На этом завершается единая смысловая группа глав, посвященных рассуждениям о заповедях (per9i _entol6wn). За ней следуют главы, в традиционных выражениях раскрывающие православную триадологию и отчасти христологию (per9i dogm)atwn). Вершиной и пределом ведения преподобный Григорий Синаит называет «чистое созерцание и знание двух догматов веры, то есть Троицы и Двоицы» [ 5 I .§26]. Первое – созерцание Святой Троицы «неслитной и нераздельной Единицей» [ 5 I .§26]. Второе – исповедание «во Христе двух естеств в одном Лице, то есть Единого Сына прежде Воплощения и по Воплощении в двух природах и волях – Божеской и человеческой» [ 5 I .§26]. Ипостасными свойствами трех Лиц Божественной Троицы преподобный Григорий «благоговейно» признает и исповедует «нерожденность, рожденность и исхождение» [ 5 I .§27] соответственно. «Отец – нерожденный и безначальный, Сын – рожденный и собезначальный, Дух же Святой – исходящий от Отца и подаваемый через соприсносущего Сына» [ 5 I .§27]. Неслитное соединение Божественных Лиц непостижимо сочетается с простотой Божественной Единицы, «без какого-либо чувственного качества» [ 5 I .§29]. Единый Триипостасный Бог «во всем познается и постигается тройственно» [ 5 I .§30]. Так в человеке «ум, слово и дух, существующие друг в друге и сами по себе», являют образ «невыразимой, первообразной Троицы» [ 5 I .§31]. В завершение Синайский подвижник убеждает благоговейного читателя в том, что «знать Единого Бога есть, по Писанию, корень бессмертия (ср. Ин.17:3 ), а постигнуть силу Триипостасной Единицы есть всецелая правда» [ 5 I .§32]. Следующий смысловой блок, в соответствии с акростихом, посвящен угрозам (per9i __apeil6wn) вечного осуждения, имеющего совершаться «в аде... в земле темной и мрачной, в земле вечной тьмы (ср. Иов.10:22 )» [ 5 I .§33]. Такова участь грешников по смерти и вслед за конечным приговором о них Бога. Впрочем, еще здесь, на земле, существуют «огонь, тьма, червь, тартар... в разнородном сладострастии, всепоглощающей тьме невежества и неутолимой жажде чувственных наслаждений, в трепете и смраде зловонного греха» [ 5 I .§34]. Задаваясь вопросом о природе загробных мучений, преподобный Григорий усматривает задатки их в приобретаемых в этой жизни привычках к страстям [ 5 I .§35], которые, «как зародыши адских мучений, таятся в душах грешников» [ 5 I .§38].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

В своих пророчествах об осуждении Михей предсказывает, что гнев Господень падет как на недостойных вождей Израиля, уверовавших в собственное могущество, так и на отступивший от Бога народ. В пророчествах о спасении он провидит, что спасение Израиля будет зависеть исключительно от благоволения Божия к остатку народа, который Он чудесным образом спас (2,13) и освободил из вавилонского плена (4,9.10). Титул «Царь» употребляется здесь только по отношению к Богу. Из сохранившегося остатка Израиля произойдет Иисус Христос (5,3), Который будет править силою Господа (5,1–6). Под властью Сего Пастыря-Царя, рожденного в Вифлееме (5,2), остаток сделается «сильным народом» (4,6.7), Церковью нового завета. Получивший прощение остаток будет главенствовать надо всеми, потому что Бог клятвенно обещал Свою верность патриархам (7,18–20). Народ завета зависит от высшей милости Божией (5,9), а не от трудов рук своих (5,10–15) и «ходит во имя Господа» (4,5). Содержание I. Вступление (1,1) II. Осуждение и спасение (1,2 2,13) А. Осуждение Самарии (1,2–7) Б. Осуждение Иудеи (1,8–16) В. Осуждение алчных землевладельцев (2,1–5) Г. Осуждение лжепророков (2,6–11) Д. Остаток сохранится в Сионе (2,12.13) III. Осуждение недостойных вождей и обетование праведного вождя (3,1 5,15) А. Правители уподоблены людоедам (3,1–4) Б. Пророки, проповедующие ради корысти (3,5–8) В. Сион будет распахан (3,9–12) Г. Сион возвысится (4,1–5) Д. Остаток сделается сильным народом (4,6.7) Е. Сион вновь будет владычествовать (4,8) Ж. От нынешних бедствий ко грядущему спасению (4,9–13) З. Мессия-Владыка (5,1–6) И. Остаток благоухание жизни (5,7–9) К. Господь защитит владения Свои (5,10–15) IV. Надежда во мраке (6,1 7,20) А. Что требует Господь (6,1–8) Б. Исполнение проклятий (9,9–16) В. «Государственный корабль» разбился (7,1–7) Г. Гимн победы (7,8–20) Глава 1 1:1 Вступление. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания. Слово Господне. Михей возвещает о своем служении. открыто. Слово Господне через сверхъестественное откровение сообщается внутреннему взору или слуху пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 5-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Самаряныни. В Неделю 5-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Толкование чтений в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Толкования на Евангелие (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Толкования на Евангелие (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 5-ю по Пасхе (Евангельское чтение)   Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в неделю 5-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Деян 11:19. Между тем рас­сеяв­шиеся от гоне­ния, быв­шего по­сле Стефана, про­шли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не про­поведуя слово, кроме Иудеев. Изложив события, требовавшие особого к ним внимания и имевшие место после убиения Стефана, вне взаимной связи между собою (Деян 8, Деян 9, Деян 10), дееписатель переходит к указанию деятельности рассеявшимся верующим за пределами Иудеи и Самарии, о чем им уже было слегка указано. Теперь дееписатель хочет нагляднее представить важные результаты и гонения и рассеяния. «Гонение, — говорит Златоуст, — немало принесло пользы проповеди Евангельской. Если бы враги старались нарочито распространить Церковь, то сделали бы не что иное, как это: разумею рассеяние учителей».

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

Тот, кто жнёт, получает награду и собирает урожай для Жизни Вечной, чтобы рады были и Тот, Кто сеял, и тот, кто жал, согласно известной поговорке: один сеет, другой — жнёт. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; трудились другие, а вы лишь пожинаете плоды трудов их. Многие же самаритяне из того города поверили словам женщины, рассказавшей, что Иисус поведал ей обо всём, что было с нею, поэтому, когда самаритяне пришли к Нему, они попросили Его остаться у них. И Он остался там на два дня. После поучений его множество людей уверовали в Него, а женщине той они говорили: мы не с твоих слов веруем, но сами слышали Его и убедились, что Он воистину Спаситель мира — Христос. Через два дня Он ушёл оттуда и отправился в Галилею. И хотя Иисус Сам когда-то говорил, что пророк в отечестве своём славы не имеет, однако, когда Он пришёл в Галилею, галилеяне радушно встретили Его, потому что они ходили в Иерусалим на праздник и видели все чудеса, которые Он совершил во время праздника. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 5-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Самаряныни. В Неделю 5-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования на Новый Завет (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Толкование чтений в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке (Апостольское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Толкования на Евангелие (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский.  Толкования на Новый Завет (Евангельское чтение) Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 5-ю по Пасхе. Исполнение воли Божией — пища, насыщающая человека (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Толкования на Евангелие (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Протоиерей Александр Мень. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе. Про­по­ведь в Неде­лю о са­ма­рян­ке (Евангельское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 5-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский .  Неделя 5-я по Пасхе. Неделя о самарянке (Евангельское чтение) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Когда самарянская женщина спешно вернулась в свой городок и стала звать соседей пойти и посмотреть на Христа, она говорила: «Пойдем! Вот человек, который сказал мне все, что я сделала!» И народ собрался и слушал, что у Христа было им сказать.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

Пастыри и пастырское попечение     Апостолы призывали всех христиан наблюдать друг за другом с любовной заботой и молитвой (1 Ин 3:16—18, 1 Ин 5:16, Гал 6:1—2, Евр 12:15—16), но они также назначали в каждой общине старших, называвшихся «пресвитерами» (Деян 14:23, Титу 1:5), которым вменялось блюсти членов общины, как пастухи блюдут овец (Деян 20:28—31, 1 Пет 5:1—4), научая их собственным примером (1 Пет 5:3) избегать всего вредоносного и тяготеть ко всему доброму. В силу своих обязанностей пресвитеров называли также «пастухами» (греч. «пойменес»), или «пастырями» (Еф 4:11), и «блюстителями» (епископами, от греч. «епископой» «надзиратель», «блюститель», Деян 20:28 ср. Деян 20:17, Титу 1:5 ср. Титу 1:7, 1 Пет 5:1—2), а также и другими словами, отражавшими их руководящую роль (1 Фес 5:12, Евр 13:7,17,24). Община, со своей стороны, должна была признавать авторитет поставленных ей Богом руководителей и следовать их указаниям (Евр 13:17).    Подобный образец присутствует уже в Ветхом Завете, где Бог является Пастырем Израиля (Пс 79:2), а цари, пророки, священники и старейшины (местные руководители) призваны быть Его помощниками, т.е. исполнять роль «подпасков» (Чис 11:24—30, Втор 27:1, Езд 5:5, Езд 6:14, Езд 10:8, Пс 76:21, Иер 23:1—4, Иез 34, Зах 11:16—17). В Новом Завете Иисус Пастырь добрый (Ин 10:11—30) и Пастыреначальник (1 Пет 5:4), а пресвитеры Его подчиненные. Апостол Петр называет себя «со-пастырем» Христу (1 Пет 5:1), напоминая, вероятно, о том, что духовное пастырство было особой задачей, которую Иисус поставил перед ним, восстанавливая его на служение (Ин 21:15—17).    Некоторые пресвитеры были и учителями (1 Тим 5:17, Титу 1:9, Евр 13:7), а в Еф 4:11—16 сказано, что Христос дал церкви пастырей и учителей, чтобы те сделали каждого члена церкви пригодным для служения, обнаружив и развив в нем духовные дары. Среди руководителей общин во времена апостолов могли быть учителя, которые не являлись пресвитерами (2 Тим 2:2), и пресвитеры, которые не занимались учительством, а также те, кто и руководил, и учил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1215. Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217. Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218. Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238. Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240. Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245. …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255. Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25). 1256. «Подражание», Кн. 3, гл. 2. 1257. Ин. 19. 24. 1258. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Как действовать, судя по возрасту (5:1–2) Б). Как устроять вдовиц (5:3–16) а) О пристроении и обеспечении вдовиц вообще (5:3–8) Отличать истинных от нехороших (ст. 3–7) и от обеспеченных, призревая только одиноких. А у кого есть дети и внучата, учить последних заботиться о своих вдовах, ибо это – долг их веры (ст. 8). б). Как поступать со вдовами престарелыми (5:9–10) Вдов престарелых от 60 лет, доброго поведения, принимай на иждивение Церкви. в). Как поступать со вдовами юными (5:11–15) Плохо себя зарекомендовавших, ищущих в пособии предлог к праздности, отстранять (ст. 11–13). Совет Апостола – молодым вдовам выходить замуж (ст. 14–15). г). Заключительное слово о вдовах (5:16) Г). Всем вообще – не отягчать Церкви. Д). Как действовать относительно пресвитеров (5:17–25) а). О содержании их (5:17–18) Преимущество отдавать тем, кто учит. б). О поведении их (5:19–21) Вины их надо строго проверять (ст. 19), тогда обличать со всею строгостью (ст. 20), и во имя всего святого, делать это без лицеприятия (ст. 21). в). О рукоположении пресвитеров (5:22–25) Будь чист, чтобы быть чутким и к чистоте поставляемых (ст. 22). Но чтобы Тимофей, речь о чистоте не понял в смысле особенного воздержания, говорит о питье для него вина, как лекарства (ст. 23). Будь внимателен, продолжает Апостол, к кандидатам во священство (ст. 24–25). Д). Как, и чему кого учить, судя по его внешнему положению в обществе (6:1–19) а). Чему учить рабов (6:1–2) Чтобы их поведение не было хулою на веру. Особенно рабы не должны забываться у верных господ-христиан, а еще с большею любовью и им служить. б). Чему учить богатых, и урок самим пастырям о нестяжательности (6:3–19) Е). Изображение недоброты инакоучащих (ст. 3–5) Явились лжеучители (ст. 3), руководимые гордостью , которые свое учение ставили выше всего, и наполняли Церковь спорами, от которых было только злоречие, а не назидание, и все из-за корысти, чтобы приобрести себе побольше последователей и жить на их счет. Таких надо избегать (ст. 4–5). Ж). Пагубные последствия от любостяжания для веры и жизни (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

3.3.1. Всеобщая благодать 3.3.2. Собственно церковная благодать 3.3.2.1. Оправдывающая благодать 3.3.2.2. Благодать сохраняющая и возрождающая духовную жизнь 3.3.2.3. Особые дарования благодати (charismata) 3.4. Отношение благодати к свободе 3.4.1. Ложные учения об отношении благодати к свободе 3.4.1.1. Пелагианство 3.4.1.2. Учение блж. Августина 3.4.2. Православное учение об отношении благодати к свободе 3.4.3. Значение веры и добрых дел в устроении спасения 4. О Церкви как орудии, через которое Господь совершает наше спасение 4.1. О Церкви как посреднице в деле освящения 4.2. Понятие о Церкви Христовой 4.3. Понятие о Церкви Христовой на земле 4.4. Основание Церкви Господом Иисусом Христом 4.5. Цель и назначение Церкви 4.6. Иисус Христос — Глава Церкви, и Святый Дух — Параклит. Христологический и пневматологический аспект Церкви 4.6.1. Господь Иисус Христос — Глава Церкви 4.6.2. Святой Дух в жизни Церкви 4.6.2.1. Христологический аспект Церкви 4.6.2.2. Пневматологический аспект Церкви 4.6.2.3. Христологический и пневматологический аспекты Церкви в их единстве 4.7. Существенные свойства истинной Церкви Христовой 4.7.1. Единство Церкви 4.7.2. Святость Церкви 4.7.3. Соборность, или кафоличность Церкви 4.7.4. Апостольство Церкви 4.8. Богоучрежденная церковная иерархия 4.8.1. Апостолы 4.8.2. Епископы 4.8.3. Пресвитеры 4.8.4. Диаконы 4.9. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения 4.10. Союз между Церковью земною и Церковью небесной 4.10.1. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле 4.10.2. Почитаие святых. 4.10.3. Почитание мощей святых угодников Божиих 4.11. Почитание святых икон 5. Понятие о Таинствах как средствах освящения человека 5.1. Таинство Евхаристии 5.1.1. Установление таинства Евхаристии 5.1.2. Евхаристия как таинство 5.1.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии 5.1.4. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах 5.1.5. Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве 5.1.6. Евхаристия как Жертва 5.1.7. Выводы литургического характера 5.1.8. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн Раздел IV. О Боге как судии и мздовоздаятеле.

http://sedmitza.ru/lib/text/443331/

3.1.2.3. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству 3.1.3. Православное учение о Лице Искупителя 3.1.3.1. Краткая история догмата 3.1.3.2. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств 3.1.4. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе 3.1.4.1. По отношению к Нему Самому 3.1.4.2. По отношению к Пресвятой Троице 3.1.4.3. По отношению к Деве Марии а) Дева Мария именуется Богородицей (по-гречески Theotokos). 3.2. Учение о совершении Господом Иисусом Христом нашего спасения, или о таинстве Искупления. 3.2.1. Понятие об Искуплении в свете данных Священного Писания 3.2.1.1. Необходимость Искупления для спасения человека 3.2.1.2. Этимология слова " искупление " 3.2.1.3. Цель Искупления 3.2.1.4. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие Искупления 3.2.1.5. Искупление - Откровение Божественной любви к человеку 3.2.1.6. Библейские и святоотеческие образы Искупления 3.2.2. Существующие теории Искупления. 3.2.2.1. Юридическая теория Искупления 3.2.2.2. Нравственная теория Искупления 3.2.2.3. Учение об Искуплении современных православных богословов 3.2.3. Почему дело Искупления, совершенное Христом Спасителем, связано для Него с величайшим подвигом 3.2.4. Как примирить учение о Божественном милосердии с идеей Божественной правды и справедливости 3.2.5. Составляющие Искупления 3.2.5.1. Боговоплощение 3.2.5.2. Учение Господа нашего Иисуса Христа 3.2.5.3. Чудеса Спасителя 3.2.5.4. Крестная смерть 3.2.5.5. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом 3.2.5.6. Воскресение Господа Иисуса Христа 3.2.5.7. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо 3.2.5.8. Вечное царствование Иисуса Христа по Вознесении на небо 3.2.6. Спасительные плоды искупительного подвига Иисуса Христа 3.2.6.1. Освобождение от наказания 3.2.6.2. Очищение от грехов 3.2.6.3. Примирение с Богом 3.2.6.4. Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения 3.2.6.5. Дарование полноты благ Раздел III. О Боге - Освятителе. 1. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом Спасения 2. Содержание учения о Боге - Освятителе 3. Учение о благодати как о силе, нас освящающей 3.1. Понятие о благодати в свете Свщ. Писания 3.2. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати 3.3. Виды благодати

http://sedmitza.ru/lib/text/443331/

Коснувшись взаимоотношений попечительного ума и благодати освящения и обновления, преподобный Григорий, верный схеме составленного им акростиха, в главах, номера которых соответствуют словам per9i _entol6wn, повествует о существе и назначении Божественных заповедей. Итогом движения по пути исполнения заповедей должно стать вступление в град спасения. Впрочем, далеко не все шествуют по нему рассудительно. Некоторые и вовсе увлекаются на распутия пороков, всегда «смежных с добродетелями» [ 5 I .§14]. Таковые забывают, что «заповеди [не допускают] ни опущения, ни излишества, но [требуют осуществления] богоугодной цели и одной только Божественной воли» [ 5 I .§12]. Правый путь, ведущий к Богу, пролегает в сердце, в своей подлинности и незаблудности свидетельствуемый «сердечной правотой» [ 5 I .§15]. Рассудительно идущим по этому пути «свойственно всегда предпочитать [всему] величайшую родовую заповедь о памяти Божией» [ 5 I .§17]. Сверх того, первоначальное достоинство нетления, некогда утраченное человеком, возвращается благодаря исполнению заповедей о послушании и посте [ 5 I .§18]. Собрание всех заповедей в целом уподобляется зрелому человеку, в котором цельность природы и постоянство навыков метафорически изображают единство заповедей, добродетелей и оживляющей все благодати Святого Духа [ 5 I .§20]. Возрастание «тела заповедей» в меру совершенства дается ценой настойчивого поиска «чистого разумного молока [и меда] материнской благодати» [ 5 I .§21]. Усердный искатель благодати, действующей как «окормляющая и питающая сила Духа» [ 5 I .§21], усваивает самый «[смысл] содержания заповедей» непосредственным исполнением их и благодаря этому действенным образом участвует в истине [ 5 I .§22]. Прикосновение к подлинному ведению открывается очищенному и восстановленному «в исконном достоинстве» [ 5 I .§23] уму, который, таким образом, «взирает на Бога и от Него принимает Божественные мысли» [ 5 I .§23]. Так утверждается «неложная слава [разумных] существ в истинном знании видимых и невидимых вещей» [ 5 I .§25].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010