Всегда ли ты веруешь так, как говоришь, возглашая соборный Символ веры ? Нет ли у тебя сомнений в вере твоей, душа моя? «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (δι’ σπτρου ν ανγματι, per speculum in enigmate, зерцалом в гадании), тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор.13:12 ) 419 . «Тогда», в жизни будущаго века, – знание упразднится, «ибо мы отчасти знаем, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится, теперь же пребывают сии три: вера, надежда, любовь» ( 1Кор.13:9, 10, 13 ). Вера же есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (στι δ πστις λπιζομνων πστασις, πραγμτων λεγχος ο βλεπομνων; est autem fides sperandorum substantia rerum argumentum non parentum) ( Евр.11:1 ), или, по-славянски, «обличение вещей невидимых», – а обличение, по словарю, есть «открытие, доказательство твердое и неоспоримое» 420 , причем по-гречески и по-латыни речь идет об ипостаси-сущности, о выявлении сущности, существа, сути вещей 421 . Как пишет толкователь, апостол «описывает нам веру, говоря, что она есть осуществление того, чего еще нет, и обоснование того, что еще не наступило»; обличение же есть «показание, обнаружение “невидимых вещей», ибо (вера) делает то, что они созерцаются нашим умом, как существующие» 422 . Всегда ли ты созерцаешь умом вполне отчетливо, как существующее, то, о чем так смело говоришь? Ведь «Бог, яко первая причина всего, судит человека не по наружным действиям, но по их причинам и основаниям и находит повреждение глубокое, начинающееся от помышлений сердца; повреждение самое пагубное, простирающееся на всю деятельность; повреждение всеобщее, простирающееся на все вырождения помышлений сердца. Таким образом, когда самые основания добра повреждены, то нет уже места исправлению, но только разрушению» 423 . Нет ли и в тебе, душа моя, такого повреждения? И жаждешь ли ты сама исправления?.. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. От зде преступи среде даже до тропаря преподобныя. Чти четвертку.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Глава XXI Мф.21:1–3 .  И когда Он приблизился к Иерусалиму и пришел в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, говоря им: Идите в поселение, которое перед вами, и тотчас найдете привязанную ослицу и осленка около нее; отвяжите их и приведите ко Мне. А если вам кто-нибудь скажет что, то скажите, что Господь имеет нужду в них и скоро отпустит их 450 . Он выходит из Иерихона, выведя оттуда как можно большую толпу народа и, возвратив здравие слепым, приближается к Иерусалиму, осыпаемый многими благожеланиями; подав спасение верующим, Он хочет вступить в город мира и в место созерцания Бога, и в крепость, назначаемую для того, чтобы следить 451 [за неприятелем – arcem speculatorii]. И когда Он приблизился к Иерусалиму и пришел в Виффагию, то есть к «дому челюстей» (это было поселение священников, образец исповедания, и было расположено на горе Масличной, где сосредотачивался свет познания и где был отдых от трудов и скорбей). Он послал двух учеников Своих умозрительного ( θεορητικν) и деятельного ( ργαστικν), то есть «знание» и «действие», чтобы они вступили в поселение, и сказал им: «Идите в поселение, которое перед вами». 452 Действительно, оно было перед апостолами [то есть враждебно им] и не хотело принять ярма учения, «и тотчас найдете, – говорит, – привязанную ослицу и осленка около нее; отвяжите их и приведите ко Мне» 453 Ослица была привязана многими узами грехов. А резвый осленок и не переносящий узды вместе с матерью, согласно Евангелию от Луки ( Лк.19:30 ), имел многих господ как не подчиненный одному заблуждению и учению: и однако многие господа, усвоившие себе непозволительную власть, видя истинного Господа и пришедших от Него рабов, присланных для того, чтобы отвязать его, не осмелились воспротивиться. Что такое эта ослица и этот осленок, мы скажем в дальнейшей речи. Мф.21:4–5 . А было все это так, чтобы исполнилось предсказание пророка, который говорит: Скажите дочери Сиона: Вот Царь твой приближается к тебе кроткий, сидящий на ослице и осленке, родившемся от носившей ярмо. 454

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И они тотчас стали видеть и последовали за Ним. Те, которые прежде сидели перед Иерихоном, как бы в связанном состоянии, после того следуют за Иисусом не столько ногами своими, сколько добродетелями. Глава XXI. — Стихи 1–3: И когда Он приблизился к Иерусалиму и пришел в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, говоря им: Идите в поселение, которое перед вами, и тотчас найдете привязанную ослицу и осленка около нее; отвяжите их и приведите ко Мне. А если вам кто–нибудь скажет что, то скажите, что Господь имеет нужду в них и скоро отпустит их . — Он выходит из Иерихона, выведя оттуда как можно большую толпу народа и, возвратив здравие слепым, приближается к Иерусалиму, осыпаемый многими благожеланиями; подав спасение верующим, Он хочет вступить в город мира и в место созерцания Бога, и в крепость, назначаемую для того, чтобы следить [за неприятелем — arcem speculatorii]. И когда Он приблизился к Иерусалиму и пришел в Виффагию, то есть к дому челюстей (это было поселение священников, образец исповедания, и было расположено на горе Масличной, где сосредотачивался свет познания и где был отдых от трудов и скорбей). Он послал двух учеников Своих умозрительного (θεορητικν) и деятельного (ργαστικν), то есть знание и действие, чтобы они вступили в поселение, и сказал им: Идите в поселение, которое перед вами . Действительно, оно было перед апостолами [то есть враждебно им] и не хотело принять ярма учения, и тотчас найдете, говорит, привязанную ослицу и осленка около нее; отвяжите их и приведите ко Мне . Ослица была привязана многими узами грехов. А резвый осленок и не переносящий узды вместе с матерью, согласно Евангелию от Луки , имел многих господ как не подчиненный одному заблуждению и учению: и однако многие господа, усвоившие себе непозволительную власть, видя истинного Господа и пришедших от Него рабов, присланных для того, чтобы отвязать его, не осмелились воспротивиться. Что такое эта ослица и этот осленок, мы скажем в дальнейшей речи. Стихи 4–5: А было все это так, чтобы исполнилось предсказание пророка, который говорит: Скажите дочери Сиона: Вот Царь твой приближается к тебе кроткий, сидящий на ослице и осленке, родившемся от носившей ярмо . — Это написано в книге пророка Захарии, о чем мы напишем с большей полнотой в своем месте, если позволит нам время жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Церковь явилась вызовом для Империи, а Империя - камнем преткновения для христиан. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Часть II II Константиновскую эпоху обычно считают поворотной в христианской истории. После длительной борьбы с Церковью Империя, наконец, капитулировала. Сам Кесарь обратился и смиренно просил принять его в Церковь. Власти официально объявили религиозную свободу и особенно блюли ее по отношению к христианам. Христианским общинам возвращали конфискованное имущество. Христиан, лишенных прав и высланных в годы гонений, просили вернуться обратно, встречая с почестями. По сути, Константин не только дал Церкви мир и свободу, но также предоставил ей защиту и предложил тесное сотрудничество. Он убеждал Церковь и ее глав вместе с ним обновлять Империю. Христиане встретили неожиданный поворот имперской политики и тактики с благодарностью, но не без некоторого смущения и удивления. Их реакция на новое положение дел далеко не была единодушной. Многие церковные иерархи действительно приветствовали обращение Императора и ожидаемое воцерковление Империи, но было и немало таких, кого ход властей насторожил. Разумеется, можно было только радоваться прекращению гонений и гарантируемой новым законом свободе богослужений. Однако основная - и крайне сложная, парадоксальная - проблема оставалась нерешенной. Уже Тертуллиан задавал довольно щекотливые вопросы, в его время, впрочем, звучавшие чисто риторически. Может ли Кесарь уверовать во Христа? Кесарь, несомненно, принадлежит к " миру сему " , является неотъемлемой частью " мирского " - necessary specula. Так может ли христианин быть Кесарем, то есть принадлежать одновременно к двум противоборствующим порядкам - церковному и мирскому? (Apologeticum, 21, 24) Во времена Константина понятие о " Кесаре-христианине " еще оставалось загадкой и головоломкой, несмотря на талантливую попытку Евсевия Памфила разработать представление о " христианской Империи " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

Лит.: Grossmann W. Die einleitenden Kapitel des Speculum musicae von Johannes de Muris. Lpz., 1924; Besseler H. Studien zur Musik des Mittelalters. 1: Neue Quellen des 14. und beginnenden 15. Jh.//Archiv f. Musikwissenschaft. Lpz., 1925. Jg. 7. S. 167-252; Smits van Waesberghe J. Muziekgeschiedenis der Middeleeuwen I. Tilburg, 1936-1939. Passim; idem. Some Music Treatises and their Interrelation: a School of Liège (c. 1050-1200)?//Musica disciplina. R., 1949. Vol. 3. P. 25-31, 95-118; Bragard R. Le Speculum musicae du compilateur Jacques de Liège//Ibid. 1953. Vol. 7. P. 59-104; 1954. Vol. 8. P. 1-17; Lenaerts R. B. Oude en nieuwe Muziek naar het «Speculum musicae»//Miscellanea musicologica Floris van der Mueren. Ghent, 1950; Smith F. The Division and Meaning of the «Speculum Musicae»//Tijdschrift van de Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis. Amst., 1968. Deel 21. P. 5-24; idem. Jacques de Liège: the Modes as Musical Patterns//Revue belge de musicologie. 1980/1981. Vol. 34. P. 22-43; Huglo M. Les tonaires. P., 1971; idem. De Francon de Cologne à Jacques de Liège//Revue belge de musicologie. Brux., 1980/1981. Vol. 34. P. 44-60; Ballke J. Untersuchungen zum 6. Buch des Speculum musicae des Jacobus von Lüttich unter besonderer Berücksichtigung der Tetrachord- und Moduslehre. Fr./M., 1982; Ellsworth O. The Berkeley Manuscript: A New Crit. Text and Transl. Lincoln (Nebrasca), 1984. P. 9-10; Slocum K. Jacques de Liège and the Bonaventurian Way to God//Michigan Academician: Papers of the Michigan Academy of Science, Arts, and Letters. Ann Arbor, 1990. Vol. 22. P. 77-86; idem. Speculum musicae: Jacques de Liège and the Art of Musical Number//Medieval Numerology/Ed. R. L. Surles. N. Y., 1993. P. 11-37. (Garland Medieval Casebooks; 7); Pescerelli B. «Accessus ad discantus»: metodologia dell " analisi musicale nello «Speculum Musicae»//Studi musicali/Accad. di S. Cecilia (Roma). Firenze, 1991. Vol. 20. P. 39-44; Meeùs N. Jacques de Liège et la pratique de la transposition partielle//Revue belge de musicologie. 1993. Vol. 47. P. 43-48; Meyer Chr. Le Tractatus de consonantiis musicalibus (CS I Anonyme/Jacobus Leodiensis, alias de Montibus): une «reportatio»?//Ibid. 1995. Vol. 49. P. 5-25; Popin M. Attempts to Define the Semantic Field of «Subtility» through Examining its Occurrence in Latin Treatises such as the «Speculum musicae» and French Polyphonic Song, such as that of Guillaume de Machaut//Médiévales: langue, textes, histoire. 1997. Vol. 32. P. 47-57; Desmond K. New Light on Jacobus, Author of «Speculum musicae»//Plainsong and Medieval Music. Camb., 2000. Vol. 11. P. 19-40; Ruini C. Eredità di Guido nei teorici dei secoli XIII e XIV//Guido d " Arezzo monaco Pomposiano: Atti dei Conv. 1997-1998/Ed. A. Rusconi. Firenze, 2000. P. 171-177. (Quaderni d. Rivista italiana di musicologia; 34).

http://pravenc.ru/text/182187.html

61. Е. Stein. Geschichte des spatromischen Reiches, 1. – American Historical Review, vol. XXXVII, 1932, pp. 90–91. 62. F. W. Buckler. Harunúl Rashid and Charles the Great. – American Historical Review, vol. XXXVII, 1932, pp. 583–584. 63. G. Mickwitz. Geld und Wirtschaft im romischen Reich des 4ten Jahrhunderts n. Chr. – Classical Philology, vol. XXIX, 1934, pp. 259–261. 64. W. Hartke. De saeculi quarti exeunti historiarum scriptoribus quaestiones. – Classical Philology, vol. XXIX, 1934, p. 173. 65. M. Spinka. A History of Christianity in the Balkans. – The Journal of Religion, vol. XIV, 1934, p. 213. 66. V. N. Zlatarski. – Seminarium Kondakovianum, vol. VIII, 1936, pp. 280–282. 67. G. Millet, D. Talbot Rice. Byzantine Painting at Trebizond. – Classical Weekly, vol. XXX, 1937, p. 238. 68. Ch. Diehl, G. Margais. Le Monde oriental de 395 a 1081. – Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher, Bd. XIII, 1937, SS. 114– 119. 69. M. В. Левченко. История Византии. Краткий очерк. – Byzantion, vol. XV, 1940–1941, pp. 489–495. 70. A la memoire de Charles Diehl. – Byzantion, vol. XVII, 1944–1945, pp. 414–417. 71. S. Der Nersessian. Armenia and the Byzantine Empire. – Speculum, vol. XX, 1945, pp. 491–494. 72. M. В. Левченко (изд.). Византийский сборник. – Speculum, vol. XXII, 1947, pp. 95–100. 73. G. G. Arnakis. The Early Osmanlis. A Contribution to the Problem of the Fall of Hellenism in Asia Minor (1282–1337). – American Historical Review, vol. LIV, 1948, pp. 183–184. 74. W. Ohnsorge. Das Zweikaiserproblem im fruheren Mittelalter: Die Bedeutung des byzantinischen Reiches fur die Entwicklung der Staatsidee in Europa. – American Historical Review, vol. LIV, 1948 p. 411. 75. A. Pigagnol. L " Empire chretien (325–395). – Classical Philology, vol. XLIII, 1948, pp. 51–52. 76. К. M. Setton. Catalan Domination of Athens, 1311–1388. – Speculum, vol. XXIV, 1949, pp. 298–300. 77. L. Brehier. Le Monde Byzantin, II. «Les Institutions de l " Empire Byzantin». – American Historical Review, vol. LV, 1949, pp. 107–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Abstract: The subject of this research is the question of the name of God in biblical texts. From the linguistic perspective, the author reviews the religious doctrine of the banned in the Russian Federation pseudo-Christian organization Jehovah’s Witnesses, which speculative teaching has a destructive impact upon the society. This community endows a biblical name with exclusive meaning that is implicitly presented in Tetragrammaton (YHWH), and explicitly – in the medieval Masoretic version of vowel marking Jehovah (in fact, erroneous). Beyond the sectarian doctrine hides the polemical rhetoric, aimed at the names of Jesus Christ in the New Testament, since the proclamation of Jesus as Good ( Κριος)in the Greek Language, according to sectarian logic, is merely a titular nomination, relegating Christ Himself to the level of most venerated righteous men and prophets. The scientific novelty consists in the thesis that the principles of nomination of God in biblical texts are studied from the linguoculturological perspective. The conclusion is made that speculative teaching of pseudo-Christian religious organization is structured on the wittingly distorted and inaccurate interpretations of translation of the name of God. Philological research of the principles of nomination of God in biblical texts not only exacerbates the understanding of the religious doctrines belonging to the traditional Christian confessions, but also allows to critically assess the speculative teachings of pseudo-Christian organizations. Филологическое исследование принципов номинации Бога в библейских текстах не только углубляет понимание религиозных доктрин, принадлежащих традиционным христианским конфессиям, но и даёт возможность критически оценивать спекулятивные религиозные учения псевдохристианских организаций, оказывающих деструктивное влияние на общество. Одним из наиболее известных в этом отношении псевдохристианских учений является доктринальная система запрещённой на территории России организации «Свидетели Иеговы» («Jehovah " s Witnesses»), в названии которой (закрепившемся вопреки многочисленным её «переименованиям») отражено искажённое представление о библейском имени Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/imenovan...

206 Ср. Che1ius F. Lotzes Wertlehre. Erlangen. 1904 г., (1–2), дельная диссертация которого, к сожалению, не все сочинения Лотце имеет в виду. 209 Grundzüge d. Psychologie, 1912 г., 233; подробнее о чувствованиях см. ниже §II (стр. 188–226). 213 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, II, 316; ср. Grundzüge d. praktischen Philosophie, 1899 г., 12 224 Streitschriften, 1857 г., 57; Ср. Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 563; 614–621, Grundzüge d. Religionsphilosophie, 1894 г., 53–54. 237 Geschichte d. Aesthetik in Deutschland, 1868 г., 121; Streitschriften, 1857 г., 55, Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, II, 16. 238 Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 564–565; Geschichte d. deutschen Philosophie seit Kant, 1894 г. 50–51. 248 Misch G. Einleitung d. Herausgebers к изд. Логики Лотце, 1912 г., XX; cp. Geschichte d. Aesthetik in Deutschland, 1868 г., 207–208. 252 Caspari O. Hermann Lolze in seiner Stellung zu der durch Kant begründeten neuesten Geschichte der Philosophie und die philosophische Aufgabe der Gegenwart. Eine kritisch-historische Studie. 2 Aufl. Breslau. 1895 г., 6–7. 258 Logik, 1843 г., 233–234; ср. Logik, 1874 г., 147–185; Geschichte d. Aesthetik in Deutschland, 1868 г., 176–179; Kleine Schriften, II, 319. 279 Kleine Schriften, II, 310; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, III, 242–243; ср. Geschichte d. Aesthetik in Deutschland, 1868 г., 204–205. 289 Hartmann E. Lotze’s Philosophie. Leipzig. 1888., 25–26; ср. Озе Я. Персонализм и проективизм в метафизике Лотце. Юрьев. 1896., 302–304. 292 Drews A. Die deutsche speculation s. Kant mit besonderer Rücksicht aufd. Wesen d. Absoluten u. d. Persönlichkeit Gottes. Bd. I–II. Berl. 1893., I, 386. 293 Drews A. Die deutsche speculation s. Kant mit besonderer Rücksicht aufd. Wesen d. Absoluten u. d. Persönlichkeit Gottes. Bd. I–II. Berl. 1893., I, 385. 295 Weisse, die Idee d. Gottheit, 255; подробно y Drews A. Die deutsche speculation s. Kant mit besonderer Rücksicht aufd. Wesen d. Absoluten u. d. Persönlichkeit Gottes. Bd. I–II. Berl. 1893., I, 397–414.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

268 Non fuit ergo a beneficientia divinae bonitatis alienum ut qui ex seipso nobis, qui ejus genus sumus, vitae ac spiritus elementa tribuisset, in se ipso quoque nobis per unigenitum Deum aeternitatis nostrae inchoaret exordiä verique nunc et ex ipso et per ipsum et in ipso maneremus; cum quando nos im hac ipsa habitatione as sede mundi hujus, qui omnia in omnibus est, collocatus, rursum plenius jam atque perfectius in se ac per se atque ex se inita carnis nost­rae societate post exitus mortis jam collocaret aeternos (In Ps. 67, 22 ). 269 In hoc ergo corpore Domini, quod resurrexit ex mortuis, quod a dextris virtutis consedit, quod in gloria Dei patris est, spem nostram vitamque speculamur… quia in resurrectionis gloriam, cujus spem in ipso ex mortuis resurgente speculamur, peccatum, mors corruptio a vita et immortalitate devorata sint et exhausta (In Ps. 68, 31 ) In ed enim sumus resurrectionem nostram in resurrectione nostri in eo corporis contemplantes (In Ps. 124, 4 ). In cujus glorificato corpore, quod in coelestem gloriam transformatum est, spei nostrae honorem speculamur, humilitatis nostrae corpore in gloriam corporis sui conformando (In Ps. 128, 9 ). 270 Non enim jam incrementis corporum, escarumque alimentis, infirmitatumque casibus vitae humanae demutatio laborque tolerabitur: sed aeternitas cunctis, quae naturae siae virtute ipsa se continens, id est, quae se ipsam alat conservetque donabitur: certique omnes fore se sempiternos (quod) non aliunde jam, id est, non eztrinsecus contineantur ad vitam, sed ex Deo, per quem resurrexerint, et immortales maneant et aeterni (In Ps. 37; 91, 10; 1, 13 ). 271 Mirabilis ergo in sanctis Deus est, quos cum conformes gloriae corporis sui fecerit, per se qui meliator est, etiam in unitotem paternae majestatis assumet; dum in eo per naturam Pater est, et ille rursum per societate carnis in nobis est, quos in regnum praeparatum illis ante constitutionem obtinendum locaverit, quibus absorpta morte immortalem vitam aeternamque reddiderat (In Ps. 67, 37 ). 272 Et quia comparticipes et concorporales et conformes ejus errecti sunt jam in his nec corruptione nec morte dominante, cum in omnem plenitudinem Dei repleantur; subjecit spiritus prophetiaë «Misericordiam et veritatem ejus quis requiret eorum?» Non inopes jam misericordiae veritatisque ejus hac scilicet generationes erunt, quas in se ex mortuis regenerabit ad vitam, quaeque in spe gloriae Dei manserint: tum cum in regnum traditae Deo parti suscipientur in reges, consummata in omnes ejus misericordia ac veritote, per quem redemptos se gratulentur ad vitam, sitque omnibus accessus ad Patrem (In Ps. 60, 6 ). Читать далее Источник: Попов И.В. Св. Иларий, епископ Пиктавийский//Богословские труды. 1968. Вып. 4. С. 127-168; 1970. Вып. 5. С. 69-151; 1971. Вып. 6. С. 117-150; Вып. 7. С. 115-169. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Ист.: PL. 163. Col. 31-448; Jaff é . RPR. T. 1. P. 702-772; MGH. Leg. Const. T. 1. P. 134-152; LP. T. 2. P. 296-310, 369-376; Bethell D. Two Letters of Pope Paschal II to Scotland//ScottHR. 1970. Vol. 49. P. 33-45; Somerville R. An Unknown Letter of Pope Paschal II//Speculum. Camb. (Mass.), 1972. Vol. 47. N 4. P. 737-741; The Early Councils of Pope Paschal II, 1100-1110/Ed. U.-R. Blumenthal. Toronto, 1978; Brett M. Some New Letters of Popes Urban II and Paschal II//JEcclH. 2007. Vol. 58. P. 75-96. Лит.: Rowe J. G. Paschal II and the Relation between the Spiritual and Temporal Powers in the Kingdom of Jerusalem//Speculum. 1957. Vol. 32. N 3. P. 470-501; idem. Paschal II, Bohemund of Antioch and the Byzantine Empire//BJRL. 1966. Vol. 49. P. 165-202; Zerbi P. Pasquale II e l " ideale della povertà della Chiesa//Annuario dell " Università Cattolica del Sacro Cuore. Mil., 1964/1965. P. 207-229; Blumenthal U.-R. Patrimonia and Regalia in 1111//Law, Church and Society. Phil., 1977. P. 9-20; eadem. Paschal II and the Roman Primacy//AHPont. 1978. Vol. 16. P. 67-92; eadem. Bemerkungen zum Register Papst Paschalis " II.//QFIAB. 1986. Bd. 66. S. 1-19; eadem. The Correspondance of Pope Paschal II and Guido of Vienne, 1111-1116//Supplementum festivum: Studies in Honor of P. O. Kristeller. N. Y., 1987. P. 1-11; Servatius C. Paschalis II. (1099-1118): Studien zu seiner Person und seiner Politik. Stuttg., 1979; Chodorow S. A. Paschal II, Henry V, and the Origins of the Crisis of 1111//Popes, Teachers, and Canon law in the Middle Ages. Ithaca, 1989. P. 3-25; Robinson I. S. The Papacy, 1073-1198: Continuity and Innovation. Camb., 1990; Cantarella G. M. Pasquale II e il suo tempo. Napoli 1997; Schilling B. Zur Reise Paschalis " II. nach Norditalien und Frankreich 1106/1107 (mit Itineraranhang und Karte)//Francia. Sigmaringen, 2001. Bd. 28. N 1. S. 115-158; 1106: Il Concilio di Guastalla e il mondo di Pasquale II: Atti del Convegno per il IX centenario del Concilio di Pieve di Guastalla (26 maggio 2006)/Ed. G. M. Cantarella, D. Romagnoli. Alessandria, 2006; De Palma L. M. La Pie postulatio voluntatis di Pasquale II in favore dell " Ospedale di San Giovanni di Gerusalemme (1113)//Lateranum. Mil., 2013. Vol. 79. N 2. P. 469-483.

http://pravenc.ru/text/2579159.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010