(  ; древнее название - Капроварада; греч. Καπροβαρδα) ( Burns. 1999. P. 59-61; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1356-1358), наиболее крупное по территории поселение в горах Симъан; находится в 14 км севернее Дайр-Симъана, в 31 км к северо-западу от Алеппо. Возможно, важнейший экономический центр этой местности. Сформировалось во II в.; вероятно, здесь находилась местная митрокомия - центр района, объединявшего сев. часть нагорья. Расцвет Капроварады относится к VI в. В X-XI вв. здесь находился визант. укрепленный пост на границе Византийской империи с эмиратом Алеппо. Центром Капроварады был языческий храм. В неск. частных домах сохранились строительные надписи нач. III - кон. V в. На сев. оконечности Барада расположены термы (II или III в.; по архитектурному стилю сопоставимы с термами в Бостре) и гробница в греко-рим. стиле (II - 1-я пол. III в.), увенчанная кровлей пирамидальной формы. Надписи на ней датированы между 250 и 253 гг. Гробница имела классическую конструкцию с 4 аркосолиями, в к-рых находятся саркофаги. Большинство деталей ее декора вост. происхождения, такие как украшения карниза и арки подковообразной формы. Гробницы такого типа позднее строились во мн. местах в Сирии до кон. IV в. В центре поселения находилось также 2-этажное здание (III в.), вероятно служившее местом общественных собраний и обозначенное Чаленко как андрон. Большая базилика (399-402) - одна из наиболее ранних и крупных известных христ. базилик в Сирии (36,2×20 м), в настоящее время почти полностью разрушена. Была построена на месте языческого святилища; в надписи указаны имена архитектора (οκοδμος) Юлиана и строителя (τεχντης) Марина. Это 3-нефная базилика; нефы разделялись 2 рядами колонн по 8 в каждом. Зап. вход был оформлен также портиком с колоннадой. Вост. стена прямая; апсида была полностью вписана во внутреннюю планировку здания, как это характерно для сир. христ. архитектуры. В боковом нефе в V в. была оборудована отдельная часовня для почитавшихся здесь мощей святых. С юж. стороны к храму прилегал двор-атриум, с 4 сторон окруженный колоннадами портиков. В декоре храма заметно эклектическое сочетание классических и вост. элементов, большое число сполий; от мозаичных полов сохранились лишь небольшие фрагменты. С сев. стороны от базилики в 561 г. строитель Зиновий возвел «базилику с белыми аркадами». Это также 3-нефное здание (27×16 м) с 2 вост. апсидами и прямой вост. стеной. В X-XI вв. этот храм был преобразован в крепость; к нему пристроены 2 оборонительные башни и жилые помещения для гарнизона.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

При базилике находились 2 баптистерия, к-рые, по предположению франц. исследователей ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 89), могут указывать на то, что храм одновременно использовался 2 общинами: православных и монофизитов. Селение было заброшено с VII в., но в эпоху крестовых походов на нек-рое время заселено, о чем говорят араб. граффити на зданиях и погребения XII-XIII вв. Церковь Мушаббак. 3-я четв. V в. (  ) ( Ibid. 1987. P. 93-96; Burns. 1999. P. 110-111; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1076-1077), крупное и одно из подробно изученных поселений. Систематические раскопки проводились здесь в 1976-1979 гг. экспедицией Французского ин-та (Бейрут). На их основе удалось достаточно точно определить периоды расцвета и упадка селения. Оно существовало уже в позднеэллинистическую эпоху. Как и везде в М. г., достигло пика своего развития в IV-VI вв.; в это время Дахис был митрокомией. После прихода арабов-мусульман селение длительное время продолжало процветать. Судя по находкам монет, жизнь здесь сохранялась до XI в. Центр застройки составляли торговая агора и андрон. Обследованы 2 базилики, сильно разрушенные. Первая - в сев.-вост. квартале селения (кон. V - нач. VI в.), с 3 нефами и квадратной в плане алтарной частью. Хорошо сохранившаяся северная стена базилики позволяет реконструировать 3 этапа формирования этого здания. Ее средняя часть (длина 8,6 м) была возведена во II в. как часть целлы неизвестного языческого храма; в III в. храм был расширен и целла удлинена на 7 м. При перестройке храма в базилику стена была еще раз увеличена в длину на 3,4 м в западном направлении. В др. элементах базилики также сохранились следы различных этапов перестроек и сполии. В интерьере северный ряд колонн был украшен коринфскими капителями, южный - ионическими. В диаконнике сохранился саркофаг некоего почитавшегося здесь святого. При храме был баптистерий, на к-ром сохранилась надпись по-сирийски с упоминанием строителя Йоханнана (Иоанна). Вторая базилика, построенная ок. 530 г. в юго-восточном квартале, имела похожую структуру. В ее жертвеннике (мартирии) обнаружены 3 специальных помещения различных размеров для реликвий. В 700 м к юго-востоку от Дахиса есть остатки большого мон-ря Дайр-Дахис, обнесенного стеной. Об истории обители ничего не известно; находки керамики показывают, что она была заселена с V по VIII или IX в. Найдена лишь одна недатированная сир. надпись, в к-рой упоминаются священники Евсевий и Васс. Основу мон-ря составляет базилика с прямоугольной алтарной частью (19,5×14,4 м); время ее постройки - нач. V или нач. VI в. В интерьере сохранились остатки мозаичного пола. В мон-ре находились также жилые помещения монахов, странноприимный дом, маслодавильня, оборонительная башня с воротами. Зарзита

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Свт. Кирилл Александрийский. Фрагмент Царских врат. 1654 г. Мастер Э. Цанес (музей ц. Панагии Антивуниотиссы, Корфу) I. Воплощение. К. понимает Воплощение как явление Бога во плоти ( Jouassard. 1953. P. 186). Отсюда часто встречающееся у него именование Христа Еммануилом (Мф 1. 23), ввиду значения этого имени («С нами Бог»). Определяющими для К. являются евангельское изречение «Слово стало плотию» (Ин 1. 14), учение ап. Павла об «истощании» (Флп 2. 5-11) и учение Никейского Символа веры о единосущии Сына Отцу. «Само неизреченно рожденное из сущности Бога Отца Единородное Слово Его, Творец веков… восприняло семя Авраамово и стало причастно крови и плоти, согласно Писанию (Евр 2. 14, 16), то есть стало человеком, и, приняв плоть и сделав ее собственной, родилось плотски через святую Богородицу Марию» ( Cyr. Alex. Or. ad Arc. 3//ACO. T. 1. Vol. 1(5). P. 63). Бог Слово «связывается в единство» с нашей природой и «сплетается в нечто одно из обеих», а потому Христос не просто человек, носящий божество (πλς θεοφορσας), но Бог вочеловечившийся (Hom. pasch. 17. 2//PG. 77. Col. 776). Отсюда - теснейшее единство во Христе Слова и воспринятой Им плоти (человеческой природы), к-рая существует не самостоятельно, но в Его божественной Ипостаси. Когда К. говорит о «собственной» природе Христа, то обычно подразумевает божественную природу. II. Человеческая природа Христа. Следуя библейскому языку (Ин 1. 14), К. предпочитает называть воспринятое Словом человечество «плотью» (σρξ), уточняя, что она «одушевлена разумной душой», и указывая на обычай Свящ. Писания иногда именовать человека плотью (Ис 40. 5; Иоиль 2. 28; см.: Cyr. Alex. Resp. ad Tib. 7// Pusey. 1872. Vol. 3. P. 589). А. Грилльмайер полагал, что только в результате несторианского спора К. сделал шаг в сторону реального дифизитства, когда «душа Христа также стала» для К. «величиной, заслуживающей богословского внимания» ( Grillmeier. 1951. S. 173). Это мнение опровергается тем, что и в ранних сочинениях К. можно найти немало мест, где ясно говорится о полноте человечества Христа, в т. ч. о наличии в Нем разумной души ( Dratsellas. 1975. Р. 221; ср.: Welch. 1994. P. 56). Выражение: «Слово стало плотию» - в интерпретации К. означает, что Слово стало совершенным человеком ( McKinion. 2000. Р. 162). Др. термины, используемые К. для обозначения человеческой природы: «тело», «человек» (при этом уточняется, что Христос не «простой» (πλς, ψιλς, κοινς) человек), «человечество» (νθρωπτης), «человеческое» (τ νθρπινον), а также более отвлеченные выражения: τ μτερα (наше), τ καθ μς (свойственное нам) и др. Достаточно регулярно К. прилагает к человечеству Христа и термин «природа».

http://pravenc.ru/text/1840255.html

12-13) раскрывается в предательстве Иуды и отречении ап. Петра; в Мк 13. 24 говорится о том, что солнце померкнет, и это происходит в момент распятия (Мк 15. 33); явление Сына Человеческого в Мк 13. 26 вновь предсказывается в 14. 62 (и, возможно, осуществляется в момент исповедания сотника в 15. 39, хотя тот использует др. титул); неожиданное наступление «часа», приход «хозяина» (κριος), сон учеников и заповедь бодрствовать, изложенные в Мк 13. 32-37, осуществляются в сцене в Гефсимании (Мк 14. 32-42). Такая перекличка образов прослеживается и за пределами этих глав (напр., слова о «седении» по правую и левую сторону, обращенные к Иакову и Иоанну Зеведеевым в Мк 10. 40, в повествовании о Страстях реализуются в виде образа 2 разбойников в Мк 15. 27; слова о несении своего креста, обращенные к ап. Петру в Мк 8. 34, объясняют появление образа Симона Киринеянина, к-рый несет крест Иисуса, следуя за Ним, в Мк 15. 21, и т. д.). Перенесение мощей ап. Марка в собор Сан-Марко в Венеции. Эмаль Пала д’Оро в соборе Сан-Марко Перенесение мощей ап. Марка в собор Сан-Марко в Венеции. Эмаль Пала д’Оро в соборе Сан-Марко Т. Шмидт увидел в повествовании о Страстях параллели с рим. триумфом: одежды, в к-рые одели Иисуса для осмеяния, напоминают одежды триумфатора; насмешливые приветствия солдат воспроизводят присягу императору во время триумфа; под Голгофой (Лобным местом) М. подразумевал рим. Капитолий (древние авторы производили его название от лат. caput - голова, череп), где обычно завершались триумфальные процессии; образ Симона Киринеянина, несущего крест, является аллюзией на участника триумфальной процессии, несущего топор для заклания жертвенных животных; чаша вина, смешанного со смирной, воспроизводит обычай, согласно к-рому триумфатор должен был отказаться от чаши с вином и вылить вино на алтарь, чтобы жертвоприношение считалось состоявшимся; распятие между 2 разбойниками является восседанием триумфатора между 2 консулами (ср.: Suet. Tib. 17; имп. Веспасиан во время триумфа ехал в сопровождении своих сыновей: Ios.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Монастырь Осиос Мелетиос Монастырь Осиос Мелетиос Расцвет О. М. приходится на XII-XIII вв., вероятно, в это время на территории монастыря действовал скрипторий; некоторые рукописи, созданные в обители, находятся в зап. б-ках (напр., Lond. Brit. Lib. add. 28816, XII в.). В сохранившихся письмах свт. Михаила Хониата игум. О. М. Иоанникию, написанных ок. 1208-1218 гг., дается высокая оценка интеллектуальному уровню ее настоятеля и насельников, святитель в одном из писем назвал О. М. философским стойлом (φιλσοφος μνδρα) ( Μιχαλ Ακομιντου το Χονιτου. Τ σωζμενα/Εκδ. Σ. Λμπρος. Αθναι. 1880. Τ. 2. Σ. 148-149, 155-157, 272-273, 313-314, 319-320, 352-353). После взятия К-поля крестоносцами в 1204 г. О. М. оставался под властью греков, однако ранее 1218 г. латинянам удалось взять мон-рь под свой контроль. В 1218 и 1236 гг. обители были даны папские грамоты, подтверждающие освобождение монахов О. М. от налогов (Regesta Honorii papae III/Ed. P. Pressutti. R., 1888. T. 1. P. 271; Acta Honorii III (1216-1227) et Gregorii IX (1227-1241)/Ed. A. L. Tàutu. R., 1950. P. 66, 291. N. 42, 43, 216). По-видимому, это было необходимо из-за посягательств на мон-рь со стороны архиепископа Фив. Обитель сильно пострадала и была разграблена в 1218 г. Феодором Комнином Дукой во время его кампании по освобождению от франков Фессалоники и др. греч. регионов, но не прекратила своего существования. Иаков, насельник О. М. (впосл. митрополит Болгарии), написал поэму о разграблении монастыря Феодором Дукой (Vindob. Hist. gr. 106. Fol. 184-185, XIV в.; изд.: Iacobi Bulgariae Archiepiscopi Opuscula/Ed. S. G. Mercati//Bessarione: Rivista di studi orientali. R., 1917. Vol. 33. P. 222-226). По мнению К. Константопулоса, разграбление О. М. произошло между 1223 и 1230 гг. ( Κωνσταντπουλος. 1924. Σ. 57), др. исследователи считают, что в 1218 г. (см., напр., TIB. 1976. Bd. 1. S. 217). Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос) Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос) Точное время, когда О. М. стал ставропигиальным, установить невозможно. В сигиллии К-польского патриарха Самуила от 1766 г. сказано, что обитель имела этот статус уже при патриархах Митрофане II (1440-1443) и Иоасафе I (1462-1463 или кон. 1464 - нач. 1465 или нач. 1466), а, возможно, и ранее. В свою очередь патриарх Самуил подтвердил ставропигию О. М. (Τρα πατριαρχικ σιγλλια μονν τς Αττικς. 1907. Σ. 97-100). Из сигиллия известно, что после правления патриарха Иоасафа II (1556-1565) монастырь дважды приходил в упадок (во 2-й раз - незадолго до времени издания сигиллия). Монастырские постройки требовали ремонта, и первоначальный вид О. М. был сильно изменен. В XVI в. обитель посетил известный афонский монах и богослов Пахомий Русан ; в письме он похвалил удобное расположение обители ( Μουστοξδης Α. Ελληνομνμων Σμμικτα ελληνικ σγγραμα ελληνικν. Αθναι, 1843. Σ. 673).

http://pravenc.ru/text/2581615.html

В правление имп. Льва III Исавра (717-741), положившего начало политике иконоборчества , еп. Клавдиопольский Фома стал одним из первых, кто убрал иконы из храма. Ок. 775 г. Константин V (741-775) отправил в ссылку прп. Анфису Старшую , основательницу двойного мон-ря Пресв. Богородицы и св. апостолов на берегу озера близ Мантинеи. Из Амнии происходил прп. Филарет Милостивый, занимавшийся в т. ч. выкупом пленников у арабов ( Fourmy, Leroy. La Vie de S. Philarè. 1934. P. 115). В период 2-го иконоборчества изгнанный из Прусиады епископ-иконопочитатель Павел поселился на Олимпе Вифинском. В средневизант. время в П. находились 2 монашеских центра: на границе с Вифинией, на горе Кимин (наиболее важная обитель - лавра прп. Михаила Малеина), и на границе с Понтом, на горе Хриси-Петра. Церковная ситуация во внутренней П. начала ухудшаться в XI в. в связи с появлением тюрок. После 1094 г. митр. Никифор не смог попасть в Гангры и получил кафедру Амастриды, а затем стал игуменом столичного монастыря Космидион. Никита, еп. Ионопольский, был в К-поле хартулярием великого орфанотрофа. Еп-ство Дадивры упразднили после взятия города тюрками в 1196 г. До 1224/25 г. митрополит Гангр совершал несогласованные поставления в Ираклии и Амастриде. Между 1214 и 1250 гг. митрополией Гонориады стала Ираклия. В это время в П. еще имелись ставропигиальные монастыри. В 1260 г. митр. Андронику Сардскому отказали в переводе в П., население к-рой было враждебно к нему настроено. В 1310-1314 и 1385 гг. митрополиты Гангр, к-рые не могли попасть туда, получали в управление Анкиру, а однажды - Помпейополь и Гераны. Епископы Помпейополя упоминаются в источниках вплоть до 1347 г. Ок. 1400 г. был рукоположен последний известный визант. митрополит Гангр, Герман, впосл. он управлял также Севастией. Митрополия Гангр была объединена с Неокесарией в 1630 г. В прибрежной П. состояние церковных дел было более стабильным. Впрочем, в 1317 г. Ираклия уже не имела возможности содержать своего митр. Иоанна, к-рый проживал в К-поле и управлял также Амиклием. Митр. Мефодий не мог попасть в Ираклию и получил в 1365 г. Деркос, а также временно занял кафедру Сиды. После смерти митр. Иоакима в 1387 г. Ираклия была присоединена к Амастриде. В XIV в. митрополиты Амастриды жили преимущественно в столице; в последний раз эта митрополия упоминается в 1410 г., а в 1437 г. Амастрида названа архиепископией (TIB. 1996. Bd. 9. S. 109-113). Архитектура

http://pravenc.ru/text/2579796.html

Иоанникий поселился в Митате, на правом берегу р. Горгит, в Критамской пещере. Южнее находилась гора Алс, где в местности Хелидон близ крепости Лис преподобный жил в 806/7 и 815-816 гг. (с прп. Евстратием Тарсийским), построив там во 2-й раз храмы Пресв. Богородицы, святых Апостолов и св. Евстафия. Вокруг последнего он основал мон-рь, а сам жил в соседней Марсалинской пещере. Первым игуменом обители стал Макар (до Х в.), к-рый в 844/5 г. освятил храм св. Евстафия. В источниках IX и XIII вв. упоминается также располагавшийся в этой местности Кунинский монастырь. На дороге из Агавра в Пандим был расположен храм св. Георгия, близ к-рого находился мон-рь Евнухов, возможно посвященный св. Кирику. В 20-х гг. IX в. в монастырь вступил прп. Антоний Младший, который получил келлию в 5 стадиях от обители. Вскоре святой покинул эти места, однако во время гонения имп. Феофила (между 837 и 843) вернулся и поселился при храме св. Пантелеимона во Вриле. Между Пандимом и О. был расположен горный массив Дагута. Здесь, в местности Крипта на горе Филаргир, отшельник Павел основал обитель с храмом Пресв. Богородицы. В источниках упоминается также Иппский (или Ипнинский) монастырь (TIB. Bd. 7. S. 229-230), в к-ром Павел постриг в монахи прп. Петра Атройского. Район Аполлониады-на-Риндаке На одном из островов Аполлониадского оз., находящегося к западу от О., был расположен Гулейский мон-рь. Его игумен, Петр, входил в состав визант. делегации, направленной в 806 г. имп. Никифором I для ведения мирных переговоров с халифом Харуном ар-Рашидом. Игум. Василий, сменивший Петра, в 816 г. пострадал от иконоборцев. На о-ве Фасий (ныне Манастыр) находился монастырь игум. Даниила, к-рый в 825 г. попросил прп. Иоанникия изгнать с острова змия. Здесь сохранился неоднократно перестраивавшийся храм св. Константина - редчайший образец «крестово-купольного тетраконха» с изолированными угловыми ячейками и нартексом ( Mango C. The Monastery of St. Constantine on Lake Apolyont//DOP. 1979. Vol. 33. P. 329-333; Kappas M., Mamaloukos S.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

В XIV в. ряд митрополитов в К. еще упоминаются: в 1369 г. еп. Матфей Фаустинопольский был возведен на кафедру Тианы, а епископ Тамиса - на кафедру Мокисса (возможно, лишь титулярно; RegPatr, N 2553, 2554); в 1384 и 1387 гг. известны митрополиты Севастии. Но позднее Мокисс и Тиана не упоминаются и исчезают из к-польских нотиций. Назианз упомянут в последний раз в 1370 г., когда эта митрополия вновь передавалась под прямое управление Кесарии (RegPatr, N 2596). По документам патриаршей канцелярии можно заключить, что в XIV-XV вв. в К. прекратили существование митрополичьи кафедры Мелитины, Мокисса, Тианы и Назианза (TIB. Bd. 2. S. 121-123; Vryonis. 1971. P. 291-292, 302). Сведений о более мелких епископских кафедрах почти нет, но скорее всего в течение XIV в. все они уже были расформированы. Т. о., к сер. XV в., к моменту окончательного падения Византии, в К. оставалась действующей лишь митрополия в Кесарии, а на окружающих ее территориях - митрополии Иконий и Севастия. «Исповедание». Икона. XIX в. Каппадокия (Византийский музей, Афины) «Исповедание». Икона. XIX в. Каппадокия (Византийский музей, Афины) В Восточной К., несмотря на конкуренцию с яковитами и армянами, деятельность правосл. митрополии в Мелитине была активной в XII-XIII вв. Так, в 1225-1226 гг. митр. Мануил Мелитинский был поддержан паствой в конфликте с патриархом Германом II К-польским (резиденция в Никее), к-рый сомневался в православии Мануила (RegPatr, N 1235, 1240-1242). Но в нач. XIV в. источники отмечают трудности в положении христиан. В 1318 г. митр. Феодосий Мелитинский получил в управление кафедру Келцины в Зап. Армении, а также патриаршие владения в Неокесарии и Камахе помимо Мелитины и Келцины (RegPatr, N 2087; Vryonis. 1971. P. 320). Очевидно, положение этих кафедр было тяжелым, а мн. провинциальные епископии уже исчезли. Феодосий, видимо, был последним митрополитом, к-рый находился в Мелитине. В 1365 г. митрополит Алании и Сотериуполя (ныне Борчка, Турция) Симеон носил одновременно и титул митрополита Мелитины.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Церковь Панагии Паригоритиссы. Ок. 1283–1289 гг. Церковь Панагии Паригоритиссы. Ок. 1283–1289 гг. Изначально А. находилась на территории митрополии Никополя. В списках епископий К-польского Патриархата А. упоминается только начиная с XII в. Первым епископом А., имя к-рого сохранилось в источниках, был Павел (сер. XI в.). Ок. 896-900 гг. в ходе адм. реформ была образована фема Древний Эпир-Никополь с центром в г. Навпакт, туда же была перенесена столица митрополии. В 1367 г., когда на Навпактскую митрополию был поставлен Матфей, до этого архиеп. Левкадский, резиденция митрополита была перенесена в А. Поскольку в городе теперь находился сам митрополит, епископы А. с этого времени перестали поставляться. С нач. XVI в. появляется титул «митрополит Навпакта и Арты». После освобождения от тур. ига митрополия А. вошла в юрисдикцию Элладской Православной Церкви. С 1899 г. границы Артской митрополии совпали с границами соответствующего нома. В 1894-1900 гг. Артский Предстоятель носил титул архиепископа, в 1900-1922 гг.- епископа, с 1922 г. до наст. времени- митрополита. В наст. время в митрополии А. ок. 140 храмов и более 100 священнослужителей, действуют катехизаторские школы, курсы визант. музыки, муж. мон-рь Мелатон и 3 жен.: Като-Панагия, Ровелисти, Феотокиу (основан в XIV в.). Особо почитаются в Артской митрополии прп. Максим Грек, прп. Феодора императрица, жена Михаила II Дуки Комнина (XIII в.), свт. Парфен, преподобные Апостол и Феохар, нмч. Захарий. Лит.: Remy F. Arta//DHGE. Т. 4. Col. 766; ρδβλθυοτεΑρτης μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 271-279; LexMA. Bd. 1. S. 977; TIB. 1981. T. 3. Р. 113-115; Ducellier A. Aux frontières de la Romanie: Arta et Sainte-Maure à la fin du moyen âge//TM. 1981. T. 8. P. 113-124; Darrouz è s. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 488-489; ODB. T. 1. P. 191; Δπτυχα. 1999. Σ. 362-367. М. А. Курышева Христос Пантократор. Мозаика в скуфье купола ц. Панагии Паригоритиссы. Ок. 1290 г. В А. и гл. обр. ее окрестностях сохранился ряд памятников визант. искусства IX-X вв. Как правило, это базилики (в т. ч. купольные) с деревянным покрытием и крестово-купольные постройки. Активизация строительной деятельности приходится на время существования Эпирского деспотата в XIII в. Типология храмовых построек становится разнообразной; создается своеобразный пластический язык оформления фасадов и интерьеров, к-рые отличаются богатым скульптурным убранством визант. и зап. происхождения. Живопись 1-й пол. XIII в. повторяет образцы комниновского искусства и достигает высокого уровня во 2-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/76342.html

менее значительных каменных построек. Если отождествление этого комплекса с обителью св. Даниила верно, то известно, что игумен монастыря Агафон ок. 565 г. участвовал в составлении письма 20 настоятелей монофизитских обителей Сирии в К-поль по вопросу об избрании Павла из Бет-Уккаме в патриархи Антиохии. Т. о., мон-рь в это время входил в число важнейших монофизитских монашеских центров в стране. В 567 и 569 гг. тот же игумен подписал соборные определения Сирийской яковитской Церкви по вопросу о ереси тритеизма. Согласно записи в рукописи Vat. syr. 112 (собрание творений прп. Ефрема Сирина), 20 февр. 552 (или 551) г. переписчик Варлаха из Эдессы завершил работу над этой рукописью по заказу данного мон-ря. Дар-Кита (    ) ( Pe ñ a, Castellana, Fernandez. 1987. P. 88-91; TIB. Bd. 15. Tlbd. 2. S. 1088-1089), позднеантичное поселение средних размеров в сев. части плато Бариша; начало развиваться со II в. Сохранилось неск. надписей владельцев домов II-VI вв. Атрибуция нек-рых из этих зданий как общественных остается спорной. Начальный период присутствия христиан в селении зафиксирован в надписях неких Флавия Евсевия и его жены из Александрии, названных христианами (339/40 и 355). В Дар-Ките 3 больших христ. храма. В сев.-вост. части селения хорошо сохранилась большая 3-нефная базилика. Согласно надписи 418 г., она была посвящена святым Павлу и Моисею и построена архит. Маркианом Киром во время служения свящ. Диодора. В 515/6 (или 615/6) г. к базилике были пристроены баптистерий и мавзолей, к западу от базилики располагался странноприимный дом (пандохион). В зап. части селения находилась вторая 3-нефная базилика (VI в.) с прямоугольной алтарной апсидой, посвященная, вероятно, Св. Троице. Третья подобная базилика в вост. части селения была построена в 537 г. и посвящена св. Сергию. На ее портале сохранилась обстоятельная греч. надпись, в к-рой указано, что в 566/567 г., в правление имп. Юстина II (565-578) и при предстоятельстве Антиохийского патриарха Анастасия I Синаита (559-570, 593-598), базилика была обновлена стараниями священников Иоанна, Даниила, Вакха и Ралмия (?).

http://pravenc.ru/text/2563160.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010