Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 Г. Собор зап. епископов, состоявшийся в Риме и осудивший моноэнергизм и монофелитство . Источники Акты Л. С. представлены рядом греч. и лат. манускриптов. Старейшая греч. рукопись (Vat. gr. 1455), содержащая полный текст актов и ставшая основной для критического издания Р. Ридингера, датируется 1299 г. Помимо актов она включает 11 послесоборных посланий папы св. Мартина I (CPG, N 9405-9415; Mansi. T. 10. Col. 789-849), а также дифелитский флорилегий (Florilegium dyotheleticum), впервые опубликованный Ридингером (ACO II. Vol. 1. P. 425-436). К ней восходят 5 рукописей XV-XVII вв. Старейшая латинская рукопись (Bodl. Laud. lat. 199), содержащая полный текст актов, датируется 820-840 гг. Дополнительные сведения о Л. С. имеются в биографических источниках, касающихся его главных участников: в «Житии папы Мартина» из «Liber pontificalis» (LP. T. 1. P. 336-340), в записях собеседований прп. Максима Исповедника времени его ссылки - «Изложение прения» и «Диспут в Визии» (CPG, N 7735, 7736; рус. пер.: Максим Исповедник, прп. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007. С. 159-198) и др. О Л. С. сообщают позднейшие хроники: «Хронография» прп. Феофана Исповедника, «Хроника» Михаила Сирийца, копт. «Хроника» еп. Иоанна Никиуского и др. Критический обзор источников VII-XII вв., относящихся к Л. С., приведен в монографии П. Конте ( Conte. 1989. P. 168-403; см. также: Winkelmann. 2001. S. 45-184). Приоритет греческого текста соборных актов и вопрос об «историчности» Л. С. Примечательной чертой Л. С. является его двуязычие: акты сохранились в 2 древних версиях (греч. и лат.), и папа св. Мартин подписал обе как подлинные. В самих актах двуязычие объясняется тем, что появившиеся на 2-м деянии греч. монахи просили перевести акты на греч. язык «до последней черты во всей точности» (ACO II. Vol. 1. P. 54-55). Однако в богословском отношении Л. С. «был полностью под греческим руководством» ( Caspar. 1932. S. 120). Греч. происхождения была основная соборная документация, как и аргументы для опровержения монофелитства. Лат. текст изобилует терминами, заимствованными из греч. языка; правила 10-11 напрямую зависят от «Диспута с Пирром» прп. Максима Исповедника ( Maximus Conf. Disp. Pyr.); 27 цитат из обширного флорилегия, зачитанного на 5-м деянии, дословно повторяют «Духовный и догматический томос» прп. Максима ( Idem. Opusc. 15), его терминология звучит в речах папы св. Мартина ( Caspar. 1933. S. 558-559; Pierres. 1940. P. 12-27, 30-51; Murphy, Sherwood. 1974. P. 178).

http://pravenc.ru/text/2463157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСХИМОН [греч. Εσχμων] († до 843), свт. (пам. 14 марта)., исп., еп. Лампсакийский. Возглавлял кафедру в г. Лампсак (ныне Ляпсеки, иль Чанаккале, Турция). Сведения о жизни Е. сохранились в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 535-536), причем в нек-рых списках кон. X в. память указана 15 марта. Е. упоминается также в Минологии Василия II кон. X - нач. XI в. (PG. 117. Col. 352). Кроме того, Е. адресовано одно из писем прп. Феодора Студита ( Theod. Stud. Ep. 289), составленное им в ссылке, когда Феодор узнал, что Е. схвачен иконоборцами. Адресат др. письма прп. Феодора ( Idem. Ep. 41, написано между 809 и 811) - мон. Студийского мон-ря Евсхимон - не имеет скорее всего ничего общего с Е. (см.: PMBZ, 1726). Согласно этим источникам, Е. с детства был воспитан родителями в благочестии; после возобновления в 815 г. иконоборческой политики при имп. Льве V Армянине яростно обличал клириков-еретиков. При Михаиле II Травле (820-829) Е. пострадал за приверженность к иконопочитанию и был заключен в темницу, где, проповедуя, отвратил от иконоборчества тюремщиков. Феодор Студит в послании призывает Е. к стойкости, уверяя, что благодаря его исповедничеству и сопротивлению гонителям правосл. вера утвердится. Е. был отправлен в ссылку, где и скончался (см.: Janin. P. 243). При жизни он сподобился дара чудотворения: однажды оживил уже не дышавшего младенца, часто помогал крестьянам, спасая посадки от диких животных. На месте погребения Е. совершалось множество исцелений. Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 355; SynCP. Col. 535-536; Theod. Stud. Ep. 41: Silvano et Euprepiano filiis// Theodori Studitae. Epistulae/Hrsg. G. Fatouros. B., 1992. Bd. 1. S. 121-122; idem. Ep. 289: Euschemoni Lampsaceno//Ibid. Bd. 2. S. 210. Лит: Euschemon, 1727//PMBZ. Abt. 1. Bd. 1. S. 548-549; Janin R. Euschemone, vescovo di Lampsaco//BiblSS. Vol. 5. Col. 243; Εσχημος, Εσχμων//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1103. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/187532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Свт. Григорий, архиеп. Александрийский, апостолы Ерм, Патров, Лин и Гаий. Минея на ноябрь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ) Свт. Григорий, архиеп. Александрийский, апостолы Ерм, Патров, Лин и Гаий. Минея на ноябрь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ) (IX в.), свт., исп. (пам. 5 нояб.), архиеп. Александрийский. С юности посвятил себя служению Богу. Будучи избран на Александрийскую кафедру, стал образцом пастыря. Явился в К-поль и обличил императора-иконоборца Льва V (813-820)? в ереси, за что был посажен в темницу. Его били воловьими жилами и морили голодом, но Г. все терпел со словами, что рад принять за Христа еще большие муки. Император отправил его в ссылку, где спустя 3 года Г. скончался. Сведения о жизни Г. содержатся только в греч. стишных синаксарях. Согласно источникам по истории Александрийской Православной Церкви , во времена Льва V Александрийскую кафедру занимал Христофор I, а патриарх Григорий I Александрийский известен только в XIII в. Об архиеп. Г. Александрийском в указанный период достоверных сведений нет. Можно предположить, что некий исп. Г. был ошибочно назван в синаксаре архиепископом Александрийским, или, поскольку в Византийской империи существовало неск. одноименных городов, в рассказе о Г. имеется в виду не Александрия Египетская, а др. город. Иконография В рус. иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова (XVIII в.) об облике Г. сказано: «Подобием надсед, брада подоле Златоустовы, ризы святительския, во омофоре, в руках икона Спасителева» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 186). Изображения Г. встречаются не регулярно, в основном в минейных циклах на ноябрь: предположительно на миниатюре из визант. Евангелия с минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 264 v, 3-я четв. XI в.; под 4 нояб.), на рус. минейной иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ) и др. Ист.: SynCP. Col. 195; PG. 117. Col. 248-249 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 47-48; ЖСв. Нояб. С. 112. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 456; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 700-701; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 100. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/166535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА († 816), исп. (пам. 18 апр.), еп. Халкидонский. Согласно краткому сказанию в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), К. был родом из К-поля. С раннего детства возлюбив Бога, он избрал монашескую жизнь и вместе со своим другом прп. Авксентием проводил время в аскетических подвигах. Место подвижничества святых неизвестно. Вскоре К. был избран на архиерейскую кафедру г. Халкидон (ныне Кадыкёй, в черте Стамбула). Во время его архиерейского служения при имп. Льве V (813-820) возобновилось иконоборчество . Иконоборцы безуспешно пытались заставить К. отказаться от почитания икон, но святой был твердым поборником православия, за что он был смещен с кафедры и арестован. Затем его вновь призвали на кафедру, но К. не примкнул к иконоборцам и боролся с ними до самой смерти, претерпев вместе с прп. Авксентием много лишений и преследований. На Халкидонской кафедре преемником К. стал митр. свт. Иоанн (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля), который также противостоял ереси иконоборчества. Мощи К. были положены в ц. св. Апостолов. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечает, что скорее всего имеется в виду не храм Апостолов в К-поле, а ц. во имя Петра и Павла в Руфинианах (предместье Халкидона). Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 582; SynCP. Col. 612-613; ЖСв. Апр. С. 290-291. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 146; Bazoche P. Cosma//BiblSS. Vol. 4. Col. 219; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 258; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 236. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (1878 – 1941), свящ., исп. (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2458797.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСЛИН Гослин [лат. Goslinus] († 1053), прп. (пам. зап. 12 февр.), аббат мон-ря мч. Солютора в Турине (Италия). Происходил из знатной североитал. семьи. Вступил в мон-рь мч. Солютора, незадолго до этого (1006) основанный герм. кор. Генрихом II . Аббатство располагалось на месте древней церкви, где были погребены тела мучеников Солютора, Адвентора и Октавия. Прославившись добродетельной жизнью, Г. стал 2-м настоятелем этого мон-ря. Сохранилось неск. донативов обители мч. Солютора от Кунегунда, еп. Турина (1046-1081), на имя Г. Из них следует, что Г. значительно расширил владения мон-ря. Г. был погребен в церкви мон-ря. В XVI в. в индульгенции папы Григория XIII мон-рю мч. Солютора он упомянут в числе святых - покровителей аббатства. Г. прославился чудесами, когда при перестройке церкви аббат Георгий Люцернский (Джорджо ди Лучерна) вскрыл захоронение и обнаружил, что останки святого «белее снега», а его одеяния нетленны. Гробница была помещена рядом с гробницами др. святых покровителей мон-ря. Анонимный автор соч. «Об обретении мощей и чудесах» (BHL, N 3623) составил перечень чудес, очевидцем к-рых он был с июня (когда предположительно были открыты мощи) по сент. 1472 г. За исключением грамот еп. Кунегунда, это сочинение является единственным источником о жизни Г. В 1536 г., во время взятия Турина войсками кор. Франции Франциска I , аббатство мч. Солютора было разрушено, мощи Г. были перенесены в приорат ап. Андрея. В 1575 г. еп. Турина Иероним (Джероламо ди Рувера) передал их иезуитской коллегии этого города. Ист.: Historia inventionis corporis et miracula//ActaSS. Febr. T. 2. P. 632-638; Consago F. Cartulario dell " abbatia di St. Salutore. Pignerol, 1908. P. 21-25. Лит.: Aubert R. Gauzelin (5)//DHGE. T. 20. Col. 127-128; Savio. Piemonte, 1899. P. 348. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: ВАРИН († 856), аббат мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия), прп. (в католич. церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.) ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая) ГРИМБАЛЬД (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия)

http://pravenc.ru/text/166289.html

1 Clemens Alexandrinus. Stromata, 1. V, с. XI. Auftrage der Kirchenväter Kommisson der Königl. Preuss. Akad. der Wissensch. Leipzig, 1906, II Bd., S. 374. 2 Ibid., с XI, p. 380 s. 3 Ibid.. с. XIII, p. 381. 4 Ibid.. с. XII, p. 377—381. 5 Migne. Patrologia graeca, t. XI.- " О началах», I, 1, § 5, p. 124. Ibid, § 6, p. 124 —125. 6 Plotinus. Enneas VI, I, IX, конец § 9 и §§ 10 и N.-Ed. Teubner, p. 522 s. 7 Подсобный разбор спора с Евномнем см. у В. Несмелова: Догматическая система Григория Нисского, Казань, 1887. 8 Epistola CCXXXIV, ad Amphilochium.— Migne. Patrologia, t. 32, col. 869.-См. также Ер. CCXXXIII и CCXXXV, связанные с Евномианскими спорами. 9 Oratio theologica secunda.— Migne. Patrologia, t. XXXVI, col. 28—29. 10 О системе Григория Нисского см.: В. Несмелое. Указ. соч. Для апофатического богословия особенный интерес представляют: Dt vita Moysis.-Migne. Patrologia, t. XLIV, col. 298—430, VI oratio. De beatitudinibus.-Ibid., col. 1264—1277. 11 De Divinis nominibus, II, 4.-Migne, t. 3, col. 640. 12 Ibid 13 Ibid., § 5, col. 641. 14 Ibid., § 4, col. 641. 15 Ibid., § 7, col. 645. 16 Ibid., § 5, col. 644. 17 Ibid. 18 Ibid., § 7, col. 645. 19 Ibid., II, 1, col. 636; IV, 1—4, col. 693—700. 20 Ibid., V, 2, col. 817. 21 De coelesti hiérarchie.— Ibid., IV, 1, col. 177. 22 De Div. nom.— Ibid., V, 8, col. 824. 23 Ibid., V, 6, col 820 s. 24 Ibid., II, 5, cof. 644. 25 Ibid., I, 4, col. 592. 26 De mystica theologia.-Ibid., 1, 1, col. 1000. 27 De Div. nom.— Ibid., II, 5, col. 643. 28 Epistola.— Ibid., V, col. 1073 29 Ep.-Ibid., I, col. 1065; Ep.-Ibid., V, col. 1073 s. 30 De Div. nom.-Ibid., II, 11, col. 649. 31 Ibid., col. 652. 32 Stiglmayr, S. I. Das Aufkommen der areopagitischen Schriften, 1895 (Сводку и критику различных мнений о времени появления «Ареопагитик» и об их авторе см. во введении к труду Durental " a «S. Thomas et le pseudo-Denys», Paris, 1919). 33 О связи терминологии Дионисия с неоплатоновской философией и языческим ииром см.: Н. Koch. Pseudo-Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neopla-tonismus und Mysterienwesen (Forschungen zur christlichen Litteratur und Dogmengeschichte. T. 86, Bd. 1, Hefte 1 u. 2), Майнц, 1900; H. F. Muller. Dionysios, Proclos, Plotinos (Beiträge z. Gesch. der Philosophie d. Mittelalters, Bd. XX, Hf. 3—4). Münster, 1918. Оба автора переоценивают неоплатоновские влияния, совершенно игнорируя самоё основу богословия Ареопагита. Для них он лишь неудачный подражатель Прокла и Плотина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4109...

Прп. Ефрем Сирин. Миниатюра из «Слово Ефрема Сирина». XIII в. (Ath. Pantokr. 86. Fol.4) Прп. Ефрем Сирин. Миниатюра из «Слово Ефрема Сирина». XIII в. (Ath. Pantokr. 86. Fol.4) 5. Блж. Феодорит Кирский в «Церковной истории» ( Theodoret. Hist. eccl. IV 29; 449-450 гг.) сообщает, что Е. С. жил в Эдессе, писал по-сирийски против еретических учений и использовал поэтический жанр для борьбы с гимнами Гармония. Хотя Е. С. «и не изведал греческой культуры», однако он со знанием дела продемонстрировал ошибки греч. еретиков. Феодорит отмечает, что и в его время гимны, написанные Е. С., еще использовались в дни памяти мучеников. В главе, посвященной свт. Иакову, еп. Нисибинскому (Ibid. II. 30), Феодорит рассказывает о том, как Е. С. просил Иакова подняться на городскую стену для того, чтобы опровергнуть кощунство персид. шаха Шапура. Во вводной главе «Истории Боголюбцев» Феодорит приводит тот же эпизод, однако уже не называя Е. С. Упоминания Е. С. Феодоритом стали также одним из источников его сир. Жития. 6. Геннадий Марсельский в «Житиях знаменитых людей» сообщает о предсмертном предостережении Е. С. против своего ученика Паулоны, к-рого он назвал «новым Бардесаном» ( De vir. illustr. 66). Кроме того, Геннадий вскользь упоминает поэму Е. С., посвященную Никомидии . 7. К более позднему периоду относятся различные греч. жития Е. С., историческая ценность к-рых незначительна: 1) приписываемое свт. Григорию Нисскому (CPG, N 3193; Assemani. T. 1. P. I-XIX; PG. 49. Col. 820-849); 2) написанное Симеоном Метафрастом ( Assemani. T. 1. P. XX-XXIX; PG. 114. Col. 1253-1268); 3) анонимное ( Assemani. T. 1. P. XXIX-XXXIII); 4) др. греч. тексты, связанные с Е. С. см. в: BHG, N 586-592, а также Auctarium. III. Панегирик Е. С. Иакова Саругского († 521). Полное издание текста c англ. переводом ( Jacob of Serug. A Metrical Homily on the Holy Mar Ephrem/Ed. J. P. Amar. Turnhout, 1995. (PO; 47. Fasc. 1)) заменило более раннее издание, выполненное по манускрипту с лакунами ( Bedjan. Acta. T. 3. P. 665-679). Этот панегирик фактически не содержит исторических данных. Иаков представляет миссию Е. С. как обращенную прежде всего к женщинам, для к-рых он был «вторым Моисеем»; как Моисей научил евр. женщин петь хвалы после пересечения Красного м., Е. С. учил арам. (т. е. языческих) женщин тому же, после того как они «облеклись славою» в водах Крещения. Про мадраши Е. С. говорится, что они «выходят, как легионы против заблуждений», сражаясь с ересью ( Jacob of Serug. A Metrical Homily on the Holy Mar Ephrem. P. 674; речь идет о маркионитах, манихеях, аудианах, савеллианах и последователях Бардесана).

http://pravenc.ru/text/376984.html

Игумен, закованный в цепи, находился в темнице 18 месяцев (с лета-осени 815 до весны 817). Прп. Феодор Студит в одном из писем Игнатию, еп. Милетскому, к-рое скорее всего было написано в это время, называет настоятеля Кафарского монастыря в числе монахов и епископов, подвергшихся преследованиям ( Theodorus Studita. Ер. 267// Idem. Epistulae. 1992. Vol. 2. P. 394-395). И. принимал участие в борьбе за восстановление иконопочитания, возглавляемой прп. Феодором Студитом: он упоминается среди составителей 2 писем, адресованных прп. Феодором папе Римскому ( Idem. Ер. 271, 272//Ibid. Vol. 2. P. 399-403). Кроме того, об их переписке известно из письма прп. Феодора прп. Михаилу , исп., еп. Синадскому ( Idem. Ер. 364//Ibid. Vol. 2. P. 497-498). Затем И. снова был доставлен в К-поль; он предстал перед императором и после долгих споров с ним был, согласно синаксарному сказанию, отправлен к патриарху Иоанну VII Грамматику . Однако известно, что Иоанн Грамматик занял кафедру в 837 г., а ок. 817 г. он являлся игуменом мон-ря святых Сергия и Вакха в К-поле. Т. о., И. был отправлен либо к патриарху Феодоту I (815-821), либо к Иоанну Грамматику в мон-рь, который тогда был местом заключения иконопочитателей. В течение долгого времени И. морили голодом, после чего он вновь был приведен к императору. Не в силах сломить сопротивление игумена Лев V велел сослать его в крепость Криотавр в феме Вукелларии (Вифиния и зап. часть Галатии), где святой с 818 по 820 г. находился в подземелье. Имп. Михаил II Травл (820-829) после восшествия на престол издал указ о возвращении всех сосланных иконопочитателей. При имп. Феофиле (829-842) И. вместе с другими игуменами-иконопочитателями был арестован патриархом и отправлен в ссылку на о-в Афусия (ныне Авша, Мраморное м.), где провел 2,5 года. В видении И. был указан день его смерти, о чем он сообщил находившимся при нем монахам, и через 3 дня предал душу Богу. День памяти И.- 27 апр., вероятно, является датой его смерти. По мнению Стьернона, под 4 февр. в Синаксаре К-польской ц. отмечен день перенесения мощей И. в 843 г. в Кафарский монастырь или в К-поль (SynCP. Col. 444).

http://pravenc.ru/text/468999.html

События 2-й части Жития происходят в Магнесии-ад-Сипил (Магнисии, ныне Маниса, Турция) и в долине р. Герм. Важную роль в Житии играет город, именуемый в слав. тексте Астохия или Статохия, за этим именем угадывается Та-Тейхе, он же Неон-Тихос (ныне Яныккёй у горы Думанлы - Mendes A. S. Neon Teikos (Yanik Koy, Turquia): Una Ciutat Grega arcaica de la costa Eolica de l " Asia Menor//Ex novo: Rev. d " istoria i humanitats. 2005. N 2. P. 11-24). О. выстроил здесь церковь с нестандартным завершением, вид к-рого предначертал преподобному ангел; между тем с нач. Х в. Та-Тейхе фигурировал под названием «Архангел» ( Darrouz è s. Notitiae. N 78, 286), не исключено, что название дано как раз в честь этого нового собора. Житие О. переполнено анахронизмами и нестыковками: напр., действие отнесено к эпохе Диоклетиановых гонений и массовых обращений в христианство, однако О. подвизается в монастыре, имеющем огромное количество насельников (700-850 чел.). Согласно Житию, преподобный род. в Палестине, однако все чудеса совершил в Лидии, на западе М. Азии; кроме того, название его родной деревни - Карина - зафиксировано не в Палестине, а именно в Лидии ( Ahrweiler H. L. L " histoire et la géographie de la région de Smyrne, entre les deux occupations turques (1081-1317) particulièrement aux XIIIe siècle//TM. 1965. Vol. 1. P. 69, fn. 363). В слав. версии Житие названо Мученичеством, однако никаких признаков ни мученичества, ни исповедничества текст не содержит. Видимо, в образе О. слились черты неск. святых; окончательный текст Жития был составлен в IX в. Синаксарные Жития О. имеются в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 540-541), в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 820 - под 14 июля. Col. 817 - под 13 июля. Col. 829 - под 18 июля) и в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (Le Synaxaire armenien de Ter Israel/Ed. G. Bayan. P., 1910. Vol. 1. P. 452-454. (PO; T. 5. Fasc. 3)). Память О. в Армянской Церкви отмечается 28 авг. Память О. и посвященное ему двустишие содержатся в слав. стишном Прологе XIV в. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 72-73), где он назван преподобным. В ВМЧ О. также упомянут как преподобный «от Кесарии Палестинской» ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 311). В совр. календаре РПЦ именуется преподобным и исповедником.

http://pravenc.ru/text/2578415.html

Notitiae 1-5 VII-IX вв. episcopatuum). В этот период название З. могло служить общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр Сев. и Сев.-Вост. Причерноморья. В Notitia 1 кафедра Никопсии занимает 26-е место среди автокефальных епископий (общее 64-е); в Notitia 2 - 27-е (68-е); в Notitia 3 - 35-е и отнесена к Абазгийской епархии, тогда как в З. появляется новая кафедра сугдаев (Σουγδων), занимающая 30-е место; в Notitiae 4 и 5 Сугдейская кафедра исчезает, а Никопсия в З. возвращается на 26-е место. Дж. Федальто ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 391) ошибочно относит 2 последних упоминания к Абазгийской епархии. В Notitia 7 З. и Никопсия не упоминаются; в Notitia 8 (X в.) кафедра З. расположена уже в Матрахе (Матарха, Таматарха; рус. Тмутаракань, ныне ст-ца Тамань Краснодарского края). Город являлся не зихским, а греч. центром. К этому времени сев. граница З. дошла до старого русла Кубани, близ Матрахи. Неясно, был ли Павел Зихийский, участник К-польского Собора 879 г. (Ibidem), архиепископом Никопсии или Матрахи. Титул «Зихийский» архиепископы, а с нач. XIV в. митрополиты Матрахи сохраняли до XV в. Никопсия известна как одно из мест, куда в VIII в. бежали иконопочитатели ( Stephanus Diaconus. Vita St. Stephani Junioris//PG. 100. Col. 1117). Последним по времени свидетельством о кафедре в Никопсии является рассказ Епифания Монаха , посетившего город в 815-820 гг. В «Житии ап. Андрея» Епифаний сообщает, что зихи - люди «жестокие и доныне наполовину неверующие»; он упоминает о гробнице ап. Симона Кананита в Никопсии (Греч. предания. 2005. С. 311-312). Никопсийская кафедра была упразднена или перенесена в Матраху в сер. IX в. Предание об ап. Симоне Кананите в Никопсии появилось, вероятно, под влиянием Боспора, где известия о его проповеди и погребении фиксируются с V в. ( Виноградов. 2007). Епифаний Монах упоминает о проповеди ап. Андрея в З., имея сведения о существовании там гробницы ап. Симона, спутника ап. Андрея (хотя, согласно Житию, ап. Симон остался в Абазгии).

http://pravenc.ru/text/199891.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010