 1882). В VII в. оно было известно св. Альдхельму (ок. 640-709), который изложил историю Л. в прозе («Трактат о девстве» - Aldhelm. De laud. virg. 2//PL. 89. Col. 142-143) и в стихах (поэма «О похвале девам» BHL, N 4993 - Idem. Poemata de laudibus virginum//PL. 89. Col. 269-270). На этом же Мученичестве основывался Беда Достопочтенный при составлении заметки для своего Мартиролога в 1-й пол. VIII в. (сохр. в составе Мартиролога Флора сер. IX в.: Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 81). Более подробно история мучения Л. изложена в Мартирологе Адона Вьеннского 2-й пол. IX в. (PL. 123. Col. 413-414). Л. посвящен ряд стихотворных произведений: BHL, N 4994 (автор - аббат, имя к-рого начиналось с буквы Г), BHL, N 4995 (Сигиберт, мон. из Жамблу, † 1112), BHL, N 4996 («Золотая легенда» Иакова из Варацце), BHL, N 4997 (автор - Баттиста Мантуано), а также сочинения, написанные в связи с перенесением мощей Л. или с чудесами мученицы: письмо лютбургским монахам о перенесении руки Л. BHL, N 4998; Слово мон. Сигиберта из Жамблу на перенесение руки Л. из Меца в мон-рь Лютбург BHL, N 4999; Сказание о перенесении мощей Л. в 1204 г. в Венецию BHL, N 5000; Чудо в Вероне в 1308 г. BHL, N 5001; Чудо в Сиракузах в 1367 г. BHL, N 5003. Мученичество

http://pravenc.ru/text/2110869.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010