«Вместе с Адамом и Евою начала свое существование и церковь Христова» 122 . 96 Св. Феоф. Антиох., к Авт., кн. II гл. 24, – см. Св. П. Преобр., Соч. др. хр. аполог., стр. 211; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр. 100, слово якорное, гл. 57. 99 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 274 стр., Толк, на кн. Быт., гл. II; – тоже см. Св. Феоф. Ант., к Авт. к. II, г. 24, – см. Св. П. Преобр., Соч. др. хр. апол., стр. 211. 100 Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 35–36, Толк. на кн. Быт. вопр. 30; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр.102, Слово якорное, гл. 58. 102 Св. Иуст. Фил., Разгов. с Триф., 86, – см. свящ. П. Преобр., Соч. Св. Иуст. Фил. и Муч., 291 стр. 104 Тв. Бл. Феод., т. I, 35 с. Толк. на кн. Быт., вопр. 28; – Тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар. ч. II, 446–7 стр.; Бес. на кн. Быm. VII ; – Бес. на кн. Быт., ч. I, Бес. XVI; – О том же см. Aug., De civ. Dei, XIV, 17; – Basil. Selevc., op. II, de Adam; – Severian. orat. VI, de mundi..., – см. Пр. Догм. Б. Пр. Макария, II, 170. 105 Св. Феоф. Ант., к Автолику, кн. II, гл. 25, – см. Св. П. Преображ., Соч. др. хр. апологетов, стр. 212–213; – Тоже см. Тв. Св. Григ. Богос., т. III, 243 стр., слово 37, на Богоявление или на Рождество Спасителя; – т. IV, 244 стр., Слово VII, о душе. 106 Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, Москва, 1852 г., стр. 76, о рае, 7; – тоже см. Тв. Св. Иоан Зл., Слова и Бес. на разн. случаи, ч. II, Спб. 1865 г., стр. 141, Бес. I, в нед. Св. Пасхи; – Бес. к Ант. нар., ч. II, стр. 448, Бес. на кн. Быm. VII . 107 Тв. Св. Григ. Бог., т. IV, стр. 182, Слово 45, на Св. Пасху; – тоже см. Тв. Св. Гр. Бог. т. IV, стр. 244, Слово VII, о душе; – о том же см. Tertull., Adv. Marcion. II, с. 6; – Didym., cont. Manich., in T. IV Bibl. PP. p. 871, – см. Пр. Догм. Бог. Пр. Мак., II, 165 стр.; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 282 с., Толк. на кн. Бытия, гл. 3; – Св. Феоф. Ант., к Авт., II, 27, – свящ. П. Преоб., Соч. др. хр. ап., стр. 214. 110 Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 267. Бес. XVI; – о том же см. Tertull. Adv. Judaeos, c. 2, – in Patrol curs. complet., t. II, p. 599, – см. Пр. Догм. Б. Пр. Мак., II, 167; – тоже см. Aug. in ps. LXXI; – Cont. Advers legis et proph., I, с. 14, – см. Пр. Догм. Бог. Пр. Мак., II, 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Иустин и в первой своей апологии, нежели к императору Марку Аврелию Философу, которому никогда не усвоялся титул Нежного, и его соправителю Люцию Антонину Веру, который в царствование Марка Аврелия сам был также императором, или Коммоду, который по смерти Люция сделался соправителем своего отца, уже в 176-м году. Наконец так приличнее думать о творении мужа, «который жил не много спустя после апостолов» (Евсев. Ц. Ист. кн. 2, гл. 13), и «недалеко отстоял от них, как по времени, так и по добродетелям» (Мефод. Тирск. Apud Photium, Biblioth. Cod. 234, pag 921). Выбор же чтения: οδε φιλοσφ κασαρος παιδ, вместо обыкновенного: οδε φιλοσφου, представляется неосновательным, а для певой апологии – даже весьма странным, и все толкования, соединяемые с ним, кажутся крайне натянутыми, 408 Евсев. Церк. Ист. кн. 4, гл. 8 «непритворный любитель истинной философии». Tertull. Adv. Valent. Cap. 5. Tatian. Orat. Contra Graecos, num. 18 et 19. 411 Св. Иустин Мученик пострадал, по всей вероятности, в царствование Антонина Нежного. Акты его допроса, сохранявшиеся не без повреждения, можно читать, кроме Ruinart. Acta Matyr., также в Библиот. Galland. Tom. 1, pag. 624–626, edit. Venet. 1788. 413 Не ранее конца 176 года. – Πρεσβια περ χριστιανων, – Galland. Biblioth. Tom. 2, pag. 3–36; cf. Prolog. Cap. 1, pag. III–VIII. 414 Из древних писателей только св. Мефодий, епископ тирский, упоминает об Афинагоре, – см. Epiphanii adv. Haereses, haeres. 64, num. XXI, pag. 544, edit. Coloniae 1682 ann. Et Photii Biblioth cod. 234, pag. 908. Что же касается отрывка из Христианской Истории Филиппа Сидекаио (Сокр. Схол. Ц. И. кн. 7, гл. 26 и 27, по русск. Церк. Стр. 448–450), изданного Доднеллом in appendice Dissert. Ad Irenaeum; то уже не все сведения, сообщаемые в нем об Афинагоре, заслуживают доверие. – См. Евсев. Ц. И. кн. 4, гл. 11. – νηρ ν υτ χριστιανσας τ τρβωνι, – из истор. Филиппа Сидск. Об Афинагоре, см. Galland. Biblioth. Tom. 2, prolog. Cap. 1, pag. III. 415 Смотр. Например Tertull.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

1195 Блажен. Августин., доказывая, что диавол пал не завистью, а гордостью, указывает именно на этот текст: merito initium omnis peccati superbiam Scriptura definivit, dicens: initium omnis peccati superbia (De Genes. ad lilt. XI, c. 14; Cf. de civit. Dei XIV, c. 13). 1200 Origen. in Ezech. hom. IX, 2; Василий Великий , на 2 гл. Исаии в “Творениях святых Отцов,” VI, стр. 116–118, – и на 10 гл. Ис. там же стр, 341; Chrysost. in Genes. homil. XXII (Opp. t. II, p. 216); Cyrill. Alex. contr. Anthropomorph. c, 17; Феодорит. и Иерон (см. выше примеч. 1194); Августин, (- примеч. 1195,); Иоанн Дамаскин , Точн. Излож. прав. веры кн. II, гл. 4; Cassian. Coll. VIII, с. 20. 21; Димитрий Ростовский , Сочин. ч. I, стр. 56. 1205 Justin. Apol. 1, 28; II, 8; Tatian. ad Graec. XIV,XV; Iren. 1, 10; Tertull. adv. Marcion. II, 10; Origen. Epist. ad Fabian, n. 6 (ed. De la Rue T. p. 5); Hilar. in Ps. CXLVIII , n. 7; August. de civ. Dei XXI, 17; Hieronym. adv. Rufin. I. in T. II, part. II, pag. 379, ed. Mart. 1226 Clem. Alex. Strom. VI, 16; Origen. de princip. III, 5; Augustin. de Genes. ad litter. IV, 22; de Genes. contra Manich. II, 3; Procop. Gaz. Octateuch. comm. in Genes. cap. 1. Conf. Natal. Alex. Hist. eccles. V. T. tom. 1, diss. l, art. 8, prop. 1. 1229 Theopfil. ad. Autol. II, 12–18; Hippol. in Genes. I, 6; Василий Великий , бе­седы на Шестодн.; Chrysost. in Genes. homil. III, n. 3; Serm. 1, n. 3; Athanas. contra Arian. orat. III; Ambros. in Hexaëm.; Gregor. Nyss. in Hexaëm.; Epiphan. haer. LXV, n. 4. 5; Theodoret. quaest. in Genes. XXI, в Хр. Чт. 1843, III, 353. Срав. примеч. 1226. 1236 Chrysost. in Genes. homil. III, n. 1. 2; Hilar. de Trinit. XII, c. 40; Epiphan. haeres. LXV, n. 4, 5. 1237 Ideo primo fecit Deus, postea vetustavit, ut cundem credamus ornasse, qui fecit, et fecisse, qui ornavit; ue alterum putemus ornasse, alter иш creavisse; sed eundem utrumque esse operatum, ut primo faceret, postea componeret (Ambros. in Нехаëт. I, c. 7). 1238 Severian. Orat. 1 de mundi creat. cap. 3; Method, (apud Phot. Biblioth. cod. CCXXIV); Gregor. Magn. Moral. XXXII, 12, n. 16: Rerum substantia simul creata est, sed simul species formata non est, et quod simul existit per substantiam muteriae, non simul apparuit per speciem formae.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1415 См. выше примеч. 1386. 1388. “Для того, замечает Иоанн Златоуст , и записал блаж. Моисей само имя места (где находился рай), чтобы охотники до суесловия не могли обольщать простодушных и говорить, будто рай находится не на земле, а на небе, и распространять подобные басни” (in Genes. homil. XIII, n. 3). 1418 Chrysost. in Genes. homil. XVI, n. 5, 6; Basil. Selevc. orat. II de Adam.; Severian. Orat. VI, de mundi opific.; Theodoret, in Genes. Quaest. 26 в Христ. Чт. 1843, III, 357. Святой Иоанн Златоуст в указанном месте сильно вооружается против мысли, будто древо это по природе имело способность сообщить нашим пра­родителям познание добра и зла, и доказывает, что Адам и до вкушения от древа понимал уже умом своим, что – добро и что – зло. 1419 Как думают некоторые из новейших. Schwars. Handbuch der Christl. Relig. Т. II, § 148; Dobmayer, Systema Theolog. cathol. T. VI, § 10 и друг. 1422 “Что было для души, говорит святой Василий Великий , преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами” (Беседа о том, что Бог не виновник зла, в “Творениях святых Отцов,” VIII, 154). 1427 Точн. Излож. прав. веры, кн. II, гл. 30, стр. 134. В другом месте того же сочинения святой Иоанн Дамаскин выражает догадку, почему диавол избрал в орудие именно змия: “До падания, говорит он, все было подвластно человеку; ибо Бог поставил его начальником над всем, что находится на земле и в водах. Даже и змий был близок к человеку, и еще больше других животных приближался к нему, и своими приятными движениями как будто разговаривал с ним. Вот почему диавол, начальник эла, чрез него внушил прародителям пагубнейший совет” (кн. II, гл. 10, стр. 83). 1428 Justin. Dialog. cum Tryph. с. 103. 124: Tertull. de patient, c. 5; Origen. in Joann. T. XX, n. 21; Lactant. Instit. divin. 11, 13; Euseb. Praep. Evang. VII, 10; Ambros. de paradise c. 11, n. 9; Greg. Nyss. in Ps. Tract. II, c. 16; Theodoret. Quaest. in Genes. XXXI, в Хр. Чт. 1843, III, 361.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

316 Cypr. De unit. eccl. f. 108. – M. Филарет Слова, изд. 1848 г. II. 97, у Городк. 259: «Никто никогда не приписывал Христу многих тел». 321 Пр. Катехизис чл. 9. – Iust. Apolog. 1. 16. Cypr. Ер. 54. Herm. Past. lib. III. Sim. 9. c. 14. И. Злат. Беседы на посл. к Еф.стр. 48. 194. « Церковь часто болела опасно припадками ересей», – читаем мы в деяниях VI вс. собора, – «но не иначе получала уврачевание православия, как посредством приглашения благочестивых и христолюбивых царей и совещаний и собраний богоносных иереев»; собрания имеют ту цель, «чтобы отсечь непотребство сгнившего или соблазнительного члена, особенно, когда он не примел уврачевания, а все прочее тело Христово укрепить пластырем, т.е. догматами благочестия, говоря словами Евангелия, чтобы погиб один член и спаслась полнота целой Церкви». См. Деян. вс. соб. в рус. пер. Каз. 1871. V Ι. 541. 323 Толкование этих иноплеменников св. Григорий Богослов дает в своем прощальном слове, произнесенном во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов. По рус. пер. сл. 42-е. Твор. Гр. Бог. Моск. 1844, IV. 41. 326 Под этим зверем, τον νν παναστντα θρα, св. Григорий разумеет императора Юлиана Отступника. 329 I. Chrys. In ер. ad Eph. с. III. hom. VI. Opp. ed. Montf. Par. 1838. XI. 50; рус. пер. стр. 101. Тоже говорить св. Григорий Бог. См. его Твор. рус. пер. Моск. 1844. II. 183, при чем не щадить и «некоторых вельмож – более златолюбивых, нежели христолюбивых.., сомнительных родом, но отъявленных нечестием». Там же, стр. 195. S. Greg. Naz. Orat. 21. Opp. ed. Colon. 1690. I. pag. 385 D. 330 I. Chrys. In ep. ad Eplies. с. IV. bom. X. Opp. ed. Montf. Par. 1838. XI. 91; рус. пер. стр. 177. Подобное же см. у св. Всил. В. Твор. рус. пер. Моск. 1846. III. 352. 331 Iren. Haer. lib. III. с. 4. § 1. lib. V. с. 20. § 2. Clem. Alex. Paedag. lib. 1. 6. c. f. 116. Cypr. De unit. eccl. f. 109. Ep. 72. De orat. dom. f. 141. Iust. Dial. c. Tryph. n. 42. Tertull. Apol. c. 37. Adv. Iud. c. 7. И. Злат. Беседы на посл. к Еф. стр. 167–8.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

533 Plato, Epist 2 ad Dionys (apud Euseb. Praep. Evang. lib. II, cap. 20); Epist. 6 ad Hermiam, Erastum et Corisoum. 534 Plotin. Ennead. V, lib. 1, cap. 3,8. 13; Numenius apud Evseb. Praepar. Evang. lib. II, cap. 20; Macrobius, in somnium Scipionis lib. 1, cap. 14. 535 Proclus, in Commentar. ad Timaeum lib. II; Juslin. Cohort, ad Graecos: γον Πλατν ποτ μν τρες ρχς το παντς εναι λγει, θεν, κα λν, κα εδος, ποτ δ τσσαρας, προστθησι γρ κα τν καθλου ψυχν. 536 Cyrill. adversus Julianum lib. 1. Conf. Baltus, Défense des SS. Pères accu­sés de platonisme, liv. II, c. 3. 537 Justin. Apolog. 1, n. 59. 60; Exhort. ad gent. n. 3–6; Clem. Alex. Strom. lib. V, p. 710; Euseb. Praerar. Evang. lib. II, cap. 20; Theodoret. contra Graecos serm. 2; Augustin. de doctr. Christ, lib. I, с. 28. 538 Vid. apud Stattler, Theolog. theoret. tractat. V, et Zimmer. Theolog. Christ. pag. III, § 58. Но гораздо страннее умственные доказательства троичности в Боге, какие представлял схоластик Раймунд Лулл, хвалившийся их непрере­каемой ясностью и убедительностью. Одно из них, например, состоит в следующем: In Deo debet esse bonificativum, bonificabile ct boniftcans. Atqui bonificativum ejusmodi est Pater, bonificabile est Filius, et bonificans est Spiritus Sanctus. Ergo ex eo patet, tree esse in Deo admittendas personas... (Lib. de demonstr. acquiparent.). 539 Tertull. advers. Prax. cap. VIII; Athanas. coutra Arian. orat. IV; Gregor. Naz. de Theolog. orat. V; Gregor. Nyssen. contra Evnom. lib. 1; Augustin de fide et symbolo c. IX, n. 17; de Trinit. lib. IX, n. 18; X, n. 19; XIV, n. 8. 13; XV, n. 28; Святитель Димитрий Ростовский . Розыск, стр. 292: “Есть душа образ Божий, по­неже имать тройственную силу, а едино естество. Силы же души человеческие сия суть: память, разум, воля. Памятью подобится Богу Отцу, разумом Богу Сыну, волей Богу Духу Святому. А якоже в Святой Троице аще и три суть Лица, обаче не три бози, но един Бог: сице и в души человеческой аще и три суть душевные силы, обаче не три души, но едина душа..”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

622 Cyprian. Epist. XXVIÏ inde per temporum et succesionum vices episcoporum et ecclesiae ratio decurrit, ut ecclesia super episcopos constituatur, et omnis actos ecclesiae per eosdem praepositos gubernetur (Cfr. Epist. XXVI); Basil. Epist. LXXXI Innocentio episcopo, в Тв. св. Отц. X, 196. 623 Ignat. ad Ephes. n. 3; ad Philadelph. n. 4; ad Trall. n. 7. 624 См. выше примеч. 544. 625 «Конечно, тоже самое были и прочие апостолы, что и апостол Петр, т. е. имели равную честь и достоинство» (св. Киприан, о единстве Церкви, UII. Хр. Чт. 1837, 1, 25). 626 Ubicunque fuerit episcopus, sive Romae, sive Eugubii, sive Constantinopoli sive Rhegii, sive Alexandriae, sive Tanis, ejusdem meriti, ejusdem est et sacerdocii… Omnes apostolorum successores sunt (Hieronym. Epist. CXLVI ad Evangelum, n. 1, in Patrolog. curs. compl. T. XXII, p. 1194, ed. Migne). 627 Правил. апост. 1; Собор. ник. 4; антиох. 19. 23; лаодик. 12; карфаг. 13; халкид. 28 и др. 628 Прав. апост. 74; карфаг. 12. 28; константинопол. 6; Кирилл. Алекс. 1. 629 Перв. всел. прав. 5; втор. 2; четверт. 19; шест. 8; антиох. 20; карфаг. 87. 88. 630 Tertull. de jejun. c. 13; Basil. Epist. CXIV, в Тв. св. Отц. X, 257; Ambros. de fide III, c. 15; Augustin. Epist. LIV ad Januar.; Leo Epist. LXXVIII ad Leon. Aug. c. 3; Greg. M. Epist. ad Joann. Constantinopol. 631 Правил. апостол. 34; антиох. 9; перв. вселен. 5; четв. 19; шест. 8. 632 Iren. contr. haeres. III, c. 14; Cyprian. Epist. XXXV. 633 Origen. tract. XXIV in Matth. 634 Cyprian. Epist. LII. 635 Const. apostol. lib. III, c. 67; Cyprian. lib. III testimon. c. 84. 636 По выражению Церкви в известных молитвах. 637 κρατοσης … τς μας κα μνης αληθς κεφαλς , τις στν Χριστς . De judicio Dei n. 3, в Тв. св. Отц. IX, 12. 638 Ες Χριστς μα κεφαλ τς εκκλησας . Orat. XXXI. в Тв. св. Отц. III. 220. 639 In Ephes. сар. 1, v. 23. 640 Greg. Nyss. contr. Eunom. Orat. XII, in T. II, p. 725, ed Morel; Theophilact. in 1 Corinth. XI, 3; XII, 27. 641 Epist. ad Corinth. 1, n. 46, в Χ р. Чт. 1824, XIV, 284.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

899 Кирил. иерус. поуч. тайноводств. II, п. 4, стр. 446; Greg. Nyss. de baptism. Christ., in T. III, p. 327 (ed. Morel.)·, Catech. c. XXXV; Leo, Epist. ad episc. Sic. c. 3. 900 «Евномиан, единократным погружением крещающихся, в монтанистов..., которые из них желают присоединены быть к православию, приемлет, якоже язычников. (Собор. вселенск. II, прав. 7). 901 Cabassut. Synops. Concul. III, pag. 331, Paris. 1838; Klee, Kathol. Dogmat. III, 5, 128, Mainz 1845; Manuel de l’hist, des dogm. Chret. II, p. 209, Paris 1848. 902 De eccles. hierarch. c. II, n. 7. 903 Nam nec semel, sed ter ad singula nomina in Personas singulas tingimur (Adv. Prax. c. XXVI). Aquam adituri… ter mergitamur… (de corona milit. c. III). См. выше примеч. 878. 904 См. выше примеч. 898. 905 Greg. Nyss. Orat. Catech. c. XXXV. 906 Tertull. de poenit. c. VI; Euseb. Η . E. VI, 43; Augustin. in Joann. Tract. LXXX. 907 Nec quemquam movere debet, quod aspergi vel perfundi videntur aegri, cum gratiam Dominicam consequuntur, quando S. Scriptura per Ezechielem prophetam loquatur et dicat: et aspergam super vos aquam mundam et mundamini ab omnibus immundiciis vestris... Unde apparet aspersionem quoque aquae instar salutaris lavacri obtinere... Epist. LXXVI. 908 См. книгу: «Оправдание ист. Христиан, обливат. крещением крещающихся», изд. в 1701 году. 909 См. примеч. 889. 898. 903. 910 De princ. 3, п. 2. 911 … baptizari in plena et adunata Trinitate. Epist. ad Jubaj. LXXUUU. 912 Epist. ad Serap. 1, n. 30. 913 О Св. Духе, гл. 19, в Тв. св. Отц. VII, 273. Снес. примеч. 898. 914 Greg. Nyss. Orat. II, in Eunom. T. II, p. 430, ed. Morel; Ambros. in Luc. VIII, n. 67; de myst. IV, n. 20; Cyrill. Alex, in Jes. lib. II, T. IV, p- 283, ed. Aub. 915 In Patrem et in Filium et in Spiritum S. baptizamur et ter mergimur (in Ephes. c. IV). 916 Certa sunt Evangelica verba, sine quibus non potest consecrari baptismus… (de baptism. VI, c. 25). 917 Apud. Phot. Biblioth. cod. CCLXX, p. 833. 918 O Св. Духе гл. 12, в Тв. св. Отц. VII, 272.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

В связи с толкованием этого места Ориген ставит вопрос об отношении между природой ангелов и людей, о предсуществовании души ( Idem. Comm. ad Joh. I 17. 95-98; XX 22. 182; Idem. De orat. II 26. 5). Сравнительно мало Ориген использует в трактатах речи Бога из Иов 38-39. В образе единорога он видит указание на Христа (Иов 39. 9) ( Orig. In Num. 16. 6), в образе лани - указание на тайны творения (Иов 39. 1-4) ( Orig. Cant. Cantic. 3). Иов 38. 10-11 свидетельствует о силе ( Idem. Fragm. in Matth. 163), а Иов 38. 36 - о мудрости Творца ( Idem. In Num. 18. 3). О воскресении мертвых, согласно Оригену, ясно говорится в Иов 42. 10-13 ( Idem. Fragm. in Job; ср.: Crouzel H. Les propheties de la resurrection selon Origène//Forma futuri: Studi in onore del cardinale M. Pellegrino. Torino, 1975. P. 980-982). Тертуллиан , как и др. авторы, восхваляет Иова как образец терпения ( Tertull. De patient. 14), однако он использует текст И. к. и для защиты положения о единстве Бога. Это единый Бог, Который спасает и посещает карами, посылает страдание и устрояет мир ( Idem. Adv. Marcion. III 24. 1; IV 26. 5). Нельзя требовать от Него быстрой помощи в страданиях. Бог не избавляет от страдания, но посылает силы, умножая добродетель и позволяя человеку понять, что его страдание - во имя Бога ( Idem. De orat. 29. 1). Бог использует злобу диавола, чтобы испытать веру людей и через верующих, которые устояли в гонениях, победить диавола ( Idem. De fuga in persecutione. 2. 1-3//CCSL. Vol. 2. P. 1136-1137). Сщмч. Киприан Карфагенский использует образ прав. Иова (ср.: Иез 14. 14) в полемике о таинстве Покаяния и о принятии в Церковь отпавших во время гонений ( Cyr. Carth. De lapsis. 19; ср.: Fink J. Noe der Gerechte in der frühchristlichen Kunst. Münster, 1955. S. 71-77). Сщмч. Киприан уже традиционно восхваляет Иова как образец терпения и верности Богу ( Idem. De bono patient. 18; Idem. De mort. 10). Власть над нами дается, согласно сщмч. Киприану, «с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это сделано было относительно Иова по ясному указанию Бога...» ( Idem.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Мефодий (Phot. biblioth., cod. 234) думают, что этот старец был один из мужей апостольских. Другие видят в нём св. Поликарпа, епископа Смиренского (Fabric., bibl. Graec. VII, 52) или Ангела (Halloix vil. Iustin, p. 17). 355 В каком месте св. Иустин имел беседу со старцем, об этом не сказано в его сочинениях. Есть, впрочем, основание думать, что обращение его к христианству не могло быть в его отечественном городе Флавии Неаполе. Свидетельство Иустина, что он каждодневно ходил прогуливаться по берегу моря, показывает, что город, в котором он жил, был на самом берегу моря, но Неаполь отстоял на пять миль от Средиземного моря. Думают, что св. Иустин обратился в христианство в Эфесе; ибо он сам говорит в разговоре с Трифоном, что учился у Платоника «τ μετρ πολει» «в нашем городе», в котором были тогда и Трифон, и Иустин. Но Трифон был тогда в Эфесе. Dial. с. Triph., p. 219. Evseb. H. E. Т. 1. 4, 18. 356 Dialog. с. Triph., p. 225. С. «Мне хотелось, – говорит он, – чтоб и все мыслили со мною одинаково и не были отчуждены от учения Спасителя: ибо сладостное успокоение находят занимающиеся сим учением». 375 S. Iren. adv. haer. 1, 31, p. 107. Evseb. H. E. 4, 16, p. 364. Hieronym. de vir. ill., c. 23, p. 178. S. Epiph. adv. haer. 46, p. 391. Phot. bibl. cod. 125. Tertul. adv. Valent, c. 5, p. 114. 376 На такой предмет своего спора с Кресцентом Иустин сам указывает во второй Апологии. Apol. 2, 3, p. 47. A. С. Тациан прибавляет, что Иустин обличал его в обжорстве и называл обманщиком. Orat. с. Græc, с. 19, p. 158. А. 380 Tatian. orat. c. Græc., c. 18, p. 157. C. Tertull. adv. Valent., c. 5, p. 114. Evseb H. E. 4, 8. Phot. bibl. cod. 234, p. 298, – cod. 125, p. 95. 392 Phot. bibl. cod. 125, p. 94. «рассуждение против первой и второй книги физики Аристотелевой» Evseb. H. Е. 4, 18 «замечания о душе». 395 Сравн. Apolog. 2, 4, p. 43. D. с Apol. 1. 10, р. 58. В. Apol. 2, 6, p. 45. А. с Apol. 1, 23, р. 68. C. Apol. 2, 8, p. 46. С. с Apol. 1, 46, р. 83 С. 397 Apol. 2. 6, p. 45. А. «в сем вашем городе многие из наших заклинаниями исцеляли и исцеляют (бесноватых)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010