По рукописям известен также дополнительный ексапостиларий М. Р. (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1942. Τ. 41. Σ. 144). Е. Е. Макаров Иконография Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Прп. Мелания Римляныня. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 93) Имя святой упомянуто среди имен 12 преподобных жен (все без описания) в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 178). В соответствии с чином прославления М. Р. изображают в монашеском облачении держащей в руке крест или свиток. Ее образ представлен в минейных циклах на дек. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 285, 1-я четв. XI в.) М. Р. показана на золотом фоне с зеленым поземом в рост, фронтально, в торжественной позе оранты, в центре композиции с архитектурными колонками, образующими над фигурой святой своеобразный киворий. Впечатление о кивории усиливают 2 лампады, висящие по сторонам центрального объема, и симметрично свисающие велумы. Облачение М. Р. составляют коричневое платье, черные мантия, схима и плат, повязанный так, что его конец свободно свисает слева чуть ниже линии плеча. М. Р. молода, у нее округлое лицо с румянцем, черты лица правильные. В месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 282v, кон. XI в.) святая представлена в паре со сщмч. Зотиком (пам. 30 дек.), фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - открыта ладонью вовне, облачена в светло-коричневое платье, темную мантию, в схиме и плате, с аналавом; характеристика возраста та же, что и на миниатюре в рукописи Vat. gr. 1613. Подобное изображение - в Минологии на дек. (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 220v, XI-XII вв.). Как оранта (полуфигура) святая представлена и в клейме 3-частной миниатюры в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 23r, 1322-1340 гг.). Дважды М. изображена на миниатюрах в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.) - оглавно, в лилового цвета плате, в паре с прп. Матроной К-польской (Л. 59) и в рост, с крестом в руке (Л. 93), так же как в рукописи Vat. gr. 1156.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

В. охристая), паллии; правой рукой, через которую перекинута манипула (узкая белого цвета полоса ткани с красными вертикальными линиями), Л. В. придерживает кодекс на покровенной левой руке. Л. В. молодой, безбородый, волосы темные, на темени тонзура (гуменцо). Подобные композиции в раннесредневековых римских храмах были не единичны (напр., в ц. Санта-Пассера, ц. Сан-Кризогоно), однако из-за плохой сохранности неизвестно, включали ли они образ Л. В. В росписи пещерного храма свт. Николая Чудотворца (Сан-Никола) близ Моттолы (Апулия, Италия, XI в.?) в нише на северной стене изображение Л. В., его возраст, состав облачения (с разницей в цвете) те же, что и в ц. Санта-Мария-Антиква; рядом помещен образ первоверховного ап. Петра. В памятниках восточнохристианской традиции возрастная характеристика Л. В. меняется: он представлен седовласым (или светловолосым) мужем с короткой бородой, венцом кудрявых волос и тонзурой и напоминает обликом сщмч. Климента, еп. Римского; облачен в фелонь, с омофором (начиная с Нового времени вместо фелони появляется орнаментированный саккос, на голове - митра), в левой руке держит Евангелие, правой благословляет. Так Л. В. изображен, напр., на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 412, 1-я четв. XI в.) - фронтальная в рост фигура св. папы показана на фоне архитектурных колонок, на Л. В. охристый подризник, вишневая фелонь, на плечах - омофор, в руках (левая покровенная) держит кодекс. Этот тип изображения становится наиболее распространенным, в то же время в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - Л. В. описан как «старец с длинной бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания».Ч. 3. § 8. 34). Свт. Лев Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 412) Свт. Лев Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 412) С конца средневизантийского периода в монументальной живописи образ Л. В. встречается в зоне вимы в ряду др. святителей. Напр., в апсиде диаконника ц. Св. Софии в Охриде, Македония (до 1056), помещены фронтально в рост образы святителей различных христ. церковных центров, в т. ч. Римских понтификов визант. времени. Л. В. изображен рядом с папами Григорием I Великим и Сильвестром. Все в фелонях с омофорами, у каждого в левой покровенной руке Евангелие, правая перед грудью в жесте благословения; обликом напоминает папу Климента. Более молодым (волосы темные), но с теми же особенностями внешности святой представлен в росписи ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция (70-80-е гг. XII в.) на зап. склоне арки из алтаря в жертвенник (полуфигура, напротив - папа Елевферий). Существуют и др. примеры размещения образа Л. В., напр., в обширной программе росписи каппадокийской Токалы-килисе (2) в Гёреме (кон. X в.) полуфигура св. папы представлена в медальоне на одной из арок колоннады в поперечном коридоре наряду с образами разных чинов святости.

http://pravenc.ru/text/2463253.html

Петра и П., о чем его попросил сам первоверховный апостол ( Stallman-Pacitti. 2018. P. 53-55. Ch. 9). Еще один образ святого был создан вскоре после его кончины. По словам Евагрия, автора Жития П., он на иконе «изобразил лицо» своего наставника с большим сходством и отметил: «Когда я смотрю на его драгоценное лицо на иконе, мне кажется, что я разговариваю с ним во плоти и вижу его» (Ibid. P. 490, 491. Ch. 346). Святые Маркелл, Панкратий и Филагрий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 388) Святые Маркелл, Панкратий и Филагрий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 388) Одно из ранних изображений П. представлено в процессии праведных мужей (всего 26) на мозаике на юж. стене базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (нач. VI в.). Его фигура находится среди святых, замыкающих шествие к престолу Спасителя,- П. 5-й с краю. Как и др. св. мужи, он показан в полный рост, в движении к центру композиции, читающемся через положение рук и ног, но с фронтально ориентированными корпусом и головой (с нимбом), в руках (правая покровенная) несет венец; на нем длинная белая туника с клавом, паллий с 2 крупными знаками в виде литеры L внизу, на ногах сандалии. П. показан молодым человеком c темными волосами, с тонзурой, без бороды. Образ опознаётся благодаря надписи вверху: «SCS PANCRATIUS». Это изображение относится ко времени до формирования устойчивой иконографии святого. В конце средневизант. периода, от к-рого сохранился образ П. на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 388, 1-я четв. XI в.), черты святого приобретают определенность: его изображают седовласым, с бородой средней длины, в епископском облачении, к-рое составляют подризник, фелонь, омофор, с Евангелием - в данном случае стоящим на левой, покровенной фелонью руке, на омофоре. На миниатюре П. представлен вместе со священномучениками Маркеллом и Филагрием, также учениками и ставленниками ап. Петра. Фронтальные ростовые фигуры епископов священномучеников показаны каждая на архитектурном фоне в виде арок, фигура П.- крайняя справа.

http://pravenc.ru/text/2578815.html

31489) - М. (средовек) получает завет; саркофаг Юния Басса (359 г., Музей собора св. Петра, Ватикан) - М. получает скрижали завета, М. высекает воду из скалы (Ibid. Cat. 386. P. 427); саркофаг Двух братьев (325 - 350 гг., Музей Пио-Кристиано, Ватикан. 31543) - М. (юный) получает завет; саркофаг (ранний IV в., Музей Пио-Кристиано, Ватикан. 31546) - М. (с курчавой короткой бородкой) получает скрижали завета). Решение всех этих композиций крайне лаконично. Сцена «Переход через Чермное море», символизирующая переход от рабства смерти к жизни вечной, стала темой группы саркофагов 2-й пол.- кон. IV в. На них в виде развернутого фриза представлены: ведущий народ Израилев столп огня, изображенный в виде колонны; поющая Мариам с тимпаном в руках; М., посохом касающийся моря, в котором гибнет войско фараона. Решение образа М. варьируется: он предстает то безбородым (напр., на саркофагах из Музея Пио-Кристиано, Ватикан (379-395 гг. 31434), и в соборе Сен-Трофим в Арле), то с небольшой бородкой (напр., на саркофаге в Музее древностей в Арле и из Археологического музея в Сплите, Хорватия - см.: F é vrier P.-A. Sarcophages d " Arles/Publ. de l " École française de Rome. R., 1996. No 255. P. 1106-1108, 1099 - 1141). Дочь фараона находит младенца Моисея в реке. Фрагмент миниатюры из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 13) В средневизант. время образы М. получают широкое распространение в иллюстрированных рукописях Библий (Библия кор. Кристины, X в.- Vat. Reg. gr. 1. Fol. 46v, 85v, 116, 155v). Особенно подробные циклы встречаются в Октатевхах (Vat. gr. 747. Fol. 72-215, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 150v - 251v, 2-я четв. XII в.), в Псалтирях, как в «народной» (Хлудовская Псалтирь, 40-50-е гг. IX в.- ГИМ. Л. 76 - 78, 82, 90 об., 98 об., 106 об., 107, 108, 108 об., 139-142), так и в «аристократической» редакции (Парижская Псалтирь, 1-я пол. X в.- Paris. gr. 139. Fol. 419v, 422v). Их также можно встретить в качестве иллюстраций в рукописях других произведений: в Слове Григория Назианзина (Paris.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Напр., в миниатюрах Евангелия из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Gr. 204) свободные позы и изящные пропорции фигур евангелистов, трактовка одежд, живая, иллюзионистическая манера личного письма полностью соответствуют классическому идеалу. Но прп. Петр Монемвасийский изображен на миниатюре как суровый аскет: монументальность, мощная тяжеловесность фигуры отшельника сочетается с тонко нюансированной классической манерой письма. В миниатюрах нек-рых др. рукописей этого времени, таких как Евангелие из мон-ря Дионисиат на Афоне (Dionys. 588), постепенно усиливается роль линии и геометрических форм, к-рые становятся более условными, чем раньше, и начинают диссонировать с плавной пластической моделировкой объема. Черты лиц персонажей приобретают более отвлеченный, отрешенный характер, передающий сосредоточенное молитвенное состояние. Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 985v) Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста в ц. св. Апостолов в К-поле. Миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 985v) Все эти тенденции получают дальнейшее развитие в миниатюрах Минология из Ватиканской б-ки (Vat. gr.1613), созданного по заказу имп. Василия II (976-1025). Это древнейший из сохранившихся визант. иллюстрированных агиографических сборников. Минологий содержит 430 миниатюр, сопровождающих краткие жития святых на 1-ю половину церковного года. В миниатюрах рукописи отразились все основные тенденции живописи этой эпохи. Преобладает спокойный, гармоничный классический стиль; в ряде миниатюр, написанных в более живой и свободной иллюзионистической манере, заметна ориентация на образцы сер.- 3-й четв. X в. Однако в др. миниатюрах этой рукописи обнаруживается определенная близость к новым тенденциям в искусстве 2-й четв. XI в.: к суровому и отрешенному характеру образов, мощным, обобщенным и более абстрактным формам, к большей условности и графичности. В таких миниатюрах лики святых неестественно укрупнены, огромные глаза широко раскрыты, остановившиеся взгляды устремлены в бесконечность.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Свт. Кирилл Александрийский. Миниатюра из Императорского Минология. XI в. (Baltim. 521. Fol. 151r) Свт. Кирилл Александрийский. Миниатюра из Императорского Минология. XI в. (Baltim. 521. Fol. 151r) Самым ранним изображением исследователи считали мозаичный образ в сев.-вост. части купола Георгия Победоносца великомученика ц. в Фессалонике (3-я четв. V в.; Mujobuh. Менолог. С. 172; Bakirtzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Cent. Athens, 2012. P. 92-97. Il. 55, 58) рядом с фигурами св. воина Ферина и еп. Филиппа. Согласно подписи, К. изображен как епископ, память которого приходится на июль; однако возрастная характеристика (белые или седые волосы, пряди недлинной бороды слегка курчавы) указывает, что это скорее всего свт. Кирилл , еп. Гортинский, пострадавший в нач. IV в. Свт. Кирилл Александрийский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Свт. Кирилл Александрийский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Как правило, образ К. появляется в расширенном ряду святительских изображений. Видимо, с раннего времени К. изображали вместе (или рядом) со свт. Афанасием Великим: на утраченной мозаике сев. тимпана Св. Софии К-польской (сер. IX в., известна по акварели А. В. Фоссати, см.: Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Wash., 1962. P. 52. Pl. 61, 74. (DOS; 8); Матюшкина. 2001. С. 86. Ил. 1), на миниатюрах из Минологиев, напр., в Минологии визант. имп. Василия II Болгаробойцы (1-я четв. XI в., Vat. gr. 1613. Fol. 329). Однако были и отдельные изображения - в том же Минологии под 9 июня (Vat. gr. 1613. Fol. 284), в Минологии на янв. из музея Уолтерс в Балтиморе (XI в., Baltim. 521. Fol. 151r), а также изображения в группе святых, память к-рых приходится на 18 и 19 янв., как в синаксаре Захарии Валашкертского (Малый синаксарь с переводом прп. Евфимия Святогорца, или Годовая минея Давидгареджийской пуст., переписанная в афонском Иверском монастыре, 1030 г. (Кекел. 648, без пагинации), см. в ст. Захария Банели ), в годовых минеях 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 295r), XIII в. (Paris. gr. 1561. Fol. 73r).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 94) Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 94) (761 или 762-836), прп., исп. (пам. 13 окт.; пам. греч. 6 окт.), патрикий К-польский. Сохранились анонимное Житие Н. (BHG, N 1342b (Novum Auctarium), издано Д. Папахрисанфу: Papachryssanthou. 1968. P. 329-351) и небольшое синаксарное сказание о нем (BHG, N 1342e). Н. род. в Пафлагонии (север М. Азии), отца и мать звали Григорий и Анна. Его семья носила фамильное имя Мономах и состояла в дальнем родстве с имп. св. Феодорой (пам. 11 февр.), женой императора-иконоборца Феофила (829-842) (сведения из агиографических источников, но факт такого родства маловероятен. Р. Жанен и авторы PMBZ предполагают, что Мономахи были дальними родственниками имп. св. Ирины (780-790, 792-802; пам. 7 и 9 авг.- PMBZ. P. 418). К этому роду принадлежал имп. Константин IX Мономах (1042-1055). Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 256v) Прп. Никита Константинопольский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 256v) В раннем детстве Н. был оскоплен по решению родителей, видимо имевших намерение т. о. помочь сыну сделать придворную карьеру, т. к. евнухи играли огромную роль в придворной иерархии, часто становясь приближенными императора. Когда Н. исполнилось 17 лет, он прибыл в К-поль и был принят на службу имп. Ириной. Образованный способный юноша начал быстрое продвижение по карьерной лестнице. Агиографические источники сообщают, что он был офиц. представителем имп. Ирины на VII Вселенском Соборе (787), однако по др. источникам эта информация не подтверждается. Вскоре после Собора Н. получил чин патрикия и был назначен начальником фемы (стратигом) на Сицилии. В 796 г. Н. перенес на Сицилию руку вмц. Евфимии Всехвальной и построил там храм в ее честь. В 797 г. он отправил посольство к Карлу Великому. В визант. исторических источниках этого времени фигурируют неск. человек по имени Никита, имевших чин патрикия, и возможно, Н.- один из них.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

А. В. изображен на иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей. Афины), 2-я пол. XVI в., Крит (ГИМ), и др.; на миниатюрах рукописей из мон-ря Ставроникита на Афоне (43. fol. 10, X в.); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 90, 321, 327; 976-1025 гг.); в Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 187, кон. XI в.); в Лекционарии (Vat. gr. 1156. fol. 187, XI в.); в Синаксаре Захария Валашкертского (Кекел. А. 648, 1030 г.); в Минологии 1034-1041 гг. (Baltim. Cod. 16) и др. Сцены из жития А. В. представлены: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. 976-1025 гг.), в сюжетах «Успение прп. Аммона» (fol. 90), «Успение прп. Павла Фивейского» (fol. 321), «Успение прп. Антония» (fol. 327); в атриуме ц. Санта-Мария Антиква в Риме, X в. (2 сцены «Искушение св. Антония»); в ц. Сант-Анджело ин Формис, посл. четв. XII в., «Искушение св. Антония», «Посещение св. Антонием прп. Павла Фивейского», «Преломление хлеба святыми Антонием и Павлом Фивейским», «Вознесение души прп. Павла Фивейского»; в ц. Сан-Сеполькро в Барлетте (Италия), XII в.; в ц. Богоматери в Матейче (Македония), 1355-1360 гг.; на житийной иконе работы Фрагиаса Кавердзаса, XVII в. (Коллекция П. Канелопулоса). В поствизант. искусстве А. В. часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой, напр.: на иконе работы Андреаса Павиаса, 2-я пол. XV в., из Кефалинии (Б-ка Коргиаленос); на иконе из мон-ря Дионисиат , XVII в.; на иконе «Святые Антоний, Евфимий и Савва» из мон-ря Новый Скит на Афоне, 1766 г. Иконография А. В. в древнерус. живописи следует визант. образцам: в ц. Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 гг.; в росписи прп. Андрея Рублёва, 1408 г., на столпе в зап. части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского мон-ря около Звенигорода, нач. XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.; на иконе 3-й четв. XVI в., Москва (ГИМ) и др. Изображение А. В. среди избранных святых часто встречается на рус. иконах, напр.: «СвятыеАнтоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и образ Богоматери «Знамение»», сер.- 2-я пол. XV в. (ГРМ); «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV в., Новгород (Музей-квартира П. Д. Корина); «Избранные святые», 1498 г., Новгород, провинция (ГРМ); «Святые Николай, Антоний Великий и Афанасий Афонский», сер. XVI в., Ростов-Новгород (ЦМиАР). Изображение А. В. представлено на подоле «малого» саккоса митр. Фотия, сер. XIV в. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/116054.html

Перевод синаксарного сказания был включен в слав. стишные Прологи под 16 марта ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 49), а затем - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 27. 2-я паг.). Ист.: SynCP. Col. 43-44, 539-540; PG. 117. Col. 48-49 [Менологий Василия II]; MartRom. P. 99. Note 3; ActaSS. Mart. T. 2. P. 424-425; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 147, Τ. 4. Σ. 92: ЖСв. Март. С. 328. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 108; Sauget J.-M. Papas//BiblSS. T. 10. Col. 314; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 374. О. Н. А. Иконография Мч. Папа Ларандский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 36) Мч. Папа Ларандский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 36) Изображения П. немногочисленны и в средне- и поздневизант. традиции известны гл. обр. по памятникам минейного состава с сохранившимся циклом на март. На миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 36, 1-я четв. XI в.) изображено истязание святого: тело П. растянуто параллельно земле между опорами, 2 мучителя бичуют его сучковатыми палками, так что внизу образовалась лужа крови; в центре протяженной стены, с архитектурными объемами по сторонам,- дерево; из одежд на П. лишь повязка на бедрах; он изображен седовласым человеком, напоминающим чертами лица ап. Петра, у него такие же вьющиеся волосы, тонзура и короткая борода округлой формы. В архиерейских одеждах - подризнике, фелони, с омофором - П. показан на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонская книга образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 104) - в рост, правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие; в облике сохранены те же черты, что и на 1-й миниатюре, кудрявые волосы и округлая борода (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 284). Известен пример включения образа П. в сентябрьские минеи: на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) полуфигура святого помещена под 14 сент.; это молодой человек с темными вьющимися волосами и еще короткой, разделенной на 2 пряди бородой; он облачен в хитон и гиматий, в правой руке держит крест; вверху надпись: «СТЫ ПАПА» (см.: Менолог. С. 287. Слик. 120). Также под 14 сент. память святого включена в рус. иконописные подлинники наиболее полного состава, напр. в подлинник Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова, однако краткие сведения не содержат описания внешности П. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 152). В изданном в 1910 г. пособии для иконописцев акад. В. Д. Фартусова обобщенная автором житийная информация недостоверна, поскольку привела к смешению П. и Папия, мч. Памфилийского ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 14, 209).

http://pravenc.ru/text/2578907.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (2-я пол. VIII - 1-я пол. IX в.), прп. (пам. 22 сент.), иером., отец исповедников Феодора и Феофана Начертанных (Граптов), претерпевших мучения за почитание святых икон при византийских императорах-иконоборцах Льве V Армянине (813-820) и Феофиле (829-842). Сведения об И. сохранились в синаксарном сказании (Синаксарь К-польской ц. (кон. X в.) под 21 сент. (SynCP. Col. 65)). Согласно этому источнику, И. жил в Палестине, отличался благочестием и страннолюбием. Дал сыновьям хорошее образование. Овдовев в преклонном возрасте, И. решил посвятить жизнь Богу. Он удалился в лавру прп. Саввы Освященного, где ранее подвизались его сыновья, принял монашеский постриг и был рукоположен во пресвитера. Молился о преодолении церковных нестроений (ереси иконоборчества ), стяжал дар целительства. Дожил до глубокой старости, удостоился мирной кончины. Последование И. написал его сын, исп. Феофан Начертанный, составитель канонов. В Житии братьев Феодора и Феофана (BHG, N 1713, пам. 27 дек.) их родители по имени не названы. Сообщается, что братья были уроженцами Моавитиды (обл. Палестины к востоку от Мёртвого м.). Изображение И. представлено на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 60, 1-я четв. XI в.) - в молении, в правом верхнем углу благословляющая десница в небесном сегменте, слева - ограда лавры прп. Саввы Освященного. Ист.: SynCP. Col. 65, 69; ActaSS. Sept. T. 6. Col. 270; Mateos. Typicon. P. 42-43; ЖСв. Сент. С. 447-448. Лит.: Sauget J.-M. Giona//BiblSS. T. 6. Col. 502-503; Aubert R. Jonas (13)//DHGE. T. 27. Col. 1481-1482; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 241. О. Н. А. Гимнография Прп. Иона. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 60) Прп. Иона. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 60) Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42) 22 сент. без богослужебного последования.

http://pravenc.ru/text/578256.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010