Wort-Sakrament-Charisma, Stuttgart-Berlin-Koln 1992, сс. 23_27. 52 См., например, J. Ratzinger, Schriftauslegung in Widerstreit. Zur Frage nach Grundlagen und Weg der Exegese heute, в: Schriftauslegung im Widerstreit, hrsg. von J. Ratzinger, Freiburg-Basel-Wien 1989, сс. 15_44, здесь: с. 39. 54 E. Corecco, Diritto, в: Dizionario Teologico Interdisciplinare, Vol. I, Torino 1977, сс. 112_133, здесь: с. 120. 56 H. Schurmann, Die neubundliche Begrьndung von Ordnung und Recht in der Kirche, в: Idem, Studien zur neutestamentlichen Ethik, Stuttgart 1990, сс. 247_268, здесь: с. 264. 58 См. PL 43, 315 (Contra litteras Petiliani). С тех пор в разных формах эта аксиома всегда присутствовала в канонической традиции. См. CIC/1917г., кан. 1351: Ad amplexandam fidem catholicam nemo invitus cogatur. 61 См. прежде всего: D. Nestle, Eleutheria. Studium zum Wesen der Freiheit bei den Griechen und in Neuen Testament. Teil 1 Die Griechen, Tubingen 1967; H. Schlier, parrhsia, в: ThWNT, Vol. V, coll. 869_884. 62 См. J. Ratzinger, Freicheit und Bindung in der Kirche, в: Actes IV CIDC, сс. 37_52, особенно сс. 47_51. 64 A. Rouco-Varela, Le statut ontologique et epismйmologique du droit canonique. Notes pour une mhйologie du droit canonique, в: RSPhTh 57 (1973), сс. 203_227. 65 См. LG 9,3; 48,2; AG 1,1 и исследование O.Semmelroth, La Chiesa come sacramento di salvezza, в: MySal, Vol. 7, сс. 377_437. 66 См. Synodus Episcoporum, Relatio finalis. Ecclesia sub verbo Dei mysteria Christi celebrans pro salute mundi, Citta del Vaticano 1985, II. C, La Chiesa come comunione, n. 1. 68 J. Hamer, L " Eglise est une communion, Париж 1962, с. 176. Канонистический анализ этого соборного понятия см. в O. Saier, Communio in der Lehre des Zweiten Vatikanischen Konzils. Eine rechtsbegriffliche Untersuchung, Munchen 1973, особенно сс. 1_24. 69 По этому вопросу см. краткую, но точную статью G. Koch, Wort und Sakrament, в LKD, сс. 559_560, где воспроизводится суть его предыдущей работы: Wort und Sakrament als Wirkweisen der Kirche, в G.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

569 Cp.: Epistola ad Romanes 1,19–32. Предшественником христианских мыслителей и здесь бьил Филон Александрийский, говоривший о гармонии «космоса» и «номоса». 583 Характерно, однако, что Василий не делает и этого. Ранневизантийская дидактика склонна и «благодать» понимать несколько «законнически». 585 Cp.: Altaner В., Stxäber А. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. 7. Aufl. Freiburg;.: Altaner В., Stxäber А. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. 7. Aufl. Freiburg; Basel; Wien, 1966. S. 317.asel; Wien, 1966. S. 317. 587 Cp.: Jung С. G., Kerenyi К. Einführung in das Wesen der Mythologie. 4. Aufl. Zürich, 195V, Jung C. G. Symbolik des Geistes. Studion über psychische Phänomenologie. Zürich, 1953; Festugßre A. Lieux communs litteraires et themes de folklore dans l’hagiographie primitive//WS. 73. 1960. P. 123–152. 596 Вейцман К. Ранние иконы//Вейцман К., Хадзидакис М., Мнятев К, Радойчич С. Иконы на Балканах. Синай, Греция, Болгария, Югославия. София; Белград, 1967. С. IX-X. Ил. 1–3. 597 Впрочем, даже если принять иную датировку, автор иконы принадлежит к одному из ближайших поколений после поколения Романа. Cp.: Hutter J. Frühchristliche Kunst -рочем, даже если принять иную датировку, автор иконы принадлежит к одному из ближайших поколений после поколения Романа. Cp.: Hutter J. Frühchristliche Kunst – byzantinische Kunst. Stuttgart, 1968. S. 99.yzantinische Kunst. Stuttgart, 1968. S. 99. 610 Cp.: Springhetti A. Introductio Historico-Grammatica in Graecitatem Novi Testamenti. Romae, 1966. P. 104–105. 611 Cp.: Штаерман В. M., Трофимова M. К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). М., 1971. С. 256–257, 288–290 и др. 612 О койне см.: Соболевский С. И. Κοιν – общий греческий язык//Православная богословская энциклопедия. Т. IX. СПб., 1908. С. 603–754. 627 Eoagrii Pontici Epistola LVIII//Frankenberg W. Evagrius Ponticus.agrii Pontici Epistola LVIII//Frankenberg W. Evagrius Ponticus. Berlin, 1912. S. 608.erlin, 1912. S. 608.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

32 Cp.: Eicken H. Geschichte und System der mittelalterlichen Weltanschauung. 3. Aufl, Stuttgart;.: Eicken H. Geschichte und System der mittelalterlichen Weltanschauung. 3. Aufl, Stuttgart; Berlin, 1917. S. 311–355.erlin, 1917. S. 311–355. 33 Cp.: Каждая А. П. Византийская культура… С. 51–52, 81, 141– 142; Он же. Предварительные замечания о мировоззрении византийского мистика X-XI вв. Симеона//.: Каждая А. П. Византийская культура… С. 51–52, 81, 141– 142; Он же. Предварительные замечания о мировоззрении византийского мистика X-XI вв. Симеона//Byzantinoslavica. XXVIII, 1.yzantinoslavica. XXVIII, 1. 35 12 Cp.: Hopkins Μ. K. Eunuchs in Politics in the Later Roman Empire//Proceedings of Cambridge Philological Society. CLXXIX (N. S. IX). 1963. P. 62–89. 36 Мы не решились бы до конца следовать за А. П. Кажданом в его попытке почти отождествит уединенность аскета, рекомендуемую Симеоном Новым Богословом , и недоверчивость чиновника, рекомендуемую Кекавменом; все же это вещи не совсем одинаковые, и относятся они к разным морально-психологическим планам бытия. Но аналогия между обоими явлениями совершенно правомерна, и она может найти обоснования в метафорике самих же византийских авторов. 37 Такое же положение существовало и в мире ислама. Ср.: Меи, А. Мусульманский Ренессанс/Пер. Д. Е. Бертельса. 2-е изд. М., 1973. С. 286. Заметим также, что если на Западе скопец никак не мог быть рукоположен в священники, то для Византии такого запрета не существовало, и евнухи подчас поднимались до сана Константинопольскою патриарха. 41 Ср.: Бахтин М. М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса М., 1965. 44 Leipoldt Jo. Griechische Philosophie und frühchristliche Askese.ipoldt Jo. Griechische Philosophie und frühchristliche Askese. Berlin, 1961 (Berichte über die Verhandlungen der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig. Philol. -historische Klasse. Bd. 106, H. 4).erlin, 1961 (Berichte über die Verhandlungen der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig. Philol. -historische Klasse.ipoldt Jo. Griechische Philosophie und frühchristliche Askese.ipoldt Jo. Griechische Philosophie und frühchristliche Askese. Berlin, 1961 (Berichte über die Verhandlungen der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig. Philol. -historische Klasse. Bd. 106, H. 4).erlin, 1961 (Berichte über die Verhandlungen der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig. Philol. -historische Klasse. Bd. 106, H. 4).d. 106, H. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Е.А. Авдеенко Источники и обозначения ТМ – Масоретский текст: использовалось издание BIBLIA HEBRAICA STUTTGARTENSIA–Ed. Funditus renovata…edd. K.Elliger et W.Rudolph. Textum Masoreticum cur. H.P.Rüger. Masoram elaboravit G.E.Weil. Ed. 4a emend. opera H.P.Rüger. Stuttgardiae: Deutsche Bibelgesellschaft, s.a. (1990). – Все древнееврейские тексты в настоящей работе даны в переводе автора. LXX – перевод Семидесяти , Септуагинта : использовалось издание SEPTUAGINTA – Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes edetit Alfred Rahlfs. Stuttgart, 1935. – О Масоретском тексте и Септуагинте см. статью: Авдеенко Е.А. Септуагинта и Масоретский текст –– Библейские основания русской идеологии. LXXc – церковнославянский перевод LXX . Книги Ветхого Завета на церковнославянском языке не тождественны LXX. Церковнославянский текст «в некоторых местах соответствует еврейскому тексту, в других – Вульгате. Иногда в славянском виден перифрастический и даже толковый перевод, не имеющий себе нигде дословного соответствия» (см.: Юнгеров П. Книга Иова в русском переводе с греческого текста LXX. Казань, 1914. C. IV, V). Церковнославянский текст некоторых книг Ветхого Завета не есть перевод Септуагинты также и потому, что часть стихов 70 толковников оставили без перевода (эти недостающие в Септуагинте стихи были дополнены более поздними переводами на греческий). BDB – The Brown-Driver-Briggs Hebrew and English Lexicon. With an appendix containing the Biblical Aramaic. Coded with Strong’s Concordance Numbers. Reprinted from the 1906 edition. Новозаветные цитаты даются в синодальном переводе с уточнением смысла некоторых терминов по изданию NOVUM TESTAMENTUM GRAECE, 27th edition (Stuttgart. Deutsche Bibelstiftung, 1993). Русские переводы Масоретского текста ТМс – Синодальний перевод. Этот перевод «с еврейского языка под руководством греческой Библии » (см. Чистович И.А. «История перевода Библии на русский язык». СПб. С.338). Ориентация на греческую Библию у переводчиков была слабой: в скобках дается вариант перевода с греческого, но далеко не всегда. Не обозначенными остались и те места, где перевод сделан с Вульгаты или просто по разумению переводчика. Отсюда следует, что обозначение «ТМс» – условное, мы прибегаем к нему, только, когда действительно перевод сделан с Масоретского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

1165 Anecdota Graeca/Ed. J. Fr.ecdota Graeca/Ed. J. Fr. Boissonade. Vol. II. Parisiis, 1830. P. 477.oissonade. Vol. II. Parisiis, 1830. P. 477. 1168 Царство Солнца, государство Солнца, город Солнца – необходимый компонент в лексиконе политехнической утопии от Аристоника до Кампанеллы, но в то же время общее месго позднеантичного и византийского придворного красноречия (ср.: Каждая А. П. Византийская культура М., 1968. С. 85). Если Людовик XIV назывался «Король-Солнце», то и в этом отношении, как во многих других, французский абсолютизм был наследником испанскою, а испанский – византийского (отчасти через посредство так называемой Священной Римской империи). 1172 Antologia Graeca Carminum Christianorum//Adnotav. W. Christ, M. Paranikas. Lipsiae, 1871. P. 56. 1174 Ibid. P. 265. Слово πγχρυσος выражает идею целостной, однородной, неподдельной, сплошной драгоценности предмета и потому особенно пригодно, чтобы символизировать идею целомудрия. 1175 Мы снова вернулись к художеству ветхозаветного Веселиила: Trypanis С. А. Fourteen Early снова вернулись к художеству ветхозаветного Веселиила: Trypanis С. А. Fourteen Early Byzantine Cantica. Wiener byzantinische Studien. V. Wien, 1968. P. 39.yzantine Cantica. Wiener снова вернулись к художеству ветхозаветного Веселиила: Trypanis С. А. Fourteen Early снова вернулись к художеству ветхозаветного Веселиила: Trypanis С. А. Fourteen Early Byzantine Cantica. Wiener byzantinische Studien. V. Wien, 1968. P. 39.yzantine Cantica. Wiener byzantinische Studien. V. Wien, 1968. P. 39.yzantinische Studien. V. Wien, 1968. P. 39. 1177 Reallexikon für Antike und Christentum.allexikon für Antike und Christentum. Bd. I. Stuttgart, 1950. Col. 239–260.d. I. Stuttgart, 1950. Col. 239–260. 1178 Lippmann E. O. von. Entstehung und Ausbreitung der Alchimie. Eineppmann E. O. von. Entstehung und Ausbreitung der Alchimie. Eine Beitrag zur Kulturgeschichte. Berlin, 1919. S. 79.eitrag zur Kulturgeschichte.ppmann E. O. von. Entstehung und Ausbreitung der Alchimie. Eineppmann E. O. von. Entstehung und Ausbreitung der Alchimie. Eine Beitrag zur Kulturgeschichte. Berlin, 1919. S. 79.eitrag zur Kulturgeschichte. Berlin, 1919. S. 79.erlin, 1919. S. 79.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

36 . Sancti Leonis Magni Opera/Acc. J.-P. Migne. – Paris: Apud J.-P. Migne, 1846. – 1574 col. – (Patrologiae cursus completus. Series Latina; Vol. 54). 37 . Sancti Leonis Magni Tomus ad Flavianum episcopum Constantinopolitanum/Rec. C. Silva- Tarouca. – Roma: Pontificia Universitas Gregoriana, 1959. – 72 p. – (Textus et documenta ad usum exercitationum et praelectionum academicarum. Series theologica; Vol. 9). 38 . Schwartz, E. Das Nicaenum und das Constantinopolitanum auf der Synode von Chalkedon /E. Schwartz//Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der Älteren Kirche. – 1926. – Bd. 25. – S. 38–88. 39 . Schwartz, E. Der sechste nikänische Kanon auf der Synode von Chalcedon/E. Schwartz //Sitzungsberichte der Preußischen Akademie der Wissenschaften. Philologisch-historische Klasse. – 1930. – Bd. 27. – S. 611–640. 40 . Schwartz, E. Zweisprachigkeit in den Konzilsakten/E. Schwartz//Philologus. – 1933. – Bd. 88. – S. 245–253. 41 . Schwartz, E. Die Kanonessammmlungen der alten Reichskirche/E. Schwartz//Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. – 1936. – Bd. 25. – S. 1–114. 42 . Souarn, R. Le 28 e Canon de Chalcédoine/R. Souarn//Échos d’Orient. – 1897. – T. 1. – P. 19–22. 43 . Ullmann, W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter /W. Ullmann. – Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981. – 317 p. – (Päpste und Papsttum; 18). 44 . Wessel, S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome/S. Wessel. – Leiden; Boston: Brill, 2008. – 422 p. – (Supplements to Vigiliae Christianae. Texts and Studies of Early Christian Life and Language; 93). 45 . Wojtowytsch, M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. (440–461). Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile/M. Wojtowytsch. – Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981. – 468 p. – (Päpste und Papsttum; 17). 1 В качестве основной эта тема заявлена, например, в обстоятельной работе В. де Вриеса См. также: p. 197–401; 13, p. 493–589; 15, p. 502–526; 23, p. 288–302; 21, p. 181–194; 30; 20; 14, p. 95– 182; 45, S. 318–350; 25; 44, p. 285–321; 33].

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chetve...

Масора Второй раввинской Библии, дополненная масоретскими списками, собранными из разных рукописей, с англ. переводом, анализом и комментарием была опубликована К. Д. Гинзбургом в 1880-1905 гг. ( Ginsburg Chr. D. Massorah: Compiled from Manuscripts, Alphabetically and Lexically Arranged. L.; Vienna, 1880-1905. Jerus., 1971r. 4 vol.). Это наиболее полное на данный момент собрание масоретских материалов; однако Гинзбургу были недоступны лучшие и древнейшие манускрипты (в т. ч. Ленинградский и Алеппский кодексы). В 1-й пол. XX в. наибольшим авторитетом среди гебраистов пользовалась Biblia Hebraica (BH или BHK), подготовленная Рудольфом Киттелем (1853-1929). Особенностью этого издания (точнее, неск. изданий) стало наличие в подстраничном аппарате конъектур, а также параллельных мест из Самаритянского Пятикнижия, Септуагинты, Пешитты и Вульгаты. Первые 2 издания (1906 г., далее BHK1; 1913 г., далее BHK2) были основаны в том, что касается евр. текста, на Библии Бомберга, но не включали масоры в узком смысле слова (ни большую, ни малую). Третье издание (далее BHK3, выходило отдельными выпусками в 1929-1937) было основано на Ленинградском кодексе; обращение к аутентичной рукописи традиции Бен Ашера означало резкий разрыв с практикой издания евр. текста, утвердившейся со времен Яакова бен Хаима (Алеппский кодекс был недоступен для издателей из-за позиции руководства Алеппской синагоги). На полях 3-го издания была впервые напечатана оригинальная малая масора Ленинградского кодекса. В 1967-1977 гг. Немецким библейским об-вом в Штутгарте было подготовлено новое издание Библии (Biblia Hebraica Stuttgartensia (BHS)). Как и BHK3, оно было основано на Ленинградском кодексе. Подстраничные текстологические примечания BHK3 были пересмотрены. Biblia Hebraica Stuttgartensia позиционируется как точное воспроизведение Ленинградского кодекса. В отношении консонантного текста, рубрикации, огласовок и акцентуации с этим можно согласиться, хотя в BHS были произведены нек-рые изменения, сближающие ее с предшествующими изданиями. Напр., порядок следования книг был изменен: в Ленинградском кодексе книги Хроник (Паралипоменон) помещены перед Псалмами, а в BHS вслед за большинством печатных изданий - в самом конце Библии. Разбивка на «открытые» и «закрытые» параграфы («петухот» и «сетумот»), которая в ранних рукописях, в т. ч. в Ленинградском кодексе, отмечается лишь пропусками места и отступами, обозначена в BHS буквами и .

http://pravenc.ru/text/2626065.html

Морской энциклопедический справочник. В 2х т. Т. 1, 2. — Л.: Судостроение, 1987. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь. — М.: Медицина, 1989. Несбит П., Понд А., Аллен В.   Один на один с природой. — М.: Воениздат, 1985. Опасные животные моря и некоторых районов суши. — М.: Воениздат, 1984. Палкевич Я. Е.   «Выживание в городе. Выживание на море». М.: Карвет, 1992. Петров Н. Н.   «Человек в чрезвычайных ситуациях». Юж.-Ур. кн. издательство, 1995. Пынеев Н. К.   Действия экипажа самолета, вынужденно попавшего в безлюдную местность. — М.: Воениздат, 1957. Скарлато О. А.   Двустворчатые моллюски умеренных широт западной части Тихого океана. — М.: Наука, 1981. Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1986. Талызин Ф. Ф.   Ядовитые животные суши и моря. — М.: Знание, 1970. Учебная книга промыслового охотника. Кн. 1,2. — М.: Агропромнздат, 1989. Федченко Б. А., Флеров А. Ф.   Флора Европейской России: Иллюстрированный определитель дикорастущих растений Европейской России и Крыма. — СПб., 1910. Формозов А. Н.   Спутник следопыта. — М.: Изд-во МГУ, 1989. Цвилюк Г. Е.   Школа безопасности. М.: Образование, 1997. Шепелев А. М.   Как построить сельский дом. — М,: Россельхозиздат, 1976. Школа альпинизма. — М., Физкультура и спорт, 1989. Штюрмер Ю. А.   Опасности в туризме, мнимые и действительные. — М.: Физкультура и спорт, 1983. Штюрмер Ю. А.   Краткий справочник туриста. — М.: Профиздат, 1985. Черепнин В. Л.   Пищевые растения Сибири. — Новосибирск, Наука, 1987. Энциклопедический словарь. В 2 т. — М.: Советская энциклопедия, 1963 — 1964. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993. Boger Jan.   Uberlebens-Digest. Stuttgart, 1994. Boswell John.   US Army survival handbuh. Die Hohe Schule des bberlebens. — Pietsch Verlag Stuttgart, 1995 John Wiseman. The SAS survival handbooK. — London, Collins Harvill, 1986. RGIT Survival. Emergency training Hand-Ьook. — Scotland, United Kingdon, 1990. Rudiger Nehberg.   Medizin-Survival. Oberleben ohne Arzt. 1996.

http://azbyka.ru/zdorovie/shkola-vyzhiva...

378. Schlegel F. Schriften und Fragmente. Ein Gesamtbild seines Geistes. Stuttgart. 1956, S. 104. 379. Schlegel F. Schriften und Fragmente. Ein Gesamtbild seines Geistes. Stuttgart. 1956, S. 159. 380. Гегель. Лекции по эстетике. - Соч., т. 12. М., 1938, с. 68-71. 381. Литературная теория немецкого романтизма, с. 176 (Ф.Шлегель критикует здесь буквальное понимание иронии.) 382. Вся дальнейшая глава, посвященная термину " символ " , представляет собой перепечатку работы А.А.Тахо-Годи с некоторыми изменениями в кн.: Образ и слово. М., 1980, с. 16-57. 383. О постоянном интересе к символу в мировой культуре свидетельствует ряд фактов. Начиная с 1968 г. выходит ежегодно под руководством М.Люркера " Библиография по символике, иконографии и мифологии " (Bibliographie zur Symbolik, Ikonographie und Mythologie. Hrsg. von M.Lurker. Baden-Baden, 1968), представляющая собой международное реферативное издание. Вся предшествующая библиография собрана в издании: Lurker M. Bibliographie zur Symbolkunde. Bd. I-III. Baden-Baden, 1964-1968. Результаты исследований символов в различных областях мировой культуры представлены изданием: Symbolon. Jahrbuch fur Symbolforschung. Bd. I-VII. Basel, 1960-1971 (издание продолжается), а также: Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. М., 1976. 384. Фотий, со ссылкой на Менандра, отождествляет " символы " (symbolaia) с " договорами " (synallagmata). 385. Гигон считает исходным для символа его понимание как дощечек гостеприимства, откуда развивается так называемое юридическое значение символа как знака, удостоверяющего идентичность (пропуск, герб, знаки на монетах), договоры и т.д. См.: Lexikon der alten Welt. Zurich,1965, S. 2954. 386. В.В.Бычков отмечает у Псевдо-Дионисия тонкое различие символов вообще (symbola) и чувственных символов (aistheta symbola). Однако и те и другие приближают человека " неизреченно и непостижимо к неизрекаемому и несознаваемому " , чтобы он " посредством чувственных (предметов) восходил к духовному и через символические священные изображения к простому (совершенству) небесной иерархии, не имеющему никакого чувственного образа " . В системе автора " Ареопагитик " " сообщение (photodosia) передается не с помощью формально-логических конструкций, а только посредством емких символических образов (en typoticois symbolois) " , пишет В.В.Бычков (Бычков В.В. Образ как категория византийской культуры. - В кн.: Византийский временник, 34. М., 1975, с. 160). См. также: Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

См.: 1) Les «vitae sororum» d " Unterlinden. Edition critique du manuscrit 508 de la Bibliotheque de Colmar/Ed. J. Ancelet-Hustache//Archives d " Histoire Doctrinal et Litteraire du Moyen Age. P., 1931. Vol. 5. P. 317–509; 2) Die Stiftung des Klosters Oetenbach und das Leben der seligen Schwestern daselbst. Aus der NUrnberger Handschrift/Hrsg. von H. Zeller-Werdmiiller und J. Bachtold//Zurcher Taschenbuch. Zurich, 1889. Neue Folge: Bd. 12. S. 213–276; 3) Die Chronik der Anna von Munzingen. Nach der altesten Abschrift mit Einleitung und Beilagen/Hrsg. von J. Konig//Freiburger Diocesan-Archiv. Freiburg (im Br.), 1880. Bd. 13. S. 129–236; 4) Das Leben der Schwestern zu ToB, beschrieben von Elsbet Stagel samt der Vorrede von Johannes Meier und dem Leben der Prinzessin Elisabet von Ungarn/Hrsg. von F. Vetter. В., 1906 [Deutsche Texte des Mittelalers (DTMA) No 6]; 5) Mystisches Leben in dem Dominikanerinnenkloster Weiler bei EBlingen im 13 und 14 Jahrhundert/Hrsg. von K. Bihlmeyer//Wurttembergi-sche Vierteljahrshefte fur Landesgeschichte. Stuttgart, 1916. Neue Folge: Bd. 25. S. 61–93; 6) «Ulmer Schwesternbuch» («Gotteszeller Schwesternbuch»)/Hrsg. von F.W.E. Roth//Alemannia. Zeitschrift fur Sprache, Kunst und Altertum besonders des alemannisch-schwabischen Gebiets. Bonn, 1893. Bd. XXI. S. 123–148; 7) Aufzeichnungen iiber das mystische Leben der Nonnen von Kirchberg bei Sulz Predigerordens wabrend des XIV. und XV. Jahrhunderts von F.W.E. Roth//Ibid. S. 103–123; 8) Das «Sankt Katharinentaler Schwestern-buch "/Hrsg. von R. Meyer. Tubingen, 1995 [MUnchener Texte und Untersuchungen zur deutschen Literatur des Mittelalters (MTU) Bd. 104]; 9) Der Nonne von Engelthal BUchlein von der genaden uberlast/Hrsg. von K. Schroder. Tubingen, 1871. (Bibliothek des Litterarischen Vereins in Stuttgart No 108.) Общие исследования: 1) Greith С. Die deutsche Mystik im Prediger-Orden (von 1250–1350) nach ihren Grundlehren, Liedern und Lebensbildern aus handschriftlichen Quellen. Freiburg (im Br.), 1861; 2) Blank W. Die Nonnenviten des 14. Jahrhunderts. Eine Studie zur hagiographischen Literatur des Mittelalters unter besonderer Berucksichtigung der Visionen und ihrer Lichtphanomene. Freiburg (im Br.), 1962; 3) RinglerS. Viten- und Offenbarungsliteratur in Frauenklostern des Mittelalters. Quellen und Studien. Zurich; MUnchen, 1980 [MUnchener Texte und Untersuchungen zur deutschen Litertur des Mittelalters (MTU). Bd. 72].

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010