Высокое положение Церкви К. нашло подтверждение на II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. По итогам Собора имп. Феодосий I издал эдикт, в котором перечислялись хранители православной веры на Востоке Римской империи,- к этим наиболее авторитетным епископам следовало обращаться за решениями, если возникали нестроения. Епископы Евладий Кесарийский и свт. Григорий Нисский из К. были названы таковыми для всего диоцеза Понт ( Greg. Nyss. Ep. 1. 31; Sozom. Hist. eccl. VII 9). На IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451) присутствовало 14 епископов из бывш. Б. Каппадокии (Кесария, Тиана, Мелитина, Нисса, Василика-Ферма, Кивистра, Колония, Назианз, Парнасс, Арависс, Арка, Ариаратея, Комана, Кукус). В это время весь регион К. окончательно переходит в юрисдикцию К-польского Патриархата, а митрополичья кафедра Кесарии ввиду ее особого значения в церковной истории получает ранг первопрестольной. С нач. V в. резко сужается круг письменных источников, позволяющих реконструировать подробности церковной истории К. С этого времени регион сильно пострадал от нападений исавров, цаннов, гуннов-сабиров (нач. VI в.). В К. прекратилась активная богословская и лит. деятельность, прославившая ее в предшествующий период. Но тем не менее в V-VI вв. продолжилось церковное развитие, о чем можно судить по нек-рым сохранившимся или исследованным археологами храмам этого периода. О состоянии монашества в ранневизантийский период в К. практически ничего не известно. С V в. и на протяжении почти всего позднейшего византийского тысячелетия единственными надежными источниками сведений о положении Церкви К. служат акты церковных Соборов со списками участвовавших в них иерархов, а также нотиции К-польского Патриархата, представляющие собой перечни действующих церковных кафедр разного времени. 1-я нотиция К-польского Патриархата (VII-IX вв., старейший сохранившийся перечень визант. епархий) на 1-е место в числе митрополий, подчиненных К-полю, ставит К. с центром в Кесарии. Армения Первая (Севастия) стоит на 11-м месте; Армения Вторая (Мелитина) - на 13-м; Каппадокия Вторая (Тиана) - на 14-м; Каппадокия Третья (Мокисс) - на 26-м. Митрополии Кесарии подчинялись 5 епархий: Василика-Ферма, Нисса, Камулиана, Кискисс, а также Феодосиополь (ныне Эрзурум, вероятно титулярно). Армения Вторая (Мелитина) состоит из 5 епархий: Арка, Кукус, Арависс, Ариарафия и Команы. В Армении Первой (Севастия) - также 5 епархий: Севастополь, Никополь, Сатала, Колония, Верисса. В Каппадокии Третьей (Мокисс) - 4 епархии: Назианз, Колония, Парнасс и Доара ( Darrouz è s. Notitiae. P. 204-215). Этот перечень воспроизводит структуру церковных епархий К., сохранявшуюся с VI по IX в. (TIB. Bd. 2. S. 114).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

86 Ног. Carm. II, 17. 25–26, и Sittl, Die Gebärden d. Gr. u. R, 58; срав. Prop. IV, 9, 4, также наше тройное «ура» или немецкое «hoch». 87 Ov. Fast. III, 563. Благочестивый Эпей соблюдает этот обычай даже при кепотафии. (Virg. Aen. VI, 506). 89 По закону XII таблиц, si pater filium ter venum duit, filius a patre liber esto. Никольский, Система и текст XII таблиц, стр. 294. 91 Ov. Met. VIII, 51. Подобные выражения: terque quaterque beamus(b Virg. Aen. I, 94), felices ter et amplius (Η о r. Carm. I, 13, 17), quater beatus (Tibull. I,10. 63), quarter et quotiens numero comprehendere non est felicem (Ov. Ars II, 447–448). 92 Virg.Georg. I, 281–283. Подобн. места: Virg. Aen. II, 792; VI, 700–701; VIII, 230–232; X, 685. 885 s.; Ovid. Fast. II, 823; V, 247; Met. II, 270; XI, 419; Her. 4,7; 14,45 s.; 17, 33–34; Ars I, 552; Am. I. 7, 61–62; III, 6, 69 . 98 Liv. II, 12, 15. Друг. примеры: Camull. 9, 2; 12, 10; 48, 3; Hor. Sat. I, 5, 12; I, 6, 43; II, 3, 116; II, 4, 76; Carm. II, 14, 5; III, 4, 79; Epist. II, 2, 164; Virg. Aen. IV, 510; VII, 275; Georg. I, 15; Tib. I, 4, 69. 99 Liv.XXXIV, 52 и друг. См. Neidhardt, 23–24. Сравн. Цифры у Valerius Antias по выдержкам в Gesch. d. rom. Lit. von Teufell. 103 Hor. Carm. II, 10, 9. Другие подобные случаи: Hor. Carm. I, 22, 5;II, 6, 1–4; III, 29, 27 и др.: Epod. 17, 66 ss. ; Prop. II, 1, 66 ss.; Ov. Her. 19, 101 ss.; Ep. ex. Ponto II, 5, 61–62; IV, 10, 5–6. 105 Другие примеры: Tib. I, 4, 65–66; III, 3, 13–14; Prop. I, 3, ss.; II, 6, 1 ss.; III, 28,3 ss.; Ovid. Am. II, 10, 13–14 : Ars I, 271–272; II, 373 ss. ; Remed. 141–142; Her. 15, 197 ss.; 17, 188; Met. I, 505–506; XI, 614; XIII, 324–325; XIII, 335 ss.; Trist. IV, 1, 55–56; V, 6, 37 ss.; ex P. IV, 5, 41–43; Horat. Sat. I, 3, 95; Carm. I, 6, 13–16; I, 12, 5–6; II, 4, 3 ss.; II, 12,21–24; III, 29,17 ss.; Epist. I, 13, 13–15; I, 16, 50 s.; Epist. II, 1, 163, II,2, 59–60. 107 Quod bonum, faustum felixque sit, напр. Liv. I, 17, 10; I, 28, 7; III, 34, 2; III, 54, 8; VIII, 25,10; X, 8, 12; XXIV, 16, 9; отчасти XXII, 30, 4. Cicero De div. I, 45, 102. Срав. Guhl-Koner, II, 202 (изд.1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

οκετης οκεος οκειω διτης διοποιω Theot. Nol. Confit. Con. Nes. De Fide Theod. De Fide Dom. De Fide Aug. Apol. Cap. Or. Apol. Anath. Thdrt. Expl. 12 Cap. Apol. Theod. Schol. De Dog. Sol. Resp. Tib. Quod Vnus Christ. Con. Dio. Theo. Con. Julian. Ep. Pasch. 17–30 Таблица 4. οκειτης в ранних творениях Кирилла (ок. 228 случаев употребления) n Trin. Dial. 1 [SC 231.152], 3 4 6 2x, 6 Com. Johan. 2.1 [Pusey 1.159], 6.1 6.1 9.1 9.1 9.1 В применении к взаимоотношениям между Богом/Христом и людьми (всего 206 раз): De Ador. 1 [PG 68.208a], 2 2 2 6 6 7 7 7 9 10 11 12 12 12 14 14 14 15 16 16 Glaph. Gen. 1 [PG 69.29b], 2 2 4 6 6 6 7 Glaph. Ex. Glaph. Deut. [PG 69.649d], 2x Ex. Pss. 17 [PG 69.825c], 32 32 34 34 36 36 37 41 41 44 78 117 Com. Os. 1 [Pusey 1.28] , 1 2x, 1 2 2 2 2 2 5 5 5 6 6 Com. Arnos. 1 [Pusey 1.394], 1 2 Com. Mich. 3 [Pusey 1.700] Com. Nah. 1 [Pusey 2.21] Com. Soph. 1 [Pusey 2.188], 1 1 2 2 Com. Zach. 1 [Pusey 2.323], 2 4 Com. Mal. 1 [Pusey 2.577] Com. Is. 1.1 [PG70.13a-b] , 1.2 1.3 1.3 1.5 1.5 3.1 3.1 3.1 3.1 3.1 3.2 , 3.2 3.3 3.3 3.3 3.3 3.3 3.5 3.5 3.5 4.1 4.1 4.1 4.1 4.1 4.3 4.3 , 4.3 4.3 4.4 4.4 4.4 2x, 4.4 2x, 4.4 4.5 4.5 4.5 2x, 5.1 5.2 5.2 5.2 2x, 5.2 5.2 2x, 5.2 5.3 5.4 5.4 5.5 5.5 5.6 5.6 5.6 5.6 Trin. Dial. 1 [SC 231.154], 1 4 6 Com. Matt. [TU 61, frag. 201], [frag. 221], [frag. 246] Com. Luc. [PG 72.560c], 3x, Com. Johan. 1.9 [Pusey 1.132] , 1.9 2.1 2.1 2.5 3.5 3.5 4.7 4.7 4.7 4.7 5.5 5.5 2x, 6.1 6.1 6.1 2x, 6.1 6.2 4x, 6.2 2x, 7.frag. 9.prooem. 10.2 10.2 6x, 11.8 11.12 11.12 12.prooem. Com. Rom. [Pusey 3.182], Com. 2 Cor. Ep. Pasch. 9[SC 392.158] , 10 13 [PG 77.700a] Florilegium Cyrillianum В применении к взаимоотношениям между людьми (всего 10 раз): De Ador. 16 [PG 68.1045с], 17 Glaph. Gen. 4 [PG 69.184a] Com. Os. 5 [Pusey 1.184] Com. Is. 3.4 [PG 70.78Id] Trin. Dial. 1 [SC 231.156] Com. Matt. [TU 61, frag. 225], [frag. 256] Com. Johan. 6.prooem. [Pusey 2.131] 2x Таблица 5. Термины unitas и unio в творениях Кассиана (ок. 62 случаев употребления)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

οκετης οκεος οκειω διτης διοποιω Theot. Nol. Confit. Con. Nes. De Fide Theod. De Fide Dom. De Fide Aug. Apol. Cap. Or. Apol. Anath. Thdrt. Expl. 12 Cap. Apol. Theod. Schol. De Dog. Sol. Resp. Tib. Quod Vnus Christ. Con. Dio. Theo. Con. Julian. Ep. Pasch. 17–30 Таблица 4. οκειτης в ранних творениях Кирилла (ок. 228 случаев употребления) n Trin. Dial. 1 [SC 231.152], 3 4 6 2x, 6 Com. Johan. 2.1 [Pusey 1.159], 6.1 6.1 9.1 9.1 9.1 В применении к взаимоотношениям между Богом/Христом и людьми (всего 206 раз): De Ador. 1 [PG 68.208a], 2 2 2 6 6 7 7 7 9 10 11 12 12 12 14 14 14 15 16 16 Glaph. Gen. 1 [PG 69.29b], 2 2 4 6 6 6 7 Glaph. Ex. Glaph. Deut. [PG 69.649d], 2x Ex. Pss. 17 [PG 69.825c], 32 32 34 34 36 36 37 41 41 44 78 117 Com. Os. 1 [Pusey 1.28] , 1 2x, 1 2 2 2 2 2 5 5 5 6 6 Com. Arnos. 1 [Pusey 1.394], 1 2 Com. Mich. 3 [Pusey 1.700] Com. Nah. 1 [Pusey 2.21] Com. Soph. 1 [Pusey 2.188], 1 1 2 2 Com. Zach. 1 [Pusey 2.323], 2 4 Com. Mal. 1 [Pusey 2.577] Com. Is. 1.1 [PG70.13a-b] , 1.2 1.3 1.3 1.5 1.5 3.1 3.1 3.1 3.1 3.1 3.2 , 3.2 3.3 3.3 3.3 3.3 3.3 3.5 3.5 3.5 4.1 4.1 4.1 4.1 4.1 4.3 4.3 , 4.3 4.3 4.4 4.4 4.4 2x, 4.4 2x, 4.4 4.5 4.5 4.5 2x, 5.1 5.2 5.2 5.2 2x, 5.2 5.2 2x, 5.2 5.3 5.4 5.4 5.5 5.5 5.6 5.6 5.6 5.6 Trin. Dial. 1 [SC 231.154], 1 4 6 Com. Matt. [TU 61, frag. 201], [frag. 221], [frag. 246] Com. Luc. [PG 72.560c], 3x, Com. Johan. 1.9 [Pusey 1.132] , 1.9 2.1 2.1 2.5 3.5 3.5 4.7 4.7 4.7 4.7 5.5 5.5 2x, 6.1 6.1 6.1 2x, 6.1 6.2 4x, 6.2 2x, 7.frag. 9.prooem. 10.2 10.2 6x, 11.8 11.12 11.12 12.prooem. Com. Rom. [Pusey 3.182], Com. 2 Cor. Ep. Pasch. 9[SC 392.158] , 10 13 [PG 77.700a] Florilegium Cyrillianum В применении к взаимоотношениям между людьми (всего 10 раз): De Ador. 16 [PG 68.1045с], 17 Glaph. Gen. 4 [PG 69.184a] Com. Os. 5 [Pusey 1.184] Com. Is. 3.4 [PG 70.78Id] Trin. Dial. 1 [SC 231.156] Com. Matt. [TU 61, frag. 225], [frag. 256] Com. Johan. 6.prooem. [Pusey 2.131] 2x Таблица 5. Термины unitas и unio в творениях Кассиана (ок. 62 случаев употребления)

http://predanie.ru/book/220616-uchenie-o...

271 Sent. Pauli, v. 21. 1. This text distinguishes clearly between expulsion from a city and relegation from a province. Mommsen hesitated to main­tain that even an Italian municipality had the power of expulsion from its own territory, in the Republican period. Gf. D. Pen. R. i. 264 n. 3, citing obscure implications of Tab. Her. 118. 119. 274 Cf. H. I. Bell, JRS xxxi (1941), 1 ff., ‘Antisemitism in Roman Alex­andria’, with Philo, In Flaccum, generally. 279 Cf. art. cit. 200, 207, with H. M. Last, JRS xxvii (1937), 80 ff. ‘The study of the persecutions’, as a characteristic exposition. 280 Livy, 39. 16. 8–9, esp. ‘iudicabant… nihil aeque dissolvendae religionis esse quam ubi non patrio sed externo ritu sacrificaretur’. 281 S. L. Guterman, Religious Toleration and Persecution in Ancient Rome (London, 1951), esp. 27–48. 283 The existence of the supposed rule has been freely assumed, cf., e.g., Cadbury, op. cit., appendix xxv. S. L. Guterman, op. cit. 106. But the evidence commonly cited proves little. Only Dio, 57.18.5a – which is merely a citation from John of Antioch – mentions proselytism: ‘as many Jews were settling in Rome and converting many of the natives to their customs, he [Tiberius] ex­pelled most of them’. Nothing in Tacitus’ version (Ann. ii. 85) or in Suetonius’ (Tib. 36. Claud. 25.4) suggests a legal bar of this sort. Dio, 60. 6.6, describing Claudius’ veto on public assemblage, says nothing about proselytism. There is no sign of such a rule even after the first Jewish rebellion. The charges against Roman citizen converts under Domitian were on the older principle of incompatibility. Dio, 67. 14. 2; 68. 1. 2. The text in Suet. Dom. 12. 2, refers only to those who tried to dodge the poll tax by failing to register as Jews and were prosecuted for that; CAH, xi. 42, n. 2. The classical lawyers, as represented by D. 48. 8. 11 pr. (Modestinus) and the late Sententiae Pauli, v. 22. 3, know at most a rule against the circumcision of Romans, which was in intention not against proselytism but against its by-product. Charac­teristically the surgeon was liable to punishment for the offence against the person. In the fuller of the two texts Jews were liable to punishment only in the case of circumcision of slaves; the rule aimed at the protection of the person of the slave, who had no choice, unlike the free man, who was punished for his own act. This rule dates back to Pius, and possibly to Hadrian (SHA Hadr. 14), i.e. to the time of the second revolt. But the earliest trace of a rule against proselytism as such is only under Severus (SHA Sept. Sev. 17). See now E. M. Smallwood, Cl. Phil. (1956), 1 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/world/roman-so...

34 Virg. Aen. .IV, 511 (срав. комм. Форбигера). По аналогии, трехвидность Гекаты была перенесена и на других родственных богинь. Usener, 116. 36 Corp. Inscr. Lat. IV, 1679; Wilmanus Exempla Inscr. lat. 1975 (II, pag. 63). В Corpus, в примечаниях, издатель между прочим говорит: Dii illi tres nescio an sint Iuppiter, Neptunus, Pluto. По Вильмансу, de love Plutone Neptuno certe non cogitandum. 38 Usener, S. 28–29. Отмеченное немецким исследователем явление представляется исторически важным и пишущему эти строки, но, конечно, не в том смысле, который мог соединять с ним Узенер. 39 Говоря в Bucol. 8, 75 numero deus impare gaudet, Виргилий имел в виду прежде всего число 3, как видно из контекста. Относительно приведенного выражения поэта интересны указания в комментарии Форбигера. 41 Virg. Georg. I, 345. Marquardm, Röm. Staatsverwaltung, III В., – Aufl., besorgt von Wissowa, S. 200 ff. Dissen к Tibulli II, 1. 46 Ov. Met. XIV. 387; срав. число 3 в действиях Медеи по Metam. VII, 188 ss., в действиях колдуньи no Virg. Bucol. 8, 73–74, и в действиях старухи по Ov. Fast. II, 573. 47 Tibull. I, 2. 53–54. Дальнейшие указания на магическую силу и вообще особое значение числа 3 имеются в Ногат. Epist. I, 1, 37; Carm. III, 22, 3; Sat. II, 1, 7 (см. комментарий Л. Миллера); Ovid. Met. VII, 153; X, 649; XIV, 58: Fast. IV, 551; VI, 155; VI, 753; Amor. III, 5, 23; Ibis 226; Prop. V. 6, 74 (если не читать с Ротштейном perque); Tib. I. 3, 11 – 12. Плиний в Nat. Hist. XXVIII, 2, 4 пишет: Caesarem dictatorem, post unum ancipitem vehiculi casum, ferunt semper, ut primum consedisset, id quod plerosque nunc facere scimus, carmine ter repetito securitatem itinerum aucupari solitum. О суеверии срав. 3елинский, Из жизни идей, I, 195. 50 Virg. Georg. I, 344 и коммент. Форбигера. Относительно числа 3 при жертвах см. еще Ovid. Mot. XI, 247–248, Tibull. IV, 6, 14; Prop. V, 6, 6. 54 Commentator Criquianus к Hor. Epod. 17.47, по Marquardt, Privatleben der Römer, I (1879), 338, Anmerk. 55 Virg. Aen. VI, 549 (Срав. В «Христ. Чт.», 1887 статью: «Мир усопших по изображению П. Виргилия Марона»); Ov. Fast. III, 801.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

502 Theatrum terrae sanctae et biblicarum historiarum Auctore Christiano Adrichomio. 1593, p. 163 n. 115. 504 См. G. Unruh. Das alte Jerusal., s. 168. Сравн. Hofmann. Das Leben Jesu nach d. Apokr., s. 368–369. 508 См. Codex Apokryphus novi Testamenti a Johanne Alberto Fabricio. III, pp. 489–493. (ed. Hamburg. 1743). 512 Мы старались буквально передать содержание первого из двух «писем», помещенных в Cod. Apokr. N. T. Fabricii. См. Pars I, pag. 298–301. Еще три вариации того же письма можно найти в cod. apokr. N. T., a Ioan. Car. Thilo. T. 1, p. 796 и далее (Lips. 1832). См. Hofmann. Das Leben Jesu nach d. Apokr., s. 470–474. Сравн. G. Ad. Müller. Pontius Pilatus, s. 55–56. 518 Мнение Гуга в полном виде приведено в сочинении Meyer’a: Die Echtheit d. Evang. nach Johann. V, 339. О римском делении времени, практиковавшемся у малоазийцев, см., напр., Macrob. Sat. I, 3. 519 «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» свящ. Т Буткевича. СПБ. 1887, стр. 724. Сравн. Pontius Pilatus v. G. Ad. Müller, s. 39. 41. 523 Подробнее об этом см. Handwörterbuch d. bibl. Altert. v. Dr. Riehm. B. II, s. 1568 (Strafrecht). 545 См. Arnob. adv. gentes I, 36. Bell. jud. VII, 6, 4. Сравн. Lactant. instit. 4, 16, 26. Minuc. Fel. Octav. c. 9. Греческому σταυρον или νασταυρον соответствует у латинских писателей cruci affigere или suffigere, in crucem agere или tollere, позднее – cruci figere, y евреев – , по сходству распятия с повешением. Иисус Христос в полемических сочинениях иудеев называется . См. Bibl. Real-Wnrt. v. Winer. B. 1, s. 677. Real-Encyklop. v. Herzog B. VIII, s. 65. 546 Diod. Sic. 2, 1. 18. Herod. III, 125. IV, 43. VII, 194. Cic. de offic. 3, 27. Thucid. I, 30. Polyb. I, 86. 4. Strabo 14. 647 и др. См. Winer. Bibl. Real-Wnrt. B. 1, s. 680. 550 Sueton. Tib. 61: mortem adeo leve supplicium putabat, ut exclamaverit: Carnulius (предупредивший казнь самоубийством) me evasit. Cic. in Verr. 2, 45: mortis celeritatem pretio redimere. 551 Horat. sat. 1, 3. v. 80–83. Juvenal. sat. 6. v. 219. Cic. in Verr. V. 66. Arnob. adv. Gent. 7, 38. Cic. pro C. Rab. 5: nomen ipsum crueis absit non modo a corpore civium romanorum, sed etiam a cogitatione, oculis, auribus.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИВИСТРА [Кивиста, Кибистры, Ираклея; греч. Κβιστ(ρ)α, Ηρκλεια], византийская епископия, впоследствии митрополия в пров. Вторая Каппадокия (см. ст. Каппадокия ). Ныне Тонт-Калеси, в 13 км от г. Эрегли (Турция). Город известен с античных времен, историки считали, что он находился в пров. М. Армения ( Ptolem. Geogr. V 7) или в Киликии ( Strabo. Geogr. XII 1, 4). В эллинистическую эпоху являлся важным пунктом на дороге в Киликию через горы («Киликийские ворота»). Первый известный епископ К. Тимофей в 325 г. принимал участие во Вселенском I Соборе (Никейском) ( Gelzer. 1898. S. 65). В IV в. епископия К. была подчинена Тиане, адм. центру Второй Каппадокии. В К. род. прп. Иоанн († IV в.; Иоанн Пустынник, пам. 29 марта). Начиная с 708 г. город периодически разоряли арабы (особенно часто в IX в.). При патриархе К-польском Константине III Лихуде (1059-1063) К. стала архиепископией (RegPatr, N 892), с 1093 г. до кон. XIII в. была митрополией ( Gelzer. 1901. S. 593). В 1091 г. город оказался под властью турок-сельджуков, которые владели им до нашествия монголов (1243). В 1097 г. К. неск. дней была занята крестоносцами - участниками 1-го крестового похода, направлявшимися в Антиохию. С сер. XV в. вошла в состав Османской империи под тур. названием Тонт-Калеси. В XV в. К. быстро исчезла из списков епископий, что, вероятно, связано с исламизацией населения. В настоящее время К.- титулярная епископия католической Церкви. Раннехрист. надгробия из К. хранятся в музее г. Эрегли. Ист.: Gelzer H. et al. Partum Nicaenorum nomina latine, graece, coptice, syriace, arabice, armemiace. Lpz., 1898. S. 65; idem. Ungedruckte und ungenügend veröffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum//ABAW. Ser. 1. 1901. Bd. 21/3. S. 592-593. Лит.: Janin R. Cybistra ou Cybista//DHGE. 1956. T. 13. Col. 1143-1144; Herakleia//TIB. Bd. 2. S. 188-189; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 32. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684313.html

22 Tac. Annal. II, 49 с комментариями von Nipperdey и Dräger; Röm. Mythologie von Preller-Jordan, II, 37–38; срав. Neidhardt, 8, и Ф. Зелинский, из жизни идей, III, 43. 23 Utque tuum munus numerum, quem debet, haberet, Est ibi Caesarìbus Livia iuncta suis. Intrata est superis quod domus una tribus. О v i d. Ep. ex Ponto II, 8, 3–4. 56. Срав. Virg. Bucol. 8. 75: numero deus impare gaudet и комментарий Servii к этому месту. Aust, Die Religion der Römer (1899), 41. 24 О v. Arsam. III, 347. Срав. Tib и ll. III, 4, 44: casto nam rite poetae; Phoebusque et Bacchus Pieridesque favent. 27 Varro у Augustin. De civ. D. VI, 9. О трёх парах божеств при лектистерниях см., напр., Aust. 51. 28 Liv.I, 32; conf. I, 24, а также фразу в I, 32: audi, Juppiter; audite, fines; audiat fas. Впрочем, о чтении первого из приведенных мест сравн. Weissenborn-Müller комментированное издание (1885) и Anhang, S. 266. 29 Срав. Ovid. Tr. II, 53: per mare, per terras, per tertia numina iuro. Выражение tertia numina в данном контексте означает, конечно, небо; однако унотребление здесь именно этого выражения не лишено характерности. Сравн. коммент. Лерса (Loers). Для уяснения типа клятв срав. также Tib. III, 6, 47–48 и подобн. места, напр., V i г g. Аеп. XII, 197 ss. 30 Ног. Epod. 17, 2; срав. Epist. I, 7, 94, и Epod. 5, 5 ss; Ovid. Met. I, 763; VI, 498–499; Tibull. I, 5, 7. 31 Узенер, стр. 162, напоминает фигуру индийского Тримурти, с тремя головами на одном туловище, и приводит другие подобные примеры, также примеры голов божеств с 3 лицами и т. д. из Галлии и Бельгии. 32 О ней см., кроме сообщений Узенера, также Зиттля (в изд. Ив. Мюллера), Виссовы, Преллера, указания у Roscher, Daremberg и Baumeister, давших и снимки с памятников. 33 Три отдельных фигуры Гекаты считались художественным развитием трехголового герма. Принять такое объяснение значило бы, по Узенеру, S. 165–166, перевернуть в обратную сторону тот путь, по которому должно идти мифологическое представление. Хронология памятников не может иметь здесь решающего значения; соображения целесообразности, побуждавшие ставить на дорогах предпочтительно гермы, не приложимы к изображению, назначенному для культа и связанному с первоначальным представлением о божестве. Относительно объяснений трехформенной Гекаты см. Usener, 347. Сравн. статью С. Цыбульского «О гермах» в ж. «Гермес», 1908, XI–XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Обычай описываемого переименования практиковался в Галлии еще до Цезаря. Мы имеем, по крайней мере, один случай, относящийся к 83 г. до Р.Х. 659 и описываемый у Цезаря 660 . Вот этот случай: один уроженец Нарбонской провинции, по имени Кабур, получил в дар римское гражданство от проконсула Гая Валерия Флакка. С тех пор он стал прозываться Гаем Валерием Кабурием, т.е. сохраняя свое старое племенное имя лишь в виде cognomen. Сын его отбросил и это галльское cognomen, которое не было наследственным, и именовал себя уже чисто по-римски Гаем Валерием Проциллом. Вот еще другой пример, относящийся к эпохе несколько более поздней 661 . Одна напись гласит: «C. Julius C. Juli Otuaneuni filius, C. Juli Gedemonis nepos, Eposterovidi pronepos, sacerdos Romae et Augusti». Тут указываются имена четырех звеньев непрерывной цепи поколений одной и той же семьи, происходившей из области сантонов. Прадед, «живший, может быть, еще в эпоху независимости или в очень близкое к ней время», носит галльское имя: его зовут Эпостеровид. Сын его, обязанный званием гражданина Цезарю или Августу и потому принявший имя Гая Юлия, сохраняет еще cognomen, как кажется, галльского происхождения – Гедемон. Внука зовут Гаем Юлием Отуанеуном. Таким образом, nomen Юлия сделалась родовым (gentilicium) в данной семье, равно как и praenomen Гая; галльским же оставалось лишь cognomen, да и то лишь до четвертого поколения, ибо правнук отбрасывает галльский cognomen и называет себя Гаем Юлием Руфом. Так как очень большое число галлов получило права римского гражданства от Цезаря (С. Julius Caesar) или Августа (С. Julius Caesar Octavianus), а также от Тиверия (Tiberius Claudius Nero) или Клавдия (Tib. Claudius Nero) или, наконец, от Гальбы (Serv. Sulpicius Galba), то отсюда произошло неожиданное явление: бесчисленное множество галлов приняло аристократические gentilia этих государей и стали называться Юлиями, Клавдиями или Сульпициями. Однако тут не было раболепства, а было лишь выполнение прямого и необходимого условия для римской натурализации. Галл принимал римское имя; его заносили в списки одной и тридцати пяти римских триб (так было до Каракаллы), причем написи показывают, что Арль принадлежал к tribus Teretina, Ниль – к tribus Voltinia, Бордо – к tribus Quirina и т.д. «Эти люди гордились тем, что носили три римских имени и, очевидно также, считали за честь принадлежать к tribus Voltinia или Quirina 662 ; последнее явствует из намогильных написей таких романизировавшихся галлов, вроде: «C. Oraxsius Voltinia Hilarus», или «C. Pompeius Quirina Sanctus» 663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010