Источники и литература Ф. И. Успенский. История Византийской империи Сноски к Введению 1 See bo m. Village Community. В«Журн. Мин. Нар. Просв.» за 1911 г. (март и апрель) помещена статья по этому вопросу профессора Π Γ. Виноградова. 2 Monum. Germaniae Historica. Capitularia ed. Boretius (Capitul. de villis и Capit. Aquisgranense). 3 Λμπρος Μιχαλ Ακομιντου τα σωζμενα. II. Ρ. 207—208; моя книга «Образование второго Болгарского царства». Прилож., с. 65—66. 4 Nicetas Acominatus. P. 391, 537, 761. Период I Сноски к главе II 1 Herodoti, I. V. С. 923. Русский перев. Ф. Г. Мищенко. 11.18—49. 2 Cod. Theod. IX. 14, 3. 3 Polybii Hist. lib. XXXVI. С. 4 (V. IV. P. 106 sq. ed. Dindorf). 4 Annal. XII. 63. 5 Seeck. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. Берлин, 1895—1909. 3 тт.; Bury. A History of the later Roman Empire. T. I. Introduction; Schurtze. Geschichte des Untergangs des griechisch-romischen Heidentums. Иена, 1887—1892. 2 тт.; Корелин. Падение античного миросозерцания. СПб•., 1895; Boissier. La fin du paganisme. Париж; есть рус. перев. 1892—1894. Москва. Сноски к главе III 1 Описание Тацита. Annales. XV. 38—45. Литература обширная. Назовем: Baur. Das Christenthum der drei ersten Jahrhunderten; Hausrath. Neutes-tamentliche Zeitgeschichte; Renan. Ongines du christianisme, и др. 2 Suetonius. Nero. C. 38. 3 Dio Cassius. 62, 16. 4 Priamum felicem vocabat, quod superstes omnium suorum extitisset. 5 Annales. XV. 44. 6 Schiller. Nero. S. 433. Anm. 4. 7 Suetonius. Tib. 36. 8 Plinii epist. X, XCVI. 9 Acta S. Maximiliani: «Mihi non licet militare quia christianus sum»; «Non possum militare, non possum malefacere». 10 Burckhardt. Die Zeit Constantins des Grossen. 3. Aufl. S. 308—309. 11 Burckhardt, 157; Wietersheim. Geschichte der Volkerwanderung. B. III. S. 223. 12 Vita Constantini. C. 28. 13 Panegyr. Nazarii. C. 14. 14 Lactantii. C. 48; Eusebii. Historia ecclesiastica. X. 5. 15 Vita Constantini. II. 24—42, манифест к язычникам; II. 48—60 — к восточным народам. 16 Burckhardt. Die Zeit Constantins des Grossen. S. 340—341.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

В 967 г. землетрясение полностью разрушило Клавдиополь и нанесло ущерб мн. др. городам П. В 1035 г., также в результате землетрясения, разрушены 5 сел в феме Вукеллариев, в 1050 г.- Гангры. В 1032 г. в П. был мор, вызвавший бегство многих ее жителей в столицу (TIB. 1996. Bd. 9. S. 1). В 1059 г. тюрки-сельджуки впервые дошли до Гонориады ( Mich. Attal. Hist. P. 78). В 60-70-х гг. XI в. фемное ополчение в Вукеллариях и П. было ликвидировано, а стратиги заменены дуками. В 1075-1076 гг. для борьбы с тюрками 1-й дука Вукеллариев Михаил Маврик имел уже не профессиональных солдат, а свою личную дружину ( Niceph. Bryen. Hist. P. 197). Впрочем, прибрежная П. в меньшей степени была затронута тюрк. нашествиями. В 1101 г. крестоносцы под рук. Раймунда Тулузского прошли мимо занятой тюрками Гангры, а близ Кастамона их фуражиры были окружены и сожжены тюрками Данишменда (TIB. 1996. Bd. 9. S. 85-86). В 1124 г. Амир Гази занял Ираклию и побережье П. В 1132 г. имп. Иоанн II Комнин (1118-1143) освободил Кастамон и Гангры. Через 2 года Амир Гази отвоевал Кастамон, уничтожив большое число христиан, однако его сын, Малик Мухаммед, не смог удержать город; в 1139 г. тюрки окончательно покорили Гангры и Кастамон ( Cinnam. Hist. P. 13-14; Nicet. Chon. Hist. P. 18-21). В том же году по побережью П. прошло войско Иоанна II (Ibid. P. 34). Император сослал в Ираклию своего брата, Исаака, к-рого впосл. вернул Мануил I Комнин (1143-1180) ( Cinnam. Hist. P. 199-200). В 1180 г. последний спас от тур. осады Клавдиополь ( Nicet. Chon. Hist. P. 99-200). В 1181-1182 гг. буд. имп. Андроник I Комнин , готовившийся вступить в К-поль, собирал отряды своих сторонников в Ираклии и П. (Ibid. P. 229, 243). В 1191 г. в П. началось восстание 2-го Псевдо-Алексея Комнина, подавленное Феодором Хумном в 1195 г.; 3-й Псевдо-Алексей захватил несколько крепостей в П. и спустя 2 года был убит в Гангре. В 1196 г. султан Масуд взял Дадивру (Ibid. P. 422-423, 461-463). После захвата К-поля участниками 4-го крестового похода (1204) территории фем Вукеллариев и П. должны были перейти к Латинской империи . Впрочем, вскоре они стали предметом противостояния между правителями Никеи и Трапезунда. В 1204 г. греческие и грузинские войска под рук. Давида Великого Комнина дошли до Ираклии. Через год никейский имп. Феодор I Ласкарь вступил с ним в борьбу и отнял у Трапезундской империи Прусиаду, однако был остановлен союзными Давиду латинянами; в 1211 и 1214 гг. Феодор отвоевал всю прибрежную П. до Амастриды (TIB. 1996. Bd. 9. S. 92-95).

http://pravenc.ru/text/2579796.html

1759-1766); Дионисий в 4-й раз (после 1767-1774); Никифор из Смирны (ок. 1778-1790); Анфим (ок. 1779); Каллиник (до 1780-1792); Гавриил (1792-1810); Даниил (1810-1811); Кирилл (1811-1813); Дорофей Проинос (1813-1821); нмч. Никифор Пилусиот (1821-1824); Герасим (1824-1829); Григорий (1830-1840); Герасим (1840-1853); Кирилл (1853-1873); Дионисий Харитонидис (1873-1880); Неофит Папаконстантину (1880-1886); Дионисий Харитонидис вторично (1886-1887, затем К-польский Патриарх); Матфей (1890); Кирилл Димитриадис (1890-1908); Каллиник (1908-1910); Поликарп (1910-1922). После 1922 г. епархия была упразднена. Архитектура Рим. город находился в юго-зап. части совр. Эдирне (стены укреплений еще сохранялись в XIX в.). Собор Св. Софии не сохранился, но известен по фотографиям XIX в. Построенный в V-VI вв., представлял собой купольный тетраконх с амбулаториями и галереей. После завоевания А. (1361) Мурад I превратил Св. Софию в мечеть Халабие. Баязид I Йылдырым построил на месте раннехрист. базилики мечеть (кон. XIV в.). Ядро совр. города возникло в 10-е гг. XV в. к северу и северо-востоку от цитадели. К тому времени относятся Старая мечеть (Эски-джами; 1403-1413, девятикупольная с арочным портиком вдоль фасада), бедестен (1418, перекрыт 14 куполами), перестройка визант. моста (1420, совр. мост Газимихаль). Церкви Христа, Одигитрии и св. Стефана сгорели в 1526 г. Последняя была восстановлена и стала подворьем Афонской Великой лавры . Лит.: Le Quien. OC. Vol. 1. P. 1172-80; Choisy A. L " art de bâtir chez les Byzantins. P., 1883. P. 131 sq.; Pauly, Wissowa. T. 7. Col. 2174-2175; Αξιτης Π. Η Αδριανοπολις π τν ρχαιοττων χρνων μχρι το 9. Θεσσαλονκη, 1922; Laurent V. La liste épiscopale du synodicon de la métropole d " Adrianople//EO. 1939. Vol. 38. P. 1-34; Aslanapa O. Edirnede osmanl devri abideleri. Istanbul, 1949; Mavrodinov N.//Actes de VIe Congrès international des Études Byzantines. [P., 1951]. Vol. 2. P. 286-290; Ö zde G. Edirne Imar planina hazrlk etüdü. Istanbul, 1951; Velkov V. Die thrakische und dakische Stadt in der Spätantike. Sofia, 1959. S. 96; Edirne: Edirne " nin 600. fetih yildönümü armaan kitabi. Ankara, 1965; Γριτσπουλος Τ. Α. Αδριανοπολις//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 453-460; Zachariadou E. A. The Conquest of Adrianople by the Turks//StVen. 1970. Vol. 12. P. 211-217; Kreiser K. Edirne. Edirne, 1975; Venedikov I. Thracian art treasures. Sofia, 1975; Asdracha C. La région des Rodopes aux XIIe et XIVe s.: Étude de géographie historique. Athènes, 1976; Искусство стран и народов мира. М., 1978. Т. 4. С. 455; La Thrace orientale et la Mer Noire: Géographie ecclésiastique et prosopographie. P., 1987; Soustal P. Thracien//TIB. W., 1991. Bd. 6. S. 161-167.

http://pravenc.ru/text/82160.html

Проведение римской властью переписи в Иудее, находящейся под властью своего царя, было возможно. После устранения от власти Ирода Архелая и присоединения Иудеи к римской пров. Сирия перепись населения была совершенно необходима в связи с введением на этой территории нового порядка и главное - новой системы налогообложения (ср.: Ios. Flav. Antiq. XVIII 1; см.: Schürer . 1973. P. 257, 413-420). Косвенным подтверждением того, что эта перепись была 1-й рим. переписью в Иудее, является возникшее в связи с ней протестное движение Иуды Галилеянина (см. в ст. Зилоты ), о к-ром сообщает и евангелист Лука (Деян 5. 37; ср.: Ios. Flav. Antiq. XVIII 1. 1). (О проблеме Квириниевой переписи см. также в статьях Лука , евангелист; Рождество Христово ). Кроме того, наместник Сирии едва бы мог оставить провинцию на столь продолжительное время. Район обитания гомонадов отделен от Сирии Киликией, принадлежавшей в то время царю Каппадокии ( Strabo. Geogr. XIV 5-6; Dio Cassius. Hist. Rom. LIV 9. 2; Tac. Ann. VI 41), и горами Тавр, так что доступ к нему был открыт только с севера, со стороны Галатии. Высказывающие эти возражения исследователи считают, что войну в Галатии К. мог вести как наместник пров. Асия ( Groag. 1931. Sp. 832) или Галатия ( Sherk. 1980. S. 968). Согласно Тациту, после получения триумфальных отличий за победу в Галатии К. был назначен советником старшего внука и приемного сына имп. Августа Гая Цезаря, отправленного в Армению ( Tac. Ann. III 48). Когда точно К. вступил в должность неизвестно. В 1 г. до Р. Х. Август в связи с приходом к власти в Армении пропарфянских сил отправил туда Гая Цезаря, снабдив его предварительно империем и провозгласив «правителем Востока» ( Suet. Tib. 12. 2; см.: Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л., 1990. С. 121-122; Парфенов В. Н. Император Цезарь Август: Армия. Война. Политика. СПб., 2001. C. 78-85). Поскольку Гай Цезарь не обладал к тому времени опытом ведения военных действий, его в качестве советника сопровождал консул 21 г. до Р. Х. Марк Лоллий. Источники не сообщают, принимал ли К. участие в этой экспедиции с самого начала или присоединился к ней впосл., однако известно, что еще на пути между Гаем и Лоллием произошел конфликт. Светоний, описывая встречу Гая с Тиверием на о-ве Самос, куда Тиверий прибыл с о-ва Родос, где находился в ссылке, чтобы добиться для себя через Гая разрешения вернуться в Рим, отмечает, что в то время Гай уже был в ссоре с Лоллием ( Suet. Tib. 13). Военную операцию в Армении Гай начал уже будучи консулом (CIL. XI 1421), а эту должность он получил в 1 г. по Р. Х. По словам Тацита, К. посещал Тиверия в ссылке ( Tac. Ann. III 48), где тот находился до 20 авг. 2 г. по Р. Х., чем, по-видимому, заслужил особое доверие буд. императора. Т. о., вероятно, К. сопровождал Гая по крайней мере с момента его встречи с Тиверием и занял место Лоллия перед началом или вскоре после начала войны в Армении.

http://pravenc.ru/text/1684077.html

В кон. VIII в., во время очередного нашествия арабов на П., свт. Георгий , архиеп. Амастриды, призвал жителей окрестных территорий укрыться в городе, а сам с молитвой обошел городские стены, что, по преданию, спасло Амастриду от разорения (Житие св. Георгия Амастридского. 24-26// Васильевский В. Г. Труды. Пг., 1915. Т. 3. С. 37-41; переизд.: Он же. Избр. труды по истории Византии/Ред.-сост.: М. В. Грацианский, П. В. Кузенков. М., 2010. Кн. 2. Т. 3. С. 320-322). В разделе Жития, посвященном посмертным чудесам свт. Георгия, сообщается о нападении на Амастриду «дикого и грубого» народа русов/росов (ο Ρς). Это нападение, являвшееся, вероятно, частью масштабной экспедиции от Мраморного м. до П., имело место в 1-й пол.- сер. IX в. (по всей видимости, между 815 и 843, подробнее см.: TIB. 1996. Bd. 9. S. 78-79; Кузенков П. В. Из истории начального этапа византийско-русских отношений//ИВ. 2012. Т. 1(148): Начало рус. государственности. С. 54-99, здесь - С. 62-67). В лит-ре также высказывалось мнение о том, что указанное повествование является интерполяцией и связано с походом руси на К-поль в 860 г. или с походом кн. Киевского Игоря в 941 г. В правление имп. Феофила (829-842), стремившегося укрепить позиции Византии на Понте, П. стала отдельной фемой. В 838 г. П. была вовлечена в мятеж Феофова, после чего в ней были размещены 2 тыс. хуррамитов ( Theoph. Contin. P. 124-125). В 1-й пол. IX в. из фемы Армениак была выделена фема П., к-рая занимала вост. часть одноименной исторической области с центром в Амастриде. Во главе фемы стоял катепан, c XII в.- дука Амастриды. В кон. IX в. в П. засвидетельствовано наличие фемного ополчения ( Fourmy M.-H., Leroy M. La Vie de S. Philarète//Byz. 1934. Vol. 9. P. 125-127). Согласно Ибн Хордадбеху, который опирался на аль-Гарми, в феме Вукелларии было 2 турмы, 8 тыс. воинов и 13 крепостей, в феме П.- 1 турма, 5 тыс. воинов и 5 крепостей. В Х в. эти фемы, имевшие флот, могли временно объединяться. В источниках упоминаются аристократы, крупные землевладельцы, происходившие из П.: Мария, дочь прп. Филарета Милостивого из Амнии, стала женой имп. Константина VI (790-797), св. Феодора , дочь друнгария или турмарха Марина из Эвиссы,- женой имп. Феофила ( Theoph. Contin. P. 89). Во 2-й пол. IX в. в П. род. известный ритор и писатель Никита Давид Пафлагон . На равнине Гунария, к югу от крепости Кастамон, находились большие земельные владения династии Комнинов. В 1057 г. это место стало центром восстания части визант. стратигов против имп. Михаила VI Стратиотика ; здесь же был провозглашен императором Исаак I Комнин . Из П. происходили имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) и его брат, Иоанн Орфанотроф.

http://pravenc.ru/text/2579796.html

Вид на долину Гёреме После распада единой державы хеттов в XII в. до Р. Х. история и культура этого народа в К. развивалась еще ок. 500 лет. В Анатолии существовали небольшие царства, территорию Юж. Каппадокии занимало царство Табал со столицей Тувана (в греко-рим. и визант. эпохи Тиана). Население говорило на лувийском (родственный хеттскому) и арамейском языках. В X-VII вв. до Р. Х. регион испытывал сильное воздействие ассирийцев, к-рые неоднократно предпринимали военные походы в Анатолию и устанавливали свое правление в К. или собирали дань с местных зависимых от Ассирии правителей. На западе ассирийцам противостояло Фригийское царство, которое также влияло на К. В нач. VI в. до Р. Х., после падения Ассирии и Фригии, регион К. перешел под власть Мидийского царства, затем - во владение персид. державы Ахеменидов (сер. VI-IV в. до Р. Х.). В ее составе К. впервые сформировалась как единый устойчивый историко-культурный регион. Персы образовали здесь сатрапию К. с центром в древнем г. Мазака (ныне Кайсери, в рим. и визант. эпохи Кесария Каппадокийская ), использовав как название страны термин неясного значения «катпатука», который употребляло местное население (TIB. Bd. 2. S. 62-63). В сер. IV в. до Р. Х. большая К. была разделена на Великую (собственно К.) и Малую (земли к северу от К., позднее Пафлагония с центром в Синопе). Со временем название «Каппадокия» вместе с представлениями о стране распространилось и закрепилось в античном мире. Момент постепенного утверждения названий «Каппадокия» и «каппадокийцы» в греч. языке зафиксирован, напр., в труде Геродота, который неоднократно объяснял, что греки ошибочно называют каппадокийцев сирийцами ( Herod. Hist. I 72, V 49). Уже в этот период в К. сложились крупные землевладельческие домены; в структуре общества преобладали немногочисленные, но влиятельные кланы собственников обширных полей и пастбищ, магнатов, на к-рых работало зависимое крестьянское население. Подобная модель общественных отношений под разными названиями и в условиях разных культур в дальнейшем сохранялась в К. на протяжении тысячелетий от классической античности до XIX в. Землевладельческие фамилии, хотя и с различным правовым статусом, встречались в истории К. и в римскую, и в позднеантичную эпохи (кланы свт. Василия Великого и Григория Назианзина), и в Византии (здесь в IX-X вв. активно формировалась поземельная аристократия - динаты), и в позднейшей Османской империи. В отличие от др. регионов М. Азии в К. на протяжении всех эпох античности и средневековья было крайне мало городов; преобладало сельское население с консервативными традициями и подчинением кланам магнатов. В целом К. в периоды античности и средневековья была сравнительно слабо развитым регионом, отставала по плотности населения, урбанизации, интенсивности торгово-экономической жизни даже от большинства окружавших ее областей М. Азии, не говоря уже о Сирии или об Италии.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

В ходе военных кампаний имп. Септимия Севера против Парфии (195 и 197-198) О. была подчинена Риму ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXV 1-2; Scr. hist. Aug. Septimius Severus. XVIII 1), причем ее территория была разделена на провинцию Осроена, к-рая вошла в состав Римской империи, и полунезависимое Эдесское царство. Последним продолжал править Авгарь VIII, принявший тогда же рим имя - Луций Элий Септимий. По всей видимости, в состав царства Авгаря входили территории, непосредственно примыкавшие к Эдессе. Септимий способствовал развитию тесных отношений между Эдесским царством и провинцией О., причем оба указанных политических образования должны были служить форпостом рим. влияния на Востоке. В 214/6 г. имп. Каракалла присоединил Эдесское царство к провинции О.; Эдесса получила статус рим. колонии. Династия Авгарей была сохранена, однако ее представители, видимо, не обладали реальной властью. Номинальная независимость О. была ликвидирована в 244/9 г. В 260 г. Эдессу и Карры на нек-рое время захватили войска персид. шаха Шапура I, однако вскоре О. перешла под контроль правителя Пальмиры Луция Септимия Одената (ок. 250-266/7). После гибели Одената его 2-я жена, Зенобия , исполнявшая обязанности регента, начала военную кампанию против Рима, к-рая завершилась победой имп. Аврелиана (270-275) и пленением Зенобии. С этого времени вплоть до арабских завоеваний в сер. VII в. О. оставалась римской (византийской) провинцией. Ист.: Plin. Sen. Natur. Hist. Vol. 1; Dio Cassius. Hist. Rom. XL 20-23; LXX 1-2; Plut. Vitae; Chron. Edess.; Ps.-Dionys. Chron. Vol. 1. P. 50-131 [textus]; P. 40-98 [versio]. Лит.: Segal J. B. Edessa, «The Blessed City». Oxf., 1970; idem. Abgar//EIran. 1985. Vol. 1. Fasc. 2. P. 210-213; Shah î d I. Rome and the Arabs: A Prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs. Wash., 1984; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 803-813; Абрамзон М. Г. Осроена в рим. вост. политике в I в. до н. э.- III в. н. э.//Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск; Новосиб., 2005. Вып. 15. С. 111-119; Baum W. König Abgar bar Manu (ca. 177-212) und die Frage nach dem «christlichen» Staat Edessa//Der Christliche Orient und seine Umwelt: Gesammelte Studien zu Ehren J. Tubach anlässlich seines 60. Geburtstags/Hrsg. S. G. Vashalomidze, L. Greisiger. Wiesbaden, 2007. S. 99-116; TIB. 2014. Bd. 15; Заболотный Е. А. История конфес. разделения сир. христианства и развитие христологии в IV-VIII вв.: Дис. М., 2016. С. 60-66.

http://pravenc.ru/text/2581647.html

Кроме целительной купальни, к-рая, согласно Житию прп. Феодора Сикеота, скорее всего перестала существовать к кон. VI в., в Г. были и др. святыни. Свт. Григорий Турский (VI в.) сообщает, что в ц. св. Архангелов хранилась туника Христа. В Житии Феодора Сикеота говорится о наличии у еп. Гермийского Емилиана мощей вмч. Георгия , к-рые, возможно, также находились в ц. св. Архангелов. Из актов Вселенского VII Собора известно о существовании в Г. мон-ря св. Сергия. В XIX в. европ. учеными было составлено первое описание руин ц. св. Архангелов в Г. Из совр. исследователей истории Г. посвятил неск. статей С. Манго, побывавший там в 1981 г. Он отметил, что храм во имя арх. Михаила носит следы по крайней мере 2, а возможно и 3, реконструкций, а его самая древняя часть вполне может быть датирована V в. Он также обратил внимание на то, что церковь расположена неподалеку от оврага, где когда-то действительно протекала вода, к-рая, видимо, затем была отведена. Манго предположил, что именно там могла располагаться целительная купальня, о к-рой рассказывает Пантолеон. Храм во имя арх. Михаила представлял собой 5-нефную базилику (26 ´ 40 м) с множеством скульптурных украшений. Его точная форма вряд ли может быть установлена без археологических раскопок. C большой вероятностью можно сказать, что первая реконструкция храма была произведена при Юстиниане I (527-565), поскольку на одной из капителей есть монограмма его и имп. Феодоры. Манго считает ц. св. Архангелов одним из самых больших из всех известных визант. храмов в М. Азии. Ист.: ACO. T. 4. Pars 1. Nr. 95 et passim; Mansi. Vol. 11. P. 992C; Vol. 12. P. 994D, 1095B; Vol. 13. P. 140E, 153D, 189A, 368A, 384E; Vol. 17. P. 373D; Greg. Turon. De gloria martyrum//MGH. Script. Rer. Germ. T. 1. S. 493. [Георгий, игум. ] Житие прп. Феодора, архим. Сикеонского/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005 (passim). Лит.: Crowfoot J. W. Notes upon Late Anatolian Art//Annual of the British School at Athens. L., 1897/1898. Vol. 4. P. 79-94; Wealkens M. Germa, Germokoloneia et Germia//Byz. 1979. Vol. 49. P. 447-464; Darrouz è s. Notitiae. N 1. 48. Cf. 2. 51, 3. 66, 4. 49, ets.; Stiernon D. Germia//DHGE. Vol. 20. Col. 975-981; Belke K. , Restle M. Galatien und Lykaonien//TIB. 1984. Bd. 4. S. 166-168; Mango C. St. Michael and Attis//ΧΑΕ. 1984-1986. Τ. 12. Σ. 45-53; idem. The Pilgrimage Centre of St. Michael at Germia//JÖB. 1986. Bd. 36. S. 117-132; idem. Germia: A Postscrypt//JÖB. 1991. Bd. 41. S. 297-300; Fedalto. Hierarchia. P. 63; Афиногенова О. Н. Город Гермии и храм Св. Архангелов//Житие прп. Феодора. М., 2005. Прил. 1. С. 161-166.

http://pravenc.ru/text/164835.html

Монастырь Осиос Мелетиос Монастырь Осиос Мелетиос Расцвет О. М. приходится на XII-XIII вв., вероятно, в это время на территории монастыря действовал скрипторий; некоторые рукописи, созданные в обители, находятся в зап. б-ках (напр., Lond. Brit. Lib. add. 28816, XII в.). В сохранившихся письмах свт. Михаила Хониата игум. О. М. Иоанникию, написанных ок. 1208-1218 гг., дается высокая оценка интеллектуальному уровню ее настоятеля и насельников, святитель в одном из писем назвал О. М. философским стойлом (φιλσοφος μνδρα) ( Μιχαλ Ακομιντου το Χονιτου. Τ σωζμενα/Εκδ. Σ. Λμπρος. Αθναι. 1880. Τ. 2. Σ. 148-149, 155-157, 272-273, 313-314, 319-320, 352-353). После взятия К-поля крестоносцами в 1204 г. О. М. оставался под властью греков, однако ранее 1218 г. латинянам удалось взять мон-рь под свой контроль. В 1218 и 1236 гг. обители были даны папские грамоты, подтверждающие освобождение монахов О. М. от налогов (Regesta Honorii papae III/Ed. P. Pressutti. R., 1888. T. 1. P. 271; Acta Honorii III (1216-1227) et Gregorii IX (1227-1241)/Ed. A. L. Tàutu. R., 1950. P. 66, 291. N. 42, 43, 216). По-видимому, это было необходимо из-за посягательств на мон-рь со стороны архиепископа Фив. Обитель сильно пострадала и была разграблена в 1218 г. Феодором Комнином Дукой во время его кампании по освобождению от франков Фессалоники и др. греч. регионов, но не прекратила своего существования. Иаков, насельник О. М. (впосл. митрополит Болгарии), написал поэму о разграблении монастыря Феодором Дукой (Vindob. Hist. gr. 106. Fol. 184-185, XIV в.; изд.: Iacobi Bulgariae Archiepiscopi Opuscula/Ed. S. G. Mercati//Bessarione: Rivista di studi orientali. R., 1917. Vol. 33. P. 222-226). По мнению К. Константопулоса, разграбление О. М. произошло между 1223 и 1230 гг. ( Κωνσταντπουλος. 1924. Σ. 57), др. исследователи считают, что в 1218 г. (см., напр., TIB. 1976. Bd. 1. S. 217). Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос) Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос) Точное время, когда О. М. стал ставропигиальным, установить невозможно. В сигиллии К-польского патриарха Самуила от 1766 г. сказано, что обитель имела этот статус уже при патриархах Митрофане II (1440-1443) и Иоасафе I (1462-1463 или кон. 1464 - нач. 1465 или нач. 1466), а, возможно, и ранее. В свою очередь патриарх Самуил подтвердил ставропигию О. М. (Τρα πατριαρχικ σιγλλια μονν τς Αττικς. 1907. Σ. 97-100). Из сигиллия известно, что после правления патриарха Иоасафа II (1556-1565) монастырь дважды приходил в упадок (во 2-й раз - незадолго до времени издания сигиллия). Монастырские постройки требовали ремонта, и первоначальный вид О. М. был сильно изменен. В XVI в. обитель посетил известный афонский монах и богослов Пахомий Русан ; в письме он похвалил удобное расположение обители ( Μουστοξδης Α. Ελληνομνμων Σμμικτα ελληνικ σγγραμα ελληνικν. Αθναι, 1843. Σ. 673).

http://pravenc.ru/text/2581615.html

Церковь Панагии Паригоритиссы. Ок. 1283–1289 гг. Церковь Панагии Паригоритиссы. Ок. 1283–1289 гг. Изначально А. находилась на территории митрополии Никополя. В списках епископий К-польского Патриархата А. упоминается только начиная с XII в. Первым епископом А., имя к-рого сохранилось в источниках, был Павел (сер. XI в.). Ок. 896-900 гг. в ходе адм. реформ была образована фема Древний Эпир-Никополь с центром в г. Навпакт, туда же была перенесена столица митрополии. В 1367 г., когда на Навпактскую митрополию был поставлен Матфей, до этого архиеп. Левкадский, резиденция митрополита была перенесена в А. Поскольку в городе теперь находился сам митрополит, епископы А. с этого времени перестали поставляться. С нач. XVI в. появляется титул «митрополит Навпакта и Арты». После освобождения от тур. ига митрополия А. вошла в юрисдикцию Элладской Православной Церкви. С 1899 г. границы Артской митрополии совпали с границами соответствующего нома. В 1894-1900 гг. Артский Предстоятель носил титул архиепископа, в 1900-1922 гг.- епископа, с 1922 г. до наст. времени- митрополита. В наст. время в митрополии А. ок. 140 храмов и более 100 священнослужителей, действуют катехизаторские школы, курсы визант. музыки, муж. мон-рь Мелатон и 3 жен.: Като-Панагия, Ровелисти, Феотокиу (основан в XIV в.). Особо почитаются в Артской митрополии прп. Максим Грек, прп. Феодора императрица, жена Михаила II Дуки Комнина (XIII в.), свт. Парфен, преподобные Апостол и Феохар, нмч. Захарий. Лит.: Remy F. Arta//DHGE. Т. 4. Col. 766; ρδβλθυοτεΑρτης μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 271-279; LexMA. Bd. 1. S. 977; TIB. 1981. T. 3. Р. 113-115; Ducellier A. Aux frontières de la Romanie: Arta et Sainte-Maure à la fin du moyen âge//TM. 1981. T. 8. P. 113-124; Darrouz è s. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 488-489; ODB. T. 1. P. 191; Δπτυχα. 1999. Σ. 362-367. М. А. Курышева Христос Пантократор. Мозаика в скуфье купола ц. Панагии Паригоритиссы. Ок. 1290 г. В А. и гл. обр. ее окрестностях сохранился ряд памятников визант. искусства IX-X вв. Как правило, это базилики (в т. ч. купольные) с деревянным покрытием и крестово-купольные постройки. Активизация строительной деятельности приходится на время существования Эпирского деспотата в XIII в. Типология храмовых построек становится разнообразной; создается своеобразный пластический язык оформления фасадов и интерьеров, к-рые отличаются богатым скульптурным убранством визант. и зап. происхождения. Живопись 1-й пол. XIII в. повторяет образцы комниновского искусства и достигает высокого уровня во 2-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/76342.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010