Но что это – не знаю… Знаю только, что есть и величие, и красота в этих царственно возвышающихся, грозно скопленных громадах, в их грандиозности и, вместе, простоте, в этих тысячах освещенных окон, есть гармония, есть «музыка». Закончили вечер втроем в уютнейшем армянском ресторане на University Place. Суббота, 23 ноября Сегодня – по делам семинарии – в Питтсбург, завтра – в Коннектикут. От всего этого вперед устаешь и запыхиваешься. Вчера, от усталости и также от отсутствия «дежурной» книги, читал Theatre de Maurice Boissard (Paul Leautaud) 287 и думал о разных «умах». Острый ум, глубокий ум, «интеллектуальный» ум и т.д. У каждого своя функция. Leautaud, очевидно, не понял бы ни одной строчки, скажем, Бергсона. А между тем его ум – острый, и функция такого ума – безжалостно разоблачать всякую фальшь, позу, претензию. Это как бы зеркало, в которое нужно время от времени взглядывать, чтобы проверять себя: а не поза ли это, не выспренная ли болтовня, не обман или самообман. Антидот того благочестивого и тем часто лицемерного благочестивого тумана, в котором живет большинство религиозных людей и в котором «everything goes» 288 … Семь часов утра. Морозный, красный восход солнца. Воскресенье, 24 ноября 1974 Вчера почти целый день над статьей о мариологии. Как трудно сказать самое простое и самое главное! Все слова оказываются не «те», и понятным становится искушение «академического», «научного» богословия: вечно повторять – «научно» – то, что говорили другие, и еще – кто на кого и как повлиял… Постоянное присутствие в доме глубокой грусти: Наташа… Как тут «помочь»? Все продолжает быть залитым солнечным светом. Удивительная осень. За обедней сегодня вспоминал только что скончавшегося Жарковского. Вот уже и ранние «американские» годы уходят в прошлое. Вторник, 26 ноября 1974 В воскресенье в Коннектикут по делам семинарии. Образ преуспевшей Америки, богатства, успеха. Собрание в богатом доме, все крайне благопристойное. Но, Боже мой, с каким трудом в этой обстановке звучат слова о Церкви и о служении ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Но обратимся к тому, что говорят нам об этом мире А. Безант и другие теософы. Прежде всего приведем вкратце некоторые сведения из данных, даваемых А. Безант, о внешней стороне астрального мира. 286 Так же, как воздух проникает воду, как эфир проникает самую твердую материю, так же, говорит А. Безант, и астральная материя проникает все физическое. Как физический мир населен существами, обитающими в нем, так и астральный мир населен своими обитателями. Эти обитатели, или, как говорит А. Безант, астральные объекты, являются комбинациями астральной материи так же, как физические объекты суть комбинации физической материи; общий вид астрального Мира весьма схож с земным миром, так как большая его часть наполнена астральными двойниками физических объектов. В астральном мире, говорит А. Безант, все видимо насквозь; задняя часть предмета так же, как и передняя, внутреннее так же, как и наружное. Поэтому обладающему ясновидением необходима известная опытность, необходимо сперва научиться видеть астральные предметы правильно; человек с развитым астральным зрением, но еще не достаточно опытный в его применении, может получить самые превратные впечатления и впасть в самые удивительные ошибки. Теперь перейдем собственно к обитателям астрального мира. В астральной сфере, говорит А. Безант, имеется много существ, присутствие которых тяжело для человека потому, что они враждебны ему. 287 Это, во-первых, те существа, которых в теософской литературе принято называть элементариями. Из числа этих элементариев совершенно особыми являются, как говорит А. Безант, элементарии искусственные. О происхождении последних А. Безант сообщает следующее: 288 Поразительная особенность астрального Мира, способная повергнуть в сильное смущение неопытного ясновидящего, говорит А. Безант, это – та быстрота, с которой все формы, особенно же астральные, связанные с земной основой, меняют свои очертания. В некоторых случаях астральное существо может изменить свой вид с самой поражающей быстротой, потому что астральная материя принимает определенную форму под влиянием каждого воздействия мысли; жизненное начало быстро изменяет свои формы, чтобы проявить себя в новых выражениях.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

«Видишь, как они далеки были от всякой страсти. У них была одна только цель, – чтобы не умереть бездетными» 284 . Поэтому, «как скоро (Авраам) заметил, что зачала она (Агарь),.... более не входил к ней и.... не приближался к ней. Авраам по желанию только Сарры вошел к Агари, чтобы иметь ей от Агари хотя малое утешение, пока Бог не возвеселит её плодом собственного её чрева» 285 . Правда, у Авраама была наложница и после того, как он перестал быть бездетным, но и это также не было внушением чувственной природы человека. «По смерти Сарры Авраам взял наложницу с тою целью, чтобы многочисленные сыны его, рассеявшись по многим странам всей земли, благочестием своим распространяли ведение и чествование Единого Бога» 286 . Между тем Агарь, удостоившаяся разделить ложе с патриархом, зачала и родила сына Измаила. Когда последнему исполнилось 13 лет, Господь сообщил Аврааму закон об обрезании 287 , Авраам выполнил этот закон на себе, на Измаиле и на всех домочадцах своих мужеского пола 288 . «Он получил завет обрезания после оправдания верою, которое он имел ещё не обрезанный, чтобы в нём предзнаменовались оба завета и он был отцом всех, следующих Слову Божию и странствующих в сем веке, т.е. верующих как из обрезанных, так и необрезанных, как и Христос, «камень великий краеугольный» ( Eф. II, 20 ), всё носит и собирает в единую веру Авраама годных в здание Божие из обоих заветов» 289 . – По отношению к народу, имевшему произойти из чресл Авраама, знак обрезания должен был служить ограждением от смешения его с остальными народами. «Желая Себе усвоить потомков его (т.е. Авраама) и соделать их Своим собственным народом, Бог не хотел, чтобы, с течением времени размножившись, они смешались с теми народами, которых землю должны были наследовать; а так как впоследствии, по Его предречению 290 , они должны были ещё подвергнуться рабству в Египте, то, чтобы и там не смешались они с Египтянами, знамением для семени праведника Бог назначает обрезание» 291 . – В отношении же к Новому завету акт обрезания прознаменовал собою новозаветное таинство крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Он довольно хорошо осведомлен с трудами своих предшественников Элианом, Аррианом и Онасандром, хотя основная часть текста имеет своим источником знаменитый трактат «Стратегикон Маврикия», который впрочем, ни разу не упоминается. с.277] Трактат Льва, несомненно, являлся официальным военным руководствоми довольно продолжительное время применялся в военной практике римско-византийской империи. Согласно сообщению Константина Багрянородного императоры постоянно имели этот трактат в своих походных библиотеках, с.279] Важнейшим инструментом повышения воинского духа и боеспособности имперских войск Лев считает духовно-нравственное воспитание морального облика командного и рядового состава армии, причем главным компонентом идеологической подготовки является религиозное воспитание стратиотов. Армия империи рассматривается Львом Мудрым как «христолюбивое воинство», которое сражается не только за интересы римско-византийской империи, но за судьбы и во славу всего Христианского мира (ойкумены). с.287] Именно посредством этогодревнего источника происходит возрождение некоторых базовых принципов римско-византийского военного законодательства в русской армии, которая со времен христианизации Руси испытывавшее огромное культурное и правовое влияние Восточно-римской империи. с.288] Можно проследить явное влияние норм византийского военно-дисциплинарного кодекса содержащегося в «Трактате Льва» (T.I., VIII. 1-27) на первый русский военно-уголовный кодекс «Артикул воинский с кратким толкованием», который составлял вторую часть знаменитого «Воинского Устава» утвержденного лично Петром Великим в 1716 году. Влияние византийского военно-уголовного законодательства на русский военный кодекс прослеживается и в классификации конкретных составов воинских преступлений, в соотношении различных степеней их тяжести, которые и определяют общий подход «Артикула» к проблеме военно-уголовной ответственности. с.289] Дисциплина петровской армии была довольно суровой: под арестом содержали в оковах, телесные наказания бывали частыми, разжалование с «шельмованием» и без выслуги практиковалось довольно широко.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/12/...

О. Протопресвитер различает эгоизм, под которым он понимает «замкнутость духа исключительно в собственных индивидуальных интересах“, 281 от чувственности, которую он определяет, как «свободное порабощение духа телом и внешней природой“. 282 Однако в акте грехопадения первого человека моменты, так понимаемых, чувственности и эгоизма проявились нераздельно, составляя, очевидно, последствие одного противорелигиозного и противонравственного настроения, – отпадения от Бога, которое могло развиться исключительно на почве себялюбия. 283 По словам самого почтеннейшего ученого, «с преобладанием чувственности неизбежно соединяется и эгоизм, (который сам всегда есть или чувственный, напр. сластолюбие, корыстолюбие, – или духовный, например, властолюбие, честолюбие“. 284 В другом месте чувственность понимается «в смысле настроения относительно предпочтения чувственных наслаждений аскетическим и общежительным требованиям закона“. 285 Только в таком случае, т. е. признавая чувственность одним из проявлений себялюбия, и можно говорить, что в процессе благодатного обращения человека ко Христу «смирение, парализуя духовный эгоизм, тем самым парализует эгоизм чувственный или, что тоже, чувственность естественного человека“. 286 Только с этой точки зрения оказывается возможным расширять понятие аскетизма, как это и делает сам разбираемый ученый во 2-ой части своих лекций. «Получив однажды возможность или силу побеждать живущее в себе зло и созидать в себе нравственно-добрые качества, христианин призывается к собственным подвигам, к аскетизму, понимаемому уже не в смысле власти над собой и своим телом вообще, как мы видели в 1-ой части нравственного богословия, а в смысле подвигов своего христианского самоусовершенствования или самовоспитания по всем сторонам религиозно-нравственной жизни“. 287 О. И. Л., впрочем, в одном месте говорит, что «свести все субъективные, как аскетические, так и общежительные блага или добродетели к одному благу или к одной добродетели, невозможно“. 288 Но вполне возможно и даже существенно необходимо оценить те и другие с точки зрения их сравнительной важности и нормативного значения, – а это значит решить вопрос: имеют ли то и другое из указанных нравственных требований совершенно самостоятельное, независимое друг от друга значение, или же они связаны между собой внутренне необходимо, находятся в отношении тесной зависимости. Но мы уже видели, что ответ на предложенный вопрос возможен с точки зрения о. Протопресвитера только во втором смысле: «взаимная зависимость субъективных, аскетических и общежительных благ или добродетелей друг от друга не подлежит сомнению. 289 А отсюда открывается – естественно – возможность отыскать между этими добродетелями главенствующую, основную, первоначальную, по отношению к которой другая займет подчиненное, второстепенное место, получит лишь вспомогательное значение в качестве орудия и средства достижения нравственного совершенства, сущность, направление и цель которого указываются вторым требованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

То обстоятельство, что «особенно широкое распространение поклонение кресту получило на Мезени», а также наличие в этом регионе в XVIII–XX веках специализированного ремесленного производства, создало, по мнению автора, определённый художественный стиль мезенских памятников. Эти кресты отличаются сравнительно большими размерами, высоким уровнем исполнения, особенностями эпиграфики, в частности рельефными буквами. Н. Окладников выделяет и показывает на конкретных памятниках три группы крестов: первая – намогильные, вторая – обетные и памятные, и третья группа, к которой относятся охранительные, придорожные и опознавательные, в т. ч. межевые, кресты. А. А. Трошин Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. – Вологда. 2002. – 432 с.: ил. В 2002 году вышла в свет вторая книга известного вологодского коллекционера М. В. Сурова. Для специалистов-ставрографов она представляет безусловный интерес уже в силу того, что содержит данные о более чем 700 различных крестах. Несмотря на то, что происхождение этих вещей по большей части не вызывает сомнения, нельзя не приветствовать публикаций частных коллекций, особенно когда они происходят по инициативе и на средства самих владельцев. Правда, кроме прочего, не может не огорчать характер полемики, которая ведётся на страницах этой книги с «занудами от науки». Крестам в книге М. В. Сурова посвящена глава IX, которая носит название «Медная пластика Русского Севера» и сопровождается, как и все остальные, каталогом вещей. В каталоге учтены кресты четырёх категорий, выделяемых самим автором: нательные (376 экз.), энколпионы (106 экз.), «обрядовые» (182 экз.) и нагрудные (41 экз.). Отметим, что отнесение конкретных крестов к двум последним группам в целом ряде случаев дискуссионно. Особенно это касается «нагрудных» крестов (вероятно, имеются в виду наперсные), большая часть которых должна быть отнесена к категории крестов- тельников. Характерно также, что в каталоге крестов рецензируемой работы учтены предметы, вовсе не являющиеся крестами (например, см. рис. 21 на с. 279, рис. 46 на с. 287, рис. 49 на с. 288) или являющиеся крестовидными привесками (например, рис. 3 и 4 на с. 275).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Свв. отцы советуют удалять детей от роскоши, тщеславия, праздности, не приучать к сребролюбию 283 , а учить умеренности, труду и самопознанию, скромности и умеренности в одежде и других внешних украшениях, так как всякое излишество в этом отношении ведет их к нравственному разврату 284 , – умеренности в пище и питии, потому что невоздержанность и сластолюбие, помимо причинения физического вреда им, могут нанести громадный нравственный вред, возбуждая в них греховные страсти и вожделения 285 . Они также желают, чтобы дети реже предавались праздности и больше находились при каком-нибудь серьезном занятии, особенно чтении Св. Писания и молитве, так как праздность ведет к дурным мыслям и поступкам 286 . Но как бы ни старались воспитатели предупредить пробуждение нежелательных дурных склонностей в юной душе, эта цель их никогда не может быть достигнута вполне, по той причине, что зло уже есть в природе питомца: зерно греха, погребенное на дне детской души, весьма скоро оживляется и пускает многочисленные ростки. Поэтому воспитателю по необходимости приходится скоро обратиться к различным мерам и средствам уже чисто отрицательного характера. В виду опасности, какая грозит всему делу воспитания при развитии этих расположений в детской душе, древние отцы и учители Церкви требуют здесь от воспитателя самого серьезного внимания, предписывая держаться вообще начал строгости, не оставляя места никакому «преступному потворству» 287 . Пример древнееврейского первосвященника и судии Илия, своим недостаточно строгим отношением к поведению сыновей своих, и их погубившего, и на себя вызвавшего грозную кару Божию, не раз приводится в древне-отеческих наставлениях в назидание христианам. «Метод строгий для правильности воспитания детей полезен, говорит Климент Александрийский : он имеет значение необходимого при воспитании средства. Многие из страстей искоренились лишь при посредстве наказаний» 288 . Однако, общее начало строгости, проникающее все дело воспитания в этой отрицательной области, не должно исключать вместе с тем начала любви; даже самые строгие и суровые меры должны исходить из чувства отеческой любви к питомцам, проникаться им и в нем терять свою острую горечь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разве пребывание на месте в чем-нибудь помогло живущему на покое Даниилу? И поэтому я опечален, что действительно беззаконно и на соблазн [другим] старейший брат со своими спутниками остается на месте. А ты, настроенный божественно, хорошо доселе странствовал и продолжаешь. И Господь да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное 654 Свое ( Евр.13:21 ). Окажите по мере сил, письмом ли или лично, помощь братьям вашим, нехорошо живущим, как упомянутому, так и [всем] тамошним. Я говорю это, имея в виду Феону и плотника Феофила, ибо узнал, что один совершенно ослабел, а другой остается с сестрой. Последнему я уже написал, и [теперь] ради любви Божией потрудитесь сходить (287) к нему, вручить и прочесть ему письмо, которое и вложено в это ваше письмо 655 . И может быть, Бог, видя ваш труд, благоустроит их жизнь. А к Феоне я доселе не писал, опасаясь предательства с его стороны. Но прошу тебя, узнай и относительно него о степени его твердости или лично, или через письмо, прибавив: «Наш отец сильно-де печалится, слыша о тебе недобрые вести; напиши, а я бы мог переслать твое письмо к нему, и он ответит тебе». Может быть, таким образом обратится и напишет, или [по крайней мере] мы будем определенно знать о его отступлении. Да, чада мои, прошу, потрудитесь в этом деле. А Бог отца моего да прославит вас, как столпы и утверждения Своей Церкви, чтобы вы претерпели не только печаль изгнания, но и подвиги ради Него даже до крови. Молитесь о нашем смирении, чтобы нам получить совершенное спасение. Живущие со мною ваши братья с любовью вас приветствуют. Благодать [да будет] с вами. Аминь. 166. К чаду Феофилу 656 Брат Феофил, будь здоров. Что это я слышал о тебе, любезный мой сын? Ты был верным моим чадом, благочестивее многих своих братьев, с самого начала был добрым примером для всех плотников более, чем другие, горячим защитником благочестия и пламенным ревнителем Бога. Да и зачем распространяться? Ты должен был и по имени быть светом для живущих и солью (ср.: Мф.5:13–14 ) для утративших силу! А ты предпочел жить с сестрою мирянкой! Ты поселился в мирской деревне, шествуешь позорно вопреки евангельскому образу, нарушаешь Божественные законы, (288) ты пятнаешь похвальное наше братство! Тогда как многие из твоих братьев заключены по одному, другие биты и сосланы, иные ютятся, где придется, в пустынях, на горах, в тайных местах, и притом так, как, чтобы сказать короче, Благой Бог открыл каждому дверь [спасения], ты один живешь вопреки [воле] Бога, призвавшего и спасшего тебя! О, ужас для смиренной моей души! Какое презрение к суду Божию! Я не могу вынести, Господи мой, Господи, я не стерплю внутренней [боли]! Я говорю, сердце мое объято пламенем! Мой сын вместо света стал тьмою, вместо славы бесчестием, вместо похвалы порицанием, вместо пользы соблазном.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Амр б. ал-Ас вообще не пострадал, так как убийца обознался и убил вместо него другого, похожего на Амра, толстяка 287 . Завершая рассказ о трагическом конце правления Али, добавим, что когда Джарийа, преследуя Буера, дошел до Мекки и потребовал от мекканцев повторить присягу Али, то узнал от них о его кончине. Не сомневаясь, что преемником будет старший сын Али, он провел присягу Хасану 288 . 146 Минк., с. 3 – 12 раджаба 36 г. в понедельник. 12 раджаба соответствует 4 января 657 г., но приходится на среду. Таким образом, прибытие в Куфу может датироваться либо понедельником 2 января, либо 4 января – по числу месяца. 149 В Хамадан был послан Захр б. Кайс aл-Джy'фu, а в Азербайджан – Зийад б. Мархаб ал-Хамдани [Минк., с. 15, 20], оба до того ничем не отличились: первый упоминается у ат-Табари впервые лишь в связи со сражением при Сиффине, а второй не упоминается совсем. Называются и несколько иные имена: Зуфар б. Кайс и Зийад б. Ka'б [Пс.-И. Кут., т. 1, с. 149, 151]. 150 Миср – в словоупотреблении VII-VIII вв. – гарнизонный центр, два крупнейших из них – Куфа и Басра – часто объединялись общим понятием ал-мисрани («два мисра»); в данном случае имеется в виду Ардебил, военно-административный центр Азербайджана при арабах. 154 По данным ал-Балазури, получается, что, одержав победу над полчищами тюрков, Абдаллах б. Хазим почему-то уехал в Басру [Балаз., Ф., с. 408]. Согласно сведениям ал-Мадаини, Усман, обрадованный победой Абдаллаха, «утвердил его над Хорасаном, и оставался он на нем, пока не решилось дело [битвы у] верблюда. И приехал он в Басру» [Таб., I, с. 2906; см. также: Халифа, с. 144]. Однако в рассказе о событиях в Хорасане в 33 г.х. ал-Вакиди говорит о посылке туда ал-Ахнафа: «…жители его (Хорасана) отложились. И завоевал он оба Марва: Марв аш-Шахиджан – по договору, а Марв ар-Руд – после жестокого сражения. Абдаллах б. Амир последовал за ним, остановился у Абрашахра и завоевал его по договору» [Таб., I, с. 2907]. 155 Chavannes, 1903, с. 172. Согласно ад-Динавари, борьбой с арабами руководила дочь «кисры» (сасанидского царя) [Динав., с. 163]; эта версия каким-то образом связана с фактом пленения дочери или двух дочерей Йездигерда III [Минк., с. 12].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

—287— господин, пользуется доходами и почестями. Разве такая религия заслужить наше уважение и одобрение, та религия, которая не сумела убедить собственных служителей в необходимости исполнять так называемые принципы... Социализм является самым настоящим народным и человеческим учением, потому что он в действительности желает применить к жизни те нравственные законы, которые для церкви в течение 18 веков служили лишь вывеской. Социализм хочет осуществить всеобщее равенство, всеобщую любви и всеобщее счастие“ 617 . Для всякого должно быть ясно, что это драпирование едва не в евангельские добродетели является не более как тактическим приемом, несоответствующим основным принципам марксизма. Пролетарий Маркса спасает человечество в силу естественной необходимости; он вынужден спасать его, спасая себя самого, помимо всяких альтруистических мотивов. О любви в смысле самопожертвования тут не может быть и речи. Альтруистическая мораль, по словам Маркса, способна распространять лишь бледную немочь и истерию; это слюнявое любвеобилие. В марксизме, по справедливому замечанию Зомбарта, нет ни одного грана этики. Борьба за существование и личные экономические интересы вот то единственное, что движет „спасителем“ человечества. Такова теория. В действительности, однако, мы видим иногда другое. В сухие, бездушные, механические формулы марксизма социал-демократия влагает не мало души, не мало действительных идеальных порывов, не мало искреннего и возвышенного желания облагодетельствовать человечество. Но все это выходит из рамок научного социализма и лишний раз показывает, что экономический материализм не в состоянии дать объяснения не только всей человеческой истории, но и самому рабочему движению. Уже тот факт, что люди, воодушевленные идеалами, осуществление которых сами они ждут лишь в далеком будущем, нередко забывают о своих материальных интересах, совершенно не поддается объяснению с точки зрения марксизма. Само собой разумеется, что социал-демократы во всех подобных случаях —288—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010