Воспой, язык, славную брань,    Воспой конец раздора;    Ныне на Кресте, нашей награде,    Звучит громкая победная песнь:    Поведай, как Христос, спаситель мира,    Равно близок православным язык другого гимна Венанция Фортуната, Versilia regis:    Исполнилось все, о чем древле возвестил Давид    В истинной пророческой песни:    Бог среди народов, сказал он,    Воцарится и восторжествует с Древа.    Но гораздо менее приемлемы для православных сочинения позднейшего средневековья — такие как Stabat Materä    Она видела, как за людские грехи, в муках,    Угасал принесенный в жертву,    Истекая кровью, страдал и умирал.    Видела, как был схвачен Помазанник Божий,    видела Сына своего обреченным смерти,    слышала Его последний предсмертный крик.    Примечательно, что на всем протяжении своих шестидесяти строк Stabat Mater ни разу не упоминает воскресения.    В то время как православие главным образом видит во Христе победителя, средневековый и послесредневековый Запад в первую очередь видит в Нем жертву. В то время как православие толкует распятие прежде всего как торжествующую победу над силами зла, Запад — особенно со времен Ансельма Кентерберийского (1033? — 1109) — скорее склонен мыслить крест в юридически-процессуальных терминах: распятие представляется актом удовлетворения, или заместительного жертвоприношения, призванным удовлетворить ярость гневного Отца.    Но такое противопоставление не следует заводить слишком далеко. Восточные авторы, как и западные, тоже прибегали к юридически-процессуальному языку, говоря о распятии; западные авторы, как и восточные, никогда не переставали видеть в страстной пятнице момент победы. С 1930-х гг. в западном богословии, духовности, искусстве возрождается патриотическая идея Christus Vector (Христа Победителя), и православные действительно счастливы, что это так. Святой Дух    В своей деятельности среди людей второе и третье Лица Троицы взаимно дополняют друг друга. Искупительное действие Христа нельзя рассматривать в отрыве от освящающего действия Святого Духа. Афанасий говорит: " Слово стало плотью, чтобы мы могли получить Духа». В каком?то смысле вся " цель " воплощения заключалась в том, чтобы на Пятидесятницу послать Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Воспой, язык, славную брань, Воспой конец раздора; Ныне на Кресте, нашей награде, Звучит громкая победная песнь: Поведай, как Христос, спаситель мира, Принесенный в жертву, ныне победил. Равно близок православным язык другого гимна Венанция Фортуната, Versilia regis: Исполнилось все, о чем древле возвестил Давид В истинной пророческой песни: Бог среди народов, сказал он, Воцарится и восторжествует с Древа. Но гораздо менее приемлемы для православных сочинения позднейшего средневековья – такие как Stabat Matera: Она видела, как за людские грехи, в муках, Угасал принесенный в жертву, Истекая кровью, страдал и умирал. Видела, как был схвачен Помазанник Божий, видела Сына своего обреченным смерти, слышала Его последний предсмертный крик. Примечательно, что на всем протяжении своих шестидесяти строк Stabat Mater ни разу не упоминает воскресения. В то время как православие главным образом видит во Христе победителя, средневековый и послесредневековый Запад в первую очередь видит в Нем жертву. В то время как православие толкует распятие прежде всего как торжествующую победу над силами зла, Запад – особенно со времен Ансельма Кентерберийского (1033?–1109 гг.) – скорее склонен мыслить крест в юридически-процессуальных терминах: распятие представляется актом удовлетворения, или заместительного жертвоприношения, призванным удовлетворить ярость гневного Отца. Но такое противопоставление не следует заводить слишком далеко. Восточные авторы, как и западные, тоже прибегали к юридически-процессуальному языку, говоря о распятии; западные авторы, как и восточные, никогда не переставали видеть в страстной пятнице момент победы. С 1930-х гг. в западном богословии, духовности, искусстве возрождается патриотическая идея Christus Victor (Христа Победителя), и православные действительно счастливы, что это так. Святой Дух В своей деятельности среди людей второе и третье Лица Троицы взаимно дополняют друг друга. Искупительное действие Христа нельзя рассматривать в отрыве от освящающего действия Святого Духа. Афанасий говорит: «Слово стало плотью, чтобы мы могли получить Духа». В каком-то смысле вся «цель» воплощения заключалась в том, чтобы на Пятидесятницу послать Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Воспой, язык, славную брань, Воспой конец раздора; Ныне на Кресте, нашей награде, Звучит громкая победная песнь: Поведай, как Христос, спаситель мира, Равно близок православным язык другого гимна Венанция Фортуната, Versilia regis: Исполнилось все, о чем древле возвестил Давид В истинной пророческой песни: Бог среди народов, сказал он, Воцарится и восторжествует с Древа. Но гораздо менее приемлемы для православных сочинения позднейшего средневековья — такие как Stabat Matera: Она видела, как за людские грехи, в муках, Угасал принесенный в жертву, Истекая кровью, страдал и умирал. Видела, как был схвачен Помазанник Божий, видела Сына своего обреченным смерти, слышала Его последний предсмертный крик. Примечательно, что на всем протяжении своих шестидесяти строк Stabat Mater ни разу не упоминает воскресения. В то время как православие главным образом видит во Христе победителя, средневековый и послесредневековый Запад в первую очередь видит в Нем жертву. В то время как православие толкует распятие прежде всего как торжествующую победу над силами зла, Запад — особенно со времен Ансельма Кентерберийского (1033? — 1109) — скорее склонен мыслить крест в юридически–процессуальных терминах: распятие представляется актом удовлетворения, или заместительного жертвоприношения, призванным удовлетворить ярость гневного Отца. Но такое противопоставление не следует заводить слишком далеко. Восточные авторы, как и западные, тоже прибегали к юридически–процессуальному языку, говоря о распятии; западные авторы, как и восточные, никогда не переставали видеть в страстной пятнице момент победы. С 1930–х гг. в западном богословии, духовности, искусстве возрождается патриотическая идея Christus Vector (Христа Победителя), и православные действительно счастливы, что это так. Святой Дух В своей деятельности среди людей второе и третье Лица Троицы взаимно дополняют друг друга. Искупительное действие Христа нельзя рассматривать в отрыве от освящающего действия Святого Духа. Афанасий говорит:«Слово стало плотью, чтобы мы могли получить Духа». В каком-то смысле вся»цель»воплощения заключалась в том, чтобы на Пятидесятницу послать Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

С молитвою Господнею в латинской Церкви тесно связана молитва Богородична (Ave Maria), или ангельское приветствие (у нас: Богородице Дево радуйся), которое иногда перемешивается стихами из св. Писания (Angelus Лк.1:38 . Ион.1:14 ) 20 . Первая половина этой молитвы, как в восточной, так и в западной Церкви состоит из приветствия Архангела Гавриила ( Лк.1:28 ) и воззвания прав. Елизаветы ( Лк.1:42 ), а последняя половина в обеих Церквах особенная. Эта молитва с востока перешла на запад в XI веке 21 . Вторая половина ее в таком виде, в каком читается она Латинянами в настоящее время, становится известною на западе не прежде XVI века 22 . Малое славословие латинское (Gloria Patri) отличается от греческого (Δξα τ Πατ) лишь вставкою: как в начале (sicut erat in principio) перед и ныне, которая сделана вопреки Формуле Ариан: было время, когда не было (т. е. Сына Божия) (ν ποτε οκ ν). Это славословие как в восточном, так и в западном Богослужении часто служит заключением псалмов 23 и песнопений. В римской Церкви при произнесении сего славословия хор открывает и преклоняет головы. Из многократного повторения молитвы Господней и Богородничной, в соединении с малым славословием, в латинской Церкви слагаются разные молитвословия, который читаются по четкам (chapelet, rosaire, corona, rosarium) и оттого называются розариями (венцем из роз) 24 . Четки благословляются или в честь Господа, или в честь Богоматери или в честь св. Бригитты. Четки Господни состоят из 33 шариков; по ним читается молитва Господня 33 раза (сперва трижды по 10 раз, а потом 3 раза), в соответствии 33-м годам земной жизни Спасителя, Ангельское приветствие по разу пред каждым десятикратным чтением молитвы Господней, однажды пред троекратною молитвою Господнею и однажды пред символом веры , которым оканчивается это моление. В частности, есть чётки пяти язв Господних, честной крови и свящ. сердца Иисусова. По чёткам пяти язв Господних читается по одному разу молитва Господня, ангельское приветствие и малое славословие и из гимна крестобогородичного (Stabat mater) одна строфа (Sancta Mater istud agas etc.). По четкам честной крови Господней читается, после стиха: «Боже в помощь» и малого славословия, молитва Господня 33 раза, и именно по 5 раз в честь излияния крови Господней во время обрезания, гевсиманского моления, бичевания, возложения тернового венца, несения креста от Иерусалима до Голгофы и на Голгофе, и 3 раза в честь истечения крови из прободенного ребра, малое славословие 7 раз, конец песни Амвросиевой (Те ergo quæsumus) и особенная молитва . По четкам свящ. сердца Иисусова читается по 5 раз молитва Господня и малое славословие, потом стихи и молитва о ниспослании св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

И как раз после bockpecehья laemare hacmynaem четвёртая неделя поста, когда читается Евангелие о слепорождённом, когда читается Евангелие о воскрешении Лазаря, когда каким-то особым совершенно образом переживается вхождение будущих христиан, катехуменов, в церковь, их духовное прозрение, с одной стороны, и радость покаяния для тех, кто уже крещён, но уже своими грехами сумел себя поссорить с Богом. Осталось ещё две недели поста, последние пятнадцать его дней, они называются временем Страсти – Temps de la Passion. Если на Востоке одна Страстная неделя, то на Западе две недели, которые связываются со Страстями Иисуса, и, в сущности, особые богослужения начинаются уже в пятницу перед Вербным воскресеньем. Эта пятница называется днём Божьей Матери семи скорбей, или Потге Dame de sept douleurs, в разных языках по–разному, но суть одна и та же: это праздник в честь Богородицы, праздник в честь Святой Девы, который всецело связан с Её стоянием у креста, с тем, что Она становится соучастницей страданий Своего Сына. Уже интроит этого дня подчёркивает то, о чём пойдёт речь во время сегодняшнего богослужения. Это 25–й стих 19–й главы Евангелия от Иоанна, я прочитаю первые строчки по–латыни, потому что это baжho. Smabanm juxta crucem Jesu mater eius et soror matris eius, что зhaчum: juxma crucem - стояли около креста Иисусова; Матег eius et soror matris eius – Её сестра. Stabat mater – вот отсюда Якопоне да Тоди, францисканский монах, который жил на рубеже XIII-XIV веков, возьмёт первые слова для своей знаменитой cekbehцuu Smabam Mater dolorosa – стояла Mamь, juxma crucem tecum smare. Taм будут слова секвенции Якопоне: стоять вместе с Тобою, обращается к Святой Деве автор, рядом с крестом, у креста – juxta crucem. Здесь, действительно, все слова берутся из евангельского стиха, который становится интроитом во время богослужения в пятницу, после воскресения Страсти, после того дня, который называется Domenico di Passione. Значит, всё богослужение посвящено Святой Деве, Божьей Матери, и Её стоянию у креста. Этому посвящено и Евангелие. Это как раз то самое место из Иоанна, где рассказывается, как Мария стояла у креста Иисуса и как, увидев рядом с Ней ученика, Иисус, обращаясь к Матери, сказал: вот Твой сын, и, обращаясь к ученику, сказал: вот твоя Мать, и таким образом как бы усыновил человечество Марии, в лице любимого ученика усыновил человечество Марии. Это, с точки зрения богословской, очень важный момент: он становится центральным во время этого богослужения. Градуал составлен опять-таки из текстов песнопений в честь Матери Божьей – Dolorosa et lacrimabilis es Virgo Maria – Ты полна скорби и вся в слезах, Дева Мария, стоящая у креста Господа Иисуса, Твоего Сына и Искупителя. А затем, после градуала и трактуса, звучит, правда это нововведение XVIII века, в качестве секвенции звучит полностью гимн:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Утренняя пасхальная литургия должна быть особо торжественная, она haзыbaemcя Smazione a Santa Maria Maggiore, так как исторически она совершалась на Эсквилине в огромной бaзuлuke Sanma Maria Maggiore (maggiore – великая, огромная). В этой же базилике служилась и рождественская месса, потому что в этой церкви находятся в специальном ковчеге остатки тех яслей, в которые был положен Иисус. Первая пасхальная служба начинается в этой базилике, посвящённой Марии Деве, потому что почитание Сына неотделимо от почитания Матери: Сын и Мать составляют в понимании Католической Церкви такое единство, что их нельзя отделить Одного от Другой. (В следующий раз, когда мы будем говорить о песнопениях в честь Святой Девы, мне хотелось бы сказать о гимнах, которые не все знают. Всем известен ruмh Smabam Mater dolorosa, посвящённый Страстной неделе и стоянию у Креста, но есть и парный ему гимн Stabat Mater speciosa, стояла Мать прекрасная у яслей Своего Сына; это гимн с такими же рифмами, по всей видимости написанный тем же Якопоне да Тоди, но о том, как Мария радостно стояла у яслей Cboero namus – новорождённого. Утренняя месса в сам воскресный день начинается с uhmpouma Resurrexi et adhuc tecum sum Alleluia – Я воскрес и отныне с тобою нахожусь, Аллилуйя, и так далее. Cлoboresurrexim, Он воскрес, становится ключевым для этого богослужения. Читается Первое Послание апостола Павла к корифянам, где говорится о том, что надо отвергнуть старую закваску и, nockoльky Pascha nostrum immolatus est Christus, поскольку наша Пасха – принесён в жертву Христос, поэтому будем праздновать не с ветхой закваской, закваской хитрости и нечестия, но с опресноками чистоты и истины. Прочитано апостольское Послание, и поётся градуал – это стих из 117–го псалма (хорошо известный по восточному богослужению: Сей день, его же сотвори, Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь): Наес dies quam fecit Dominus exsultemus et laetemur in ea, и, конечно, Аллилуйя, Аллилуйя. И зameм: Pascha nostrum immolatus est Christus – Пасха наша, заклан Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. План 1 Придел Никодима 2 Кувуклия 3 Францисканская церковь 4 Престол Марии Магдалины 5 Аркады Девы 6 Темница Христова 7 Придел Лонгина 8 Придел Разделения риз 9 Придел Тернового венца 10 Кафоликон 11 Престол «Stabat Mater» 12 Престол Пригвождения к Кресту 13 Престол Распятия, Голгофа 14 Придел Адамовой главы (внизу) 15 Стража 16 Камень помазания 17 Гробница прав. Никодима и Иосифа Аримафейского 18 Церковь Елены 19 Раскопки 20 Часовня Вардана 21 Церковь Обретения Креста Но и в этих благоприятных условиях испытания для православной общины Иерусалима не прекратились. После разрушительного землетрясения 13 мая 1834 г. армяне, опирающиеся на поддержку влиятельных единоверцев в Константинополе и Египте, вновь попытались вытеснить православных из Святых мест, стремясь добиться разрешения на участие в восстановлении разрушенных и пострадавших святынь. Их требования были частично удовлетворены: было получено право на ремонт купола храма св. Гроба и на постройку церкви на Елеонской горе. В этих условиях как нельзя кстати пришлась помощь всех православных держав и Поместных церквей (прежде всего России). Христиане жертвовали земли, присылали деньги, масло и воск. Помощь была столь масштабной, что Святогробское братство в кратчайший срок избавилось от своих многомиллионных долгов. При поддержке русских и европейских дипломатов православные совместно с католиками в 1837 г. добились отмены привилегий, данных армянам. После долгих судебных разбирательств в 1839 г. армянский храм на Елеонской горе был разобран. С 1844 г. ушел в прошлое обычай, согласно которому действующий иерусалимский патриарх называл имя своего преемника. Новой процедуры избрания патриарха утверждено не было, и в этих условиях предстоятелем Иерусалимской церкви стал пользовавшийся поддержкой России Кирилл II (1845–1872). Распространенное мнение, что он был «расточительным и безответственным», едва ли соответствует действительности. Кирилл проявил себя деятельным пастырем и много сделал для Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1524 г., Palestrin по имени гор. Præneste). Палестрина и до того времени, как состоялось строгое определение Тридентского собора насчет тогдашнего церковного пения и музыки, был уже известен своими духовными кантатами, которые нередко исполнялись в церкви и производили глубокое впечатление на слушателей. О Палестрине и его мотивах вспомнили и решились отложить последнее суждение о новой церковной музыке до того времени, пока Палестрина напишет пробную композицию и положит на музыку латинскую миссу. Требовалось, чтоб: музыкальная работа этого маэстро, при глубоком религиозном характере ее мотивов, была свободна от светской фривольности, была общедоступна и удовлетворяла чувству набожности. Опыт Палестрине удался блестящим образом. Он написал музыку на три миссы (на 6 голосов), и одна из них, исполненная в присутствии папы Пия IV, заслужила всеобщее одобрение и была принята с восторгом. Выслушав гениальную композицию, папа воскликнул: „Здесь в земном Иерусалиме, Иоанн (Johann–mak звали Палестрину) дает нам предвкушать сладость новой песни, которую некогда в духовном восторге апостол слышал в небесном Иерусалиме». Строго-церковные произведения Палестрины и его ближайших учеников были повторением строгих мотивов григорианского пения, вследствие этого остались надолго в церковной практике Рима, и до настоящего времени его классические переложения в роде: Stabat mater dolorosa, исполняются в Сикстинской капелле. Но независимо от строго-церковного стиля, под влиянием Палестрины образовалась музыка, давшая содержание и жизнь оперной музыке. Поводом к развитию этого нового музыкального стиля послужило всеобщее увлечение образованных людей тогдашнего времени идеями классической древности. В доме одного из таких любителей античного искусства, флорентийского графа Джиованни Барди по временам собиралось общество художников и ученых, между которыми находился и Галилей, отец знаменитого астронома. Раз разговор зашел о греческом искусстве и остановился на музыке. Понятно само собою, что при оценке художественных достоинств этой последней в пользу ее высказались самым горячим образом и пожелали ей успеха в музыкальном мире нового времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

у нас 2 июля); «Розариев», т. е. четок, в честь молитвенного правила у римо-католиков (получившего особое распространение в XII–XIII b.), состоящего в многократном произнесении Ave Maria (Богородице Дево, радуйся) в соединении с Отче наш со счетом на четках; узаконен после победы над турками 7 окт. 1571 г. (ср. у нас 1 окт.); 5) «7 скорбей блж. Марии Девы» (эти скорби: обрезание Христово, бегство в Египет, оставление Иисуса в храме, крестоношение, распятие, снятие со креста, погребение) в пятницу 6 нед. Великого поста (повсеместно с XV b., но гимн для него Stabat mater в XIII b.); 6) «7 радостей Марии Девы» (эти радости: благовещение, посещение, рождение Иисуса, поклонение волхвов, воскресение, сошествие Св. Духа, увенчание Богом Отцом и Сыном) в 3 воскресенье сентября, установлен в XVIII b. в параллель предыдущему и приурочен ко дню в который рыцарский орден св. Марии, основанный для выкупа пленных, праздновал освобождение пленных от сарацин в 1198 г.; 7) «Марии на снегах» 5 авг., т. е. освящения церкви на Эсквилинском холме в Риме, построенный в IV b. по указанию особого видения на месте, где чудесно выпал снег; 8) «Марии с горы Кармила» 16 июля — праздник кармелитов, ордена, основанного на этой горе, с XIII b.; 9) «Перенесение дома Марии в Лоретто» 10 дек., — ангелами из Назарета, где он подвергался опасностям от неверных; есть еще 13 менее важных праздников Богоматери, не сносимых в богослужебные календари. Из праздников святых, неодинаковых с Восточною Церковью, важнейшие — «всех святых» 1 ноября (уст. ранее VIII b.), поминальный день 2 ноября (после VIII b.) явление Арх. Михаила на Гарганской горе (в Апулии) 8 мая, освящение храма в замке св. Ангела в честь такого же явления здесь Арх. Михаила 20 сент. (с V b.), «Ангелов-хранителей) в 1 воскресенье сентября (с XVII b.), «кафедры (т. е. в честь епископства ап. Петра в Антиохии) 22 февр., «кафедры его в Риме» 18 янв. (с V b.), «обращение Павла» 25 янв. (с XIII b.), освящение известнейших храмов, например Петра и Павла в Риме 18 ноября [ 193 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Меч в груди ее пронзал. Что за скорби и печали Благодатную терзали Матерь Просветленного. Как страдала, как дрожала, Как в терзаньи созерцала Муки Ей рожденного. Кто без слез бы мог суровый Видеть Матери Христовой Слезы несравненные? Кто бы мог без сожаленья Встретить Матери мученья С Сыном разделенные? Ради грешных искупленья Зрит Она Христа мученья, От бичей Грядущего. Дорогого видит Сына, Как гнетет Его кончина Дух свой предающего. Мать, любви источник вечный, Дай из глубины сердечной Слезы мне делить с Тобой, Дай и мне огня, так много Возлюбить Христа и Бога, Чтоб доволен был Он мной. Мать Святая, в дар чудесный Все Ты язвы смерти крестной Мне на сердце впечатлей. Дай Ты мне, чтобы кручина За меня Страдальца Сына Разлилась в душе моей. Дай мне плакать, дай терзаться, О Распятом сокрушаться Век, пока я жизнь влачу, У креста стоять с Тобою И к Тебе припав душою Ударять я в грудь хочу. Дева, всех страданий Мати, В милосердьи благодати Дай с Тобою мне страдать, Дай страдания Христова Став сообщником, мне снова Раны все воспринимать. Пусть тот бич меня терзает, Крест во мне воспламеняет Всю любовь к Страдавшему. Дай пылать святой отрадой Будь, о Дева, мне оградой В судный день представшему. Крест мою пусть силу множит, Смерть Христа мне да поможет Ревностью безбедному, Как остынет в смерти тело, Чтоб душа моя взлетела К раю заповедному. (Перевод А. Фета) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/gimn-stabat-mater-bude...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010