Усиление роли кардиналов в системе высшей власти католич. Церкви, а также их относительная немногочисленность (не более 20 чел.) привели к тому, что при соблюдении всех условий, в т. ч. наличия квалифицированного большинства голосов, процедура выборов папы Римского постоянно затягивалась. Так, после смерти папы Римского Климента IV кардиналы, собравшиеся в г. Витербо (Лацио, Италия), где скончался папа и находилась папская курия, не могли прийти к согласию более 2 лет (с нояб. 1268 по сент. 1271). Согласно легенде, рассерженные горожане потребовали от кардиналов скорейшего избрания папы Римского, для чего заперли их в зале папского дворца, над к-рым была разобрана крыша, а городские власти сократили рацион питания кардиналов до хлеба и воды. Избранный в результате папа Римский Григорий Х выпустил 7 июля 1274 г. конституцию «Ubi majus periculum», утвержденную Лионским II Собором , к-рой определялся порядок проведения выборов папы и исключалась возможность длительной вакации Папского престола. Конституцией были установлены нормы, согласно к-рым консистория Коллегии кардиналов для избрания Римского папы должна проводиться в закрытом помещении, где кардиналы изолируются от контактов с внешним миром, проживают в стесненных условиях, в случае замедления выборов сокращается их рацион питания. На время проведения папских выборов кардиналам приостанавливались выплаты доходов с бенефициев, им запрещалось заниматься к.-л. иными делами, кроме участия в выборах. Строгие правила проведения К. вызывали недовольство у части кардиналов. В 1276 г. папа Римский Адриан V временно приостановил действие конституции «Ubi majus periculum», а папа Римский Иоанн XXI выпустил буллу «Licet felicis recordationis» (30 сент. 1276), отменявшую правила К., но не успел утвердить новый порядок проведения папских выборов. В сент. 1294 г. папа Римский Целестин V восстановил действие правил конституции «Ubi majus periculum», окончательно утвердив закрытый порядок избрания Римского епископа. В 1298 г. папа Римский Бонифаций VIII включил конституцию «Ubi majus periculum» в свод декретального права «Liber Sextus» (см.

http://pravenc.ru/text/1841930.html

Б. получил образование в Оксфорде, где изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales ), а также физику и метафизику Аристотеля . В кон. 30-х - нач. 40-х гг. стал преподавателем: читал лекции по Аристотелю на фак-те искусств Парижского ун-та. В Париже Б., возможно, изучал богословие. Его пребывание во Франции было недолгим: многочисленные конфликты с начальством и коллегами, вызванные непростым характером Б., а также его бескомпромиссностью в отдельных вопросах философии, вынудили его ок. 1250 г. вернуться в Оксфорд. Вероятно, после этого он еще посещал Париж. Ок. 1257 г. вступил во францисканский орден. К этому времени Б. пришел к выводу о необходимости коренной реформы всей системы науки и образования. Стремясь претворить свои идеи в жизнь, он обратился за поддержкой к кард. Фульку (буд. папа Римский Климент IV ), и тот, заинтересовавшись взглядами Б., предложил изложить их в специальном сочинении. Этим сочинением стала самая известная работа Б.- «Opus Majus» (Большое сочинение), копию к-рого Фульк и получил ок. 1265-1266 гг., уже во время своего понтификата. В 1266-1267 гг. Б. написал для папы еще 2 трактата, «Opus Minus» (Меньшее сочинение) и «Opus Tertium» (Третье сочинение), в к-рых разъяснялись и углублялись идеи «Opus Majus». Кончина Климента IV в 1268 г. перечеркнула надежды Б. на исполнение его реформаторских планов. В 1277 или 1278 г. генерал ордена францисканцев Иероним из Асколи (буд. папа Николай IV ) осудил учение Б. за некие «подозрительные новшества» и приговорил философа к тюремному заключению. Неизвестно, в чем собственно состояли обвинения, предъявленные Б., во всяком случае благодаря страсти к опровержению тех, кого он называл «ложными авторитетами» (практически всех известных парижских профессоров, в т. ч. Александра Гэльского , Альберта Великого ), Б. нажил недоброжелателей среди людей, обладавших большим влиянием. К тому же, ведя переписку с папой в обход орденского руководства, Б. нарушал обет монашеского послушания. После освобождения из тюрьмы (между 1280 и 1290 или в 1292) Б. прожил недолго. Похоронен во францисканской церкви в Оксфорде. В зап. традиции Б. имеет почетное именование «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Сочинения

http://pravenc.ru/text/153757.html

Пока европейцы воевали друг с другом, на Востоке появились новые лидеры. В начале 1240-х годов первенство получил старший сын аль-Камиля аль-Салих Айюбид, султан Египта, вступивший в союз с хорезмийцами. Летом 1244 г. отряды Берке-хана, включавшие в себя множество степных наемников, были наняты им для нападения на Иерусалим. Штурм был внезапным и жестоким. Хорезмийцы не щадили никого из христиан, умерщвляя несчастных прямо у порога Гроба Господня. Пилигримы, заключив союз с эмиром Дамаска, попытались отомстить хорезмийцам. Была собрана значительная армия, которая включала в себя 1 тысячу рыцарей и 6 тысяч тяжеловооруженной пехоты, а также 4 тысячи сирийских всадников. Возглавлял армию крестоносцев и их союзников граф Яффы и Аскалона Готье IV де Бриенн (1205–1246). Им противостояли 10 тысяч хорезмийских всадников и 6 тысяч мамелюков из Египта. Возглавлял эти ударные части Бейбарс (1223–1277), командующий египетскими войсками, будущий султан Египта 144 . Осенью 1244 г. на Гадарской равнине, у деревни Ла-Форби, состоялась историческая битва, которая закончилась очередным разгромом крестоносцев. Полегло несколько тысяч рыцарей из числа тамплиеров, иоаннитов, рыцарей из Антиохии, Кипра и Германии. Достаточно сказать, что из 44 рыцарей Тевтонского ордена в живых осталось лишь трое 145 . Погиб Великий магистр тамплиеров Арман де Перигор (1232–1244) и архиепископ Тира. В плен попали магистр ордена госпитальеров, коннетабль Триполи и 600 французских рыцарей, из всех орденских пилигримов спаслось только 33 тамплиера и 26 госпитальеров. Это поражение практически уничтожило военные силы Леванта. От немедленного уничтожения Латинскую Палестину спасло лишь то, что ас-Салих Айюбид Египетский был вынужден отвлечься на войну со своим дядей ас-Салихом Исмаилом Дамаским 146 . Но это уже мало волновало великого германца. В том же 1244 г. Гогенштауфен сосватал за овдовевшего св. Uoahha III свою побочную дочь Анну и активно поддерживал зятя, отступившись от Латинской империи в тот самый момент, когда помощь ей была крайне необходима. Своим союзом с Никейским императором Гогенштауфен не оставлял «Новой Франции» в Константинополе никаких шансов. Справедливо отмечают, что к моменту его смерти, наступившей в 1250 г., участь Латинской империи уже была предрешена 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I ГАЛИСИОТ [греч. Ιωσφ Γαλησιτης] ( 23.03.1283, К-поль), патриарх К-польский (28 дек. 1266 - 9 янв. 1275, 31 дек. 1282 - март 1283), противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. С 1222 по 1254 г. имел церковный чин чтеца. В молодости был женат в течение 8 лет, но после смерти жены принял монашество; не получил хорошего образования, был прост в общении с людьми самого разного положения - от приближенных императора до простолюдинов. В 1259/60-1266 гг. был настоятелем мон-ря прп. Лазаря на горе Галисий (М. Азия). Приобрел большое влияние при дворе имп. Михаила VIII Палеолога , стал его духовником. В 1266 г. И. Г. возглавил делегацию, к-рая была направлена имп. Михаилом к ранее низложенному К-польскому патриарху Арсению Авториану с просьбой о снятии отлучения с Михаила, наложенного за отданный императором приказ ослепить Никейского имп. Иоанна IV Дуку Ласкаря . Арсений отказался, и миссия завершилась провалом. В сент. 1266 г. по поручению императора И. Г. убедил патриарха Германа III , к-рый не сумел завоевать авторитет в среде высшего духовенства К-польской Церкви, отречься от престола. И. Г. вскоре стал его преемником на Патриаршем престоле. В нач. 1267 г. в соборе Св. Софии И. Г. провел церемонию снятия отлучения с имп. Михаила, к-рый публично покаялся в злодеянии, совершенном по отношению к Иоанну IV, и получил прощение от И. Г. и неск. десятков архиереев К-польской Церкви, присутствовавших на церемонии. 8 нояб. 1272 г. И. Г. короновал сына имп. Михаила Андроника II как его соправителя и наследника. Т. о., в первые годы Патриаршества И. Г. проявил себя как близкий союзник имп. Михаила VIII, чья деятельность способствовала укреплению новой династии Палеологов. Однако с 1273 г., когда Михаил VIII начал подготовку к заключению унии с Римско-католической Церковью (см. Лионская уния ), И. Г. выступал против императора. Весной 1273 г. на Соборе в храме Св.

http://pravenc.ru/text/673633.html

I. Пахимер говорит (4, 13), что после Арсения на патриарший престол вступил Герман и что вступление его произошло в месяце мемактерионе (т. е. в июне) в праздник Св. Духа;– но в котором году? Если положим, что в том же, в котором низложен был Арсений, т. е. в 1266; то расстояние между низложением одного патриарха и призванием другого долженствовало быть не больше восьми дней; потому что в 1266 году Пасха была 18 апреля, следовательно Пятидесятница (день Святого Духа) 6 июня, а Арсений лишен патриаршества в конце мая. Между тем в этом коротком промежутке времени долженствовали происходить соборные совещания, сношения царя с собором и переписка с патриархами Антиохийским и Александрийским. Все это требовало, по-видимому, гораздо больше времени, чем сколько было его при предполагаемой смене патриархов. Поэтому вступление Германа на патриарший престол, иные относят к следующему 1267 году, в котором Пасха была 17 апреля, а Пятидесятница 5 июля. Но критики, кажется, мало обратили внимания на то, что Герман был уже епископ, следовательно, по единодушному мнению собора мог тотчас же вступить, на патриаршество; что он пользовался особенною доверенностью царя, как лицо, главным образом помогавшее ему принять корону одному, без сотоварищества Иоаннова (Пах. 11, 8); что он имел на своей стороне волю державного, который не только хотел, но и просил членов собора не откладывать призвания Германа. Поэтому, мы думаем, что временем вступления его на патриарший престол не только не странно почитать 6 июня 1266 года, а, напротив, совершенно необходимо. Петр Поссин, усильно доказывая, что Герман принял патриаршество в 1267 году, заговор против царя, в котором был замешан и Арсений, относит межу тем, к 1266 году. Но когда по этому случаю отправились к Арсению посланные, для взятия от него объяснения, он своими ответами ясно давал разуметь, что церковь уже не вдовствует, только патриарха называл фатриархом. «Хорошо, что это случилось, говорил он: пусть помолится о нем (о царе) фатриарх его с благословением всего, что им сделано». Что же касается до переписки с восточными патриархами, то она относилась вовсе не к Герману, а к Арсению, и производилась тогда, когда Арсений был еще на патриаршем престоле. Ясно также обозначается и время сошествия его с престола. Пахимер говорит, что Герман оставил патриархию и удалился в Манганский монастырь в день Воздвиженья честного креста, т. е. 14 сентября; а что касается до года, то в нем ошибиться нельзя и потому же, что преемник Германа, Иосиф избран на патриаршество в конце 1267 года. Итак, Герман патриаршествовал от 6 июня 1266 до 14 сентября 1267 года т. е. в продолжение одного года, трех месяцев и восьми дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. – СПб., 1899. – С. 1280. («Высокомерный, надменный, презрительный»). 29 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. – СПб., 1899. – С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» – слав. «гордыня»). 32 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. – СПб., 1899. – С. 1304. («Высота, вышина; высокое положение, вознесенность» – слав. «высота»). 33 Там же. С. 1280. («Разнузданный, наглый, дерзкий; дерзостный по отношению к кому-л.» – слав. «досадителя»). 34 Там же. С. 1266. («Высокомерный, надменный, презрительный; роскошный, пышный» – слав. «горделивого»). 36 Там же. («Наглость, дерзость» νμων «беззаконный, противозаконный; нечестивый, преступный» – слав. «укоризну беззаконных»). 38 Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» – слав. «гордыни»). 39 Там же. С. 1266. (Греч. τος βρει «наглость, дерзость» κα γερωχ «гордость, надменность» – слав. «с укоризною и гордостию»). 40 Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» – слав. «гордость»). 41 Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» – слав. «с досаждением»). 43 Там же. С. 1304. («Возносить, возвышать; превозноситься, кичиться (свой) красой» – слав. «вознесеся»). 44 Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» – слав. «досаждения»). 45 Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» – слав. «гордыня»). 49 «Сколь прочна гордыня, чей создатель – дьявол , которого пророк изображает говорящим: Вознесу престол мой над облаками и буду подобен Всевышнему». (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет . Том X: Книга пророка Исайи 1–39 /Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна/Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. – Тверь: Герменевтика, 2011. – С. 128). 50 «И потому Творец вселенной и врач Бог, зная, что гордость есть причина и начало болезней, захотел уврачевать противное противным, так чтобы то, что распалось от гордости, было восстановлено смирением. Ибо гордый диавол говорит: взойду на небо ( Ис. 14, 13 ); а смиренный говорит: смирилась до земли душа моя ( Пс. 43, 26 )». ( Иоанн Кассиан , преп. О духе гордости//Его же. Писания. – Сергиев Посад, 1993. – С.147. (О постановлениях киновитян. Кн. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

690 Ideo (natura hominis) rationalis est, ut discernat inter justum et injustum, inter bonum et malum, inter majus bonum et minus bonum... Ad hoc accepit potestatem discernendi, ut odisset et vitaret malum, ac amaret et eligeret bonum, atque majus bonum magis diligeret et eligeret. Aliter namque frustra illi Deus dedisset potestatem illam discernendi. C. D. h 2, 1 c. 400–401 cc. 691 Voluntas est vis animae, qua ipsa anima vult aliquid; quae vis instrumentum volendi potest dici. De conc. virg. 4 c. 436 c. Voluntas instrumentum facit omnes voluntarios motus, ipsa vero se suis affectionibus movet: unde dici potest instrumentum seipsum movens. De concord. 3 q. 11 c. 537 c. 692 Hoc instrumentum semper habet homo. Ib. 535 s. Etiamsi absit rectitudo voluntatis, non tamen rationalis natura minus habet quod suum est. De libero arbitr. 3 c. 494 c. 693 Quoniam omnis libertas est potestas. illa libertas arbitrii est potestas servandi rectitudinem voluntatis propter ipsam rectitudinem. Ib. Potestatem servandi rectitudinem semper habet (homo), et cum rectitudinem habet et cum non habet; et ideo semper est liber. Ib. 12 c. 504 c. 694 Velle non potest invitus, quia velle non potest, nolens velle: nam omnia volens ipsum suum velle vult. Ib. 5 с. 496 c. Instrumentum volendi duas habet aptitudines, quas voco affectiones: quarum una est ad volendum sommoditatem. altera ad volendum rectitudinem... Propter commoditatem vult aliquid: ut cum vult arare vel laborare. ut habeat unde tueatur vitam et salutem, quae commoda judicat esse. Propter rectitudinem vero: ut cum vult cum labore discere, ut sciat recte, id est juste, vivere. De consord. 3 q. 11 c. 535–536 cc. 695 Voluntatis est, ut ipsa quoque reprobet ac eligat quemadmodum rationis intellectus monstrat: ad hoc enim maxime datae sunt rationali ceaturae voluntas et ratio. Ib. 1 q. 6 c. 517 c. 696 Fecit Deus hominem beatum sine omni indigentia. Simul ergo accipit rationalis natura et beatitudinis voluntatem, et beatitudinem et voluntatem justitiae, id est. rectitudinem, quae est ipsa justitia... Sic autem Deus ordinavit has duas voluntates sive affectiones, ut voluntas, quae est instrumentum, uteretur ea, quae est justitia, ad imperium et regimen, docente spiritu qui et mens et ratio dicitur: et almera uteretur ad abediendum sine omni incommoditate. Ib. 3 q. 13 c. 538–9 cc.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

748 л. 209. Толкование передано буквально тождественно с подлинником. (Majus, Patrum nova bibliotheca, tom VII, pars II, 234–255, .Migne, Patr. curs. compl ser. graec. tom. XXXIX, p. 1451–1454. 749 л 208. Толкование соответствует подлиннику. 13. Corderius. Expomtio patrum graecorum in psalmos. Antverpiae 1634 r. tom. II, 339. Кто такой именно толкователь Феодор, трудно определить, Максим Грек , переводчик сводной толковой псалтири, не определяет, кто был тот Феодор, которого толкования так часто встречаются у него в его переводе сводной псалтири, хотя в то же время он говорит, что два было толкователя с именем Феодора, из которых один был епископ Антиохийским (Горский и Невоструев, Опис. рук. Москов. Синод. библ. отд. II, кн. 1, 85. Рукоп. Импер. Пуб. библ. F, 1, 417. Послание к великому князю Василию Ивановичу). Иезуит В. Кордерии, поместивший в своей сводной псалтири не мало толкований с именем Феодора, отождествляет его с Феодором, епископом Ираклийским во Фракии и в подтверждение своего мнения ссылается на свидетельство о нем блаж. Иеронима, который в своем сочинении «de scriptoríbus ecclesiastieis» приписывает ему составление толкований на евангелие Матфея и Иоанна, на послания апостольские и на псалмы. С. Corderius. Expositio Patr. graec. in. psalmos t. I. Предисловие XIII, XIV. К сожалению экзегетические труды Феодора Праклийского до сих пор не изданы, исключая его толкования на книгу прор. Исаии изданного кардиналом Маем (Majus, Patrum nova bibliotheca, t. VI, pars secunda, p. 214–239). Другой Феодор, толкователь свящ. писания, объяснения которого встречаются в сводной толковой псалтири, есть известный Феодор Мансуотский. Все встречающиеся в шестом слове-толкования принадлежит Феодору Праклийскому. 750 л. 208–209. Это толкование не соответствует той мысли, какую хотел видеть в ней Даниил и не подтверждает положения его. В нем речь идет об иудеях, отведенных в рабство в Вавилон, которые в постигшем их несчастии взывали к Богу: «Ты веси, Владыко, и ничтоже от земных сокрывается от тебя, веси убо, яко ничто же согреших к ним (т е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В 1272 г. папа Григорий X убедил его принять сан кардинала и епископа Альбанского, а в 1274 г. направил его в качестве своего официального представителя на Лионский собор. На соборе Бонавентура добился кратковременного примирения Восточных и Западной Церквей, но вскоре после этого скончался. Труды Бонавентуры издавались неоднократно. Самое полное издание его сочинений вышло в Риме в 8–ми т. (1588–1596), однако в издание включены и ошибочно атрибутированные работы. Лучшими считаются издание Peltier в 15–ти т. (Paris, 1863–1871) и 10–томное издание францисканцев ( Clairac, 1882–1893). См. также его: Ночные бдения. М., 1990; Путеводитель души к Богу. М., 1993; The Mirror of the Blessed Virgin Mary. Dublin, 1849; Psalter of the Blessed Virgin. London, 1852; The Life of Christ. London, 1881; The Month of Jesus Christ. London, 1882; The Life of St. Francis of Assisi. 4 th ed. London, 1898; St. Bonaventura’s Instructions for the Season of Lent. London, 1884. 701 Это подробно доказывается им в схоластическом сочинении Itinerarium mentis in Deum (англ, пер.: The Soul’s Progress in God/Journal of Speculative Philosophy. 1887. Vol. 21) и в мистическом Reductio artium in theologiam. Согласно его учению, у человека три ока: телесное, мысленное и созерцательное; последнее вырабатывается самоуглублением в душу, как отражение Бога, самоуничижением, самоотречением и искренней молитвой. Подобно 6 дням творения, есть 6 степеней созерцания, за которыми следует высшее благо – слияние с Божеством. Для обоснования мистической теологии как науки Бонавентура сделал больше других своих предшественников. Из его сочинений следует также отметить Centiloquim (руководство по догматике) и Biblia раирегит (изложение священной истории для мирян с мистико–аллегорическими толкованиями). 702 Основные труды: «Большое сочинение» ( Opus Majus), «Малое сочинение» ( Opus Minus), «Третье сочинение» ( Opus Tertium), «Компендиум философии» ( Compendium Studii Philosophiae) . См.: Роджер Бэкон. Opus Majus/Антология мировой философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

одного к другому) - Sum. contr. gent. I 34; Sum. Th. I 13, 5-6. В послетомистской схоластике диалектическое толкование А. встречается у Майстера Экхарта, согласно к-рому онтическое наполнение человек («ничто») получает исключительно от Бога и в Боге: esse ab altero et in altero (от другого и в другом - Gen. II, n. 25); ср.: Arist. EN V 6 1131а 30-31. Лексико-грамматическая интерпретация у Квинтилиана (Inst. orat. I 6, 3f.); Рим 12, 6-8 locus classicus католич. и протестант. доктрин об А. веры (analogia fidei). Католич. учение об analogia entis (А. сущего) эксплицитно разработал Э. Пшивара, использовав понятие, введенное кард. Каетаном, на основании декретов Латеранского IV Собора (1215): между Творцом и творением нельзя указать такого сходства, чтобы при этом между ними не отметить еще большее несходство (D 432). Ср. с понятием «совпадения противоположностей» (coincidentia oppositorum) у Николая Кузанского , объединяющим «схоластику» и «мистику»: «ученое незнание» (docta ignorantia как схоластический принцип) - познание через соразмерность конечного с конечным в конечных понятиях, расположенных на шкале градаций majus-minus, при несоразмерности конечного с бесконечным (у Фомы Аквинского бесконечное может быть пропорционально, т. е. «аналогично», только бесконечному - De ver. 2, 3 ad 4); maximum в такой конечной скалярности совпадает с minimum " ом в непостижимом единстве всебытия (мистический принцип) и так, вне всякой диалектики, указывает и сохраняет границу (различие) между любыми сколь угодно «большими» (majus), но конечными величинами и понятиями и простым максимумом бесконечности Бога (De doct. ign. I 3, 10-11; 4, 11; 26, 89; II 4, 112-114 etc.). Пшивара интерпретирует А. как динамическую середину между тождеством и различием (противоречием), объективным ритмом бытия и субъективным ритмом мышления, движением и покоем, как формальный (эйдетическая причина в учении Аристотеля) принцип мышления в философии и богословии. Под А. веры Пшивара, опираясь на экзегезу формулы «даров» (ναλογα τς πστεως - Рим 12.

http://pravenc.ru/text/114698.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010