В другом месте эта мысль высказана еще с большей отчетливостью: «Нижний (земной) рай создан за 1365 лет до творения нижнего (т. е. земного) мира, где мы живем» (Pirke Eliezer, с. 3). Рай помещается не на земле, так как он в несколько раз превосходит ее размерами. Сад райский в 60 раз больше мира, а самый рай (Едем) в 60 раз более райского сада (Corrodi. 188–189). 3Езд.3:7 Ты повелел ему хранить заповедь Твою, но он нарушил ее, и Ты осудил его на смерть, и род его и происшедшие от него поколения и племена, народы и отрасли их, которым нет числа. 7 . Смерть – Божественное установление в наказание за грехи. Но потомки Адама грешат и умирают не вследствие наследственной порчи природы из-за грехопадения, а вследствие того же злого сердца, которое было у Адама и до нарушения им заповеди. 3Езд.3:8 Каждый народ стал ходить по своему хотению, делал пред Тобою дела неразумные и презирал заповеди Твои. 8 . В восточных переводах и испанской версии оттенена мысль о полной свободе человеческой воли. Бог не препятствовал людям грешить (et tu non prohibnisti eos). 3Езд.3:9 По времени, Ты навел потоп на обитателей земли и истребил их, 9 . Веком автор называет землю. В других местах для отличия ее от будущего века он пользуется более точным наименованием: «сей век», «настоящий век». 3Езд.3:10 и исполнилось на каждом из них,– как на Адаме смерть, так на сих потоп. 10 . Латинские рукописи дают это место в более отчетливом виде: «И сразу (in uno, ср. simul, Syr., Aesth.) постигла их гибель. Как Адама постигла смерть, так их потоп». 3Езд.3:11 Одного из них Ты оставил – Ноя с семейством его, и от него произошли все праведные. 11 . Конец стиха согласно с Вульгатой (ex eo justi omnes) передается в сирском и эфиопском тексте. Из исследователей большинство (Фолькмар, Гильгенфельд, Бенсли и Гункель) принимают чтение: «ех eo justos omnes», видя здесь указание на то, что из потомства Ноя Богом были пощажены только одни праведники. Но гораздо естественнее признать это чтение позднейшим, возникшим с целью устранить возникавшие у читателей недоумения, так как Хам едва ли мог быть назван праведником.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В наши дни большинство исследователей считает Иисуса исторически существовавшим лицом. В формировании церковных догм и организационных принципов церкви большая роль принадлежит четвертому евангелию - от Иоанна - (а не трем синоптическим) и посланиям, приписываемым апостолу Павлу, впервые изложившим и апокалипсически пропагандировавшим учение Христа. Монархический принцип в строении Христовой церкви католическая теология развивала, ссылаясь в основном на Евангелие от Матфея. Согласно Матфею, Иисус, находясь с учениками в окрестностях Цезарей, на берегу Иордана, сказал Симону: «И Я говорю тебе: ты - Петр , и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф., 16:18-19). С конца средневековья паломник, вступающий на землю Рима, видит горделивую надпись по-латыни на куполе, созданном Микеланджело в храме, воздвигнутом над могилой Петра: «Tu es Petrus et super hanc petram aedificabo ecclesiam meam, et tibi dabo claves regni coelorum» . Согласно христианскому учению, церковь - это зримое общество, состоящее из людей, объединяющая сила которого кроется в авторитете. Этот авторитет и есть тот камень (Петр), который является основой церкви. Из принципа авторитета следует, что воплощение авторитета - одновременно и глава церкви. Но что же символизируют ключи от небес? Ключ - это символ права и власти. Ключ от дома (от церкви) дан тому, чей это дом. Авторитет, хранящий ключ, - это Петр и его преемники, папы. Что означает власть разрешающая и связующая? Это доказательство монархической наместнической власти Петра. В древнееврейской духовной литературе и вообще у восточных народов «разрешать и связывать» было общепринятым в юриспруденции выражением для обозначения законодательства, вынесения приговора, административных распоряжений, официальных толкований законов и обоснования административных действий. Одним словом, это означало решение на основе авторитета. Элементы иерархической церкви можно обнаружить и в Евангелии от Луки, и в Деяниях святых апостолов. Петр стал центральной фигурой потому, что был человеком компромиссов и объявил себя носителем груза (Деян., 15:5-31).

http://sedmitza.ru/lib/text/441557/

В самом деле, достижения цели тем менее можно было ожидать, если бы обольстительный и богохульные слова исходили от существа, сделавшегося боговраждебным и чрез то отверженным, существа, которое немедленно было бы узнано, как такое, еще не помраченным умом человека. Напротив, те же олова много теряли в своем ужасающем богохульстве, когда исходили от знакомого человеку животного 880 . Конечно, из того, что змей, вопреки своей природе, говорил, и притом говорил противное воле и заповеди Божией, жена необходимо должна была вывести заключение, что змей этот стоит под влиянием боговраждебной силы и действует в качестве её орудия, но именно это обстоятельство могло особенно благоприятствовать намереннию сатаны. Видя, что змей, ставший под воздействие сатаны, не только не потерпел от того никакого вреда, но еще, напротив, достиг высшего совершенства – получил способность говорить, которой не было дано ему Творцом, – жена могла прийти к мысли, что богопротивный образ действий в действительности может приносить добрые плоды. Жене могло представиться проявлением особенной проницательности змея то, что он подчинился влиянию сатаны и сделался его служебным орудием; равно как, именно вследствие этого естественного преимущества змея пред другими животными (Мф. 10:16; Быт. 49:17 ), он был избран орудием искушения. Подтверждение мысли о присутствии в змее-искусителе вышеземной боговраждебной силы дают слова проклятия, с которыми обратился Бог к искусителю, как к первой причине грехопадения первых людей, Быт. 3:14 . «И сказал Господь Бог змею; за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми (mikkol habbeheraah umikkol chaiath hassadeh; у LXX: πο πντων τν κτηνν θηρ ων κα πο πντων τν ζως τν πι τς γς; в Vulg. prae omni bestia et prae omni animali agril) ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Быт. 3:15 : И вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову (hu-zera-ieschuphcha rosph), а ты будешь жалить его в пяту (ve-attah teschuphennu akev, LXX κα σ τηρ σεις 881 ατο πτρναν; Vulg, et tu conteres ei calcaneam)».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В этом Бог открывает «тайну воли Своей по Своему благоволению, которое Он предустановил в Нем в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главой Христом» (9–10). И это есть «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, соделавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известной чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия по предвечному предустановлению, которое Он исполнил во Христе Иисусе Господе нашем» (3, 9–11). И в этом смысле Господь Иисус называется в Апокалипсисе «Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» ( Откр. 1, 8, 10, 17; 2, 8; 22, 13 ). В предвечном замысле Божием проявилась Его любовь к творению, которая не остановилась на сотворении мира, но пошла и далее того, именно «качестве акта нового творения мира определила нисхождение в мир самого Бога, т. е, боговоплощение. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... да спасется мир чрез Него» ( Ин. 3, 16–17 ). «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин. 49, 1 ). Из этих текстов явствует, что пришествие Сына в мир т является лишь актомпромыслительного Божия смотрения о мире, которое проистекает из взаимодействия Бога с миром, но есть изначальное благоволение Божие, сущее «прежде» самого сотворения мира, т. е. составляющее самую его основу и цель. Можно сказать, что Бог и создавал мир, имея воплотиться в нем, ради этого воплощения. Оно не есть только средство искупления, но высшее его свершение даже в сравнении с его сотворением. В боговоплощении Он показал Свою любовь к творению. Самый общий и предварительный вопрос, здесь возникающий, состоит в том, является ли боговоплощение лишь средством искупления и примирения Бога с человеком, т. е. в этом смысле следствием грехопадения («tu felix Aqae culpa!»), актом сотериологическим, или же оно от него в известном смысле и не зависит, будучи предустановленным само по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Здесь представляется дело таким образом: тот же самый Ангел, который возвещал Захарии во святилище о рождении Иоанна Крестителя, тут же обращается к Марии и говорит: «О Мария! Бог избрал тебя, очистил тебя и отличил от всех женщин (буквально: возвысил тебя над женщинами всех миров). О Мария! будь покорна Господу твоему, повергайся и преклоняй колена с теми, которые преклоняют колена...» (3-й суры 37 и 38 ст.) «Вот Ангел сказал: О Мария! Бог посылает тебе радостную весть о Слове, происходящем от Него, имя которому (Слову) Мессия Иисус сын Марии. Он будет знаменит в настоящей жизни и в будущей и будет один из приближенных к Богу» (3 сур. 40). «Он будет разговаривать с людьми в колыбели (т. е. будучи дитятею) и будучи человеком взрослым, и будет один из благочестивых» (ст. 41). Господи! сказала Она, как у Меня будет сын, когда ни один мужчина не прикасался ко Мне. Это будет так, сказал Ангел. Бог творит то, что хочет. Когда Он определил дело (т. е. предположил что-нибудь сделать), то Он говорит: да будет, – и бывает (ст. 42). В этих последних словах заключается такая мысль: Слово Божие безусловно действенно; иначе говоря: не может не произойти то, чему Бог повелел произойти. И эта мысль есть не более, как отголосок мысли, заключающейся в Евангелии, именно (слова Ангела к Марии): τι ουκ αδυνατσει παρ τω Θε παν ρημα, т. е. у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Слова Ангела к Марии: Ave Maria virgo Domini gratissima, virgo gratia plena, Dominus tecum, benedicta tu prae omnibus mulieribus, benedicta prae omnibus hactenus natis hominibus Или слова Ев. Луки: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах ( Лк.1:28 ). «И вот Ангел Господень предстал пред Мариею, говоря: не бойся Мариам, ибо Ты обрела благодать у Господа, и зачнешь от слова Его (κα συλλψ εκ λγου αυτο...) и наречешь имя Ему Иисус» Сей (Иисус) будет велий, и Сын Вышнего наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца ( Лк.1:32:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И в таком направлений духа производящуюся у протестантских богословов умственную работу можно ли признать истинным поклонением Богу Отцу Господа нашего Иисуса Христа в духе и истине? Ужели изображать Христа – Божию премудрость и Божию силу по своему вкусу значит утолять сердечной жажде царства небесного? Нет, подобного рода работу так же нельзя назвать прославлением Бога, как нельзя назвать умным трудом Искание с зажженною лучинкой или свечей солнца под лавкой. Солнце горит в небесах и оттуда льет свои живительные лучи на землю. И Господь наш Иисус Христос не в архивах и Библиотеках немецких ученых, а после того как Он – Сын Божий – Бог Слово – Единосущный Отцу и собезначальный утчижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавишсь подобным нам человеком и no виду стал как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, – Бог превознес Его и как человека и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык Исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2: 6–11 ). Христос вошел не в рукотворенное святилище, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие. Он, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему всегда может спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.9:24, 7:24, 25 ). Этого-то Христа, восшедшего на небеса и сидящего одесную Бога Отца имеет в мыслях своих сын православной церкви, когда поет: Tu моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование. После этого, что мы должны сказать тем, которые нам скажут: я воскрес, как Христос (Гегель философ немецкий и за ним все в совокупности, и каждый порознь из протестантских богословов повторяют его фразу: воскреснем, как Христос, которая у Гегеля не случайная фраза, а необходимое кольцо в цепи его системы, а вся система философии Гегеля плетется из человеческого я. Тут уже гораздо более, чем Папа – Наместник Христов. Тут не наместник, а сам я Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Из Своих Имен Он выбирает именно то, которое более всего скрывает Его. Он даже «Трисвятой»: «Свят, свят, свят», – взывают ангелы в победной песне, выявляя таким образом ни с чем не сравнимый, совершенно уникальный характер божественной Святости. Премудрость, могущество, даже любовь могут обрести в чем-то сходство и подобие, святость же, напротив, не имеет аналогов в этом мире, не может быть ни соизмерена, ни сравнена с чем-либо в мире сем. Перед неопалимой купиной, лицом к пожирающему огню Tu solus Sanctus, Ты един Свят ( Откр.15:4 ), все человеческое лишь «прах и пепел». Поэтому, когда святость Бога является, эта агофания вызывает в человеке mysterium tremendum, священный трепет, необоримое чувство «совсем иного " 9 . Это отнюдь не страх перед неизвестным, но мистический ужас, весьма характерный и сопутствующий всякому проявлению «нуминозного» 10 : «Ужас Мой пошлю пред тобою», – говорит Бог ( Исх.23:27 ); или еще: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх.3:5 ). Ограничив таким образом непреодолимые бездны, Бог тотчас открывает их таинственную согласованность: «Бездна бездну призывает» ( Пс.41:8 ) и «как в воде лицо – к лицу» ( Притч.27:19 ). Бог Человеколюбец трансцендирует собственную трансцендентность к человеку, выводит его из его небытия и призывает в свою очередь трансцендировать его имманентность к Святому. Человек может это, ибо божественный Святой пожелал принять его образ. Более того, «муж скорбей» являет «мужа желаний»: вечный Магнит, притягивающий всякую любовь и проникающий в нас, дабы мы могли возродиться в Нем. Он говорит всякой душе: «Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь… пламя ее как пламя пожирающего огня Яхве» ( Песн.8:6 ). Поэтому в Писании говорится: «Святы будьте, ибо свят Я» ( Лев.19:2 ); когда апостол Петр хочет определить цель христианской жизни, он ведет речь об участии в святости Бога ( 2Петр.1:4 ; ср. Евр.12:10 ); так же и апостол Павел, говоря с христианами, обращается к «святым» Рима или Коринфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Книга семнадцатая Сколько таинств заключает в священных писаниях семнадцатое число, до которого теперь достигла книга толкований на Исаию, это я желал бы рассмотреть в немногих словах, девственница Христова Евстохия. Но так как я не могу обо всем говорить во всех местах, то напомню вкратце о том, что псалом, надписывающийся этим числом, есть [псалом] отрока Господня Давида, и что он пел слова песни, в день, в который Господь избавил его от руки всех врагов его и от руки Саула, и сказал: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя (ст. 1), и прочее. Отрок же Господень – тот, которому Отец говорит у Исаии: велие Tu есть, еже назватися Тебе Отроком Моим ( Ис. 49:6 ). И в другом месте: „вот Отрок мой, которого Я избрал, и возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя» ( Ис. 42 ). Этот Отрок, в переводе означающий крепкий рукою, в день, в который Господь избавил его от руки Саула, на нашем языке называющегося испрошенный или преисподний, и от всех врагов Его, кричавших против Него: распни, распни Его ( Лук. 23:22 ), когда, как победитель, восшел к Отцу в червленных ризах от Босры ( Ис. 63 ), то между прочими словами, свойственными торжествующему, сказал: избавиши Мя от пререкания людей, поставиши Мя во главу языков, людие, их же не ведех, работаша Ми, в слух уха послушаша Мя ( Пс. 17:44–45 ). И затем о народе иудейском: сынове чуждии солгали Мне и охромоша от стезь своих (Там же ст. 46), который и Илия говорил: доколе храмлете на обе плесне ( 3Цар. 18:21 ). Наконец, этот псалом, – что трудно найти в других, содержится в истории как Самуила, так Дней. От единичного числа возвышаясь путем приращения до седьмеричного, он доходит до двадцать восьмого псалма, который также называется в надписании Давидовым, на окончание скинии, когда повелевается ангелам: Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни ( Пс. 28:1 ), и воспеваются все таинства спасительного учения и Церкви: глас Господен на водах, Бог славы возгреме, Господь на водах многих, глас Господень в крепости (Там же ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Писание говорит, что у всех уверовавших было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 ), и всякий, соединяющийся с Господом, есть один дух ( 1Кор.6:17 ), как сказал апостол; и муж и жена едины по плоти; и все мы, люди, по природе имеем одну сущность. Если говорится, что люди, будучи многими, едины по человеческой природе, которую невозможно даже сравнить с божественной, то насколько более едины Отец и Сын, у Которых нет никакого различия по сущности и воле? 19. Namque aliter quomodo unum deum dicimus? Diuersitas plures facit, unitas potestatis excludit numeri quantitatem, quia unitas numerus non est, sed haec omnium ipsa principium est. А иначе как нам утверждать, что Бог един? Различие творит множество, единство власти делает невозможным множественность, потому что единство – не количество, само являясь началом всего. 3. 20. Quantum uero scriptura diuina patris et fill secundum diuinitatem expresserit unitatem, prophetica testantur oracula. Sic enim dicit dominus Sabaoth: Laborauit Aegyptus et mercatus Aethiopum et Sabain, uiri excelsi ad te transibunt et tui erunt serui et post te sequentur alligati uinculis et adorabunt te et in te depraecabuntur, quoniam in te est deus et non est deus praeter te. Tu enim es deus et nesciebamus, deus Israhel. С какой силой Священное Писание выразило единство Отца и Сына по божеству, свидетельствуют предсказания пророков. Так говорит Господь Саваоф: Тяжко трудился Египет и торговля эфиопов, и савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими рабами; они последуют за тобою в цепях и поклонятся Тебе, и будут молить Тебя, потому что в Тебе Бог и нет иного Бога, кроме Тебя. Ведь Ты – Бог, а мы не знали, Бог Израилев ( Ис.45:14–15 ). 21. Audis profeticam uocem: In te, inquit, est deus et non est deus praeter te. Quomodo hoc secundum Arrianos conuenit? Necesse est negent aut patris aut fill diuinitatem, nisi eiusdem diuinitatis crediderint unitatem. Ты слышишь голос пророка: В Тебе Бог, и нет иного Бога, кроме Тебя. Как это понимают ариане? Они должны отрицать божество или Отца, или Сына, если не признают единство Их божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Посреди искажений этого мира это – потрясающее явление «невинной», ибо освященной реальности, то есть очищенной, возвращенной к своему первоначальному состоянию и к своему истинному назначению: быть чистым вместилищем присутствия, где почиет, откуда сияет Святость Божия. Действительно, это «место свято» благодаря присутствию Божию, как была свята часть Иерусалимского храма, в которой находился Ковчег Завета, как свято Священное Писание , в котором посредством Своего слова присутствует Христос, как свят всякий храм, становящийся благодаря присутствию Бога «Домом Божиим», где звучит слово Божие и Бог отдает Себя «в снедь верным». «Целование мира» во время литургического собрания называется святым, так как им запечатлевается общение во Христе, Который «посреди нас». Ангелы, «светы вторые», – святы, так как живут во свете Божием и отражают его. Пророки, апостолы, «святые Иерусалима» святы, благодаря харизме своего служения. Через свое «отделение» Израиль был θνος γιον, «святым народом», в домостроительстве Нового Израиля всякий, кто крещен, – «помазанник», запечатленный дарами Святого Духа. Эти дары воссоединяют его со Христом, делают «причастником Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ), а следовательно – святым. Епископы называют друг друга sanctus frater, святой брат, а патриарх именуется «святейшим» не за свои человеческие достоинства, но в силу особого уподобления священству Христа, единственного Первосвященника, Который «Един свят». На это совершенно ясно указывается во время литургии. Перед тем, как предложить евхаристическую трапезу, священник возглашает: «Святая святым», и собрание верующих, как бы ужасаясь величия этого наименования, отвечает, признавая свое недостоинство: Tu solus sanctus, «Един Свят, един Господь Иисус Христос ». Христос один только свят по Своей природе, члены Тела Его святы только благодаря своей причастности к Его единственной святости. «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи», – воспевает Церковь ( Пс.4:7 ). «Христос возлюбил Церковь … дабы она была свята» ( Еф.5:25–26 ). Верных, как объясняет Николай Кавасила , «именуют святыми за их причастность Святому» 104 . Яркий образ этого дает пророк Исаия ( Ис.6:5–7 ): «Горе мне!., ибо я человек с нечистыми устами… Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя». Человек стал святым, очистившись через соприкосновение с вышними силами. Священник после причащения «вспоминает» видение Исаии: он целует край чаши, символ пронзенного ребра Христова, говоря: «Се прикоснуся устнам моим, и отимет беззакония моя, и грехи моя очистит». Лжица, которой священник причащает Святыми Дарами, по–гречески именуется λαβς, щипцы, – именно так, как у Исаии. Духоносные отцы относительно Евхаристии предостерегают: «Да не опалишися, огнь бо есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010