Ср. выше мнение Епифания Кипрского. В сочинении III–IV в De pascha cimputus, приписывавшемся Св. Киприану, днем Рождества Христова считается 28 марта, а в надписи на статуе св. Ипполита Римского — 25 марта. в недавно открытой Georgiades " ом (в Халки) части комментарии св. Ипполита на кн. пророка Даниила есть замечание: «первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 дек. в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.; а пострадал Он 25 марта в пятницу, в 18 году Тиверия в консульство Руфа и Рубелия»; но в других фрагментах того же комментария (например в древней рукописи библ. Chiggi) и в цитате этого места у армянского еп. Георгия от 714 г. не указано здесь число месяца, и оно не требуется контекстом комментария. ( Kellner, Heortologie 98). Только в IV и V вв. стали решительно защищать дату 25 дек. для Рождества Христова — св. Златоуст (см. ниже) и блж. Августин (сл. 190, 1; 192, 3; 196, 1). 820.  Funk, Didascalie et Constit. apost. 268. Anm. 821.  Григорий Богослов. Слово 38. 822.  Kellner, Heortologie 84. 823. Год по Usener " у H. Das Weihnachtfest, Bonn 1889. S. 227. Сергий архиеп. Полн. месяцесл. Востока II, 520. 824.  Иоанн Златоуст. Бес. о Филог., 4. 825. Св. Златоуст со многими другими считает Захарию первосвященником и каждение его в храме при явлении арх. Гавриила — жертвою для очищения. 826.  Иоанн Златоуст. Бес. на Р. Х. 827. См. выше стр. 268. 828.  Usener Weihn. 320 f. 829.  Василий Великий. Бес. о Стефане. Migne Patrol. s. gr. t. 85, col. 469. 830. Предания эти помещены одно у Cotelerius, Patres, qui temporibus apost florebant, Antw. 1698; другое у Combefis Hist. haer. monoph. Смирнов Ф. Происх и зн. прп. Р. Х. 81. 831. Лк. 3, 23. 832.  Епифаний Кипрский. Прот. ер. 51, 16. 833.  Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24). 834.  Иероним. На Иех. 1.1. Место написано около 411 г. Kellner, heort. 103. 835.  Косма Индикоплевс. Христианская топография V, 3. ( Migne, Patrol. s. hr. t. 85, col. 369.) 836. Апостольские Постановления VII, 33. 837.  Lamy, Ephraemi Syri hymni et. sermones. Mechl. 1882, passim. 838.  Иоанн Златоуст. Бес. о крещ. 37 (24) ( Migne Patrol. s. gr. t. 49, col. 366. 839. Паломн. § 26. 840.  Евсевий. Жизнь Конст. III, 25–40. 841.  Сократ. Церк. ист. I, 17. Созомен. Церк. ист. II, 1. 842.  Павлин Ноланский. Пис. к Северу 21, гл. 5. 843.  Kellner, Heortologie, 185–189. 844. Паломн. § 48–49. 845.  Созомен. Церк. ист. II, 26. 846. По рассказу Иоанна Дамаскина, ссылающегося на какого-то Евфимия Kellner, Heortol. 149), имп. Пульхерия во Влахернском храме хотела положить дело Богоматери и за советом обратилась к присутствовавшему тогда на Халкидонском Соборе Иерусалимскому патриарху Ювеналию; тот передал ей известное повествование о том, что после погребения Богоматери тела Ее не оказалось, когда гроб открыли для ап. Фомы, и вместо тела прислала для храма погребальные пелены Богоматери. 847.  Keller, Heortol. 143. 848. См. выше, стр. 250. 849.  Usener, Der heil. Theodosius, Lepz. 1890, S. 38–144.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

См.: Дионисий (Шлёнов), игумен. Эпитет свт. Николая θαυματουργς в византийской литературной традиции//Метафраст. 2019. Т. 1. 1. С. 19–34.   Ср.: Евсевий. Евангельское предуказание 4, 12, 5.   «И Он всех Спаситель и Господь наш, Христос Божий, победоносным именуемый, в пророческих речениях вводится как попирающий смерть и оттуда освобождающий скованные души…» 24 Григорий Чудотворец , свт. Слово на всех святых [Sp.]//Vol. 10. P. 1201.   «Не верующий, что смерть упразднена, ад попран, что его оковы распались, что тиран связан, да увидит мучеников смеющихся над смертью и восхваляющих победу Христову. О чудо. С того момента как Христос опустошил ад, люди избавились от смерти»… В данном месте, как и во многих других, речь идет не о полном уничтожении ада и всеобщем спасении, а о возможности спастись для праведников. 26 Ефрем Сирин , прп. Слово на Честной и Животворящий Крест//P. 133.   «О какие уста или какой язык прославит по достоинству непобедимую стену православных, победоносное оружие великого царя Христа? Крест, мертвых воскресение, крест, христиан надежда…» 28 Ср. «Христова победа и всякого в соответствии с Ним достигающего совершенства» (Евсевий. Комментарии на псалмы//PG. 23. Col. 69).   Ср. также: «И в конец победы пришедшие, мы удостоились благодарить Победоносца Христа» ( Кирилл Александрийский , свт. Изложение на псалмы//PG. 69. Col. 820. 32 Символ начала и завершения победы Христа Спасителя – венец, упоминаемый в Апокалипсисе. Икумений. Толкование на Апокалипсис//P. 84.   τς πρτης ον λυθεσης σφραγδος, εδν φησιν φ’ ππου 36 См.: Григорий Богослов , свт. Погребальное в похвалу Кесария брата (orat. 7) 13, 1:1–3.   ρ’ οκ δεισας περ Καισαρου, μ τι πθ τς   προθυμας νξιον; «λλ θαρσετε»· μετ Χριστο γρ   νκη, το τν κσμον νικσαντος. 47 См.: Дионисий (Шлёнов), иг. Образы царской власти в византийской литературе: сравнение образов «царя» и «плача» у преподобного Симеона Нового Богослова и их контекст//Богословский вестник. 2015. Т. 18–19. 3–4. С. 136–167. 48 Феогност. Похвальное слово на Успение Богородицы//P. 458.   λλ λη νκη, λον χαρ, λον ζω, λον πνευματικς θεραπεας πλαυσις. 56 С 17 по 19 сентября 480 г. до Р. Х. при Фермопилах сражалось 500 спартанцев, феспийцев и фиванцев. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

750–c. 820 A.D.). A methodological, comparative study in Christian Arabic literature. Washington, 1978. Р. 205. 974 Антропологические взгляды Абу Курры сводятся к следующим основным положениям: 1) человек – это сложная природа; 2) человек не тождественен ни своей душе, ни телу, ни телу и душе вместе взятым; 3) обмен свойствами между составляющими человеческой природы невозможен; 4) человек как сложное целое не предшествует своим частям, а его составные части не существуют раньше человека; 5) человек как целое совершеннее своих частей, которые существуют ради этого целого; 6) недопустимо усваивать человеку противоположные атрибуты, заимствованные от его составляющих; 7) слагающийся из тела и души человек единосущен только другим людям, а не душам или телам по отдельности (см.: Thwudrus Ab Qurrah. Maymir… P. 106–111). 984 В дифизитском смысле выражение «сложная ипостась Господа» (τν σνθετον το Κυρου πστασιν) впервые встречается в гомилии на погребение Христа, приписываемой свт. Епифанию Кипрскому (см.: Epiphanius Salaminis. Homilia in divini corporis sepulturam Domini et Servatoris nostri Jesu Christi [Sp.]//PG 43. Col. 444D). 990 Это обстоятельство еще раз подтверждает, что Иоанн Грамматик был весьма близок к тому, чтобы утверждать личное тождество между Ипостасью (Лицом) Христа и Ипостасью (Лицом) Логоса до момента ипостасного соединения (см.: §. 2.1.3.) 995 См.: Justinianus Imperator. Edictum rectae fidei adversus tria capitula//Drei dogmatische Schriften Iustinians/R. Albertella, M. Amelotti, L. Migliardi (post E. Schwartz), eds. Milan: Giuffre, 1973 2 . P. 136. 996 Например, Павел Антиохийский также говорил о «едином сложном Христе» (unum compositum... Christum) (см.: Paulus Antiochenus. Epistula synodica responsoria, missa ad Mar Theodorum, patriarcham Alexandriae//Documenta ad origines monophysitarum illustrandas... P. 225). 997 См.: Theodorus Abucara. Opuscula 2. Explanatio vocum, quibus philosophi utuntur, et confutation haeresis Acephalorum Severianorum//PG 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Пребывай же, возлюбленный, на подсвечнике слова, по заповеди евангельской, и свети всем в доме ( Мф.5:15 ), чтобы простые взором принимали свет, а смежающие чувства свои пожали плоды своего невнимания. Молись, чтобы и мы так же поступали и неукоризненно получили воздаяние за предстоятельство. Уведомляем тебя, что один из светильников отлетел к Господу, это святейший митрополит Синадский 1476 , и еще прежде того знаменитые братия и отцы Афанасий, игумен Павлопетрийский 1477 , и Иоанн, настоятель Халкитский. Еретики думают, что исповедническое общество Христово сокращается, но они не знают, что оно еще более умножается, воодушевляясь ревностью прежних подвижников и делаясь окрыленным воинством. Христос же еще спит (ср. Мк. 4:38 ), одним отверзая дверь [покаяния] по неизреченной благости, любовь других испытывая венцом терпения, а иных, как очищенное золото (ср. Притч. 8:10 ), непрестанно облекая прекрасной диадемой славы Своей. Это тебе от нас, блаженный. Ты же продолжай умолять Бога, чтобы Он водворил мир в Церкви Своей, истребив всякое зло и нас, оставшихся, сподобив сойтись для личной беседы, как и ты изъявил на то свое желание. 543. К монаху Дионисию (II, 209) 1478 (820) Врачуемые сведущими врачами [Col. 1632] не имеют нужды в попечении худших, разве только по любви допуская к себе близких. Так и твое братское почтение делало нечто излишнее, не успокоившись, получив исцеление от боголюбезнейшего отца нашего и архиепископа Диррахийского 1479 , но еще требует врачевания и от нас, худших. Впрочем, как любовь побудила вас писать ныне письмо, так она же побудила и нас, ничтожных и смиренных 1480 , отвечать вам и соединиться между собой любовным расположением. Ибо и без всякой необходимости надлежит взявшим на себя один и тот же обет и любящим один и тот же образ мыслей с любовью сноситься между собою. Подлинно, по причине умножения беззакония иссякла во многих любовь, как сказал Господь ( Мф.24:12 ). Итак, средство врачевания вашего, предписанное святейшим архиепископом, пусть соблюдается в точности. Мы же увещеваем и напоминаем не обращаться опять назад и не увлекаться в пагубную подозрительность теми или другими признаками. Ибо довольно и прежнего, после которого мы должны постоянно сокрушаться и скорбеть, плакать и рыдать, что, тогда как подобные нам братия, как орлы, вознеслись на высоты исповеданием, мы удерживаемся сетью ереси; и тогда как они терпят гонение, мы остаемся дома; и тогда как они мученически подвизаются, мы сделались отступниками рукою и устами, если не сердцем; и тогда как другие заключены в темницы и мучаются голодом, мы живем в спокойствии. Как же не трогаться этим и не плакать об этом? «Как я буду, говорит Василий Великий , вместе с Иовом, не приняв какой-либо скорби с благодарностью? Как я буду с кем-либо из святых, не проводив жизни по следам их?» 1481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Пролог. Празднество Пресвятой Богородице чудотворной ради иконы Ее Владимирской. " Поновлен бысть письмом образ Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честного ея сретения Владимирския в лето 1514, и того ради уставися праздник сей». След Псалт. Сретение сей иконы 28 авг. Празднество ради избавления от ляхов 23 июня. Служба та же, что 23 июня и 26 авг. 22 Св. муч. Василиска, племянника св. Феодора Тирона. Усекнут в Команах от игемона Агриппы, в царствование Максимина, около 308 г. В Чет. Минее Страдание, писанное св. муч. Евсигнием (5 авг.). (Act SS 3 martii. I. 237. Morcelli Kalend. CPlit. II. р.116). Мес. В. Март. Р. Вторично – 3 марта. В службе канон Иосифа. Воспоминание святого Вселенского собора Второго, бывшего в Цареграде, в царство Феодосия Великого, на Македония, злочестивого духоборца. В 381 году. Отцов было 150. На нем дополнен Символ Никейский, особенно, в члене о Св. Духе. 23 Преп. Михаила исповедника, еп. Синадского. Член 7 Вселенского собора. Св. Никифор, Константинопольский патриарх, посылал его в Рим с извещением о своем восшествии на патриарший престол, а импер. Никифор к калифу Аарун-Адрашиду, для переговоров о мире. Скончался около 820 г. Чет. Минея. (Act. SS. 23 maii. Or. Chr. I. col. 813). Мес. В. Март. Р. Есть служба. Св. муч. Михаила черноризца. Едесянин, ученик и сродник св. Феодора, еп. Едесского (9 июля), монах из обители св. Саввы. Сеида, жена Адрамелеха, царя Персидского, склоняла его к студодеянию, муж ее – к магометанству. По повелению последнего – усекнут (в 9 веке). Чет. Минея. Сн. Житие св. Феодора, еп. Едесского. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского. Из иноков Киево-Печерских, по одним – первый, по другим – третий святитель Ростовский; скончался мученически в 993 г. Мощи его обретены при Андрее Боголюбском в 1164 г. Пролог. (Филарета Ист. Р. Ц. стр. 31). В службе канон Иоанна епископа. Преп. Евфросинии, княжны Полоцкой, игумении обители св. Спаса. Дочь князя Георгия, правнука равноапостольного князя Владимира, до св. крещения – Предислава, подвизалась в, устроенной ею близ Полоцка, обители, скончалась в Иерусалиме (при Бодуине) в Феодосиевом монастыре, называвшемся русским, в 1173 году. Мощи ее почивают в Киевских пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

После 393 г. И. С. вновь обратился к Книге пророка Исаии, написав толкование на начало 1-й гл. (Ис 1. 1-5) (In Esaia parvula adbreviatio//PL. 24. Col. 937-942; CCSL. 73A. P. 803-809; CPL, N 585; возможно, это всего лишь незаконченная проповедь И. С., произнесенная в Вифлееме, см.: Gryson. 2007. T. 1. P. 539). В кон. 396 - нач. 397 г. И. С. составил комментарии на Книги пророков Ионы (In Ionam prophetam//PL. 25. Col. 1117-1152; CCSL. P. 377-419; SC. 323. P. 159-318; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 13. С. 193-243) и Авдия (In Abdiam prophetam//PL. 25. Col. 1097-1118; CCSL. 76. P. 349-374; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 13. С. 163-192). К 397 г. относится составление И. С. отдельного толкования на «десять видений пророка Исаии» (in decem Isaiae visiones), т. е. на пророчества о различных странах и народах (Ис 13-23). Это толкование, написанное по просьбе друга И. С. еп. Амабилиса, было основано на древнеевр. тексте и носило буквально-исторический характер (см.: Hieron. In Is. Col. 153-155, 160; Ep. 71. 7), а впосл. в качестве 5-й кн. было включено им в состав большого комментария на Книгу пророка Исаии (см.: In Is. Col. 155-206; Jay. L " exégèse. 1985. P. 65). В 406 г. И. С. закончил комментарии на книги 5 остальных малых пророков: Захарии (In Zachariam prophetam//PL. 25. Col. 1417-1542; CCSL. 76A. P. 747-900; рус. пер.: Творения. 1900. Ч. 15. С. 1-195), Малахии (In Malachiam prophetam//PL. 25. Col. 1541-1577; CCSL. 76A. P. 901-942; рус. пер.: Творения. 1900. Ч. 15. С. 196-252), Осии (In Osee prophetam//PL. 25. Col. 815-946; CCSL. 76. P. 1-158; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 136-332), Иоиля (In Joelem prophetam//PL. 25. Col. 947-988; CCSL. 76. P. 159-209; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 12. С. 333-395) и Амоса (In Amos prophetam//PL. 25. Col. 989-1096; CCSL. 76. P. 211-348; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 13. С. 1-162). При работе над книгами пророков Захарии и Осии, для к-рых не имелось толкований Оригена, И. С. широко использовал толкования Дидима Слепца, написанные по его просьбе ( Hieron. In Zach. Col. 1418; In Os. Col. 820). В предисловии к «Толкованию на Книгу пророка Малахии» приводится гипотеза о тождестве этого пророка со свящ. Ездрой , развиваемая И. С. в противоположность гипотезе Оригена, согласно которой прор. Малахия, по этимологии имени, был посланным с небес ангелом, принявшим человеческую плоть (In Malach. Col. 1541-1542).

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

668 Bohringer. Die alte Kirche. 2-ter Teil. 411; Beuzart Р. Essai sur la thèologie d’Irènee Paris, 1908. Р. 25–26. 672 «Der Gnosticismus verhalt sich in dieser Hinsicht ganz anders, at die modernen Formen der Heterodoxie, welche mit der Ueberlieferung absichtlich brechen. Ritschl. Die Entstehung der altkath Kirche». 338–339. 673 Contra haer. I, 25, 5. PG. Т. 7. CoL. 685A Сочинения. С. 94. Cfr.: Excerp. ех Theod. 66. GrchSck 17. 128, 24–26. 674 Col. 703A Сочинения. С. 107. Cfr.: I, 3, 2; II, 27, 2. PG. Т. 7. Col. 469A, 803C. Сочинения. С. 27, 189. 678 «Βασιλεδης τονυν κα σωpος… φασν εpικναι Ματθαν ατος λγους ποκpφους, ος κουσε παp το Σωτpος κατ δαν διδαεχς». Hippol. Philos. VII, 20. PG. Т. 16. Col. 3302B. Cfr.: Clem. Alex. Strom. II, 9, 45, 4. GrchSch. 15. 137, 2–3. VII, 13, 82, 1; VII, 17, 108, 1. GrchSch 17. 58, 20–21, 76, 22 (PG. Т. 8. Col. 981A; t. 9. Col. 5l3B, 552B). 679 Hippol. Philos. V, 8: « Τατα, φησν, στ τ το πνεματος ητα μαστpια, μες σμεν μνοι». PG. Т. 16. Col. 3146C–3147A Gfr. Tertull. De praescr. С. 24. «Hos se aliqua haeresis sequi affirmat». PL Т. 2. Col. 43А Iren. Contra haer. II, 30, 7. PG. Т. 7. Col. 819–820. Сочинения. С. 202–203. То же самое свидетельствует о маркионитах армянски писатель V века Езник (Wardapet Eznik von Kolb). См. его сочинение «Против сект», кн. 4, гл. 3. Перевод этого сочинения сделал Ioh. Michael Schmid («Bibliothek der alten arbienichen Literatur in deutschen Uebersetzung», herausgegeben von der Wiener Mechitharlsten-Congregation. Bd. Wien, 1900. 180–181). 681 Clem Alex. Strom. VII, 17, 10, 4. CrchSch 17. 75, 15–18 (PG. Т. 9. Col. 549A). Подробно о тайном предании гностиков см.: Liechtenhan. Die Offenbarung im Gnoticismus. 45–50; Ritschl А. Die Entstehung der altkath. Kirche. 339–340; Thomasius. Dogmengeschichte. 124–125. 683 Tertull. De praescr. С. 6: «Acceptam а Christo disciplinim fideliter nationibus assignaverunt». PL Т. 2. Col. 21А Cfr.: Contra haer. III, 5, 1: «Апостолы чужды всякой лжи, ибо ложь не соединяется с истиною, как тьма со светом, но присутствие одного исключает другое». – PG. Т. 7. Col. 858A. Сочинения. С. 227.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Prol.); ранее неверно приписывалось блж. Августину . «Orationis Dominicae Expositio» (Толкование на молитву Господню - PL. 175. Col. 774-789); одно из 2 упомянутых в списке сочинений Г. С.-В. толкований на молитву Господню (Мф 6. 9-13). «De verbo Dei» (О слове Божием - PL. 177. Col. 289-294; 820-821); небольшой трактат, в к-ром на основе Евр 4. 12-5. 2 рассматриваются различные формы откровения слова Божия, его воздействие на людей, условия, способствующие его восприятию и способы его постижения. Нравственно-аскетические и мистико-созерцательные «De institutione novitiorum» (О наставлении новоначальных - PL. 176. Col. 925-952); трактат о правилах и нормах подвижнической жизни, адресованный новоначальным монахам. «De arca Noe morali» (О Ноевом ковчеге в нравственном смысле; в 4 кн., между 1124 и 1130 - PL. 176. Col. 617-680) и «De arca Noe mystica» (О Ноевом ковчеге в мистическом смысле; между 1124 и 1130 - PL. 176. Col. 680-704); связанные между собой трактаты, в к-рых Г. С.-В., основываясь на образе Ноева ковчега, излагает возникшие во время бесед с братией мон-ря размышления о стяжании добродетелей, о делании и созерцании; проводятся многочисленные аналогии между устройством Ноева ковчега, рая, Церкви, Христа, человеческого тела и души, видами добродетелей и др. «De vanitate mundi» (О суете мира; в 4 кн., ок. 1130 - PL. 176. Col. 703-740); трактат имеет форму диалога; его основная тема - отрешение от внешнего, телесного, мира и восхождение к созерцанию мира Божественного; тематически связан с 2 предыдущими трактатами. «De meditatione» (О размышлении; ок. 1130 - PL. 176. Col. 993-998); рассматриваются различные виды духовного размышления. «De modo orandi» (О способе молитвы - PL. 176. Col. 977-988); на примере текстов Свящ. Писания говорится о различных видах молитвы и способах устремления духа молящегося к Богу. «De arrha animae» (О залоге души; после 1130 - PL. 176. Col. 951-970); трактат написан в подражание блж. Августину, в форме разговора человека со своей душой о том, что нужно считать истинным предметом любви человека и как следует возвышаться к нему посредством духовных размышлений; был послан Г.

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

Iren. Contra haer. II, 30, 7. PG. T. 7. Col. 819–820 . Сочинения. C. 202–203. To же самое свидетельствует о маркионитах армянский писатель V века Езник (Wardapet Eznik von Kolb). См. его сочинение «Против сект», кн. 4, гл. 3. Перевод этого сочинения сделал Ioh. Michael Schmid. («Bibliothek der alten armenichen Literatur in deutschen Übersetzung», herausgegeben von der Wiener Mechitharisten-Congregation. Bd. I. Wien, 1900. S. 180–181). 127 Clem Alex Strom. VII, 17, 10, 4. CrchSch. 17. S. 75, 15–18 (PG. T. 9. Col. 549A). Подробно о тайном предании гностиков см.: Liechtenhan. Die Offenbarung im Gnoticismus. S. 45–50; Ritschl A. Die Entstehung der altkath. Kirche. S. 339–340; Thomasius. Dogmengeschichte. I. S. 124–125. 129 Tertull. De praeser. C. 6: «Acceptam a Christo disciplinam fideliter nationibus assignaverunt». PL. T. 2. Col. 21 A. Cfr.: Iren. Contra haer. III, 5, 1: «Апостолы чужды всякой лжи, ибо ложь не соединяется с истиной, как тьма со светом, но присутствие одного исключает другое». – PG. Т. 7. Col. 858А. Сочинения. С. 227. 134 Весьма важно выражение Серапиона Антиохийского, сохранившееся у Евсевия. Он пишет: «Мы принимаем Петра и прочих апостолов, как Христа». Н. Е. VI, 12, 3. GrchSch. 9, 2. S. 544, 15–16. 138 Karl Adam говорит: «Классическое произведение Тертуллиана «De praescriptione haereticorum» сводится прямо к такому положению: в вопросах веры значение имеет не субъективное исследование, но только решение Церкви, потому что только в ней непогрешимо сохраняется апостольское и вообще древнее учение». «Der Kirchenbegriff Tertullians», S. 26–27. 139 De praescr. haer. C. 17: «Nihil proficiat congressio Scriupturarum, nisi plane ut stomachi quis ineat eversionem, aut cerebri». PL. T. 2. Col. 35A. 140 В другом месте Тертуллиан говорит, что если спорить только на основании Писания, то от этого лишь потеряешь голос и дойдёшь до бешенства (bilem) от богохульства еретиков. – De praescr. С. 17. PL. Т. 2. Col. 35В. 142 Ibid. С. 3, 13. PL. Т. 2. Col. 17А, 30В. Adv. Prax. С. 2. CSEL 47. P. 229, 14. Virg. vel. C. 1. PL. T. 2. Col. 937B.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Положительное изложение христианства начинается им с V главы утверждением: «В начале был Бог.» Он был один до сотворения мира, и Он есть основание всего, точнее, субстанция всего (о γαρ Δεσπτης των ολων, αυτς υπρχων του παντς πστασις, κατ μεν την μηδπω γεγενημνην ποησιν μνος ην). В нем существовали в виде образов все вещи и Само Слово, бывшее в Нем. По воле простого божественного существа (букв.: «простоты Его») Логос происходит для отдельного существования вне Бога. Тогда Логос становится «перворожденным делом» Отца. Рождается Логос от Отца «по причастию» (κατ μερισμν), а не отсечением части божественного Существа (PG 6, col. 813C — 817В). В данном случае Татиан пользуется для пояснения тем же сравнением с возжиганием огня от огня, что и его учитель Иустин Философ. Вообще влияние Иустина на Татиана в учении о Логосе очевидно. Нельзя не заметить также следов монархианства в этом пункте его учения. Кстати, Гатиан ни разу не упоминает имени Христа в своей Речи. В космологии он решительно восстает против воззрений некоторых Философов о совечности материи Богу (PG 6, col. 817–820). Мир состоит из материи и духа, причем этот дух им воспринимается как нечто вещественное, в чем нельзя не усмотреть стоического влияния. Дух этот он видит всюду: «Дух есть в звездах, в ангелах, в растениях, в водах, в людях и в животных, и хотя он один и тот же, но он имеет в себе различия» (PG 6, cap. 41, col. 832). В космологии его чувствуется некоторый привкус дуализма: он различает два вида вещества — худшее и лучшее. Творение мира из ничего служит для него обоснованием и для воскресения мертвых, и для восстановления тел умерших. Мир по учению Татиана ограничен. «Это небо, говорит он, окружено пределами» (PQ 5 cap. 20, col. 852). В учении о человеке Татиан высказывает следующие идеи. Человек есть «образ бессмертия Божия» (PG 6, cap. 6, col. 820 В) и создан, чтобы быть бессмертным. До создания человека были созданы ангелы. Каждый из этих видов творения создан свободным, не будучи по естеству добр (τγοφου φσιν μη χον), что свойственно одному только Богу. Характерен его моралистический подход и в отношении к Богу. У людей есть свобода выбора, свобода воли. В грехопадении человек, воспротивившись Божиему закону, последовал за сатаной. Будучи создан как образ Божий, образ Его бессмертия, человек по отделении от него Духа, стал смертным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010