Что значат слова «и светильник Божий еще не погас», когда известно, что он горел, и должен был гореть во святилище беспрерывно 287 ? Это выражение означает, что была еще темная ночь, хотя и вступившая во вторую, или утреннюю свою, половину, но, когда еще, собственно, не наступило утро; ибо с наступлением дневиого рассвета светильник Божий, хотя и горевший, естественно, померкал. Ст. 7. …Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне... Это выражение означает, что Самуил еще не имел собственного опыта, каким образом Господь сообщает Свое откровение 288 . Ст. 8. …И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз... Для чего Господь не прямо начинает говорить Самуилу, а предварительно возглашает его несколько раз? Для того, чтобы приготовить Самуила к откровению и предохранить его от страха нечаянного явления, а Илия – устыдить, поскольку ему, по самому званию первосвященническому, надлежало быть ближе прочих к Богу, и, чтобы возбудить внимание Илия, ибо откровение до него касалось 289 . Ст.11. …И сказал Господь Самуилу: вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах… Эти метафорические слова выражают необыкновенность и поразительность дела, которое хочет сделать Господь во Израиле. Метафора взята от тех случаев, когда сильный и внезапный стук, как бы, ошеломляет человека и долго еще потрясает и раздражает его слух. Ст. 13. …Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их 290 … Грозные слова эти должны принять во внимание как все родители, так и дети. Ибо, вот как строго наказывает Господь родителей за небрежность и слабость воспитания, и вот какие кары Божии могут привлечь на родителей своих необузданные и испорченные дети! Ст. 17. …И сказал Илий (отроку Самуилу) … то и то сделает с тобою Бог , и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо... Т. е. накажет, или, да накажет тебя всячески Господь, если ты утаишь от меня... содержание откровения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Телец, по возложении на его голову рук тех, кого посвящали, был заклан Моисеем в жертву за грех; кровью его помазаны были роги жертвенника всесожжения и оставшаяся кровь вылита у основания жертвенника; весь жир внутренностей, сальник печени с обоими почками и их жиром были сожжены на жертвеннике; кожа же, мясо и нечистоты животного сожжены были огнем, вне стана. Затем один агнец, которому посвящаемые клали руки на голову, принесен был во всесожжение обыкновенным образом, а другой особенным образом в жертву освящения. После того как на последнего агнца возложены были руки посвящаемых и он был заклан, Моисей взял крови его, помазал ею кончик правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги у Аарона и его сыновей; остальную же кровь вылил на жертвенник со всех сторон. Далее Моисей взял жир от агнца и курдюк и весь жир внутренностей, сальник печенки, обе почки с их туком и правое плечо, также один пресный хлеб, одну пресную лепешку на елее, и один пресный пирог, помазанный елеем, положил это на тучные части и на правое плечо, а потом все это на руки Аарона и его сыновей потрясая пред Иеговою, затем все сожжено было на жертвеннике; а грудь агнца после потрясения ее пред Иеговою, не была сожжена, но досталась ему, как его часть. Потом взял Моисей несколько елея и крови на жертвеннике и окропил посвящаемых и их одежды. Наконец, оставшееся мясо сварено было пред дверью скинии Аароном и его сыновьями, и вместе с хлебом и лепешками съедено, а что осталось от этого до утра, было сожжено. Посвящение это продолжалось семь дней; во все это время посвящаемые не должны были удаляться из скинии, и упомянутые жертвы ежедневно повторялись. Такое повторение раввины относят даже к помазанию. 287 Во время помазания 288 своего первосвященник и священники приносили особенную хлебную жертву из десятой части эфы пшеничной муки, приготовленной с елеем и испеченной на сковороде в кусках, одна половина коих сожигалась утром, а другая вечером ( Лев.6:12–16 ). На осьмой день они вступали в свое священническое служение принесением за себя тельца в жертву за грех и агнца во всесожжение, за которым следовала жертва за народ ( Лев.9:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

О происхождении царской власти от Бога мы имеем прекрасное, основанное на Св. Писании учение Московского митрополита Филарета. Имея в виду слова Ап. Павла: нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены, 286 он говорит: «В семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большем семействе – государстве. Именно: отец есть... первый властитель... но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека: то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге – Творце человека, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле цари царствуют ( Еф. 3:13 ); потом, когда сыны сынов разродились в народ и народы, и из семейства возросло Государство, необъятное для естественной власти отца, – Бог дал этой власти новый искусственный образ и новое имя в лице Царя, и таким образом Его Премудростию цари царствуют ( Притч. 8:13 ). Во времена неведения, когда люди забыли Творца своего... Бог – вместе с другими тайнами Своими – и тайну происхождения предержащей власти даже чувственным образом представил пред очами мира в избранном для сего народе еврейском; именно: в патриархе Аврааме чудесно вновь сотворил он качество отца и постепенно произвел от него племя, народ и царство; Сам руководил патриархов сего племени; Сам воздвигал судей и вождей сему народу; Сам царствовал над сим царством ( 1Цар. 8:7 ); наконец, Сам воцарил над ним царей, продолжая и над царями чудесное знамение Своей верховной власти. Посему Бог и называется царь царствующих и Господь господствующих, ибо Господне есть царство, и Он – Владыка над народами ( Пс. 21:29 ). В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней ( Сир. 10:4 ). 287 Говоря о происхождении от Бога царской власти в ветхозаветные времена, митрополит Филарет дополнительно указывает, что и в новозаветный период времени царская, уже христианская, власть, начиная с Константина, произошла тоже от Бога. Это случилось после того, как Господь Сам обратил Константина в христианскую веру перед битвой его с Максентием чудесным явлением ему в солнце креста с надписью «Сим побеждай». Вслед за тем Господь явился Константину во сне и повелел ему сделать знамя, подобное виденному на небе и употреблять его для защиты от врагов. Св. Константин исполнил повеленное ему от Бога, победил Максентия, сделался единовластным государем Римской империи и крестился. 288

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Совершение молитвы – не пустое действие. Это – изучение величайшей науки любви к Богу и достижение счастья совершенного покоя души и радости в единении с Ним. Благодатно молящиеся подобны солнцу, восходящему во всей своей силе 284 . Виды молитвы Как различны побуждения к молитве, так различны и молитвенные чувства людей. Дух молитвы могут возбуждать: впечатления от созерцания чудной гармонии и Промысла Божиего в видимом мире; получение благодеяний Божиих; потребность найти сверхъестественную помощь во всяких крайних жизненных нуждах и прежде всего в очищении от личных грехов. Отмеченные внутренние переживания дают начало четырем видам молитвы: 1) хвалебной Богу; 2) благодарственной; 3) просительной и 4) покаянной. «Прошу, – говорит апостол, – непрестанно приносить Богу жертву хвалы... прошения, моления и благодарения« 285 . 1 Из разумно-свободных тварей совершенные выразители хвалы Богу, конечно, святые ангелы. Особенно неизъясним молитвенный восторг высочайшего ангельского лика – шестокрылатых серафимов. Они непосредственно предстоят страшному Божиему престолу и осияваются светом Божества. Каждый пламенный серафим двумя крылами закрывает свое лицо от нестерпимого блистания Божественной славы, двумя – ноги, двумя – летает. Огнь любви Бога Троицы наполняет серафимов таким восхищением, что они имеют неудержимую потребность день и ночь взывать друг ко другу молитвенными восклицаниями любви: »Свят, свят, свят Господь Саваоф Вседержитель.... Вся земля полна славы Его» 286 . Известны и другие хвалебные Богу песни бесплотных духов: «Аллилуиа!» – Херувимская песнь и «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение " 287 – песнь святых ангелов. На небе вместе с ангелами воссылают Богу славу также души праведников, предстоящие престолу Божию 288 . Люди, живущие на земле, подобно небожителям, призваны славить Господа от всего сердца за Его непостижимо великую любовь, благость, правду, премудрость, промышление о мире и за свое спасение во Христе. Человеческая душа, сознающая и чувствующая величие Бога, бессильна достойно выразить Ему свою хвалу, славословие и величание.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Пророчество не было исключительною принадлежностью только некоторых лиц. В 1Кор. 14:1, 39 ап. Павел убеждает коринфян ревновать о дарах духовных и особенно о том, чтобы пророчествовать; а в 14:5 высказывает желание, чтобы коринфяне говорили языками и прибавляет, что лучше, если бы они пророчествовали. О пророках упоминается в евангелиях, Деяниях; они были в Фессалонике, Галатии, Коринфе, Риме; о них идет речь в Апокалипсисе 278 . В книге Деяний о христианских пророках в первый раз упоминается в 11:27 и след. Тогда (в первое время царствования императора Клавдия) пришли из Иерусалима в Антиохию пророки, и один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет голод, который действительно и наступал при кесаре Клавдии. Тот же Агав приходил в Кесарию и здесь, в доме Филиппа благовестника, взяв пояс Павлов и связав им у себя руки и ноги, предсказал апостолу узы 279 . В Антиохии были пророки Варнава (он же и апостол) 280 и Симеон, называемый Нигер, Луций киринеянин, Манаил и Савл (Павел) 281 . Лет чрез десять после появления в Антиохии Агава 282 , туда посланы были Иуда и Сила 283 , которые в Деян. 15:32 называются пророками. В Кесарии у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, были четыре дочери девицы пророчествующие 284 . Когда ученики Иоанновы крестились, то на них сошел Дух Святой и они начали пророчествовать 285 . Писатель Апокалипсиса называет самого себя одним из пророков, а свое дело пророчеством 286 . Христианская община, по Апокалипсису, состоит из святых, апостолов и пророков 287 . По словам Хеча, «второе послание Петра и послание Иуды могут считаться пророческими книгами среди канонических писаний Нового Завета» 288 . Об евангелистах ап. Павел не упоминает ни в 1Кор. 12:28 , ни в Рим. 12:6–8 . О них упоминается в Деян. 21:8 (Филипп), Ефес. 4:11 и во 2Тим. 4:5 . В последнем месте евангелистом называется Тимофей. Почему апостол Павел не упоминает об евангелистах в посланиях к Кор. и Рим., и, напротив, говорит о них в Еф. 4:11 , поставляя их между апостолами и пророками, с одной стороны, и пастырями и учителями – с другой, сказать очень трудно, вследствие крайней скудости относящихся сюда материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Алкоголь умеет перебрасывать энергию только через небольшие отрезки времени, деньги же знают, как переносить ее в гораздо большем диапазоне. 284. Государственные бюджеты сегодня так велики, что, используя их несбалансированности, есть возможность управлять ростом экономики, то есть либо ее оживлять, либо притормаживать. 285. Пример: если я возьму у когонибудь в долг сумму, равную 10 % своего месячного дохода, то только настоящий псих скажет, что в этом месяце я стал на 10 % богаче или, точнее, производительнее. Ни на грош. Но зрительно мой доход действительно вырос, и я могу (благодаря займу!) потратить на 10 % больше. 286. Интересно осознать, что если мы будем физический труд понимать как работу для рабов, а рабов как инструмент, то Платон не был далек от истины нашего времени. Сегодня действительно физический труд оставлен машинам, а работу творческую, требующую разума и принятия самостоятельных решений, делают люди. Так себе Платон и представлял функции свободного человека (не раба) — интеллектуальная деятельность. 287. Быт. 1:28. 288. Быт. 3:17–19: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: “не ешь от него”, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». 289. Притч. 22:29. 290. И лишь намного позже эта идея получила развитие в коммунистическом учении, в котором стоимость рабочей силы и положение рабочих были доведены до экстремума, когда работа имеет не только высочайшую социальную оценку, но и становится единственным источником создания стоимости. 291. Втор. 24:19. 292. Hill R. B. Historical Context of the Work Ethic. P. 1. 293. Притч. 10:4. 294. Еккл. 5:11. 295. Притч. 21:25. 296. См.: Элиаде М. Священное и мирское; История веры и религиозных идей; Миф о вечном возвращении. 297. Исх. 20:8–11. 298. Как метко отмечает экономист Джагдиш Бхагвати в своей книге «В защиту глобализации» (в разделе «Ускорение темпов социальных сдвигов», с. 47), «уже не считается таким “чудом”, как раньше, длительный ежегодный двухпроцентный экономический рост, достигнутый в Японии в эпоху Мэйдзи. Сегодня для стран третьего мира показатель роста менее шести процентов в год расценивается как провал».

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

286. Достаточно ли подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых? Подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых, недостаточно, ибо, не будь телесного воскресения Христа из мертвых, 1. не было бы уверенности, что Он нас действительно спас, 2. не восторжествовало бы и Его учение. 287. Что сказал апостол Павел о воскресении Господа Иисуса Христа? О воскресении Господа Иисуса Христа апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( I Kop.15, 14 ). 288. Как долго пребывал Господь Иисус Христос по Своем воскресении на земле? По Своем воскресении Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней. Пояснения: I. Если бы не было воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, то христианская вера не пустила бы корней. Если бы жизнь Господа Иисуса Христа кончилась навсегда на Голгофе и в гробу, в котором было положено Его мертвое тело, то Его трехлетнее служение было бы эфемерным, преходящим событием, каким и хотели представить его противники Его. И вера самих апостолов заникла бы бесследно. Однако воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых было причиной того, что страшные переживания Великой Пятницы сменились у апостолов в восторг, воодушевление и вызвали в них готовность сделать все возможное для распространения Его учения среди людей и, если нужно, пожертвовать и жизни свои за правду этого учения. Из самообмана не могло бы взойти и вырости столь велелепное учреждение, каким есть христианская Церковь . II. Господь Иисус Христос воскрес из гроба в прославленной, бессмертной плоти. Его воскресение есть главное основание православной веры. Поэтому Пасха, т. е. праздник Воскресения Христова считается величайшим праздником и центром всего церковного года. В этот день богослужения преисполнены радости и восторга: «Христос воскрес из мертвых!» Это праздник взаимного прощения и примирения. Часто случается, что самые закоренелые враги подходят друг к другу и примиряются, услышав чудное пение: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

v. ter., trecenti, tredecim, triginta, tres и tria. 282 A. Покровский в книге „Библейское учение о первобытной религии“, 1901, стр. 49–53, доказывает, что соблюдение субботы, как дня покоя, посвященного воспоминанию творения и прославления Творца, современно самому началу человеческой истории. 285 Примеры: Левит. 13, 5 (по Синод, переводу): «В седмый день священник осмотрит его (прокаженного), и если язва остается в своем вид, и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней». Там же, 14, 7. 9: «и покропить на очищаемого от проказы семь раз, и объявить его чистым»; «в седмый день обреет все волосы свои». Иис. Нав. 6, 3 : „и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седмый день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами“ и пр. Иезек. 45,23: «и в эти 7 дней праздника он должен приносить во всесожжение Господу каждый день по7тельцов и по 7 овнов без порока». 286 Сравн. Андрея, архиеп. кесарийского, Толкование на Апокалипсис, перев. с греч., (изд. 2, Москва, 1893), стр. 6, 10, 16, 62 и друг., о значении седмеричного числа. 287 Septem capitalia delieta суть; idololatria, blasphemia, homicidium, adulterium, stuprum, falsum testimonium, fraus. Tertull. adv. Marc. IV, 9. (II, p. 175 Oehler). 288 Septenarius numerus legitimus ac plenus est. Nam et dies septem sunt, quibus per vicem revolutis orbes conficiuntur annorum; et septem stellae, quae non occident; et septem sidera , quae vocantur errantia, quorum dispares cursus et inaequabiles motus rerum ac temporum varietates efficere creduntur. Lact. Div. Inst. VII, 14. 289 Ambrosius, De Noe c. 12: septimus numerus pienus etc. (Migne XIV, 378). В одном из своих писем Амвросий представил целый (хотя и небольшой) трактат об этом числе. (Migne, XVI, col 1136 ss., coni. col. 1216 CD). 290 Augustin. De civ. D. XI. 31. Conf. De cons, evang. II, 4, и наименование perfectus для septenarius numerus в Quaest. in Hept. (Migne,t. 34, col. 634). 292 Hieron.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

«И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» ( Лк. 13, 30 ). Ап. Павел приводит образец разделения и отбора в Ветхом Завете, из книги пророка Исаии: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» ( 2Кор. 6, 17 ). Разделение привело к ниспровержению кумиров и среди них кумира самозванного знания и мудрости, авто- и псевдософии, кастовой монополии на ученость и праведность. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф. 10, 34 ). Меч как символ разделения, рассечения всего изжитого, негодного, неверующего и нечистого. Это был меч всесильного Слова: «Сражусь с ними мечом уст Моих» ( Откр. 2, 16 ). Древний мир почувствовал всю силу этих слов, он проснулся от сладкой синкретистской спячки, пришел сначала в смятение, а потом в ярость. Чудо Воскресения Христова обесценило кратковременную победу врагов. Предатель Иуда и осудивший Христа первосвященник Каиафа покончили самоубийством. Гонитель Христа Павел обратился, и на весь тогдашний мир раздались его громовые слова: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие Христа с Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» ( 2Кор. 6, 14–16 ). Различение есть естественная функция морального сознания: «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим. 2, 15 ). Различение есть естественная функция и интеллектуального сознания. Р. Эйслер 286 считает различение функцией апперцепции, состоящей в более и менее ясном разграничении содержания сознания, в активном установлении разницы, различия и особенности. Разница, как и сходство, есть, по Эйслеру, нечто примарное и относится к сущности сознания. Это – субъективный акт, который может быть обоснован объективно, разделяющий мир на субъективный и объективный, на единичные вещи и свойства. Это – основная деятельность души, первичное условие всякого сознания (Ulrici), основной принцип (K. Heim), своеобразная действенность сознания вообще, первая деятельность мышления (Rehmke), основная деятельность сознания (Ribot) 287 . Всякое мышление основано па различении (Siegel). Вундт говорит о способности сравнения с установлением сходства и различия 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Нас не может поэтому удивлять, что в Евангелии и апостольских по­сланиях мы встречаем в отношении богатых и богатства определенно осуждающий приговор. «Горе вам, богатые! – возвещает Сам Спаси­тель. – Потому что вы уже получили свое утешение; горе вам, пресыщен­ные ныне! ибо взалчете» 286 . Св. апостол Иаков, обличая богатых, обращает внимание на обычное угнетение ими ближних: «не богатые ли, – пишет он, – притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» 287 . И самим богатым говорит: «вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и стоны жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» 288 . Предупреждает и св. апостол Павел богатых об опасности сделаться рабами богатства вместо служения Богу 97 . И если так, если богатство в отношении к ближним всегда соединяется с неправдой, а в отношении Царства Божия есть бремя, затрудняющее ше­ствование в это Царство путем узким, то нам понятно это отрицательное отношение новозаветного Откровения к богатству, и понятно также то, что единственный путь сделать богатство свободным от этого осудитель­ного приговора есть путь раздачи его нуждающимся. В таком только от­ношении к богатству найдет удовлетворение и правда Божия, требующая «верности» в «управителе» при распределении благ мира; и чувство любви к ближним, не позволяющее «утешаться» богатством, когда брат страдает от нищеты; и, наконец, будет снято тяжкое бремя с плеч «странника» на пути его к истинному отечеству. И, действительно, в Евангелии мы находим прямые советы раздавать свои имения. Богатому юноше Христос Спаситель определенно указал, что для достижения нравственного совершенства необходимо продать все, что юноша имел, и отдать нищим 289 . И общая заповедь Христа Спа­сителя говорит: «продавайте имения ваши и давайте милостыню» 290 ; «при­обретайте друзей богатством неправедным» 291 . И мы уже видели, что на заре христианства так именно верующие и поступали 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010