посты. Отец М. Павел в кон. 582 или в 583 г. вторично женился на некоей неизвестной в К-поле и постоянно присутствовал при дворе (ум. ок. 593; Theoph. Chron. P. 271). У М. были брат Петр (ок. 550-602) и сестры Феоктиста (ок. 540 - после 582) и Гордия (ок. 550 - после 602). Петр занимал пост куропалата при дворе М. и погиб одновременно с ним. Гордия ок. 583 г. была выдана замуж за Филиппика (ок. 550-614), комита экскувиторов и позднее магистра милитум при М. и в начале правления имп. Ираклия (610-641). В браке М. и Константины родились сыновья Феодосий (4 авг. 583), Тиверий, Петр, Павел, Юстин и Юстиниан, дочери Анастасия, Феоктиста и Клеопатра. Старший сын Феодосий был провозглашен цезарем в 587 г., на Пасху, 26 марта 590 г. состоялась его коронация как августа и соправителя М. В нояб. 601 г. Феодосий женился на дочери кесаря Германа (ее имя неизв.). Близкий родственник (двоюродный брат или племянник) М. св. Дометиан ок. 580 г. принял сан митрополита Мелитины (ныне Малатья, Турция). Между авг. 596 и 597 г. М. тяжело болел и назначил еп. Дометиана опекуном своих детей. Дометиан умер в К-поле 11 янв. 602 г. и был похоронен в соборе св. Апостолов; от его мощей впосл. происходили чудеса (SynCP. Col. 383-384). Недовольство в балканской армии накапливалось в течение многих лет и связывалось с планами М. воевать на сев. берегу Дуная. Первые известия о брожении среди военных относятся к 593 г. ( Theoph. Chron. P. 272-273). В 595 г. солдат возмутили объявленные изменения в порядке выдачи жалованья: 1/3 деньгами, 1/3 оружием и 1/3 одеждой. Реформу пришлось отменить из-за угрозы бунта (Ibid. P. 276). Продолжительная, хотя и успешная война и экономический упадок страны привели к росту числа недовольных политикой М. во всех слоях населения. На Рождество 601 г. в К-поле был голод из-за недостатка хлеба; некий юродивый монах у ворот Халка кричал, что М. погибнет от меча; в это же время толпа кидала камни в М. и его семью во время крестного хода; император скрылся во Влахернском храме ( Theophyl.

http://pravenc.ru/text/2561152.html

О дальнейшей деятельности К. на Патриаршем престоле известно очень мало. В 756/7 г. анафеме был предан Никита, еп. Илиопольский, вероятно из-за приверженности иконопочитанию. Осенью или зимой 763/4 г. к К. явилась группа епископов и придворных, направленная имп. Константином V к заточенному в мон-ре Филиппика в Хрисополе прп. Стефану Новому. Они должны были убедить Стефана подписать определение Иерийского Собора. Однако патриарх отказался возглавить делегацию, мотивировав тем, что Стефан обладает «силой Божественного Духа» (Ibid. P. 142). К этому времени у императора, по-видимому, появились сомнения в политической и религ. лояльности К., поскольку ок. 765 г. его принудили поклясться с амвона Св. Софии на Честных Древах, что он не почитает иконы, а затем заставили принимать участие в царских пирах «с мясными блюдами, музыкой и танцами» ( Theoph. Chron. P. 437, 13-17). Низложение и казнь К. Для понимания этих событий необходима правильная реконструкция рассказа, содержавшегося в общем источнике, остатки к-рого сохранились в «Бревиарии» и «III Антирретике» патриарха Никифора, «Хронографии» Феофана и «Краткой хронике» Георгия Монаха (Амартола). По мнению Д. Е. Афиногенова ( Afinogenov D. The Story of the Patriarch Constantine II of Constantinople in Theophanes and George the Monk: Transformations of a Narrative//History as Literature in Byzantium: Papers/Ed. R. Macrides. Farnham, 2010. P. 207-214), для восстановления сюжетной канвы следует использовать первоначальную версию хроники Георгия (Paris. Coislin. 305. Fol. 334-334v), а подробности брать из «Хронографии» Феофана. Тогда история будет иметь следующий вид. В 763/4 г. ( Theoph. Chron. P. 435, дата может быть произвольной) император призвал К. к себе и спросил: «Чем нам повредит, если мы будем называть Богородицу Христородицей?» Патриарх ответил, что за это Церковь проклинает Нестория. Император сказал: «Я спросил, потому что хотел узнать. Пусть это останется между нами». Однако через некоторое время К. в кругу доверенных людей поклялся на Честных Древах Креста, будто имп.

http://pravenc.ru/text/2057018.html

(† 15.10.767), патриарх К-польский (8 авг. 754 - 30 авг. 766). О месте и времени его рождения ничего не известно. К. был монахом, а затем епископом г. Силей (ныне Асар) в Памфилии. Согласно Synodicon Vetus, он был низложен из-за каких-то постыдных дел, по данным патриарших списков, он добровольно сложил с себя сан из-за разногласий с митрополитом Перги. Сисиний Пастиллас, митр. Пергийский, был одним из руководителей Иерийского Собора 754 г., и император вряд ли доверил бы ему эту роль, если бы между ним и кандидатом в патриархи существовала враждебность. К. 2 года (752-754) жил в часовне или молельне (греч. εκτριον) при патриаршем дворце в К-поле, сумел войти в доверие к имп. Константину V и стал крестным отцом 2 его детей ( Theoph. Chron. P. 442). Неясно, впрочем, произошло ли это до того, как К. стал патриархом, или после. Логично предполагать, что крестил имп. детей действующий патриарх, тогда как восприемником выступал кто-то другой. В таком случае К. должен был стать крестным отцом Христофора и Никифора в 752-754 гг. Визант. писатель XIII в. Феодор Скутариот ( Theodoros Scutariotes. P. 125) утверждает, что К. был духовным отцом Константина V. В нач. 754 г. умер патриарх Анастасий, а в февр. 754 г. был созван Иерийский Собор. На последнем его заседании К. был избран патриархом. Однако офиц. провозглашение было воспринято многими современниками как вопиющее нарушение канонической процедуры. Император вышел на амвон Влахернского храма в К-поле, держа за руку К. ( Georg. Mon. Paris. Coislin. 305. Fol. 333), и, помолившись, возгласил: «Константину, Вселенскому патриарху, многая лета» ( Theoph. Chron. P. 428). В Житии Стефана Нового рассказывается, что Константин V сам облачил нового патриарха в диплоиду (видимо, фелонь, но с аллюзией на Пс 108. 29: «...как одеждою (греч. διπλοδα), покроются стыдом своим») и омофор и воскликнул: «Аксиос!» ( É tienne, le diacre . 1997. P. 120-121). 17 авг. К. вместе с императором объявил на форуме запрет на почитание икон и предал анафеме свт. Германа, патриарха К-польского, Георгия Кипрского и прп. Иоанна Дамаскина.

http://pravenc.ru/text/2057018.html

По сообщению летописи Евтихия, первый после долгого перерыва Иерусалимский патриарх был поставлен на 7-м году правления халифа Муавии (ок. 668) ( Eutych. Annales. Pars. 2. P. 38; Медников. 1897. Т. 2. С. 272), что соответствовало политике возвеличивания Иерусалима в противовес святыням нелояльного к ним Хиджаза (Мекка и Медина), характерной для Омейядов. Евтихий ошибочно отождествил этого патриарха с Иоанном V; большинство историков считают, что это был Феодор. Однако статус Феодора остается неясным, т. к. в актах VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 г. в К-поле, он назван только «местоблюстителем» Иерусалимского престола. На этом Соборе ИПЦ представляли священноинок Георгий (впосл. патриарх Антиохийский) и диак. Андрей (впосл. архиепископ Критский), к-рый принял монашество и до 685 г. подвизался в Иерусалиме. Делегация поддержала осуждение монофелитства. В 691-692 гг. Иерусалимский патриарх Анастасий II участвовал в Трулльском Соборе в К-поле. ИПЦ, как и др. Церкви на территории Халифата, пользовалась относительной благосклонностью первых халифов династии Омейядов. В Дамаске при дворе халифов сложилась влиятельная группировка правосл. чиновников во главе с высокопоставленным чиновником Серджуном (Сергием) ибн Мансуром, которого агиографическая традиция считает отцом прп. Иоанна Дамаскина . В тот период светская элита христиан имела большее влияние, чем церковные иерархи. По сообщению визант. хрониста прп. Феофана Исповедника, когда халиф Абд аль-Малик (685-705) ок. 690 г. захотел взять колонны Гефсиманской базилики в Иерусалиме для украшения одной из мечетей, Серджун и некий патрикий Клавсис, глава палестинских христиан, уговорили его не делать этого ( Theoph. Chron. P. 365; Муравьев. 1844. Ч. 1. С. 310). В нач. VIII в. отношение халифов к христианам ухудшилось. В этот период при постройке мечети в Рамле мусульмане изъяли колонны, приготовленные христианами соседней Лидды для одной из церквей ( Медников. 1903. Т. 1. С. 701). В правление халифа Умара II (717-720) произошло 1-е целенаправленное гонение на христиан. Им было запрещено строительство новых церквей, для них была введена особая одежда, поощрялись переходы зиммиев в ислам (Там же. С. 704-719). При халифе Язиде II в 724 г. уничтожили св. иконы в церквах ( Theoph. Chron. P. 401-402). Открытые археологами мозаики нек-рых иорданских церквей носят следы иконоборческих повреждений, впосл. исправленных ( Piccirillo. 1995. P. 48).

http://pravenc.ru/text/293788.html

(622-628) . С осени 621 г. И. переехал в загородный дворец в Иерии (азиат. пригород К-поля) и занялся подготовкой войск в лагерях в Вифинии. 5 апр. 622 г., на 2-й день Пасхи, состоялось торжественное прощание И. со столицей и c двором. После богослужения в соборе Св. Софии было проведено шествие войск во главе с императором, к-рый держал в руках знамя с изображением Спасителя ( Georgius Pisida. De expedicione persica. 1-2. 1959; Theoph. Chron. P. 302-303). С этого дня в течение почти 8 лет И. возвращался в К-поль лишь на краткие периоды; как правило, его сопровождала Мартина. Управление столицей и часть гос. дел были формально переданы старшему сыну И. Константину, при к-ром опекунами были патрикий Вон и патриарх Сергий. В 622-623 гг. состоялась 2-я крупная кампания И. против персов. Летом 622 г. И. продолжал тренировку войск и постепенно продвигал их на восток. Осенью он вступил в М. Армению, где разбил передовой отряд арабов - союзников персов. И. сумел заставить персид. войско Шахрбараза без сражения отступить из Каппадокии в Киликию и захватил неск. горных проходов через хребет Тавр. Зимой 622/3 г. в сражении в Киликии И. победил Шахрбараза, разбил лагерь персов, к-рые отступили дальше на восток. Эти события, вероятно, стали началом важного психологического перелома в сознании византийцев. Хронист прп. Феофан отмечает всеобщую радость от неожиданного успеха лишь недавно мобилизованных воинов, вчерашних ремесленников, в бою против регулярной армии персов ( Theoph. Chron. P. 305-306). Расположив свои войска на зимние квартиры вдоль Тавра, И. отправил письмо Хосрову II, предлагая заключить мир и угрожая в противном случае начать вторжение в Месопотамию (RegImp, N 179). В апр. 623 г. он получил ответ от Хосрова. Согласно версии арм. историка Себеоса, письмо Хосрова не только было оскорбительным для И., но и содержало недопустимые выпады против Христа. Шаханшах называл И. своим негодным рабом и требовал явиться с повинной к персидскому двору, чтобы получить прощение ( Себеос. 1862. Гл. 26. С. 100-101; письмо неизвестно в византийской традиции).

http://pravenc.ru/text/673855.html

Наиболее значительным событием стало возвращение по инициативе И. 21 марта 630 г. в Иерусалим Животворящего Древа Креста Господня. Св. Крест был похищен персами во время погрома Св. земли в 614 г. и до конца войны находился в сокровищнице Хосрова II. В нач. 630 г. он был передан византийцам по договору с Шахрбаразом. Вместе со святыней И., окруженный свитой, совершил паломническую поездку в Иерусалим, где было организовано шествие по городу во вновь освященный храм Гроба Господня. И. вошел через Золотые ворота в Иерусалим, неся реликвию в руках, и поместил ее на Голгофе ( Georgius Pisida. In restitutionem Sancti Crucis/Ed. Pertusi. 1959. P. 225-230; Антиох Стратиг. 1909. С. 65; Себеос. 1862. Гл. 29. С. 111-112; Hrabanus Maurus//PL. 110. Col. 133-134; Niceph. Const. Brev. hist. 17, 18; Theoph. Chron. Р. 328; Suda. Vol. 2. P. 582). Святыня была оставлена в Иерусалиме как главная реликвия христ. ойкумены, но в 636 г. из-за угрозы нападения арабов была отправлена ко двору И. и привезена им в К-поль ( Себеос. 1862. Гл. 30. С. 118; Theoph. Chron. P. 337). В Иерусалиме И. также встретился с местоблюстителем Патриаршего престола Модестом, который тогда же был поставлен в патриархи († 17 дек. 630/1). Модесту предоставили значительные средства на восстановление св. мест, хотя из-за начавшихся вскоре араб. завоеваний Св. земля так и не смогла достичь прежнего благосостояния. В это же время из Персии в Кесарию Палестинскую были перенесены мощи св. Анастасия Персиянина , казненного во время войны в персид. плену. Вероятно, это лишь одно из мн. подобных мероприятий, организованных И., о к-ром в источниках сохранились сведения. Ок. 638 г., во время арабских завоеваний, мощи св. Анастасия были перенесены в К-поль, и в дальнейшем его почитание было связано именно с визант. столицей ( Flusin. 1992). Большинство мероприятий, проводимых И. в 628-633 гг., были рассчитаны на длительный мирный период развития Византии, но ситуация на Ближ. Востоке и в империи резко изменилась с началом араб.

http://pravenc.ru/text/673855.html

и большинство из его окружения. Брак оказался удачным и многодетным. У И. и Мартины родились 6 сыновей (Константин, Фабий, Феодосий, Ираклона , Давид, Марин) и 4 дочери (Августина, Марина и 2 с неустановленными именами). В 615 г. родился сын Константин Младший ( Theoph. Chron. Р. 301; до 628?). Средние сыновья Фабий (Флавий) и Феодосий не могли активно участвовать в политической жизни, т. к. родились нездоровыми: у одного была свернута набок голова, другой был глухонемым. Судьбы Фабия и Феодосия, вероятно, стали причиной переживаний для И. и всего двора и предметом насмешек для недоброжелателей. По свидетельствам позднейших источников, византийцы якобы говорили, что нездоровые дети И.- это кара за незаконный брак ( Niceph. Const. Brev. hist. 11). До 626 г. родились также дочери Августина и Мартина. В 626 г., во время похода И. в Закавказье, родился Ираклона (Ираклий Младший, Константин) (Ibid. 12). В 630 г. родился Давид и еще позже - Марин (оба кесари с 638; Ibid. 26; Theoph. Chron. P. 335). Известно также о смерти 2 сыновей (вероятно, Константина Младшего и Фабия) и 2 дочерей (имена неизвестны) И. в период его персид. кампании (до 628) ( Niceph. Const. Brev. hist. 18). Большинство детей к моменту смерти И. были живы, обладали различными титулами, в 641 г. стали жертвами политического кризиса. Важным направлением деятельности правительства И. было укрепление сотрудничества с Церковью. В К-поле одним из главных его помощников стал патриарх Сергий, безоговорочно перешедший на сторону нового императора. В интересах гос-ва, понимая сложность положения И., патриарх Сергий неизменно одобрял и проводил в жизнь многие, даже непопулярные меры, в т. ч. законы о сокращении штатов церковного клира и конфискации богатств храмов и мон-рей. Поддерживал И. знаменитый в то время прп. Феодор Сикеот из Галатии, который совершал путешествия в К-поль для встреч с И., принимал императора в своем мон-ре и благословлял его на войну с персами (Житие прп. Феодора Сикеонского. 154-155, 166.

http://pravenc.ru/text/673855.html

зр. имперской идеологии явилось утверждением верховного авторитета императора в вопросах вероучения. Поставление нового патриарха стало очередной ступенью в умалении институционального престижа К-польского Патриархата. Из текста Феофана известно, что после заключительного заседания Собора во Влахернском храме К-поля (754) К. вышел на амвон, держа за руку (Георгий Амартол по ркп. Paris. Coislin. 305. F. 333) мон. Константина, бывш. еп. Силлейского, и, помолившись, возгласил: «Константину, Вселенскому патриарху, многая лета!» ( Theoph. Chron. P. 428). В Житии Стефана Нового утверждается, что К. сам облачил нового патриарха Константина II в диплоиду (видимо, фелонь, но с аллюзией на Пс 108. 29: «...как одеждою (διπλοδα), покроются стыдом своим») и омофор и воскликнул: «Аксиос!» ( Auz é py . 1997. P. 120-121). При этом автор Жития, Стефан Диакон, считал, что рукоположение Константина состоялось до созыва Собора. Хотя Иерийский Собор предал анафеме всех, кто почитали, изготовляли или держали у себя иконы, причем предусматривались и санкции со стороны светских властей, в течение еще 10 лет о к.-л. жертвах гонений на иконопочитателей сведений нет, за исключением забитого до смерти на ипподроме мч. Маманта и прмч. Андрея Критского (в Криси), к-рый обличал императора, называя его новым Валентом и Юлианом ( Theoph. Chron. P. 432, под 6253 г. (760/1)). Первым сигналом изменения позиции К. стала ссылка прп. Стефана Нового в сент. 763 г. ( Auz é py . 1997. P. 247, not. 334). Прп. Стефан поддерживал отношения со мн. знатными людьми, в т. ч. с приближенными императора, нек-рых из них он убедил принять монашество. Еще 2 года К. различными способами пытался заставить старца прекратить эту деятельность, но тот остался непреклонен и был отдан на растерзание толпе 20 нояб. 765 г. Непризнание Иерийского Собора не было здесь главным фактором. Далее религ. политика К. развивалась параллельно с политическим кризисом 765-767 гг. Вначале гнев императора обрушился на монашество вне явной связи с иконопочитанием.

http://pravenc.ru/text/2057044.html

P. 433-434). Вслед за Иоанном Малалой этот рассказ повторяют Иоанн Эфесский ( Assemani. BO. T. 1. P. 359 sq.) и прп. Феофан Исповедник ( Theoph. Chron. P. 222-223), называя царя соответственно Айдогом (в Хронике Зукнина - Индуг) и Ададом (сопоставление 3 повествований см. в ст.: Mordtmann J. Die himjarisch-äthiopischen Kriege noch einmal//ZDMG. 1881. Bd. 35. S. 693-710). Хронология события заставляет отнести повествование ко времени правления Е., но при нем Эфиопия уже была христианизирована. Поскольку у Иоанна Эфесского и прп. Феофана Исповедника наряду с этим имеются исторически верные сообщения об экспедиции Е. в отмщение за Награнских мучеников ( Assemani. BO. T. 1. P. 381; Theoph. Chron. P. 169), исследователями было высказано предположение о том, что Иоанн Малала перепутал поход Е. с аналогичным походом на химьяритов его деда, царя Элла Амиды. Однако ни этот поход, ни существование Элла Амиды не находят подтверждения в достоверных источниках (в первую очередь эпиграфических), и фигура царя Анды представляется легендарной. В соответствии с агиографической традицией по возвращении в Эфиопию аксумский царь оставил престол, принял монашество, уединился в келье и не покидал ее до самой кончины, последовавшей, согласно правосл. преданию, через 15 лет после пострига. Свой царский венец Е. отослал в Иерусалим и просил патриарха повесить его над входом в Гроб Господень . Однако др. источники не подтверждают отречения Е., по крайней мере в течение неск. лет после похода. Согласно Прокопию Кесарийскому, имп. Юстиниан I (527-565) отправил к Е. и Есимифею посла Юлиана с просьбой о поддержке в войне против Персии, а также о закупке шелка в Индии и его последующей продаже византийцам, чтобы им не приходилось приобретать его у персов. Это посольство датируется периодом между 525 и 531 гг. Оба царя обещали выполнить пожелание императора, но не смогли, поскольку торговля шелком через Индию была монополизирована Персией. Впосл. к аксумитам было отправлено др. визант. посольство, во главе с Нонном , оставившим сведения о своей миссии в соч.

http://pravenc.ru/text/189731.html

528 Ср.: DAI. 4.11–13; 8.21–33; 13.9–11; 38.55–57; 40.16–19. О печенежско-венгерских отношениях к середине X в. см. также преамбулу к коммент. к гл. 1. 532 От тюрк. Bulyar. См.: Moravcsik. ВТ II. S. 104–105. Славянские племена Подунавья получили имя «болгары» от тюрок Аспаруха, вставшего во главе союзного государства, утвердившегося в 680–681 гг. между Дунаем и Балканами (см.: Литаврин 1985 С. 140–148; Ангелов 1987. С. 14–15). 535 Стратиг Херсона Иоанн Вогас (см. коммент. 1 к гл. 1) имел приказ императрицы Зои направить печенегов против болгар. По сообщению Николая Мистика , в 924–925 гг. печенеги готовились к вторжению в Болгарию (Nic. Patr. Epist. Col. 149–153). Константин не исключает возможности новых столкновений с болгарами: его общий тон в труде «Об управлении империей» в отношении Болгарии отнюдь не дружественный. 538 От тюрк. Qazar. Литературу см.: Moravcsik. ВТ II. S. 334. Латинские формы этнонима: Chazari, Chasiri. Д. Моравчик приводит и восточноязычные формы: кит. Ko-sa. Ho-sa, арм. H’azirk’, араб. Hazar. Славянские формы: Хазары, Хозары, Казары, Козары. 539 Политическое объединение группы адыгских племен, обитавших на побережье Черного моря между Кубанью и Никопсисом. Название «зихи» встречается и у более ранних византийских авторов. 540 Название «влаттии» («пурпур») связывается (не без сомнения) с финикийским именем Афродиты. Византийскому названию драгоценных тканей, главным образом шелковых, – «влаттии» – соответствовало славянское – «паволоки» (Византийская книга эпарха. С. 151). «Прандии» – «лента, тесьма, пояс, шнур». См.: Theoph. Chron. P. 359.7. «Прандиями» назывался мелкий галантерейный товар – ленты, повязки, головные платки, покрывала (Const. Porph. De cerem. P. 189; Византийская книга эпарха. С. 156), вообще, готовое для употребления изделие из ткани. Феофан «прандиями» называет головной убор варваров (Theoph. Chron. P. 232). «Харерии» – вид шелковой (персидской) ткани. Перец в Византию привозили из Индии (Византийская книга эпарха. С. 203; Pigulewskaja 1969. S. 78), причем перец длинный и белый, как и другие пряности, например, корицу и кардамон (Ирмшер 1984. Т. 45. С. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010