завоеваний. Арабские завоевания в 632-642 гг. В мусульм. предании сохранились сведения о том, что Мухаммад отправлял И. письмо с предложением принять ислам . Несмотря на подобные сообщения в мусульм. хрониках, а также на сохранение письма как реликвии в Медине, эти данные следует считать легендарными ( Большаков. 2000. Т. 1. С. 152-155). Неясно, какими сведениями И. располагал о Мухаммаде и об исламе в 30-х гг. VII в. Зная о наличии некой религ. проповеди у арабов, византийцы скорее всего не имели представления о ее характере и могли не воспринимать ислам как новую религию. Основные причины быстрых успехов арабов, вероятно, заключались в том, что территории Сирии, Палестины и Египта, подвергшиеся их атакам, были разорены византийско-персид. войной и после освобождения еще не были закреплены под визант. управлением. Была разрушена система пограничной стражи, отсутствовала регулярная администрация, население сократилось. Византийцы воспринимали появление арабов как божественную кару за грехи и как этап в исполнении эсхатологических пророчеств. Катастрофы в войне с арабами также вызвали обвинения И. в вероотступничестве в связи с его поддержкой монофелитства в последние годы правления ( Theoph. Chron. Р. 332). Имп. Ираклий с сыновьями Константином и Ираклоном. Солид. Аверс, реверс. 1-я пол. VII в. Имп. Ираклий с сыновьями Константином и Ираклоном. Солид. Аверс, реверс. 1-я пол. VII в. Первое столкновение арабов-мусульман с византийцами произошло вскоре после возвращения Сирии и Палестины под власть К-поля. Араб. отряд эмира Зайда, отправленный Мухаммадом против шейха Бостры, отказавшегося принять ислам, вторгся в Заиорданье, но был полностью разбит силами визант. викария Феодора у г. Мута. В араб. традиции событие датируется 8 г. хиджры (629); прп. Феофан считал, что это произошло в 631/2 г. ( Niceph. Const. Brev. hist. 18; Theoph. Chron. P. 335; Большаков. 2000. T. 1. С. 155-156). После смерти Мухаммада (8 июня 632), при мусульм. халифах Абу-Бакре и Умаре, давление арабов на визант.

http://pravenc.ru/text/673855.html

Поддерживая мятеж экзарха Африки Григория, в 646 г. папа Теодор также отправил патриарху Павлу К-польскому требование отречься от монофелитства и, не получив согласия, объявил об отлучении патриарха от Церкви (Ibid. Col. 1020–1025). Это означало открытый церковный разрыв Рима с К-полем, но в этих вопросах не было единства и в самой Италии. Равенна, где находилась ставка визант. экзарха, строго придерживалась позиции К-поля. Уже в кон. 646 г. бывш. патриарх Пирр переехал из Рима в Равенну и там объявил о разрыве с Римской Церковью. Папа Теодор вынужден был объявить об отлучении и Пирра (LP. P. 332; Theoph. Chron. P. 331). Зап. владения Византии находились в состоянии раскола и под угрозой начала гражданской войны. Несмотря на то что борьба шла с переменным успехом, правительство К. П. попыталось снять противоречия, пойдя на ряд важных уступок Риму. В 648 г. К. П. совместно с патриархом Павлом издал указ, получивший наименование «Типос» (греч. Τπος τς πστεως — образец веры). В этом вероучительном документе говорится о разногласиях по вопросу об одной или двух волях во Христе и для достижения примирения объявляется полный запрет споров на эту тему. Во исполнение того же указа с дверей собора Св. Софии в К-поле была снята таблица с текстом «Эктесиса» 638 г. Т. о., правительство К. П. и К-польская Церковь фактически отказались от монофелитства как офиц. вероисповедания, не объявляя напрямую о его осуждении. Издание «Типоса» не оправдало надежд К. П. На Западе, прежде всего в Риме, факт уступок К-поля в доктринальных вопросах был воспринят как знак слабости и неуверенности К. П. В ответ Римская Церковь во главе с новым папой Мартином (с июля 649) еще более ужесточила свою позицию. В окт. 649 г. Мартин провел Латеранский Собор, на котором присутствовали более 100 епископов Западной Церкви, а также делегация, присланная патриархом свт. Софронием Иерусалимским ( Mansi. Т. 10. Col. 863–1170; LP. P. 338; Theoph. Chron. P. 331–332). Собор предал анафеме монофелитство, 3 К-польских патриархов, участвовавших в насаждении ереси (Сергия, Пирра и Павла), а также патриарха Кира Александрийского. Своей энцикликой папа Мартин назначил еп. Иоанна Филадельфийского своим викарием на территориях Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, наделив его правами низлагать епископов-монофелитов ( Martin, papa. Ep. 6//PL. 87. Col. 153–164).

http://pravenc.ru/text/2454849.html

Патриарх К-польский свт. Никифор I объявляет о вступлении на престол имп. Михаила I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10v) Н. остался верен имп. Никифору I во время заговора патрикия Арсавира в 808 г., в к-ром были замешаны представители К-польского Патриархата ( Theoph. Chron. P. 483). После смерти Никифора I (26 июля 811) и тяжелого ранения законного наследника престола Ставракия Н. оказался перед выбором: сохранить лояльность династии Никифора I (Ставракий рассчитывал передать власть своей жене Феофано) или примкнуть к группе во главе с магистром Феоктистом, выдвигавшей в качестве претендента на престол зятя Никифора I куропалата Михаила Рангаве. После длительных колебаний Никифор принял сторону магистра Феоктиста (Ibid. P. 492-493). Краткое правление Михаила I было отмечено в судьбе Н. 2 событиями. Во-первых, он отправил интронизационное послание к папе Римскому Льву III, которое не смог послать раньше из-за конфликтов Никифора I с Римом (RegPatr, N 382; Alexander. 1958. P. 105-110; Mainka. 1964; O " Connell. 1972. P. 68-78). Во-вторых, Н. организовал кампанию по борьбе с павликианами и афинганами, добившись от императора разрешения применять в их отношении смертную казнь ( Theoph. Chron. P. 495; RegPatr, N 383-384). Др. успешное решение Н.- окончательно запретить смешанные монастыри, о котором мы знаем только от Игнатия Диакона ( Boor. 1880. P. 159-160), датировать невозможно. Изгнание патриарха К-польского Никифора I имп. Львом V Армянином. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 866 об.) Изгнание патриарха К-польского Никифора I имп. Львом V Армянином. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.151. Л. 866 об.) Военные поражения Михаила I привели к резкому падению его популярности. Согласно Д. Тернеру, именно Н. стоял во главе властной группировки, к-рая возвела на трон Льва V (813-820) ( Turner. 1990). Однако уже при вступлении на престол Лев V продемонстрировал, что будет проводить полностью независимую политику, и не уступил требованию Н.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРИЙСКИЙ СОБОР (10 февр.- 8 авг. 754), церковный Собор, утвердивший иконоборческое учение. Осужден как еретический VII Вселенским Собором и К-польским Собором 843 г. Источники сообщающие об И. С., весьма скудны: его деяния не сохранились, а вероучительное определение (орос) дошло лишь фрагментарно в составе Деяний VII Вселенского Собора. Оно было включено в зачитывавшийся на 6-м заседании VII Вселенского Собора 6 окт. 787 г. документ «Опровержение коварно составленного толпою христианообвинителей и лжеименного определения» ( Mansi. T. 13. P. 205-364; ДВС. Т. 4. С. 512-584), автором которого предположительно был К-польский патриарх Тарасий ( Alexander. 1958. P. 13, 21. N 1; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 489). Фрагменты иконоборческого определения зачитывались Григорием, еп. Неокесарийским, опровержения - сначала диак. Великой ц. Иоанном, затем диак. и кувуклисием Епифанием. Большинство исследователей признают цитировавшиеся фрагменты подлинными и не подвергавшимися редактуре иконопочитателей. Текст ороса И. С. доступен либо в издании Дж. Манси, либо в отдельных совр. изданиях (напр.: Die ikonoklastische Synode. 2002). Др. источники менее достоверны. По большей части они относятся к 787-815 гг. («Житие Стефана Нового» (см. ст. Стефан Новый ), исторические сочинения прп. Феофана Исповедника и патриарха К-польского Никифора I и др.) или ко 2-му периоду иконоборчества (богословско-полемические трактаты патриарха Никифора, Scriptor incertus de Leone Armenio и др.) и составлены с позиций иконопочитателей. Тем не менее эти тексты дают представление о рецепции И. С. в кон. VIII - 1-й пол. IX в. Историческая ситуация Большинство источников приписывают инициативу созыва И. С. имп. Константину V ( Theoph. Chron. P. 427-428). Это подтверждается и текстом ороса ( Mansi. T. 13. P. 209, 225, 229). Будучи воспитанным в иконоборческом духе и проявляя живой интерес к богословским вопросам, имп. Константин в первые годы правления в основном занимался внешнеполитическими делами и только через 10 лет после воцарения принял решение о созыве Собора. При этом созыву И. С. предшествовали как сознательные меры, ослаблявшие авторитет и политическое влияние Патриархата ( Афиногенов. 1997), так и упомянутые в «Хронографии» Феофана под 752/3 г. народные собрания (т. н. силенции - Theoph. Chron. P. 427). Но с формальной т. зр. имп. Константин предпочел намеренно отстраниться и лично присутствовал только на последнем заседании И. С. (Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit. 1999. S. 82. Anm. 102).

http://pravenc.ru/text/293668.html

На IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451), на к-ром присутствовал еп. К. Диоген, участник «разбойничьего» Эфесского Собора (449), Кизическая митрополия была помещена на 5-е место среди епархий К-польского Патриархата. В 1855 г. она была перемещена на 4-е место. Митрополит Кизический носил титул «ипертим и экзарх всего Геллеспонта». Кизической митрополии было подчинено 12 епископий: Герма, Пиманин, Ока, Варис (Сасаварис), Адрианофиры, Лампсак, Авидос, Дардан, Илион (Троя), Троада, Пионии, Мелитополь (иногда в качестве 13-й епископии назывались Адрания, Скамандр или Скипсис) ( Darrouz è s. Notitiae. P. 207, 220, 234, 253, 267, 276, 290, 297, 312, 355. N 1-4, 6-10, 13). Некоторые Кизические митрополиты упоминаются в источниках с титулом архиепископа (напр., Иоанн во 2-й четв. VII в. и Амфилохий в 3-й четв. IX в.). В 539 г. половина города была разрушена землетрясением. В 610 г. в ц. Пресв. Богородицы в Артаке (предместье К., ныне Эрдек) Кизический митр. Стефан короновал Ираклия еще до взятия им К-поля ( Theoph. Chron. P. 299). В мон-ре вмч. Георгия в К. с 615 г. ( Thunberg L. Man and the Cosmos: The Vision of St. Maximos the Confessor. N. Y., 1985. P. 18) или немного позже до 626 г. подвизался прп. Максим Исповедник . К архиепископу Кизическому обращены его «Амбигвы к Иоанну» (628-630). С созданием в VII в. фем К. вошел в фему Опсикий. В 671-678 гг., во время осады К-поля, К. был захвачен арабами. В 691 г. (в нек-рых источниках - в 688) имп. Юстиниан II поселил в окрестностях К. беженцев-киприотов во главе с архиеп. Иоанном I ( Theoph. Chron. P. 365). Кафедра Кипрского архиепископа находилась в Нов. Юстиниане (или Артаке). Пято-Шестой (Трулльский) Собор в К-поле (691-692) на короткий период подчинил митрополита Кизического Кипрскому архиепископу: «...и епископ града Кизического да подчиняется предстоятелю реченного Юстинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластных вышереченному боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну; от которого, когда потребно будет, и самого Кизика града епископ да поставляется» ( Mansi. T. 11. Col. 961-962).

http://pravenc.ru/text/1684583.html

Тем не менее результаты церковных споров 30-х гг. V в. означали фактическое поражение школы Диодора. В последующие десятилетия взгляды и сочинения основных богословов этого круга, уже скончавшихся, изучались все подробнее и в них обнаруживалось все больше положений, к-рые Церкви следовало отвергнуть. В 441 г. Собор в Антиохии рассматривал по запросу архиеп. Прокла К-польского сочинения Феодора Мопсуестийского. Собор признал нек-рые суждения Феодора спорными, но отказался осудить их официально, указывая на запрет посмертного осуждения, а также на сходство мн. тезисов в работах Феодора с идеями каппадокийских отцов ( Theoph. Chron. P. 96). В сер. V в. активным борцом против монофизитства проявил себя еп. Василий Селевкийский. В 448 г. он участвовал в Соборе в К-поле, на котором впервые был осужден архим. Евтихий. На IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. он вновь выступал против монофизитства. Ранее считалось, что еп. Василий был автором Жития св. Феклы, однако в наст. время его авторство отвергается (см.: Dagron. 1974). В 458 г. имп. Лев I и патриарх Анатолий К-польский издали «Энкиклион», окружное послание с вопросом об отношении Церквей Востока к борьбе за Патриарший престол в Александрии. В Церквах Киликии Первой (7 епископов) и Исаврии (17 епископов) были организованы поместные Соборы, которые обратились с письмами к имп. Льву I с осуждением главы монофизитской партии в Александрии Тимофея Элура. Председателями Соборов были Пелагий Тарсийский и Василий Исаврийский. В это же время свое отношение к «Энкиклиону» должна была высказать и Киликия Вторая, где престол Аназарва занимал еп. Орест. Но о Церкви в этой провинции сведений не сохранилось. В 482 г., когда имп. Зинон издал «Энотикон», содержавший тенденцию к соглашению православных с монофизитами, в К. епископы Нестор Тарсийский и Юлиан Мопсуестийский отказались его подписать, за что были низложены ( Theoph. Chron. P. 134). Сопротивление «Энотикону» вообще представляет собой редкий случай в Церкви Востока того времени, а также свидетельствует о крепких позициях антимонофизитства в К. (т. е. еще о сохранении нек-рого влияния школы Диодора). Тем не менее позднее настроения в К. существенно изменились. В 10-х гг. VI в. большинство епископата К. поддерживало Севира Антиохийского, главу монофизитской партии. В 512 г., во время интронизации Севира на кафедру Антиохии, епископы Дионисий Тарсийский и Индак Корикский отказались принять его в литургическое общение. После признания Православия офиц. вероисповеданием Церкви в Византии в 518 г. большое число епископов в Киликии Второй и Исаврии были низложены, в т. ч. Евтрехий Аназарвский, Иоанн Мопсуестийский и Стефан Селевкийский. В то же время Киликия Первая от преследований православных не пострадала.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Sym. Hist. VIII 4-5; Theoph. Chron. P. 283). В 602 г. М. уже ожидал некоего переворота со стороны знати, какое-то время подозревал в заговоре Филиппика. В нояб. 602 г., получив сведения о начавшемся мятеже, М. попытался привлечь на свою сторону партии цирка и поручил им охрану городских стен. 20 нояб. М. узнал, что кесарь Герман и сын М. Феодосий имели контакты с мятежниками и те предлагали к.-л. из них двоих занять престол вместо М. Он вызвал обоих во дворец и обвинил в заговоре Германа, а Феодосия избил жезлом. 21 нояб. Герман скрывался в алтаре храма Пресв. Богородицы Кира, затем в соборе Св. Софии; жители К-поля не позволили его арестовать. В ночь на 22 нояб. М. снял с себя имп. инсигнии и с семьей переправился на корабле через Пропонтиду в Никомидию. Феодосия он отправил ко двору шаха Хосрова II просить поддержки, но вскоре по неясной причине приказал ему вернуться. 23 нояб. 602 г. в военном лагере близ К-поля императором был провозглашен гекатонтарх (сотник) Фока, тогда же он коронован в храме св. Иоанна Крестителя в Евдоме. 25 нояб. Фока торжественно въехал в столицу. Часть жителей К-поля, в основном из партии венетов, до последнего выступали на стороне М.; еще 27 нояб. в городе продолжались столкновения. Однако сам М. был схвачен вместе со всей семьей и 27 нояб. казнен вместе с 5 сыновьями; их головы выставили на обозрение в Евдоме. Вскоре были убиты также брат Петр, его сын Феодосий и неск. военачальников. Августа Константина и 3 дочери М. содержались под арестом во дворце Льва ( Theophyl. Sym. Hist. VIII 8-15; Theoph. Chron. P. 287-291). Гибель М. и его семьи потрясла современников. В Византии ходили слухи о том, что казнь стала наказанием за грехи М., особенно за отказ выкупать пленных ромеев. Говорили, что М. оставлял в храмах по всей империи письма к Христу, в к-рых умолял принять его жизнь в обмен на совершенные им прегрешения. Сохранилось также предание о том, что М. во время молитвы однажды услышал Глас Божий, спросивший его, хочет ли он получить возмездие за грехи в этой жизни или в будущей.

http://pravenc.ru/text/2561152.html

Jos. Flau. Antiq. Jud. – Joseph Flavius. Antiquitates Judaicae//Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. Berlin, 1955 (repr.). Vol. I–IV. Jub. – Wintermute O. S. Jubilees//The Old Testament Pseudepigrapha/Ed. J. H. Charlesworth. Vol. 2. Garden City, 1985. P. 35–142. Petr. Alex. Chron. – Самодурова 3. Г. Хроника Петра Александрийского //ВВ. Т. 18. 1961. С. 150–197. Procop. Bell. Pers. – Procopius Cesariensis. Bellum Persicum//Prokop/Hrsg. O. Veh. Bd. III: Perserkriege. München, 1970. Sym. – Symeonis Magistri et Logothetae Chronicon/Recensuit St. Wahlgren. Berlin; New York, 2006. (CFHB; 44/1). Theod. Lect. Hist. eccl. – Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. C. Hansen. Berlin, 1995 (2. Ausg.). Theoph. Chron.Theophanis Chronographia/Ed. C. de Boor. Leipzig, 1883–1885. 2 vol. Theophyl. Simoc. – Theophylacti Simocattae historiae/Ed. C. de Boor. Stuttgart, 1972 (2 ed.). Theoph. Cont. – Theophanes Continuatus//Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus/Ed. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 1–481. Афиногенов. 1991. – Афииогенов Д. E. Композиция хроники Георгия Амартола//ВВ. Т. 52. 1991. С. 102–112. Афиногенов. 2004. – Афиногенов Д. Е. Рукопись Coislinianus 305: первоначальная версия хроники Георгия Монаха//Славяне и их соседи. Вып. 11. M., 2004. С. 19–29. Беляев. 1891. – Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, материалы и заметки по      византийским древностям. Кн. 1: Обзор главных частей Большого дворца византийских царей. Приложение: Материалы и заметки по истории византийских чинов. СПб., 1891. Бибиков. 1998. – Бибиков M. В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. С. 89–107. Васильев. 1900. – Васильев А. Византия и арабы. Т. I. СПб., 1900. Васильев. 1902. – Васильев А. Византия и арабы. Т. II. СПб., 1902. Васильевский. 1880. – Васильевский В. Е. О жизни и трудах Симеона Метафраста //ЖМНП. Ч. 212. 1880. Отд. II. С. 379–437. Васильевский. 1895. – Васильевский В. Е. Хроника Логофета на славянском и греческом//ВВ. Т. 2. 1895. С. 78–151. Васильевский. 1896. – Васильевский В. Е. Два надгробных стихотворения Симеона Логофета//ВВ. Т. 3. 1896. С. 574–578.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть также сообщения ряда хронистов о длительных контактах И. и хана Джебэ, правителя ЗападноТюркского каганата. В 626 г. И. встречался с ханом Джебэ под Тифлисом и предлагал отдать ему (или скорее его сыну) в жены свою дочь Евдокию ( Niceph. Const. Brev. hist. 12; Theoph. Chron. Р. 316; Мовсес Каланкатуаци. История. II 11-12. 1984). Ок. 630 г. И. добился согласия на брак со своей дочерью от Джебэ и уже отправил Евдокию из К-поля, но вскоре узнал о перевороте в каганате и о гибели жениха и вернул ее в столицу ( Niceph. Const. Brev. hist. 18). Не позже нач. 630 г. на Востоке была отпразднована свадьба старшего сына И. Константина III и Григории, дочери экзарха Африки Никиты, помолвленных еще в раннем детстве, в 613 г. ( Niceph. Const. Brev. hist. 17). Константин и Григория приходились друг другу троюродными братом и сестрой, что не смущало И. и его двор. 7 нояб. 630 г. от этого брака родился первенец Ираклий, внук И. (визант. император с именем Констант II в 641-668). В тот же день в К-поле родился младший сын И. и Мартины Давид. Спустя год, 3 нояб. 631 г., младенцев крестили в храме Успения Богородицы во Влахернах ( Theoph. Chron. Р. 335). 1 янв. 632 г. Константин III был возведен в ранг консула; 6-летний младший сын И. Ираклона получил титул кесаря ( Niceph. Const. Brev. hist. 19). И. и большинство его современников воспринимали неожиданную победу над Персией как результат божественного вмешательства. Провозгласив священный поход против врагов христиан, И. видел в своих успехах свидетельство особого покровительства Христа. Первостепенную роль в возрождении империи И. отводил религиозно-символическим акциям, к-рые служили ритуальному очищению поруганных войной стран, городов, храмов и святынь. С 629 г. И. принял новый титул - «благочестивый во Христе василевс» (πιστς ν Χριστ βασιλες). Впервые он использован в новелле от 21 марта 629 г. ( Zepos. JGR. 1931. T. 1. P. 36; RegImp, N 199; Shahid. 1972; Idem. 1980/1981), вероятно утвержденной И. в Иерусалиме. Т. о. И. прервал традицию употребления офиц.

http://pravenc.ru/text/673855.html

637 PHK Sl 1 , доб.: «Когда состоялся Пятый Собор против нечестивого акефала Севира и против Оригена в Константинополе, 165 отцов (а от Четвертого он отстоит на девяносто [ Sl 1 : 102] лет; председательствовали на нем Евтихий Константинопольский , Аполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский, при Вигилии, папе Римском), против Оригена и его учений, где разглагольствовалось о том, что души существуют прежде тел, веря в переселение душ и конец наказаний и в то, что наши тела не воскреснут при воскресении такими же, а также в восстановление бесов в первоначальное состояние, представляя себе рай аллегорически, что, мол, не существовал и не был создан Богом материальный рай и Адам не был сотворен в теле». – V Вселенский Собор состоялся в феврале 553 г. 638 РНК : «в 15-й год»; Sl 1 : «в четырнадцатое лето». – Освящение собора Святой Софии состоялось 27 декабря 537 г., в 11-й год правления Юстиниана. 639 Так называемая «юстинианова чума» – пандемия бубонной чумы, охватившая огромные области Европы, Африки и Азии; ее пик пришелся на 551–580 гг. 640 Покорение Велисарием Вандальского королевства в Северной Африке состоялось в 533–534 гг. Гелимер, последний вандальский король (530–534), был захвачен в плен. 642 В действительности приобретения Велисария оставались в составе империи до арабских завоеваний VII в. 643 Ср. Theoph. Chron. (ed. De Boor). P. 224 (названо имя хозяина пса, но нет упоминания о профессии). 649 прославитися ему тогда паче, нежели егда Sl 1 ; †κα εδοκμησεν, τε† (post κα scrib. esse vid. μλλον vel sim.) ed. 650 Витигес – остготский король, взятый в плен Велисарием в 540 г. – О хитрости Велисария, вынудившей отступить Хосрова, см.: Procop. Bell. Pers. II, 20–21; cp. Theoph. Chron. (ed. De Boor). P. 219–220. 653 Венеты (синие, голубые) и прасины (зеленые) – главные партии (т.н. димы) болельщиков ипподрома, часто устраивавшие стычки. Юстиниан благоволил первым. 658 δικσομαι Bekker, Tafel (е Simocata & Cedreno), δικσω μ F 1 , δικσου με ed., δικσον με ΡΗΚ , н сди Sl 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010