По религиозному воззрению евреев, общему для семитических народов, Богу принадлежит законодательная, судебная 277 и царская власть. Бог народа – его Молох, его Ваал. И Иегова был царем Израиля 278 . И, несомненно, великолепие еврейского царства послужило развитию идеи богоцарствования, причем земной царь естественно оказывался носителем власти Иеговы 279 . Это то, что позднее Иосиф Флавий назвал теократией 280 . Царь восседает на престоле Иеговы, – на престоле царства Иеговы 281 . Он – носитель царской власти Иеговы, – он сидит одесную Иеговы 282 . Если все деятели в истории еврейского народа суть помазанники Божии, как вдохновляемые Духом Святым, премудростью Иеговы и Его словом, то преимущественно таким помазанником – Мессией ( ) является царь богоизбранного народа 283 . Он – представитель истинно-божественной власти, он – элогим 284 , он – сын Божий 285 , на него переносятся предикаты божественной власти – универсальность и вечность. «Иегова сказал ему: ты сын Мой; Я ныне родил тебя. Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и пределы земли во владение тебе» 286 . «Он будет владычествовать от моря до моря и от реки до концов земли. И поклонятся ему все цари, все народы будут служить ему» 287 . «Будет имя его вечно; доколе стоит солнце, будет возрастать имя его» 288 . Вечность царя, конечно, есть вечность династии – царского дома Давида, которому было сказано Иеговой: «когда исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами своими; то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его, и на веки утвержу престол царства его. Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом по-человечески и ударами как у сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой, и царство твое пред лицом твоим на веки, и престол твой устоит во веки» 289 . Вот где корень ветхозаветного мессианства, вот где ветхозаветные основы новозаветного учения о царстве Божием. Мессия – царь, носитель теократии. Это не отвлеченное учение Ветхого Завета, – это плод религиозно-исторического опыта Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Христос не отвергает старое, но что-то выбирает из него и соединяет с новым. «Не нарушить пришел Я закон или пророков», говорит Он, «но исполнить» 287 . Ему принадлежит и старое, и новое, и Он, как мудрый Домовладыка, выносит из сокровищницы Своей «новое и старое» ( Мф. 13, 52 ). На Фаворе, когда Он преобразился, пред Ним стояли апостолы, а рядом с Ним – Моисей и Илия 288 , то есть благовестники нового и носители старого, и все – в Его Божественном свете Домовладыки. Как Домовладыка, Он пример трудолюбия и рачительности. Он спешит: Он знает, что Ему отведен короткий срок для трудов земных. А кому отведен не короткий? Он спешно обходит всю Галилею, Самарию и Иудею, несколько раз в течение трех лет, и посещает пределы приморские, где жили язычники, и гадаринские на противоположной стороне озера 289 . «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (ср.: Мф. 9, 35 ). Как Домовладыка, Он не щадит Себя, только было бы хорошо всем домашним Его. Часто Он голоден и жаждет, устает и обливается потом из-за долгого пути, ночует там, где придется: под открытым небом, на голой земле, под деревом, на камне вместо подушки. В скорби о Своем народе Он проводит многие ночи без сна и отдыха, в молитве к Отцу Своему, в бдении и раздумьях. Наилучший Домовладыка, Он также и наилучший Врач. На Нем всецело исполняется предсказание славного Исаии пророка: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» ( Ис. 53, 4 ). Слепым Он дарует зрение, глухим – слух, немым – речь. Расслабленных ставит на ноги, прокаженных очищает, бесноватых утишает, эпилептиков исцеляет, сгорбленных распрямляет, сумасшедшим возвращает рассудок, одержимых освобождает от злых духов, мертвых воскрешает, безутешных радует, малодушных ободряет, покаявшихся прощает. Он становится всем для всех, чтобы всё спасти, как отец семейства, как Домовладыка. Все, кто не осмеливался и рта раскрыть перед людьми, исповедуются Ему, веря, что Он поймет их и поможет им. Все, кто напрасно искал исцеления у врачей, притекают к Нему и получают то, что искали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И мы видим, что в жизни бывают такие ситуации, когда мы не можем удержаться от душевной борьбы, однако это еще не значит, что мы согрешили. Господь действительно скорбел. Ученикам, которых Спаситель взял с Собой, Он так и сказал: Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте 284 . Это было необыкновенное борение! Его бороло такое уныние, которое трудно себе вообразить. Представьте человека, приговоренного к казни. Он знает, что казнь эта неминуема и мучительна; знает, что казнь эта будет сопровождаться ужасными душевными страданиями: отречением и бегством учеников; знает, что самые близкие люди в нем разуверятся. И предвидя все это, Господь ужасался и тосковал, скорбел смертельно. Скорбел Он и об отречении израильского народа: тот народ, который Он пришел спасти, Его и предал. Те, кого Он особенно любил и кому должен был принести пользу прежде, чем всем другим, стали Его убийцами. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей 285 . Дополню это повествованием из Евангелия от Луки: И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю 286 . Представьте, какое это было молитвенное напряжение, если через поры у Господа выступил кровавый пот! По объяснению некоторых ученых, произошло следующее: от чрезвычайного нервного напряжения мельчайшие капилляры лопались и кровь выделялась вместе с потом. Это говорит о той борьбе, которую переживал Спаситель; и это пример того, как нам нужно себя вести, когда нас ожидают скорби. Как противиться скорбям, если никто и ничто не может нам помочь? Молитвой! Молитвой напряженнейшей. Молитвой пусть не до кровавого пота, – для нас это невозможно, – но, по крайней мере, чрезвычайно собранной, усиленной. И здесь же мы находим пример того, как вести себя не нужно. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 287 . Вы знаете, что это повторилось трижды: И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Во многих случаях Иисус обращает острие Своего учения на внутренний мир собеседника, заставляя его вглядеться в собственные глубины, выявить собственное несовершенство, задуматься о своих недостатках. Как мы говорили в книге о Нагорной проповеди 284 , от внешних предписаний, призванных оградить общество от правонарушений и преступлений, Иисус обращается к тому, что происходит внутри человека, к его сердцу. Именно там сокрыт источник преступлений и грехов. По словам Иисуса, из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Прелюбодеяние (μοιχεα) – тот самый грех , в котором была обвинена женщина, входит в этот список грехов, исходящих «из сердца». Смысловой акцент рассматриваемого эпизода лежит не на прелюбодеянии, а на том, о чем Иисус неоднократно говорил Своим слушателям: человек не должен осуждать другого, будучи сам грешен. В Нагорной проповеди эта мысль выражена с предельной четкостью: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф.7:1–5 ). Евангелист дважды упоминает о том, что Иисус «писал на земле». Что именно Он писал? В нескольких рукописях второе упоминание звучит так: «И опять, наклонившись низко, писал на земле грехи каждого из них (νς κστου ατν τς μαρτας)» 285 . Возможно, эта добавка отражает древнее предание, сопутствовавшее рассказу в устной традиции. По мнению Амвросия Медиоланского , Иисус мог писать на земле слова из Книги пророка Иеремии: «О, земля, земля!.. Запиши сих мужей оставленными…» ( Иер.22:29–30 ) 286 . Высказывают и иные предположения относительно того, что Иисус мог писать на песке 287 . Вполне вероятно, впрочем, что Иисус не писал ничего конкретного, а просто чертил линии на земле, размышляя о том, что происходило вокруг Него, или давая возможность фарисеям успокоиться, прежде чем Он заговорит с ними. Блаженный Августин толкует эту деталь аллегорически: закон Моисеев был написан перстом Божиим на каменных скрижалях для тех, у кого сердце было ожесточено; Господь пишет перстом на земле, потому что ожидает плодов 288 . Слова первый брось на нее камень ( Ин.8:7 ) могут быть скрытой аллюзией на роль свидетелей, как она описана в законе Моисеевом: при приведении в исполнение смертного приговора через побиение камнями они должны первыми бросить камни, и лишь вслед за свидетелями это может сделать народ ( Втор. 17:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как тот, кто раздаёт своё имение нищим, так и тот, кто не мыслит зла против стяжательного хищника и злодея, не проклинает его, боясь Бога, получат одинаковые небесные воздаяния. 287. Децемвиру Зинону Без сомнения, безбожно и нечестиво утверждать, что зло содержится в природе, а не в произволении. Ибо, как говорит Писание: помышление сердца человеческого – зло от юности его ( Быт. 8:21 ), – ты должен знать толкование этого изречения. А именно, что не по природе человек пристрастен к делам предосудительным, и не вследствие тех естественных понятий, которые вложил Бог в ум его. Да не будет! Но написано – от юности, что всё дурное приобретено нами от дьявольского влияния. Потому мы легко обольщаемся врагом, что: пришёл враг его и посеял, между пшеницею плевелы ( Мф. 13:25 ), как говорит Господь в Евангелии. 288. Диакону Коласию Блаженный Петр говорит: Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли ( Деян. 2:36 ). Содеял – не в смысле сотворил Сущность Слова, но содеял по человечеству. Ибо что было распято, как не тело? И как иначе мог апостол обозначить телесность Слова, как только сказав «соделал». 289. Заседателю Фессалию Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании ( Сир. 4:35 ). Но как охотно приемлешь богатство, так же охотно и раздавай имеющим нужду. 290. Ему же Если, пользуясь услугами и имея в своей власти других 109 , думаешь исполнить заповеди Господни, творя милостыню, то пожалей тех, кто терпит обиды и страдает от твоего великолепия. 291. Ему же Пойми, что ты согрешил, и загладишь грехи свои. Обвиняй самого себя, говоря: Боже! будь милостив ко мне грешнику! ( Лк. 18:13 ), и получишь спасение. Господь примет исповедь твою и смиренномудрие твоё. 292. Комиту Евстохию, заведующему выдачей подарков Если часто запечатлеваешь чело и сердце знамением Господнего Креста, то с трепетом побегут от тебя демоны. Потому что они крайне боятся этого знамения. 293. Квестору Олимпию Гнев и без причины и по серьёзной причине не полезен. Господь справедливо запрещает нам гневаться. Поэтому если хочешь философствовать во Христе, то все злые люди, губительные демоны и даже виновник всякого зла сатана не смогут подвигнуть тебя ко гневу и ярости. 294. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

А ты, Вавилон, не давший места милосердию при исполнении гнева Всевышнего над отринутым Его наследием, но и на старца налагал крайне тяжкое иго твое, мечтавший о вечном владычестве над народами, сам испытаешь опустошение и рабство унизительное, от коих не спасут тебя волхвы твои и звездочеты (47:1–15 283 ). Слушай об этом, дом Иакова: Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный (48:1–4); поэтому заблаговременно возвещаю тебе, чтобы ты не сказал: идол мой сделал это (48:5), – и чтобы не приписал себе сего ведения (48:6–8 284 ). Ради имени Моего Я возвещаю об этом и призываю исполнителя Моей воли над Вавилоном; не тайно говорю об этом; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его (48:9–16). О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. Тогда не погибло бы имя твое предо Мною (48:17–19). По крайней мере, не приживись в месте своего изгнания. Изыди от Вавилона; беги от Халдеи; с радостью возвести до последних земли, что избавил Господ раба Своего Иакова; только нет радости нечестивым из числа Израильтян (48:20–22 285 ). Знайте, язычники, что Господь избрал народ Израильский для возвещения и исполнения Своих особенных намерений (49:1–4 286 ) и теперь же объявляет, что народ сей не только соберет рассеянных чад Иакова, но будет светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. (49:5–6; ср. Деян 13:47 287 ), так что цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который во время приятное или урочное послушает и в день спасения поможет устроить землю; – Который разрешит узников, просветит омраченных Израилевых и возвратит их в отечество (49:7–13; ср. 2Кор 6:2 ; 288 Апокал. 7:16 289 ). Но вот и Сион или царство Иудино с своей стороны объявляет: оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня. Вероятно, запрещение принудительных или военных мер против отделившихся десяти колен ( 3Цар 12:24 290 ) понято за оставление столицы Давидовой; а безуспешность последовавших войн ( 3Цар 14:30 ; 291 15:6 292 и пр.) истолкована там в том значении, будто Господь не спешит уврачевать последовавшее разделение, как Он сделал это при воцарении Давида; но как будто забыл это дело, близкое сердцу иудея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

О молящийся, помни, что к Богу подносишь ты приношение. Да не смутится Приносящий молитвы 279 приношением, на котором есть порок. Ведь ты молишься, чтобы тебе было оставлено, обещая, что ты оставишь 280 . Прежде подумай своим умом – оставишь ли ты – а затем обещай: «Я оставлю». Не обманывай Бога 281 , говоря: «Я оставляю», – если не оставляешь. Ибо Бог не человек, подобный тебе, чтобы мог ты солгать Ему 282 . Если согрешит человек против человека, то он молит Господа; если же он согрешит против Бога, то кого ему молить? 283 Да не станешь ты виновен через свою молитву. Слушай, что еще сказал наш Спаситель: Если ты, принося дар, вспомнишь, что имеешь нечто против брата своего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 284 . И если ты вспомнишь, молясь, что ты имеешь некий гнев 285 , то поразмысли своим умом о том, что твоя молитва останется перед жертвенни- —63— ком, и не захочет Приносящий молитвы 286 взять ее с земли. Ибо он проверяет 287 твою жертву: имеется ли на ней порок, – и если она чиста, то он поднимает ее к Богу. Итак, если Возносящий молитвы 288 найдет в твоей молитве [слова] – «оставь мне, и я оставлю» – то так он скажет молящемуся: «Прежде прости своему должнику, и затем я подниму твое [прошение] к твоему Заимодавцу. Оставь сто динариев 289 по своей бедности, а твой Заимодавец по Своему величию оставит тебе мириад, не принимая в расчет проценты и прибыль». Если ты пожелаешь простить 290 , то тогда Приносящий молитвы возьмет твой дар и поднимет его с собой. Но если ты не простишь, то так он скажет тебе: «Нечистый дар ко святому престолу я не принесу, но ты сам пойдешь туда, чтобы отдать по счету своему Заимодавцу, и также жертву свою ты с собой принесешь Ему». А он оставит твою жертву и уйдет. Послушай же, что сказал пророк: Проклят тот, кто имеет в своем стаде самца неиспорченного, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденного 291 . Ибо [выше] сказал он: Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? 292 Посему ты должен простить своему должнику до молитвы, и [только] затем молиться. И когда ты помолишься, то поднимется твоя молитва ввысь к Богу и не останется на земле. 14 . [Бог] сказал через пророка: Вот покой Мой – дайте покой утружденным 293 . Итак сотвори, человек, покой Божий, и не будет у тебя необходимости [говорить]: «Оставь мне». Дай покой утружденному, посети больных, позаботься о бедных – это и есть молитва 294 . Я разъясню тебе, возлюбленный мой, что вся- —65— кий раз, когда человек творит покой Божий – это и есть не что иное, как молитва . Ибо так написано: когда прелюбодействовал Зимри с мадианитянкой, увидел его Финеес, сын Елеазара, и, войдя в спальню, убил их обоих 295 . И это убийство вменилось ему в молитву. Ибо так сказал о нем Давид: Восстал Финеес, помолился, – и это вменено ему в праведность в роды и роды во веки 296 . И поскольку он убил их ради Бога, это вменено ему в молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо, намереваясь выйти на добровольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в ту ночь, в которую Он предал Себя за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые и пречистые руки, показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, Гласно: подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое в оставление грехов 280 . Подобным образом взяв и чашу и растворив в ней плод виноградный, благодарив, благословив, освятив 281 , подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: пейте из нее все, сие есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая в оставление грехов 282 . Сие творите в мое воспоминание; ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб этот и пьете чашу эту, мою смерть возвещаете, мое воскресение исповедуете. Священник тайно 283 Так и мы, Владыка, воспоминая спасительные Твои 284 страдания, Животворящий Крест, тридневное погребение, Воскресение из мертвых, Восшествие на небеса, Сидение одесную Тебя, Бога и Отца, и славное и страшное Твое 285 Пришествие, Гласно: Твое из Твоего, Тебе принося по всему и для всего 286 , Хор поет: Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи! 287 Священник тайно 288 Посему, Всесвятой Владыка, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, сподобившиеся служить Святому Твоему жертвеннику, не за правды наши, ибо мы не сделали ничего доброго на земле, но по милостям 289 Твоим и щедротам Твоим, которые Ты обильно излил на нас 290 , приближаемся к святому Твоему жертвеннику и, предложив вместообразы ( νττυπα) Святого Тела и Крови Христа Твоего, молимся Тебе и просим Тебя, Святой (из) Святых, чтобы по благоволению Твоей благости Святой Дух Твой пришел на нас и на предлежащие Дары эти, и благословил их, и освятил, и показал ( ναδεξαι) хлеб этот 291 самым драгоценным Телом Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, а чашу эту самой драгоценной Кровью Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, пролитой за жизнь мира, преложив Духом Твоим Святым. Нас же, всех, причащающихся от одного хлеба и (одной) чаши, соедини друг с другом в общении единого Духа Святого и сделай, чтобы никто из нас не причащался Святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение, но чтобы нам приобрести милость и благодать со всеми святыми, от века благоугодившими Тебе, праотцами 292 , патриархами, пророками, апостолами, проповедниками, евангелистами, мучениками, ис­поведниками, учителями и всяким духом праведным, скончавшимся в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

275 Молодёжь у протестантов – это обычно особая группа, которая, кроме общих собраний, собирается отдельно и держится вместе. 276 Впрочем, хочу заметить, что святость и чистота души истинных православных, которых я встречал, многократно превосходит «святость» лучших протестантов. 277 Да и то, человек может не знать себя и не понимать, что в определённых условиях он вполне будет способен украсть, если от этого будет зависеть его благосостояние или жизнь. 278 Кстати, в качестве эпиграфа к своей главе о монашестве, он поставил стих из Захарии 13:4: «...и не будут надевать на себя власяницы, чтоб обманывать», чем недвусмысленно назвал монахов обманщиками. 279 Таким исключением является святая гора Афон, где подвизаются монахи-мужчины. Да и то, туда закрыт доступ не всем, а только женщинам. 282 Говение – церковное понятие, которое включает в себя подготовку к причастию (пост, молитву и пр.), Исповедь и само Причастие. 283 Да, протестанты творят милостыню – раздают гуманитарную помощь и продукты питания с Запада, но все такие акции связанны только с попыткой привлечь и обратить людей в свою веру. Когда немцы привозили баптистам одежду «second hand» для раздачи людям в одном посёлке, то мы её раздавали не иначе как тем, кто пришёл и побыл на нашем собрании. 285 Особенно при цитировании Писания, когда на одних местах Библии ставится огромный акцент, а другие вовсе не замечаются, что приводит к сильному искажению библейского учения. 286 Так любят называть протестанты последнее повеление Христа, данное Апостолам перед Своим Вознесением на небеса: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). 287 Иоанн Креститель был именно пустынником, как написано «был в пустынях», и отшельником, ибо слово отшельник значит «отшедший» (от людей). 288 Для протестантов такое поведение соблазнительно. Православие же вмещает в себя огромную широту проявления и действия Духа Святого, понимая и одобряя такое полное посвящение себя молитве и безмолвию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Воскресение, подобно другим сторонам жизни и смерти Иисуса, имело непредвиденный характер. Ученики не ожидали того, что Иисус воскреснет из мертвых 283 . В Новом Завете есть очень много подтверждений этого. К их числу может относиться (а может и не относиться) то, что, как утверждает Марк, в период служения (перед его последней неделей) Иисус предсказал свои страсти и воскресение; но в таком случае вторая часть его предсказания не была услышана. Женщины пришли к гробнице, чтобы умастить тело Иисуса, а не для того, чтобы проверить, не воскрес ли он. Более того, ученики не посещали гробницу Иисуса до тех пор, пока женщины не рассказали им, что обнаружили ее пустой. Возвещение ангелов у гроба Иисуса было благой вестью, но, как сообщают все источники, в высшей степени неожиданной. Ученики не сразу поверили рассказам женщин: слова женщин показались им пустыми «и не поверили им» 284 , и, «когда же они от радости еще не верили и дивились» 285 , то им показалось, что они увидели Иисуса. Иоанн рассказывает, как Фома не верил в то, что «другие ученики» видели Иисуса 286 ; в этом рассказе в образе Фомы, возможно, представлены и все прочие ученики. О таком же неверии сообщает нам дополнение к Евангелию от Марка 287 . Хотя впоследствии ученики обнаружили, что воскресение имело огромное значение и было предсказано (так, во всяком случае, они считали) Ветхим Заветом, тем не менее они не искали в последнем указанных предсказаний до того, как произошло воскресение. Иисусу пришлось объяснять это ученикам по дороге в Эммаус. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» – упрекает Иисус своих учеников, которые, увидев пустую гробницу, выказали свое удивление. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» 288 . Позже в беседе с Одиннадцатью Иисус утверждал, что объяснил все еще до воскресения, но тем не менее предпочел продолжить свои объяснения: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» 289 . Иоанн также отмечает, что, когда ученики нашли гробницу пустой, «они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010